Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Психические процессы важные для профессионального самоопределения


Психические процессы в профессиональном самоопределении

скачать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»

Психические процессы

в профессиональном самоопределении

Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №5-

Николай Яковлевич Забурунов

2012год

Класс: 8.

Предмет: технология

Тема: Психические процессы в профессиональном самоопределении

Цели: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Задачи:

Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

Повышение профессиональной грамотности учащихся.

Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

В результате изучения учащиеся должны:

знать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии.

уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. ХОД УРОКА Повторение пройденного материала:

Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

Вопрос. Давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии

Ответ: 1. незнание мира профессий

2. незнание себя

3.незнание правил выбора профессии

Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.

Изучение новой темы:

Мы подошли к теме урока:

Запись в тетради

«Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как: восприятие и ощущение, представление, воображение, память, внимание и мышление.

Все эти процессы позволяют намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения.

Чем лучше развиты психические процессы, тем поле способным является человек, тем большими возможностями он обладает.

Рассмотрим каждый из этих процессов.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувствительную) ступень познания человека об окружающем мире.

Ощущение –это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль.

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  1. Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук;
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
  1. Зрительное;
  2. Слуховое;
  3. Осязательное;
  4. Вкусовое;
  5. Обонятельное.
Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения.

Можно выделить следующие виды представлений:

  1. Временные;
  2. Пространственные;
  3. Визуальные;
  4. Абстрактно-логические.
Воображение – психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).

Память – способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него.

Виды памяти можно разделить на: произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание – направленность и сосредоточение на определенном объекте.

По степени активности человека в организации внимания различают:

- непроизвольное;

- произвольное;

- послепроизвольное.

Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Практическая работа:

Стимульный материал к методике исследования кратковременной памяти.

15 39 87 23
94 65 79 46
83 19 94 52

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц – хороший уровень.

- 6-9 единиц – средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Заключительная часть урока:

Подведение итогов: выставление оценок

Домашнее задание:

Упражнение «Деление квадрата»

Цель: определение уровня творческого воображения.

Инструкция: мысленно представьте себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями на три равные части. В нем проведены диагонали. Ответьте: на сколько частей разделена эта фигура? ( Ответ. На 10 частей.)

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- высокий уровень.

скачать

nenuda.ru

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Психические процессы

-Ощущение

-Восприятие

-Внимание

-Память

-Мышление

Ощущение - Отражение отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие - Отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.

Восприятие Зрительное Слуховое Осязательное Обонятельное

На успешность овладения профессией влияют особенности вашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте.

Произвольная память Непроизвольная

Словесно-логическая память Наглядно-образная

Оперативная память Долговременная

Внимание

Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Виды Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное

Мышление - особая форма отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления

hello_html_m5140ac2f.png

Мыслительные операции

hello_html_ma995c8f.png

Выявление уровня кратковременной наглядно-образной памяти

Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов таблицы. После того, как таблица будет убрана, вы должны нарисовать те образы, которые запомнили.

hello_html_15fe2ef2.png

Определение вида мышления

1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В – 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км. в час. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км. в час. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3. На столе 8 спичек, сложены в фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников. Как надо переложить четыре спички, чтобы получилось один квадрат и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг.). Но молотка нет. Как решить задачу?

Ответы:

  1. Только обложки, так как первая страница первого тома, при обычной расстановке книг соприкасается с последней страницей второго тома.

  2. 240 км.

  3. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить их в одной точке так, чтобы получить пирамиду.

  4. Вместо молотка использовать гирю.

Обработка результата

Если вы правильно и быстро решили первую задачу, то у вас хорошо развито образное мышление;

Если задачу вторую – логическое;

Задачи третью и четвертую – практическое мышление.

infourok.ru

Психические процессы в профессиональном самоопределении

Психические процессы в профессиональном самоопределении - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»

Психические процессы

в профессиональном самоопределении

Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №5-

Николай Яковлевич Забурунов

2012год

Класс: 8.

Предмет: технология

Тема: Психические процессы в профессиональном самоопределении

Цели: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Задачи:

Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

Повышение профессиональной грамотности учащихся.

Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

В результате изучения учащиеся должны:

знать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии.

уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. ХОД УРОКА Повторение пройденного материала:

Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

Вопрос. Давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии

Ответ: 1. незнание мира профессий

2. незнание себя

3.незнание правил выбора профессии

Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.

Изучение новой темы:

Мы подошли к теме урока:

Запись в тетради

«Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как: восприятие и ощущение, представление, воображение, память, внимание и мышление.

Все эти процессы позволяют намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения.

Чем лучше развиты психические процессы, тем поле способным является человек, тем большими возможностями он обладает.

Рассмотрим каждый из этих процессов.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувствительную) ступень познания человека об окружающем мире.

Ощущение –это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль.

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  1. Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук;
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
  1. Зрительное;
  2. Слуховое;
  3. Осязательное;
  4. Вкусовое;
  5. Обонятельное.
Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения.

Можно выделить следующие виды представлений:

  1. Временные;
  2. Пространственные;
  3. Визуальные;
  4. Абстрактно-логические.
Воображение – психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).

Память – способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него.

Виды памяти можно разделить на: произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание – направленность и сосредоточение на определенном объекте.

По степени активности человека в организации внимания различают:

- непроизвольное;

- произвольное;

- послепроизвольное.

Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Практическая работа:

Стимульный материал к методике исследования кратковременной памяти.

15 39 87 23
94 65 79 46
83 19 94 52

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц – хороший уровень.

- 6-9 единиц – средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Заключительная часть урока:

Подведение итогов: выставление оценок

Домашнее задание:

Упражнение «Деление квадрата»

Цель: определение уровня творческого воображения.

Инструкция: мысленно представьте себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями на три равные части. В нем проведены диагонали. Ответьте: на сколько частей разделена эта фигура? ( Ответ. На 10 частей.)

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- высокий уровень.

umotnas.ru

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

ТЕМА:

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РОЛЬ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Цели: раскрыть сущность психических процессов «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление»; познакомить учащихся с их характерными особенностями, их ролью в профессиональном самоопределении.

I. Работа над новым материалом.

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие, многие другие качества, признаки и свойства окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу - ощущению. Характерная особенность ощущений - их сиюминутность, непосредственность. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Подчеркнем еще одну отличительную черту этого психического процесса: благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений.

Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом [4].

Отдельные ощущения как бы привязаны к определенным органам чувств. Прикоснитесь ладонью к снегу - и вы сразу ощутите холод. Но когда несколько органов чувств начинают работать вместе, скоординированно, в нашем сознании возникает целостный образ предмета или явления.

Человек касается рукой снега, видит его сверкающую белизну, слышит его хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий запах свежего снега. И говорит себе: «Это - снег. Это - зима».

От ощущения он «поднимается» к восприятию. Надо сказать вот о чем: ощущение не требует от человека никакой активности. Оно «срабатывает» само по себе: даже спящий человек ощутит холод и запах как бы сам проникает в нос. А восприятие активно. Это выражается в словах. Для ощущений мы выбираем слова «видит», «слышит». Для восприятия нужны совершенно другие слова: «смотрит», «всматривается», «рассматривает», «слушает»...

В зависимости от того, какой орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное восприятие.

Способность к восприятию активно развивается в профессии. В Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов.

Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.

Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей.

Летчики и автотехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340, а нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами [17].

Из сказанного можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности вашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играет и такой психический процесс как память. Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. Указанные процессы памяти обычно протекают в произвольной и непроизвольной формах.

Если запоминание и удержание информации, а также ее воспроизведение происходят сами по себе, то говорят о наличии непроизвольной памяти. И наоборот, если человек ставит перед собой задачу запомнить какую-нибудь важную для него информацию, то тогда процесс запоминания будет произвольным.

Память способствует накоплению впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Память тесно связана с мышлением и восприятием, поэтому различаются словесно-логическая и наглядно-образная память.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании словесных формулировок, математических и физических формул, символов, теоретических положений.

Наглядно-образная память характеризуется лучшим запоминанием, воспроизведением и сохранением наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, природных явлений, оттенков цвета.

Безусловно, каждый человек использует как словесно-логическую, так и наглядно-образную память, но при выборе профессии необходимо учитывать, какая из них более развита. В зависимости от длительности сохранения информации различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

Так, оперативная память проявляется в процессе выполнения отдельных операций. Решая какую-либо задачу, ученику приходится удерживать в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока она не будет решена. При этом он использует и другие способы, хранящиеся в долговременной памяти. Таким образом, оперативная память - это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти.

В своей деятельности человек опирается на знания, которые содержит его память.

Инженеру постоянно приходится вспоминать формулы, правила расчетов, принципы решения технических задач. Врачу необходимо помнить названия и симптомы болезней, способы их лечения, названия лекарственных препаратов. Следует знать, что профессиональная деятельность предъявляет очень высокие требования к памяти специалиста.

Актер, выступающий на сцене, в отличие от школьника, отвечающего урок, не имеет права запнуться.

Учителю необходимо не только правильно излагать основное содержание материала, но и дополнять его разнообразными научными фактами, почерпнутыми из различных источников.

Вполне понятно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Эта упорядоченность в его деятельности обеспечивается благодаря вниманию. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира [12].

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизволъное внимание.

Наверное, легко определить, что такое непроизвольное внимание во время урока, когда все сосредоточенно выполняют задание учителя, а у кого-нибудь с парты падает с грохотом учебник. Как бы старательно ученик ни работал, он обязательно отвлечется на этот грохот: срабатывает механизм непроизвольного внимания. Учебник поднят, все слова сказаны, надо снова возвращаться к выполнению задания.

Иногда, чтобы сделать это, требуется весьма большое усилие воли: начинает действовать произвольное внимание. Но если задание, которое человек выполняет, его заинтересует, напряжение сразу же исчезает и он продолжает работать целенаправленно: включается послепроизволъное внимание [17].

Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением (схема1) [13].

Схема 1

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Концентрация - степень сосредоточенности на объекте Устойчивость - длительное сосредоточение внимания на объекте

Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др. Профессии: микробиолог, часовой мастер, хирург, скульптор, токарь и др. Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др. Профессии: воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др. Профессии:

оператор, педагог, водитель, наладчик и др.

ВА

Очень важное значение для успеха в любой, в том числе и профессиональной деятельности имеет устойчивость и концентрация внимания. Эти качества характеризуют глубину, длительность и интенсивность сосредоточенности на объектах деятельности. Способность к переключению внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, в переносе внимания с объекта на объект.

Работая за станком, токарь периодически переключает свое внимание с технологической карты и чертежа на обрабатываемую деталь, с механизма управления станком на инструменты и приспособления. Вместе с тем ему необходимо постоянно следить за режимом станка, что требует не только умения, но и навыка рационально распределять свое внимание.

Существует ряд профессий, в которых высокая ответственность за ошибку заставляет специалиста постоянно находиться в состоянии готовности к действиям. Такие профессии, как контролер, диспетчер, слесарь-сборщик, летчик, монтажник радиоаппаратуры, оператор, требуют устойчивости внимания на протяжении всего рабочего дня [12].

Огромное значение в профессиональной деятельности имеет мышление, которое представляет собой особую форму отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (схема 2).

Схема 2

Виды мышления Предметно-действенное

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

Наглядно-образное

Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы

Словесно-логическое

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями

Предметно-действенное - наиболее простая форма мышления, сопутствующая практической деятельности человека. При рубке дров, конвейерной сборке деталей и других подобных работах этот вид мышления проявляется наиболее полно. Он всегда основывается на обобщении опыта и потому способствует формированию более сложных видов мышления: образного и логического.

Представления и образы служат опорой профессиональной деятельности художников, конструкторов и представителей других творческих профессий, так как у них в наибольшей степени развито наглядно-образное мышление.

Словесно-логическое мышление наиболее характерно для математиков, программистов, инженеров, физиков-теоретиков, т.е. для тех, кто выполняет мыслительные операции с различными понятиями. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При возникновении любой проблемной задачи словесные рассуждения всегда опираются на образы. В то же время решение даже самой простой практической задачи требует словесно-логического обобщения. Вот почему так важно при выборе профессии знать особенности своего мышления.

Такое же важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализа, синтез, обобщение и абстрагирование (схема 3).

Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. Способность оперировать пространственными представлениями, так необходимая во всех сферах профессиональной деятельности, не обходится без включения большинства перечисленных мысленных операций.

Например, технический дизайнер при создании модели корпуса будущего автомобиля осуществляет мыслительные операции, сравнивает ее с известными образцами, анализирует их с точки зрения аэродинамических и технических характеристик, обобщает, классифицирует и, абстрагируясь от них, создает новый облик [12].

Основные понятия: ощущение, восприятие, виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное; память, виды памяти: непроизвольная, произвольная, словесно-логическая, наглядно-образная, оперативная, кратковременная, долговременная; внимание, виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; качества внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение; мышление, виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Вопросы и задания:

  1. Какова роль внимания в деятельности человека?
  2. Какие свойства внимания вы считаете необходимыми для избираемой вами профессии?
  3. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к образной или словесной памяти.
  4. В чем проявляются индивидуальные особенности памяти человека в его практической деятельности?
  5. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к практическому, образному и логическому мышлению.
II. Практическая работа.

• Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).

Схема 3

psihdocs.ru

Психические процессы в профессиональном самоопределении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»

Психические процессы

в профессиональном самоопределении

Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №5-

Николай Яковлевич Забурунов

2012год

Класс: 8.

Предмет: технология

Тема: Психические процессы в профессиональном самоопределении

Цели: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Задачи:

Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

Повышение профессиональной грамотности учащихся.

Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

В результате изучения учащиеся должны:

знать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии.

уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. ХОД УРОКА Повторение пройденного материала:

Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

Вопрос. Давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии

Ответ: 1. незнание мира профессий

2. незнание себя

3.незнание правил выбора профессии

Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.

Изучение новой темы:

Мы подошли к теме урока:

Запись в тетради

«Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как: восприятие и ощущение, представление, воображение, память, внимание и мышление.

Все эти процессы позволяют намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения.

Чем лучше развиты психические процессы, тем поле способным является человек, тем большими возможностями он обладает.

Рассмотрим каждый из этих процессов.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувствительную) ступень познания человека об окружающем мире.

Ощущение –это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль.

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  1. Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук;
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
  1. Зрительное;
  2. Слуховое;
  3. Осязательное;
  4. Вкусовое;
  5. Обонятельное.
Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения.

Можно выделить следующие виды представлений:

  1. Временные;
  2. Пространственные;
  3. Визуальные;
  4. Абстрактно-логические.
Воображение – психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).

Память – способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него.

Виды памяти можно разделить на: произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание – направленность и сосредоточение на определенном объекте.

По степени активности человека в организации внимания различают:

- непроизвольное;

- произвольное;

- послепроизвольное.

Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Практическая работа:

Стимульный материал к методике исследования кратковременной памяти.

15 39 87 23
94 65 79 46
83 19 94 52

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц – хороший уровень.

- 6-9 единиц – средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Заключительная часть урока:

Подведение итогов: выставление оценок

Домашнее задание:

Упражнение «Деление квадрата»

Цель: определение уровня творческого воображения.

Инструкция: мысленно представьте себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями на три равные части. В нем проведены диагонали. Ответьте: на сколько частей разделена эта фигура? ( Ответ. На 10 частей.)

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- высокий уровень.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Определение типа восприятия

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.

Существует 3 типа восприятия, каждый из которых сочетается с тем или иным видом памяти,

1. Конкретный тип восприятия сочетается с наглядно-образным видом памяти -особенно хорошо наглядные образы, цвета, звуки, лица, вкусовые ощущения и. т. п.

2. Абстрактный тип восприятия сочетается со словесно - логическим типом памяти - лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, идеи, формулы, логика доказательств, способы рассуждения и умозаключения

3. Эмоциональный тип восприятия сочетается с эмоциональным видом памяти, когда сохраняются, воспроизводятся пережитые чувства и ощущения

Ключ

К: 1 4 7 10

А: 2 5 8 11

Э: 3 6 9 12

Определение типа восприятия

1 - кукла, 2 - игра, 3 - дружба, 4 - буратино, 5 - глупость, 6 симпатия, 7 - толстяк, 8 - сходство, 9 - любопытство, ребёнок, 11 - непонимание, 12 - уверенность.

1 - письмо, 2 - просьба, 3 - радость, 4 - пионеры, 5 - новость, 6 -надежда, 7 - ящик, 8 - сообщение, 9 - грусть, 10 - ученики, 11 -поздравление, 12 - тоска.

1 - луг, 2 - приволье, 3 - удивление, 4 - девочки, 5 - движение, 6 - любопытство, 7 - парашют, 8 - событие, 9 - радость, 10 -подруги, 11 - отдых, 12 - огорчение.

1 - крыша, 2 - ловкость, 3 - неуверенность, 4 - кошка. 5 - гибкость, 6 - глупость, 7 - скворечник, 8 - разбой, 9 - смелость, 10 - труба, 11 - грабёж, 12 - беспечность.

1 - двор, 2 - спорт, 3 - обида, 4 - бабушка, 5 – игра, 6 - безразличие, 7 - мальчик, 8 - старость, 9 - страх, 10 – футболист, 11 - шалость, 12 - печаль.

1 - дорога, 2 - поездка, 3 - страх, 4 - лето, 5 - опоздание, 6 -уверенность, 7 - автомобиль, 8 - необходимость, 9 - сомнение, 10 - юноша, 11 - спешка, 12 - волнение.

1 - газета, 2 - приветствие, 3 - доброта, 4 - сквер, 5 - отдых, 6 -гордость, 7 - пешеход, 8 - ошибка, 9 - удивление, 10 - читатель, 11 - рассеянность, 12 - обида.

1 - мужчина, 2 - ловкость, 3 - радость, 4 - утка, 5 - гибель, 6 - надежда, 7 - спортсмен, 8 - полет, 9 - безразличие, 10 - натуралист, 11 - развлечение, 12 - горе.

1 - окна, 2 - момент, 3 - тоска, 4 - галка, 5 - покой, 6 - надежда, 7 -часы, 8 - жизнь, 9 - смятение, 10 - мостовая, 11 - безмолвие, 12 - радость.

1 - девочка, 2 - движение, 3 - удовольствие, 4 - собака, 5 - спутники, 6 - радость, 7 - лето, 8 - бег, 9 - опасение, 10 - тропинка, 11 - отдых, 12 - преданность.

1 - дворик, 2 - сходство, 3 - печаль, 4 - мальчик, 5 - разрушение, 6 - радость, 7 - забор, 8 - гибель, 9 - сожаление, 10 - зима, 11 -забава, 12 - тоска.

1 - бедняк, 2 - арифметика, 3 - тоска, 4 - сирота, 5 - учёба, 6 -сомнение, 7 - оборванец, 8 - наука, 9 - восхищение, 10 нищий, 11 - знание, 12 - надежда.

Исследование особенностей внимания

Произвольное внимание

(Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992).

Определите особенности своего произвольного внимания (внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием в контроле собственной активности).

Для этого начертите в тетради квадрат и разбейте его на 25 квадратиков (см. рис.). В течении 1,5 мин. перепишите в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого левого квадрата. Всего в таблице 25 чисел от 1 до 40.

Учитывается количество правильно выписанных чисел до первой ошибки. Если вы сумели правильно записать более 14 чисел, результат высокий, 11-14 - средний, менее 11 - низкий уровень развития произвольного внимания.

Устойчивость внимания

( Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992).

Определите устойчивость своего внимания (длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость внимания утом­ляемости и отвлечению).

С этой целью попросите кого-нибудь засечь время, в тече­ние которого вы сможете с помощью волевого усилия удержать вос­приятие рассмотренного выше рисунка только в одном положении: видеть только усеченную пирамиду, приближающуюся к вам, или только уходящую внутрь, удаляющуюся от вас.

Объем внимания

( Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992).

Определите объем своего внимания - наблюдательность (ко­личество объектов, которые человек может одновременно и отчётливо воспринимать).

Посмотрите на рисунок внизу в течение 1 сек. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.

Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

7

Проверьте свои записи и подсчитайте:

а) сколько фигур вы правильно запомнили;

б) сколько цифр вы правильно восприняли;

в) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.

Объём вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям.

Распределение внимания

( Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992).

Попросите кого-нибудь засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доск в обратном порядке: произносите 1, пишете 20; произносите 2. пишете 19 и т.д.

Подсчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания.

Распределение внимания

Корректурная проба Бурдона

(Богданова Т. Г. Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994)

Ход выполнения задания

Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и со­стоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом 5 ми­нут. Продолжительность каждой серии - 5 минут. В первой серии опыта учащиеся, просматривая текст, должны как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две бу­квы, а одну - обводить кружком: С, А, К. Для того, чтобы учиты­вать динамику продуктивности работы за каждую минуту, препо­даватель по истечении минуты говорит слово «черта». Учащиеся должны отметить вертикальной чертой на строчке то место, кото­рому соответствует момент произнесения преподавателем слова «черта» и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта уча­щиеся выполняют ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

Обработка результатов

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмот­ренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть за­черкнуты, а также неправильное зачеркивание.

На основании полученных количественных данных можно по­строить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количест­вом просмотренных элементов позволяет судить об уровне распре­деления внимания у учащегося. Кроме того, позволяет сделать за­ключение о характере динамики работы учащегося в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли утомление школьников при выполнении задания.

Концентрация внимания

( Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992).

Просматривая выданный текст строку за строкой слева направо, в течении 2 мин вычеркните как можно быстрее и без ошибок буквы «А» перед «Л» и «О» перед «М» (после окончания указанного времени поставьте вертикальную черту).

Посчитайте:

  1. сколько знаков вы успели просмотреть;

  2. сколько знаков вычеркнуто правильно;

  3. сколько знаков пропущено.

Концентрацию внимания определите по формуле: 1 – (2 / (2+3)),

где 1,2,3 – результаты по соответствующим пунктам.

Переключение внимания

( Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992).

  1. Учащимся предлагается показать по таблице арабские числа в возрастающем порядке от 1 до 25.

  2. Учащимся предлагается показать по таблице римские числа в убывающем порядке от XXIV до I.

  3. Учащимся предлагается показать по таблице попеременно арабские числа в возрастающем порядке, а римские числа в убывающем порядке: 1 – XXIV, 2 – XXIII, 3 – XXII и т.д.

7

IV

10

VI

22

24

XII

11

XIII

19

8

II

XVI

XIX

IX

I

20

XV

21

XXIII

3

17

6

XVII

VIII

18

12

XXIV

XIV

25

13

X

XX

1

VII

XXI

III

23

V

15

14

5

16

XVIII

XI

2

XXII

4

9

Переключаемость внимания определите по формуле: 3 - (1+2) / 48,

Где 1,2,3 – время ответов на соответствующие пункты задания. Чем меньше результат, тем лучше у вас развита переключаемость.

Концентрация внимания

Тест Пьерона – Рузера

(Практикум по общей психологии. Сост. Т.И. Пашукова и др. – Москва – Воронеж, 1996)

Вам предложен тест с изображенными квадратами, треугольниками, кругами и ромбами. По сигналу расставляйте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в круг – галочку, в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время – 1 минута.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

91 – 99

80 – 90

65 – 79

64 и меньше

1

2

3

4

5

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

За допущенные ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга, а если более 4 – на три ранга.

Исследование особенностей памяти

Логическая и механическая память

(Водопьянова Н. Е. и др. Программа занятий по психологии «Я в мире профессий». – СПб., 1992)

Прочитайте нижеприведенный ряд из пар слов (интервал между парой слов 3 сек.). Затем закройте слова правой половины ряда и подсчитайте количество правильно воспроизведенных слов. Такую же работу проведите со вторым рядом слов. Количество запомнившихся слов является показателем объема логической (1 ряд) и механической (2 ряд) памяти.

1. Пары слов с логической связью:

Замок - ключ

Корова - молоко

Щетка - зубы

Снег - зима

Перо - бумага

Голова - волосы

Книга - учитель

Уроки - школа

Яблоко - компот

Кукла - играть

Дерево - лист

Очки - глаза

Солнце - лето

Машина - ехать

Кофе - чашка

2. Пары слов без логической связи:

Гриб - диван Снег - стул

Спички - овца Синица - трамвай

Стакан - дрова Море - груша

Ложка - петух Зубы - компас

Ботинки - веер Клей - ворота

Жук - учитель Пирог - нога

Рыба - пожар

Карандаш - бабочка

Власть - чулки

Типы памяти

(Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Сост. Л. Н. Бобровская и др. – М., 2007)

Слуховое запоминание.

После того, как учитель прочитает слова, по его сигналу запиши запомнившиеся тебе в любом порядке.

Слова: липа, ножницы, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок.

Зрительное запоминание.

В течении 50 сек прочти и запомни 10 слов, записанных на доске. Запиши их по памяти в любом порядке.

Слова: сено, терпение, очки, река, тетрадь, закон, фантазия, ложка, птица, огонь.

Слухо-моторное запоминание.

Учитель прочитает слова, а ты «запиши» каждое обратной стороной ручки (вариант: шепотом повтори каждое). После прочтения запиши их в любом порядке.

Слова: стрекоза, пулемет, чайник, бабочка, пирог, хомут, свеча, тачка, журнал, малина.

Зрительно-моторное запоминание.

Перепиши с доски молча 10 слов на «черновик». Затем убери черновик и запиши запомнившиеся тебе слова в любом порядке.

Слова: шутка, дуб, курица, окно, газета, солнце, рыба, ноги, вода, голова.

Зрительно-слухо-моторное запоминание.

Учитель прочтет слова, а ты запиши их под диктовку на «черновик». Затем убери черновик и запиши запомнившиеся тебе слова в любом порядке.

Слова: берег, собака, парта, сапоги, сковорода, роща, книга, гриб, самовар, пальто.

Обработка данных.

Подсчитывается коэффициент памяти (С) для каждого типа отдельно по формуле:

С= п/10; где п – количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти характеризуется в соответствии с тем, из какого ряда было больше воспроизведено слов. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у тебя данный тип памяти.

Определение типа мышления

(сокращенный вариант)

Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Инструкция

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «-», если не согласны, то поставьте «-».

П - Д

А - С

С - Л

Н - О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

refdb.ru

Психические процессы в профессиональном самоопределении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»

Психические процессы

в профессиональном самоопределении

Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №5-

Николай Яковлевич Забурунов

2012год

Класс: 8.

Предмет: технология

Тема: Психические процессы в профессиональном самоопределении

Цели: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Задачи:

Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

Повышение профессиональной грамотности учащихся.

Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

В результате изучения учащиеся должны:

знать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии.

уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. ХОД УРОКА Повторение пройденного материала:

Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

Вопрос. Давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии

Ответ: 1. незнание мира профессий

2. незнание себя

3.незнание правил выбора профессии

Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.

Изучение новой темы:

Мы подошли к теме урока:

Запись в тетради

«Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как: восприятие и ощущение, представление, воображение, память, внимание и мышление.

Все эти процессы позволяют намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполнения.

Чем лучше развиты психические процессы, тем поле способным является человек, тем большими возможностями он обладает.

Рассмотрим каждый из этих процессов.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувствительную) ступень познания человека об окружающем мире.

Ощущение –это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль.

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  1. Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук;
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
  1. Зрительное;
  2. Слуховое;
  3. Осязательное;
  4. Вкусовое;
  5. Обонятельное.
Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения.

Можно выделить следующие виды представлений:

  1. Временные;
  2. Пространственные;
  3. Визуальные;
  4. Абстрактно-логические.
Воображение – психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).

Память – способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него.

Виды памяти можно разделить на: произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание – направленность и сосредоточение на определенном объекте.

По степени активности человека в организации внимания различают:

- непроизвольное;

- произвольное;

- послепроизвольное.

Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление – процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Практическая работа:

Стимульный материал к методике исследования кратковременной памяти.

15 39 87 23
94 65 79 46
83 19 94 52

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц – хороший уровень.

- 6-9 единиц – средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Заключительная часть урока:

Подведение итогов: выставление оценок

Домашнее задание:

Упражнение «Деление квадрата»

Цель: определение уровня творческого воображения.

Инструкция: мысленно представьте себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями на три равные части. В нем проведены диагонали. Ответьте: на сколько частей разделена эта фигура? ( Ответ. На 10 частей.)

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- высокий уровень.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru