В каждого из нас с детства закладывается стремление достичь идеала. В нём заключена движущая сила нашего развития, однако здесь же таится и огромная опасность, так как вполне возможно слишком увлечься этой игрой и не заметить, как появляется такая разновидность невроза, как перфекционизм, постепенно перерастающая в синдром отличницы.
Перфекционизм — стремление сделать всё правильно, предъявление к себе и окружающим завышенных требований. Но эта разновидность невроза совсем не единственное проявление синдрома отличницы, о котором пойдёт речь в этой статье.
Женщины, «заразившиеся» синдромом отличницы, постоянно загружены работой и разными делами. Они хотят всё проконтролировать, всех направить в нужном направлении, заранее продумать каждую деталь, чтобы избежать не только ошибок, но и неконтролируемых случайностей.
Результатом этого становится вечный перегруз и невозможность проявить все свои способности. «Отличницы» боятся ошибок, поэтому предпочитают либо постоянно что-то делать, доводя себя до изнеможения, либо отказываться от совершения важных действий.
Максимализм — ещё одна характеристика, сопровождающая «отличниц» по жизни. Этот синдром заставляет женщин продумывать каждое своё действие, чтобы не оступиться. Больше всего они опасаются того, что им публично укажут на ошибку.
Но это совсем не означает, что наказания не последует и в том случае, если «отличница» сможет утаить от окружающих свой промах, поскольку начнутся внутренние терзания и угрызения совести, которые перекрывают дорогу к смелым и самостоятельным действиям.
Итогом максимализма становится отказ от замужества и высоких должностей.
«Отличницы» зацикливаются на мелочах, разбираясь в деталях. За ними они не могут разглядеть целого, а иногда именно умение обозреть проблему целиком позволяет её решить.
Невозможно всё продумать до мелочей. Такая мелочность приводит лишь к тому, что отношения лишаются искренности и спонтанности, ускользает возможность простого общения с человеком.
Чтобы соответствовать высоким стандартам, «отличницы» выбирают себе образец для подражания и стремятся полностью его скопировать. Однако это приводит лишь к тому, что женщина теряет своё «я» и собственную индивидуальность.
Вокруг себя «отличницы» замечают только плохое, ведь окружающие не идеальны, а 90 процентов их поступков могут вызвать лишь осуждение. Отсюда вырастают корни постоянных конфликтов.
Близкие люди не хотят быть такими же требовательными к себе, они приземлённые и безалаберные. Именно такой вывод делают женщины с синдромом отличницы. При этом они не молчат и постоянно указывают окружающим на их промахи и недостатки.
Однако жизнь свидетельствует лишь о том, что так невозможно исправить людей. Постоянные указания как нужно и как не нужно делать приводят только к конфликтам.
Стремление к совершенству также приводит к тому, что дело, которое можно сделать за десять минут, «отличницы» делают за час или два. Если при этом женщина делает карьеру, то у неё не остаётся времени на то, чтобы найти спутника жизни. А если, наоборот, «отличница» вышла замуж, то у неё нет ни одной свободной минуты на то, чтобы заняться своим социальным и профессиональным развитием.
Женщины-отличницы никогда не могут достичь идеального результата, потому что такого в природе не существуют. Но поскольку удовлетворения результатом нет, начинается самобичевание.
Самокритика и самоанализ необходимы, но когда они переходят в самобичевание, человек начинает убеждать себя в собственной ничтожности и лишается внутренних ресурсов, необходимых для улучшения себя и своей жизни.
Напряжение, которое испытвают «отличницы», приводит к проблемам со здоровьем. Учёные экспериментальным путём выяснили, что предъявление завышенных требований к себе и окружающим становится причиной физических и эмоциональных расстройств.
Женщины с синдромом отличницы рискуют заполучить
Стоит ли дожидаться, когда этот букет болезней расцветёт пышным цветом? Конечно же, нет. Помочь себе можно самостоятельно.
Прежде всего, нужно осознать, что люди не рождают для того, чтобы достигать высот на пределе своих возможностей. Они рождены, чтобы жить, реализовать себя и достигать собственных целей, а не становиться идеальными во всём и ориентироваться на потребности других.
Синдром отличницы закладывается в детстве, но оно уже прошло и теперь нужно стать самостоятельной личностью, которая способна выбирать, как ей действовать. «Отличницам» со стажем психологи рекомендуют:
В нашей жизни и без того всё непросто, чтобы её усложнять ещё больше чрезмерными требованиями к себе и окружающим. Помните об этом, когда вам вдруг захочется достичь совершенства во всём!
thewomen.kz
В XXI веке общество подстёгивает нас быть лучше, выше, сильнее. Кажется, только так можно сделать карьеру и стать успешной, а ещё при этом не мешало бы отлично выглядеть (не хуже топ-моделей), быть идеальной женой, мамой, домохозяйкой и иметь модное хобби. Если вы замечали в себе желание всё делать идеально, на пять баллов, получить похвалу, болезненно относитесь даже к конструктивной критике, то вы страдаете довольно популярным в наше время синдромом – синдромом отличника. How to Green рассказывает, откуда этот синдром берётся и как от него избавиться, чтобы он не портил вам жизнь.
Казалось бы, школа и оценки в дневнике уже давно позади. Однако девушки, страдающие синдромом отличника, по-прежнему хотят быть хорошими девочками и жаждут получить пятёрку. «И не мешало бы услышать похвалу от "учителя" (начальника, мужа, мамы)», – думают они.
Синдром отличника может включать такие качества, как высокие требования к себе и окружающим, упрямство, стремление всё сделать на пять с плюсом, страх совершить ошибку, болезненное отношение к критике, гиперответственность, желание всё контролировать.
«Все мы родом из детства», – считал Фрейд, вот и синдром отличника кроется там же. Если ребёнок не получал поддержки от родителей, то мог завладеть их вниманием, стараясь стать лучшей версией себя: побеждать на олимпиадах и спортивных соревнованиях, быть лучшим учеником в школе и любимцем учителей. Так, ребёнок (может быть, даже неосознанно) получал столь необходимое внимание и одобрение родителей. Особенно комплекс отличника свойственен тем детям, чьи родители частенько сравнивают их с другими детьми. Именно поэтому отличники всё время стараются сделать всё лучше других, зачастую даже в ущерб себе. Поговорка «лучшее – враг хорошего» актуальна и здесь.
Перфекционизм и синдром отличника (часто они идут рука об руку) оказывают негативное влияние не только на ментальное, но и на физическое здоровье человека. Так, проведённое в США исследование зафиксировало у перфекционистов и людей, подверженных синдрому отличника, более высокий (на 51 %!) риск смерти, чем у людей, не страдающих данным синдромом. Это можно объяснить тем, что перфекционисты и «вечные отличники» тратят столько времени на то, чтобы выполнить задания совершенно, что пренебрегают своим здоровьем, а также провоцируют возникновение стрессовых ситуаций.
Если раньше синдром отличника рассматривали как часть перфекционизма, то в последнее время психологи склонны выделять его в отдельный синдром. Качества, которые мы указали выше, могут проявляться как у тех, кто страдает перфекционизмом, так и у тех, кто страдает от синдрома отличника. Различает их то, что «отличники» и «отличницы», в отличие от перфекционистов, постоянно cомневаются в собственных действиях и очень боятся совершить ошибку, то есть не оправдать родительских ожиданий.
Страдающие этим синдромом хотят достигнуть высоких результатов во всех областях своей жизни, а не только в конкретной (скажем, рабочей) сфере деятельности. Они делают ставку не на собственную оценку результатов, а на оценку других людей, что, конечно, подрывает их уверенность в своих силах. Cамое опасное в этом – то, что человек с синдромом отличника не в состоянии адекватно оценивать собственную деятельность. Более того, любые мнения, рекомендации, советы, наставления воспринимаются им как критика и поэтому сразу отвергаются.
P. S. Автор этой статьи знает тему не понаслышке. Отличница в школе (хотя школу давно закончила), она до сих пор страдает синдромом отличницы, поэтому, работая над этим материалом, дорабатывала, перечитывала, исправляла и всё никак не могла отправить статью редактору...
Говорят, бывших отличников не бывает. Но если данное качество мешает вам жить полной жизнью, попробуйте поработать с этим синдромом с помощью наших советов. Если вы заметили в себе черты характера, которые выдают в вас отличницу, то это уже хорошо: осознание проблемы – первый шаг на пути к её решению.
howtogreen.ru
Наш эксперт – детский психолог ГБУ СОШ № 113 г. Москвы Анна Кузьменко.
Такой ребёнок стремится быть первым любой ценой. Он болезненно воспринимает любую критику. Для него не существует других оценок, кроме высшей, четвёрка – это катастрофа вселенского масштаба. Он не терпит похвалы в чужой адрес, поскольку хвалить разрешено только его. Этот ребёнок страдает синдромом отличника, который начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.
Причин развития синдрома отличника может быть несколько.
Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. В новом коллективе он встречает людей, которые тоже учатся хорошо, но для них высший балл – не самоцель. Наш отличник чувствует серьёзную опасность. Он будет невероятным трудом добиваться успеха, защитит кандидатскую диссертацию, его по-прежнему будут всем ставить в пример. Затем из отличника он превратится в перфекциониста: каждый его шаг, слово должны быть выверены до мелочей. И вот перфекционист выходит на работу. Горе его коллегам, которые что-то выполнили не вовремя или не в полном объёме. Впрочем, именно чужие неудачи будут доставлять ему удовольствие.
Если такой человек сможет подняться по карьерной лестнице и окажется в статусе руководителя, штат его подчинённых будет регулярно меняться, потому что соответствовать уровню начальника-перфекциониста сложно. Он задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Того же он будет требовать от подчинённых. Сотрудники, не готовые работать в таких условиях, будут искать новую работу, ведь даже самая высокая зарплата и престижная должность не заставят обычного человека работать в ущерб себе.
Ребёнку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами – нет свободного времени и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, в коллективе их называют ботаниками. О них вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу.
Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. Очень часто у таких детей начинаются тики – частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук, например. Родители сталкиваются с тем, что каждая не высшая оценка провоцирует у ребёнка истерики, плохой сон и массу других проблем. В таких ситуациях уже не обойтись без консультации психоневролога, который может назначить медикаментозное лечение.
www.aif.ru
Илья Базенков
Некоторые родители полагают, что детей,как сосуды, можно наполнить своиминесбывшимися мечтами и стремлениями.Майкл Николс(психолог)
Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь. Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.
Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?
Ребенок пришел из школы.
- Как дела в школе?- Я сегодня по истории четверку получил.- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.
Ребенок наводил порядок у себя в комнате.
- А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.
Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.
- Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.
Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.
Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.
Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА
- повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;- постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться; - склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;- первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать; - застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных; - постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.
Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.
ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА
1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.
2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.
3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».
4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".
Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе. Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата. А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.
Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.
Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.
Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.
Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется». Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.
В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!
Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:
1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.
2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.
Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте "Интеллект, успеваемость и профессиональная успешность."
Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.
Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.
А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).
Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.
И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.
Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь.
Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.
В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.
Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.
Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?
1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.
«Очень хорошо, что ты получил пятерку».«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».Чувствуете разницу?
2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.
3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.
4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.
5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.
6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.
Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?
Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?
1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.
2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.
3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.
4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.
5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.
6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять.
Помочь во всем этом может психолог.
psylife.org
Синдром отличницы – это особый вид психического расстройства, при котором дети и многие взрослые преувеличивают и идеализируют свои возможности. В конечном итоге недуг может привести к неврозу, апатии и затяжным депрессиям.
Чаще всего синдром встречается в юном возрасте во время обучения ребенка в школе. Малыш старается получать одни «пятерки» и очень расстраивается, когда происходит иначе. Но если в детстве болезнь еще поддается лечению, то избавиться от нарушения у взрослых становится намного сложнее.
Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:
Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.
Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.
Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.
Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от оценок, званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.
В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:
Синдром отличника можно разглядеть уже в детском возрасте. У ребенка появляется:
Все эти симптомы можно заметить и во взрослой жизни. Человек постоянно стремиться быть идеальным во всем: внешность, характер, карьера. Но зачастую все эти попытки остаются только лишь желаниями.
Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования. Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента. В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.
Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.
Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.
Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:
Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.
Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.
В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.
Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:
Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.
В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:
Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье. Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу. Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу.
Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки. При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру.
Лучшая профилактика данного недуга – это его отсутствие. Уже при первых симптомах заболевания родители должны проконсультироваться со специалистом и начать соответствующее адекватное лечение. Прежде всего стоит прислушаться к себе, оценить свое поведение и общение с ребенком, а также подумать о том, какие причины могли привести к развитию синдрома отличника.
Больным необходимо понять, что совсем не обязательно быть постоянно лидером. Жизнь прекрасна и без абсолютных побед во всех начинаниях. Нужно научиться расставлять приоритеты и принять то, что есть люди, которые могут делать что-то лучше. И это совершенно нормально.
Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.
Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после — заканчивают жизнь самоубийством.
sindrom.info
Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.
Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.
Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.
Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.
Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник не решится взяться за дело, если не будет на 100% уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.
Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.
Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.
polzavred.ru
Перфекционизм, излишняя требовательность к себе, неприятие слабости, синдром отличницы, как говорят в народе, — одно из самых типичных и ярких проявлений нелюбви к себе. Вам это знакомо? Мне — да. Еще как.
Синдромом отличницы страдают далеко не только отличницы. Мне кажется, в том или ином виде эта проблема есть у большинства женщин. Другой вопрос — насколько сильно в вас укрепилась эта позиция? Насколько сильно вы верите, что любовь надо заслужить какими-то полезными действиями?
Просто в детстве нам показалось, что родители не будут нас любить, если мы будем плохо учиться/откажемся мыть посуду/не поступим в престижный ВУЗ и т.д. Лично я была абсолютно уверена, что моя ценность заключается в том, насколько родители могут мной гордиться перед другими. Есть чем гордиться? Отлично, молодец, доченька, ты снова лучше всех.
Самое смешное, что только после рождения собственной дочери я начала понимать, что все мои представления были в корне неверны. Что для своих родителей я — просто их родной ребенок. И только теперь я понимаю, что своего ребенка нельзя не любить, что можно на нем сорваться в силу разных причин (усталость, стрессы, собственная глупость), но не любить его нельзя. Что бы он ни делал. Как бы он не мешал спать. Как бы плохо не учился...
Но факт остается фактом. Даже сейчас, во взрослом возрасте, постоянно присутствует стремление все сделать правильно, быть образцовой женой, образцовой матерью и дочерью... Не прощать себе ошибки и слабости. Не разрешать себе совершать глупости... Как полюбить себя и избавиться от этой мании?
Вылечить синдром отличницы нелегко, но возможно. Только нужно начать двигаться маленькими шагами, не торопиться и не сделать из этого новую навязчивую идею... Ведь знаете, какая есть опасность? Можно активно начать «любить себя», стремясь выполнить сразу все упражнения идеально и постоянно ругать себя «Ах, здесь недостаточно хорошо сделала! Эх, опять поступила без любви к себе! Ну как так можно!»...
Запишите сферы вашей жизни, в которых синдром отличницы проявляется особенно ярко. Например, уборка дома. Про уборку я отдельно писала в этой статье. Или ухаживание за мужем. Или забота о ребенке. Или перфекционизм на работе... Теперь задайте себе волшебный вопрос «А если бы я любила себя?», подумайте, какие ваши действия не являются необходимыми. Например, совсем не обязательно каждый день гладить детские пеленки с обеих сторон (если для вас это — табу, выберите что-то другое, посильное вам). Теперь попробуйте один раз отказаться от этого действия, наблюдая за своими реакциями. То есть, сегодня вы не будете гладить пеленки. Но дело не в пеленках. Понаблюдайте за своими чувствами, осознайте все, что происходит внутри вас, какие мысли появляются, когда вы решаете не гладить пеленки? Обязательно запишите все свои мысли, ассоциации, воспоминания, опишите свое состояние... Обязательно запишите! Записывая, вы прорабатываете свои установки!
После того, как вы выговоритесь, вам может показаться, что ничего не изменилось. Но это не так. Внутри вас уже запустился механизм избавления от синдрома отличницы. Завтра, если захотите, можете погладить все пеленки. Но завтра выберите другое дело, от которого можно на один день отказаться... И тоже проработайте его. Главное — осознавать, осознавать свои мысли и чувства в этот момент, спокойно наблюдать за всем, что происходит внутри, ни в коем случае не осуждая себя! И записывать... Попробуйте выполнить это упражнение и поделитесь своим результатом.
Рекомендую, в качестве упражнения один раз не почистить зубы, один раз съесть что-то на ночь, один раз опоздать на пять минут на работу (если, конечно, у вас не чересчур строгое начальство) и осознавать свои эмоции... Полезно повторять при этом «Я люблю себя, одобряю себя и принимаю себя».
Да, синдром отличницы не исчезнет на следующий день... Но... Я уверена, что какие-то сдвиги все же должны произойти.
Любите себя! И позволяйте себе быть такой, какая вы есть!
pozdnyakova.org