Рискография невротиков
Поскольку наше время изобилует различными неблагоприятными факторами, приводящими к тем или иным сдвигам психики любого живого человека, будь то топ-менеджер, современный бизнесмен или обыкновенный служащий, необходимо ознакомиться с типичными картинами проявлений неврозов. Своевременная диагностика у объекта этих болезненных симптомов поможет эффективнее выработать и реализовать необходимую линию поведения при контакте. Кроме того, склонность каждого человека к тому или иному виду расстройства вооружает менеджера по персоналу соответствующей механикой взаимодействия.
Неврастеники
Неврастения - наиболее распространенный вид невроза. В переводе означающий «нервная слабость». Вызывается таким общераспространенным в рабочей среде причинами, как переутомление от чрезмерных нервных и психологических перегрузок и недосыпания. Основной симптом, который медики называют «раздражительной слабостью», проявляется, в первую очередь, в резкой возбудимости и повышенной истощаемости человека.
Из наиболее значимых поведенческих проявлений можно выделить такие:
- быстрая утомляемость и хроническая усталость,
- слезотечения, блеск глаз,
- несдержанность,
- нарушение сна,
- упадок аппетита. Вегетативные проявления:
- вазомоторы: внезапное покраснение/побледнение лица,
- повышенная потливость/сухость кожи, слизистых оболочек
- повышенный тремор кончиков пальцев. Мимика: маска растерянности и беспомощности. Речь: прерывистая.
Дыхание: учащенное, отрывистое.
Мыслительная деятельность: низкопродуктивная, расконцентрированность внимания. Эмоциональные реакции:
- резкие кратковременные перепады,
- внутреннее напряжение.
Что необходимо при работе с личностью с наклонностью к неврастении или откровенным неврастеником?
Истерики
«Истерия» заслуженно носит прозвище «Великой притворщицы», в силу чего симптоматика может иметь пеструю картину разнообразных проявлений. В основе истерии лежит осознание больным себя самого в качестве больного. Истерический симптом формируется на фоне остро развивающегося конфликта и поэтому как бы желателен и выгоден больному как средство выхода из конфликта. Истерия подразумевает уход в болезнь от психотравмы и представляет собой специфическую защиту от психотравмы человека со слабой психикой и повышенной чувствительностью.
Также можно говорить о «художественном типе», о хронической загипнотизированности истерика, незыблемым остается одно, истерик стремится воссоздать картину болезни. Чаще же всего ему лишь удается грубая имитации. Однако непосвященного человека изменения психики истерика поразят своей необычностью и своеобразием.
Поведенческие признаки:
Возможные проявление пуэрелизма - детского поведения, ложная деменция - слабоумие, при котором человек вдруг оказывается не в состоянии ни писать, ни считать, ни разумно отвечать на вопросы.
Для истерика характерно истерическое забывание всего того, что связано с психотравмой. «Сумеречное сознание» - нелепое поведение в ответ на сверхсильный неожиданный раздражитель, нередко с провалом памяти обо всем случившемся, включая сам факт психотравмы. Что можно сделать или на что необходимо обратить внимание управленцу или менеджеру по персоналу, чтобы как можно лучше понять человека с подобным заболеванием и редуцировать тем самым риски, которые могут возникнуть по его вине.
Ситуация обостряется «игрой на публику». Достаточно удалить всех посторонних и не реагировать на припадочного, как истерия мгновенно заканчивается. С утратой желательности припадка пропадает и он сам.
Психастеники
Психастеника отличает ослабление нервной системы в результате длительного истощения, например физическим или нервным переутомлением. Основные проявления психастеника: утрата чувства реальности, выражаемая в утере способности мыслить критически, оценивать текущую ситуацию, дезориентация в окружающей обстановке. Окружающее воспринимается сквозь дымку. Психастеник не может провести четкую грань между своим внутренним миром и внешними реалиями. Объект постоянно в плену своих грез, воспоминаний, мечтаний. Все это кажется более ярким чем события реальной жизни. Самооценка поступков снижена, они воспринимаются как во сне, характерный симптом психастинии - чувство собственной неполноценности. Психастеник нерешителен, полон страха, сомнений, тяжелых предчувствий. Преобладают тревожно-мнительные настроения.
Мышление монотонно, лишено эмоциональной окраски, характерны постоянные философствования по самому незначительно поводу. Любое решение болезненно и сопряжено с массой сомнений и противоречивых мыслей.
В плане рабочих качеств наблюдается разбросанность, неумение сконцентрироваться. Психастеник заменяет действия внутренней работой: постоянно колеблется в выборе решения, взвешивает разнообразные «за» и «против», ищет немыслимую аргументацию, все это прикрывается мудрствованием, самокопанием и бесплодными рассуждениями. Как правило на них и тратятся все силы. В плане воздействия на такого работника или взаимоотношений с ним, возможности ограничены. Прогресса во взаимодействии с психастеником можно достичь, только двигаясь по пути отвода его от работы. Однако и здесь возможен подводный камень. Такой объект, постоянно трепыхающийся, может сегодня утром дать одну информацию, а вечером сделать что-то такое, что убьет ее ценность. И, если менеджеры забудут, с кем имеют дело, никогда они не смогут понять причин подобного поведения.
Если все же этот работник, человек нужен по каким-либо причинам, то можно распрощаться с надеждой быстро выполнить задание. Пошаговое размеренное взаимодействие от малого к чуть большему - это, похоже, предел мечтаний. Необоснованность опасений психастеника весьма четко осознается им. Вся заковырка состоит в том, что он не может им противостоять. От управленцев, менеджеров потребуется рассеять сомнения, а этого можно достичь только пробными шажками. ННС: Невроз навязчивых состояний
Человек, подверженный нервозам навязчивых состояний, несет в себе заряд внутренних навязчивых представлений, мыслей, страхов, действий. Все это субъективно неопределимо. Даже на фоне совершенно однозначного понимания несостоятельности сомнений. Худшее проявление видится в ситуации сомнений и опасений, мучительном состоянии неуверенности в правильности того или иного действия. Даже если действия уже совершены, человек-носитель ННС достанет всевозможными проверками, требуя дополнительных доказательств правоты.
Наиболее развитые проявления ННС - страхи и фобии: боязнь попасть в немилость коллектива, «под статью». Навязчивые действия носят характер преодоления таких фобий. Человек чувствует нелепость и необоснованность страхов, но не может их превозмочь.
Поверхностные проявления склонного к нервозу этого вида объекта могут выглядеть как выполнение немотивированных повторяющихся действий, например перед каждыми переговорами объект расставляет приборы на столе в определенном порядке, потирает руки, поводит головой или осуществляет специфические мимические движения, например, гримасничает.
ННС протекает волнообразно. Болезненные симптомы то нарастают, то ослабевают. Если попасть в ниспадающую волну - считайте, что повезло. Резкое нарастание интенсивности болезни такого работника может свести на нет все предварительные усилия. Также необходимо избегать прессинга. Если невроз вызван конфликтной ситуацией и ее спровоцирует кто-то из окружающих, с кем это работник ведет дела, то он просто замкнется в себе.
Патологическое поведение
Рискография и подходы
Внешние условия в меньшей мере повинны в возникновении патологического процесса в личности, нежели изначально заложенные биологические программы, и сама патология необязательно предполагает регресс - возвращение к более примитивному уровню развития. Полезно своевременно различать проявления патологии от того, что принято понимать пограничным состоянием психики - то есть слабых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условных границ между здоровьем и патологией. Нас в первую очередь интересуют такие проявления, как обострения психических нарушений в экстремальных ситуациях. Практическая ценность такого подхода позволяет: во -первых, рассматривать любого человека в качестве потенциального носителя той или иной патологии. Всегда надо помнить простую истину: каждый человек имеет внутреннюю предрасположенность к определенному психозаболеванию. (Иными словами, все люди немножко «не в себе», а в среде предпринимательства такого - совсем не немножко.)
Выбор воздействия, гарантирующего эффект его применения, зависит от того, насколько будет возможно распознать эти наклонности. Поскольку каждый тип заболевания подразумевает соответствующее обращение с пациентом, клиническая картина явно выраженной болезни поможет сориентироваться как в наклонностях такого работника, так и в выборе соответствующего поведения с ним.
Частый гость людей, постоянно пребывающих в тревоге, переутомляющихся и нервно-напряженных, - навязчивые состояния, выражающиеся во внезапном одолении человека тягостными мыслями.
Навязчивые состояния
Вызываются представлениями, побуждениями к определенному действию. Эмоционально неприятные, часто они осознаются как чуждые, болезненные, что не мешает им систематически принуждать человека к выполнению вполне конкретных действий: бесконечно намывать руки, считать количество глотков, суммировать цифры номеров автомобилей, постоянно поправлять галстук или прическу и проч. Эти действия смягчают внутреннюю напряженность. Симптомы неврозов, однако, встречаются и у нормальных людей.
Бреды
Бред - это несоответствующие истине представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного субъекта разуверить невозможно. По своему содержанию бредовых идей столько же, сколько и нормальных. Распознать бред можно исключительно по отношению человека к нему и иногда по сопроводительным аффективным реакциям страха, тревожности, ощущения надвигающийся опасности. Например, типичный параноидный бред преследования, у лиц криминального типа проявляется в том, что человек в каждом жесте и поступке окружающих видит сговор, подачу сигналов, слежку, он стремится спрятаться, систематически принимает меры по обнаружению и выявлению противников, проверки автомобиля, затемняет окна и включает полную громкость магнитофона для исключения прослушивания. Тонкая грань между патологией и нормальной жизнью.
Акцентуированные личности
Поскольку мы говорим, что каждый человек имеет предрасположенность к тому или иному расстройству, конкретное обнаружение подобных склонностей объекта имеет немалый вес для успеха его оперативной разработки. Так называемые акцентуированные личности, представляющие собой около 70 процентов населения Земного шара, как раз и являются пограничниками между здоровыми и больными.
Акцентуированные - это чрезмерное усиление отдельных личностных черт. Проявляется в избирательной уязвимости личности к определенным рода психогенным воздействиям при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. В отличие от психопатий, проявляющихся при любых обстоятельствах, акцентуация дает о себе знать лишь в сложных психогенных ситуациях, дающих нагрузку на слабое звено. Одним из распространимых проявлений является патологическое поведение. Поскольку существует зависимость между проявлениями, отражающими степень выраженности и направленность акцентуации в наблюдаемом вами поведении и тем, которое вы прогнозируете, отнесение вашего объекта к тому или иному типу акцентуированного имеет вполне однозначное прикладное значение.
. Гипертимный тип - постоянно приподнятое настроение, неуемная жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводя ни одного дела до конца, болтливость.
. Дистимный тип - чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных мыслях, склонность к депрессии, низкая активность.
. Экстравертированный тип - склонность поддаваться влиянию окружающих, маниакальный поиск новых впечатлений, повышенная контактность при сохранении ее поверхностного характера.
. Конформный тип - чрезмерная склонность к подчиненному положению и зависимости.
. Циклоидный тип (по типу циклоида-психопата) - склонность к резким перепадам настроения в зависимости от внешней ситуации. (Колебание циклов от нескольких часов до нескольких месяцев.)
. Астенический тип (астеник-психопат) - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, склонность к депрессии. (Повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью. Свойственны раздражительность, нерешительность.)
. Сензитивный тип - склонность к чувству неполноценности, робость, стеснительность.
. Шизоидный тип (по типу шизоида) - отторженность, замкнутость, отсутствие эмпатии (сострадания), эмоциональная холодность. В поведении свойственна неконтактность и даже избегание контактов, скрытность внешних проявлений. Легкая ранимость делает их поведение слабопрогнозируемым. Легконаблюдаемый внешний признак - угловатость движений.
.Параноидный тип (паранойяльный психопат) - повышенная раздражительность, стойкие отрицательные аффекты, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие. (Склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны. Идентификационные признаки: самоуверенность, отсутствие сомнений, гипертрофированные самооценки.)
♦ Эпилептоидный тип (эпилептоид)— недостаточная управляемость, импульсивность поведения (крайняя раздражительность с приступами смертной тоски, страха, гнева), нетерпимость и повышенная конфликтность (вплоть до скандальности). Жестоки, обидчивы, упрямы, нетерпеливы. Признаки идентификации: вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность.
♦ Психастеник - тревожен, неуверен в себе, склонен к навязчивым переживаниям и патологическим сомнениям.
♦ Истероидный тип (истерический психопат) - выраженные тенденции к лживости, фантазированию, вытеснению неприятных фактов и событий, стремлению привлечь внимание. Отсутствуют угрызения совести. Авантюристичен, тщеславен и имеет склонность уходить в болезнь при неудовлетворении потребности в признании. Оценка реальных событий всегда искажена в благоприятную сторону. Типичный идентификационный признак: театральность и манерность поведения.
♦ Неустойчивый психопат - основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию других.
Органический психопат - отличается врожденной умственной ограниченностью, что не мешает накапливать репродуктивные знания и умение держать себя в обществе, однако прокалывается на банальностях в суждениях. Абсолютно бесплоден там, где требуется инициатива.
megalib.com.ua
Нарушенное, то есть отклоняющееся от нравственных норм поведение должно быть объектом внимания юристов, педагогов, психологов. Психиатр, опираясь на медицинские критерии, может выступить в качестве эксперта для исключения патологии, дачи судебно-психиатрического заключения, не более того. Использование медиком (в частности, психиатром) моральных оценок для квалификации поведения в качестве нарушенного или не нарушенного представляется неправомерным. Применение моральных критериев к оценке бродяжничества, суицидного поведения, стремления к эмансипации, группированию и т.д. неверно методологически и непродуктивно так же, как и медицинская диагностика этих феноменов без учета контекста, в котором они выступают. Эти и другие присущие подросткам особенности поведения сами по себе не имеют патологического радикала и являются лишь возрастными формами реагирования.
В.В. Ковалев выделяет непатологические и патологические формы нарушенного поведения. Вторые, в отличие от первых, не имеют тесной связи с определенной микросредой (семья, школа), не имеют четкой психологической направленности, проявляются стереотипно повторяющимися отклонениями поведения, сопровождаются соматовегета- тивными и другими расстройствами невротического уровня и ведут к социальной дезадаптации. По мнению А.Е. Личко, патологическое поведение отличается тем, что возникает в самых разных ситуациях, вызывается самыми разными стимулами, повторяется по самым разным поводам, превышает определенный «потолок» нарушений, не преступаемый в норме даже в асоциальных подростковых группах. Страдая определенной умозрительностью, изложенные критерии оказываются малоэффективными в практической работе. Критерий соматовегетативных расстройств малоубедителен, так как плохой сон, раздражительность и истощаемость могут не только сопровождать отклоняющееся от нормы поведение, но и предшествовать ему, а чаще не выявляться или просто отсутствовать. Нарушения поведения часто оказываются не первичными по отношению к социальной дезадаптации, то есть не ведут к ней, а следуют за ней (сначала попадают в асоциальную компанию, бросают школу, а потом начинают пить, красть, грабить и т.д.). Для асоциального и антисоциального поведения характерно формирование устойчивых стереотипов, поэтому повторяемость отклоняющихся от норм поступков не может считаться признаком психической патологии.
Трудно опереться и на субъективную оценку психологической понятности или «дикости» поступка, в то время как социальной нормой становится поведение, явно превышающее «потолок» возможного в глазах нравственного полноценных людей. Разве изнасилование десяти или ста малолетних более болезненное явление, чем изнасилование одной? Чем большая подлость отличается от небольшой? Есть ли пределы низости и жестокости? «Приклеивать ярлык болезни во всех случаях особой жестокости — значит уводить в сторону от ее реальной оценки» (Н.Н. Тимофеев). Со свойственной ему лапидарной афористичностью Сергей Довлатов отметил, что «упадок гораздо стремительнее прогресса. Мало того, прогресс имеет границы. Упадок же — беспределен». Освобождение от цивилизационных и моральных запретов происходит явно с меньшими нравственными усилиями, мучениями и преодолениями, нежели превращение грешника в праведника. Это к вопросу о природе человека в принципе и «потолке» нарушений в частности. Да и само понятие «раскаявшийся грешник» довольно туманно, а хрестоматийные примеры из русской истории превращения в праведников разбойников, злодеев и душегубов (Опта, Козьма и др.) легендарны и потому сомнительны. У бессовестного совесть не проснется, ибо она не спит, а отсутствует изначально.
К сожалению, для разграничения патологического и непатологического предлагается использовать социальные, психологические, правовые критерии оценки феномена, не применяемые и не применимые для научно обоснованной медицинской диагностики. Еще раз подчеркну, что характер ситуации, повторяемость поступка, психологическая его направленность и понятность, «потолок», стимул, повод и пр. не являются медицинскими понятиями и, следовательно, не могут быть медицинскими критериями разграничения патологического и непатологического. Медицинские критерии изложены в разделе «Общая психопатология» учебников по психиатрии. Это расстройства восприятия, мышления, эмоций и прочие психические расстройства. Реальность же такова, что в современной международной классификации социально-психологические феномены без всяких оснований рассматриваются в качестве психических расстройств.
Применение социально-нравственных определений и оценок привело к неоправданному расширению понятия «нарушения или отклонения поведения» и отождествлению антиобщественного с психопатическим и психопатоподобным, в основе которых лежит не мировоззренческий, не моральный, а биологический дефект. Для оценки клинического состояния человека неважно, полезно окружающим его поведение или вредно. Психологическая понятность, моральная приемлемость или неприемлемость поступка как критерии патологии размывают и без того не очень четкую границу между болезненным и неболезненным. Нравственность и патология — вещи качественно разнородные. Термин «патологически нарушенное поведение» не наполнен клиническим содержанием, а потому пользоваться им следует с большой осмотрительностью, а лучше не пользоваться вовсе. В болезненном состоянии (при психическом расстройстве) мы имеем дело не с отклоняющимся, нарушенным, патологическим и т.д. поведением, а с поступками душевнобольного, диктуемыми искаженным восприятием мира и себя в этом мире.
В связи с этим трудно принять точку зрения, в соответствии с которой патологические нарушения поведения могут наблюдаться не только при болезненных состояниях, но и при акцентуациях, то есть у психически здоровых. Поведение — это образ действий, совокупность поступков. Поступку предшествует побуждение, которое может определяться желаниями, потребностями, особенностями характера, обстоятельствами, намерениями. Благие намерения не обязательно влекут за собой достойное поведение. Желания и страсти часто оказываются сильнее «нравственного закона внутри нас» (И. Кант). Говоря проще, чем желания сильнее, тем сговорчивее совесть. Что касается разума, то поскольку нейтрализовать или уменьшить желания невозможно, роль его либо в предостережении о последствиях (здесь разум выступает в облике страха), либо в оправдании и осуществлении желаний.
Таким образом, вне психоза поступок как способ реализации побуждения — следствие сложных взаимоотношений натуры, характера с совестью. Психопатия всего лишь фон как для про- так и для антисоциальных поступков, а отнюдь не их причина. Жестокость шизоида (если он жесток) проистекает не из холодности, а из нравственной установки.
Эпилептоид может разрядить дисфорию и агрессией, и пилкой дров, а истероидная личность может самовыразиться как суицидным шантажом, так и подвигом самопожертвования. Поэтому термин «патологический» не приложим к поступку и к поведению как совокупности поступков. Вне медицинского контекста поведение медицинским оценкам не подлежит.
Из вышесказанного следует сделать краткие выводы. Отклонения поведения прямой связи с психическими расстройствами не имеют. Стиль поведения, как правило, соответствует жизненной позиции подростка. Нарушения поведения (будь то насильственные или корыстные действия, алкоголизация, употребление наркотиков или бродяжничество) обычно сочетаются одно с другим, почти всегда совершаются в группе (должен ставиться коллективный диагноз?) и не специфичны для определенных нозологических форм и психопатологических синдромов. В связи с тем, что термин «нарушения поведения» не имеет клинического содержания, рассмотрение его в рамках патологических состояний, тем более выделение в качестве медицинского понятия лишено смысла.
Включение понятия «нарушения поведения» в психиатрическую номенклатуру знаменует собой отход от нозологического принципа. Отсутствие клинического подхода к проблеме отклоняющегося поведения обусловило выделение множества его вариантов в качестве психопатологических синдромов, превратив, таким образом, соответствующий раздел психиатрической номенклатуры (МКБ-10) в перечень социально-негативных форм поведения. Неоправданная экспансия психиатрии в социальную сферу имеет своим естественным последствием тенденцию к гипердиагностике психических расстройств, а следовательно, психиатрическую стигматизацию и неминуемые социальные осложнения для детей и подростков, не являющихся душевнобольными.
Отклонения поведения — это, за редким исключением, социальный феномен. Разграничение пределов компетенции медицинских и прочих социальных институтов должно быть достаточно четким, а внедрение психиатрии в смежные области знаний ограничено необходимостью, чувством меры и здравым смыслом.
www.03-ektb.ru
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
Патологическое опьянение — МКБ 10 F10.0710.07 Патологическое опьянение это острое, кратковременно протекающее психотическое расстройство, возникающее при приёме алкоголя (как правило, в небольших дозах). Представляет собой форму сумеречного помрачения сознания и… … Википедия
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Энциклопедия права
Поведение игроков (gambling behavior) — Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия
Патологическое накопительство — Комната человека, одержимого патологическим накопительством … Википедия
Патологическое опьянение — – редкий вариант острого психоза, протекающий с картиной сумеречного расстройства сознания или острого параноидного синдрома, который развивается после употребления небольших доз алкоголя и может наступить вслед за состоянием простого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ — – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Большой юридический словарь
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ — – временное расстройство душевной деятельности, возникающее при наличии соответствующего предрасположения в связи с приёмом алкоголя. Предрасположение к П. о. возникает под влиянием факторов, ослабляющих центральную нервную систему. К таким… … Советский юридический словарь
Просоночное состояние патологическое — – термин Г.В. Морозова (1988), обозначает сумеречное помрачение сознания с иллюзиями, галлюцинациями и автоматизированными действиями, возникающее в период пробуждения от сна. Поведение пациента в таком состоянии может представлять определённую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
F63.0 Патологическое влечение к азартным играм — Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Пациенты могут рисковать своей работой, делать… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology) — Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных… … Психологическая энциклопедия
dic.academic.ru
Мне было жаль его. Я спросил, почему он не ходит в школу. "О, - сказал он, - школа - это пустая трата времени. Я там ничего полезного не узнаю. У меня есть другие дела. Кроме того, все ребята делают из меня шута. Я ношу джинсы, и они надо мной смеются. Я говорю с южным акцентом, и они снова надо мной смеются. Я им не нравлюсь. И они не нравятся мне". У него были увлечения, но больше всего он "любил оставаться один и заниматься чем-то в одиночку". Именно так он и жил те 18 месяцев, что провел в Нью-Йорке. Он вставал в 9 утра и смотрел телевизор до 2 или 3 часов дня. Дома он был один. Мать уходила на работу. Я спросил его, что он думает о матери. Он ответил: "Ну, я должен жить с ней, поэтому, наверно, я ее люблю". Но он не выказал искренней привязанности к ней, также как и она к нему. (Sites, 1967)
Эти комментарии были сделаны инспектором, курирующим условно осужденных, по поводу его отношений с 13-летним подростком по имени Ли Харви Освальд, который находился под надзором за постоянные прогулы. Заметьте, что названная провинность - прогулы - была связана с его неприязнью к школе, насмешками со стороны сверстников, социальной изоляцией, отчужденностью и отсутствием эмоциональной близости даже с матерью. Этот пример показывает, как относительно обособленную проблему бывает трудно классифицировать относительно ее причин, проявлений и сопутствующих факторов. Здесь же мы сталкиваемся с несколькими ключевыми вопросами. Во-первых, как мы определяем, что нормально, а что - нет? Многие дети прогуливают школу на той или иной стадии подросткового периода. Во-вторых, когда незначительная трудность превращается в проблему? В данном случае, счел ли кто-нибудь, что прогулы Освальда в принципе могут привести к серьезным социальным проблемам или что они вызваны подобными проблемами? Наконец, почему патологические паттерны поведения некоторых детей относительно непрерывны, начинаясь в раннем детстве и продолжаясь в юности и зрелости, тогда как другие дети демонстрируют более изменчивые (прерывистые) паттерны развития и адаптации? Наконец, не присутствовало ли в поведении маленького Освальда нечто, способное подсказать, что годы спустя он убьет президента Джона Ф. Кеннеди?
Эти вопросы являются центральными для определения и понимания патологического поведения детей и гарантируют вдумчивое рассмотрение. Однако простых и быстрых ответов на них не существует. (Это должно быть хорошо знакомо тем из вас, кто специализируется на психологии ) Большая часть детских расстройств сопровождается различными патологиями в поведении и развитии, проявляющимися в разной степени: от более заметных и вызывающих тревогу (таких как прогулы уроков и плохое поведение) до более скрытых и привычных самим участникам ситуации (таких как семейные неурядицы или родительское неприятие).
Более того, специалисты в области психического здоровья, пытаясь понять недостатки детей, слишком часто непреднамеренно забывают об их достоинствах. Однако многие дети эффективно справляются с трудностями в тех областях своей жизни, которые не обращают на себя внимание специалистов именно из-за отсутствия патологий, и делают это несмотря на трудности, связанные со специфическими психическими расстройствами. Понимание взрослыми этих уникальных достоинств и способностей детей может облегчить помощь в адаптации. Кроме того, в некоторых случаях дети могут демонстрировать не крайние формы патологии или только ранние признаки возникающей проблемы, а не полностью проявленное расстройство. Поэтому, чтобы судить о том, что является патологией, мы должны тонко чувствовать стадию развития каждого ребенка и учитывать методы и способы компенсации трудностей, присущие каждому ребенку (Compas, Connor-Smith, Saltzman, Thompson & Wadsworth, 2001).
Детские расстройства, подобно расстройствам у взрослых, обычно рассматривают с точки зрения отклонений от нормы, однако остаются разногласия в отношении того, что считать нормальным, а что - патологическим. Читая следующие разделы, помните о том, что определение границ между патологическим и нормальным функционированием имеет в значительной мере произвольный характер, и что поступающие данные постоянно пересматриваются, для того чтобы наши представления были более точными и полными.
Изучение патологического поведения часто делает нас более осторожными в отношении описания поведения других людей. Чей стандарт "нормальности" мы используем, и кто решает, когда имеет место отклонение от этого произвольного стандарта? Отражается ли патологическое поведение в какой-то одной области, такой как настроение или поведение, или на всей личности?
Хотя не существует простых ответов на эти вопросы, но непридуманные трудности Джорджины требуют, чтобы мы пришли к определенному согласию в отношении того, что будем понимать под психическим расстройством. Независимо от того, имеем ли мы дело с детьми, подростками или взрослыми, психическое расстройство традиционно определяют как паттерн поведенческих, когнитивных, эмоциональных или физических симптомов, демонстрируемых индивидом. Подобный паттерн связан с одной (или более) из следующих характерных особенностей:
- Человек демонстрирует определенную степень дистресса, проявляющегося в чувствах страха или уныния.
- Его поведение указывает на определенную степень функциональной неспособности, или он страдает нарушением в одной или нескольких важных сферах деятельности, включая физическую, эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
- Дистресс и неспособность увеличивают риск дальнейших страданий или осложнений, например: смерти, боли, инвалидизации или значительной потери свободы (American Psychiatric Association [АРА], 2000).
Учитывая тот факт, что мы иногда демонстрируем временные признаки дистресса, нарушенной трудоспособности или патологического поведения, оказываясь в необычных обстоятельствах (таких как потеря любимого человека), это определение синдрома или паттерна исключает обстоятельства, когда подобные реакции являются вполне объяснимыми и уместными согласно понятиям нашей культуры. Кроме того, данные три особенности психического расстройства характеризуют лишь то, что индивид делает или не делает при определенных обстоятельствах, но ничего не говорят о причинах или значении ненормального поведения для конкретного лица. В отличие от такого подхода к определению психического расстройства, оценку нарушенного функционирования следовало бы дополнить оценкой сильных и слабых сторон личности в процессе ее развития. Поведение, мышление и физическое состояние ребенка являются важными составляющими при определении его способности к адаптации к конкретным условиям жизни.
Значимость отношений. Хотя патологию часто определяют как паттерн, демонстрируемый индивидами, зависимость детей от их окружения означает, что многие детские проблемы лучше описывать в ракурсе отношений, а не ограничиваться рамками индивидуального сознания. Многие из этих отношений, например отношения с членами семьи, включают в себя важные аспекты зависимости, заботы и доверия. Другие отношения связаны с более широкой социальной сетью сверстников и неродных взрослых, влияющей на формирование поведения ребенка. Дети в любом возрасте - это активные, полные жизни существа, которые влияют на свое окружение и подвергаются его воздействию, поэтому их психологический портрет почти всегда отражает подобные интеракции. Даже в случае тяжелых расстройств развития, таких как аутизм, реакции детей на окружение являются следствием взаимодействия их врожденных способностей научения и возможностей, обусловленных средой.
Ярлыки описывают поведение, а не людей. Очень важно помнить, что термины, используемые для описания патологического поведения, не изображают самих людей; они описывают только паттерны поведения, которые могут появляться, а могут и не появляться в определенных обстоятельствах. Мы должны всячески избегать распространенной ошибки отождествления человека с расстройством, которую отлично иллюстрируют такие выражения, как "отсталый ребенок" или "аутичный ребенок". Соответственно, в нашей работе мы проводим грань между ребенком и расстройством, используя такие фразы, как "Рамон - ребенок с психической отсталостью", вместо "Рамон психически отсталый". Дети, подобные Рамону, обладают множеством других качеств, которые не должны быть затенены общими характеристиками или негативными ярлыками.
Вдобавок, проблемы, с которыми сталкиваются дети, могут быть следствием их попыток приспособиться к патологическим или просто необычным условиям. Дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны адаптироваться к индивидуальному лечебному режиму и к негативным реакциям со стороны сверстников. Дети, о которых недостаточно заботятся или с которыми жестоко обращаются, должны научиться адаптировать свое поведение и регулировать эмоции по отношению к окружающим. Следовательно, основная цель использования терминов, таких как расстройство или патологическое поведение, для описания психического состояния детей и подростков, - помочь клиницистам и исследователям в описании, систематизации и вербализации результатов исследований комплексных проявлений, часто связываемых с различными паттернами поведения. Термины ни в коем случае не указывают на какую-то общую причину, поскольку причины патологического поведения почти всегда многочисленны и взаимосвязаны.
Вышеуказанный подход к определению патологического поведения схож с подходом, чаще всего применяемым при классификации и диагностике психических расстройств, согласно указаниям в DSM-IV-TR (АРА, 2000). Мы используем этот подход при формировании концепции и структуры настоящей книги из-за его клинической и описательной практичности. Однако, несмотря на прогресс в определении патологии и значительные улучшения в системах диагностики и классификации, неоднозначность по-прежнему остается, особенно в сфере принятия решений, неадекватного функционирования, конкретного ребенка (Richters & Cicchetti, 1993). Возможно, определенная степень неоднозначности неизбежна, поскольку в наименованиях категорий психического расстройства заключена изначальная лингвистическая многозначность и некие абстракции, а не одни научные данные. Границы между нормальным и патологическим состоянием провести нелегко. В настоящее время DSM-IV-TR является общепринятой диагностической системой, подтверждая свою полезность в профессиональном общении и стандартизации исследований и клинических знаний, касающихся детской патопсихологии. Мы рассмотрим DSM-IV-TR и существующие альтернативные классификации детских расстройств в главе 4 "Обследование, диагноз и терапия".
Определения патологического поведения ребенка должны принимать во внимание компетентность детей - то есть их способность адаптироваться в среде. Суждения об отклонении требуют знаний о достижениях детей в сравнении с достижениями их сверстников, а также знаний об их индивидуальном курсе развития. Фактически, изучение детской патопсихологии учитывает не только уровень неадекватного поведения, демонстрируемого детьми, но также то, насколько успешно они проходят этапы нормального развития. Как и в случае отклонения, критерии для определения компетентности могут быть весьма специфичными и узконаправленными, или, наоборот, исключительно пространными и широкими (Masten & Coatsworth, 1998).
Как мы узнаем, все ли в порядке у конкретного ребенка, и как мы, родители, учителя или специалисты, формируем свои ожидания? Знания об основных психосоциальных задачах в период детства и юности, называемых задачами развития, представляют собой важные сведения для оценки прогресса и нарушений в развитии ребенка. Эти задачи отражают несколько широких сфер компетентности, таких как поведение и успеваемость, и показывают, как дети обычно продвигаются вперед в рамках каждой сферы по мере взросления. Примеры задач развития приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Примеры задач развития
Возрастной период | Задача |
Младенчество - дошкольный возраст | Привязанность к родителямОвладение языкомОтделение себя от средыСамоконтроль и послушание |
Младший школьный возраст | Адаптация к школе (посещаемость, подобающее поведение)Академическая успеваемость (например: овладение навыками чтения, арифметики)Поддержание отношений со сверстниками (признание, установление дружеских отношений)Регулируемое правилами поведение (следование существующим в обществе правилам нравственного и социального поведения) |
Подростковый возраст | Успешный переход в среднюю школуАкадемическая успеваемость (овладение навыками, необходимыми для получения высшего образования или устройства на работу)Участие во внеклассной деятельности (например спорт, кружки)Формирование тесных дружеских отношений с представителями своего и противоположного полаФормирование устойчивого чувства собственной идентичности |
(Источник: Masten & Coatsworth, 1998.)
Например, поведение - одна из фундаментальных сфер - показывает, насколько успешно человек следует установленным правилам. Ожидается, что начиная с раннего возраста, дети начнут контролировать свое поведение и выполнять требования родителей. (Это не означает, что они всегда поступают именно так, но это уже другая тема для обсуждения!) Когда дети отправляются в школу, ожидается, что они будут следовать правилам, установленным в школе, дома и в обществе, даже при отсутствии непосредственного надзора (Mastern & Coatsworth, 1998). Аналогичное продвижение в развитии имеет место в сфере "я", в которой дети сначала научаются отделять себя от среды и постепенно формируют собственную идентичность и автономию. В обсуждении расстройств в последующих главах мы попытаемся, когда это возможно, сохранять баланс между информацией о патологическом поведении и информацией о компетентности и других достоинствах детей.
Почему у детей с аналогичным ранним опытом не возникают впоследствии похожие проблемы? И, наоборот, почему дети и подростки с одним и тем же расстройством иногда имеют совершенно разный ранний опыт или абсолютно разные семейные характеристики? Другой аспект суждений об отклонении связан с определением момента, когда аномальное поведение ребенка начинает превращаться в более узнаваемый паттерн, особенно когда поведение детей колеблется и заметно меняется по мере их развития. Следовательно, в дополнение к проведению грани между нормальной и патологической адаптацией в случае каждого расстройства мы должны учитывать временную связь между возникающими проблемами, скажем, в раннем детстве, и последующими расстройствами.
Путь развития имеет отношение к последовательности и временной привязке конкретных моделей поведения, а также к возможным связям между моделями поведения на протяжении определенного отрезка времени. Это понятие позволяет нам представить развитие как активный, динамический процесс, который может объяснить самые разные отправные точки и результаты (Cicchetti & Rogosch, 1996). Оно помогает нам понять курс и характер нормального и патологического развития.
Давайте взглянем на два примера путей развития, символически изображенные на рис. 1.1. С ребенком, изображенным в верхней части рисунка, дурно обращались в раннем возрасте. Такое обращение может заметно менять начальный курс развития, приводя впоследствии к очень непохожим и зачастую непредсказуемым результатам, таким как расстройства, связанные с приемом пищи, расстройства настроения или поведения. Этот пример иллюстрирует понятие мультифинальности (многоисходности), когда схожее начало пути (в данном случае - плохое обращение с ребенком) может приводить к разным результатам.
(а) Мультифинальность: аналогичный ранний опыт приводит к различным результатам.
Причина: Жестокое обращение в раннем детстве
Возможный результат:
- Расстройство, связанное с приемом пищи
- Расстройство настроения
- Расстройство поведения
- Нормальная адаптация
(b) Эквифинальность: различные факторы приводят к схожим результатам.
Результат: Расстройство поведения
Возможные причины:
- Генетический паттерн
- Семейные характеристики
- Особенности среды
Рис. 1.1. Пути развития: мульти- и эквифинальность.
В иных случаях дети могут начать путь развития с разными достоинствами и недостатками, обусловленными генетическими, семейными и психологическими влияниями, но впоследствии продемонстрировать схожие проявления психопатологии. Как показано в нижней части рис. 1.1, генетические паттерны, семейные характеристики и особенности среды, окружающей ребенка, могут объединяться, образуя единый путь, который ведет к расстройству поведения. Этот пример иллюстрирует понятие эквифинальности, которое означает, что схожие результаты проистекают из разного раннего опыта. Как мы увидим в главе 6 "Проблемы поведения", дети с проблемами в поведении могли иметь очень разный ранний опыт и подвергаться различным факторам риска, но впоследствии они демонстрируют схожие паттерны поведения. Рассматривая возможные пути развития, мы начинаем лучше понимать то, как проблемы детей могут меняться или оставаться неизменными долгое время (Sameroff, 2000).
Таким образом, многообразие возможностей появления у детей психических достоинств и недостатков - краеугольный камень детской патопсихологии. Поскольку не существует какой-то явной причинно-следственной связи для каждого детского и подросткового расстройства, следует твердо помнить о следующих допущениях (Cicchetti & Cohen, 1995b):
- Существует множество факторов, приводящих к патологическим результатам в случае каждого индивида.
- Эти факторы разнятся у индивидов, страдающих одним и тем же расстройством.
- Даже индивиды с одним и тем же специфическим расстройством демонстрируют особенности этого расстройства по-разному (например, некоторые дети с расстройством поведения агрессивны, тогда как другие могут портить вещи, воровать или постоянно обманывать).
- Пути, ведущие к любому конкретному расстройству, многообразны и взаимосвязаны, а не одномерны и статичны.
- Определение психического расстройства предполагает договоренность в отношении конкретных паттернов поведенческих, когнитивных и физических симптомов, демонстрируемых индивидом.
- Из-за того что ребенок зависит от окружающих, его психологические проблемы необходимо рассматривать с точки зрения отношений, а не исключительно с точки зрения его личного несовершенства.
- Термины, используемые для описания патологического поведения, не следует использовать в качестве ярлыков для описания людей.
- Описание патологического поведения требует суждения о степени неадекватности, опасности, а также дисфункциональности или нарушенности поведения человека.
- Разнообразие путей приобретения детьми достоинств и недостатков является краеугольным камнем детской патопсихологии. Многочисленные факторы, влияющие на патологическое поведение, могут меняться у одного и того же и разных индивидов со схожими расстройствами.
Психология bookap
- Исследования психических расстройств включают в себя попытки описать имеющиеся проблемы и возможности их решения, понять действительные причины расстройств и устранить или предотвратить их появление.
- Пути развития помогают определить курс и характер нормального и патологического развития. Мультифинальность означает, что различные результаты могут проистекать из схожих начал, тогда как эквифинальность означает, что схожие результаты могут проистекать из разного раннего опыта.
bookap.info
1) Medicine: abnormal behavior, dystropy
2) Engineering: pathological behavior
3) Makarov: dystrophy, pathological behaviour
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
Патологическое опьянение — МКБ 10 F10.0710.07 Патологическое опьянение это острое, кратковременно протекающее психотическое расстройство, возникающее при приёме алкоголя (как правило, в небольших дозах). Представляет собой форму сумеречного помрачения сознания и… … Википедия
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Энциклопедия права
Поведение игроков (gambling behavior) — Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия
Патологическое накопительство — Комната человека, одержимого патологическим накопительством … Википедия
Патологическое опьянение — – редкий вариант острого психоза, протекающий с картиной сумеречного расстройства сознания или острого параноидного синдрома, который развивается после употребления небольших доз алкоголя и может наступить вслед за состоянием простого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ — – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Большой юридический словарь
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ — – временное расстройство душевной деятельности, возникающее при наличии соответствующего предрасположения в связи с приёмом алкоголя. Предрасположение к П. о. возникает под влиянием факторов, ослабляющих центральную нервную систему. К таким… … Советский юридический словарь
Просоночное состояние патологическое — – термин Г.В. Морозова (1988), обозначает сумеречное помрачение сознания с иллюзиями, галлюцинациями и автоматизированными действиями, возникающее в период пробуждения от сна. Поведение пациента в таком состоянии может представлять определённую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
F63.0 Патологическое влечение к азартным играм — Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Пациенты могут рисковать своей работой, делать… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology) — Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных… … Психологическая энциклопедия
universal_ru_en.academic.ru
pathological behavior
Англо-русский словарь технических терминов. 2005.
Патологическое опьянение — МКБ 10 F10.0710.07 Патологическое опьянение это острое, кратковременно протекающее психотическое расстройство, возникающее при приёме алкоголя (как правило, в небольших дозах). Представляет собой форму сумеречного помрачения сознания и… … Википедия
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Энциклопедия права
Поведение игроков (gambling behavior) — Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия
Патологическое накопительство — Комната человека, одержимого патологическим накопительством … Википедия
Патологическое опьянение — – редкий вариант острого психоза, протекающий с картиной сумеречного расстройства сознания или острого параноидного синдрома, который развивается после употребления небольших доз алкоголя и может наступить вслед за состоянием простого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ — – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Большой юридический словарь
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ — – временное расстройство душевной деятельности, возникающее при наличии соответствующего предрасположения в связи с приёмом алкоголя. Предрасположение к П. о. возникает под влиянием факторов, ослабляющих центральную нервную систему. К таким… … Советский юридический словарь
Просоночное состояние патологическое — – термин Г.В. Морозова (1988), обозначает сумеречное помрачение сознания с иллюзиями, галлюцинациями и автоматизированными действиями, возникающее в период пробуждения от сна. Поведение пациента в таком состоянии может представлять определённую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
F63.0 Патологическое влечение к азартным играм — Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Пациенты могут рисковать своей работой, делать… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology) — Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных… … Психологическая энциклопедия
dic.academic.ru
med. abnormes Verhalten, pathologisches Verhalten
Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.
Патологическое опьянение — МКБ 10 F10.0710.07 Патологическое опьянение это острое, кратковременно протекающее психотическое расстройство, возникающее при приёме алкоголя (как правило, в небольших дозах). Представляет собой форму сумеречного помрачения сознания и… … Википедия
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Энциклопедия права
Поведение игроков (gambling behavior) — Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия
Патологическое накопительство — Комната человека, одержимого патологическим накопительством … Википедия
Патологическое опьянение — – редкий вариант острого психоза, протекающий с картиной сумеречного расстройства сознания или острого параноидного синдрома, который развивается после употребления небольших доз алкоголя и может наступить вслед за состоянием простого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПОВЕДЕНИЕ — – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Патологическое опьянение — (англ pathological intoxication) в судебной психиатрии временное расстройство психической деятельности, возникающее в связи с приемом алкоголя при наличии соответствующей предрасположенности. Предрасположенность к П.о. возникает под влиянием… … Большой юридический словарь
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ — – временное расстройство душевной деятельности, возникающее при наличии соответствующего предрасположения в связи с приёмом алкоголя. Предрасположение к П. о. возникает под влиянием факторов, ослабляющих центральную нервную систему. К таким… … Советский юридический словарь
Просоночное состояние патологическое — – термин Г.В. Морозова (1988), обозначает сумеречное помрачение сознания с иллюзиями, галлюцинациями и автоматизированными действиями, возникающее в период пробуждения от сна. Поведение пациента в таком состоянии может представлять определённую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
F63.0 Патологическое влечение к азартным играм — Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Пациенты могут рисковать своей работой, делать… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology) — Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных… … Психологическая энциклопедия
universal_ru_de.academic.ru