5 способов принимать правильные, Божьи решения. Как принять решение если сомневаешься православие


5 способов принимать правильные, Божьи решения

5 способов принимать правильные, Божьи решения

Каждый из нас ежедневно сталкивается с сотнями решений, начиная с того, что надеть, заканчивая тем, как вести себя в условиях кризиса. Мы все, вероятно, были в таком положении, в котором мы понимаем, что все пошло абсолютно не так, и мы склонны винить кого-то за то, что может быть последствием нашего собственного неправильно принятого решения.

В своем блоге под названием «Осознание неправильно принятых решений… и как это изменить» Триша Гойер предлагает пять советов, как мы можем улучшить наш процесс принятия решений, живя по-христиански.

Гойер говорит, что нужно начинать с вопроса: «С какого момента все пошло не так?» Может быть сложно спросить себя об этом, когда мы уже чувствуем отрицательные последствия этих решений. Гораздо менее болезненно переложить вину на других. Но ответить себе искренне на вопрос, почему ситуация сложилась именно так, в конечном счете, гораздо более выгодно в долгосрочной перспективе.

Вот пять пунктов, которых нам нужно избегать, если мы хотим позволить Богу помочь нам в принятии решений:

1. Решив сделать что-то, что сверх Ваших сил.

Гойер приводит пример: Вы едете за рулем в течение четырех часов подряд, несмотря на то, что Вы знаете, что должны остановиться и сделать перерыв. Из-за этого решения Вы разбиваете машину. Это хороший пример необходимости научиться устанавливать для себя ограничения: знать, что Вам по силам. Но, если что-то плохое случится, это также не означает, что все рушится. «Есть ли прощение в таких ситуациях?» — спросила Гойер. «Конечно, есть». Преодолеть последствия может быть сложно, но это также может стать уроком смирения.

2. Решив принять участие в чем-то, к чему Вы не имеете ни малейшего отношения.

Помощь другим является важной, но мы должны быть осторожными и не вовлекаться опрометчиво в ситуации, которые нас не касаются. Это, конечно, требует избирательности, что приводит к третьему пункту.

5sposo2

3. Слишком быстрое принятие решения. 

Вы можете часто сталкиваться с соблазном принятия решения слишком быстро, потому что вы хотите добиться прогресса как можно быстрее. Лекарство от этого заключается в том, чтобы напомнить себе о необходимости искать совета от Бога и от других до окончательного принятия решения.

«Только потом я обычно понимаю, что я исключила ключевых людей из круга своих советчиков», пишет Гойер. «Часто я не в состоянии молиться, искать мудрый совет и слушать Святого Духа, чтобы принять решение».

4. Слишком долгое принятие решения.

Это противоположно пункту номер 3, но его столь же важно попытаться избежать. Иногда мы сталкиваемся с тем, что видим слишком много вариантов решения проблемы. Это подавляюще, особенно для тех, кто любит взвесить все варианты и принять идеальное решение. Но ждать слишком долго, чтобы принять меры, также может быть признаком страха, и того, что это не от Бога. Когда мы колеблемся слишком долго, мы часто думаем слишком много о нашей собственной репутации и слишком полагаемся на наш перфекционизм, а не на Бога.

Наш портал в Facebook:

5. Реагировать неправильно, когда чьи-либо решения могут тоже на Вас повлиять.

Иногда бывают случаи, когда вы делаете все правильно, и негативные последствия присутствуют, потому что кто-то все испортил. Когда это происходит, классической человеческой реакцией будет озлобление, обвинение других. Но когда у нас есть выбор, как реагировать на подобные ситуации, мы можем позволить гневу и горечи взять над нами власть или мы позволим Богу действовать в этой ситуации?

Принимать мудрые решения не так просто. У нас нет справочника, простого для восприятия, но у нас есть Слово Божье, у нас есть руководство Святого Духа, и у нас есть обещание Бога, что каждый, кто просит у Бога мудрости, будет получать ее (Иакова1:5). Мы также можем просить мудрого совета у других. У нас есть нужные ресурсы, и мы можем быть уверены, что Бог может использовать любое обстоятельство, чтобы научить нас и приблизить нас к Себе.

Перевод Дарьи Дацко / cnl.news

Последнее пожертвование: 19.08 (Россия)

Теги: БогверующиевыборжизньнеудачаТриша Гойертрудностихристиане

1 539

ieshua.org

Христианский сайт - Принятие решений

Принятие решений (духовный опыт).

 

 

Как правило, все решения принимаются, где то там, в глубине души. Ни какой интуиции у людей нет, есть только дух и душа они и находятся в груди, где сердце. Поэтому любовные переживания и сердечные страдания это одно и то же.

Удивительно, но при этом всякие экономические обоснования и логические рассуждения имеют место быть больше для оправдания себя и убеждения остальных, как натягивание одеяла. Проекты, планы, предложения можно долго обсуждать… и «гумагу писать», но если не будет на, то воли Бога…! А в пустую работать не хочется… Простодушный как все ленивые, чтоб не переработать… типа умный - решил найти путь короткий и точный…учитывая историю человечества.

Современные верующие имеют кратко описанный духовный опыт, как первых монахов, так и средневековья. Суховато конечно и без комментариев. Однако в эпоху просвещения написано столько, что полки книжные прогнулись, и уже ни кто не оставил алгоритм принятия решений, а изучать все это многовато как то ...

Простодушный с детства помнил, что его бабушка говорила, если ей что то нужно то она открывала Новый Завет на произвольной странице и читала, пока сердцем ответ не получала (необычное чудо Библии). Святые пишут, о ежедневном постоянном чтении Нового Завета.

По молитвам к Ангелу хранителю или святому имя, которого носишь, звучит как то просто и пресновато на сегодняшний день подумал наш герой. «Ищите и обрящете…» и так в одном монастыре игумен имел такую духовную практику, если есть проблема и несколько путей решения надо три дня поститься молиться исповедаться и причаститься и остается, как правило, один путь. Уже ближе к универсальному подумал Простодушный. Но когда приходиться в день по десять раз принимать решение, находясь в цейтноте и постоянном потоке информации, а быть постоянно в посте и молитве не реально…

Надо расспросить Боголюбивый наш народ …

 

Начальник отдела сказал, что в течение дня у него на столе молитва последних Оптинских Старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля. Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.»

 

Начальник департамента добавил ко всему послание Серафима Вырицкого «От Меня это было». Этот текст отец Серафим Вырицкий адресовал одному из своих духовных чад - епископу, находящемуся в заключении. В нем - отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Это духовное завещание старца, обращенное ко всем нам.

PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорог в очах Моих, многоценнен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушение на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что-

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами, и неслучайно ты оказался на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что-

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и знал бы, что ты в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать в нужде твоей: "Ты не верь Господу Богу Твоему". Переживал ли ты ночь в скорби? Ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему,-

 ОТ МЕНЯ ЭТО ПОСЛАНО ТЕБЕ.

Я - муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открывал сердце свое, -

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познал ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от пререкания языков, Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне. Разрушились планы твои, поник ты душою и устал-

ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Ты создал себе план, имел свои намерения, ты и принес их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться и руководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты - только орудие, а не действующее лицо. Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские, и уныние охватило сердце твое, знай-

ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию выдаешь ропот и отчаяние, знай -

ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо, не ты ли возлагал заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли и ныне вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказался прикованный к одру твоему –

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Ибо Я хочу, чтобы познал ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптал бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонил бы главу твою под благость Мою о тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сам слег на одр болезни и немощи –

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, чтобы ты был на службе у Меня. Я хочу научить тебя осознавать, что ты - ничто без Меня. Некоторые из лучших сынов Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы. Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, и за это благословит тебя Господь Бог Твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, во всем Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой. В сей день в руки твои, дитя Мое, дал Я этот сосуд освященного елея, пользуйся им свободно. Помни всегда, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей будет помазано этим елеем –

 ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе, в сей день

ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Храни их, знай и помни - всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей,- ВСЕ ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО.

Заместитель генерального добавил, что он на совещаниях творит Иисусову молитву «Господи Иисусу Христе, сыне Божий буди милостлив, ко мне грешному» и таким образом отсекает все лишнее…и совещания проходят быстрее.

 

Генеральный директор вынужден принимать решения и потому ушел дальше он выписал, все, что сказал Иисус Христос и как заповеди держит перед глазами каждый день…. и находит, сердцем решение на любой вопрос.

Вот первая и наибольшая заповедь Господня: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37 – 40), – то есть эти две заповеди включают в себя все заповеди и Закон: начало, и середина, и конец заповедям и Закону эти две заповеди.

Третья заповедь Господня: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). «Если любите Меня… пребудьте в любви Моей» (Ин. 14, 15; XV, 9). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Сия есть заповедь Моя, пусть любящий Меня, любит и брата своего. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19).

Четвертая заповедь Господня: «...кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26).

Пятая заповедь: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).

Шестая заповедь: «Алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25, 35).

Седьмая заповедь: «Жаждал, и вы напоили Меня» (Мф. 25, 35).

Восьмая заповедь: «Был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25, 35).

Девятая заповедь: «Был наг, и вы одели Меня» (Мф. 25, 36).

Десятая заповедь: «Был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 36).

Одиннадцатая заповедь: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36).

Двенадцатая заповедь: «Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36).

Тринадцатая заповедь: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). «Я посреди вас как служащий» (Лк. XXII, 27). В продолжении сказанного апостол Павел много раз говорит об этих заповедях: «Братия, носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). И еще говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2, 4). И еще говорит: «В почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12, 10). И еще говорит: «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34).

Четырнадцатая заповедь Господня: «Не убивай» (Исх. 20, 13).

Пятнадцатая заповедь: «Не кради» (Исх. 20, 15).

Шестнадцатая заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14).

Семнадцатая заповедь: «Не лжесвидельствуй» (Исх. 20, 16).

Восемнадцатая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12).

Девятнадцатая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

Двадцатая заповедь: любите не только ближнего своего, но, как сказано, «Любите и врагов ваших» (Мф. 5, 44).

Двадцать первая заповедь: «Благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44).

Двадцать вторая заповедь: «Благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44).

Двадцать третья заповедь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44-45).

Двадцать четвертая заповедь: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Двадцать пятая заповедь: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39).

Двадцать шестая заповедь: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 40).

Двадцать седьмая заповедь: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10, 22, Лк. 21, 17).

Двадцать восьмая заповедь: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10, 23).

Двадцать девятая заповедь: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 41).

Тридцатая заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).

Тридцать первая заповедь: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19).

Тридцать вторая заповедь: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31,33).

Тридцать третья заповедь: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).

Тридцать четвертая заповедь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7).

Тридцать пятая заповедь: «Ищите, и найдете» (Мф. 7, 7).

Тридцать шестая заповедь: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7).

Тридцать седьмая заповедь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41).

Тридцать восьмая заповедь: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Тридцать девятая заповедь: «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» (Лк. 9, 3).

Сороковая заповедь: «Кто не отрешится от всего что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33).

Сорок первая заповедь: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 15, 5).

Сорок вторая заповедь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Сорок третья заповедь: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).

Сорок четвертая заповедь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Сорок пятая заповедь: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Сорок шестая заповедь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими» (Лк. 21, 34).

Сорок седьмая заповедь: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6, 25).

Сорок восьмая заповедь: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25).

Сорок девятая заповедь: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – говорит Господь, – тот сбережет ее» (Мк.8, 35).

Пятидесятая заповедь: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).

Пятьдесят первая заповедь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «И употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11, 12).

Пятьдесят вторая заповедь: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное» (Деян. 14, 22).

Пятьдесят третья заповедь: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Если б не было страдания и преодоления, то не давались бы венцы мужественным и сильным, и терпеливым. И если ради слов Христовых и ради заповедей Его умрем, то и оживем, по слову Его.

Пятьдесят четвертая заповедь. Сказал Христос Бог: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 15, 5) – и если ради Христа терпим всякие страдания и неудобства, то и царствовать с Ним будем.

Пятьдесят пятая заповедь. Сказал Господь Бог: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).

Пятьдесят шестая заповедь. И еще сказал Господь: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Пятьдесят седьмая заповедь. И сказал: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 19).

Пятьдесят восьмая заповедь: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18).

Пятьдесят девятая заповедь: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… если и горе сей скажете: поднимись … – будет» (Мф. 21, 21).

Шестидесятая заповедь: «Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Мф. 24, 35; Мк. 13,31; Лк. 21, 33).

 

Простодушный для себя еще решил включить отдельные положения из деяний Апостолов, на которых пребывал святой дух, и добавить сочинения Иоанна Златоуста, которому Ангел продиктовал 12 томов Богодухновенных трудов.

Малоизвестная подробность: Нетленное ухо, через которое Ангел передавал учение Иоанну Златоусту вместе с главой и в настоящее время находиться на Афоне, и открыто для всех православных мужчин.

На главную страницу

www.pravoslavie-alt.ru

Молитва / Православие.Ru

«Отче, — спросил я затворника, — я полагаю, что самая лучшая и единственно верная молитва это: “Да будет воля Твоя”. Что вы думаете об этом?»

«Я вполне согласен с тобой, Сереженька. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».

«Но как узнать — что есть Божия воля о нас?»

«Здесь есть три пути, — сказал отец Михаил. — Первый — это когда сами обстоятельства нашей жизни показывают нам, куда идти и что делать. Говоря в общем, следует избегать всего того, что лишает нас мира души: людей, книг, писем и занятий, порождающих в нас религиозные сомнения, уныние, обмирщение, гордость, — в то время как всё то, от чего возрастают вера, смирение, милосердие и утверждается мир в душе, должно быть поддерживаемо и развиваемо. Бывают, однако, обстоятельства, когда трудно решить, что делать. В таком случае самое лучшее — это получить совет нашего старца; но если у нас никакого старца нет, то мы можем посоветоваться с нашим духовником, или с любым священником, или даже с благочестивым и опытным мирянином. Мы, однако, не должны открывать душу всем, но только тем, кому доверяем и о ком знаем, что они люди Божии. И мы должны, конечно, помолиться Богу, чтобы Он показал бы нам Свою волю.

Преподобный Варсонофий учит нас, что если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется — хотя бы немного — решение нашего сердца. А затем уж — соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода, подражая Господу, трижды за одну ночь молившемуся в Гефсимании — одними и теми же словами. Отцы учат нас: если мы [почти уже] верим, что наше решение соответствует воле Божией, но все же еще испытываем некоторые сомнения, то мы должны помолиться особенно усердно. И если в течение этой молитвы сердце наше все более и более склоняется к одному решению, а сомнения одновременно уменьшаются, то мы и должны воспринять это как знак того, что мы дейст-вуем в согласии с волей Божией. В конце концов сомнения исчезнут совершенно, и мы останемся с одним-единственным и ясным решением.

В некоторых особых случаях допустимо метание жребия. Апостолы прибегли к этому при избрании апостола, заменившего Иуду. Так же поступили и при выборах Патриарха Московского Тихона. Я и сам однажды применил этот способ, когда мне не с кем было посоветоваться. То, что принятое решение было правильным, [потом] подтвердилось, хотя на тот день это трудно было себе представить».

***

Из книги "Любовь покрывает всё… Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского", выпущенной издательством Сретенского монастыря в 2010 г.

www.pravoslavie.ru

Как принять верное решение и успешно совершить дело?

 Поведай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит.

(Пс.36.5).

 Если не Господь созиждет дом, напрасно трудятся строители его.

(Пс.126,1).

 Без Меня не можете делать ничего.

(Ин.13,5).

 Испытывайте, что благоугодно Богу.

(Еф 5,10).

 Не хвалясь, а Богу помолясь.

 Не помолившись Богу, не ездят в дорогу.

 Без креста и молитвы не будет ловитвы.

Русские пословицы.

 Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу.

Святитель Григорий Нисский (IV в.).

 Когда хочешь разрешить какое недоуменное напутанное дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и, конечно, найдешь ему полезное разрешение.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.).

 Берись за дело, прежде помолившись Богу.Где имя Господа, там все благополучно.

Святитель Иоанн Златоуст(+ 407).

 Бога имей началом и концом всякого дела.

Святитель Григорий Богослов (329-389).

 Средство получить успех в каком-либо добром деле: когда молишься дома на вечерней или утренней молитве или в церкви за службой, имей на сердце заботу о совершении этого дела и сердечное желание исполнить его во славу Божию. Господь и Пречистая Матерь Его непременно вразумят тебя, положат на твое сердце светлую мысль, как совершить его.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

 О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сначала соверши его.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

 Всякое дело, при котором есть сомнение, не должно делать или утверждать как хорошее, разве только не можешь прожить или спастись без него.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII в.).

 Досточестен пред Богом и людьми, кто ничего не предпринимает, что могло бы расстроить любовь.

Преподобный Фалассий (VII в.).

 Все то, что отвлекает нас от Бога,— противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу,— согласно с волею Его.

Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+ 1715).

 В расстройстве не надо решать никакого дела; так советуют Святые Отцы.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

 Бог не любит разгорячения и не любит, чтобы дело, Ему благоугодное, делалось с разгорячением, а любит, чтобы оно делалось с упованием на Него, Всемогущего и Всеблагого, с терпением и смирением, с благоразумием, которое невозможно соблюсти при увлечении в разгорячение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

 Все надобно делать с пожданием, рассмотрением и молитвою ко Господу, да поможет Он пополнить благое твое намерение.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

 Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей; тогда тебе видно будет, как нужно поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

 Когда предлежит тебе какое дело, согласное о волею Божиею или само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу, чтобы уяснить, что есть прямая воля Божия на то.

 Когда хотение твое склонится на что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаженное от всего стороннего, пред Богом твоим с глубочайшим смирением, умоляя Его, да будет в этом Его, а не твоя воля; и сделай это с искренно-сердечным преданием себя в волю Божию, без всякой примеси самолюбия, зная, что сам ты по себе ничего сделать не можешь в деле твоего спасения.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

 Ничто так не лишает нас небесной помощи, как самоуверенность, надежда на людей и хорошую обстановку внешнюю.

 Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хоть малая тень страсти есть, там не жди проку. Тут прячется враг и все перепутает.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1813-1894).

 Лучше дать созреть тому, что думаешь сделать. Когда серьезные дела маленько призадерживаются, то потом они делаются быстро и правильно. Действие прежде мысли есть гордость. Поэтому надо не торопиться действовать, но предварительно все обдумывать и молиться.

 Всегда, что бы вы ни собирались сделать, прибавляйте: «если Богу угодно», чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: «Завтра рано утром я пойду в виноградник». «Если Богу угодно, пойдешь»,— сказала ему она. «Угодно Богу или не угодно,— ответил он,— а я пойду». На утро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь.

« Кто там?» — спросила жена. «Если Богу угодно,— отвечает он,— то это я, твой муж!»

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

xn--90abjb3bgl.xn--p1ai

О принятии решений / Слово Божие

Есть немало вещей, которые кажутся сами собой разумеющимися, однако ошибки, которые мы совершаем, свидетельствуют о том, что и они нуждаются во вдумчивом осмыслении. Одна из таких вещей – принятие решений, без чего не обходится, пожалуй, ни один прожитый человеком на земле день. Об этом – о том, как принимать решения и чем при этом руководствоваться, – размышляет игумен Нектарий (Морозов).

С чистого листа

Практически постоянно любому священнику приходится сталкиваться с тем, что к нему обращаются за советом люди – как те, кого он хорошо знает, так и те, кого он видит в первый раз в своей жизни, – обращаются за советом, не зная, какое решение принять в той или иной жизненной ситуации. И надо сказать, что практически каждый раз священник оказывается в достаточно затруднительном положении. Почему? Потому что человек, который задает ему вопрос, знает свою жизнь, знает свои обстоятельства, так же должен он знать и самого себя, и, исходя из всего из этого, было бы логично, если уж требуется совет священника, требуется благословение, приходить с каким-то более или менее готовым решением и советоваться уже в отношении того, действительно ли оно правильно, может ли священник что-то в этом отношении подсказать. Но бывает порою совершенно иначе: бывает так, что человек задает священнику вопрос, и такое чувство, что он сам приступил к решению этой задачи совершенно с чистого листа. И точно так же с чистого листа приступает к решению задачи и священник, потому что он о жизни человека, его обстоятельствах и о нем самом знает, безусловно, гораздо меньше. И ему приходится в данном случае опираться на свой жизненный и пастырский опыт, приходится опираться на какое-то минимальное знание этого человека, ну и, естественно, молиться при этом Богу, чтобы Господь помог ему не ошибиться. И часто в результате складываются такие ситуации, что я невольно вспоминаю рассказ замечательного английского писателя Джерома Клапки Джерома (которого все знают в основном по его известнейшей повести «Трое в лодке, не считая собаки»).

Совет, еще совет

Этот рассказ начинается с того, что автор на перроне подходит к некоему человеку и спрашивает его: «Не посоветуете ли вы, на каком поезде мне лучше доехать до…» Ну а дальше он уже ничего не успевает сказать, потому что этот человек совершенно неожиданно приходит в такую ярость, что чуть не сбрасывает его под поезд. Потом ему, впрочем, становится стыдно, он подходит к автору и говорит ему: «Я понимаю, что моя реакция может показаться вам ненормальной, но дело в том, что когда меня просят дать совет, то у меня это вызывает очень тяжелые чувства». Выяснилось, что этот человек, который так нервно реагировал на просьбы о совете, когда-то написал книгу, которая содержала в себе массу полезных советов и, если сказать вкратце, учила тому, как стать счастливым. Вскоре после этого к нему обратился один мужчина, находившийся на распутье и затруднявшийся сделать выбор, обратился именно как к эксперту, к тому, кто хорошо знает жизнь. А писатель был человеком ответственным, был человеком очень хорошим, и он не просто дал этому посетителю какой-то ответ, исходя из своего жизненного опыта, но предварительно полностью вник в его обстоятельства, изучил их и уже тогда предложил ему совет. Совет этот оказался неудачным, привел впоследствии к самому настоящему краху. Однако беда была не в совете, а в личности самого вопрошавшего… Но, невзирая на неудачу, спустя какое-то время он приехал к писателю вторично и опять попросил совета. Тот, скрепя сердце, опять вник в его ситуацию, потратил время на ее изучение и вновь дал ему совет. И опять совет оказался неудачным… И далее этот человек преследовал его всю его жизнь, а он, будучи, как мы уже сказали, человеком ответственным, никак не мог от него отделаться и каждый раз пытался ему все-таки чем-то помочь. Хотя чем дальше, тем тяжелее ему это давалось. Конечно, рассказ этот достаточно забавный, занимательный, но я бы вместе с тем не сказал, что он сильно отличается от того, с чем мы сталкиваемся в реальной нашей жизни. Потому что складывается впечатление, что огромное количество людей, задавая вопрос, как им в такой-то ситуации поступить, совершенно не имеет представления о том, на чем должно основываться принятие того или иного решения, каков должен быть его фундамент. И поэтому мне хотелось об этом хотя бы немного поговорить.

Две крайности

Но прежде всего скажу о том, что подразумевается, когда мы произносим это слово – «решение». Бывает, решение предстоит принять по каким-то вопросам глобальным, поворотным. Ну, например, решение о монашеском постриге или о вступлении в брак, решение о выборе жизненного пути, профессии, выборе – что все-таки чуть попроще – вуза. А бывает, что речь идет о решениях гораздо менее важных, частных, о тех решениях, которыми наполнена повседневная жизнь человека. Причем касаться они могут как предметов и вопросов духовных, вопросов, имеющих нравственное измерение, так и вещей, носящих сугубо бытовой характер. Порой человек принимает какие-то решения, даже не замечая, что он их принимает И вот приходится сталкиваться с двумя крайностями, и трудно сказать, какая из них хуже. Одна крайность такова: человек принимает какие-то решения, даже не замечая, что он их принимает. Он не замечает, что есть выбор – поступить так или как-то иначе, он ничего не анализирует, ничего не обдумывает и живет, повинуясь какой-то стихии, которая, как река, несет его то в одну сторону, то в другую, то в третью, и здесь принятие решений как таковых по большому счету отсутствует – это просто непосредственное реагирование на жизнь и ее обстоятельства. И, безусловно, такой человек совершает огромное количество ошибок, за которые потом приходится очень тяжело расплачиваться ему, людям, которые его знают и любят, а порою и людям даже совершенно посторонним, которые каким-то образом становятся участниками этих ситуаций, в которых ошибки совершаются. Но есть и другая крайность, когда человек, наоборот, как-то обостренно, очень ярко и очень ясно понимает, что каждая жизненная ситуация требует определенного выбора, требует принятия того или иного решения, – и затрудняется это решение принимать, затрудняется этот выбор делать. Почему? Потому что каждый раз, когда мы делаем какой-то выбор, когда мы принимаем какое-то решение, мы берем на себя ответственность за последствия этого выбора и за последствия этого решения. И оказывается, что зачастую человек стремится всеми возможными способами от этой ответственности уйти, не брать ее на себя, вплоть до того, что он готов кому-то другому позволить за себя сделать выбор и за себя принять решение, только бы самому это бремя тяжкое не нести.

Мужество решения, или Немного о непосредственности

Без принятия самостоятельных решений жизнь человека, в том числе христианская жизнь, невозможна Но на самом деле без принятия самостоятельных решений жизнь человека, в том числе христианская жизнь, невозможна. Бывает немало ситуаций – на работе, в окружающей нас жизни, – в которых отчетливо различается момент нравственного выбора: когда нужно понять, кто прав, а кто виноват, кого ты в этой ситуации поддерживаешь, кому ты вынужден в этой ситуации противостоять, когда тебе нужно промолчать, а когда тебе нужно сказать какое-то слово, может быть, в чью-то защиту, может быть, в чью-то поддержку, а может быть, наоборот, в обличение чего-то, что в этом обличении нуждается. И если ты от принятия этих решений устраняешься, то очень легко в некоторых случаях превращаешься в предателя, потому что иногда для того, чтобы стать предателем, нужно не что-то сделать, а просто ничего не делать. И молчанием человека может предаваться и Бог, и люди, да и самого себя человек порой может предать, не совершая тех действий и не принимая тех решений, которые он принимать должен. Поэтому потребны к принятию решений и здравое рассуждение, и мужество – это вещи, без которых человеку никак не обойтись. Потребна, разумеется, и молитва – о том, чтобы Господь вразумил, просветил: мы всякое дело и всякий труд должны начинать с обращения к Богу. Но в то же время нельзя пренебрегать и самим делом, самим трудом, ожидая, что Господь все Сам сделает за нас, а нам останется лишь ожидать, когда это произойдет. Поэтому нужно, наверное, определить для себя какую-то методологию принятия решений. Как я уже говорил, нельзя реагировать на всё, что в нашей жизни происходит, непосредственно. С одной стороны, непосредственность – это очень хорошее качество; обычно мы называем непосредственным человека искреннего, не лукавого, который что у него есть на душе, то тут же и претворяет в реальность: либо говорит то, что есть на сердце, либо делает это, и потому с ним достаточно легко иметь дело, гораздо легче, чем с человеком, у которого как бы два сердца и два языка, который одно думает, другое говорит, и никогда не разберешься, что на самом деле у него там внутри происходит и чего от него можно ожидать. С другой стороны, непосредственность иногда бывает очень опасной, потому что мы знаем, что в нас живет два человека: человек новый, для которого законом жизни является Евангелие, и человек ветхий. И ветхий человек очень часто нас одолевает, и не нас даже, а этого нашего только-только зарождающегося нового человека. И поэтому бывает так, что непосредственная реакция – это реакция все-таки человека не нового, а человека ветхого, и этой реакцией становятся и досада, и злость, и осуждение, и масса других вещей, которых в нашей жизни лучше бы не было совсем. И поэтому наше непосредственное реагирование на что-либо, – скажем так, решение без решения, то есть решение необдуманное и не взвешенное, – все-таки является очень часто неправильным.

О кредитах

Поэтому надо, наверное, руководствоваться таким принципом: если у нас есть время для принятия решений, мы можем всё разложить по полочкам, все взвесить, что называется, семь раз отмерить, а потом уже отрезать; если же ситуация требует от нас решения незамедлительного, то желательно по возможности хотя бы сделать некий шаг назад. Когда вы не знаете, что будет впереди, сделать шаг назад и взять хотя бы какую-то минимальную паузу для того, чтобы не совершить ошибку. Есть все-таки такая универсальная вещь, как здравый смысл. Здравый смысл во многих жизненных ситуациях подсказывает, что сделать необходимо. И, казалось бы, странно, что я об этом говорю, – любой человек должен понимать, что это так. Но оказывается, что это не так, потому что люди задают вопросы, и из вопросов этих явствует, что они не понимают, где здравый смысл, а где его противоположность. Здравый смысл заключается в том, чтобы не причинить вреда себе, не причинить вреда своим близким и вообще кому бы то ни было, – в том, чтобы совершенное действие имело положительные последствия. Как в каждой конкретной ситуации этого добиться… Ну вот, например, скажу о том, с чем приходится сталкиваться достаточно часто. Вам, может быть, чудно, что об этом говорю я, об этом говорит священник, но тем не менее это так. Очень часто люди обращаются с вопросом, брать ли им кредит. Странно, конечно, когда на этот вопрос отвечает не финансовый консультант, а священник, но это происходит достаточно регулярно. И я понимаю, что ни к какому консультанту человек не пойдет, что я первый и последний его консультант в этом случае. И естественно, что я чувствую себя ответственным, я помню этот вышеприведенный рассказ Джерома и не хочу попасть в подобную ситуацию. Я спрашиваю: «Скажите, а какова сумма кредита?» Человек называет сумму. Ну, совершенно естественно, что я задаю вопрос: «А вы уверены, что сможете его выплачивать?» И вы не поверите, как часто человек отвечает: «Не знаю». И понимаете, ведь отвечает взрослый человек, который живет самостоятельной жизнью. Почему коллекторские агентства трясут сегодня полстраны, следствием чего это является? Следствием того, что огромное количество людей брали и берут кредиты, совершенно не представляя, как они их будут отдавать. Ну и, разумеется, столкнувшись с такой ситуацией, я вынужден бываю с человеком разобраться. Повторю: это совершенно не задача священника, совершенно не то, чем священник должен заниматься, и я, кроме всего прочего, достаточно плохо разбираюсь в математике, но научился, как это ни странно, благодаря необходимости заниматься строительством, считать деньги. И вот раскладываешь все совместно с человеком, показываешь ему наглядно ту картину, которую он вполне мог бы представить сам, и человек говорит: «Большое вам спасибо, я понимаю, что вы правы, это решение было бы совершено необдуманным, привело бы к ужасным последствиям». А я думаю: «Господи, а сколько таких необдуманных решений люди совершают, а, казалось бы, это совершенно естественная, простая вещь – понять, что так поступать было нельзя!»

«За» и «против»

Меня самого еще в детстве мама научила такому замечательному способу: когда надо принять какое-то решение и ты не можешь эту задачу решить в уме, поскольку она достаточно сложная, многосоставная, то ты садишься, берешь ручку и лист бумаги и пишешь в два столбика: с одной стороны все «за», с другой все «против» – и потом просто их сопоставляешь и понимаешь, чего больше – «за» или «против». Ну и, конечно, «за» и «против» бывают различные, потому что может быть в числе «за» крайняя необходимость, а в графе «против» – чрезвычайный риск реализации того, что с этой необходимостью связано. И тут уже, безусловно, нужно каким-то образом правильно это соотношение определять: оправдывает ли необходимость риск? Ну и ты понимаешь опять-таки, что здесь действует универсальный святоотеческий принцип: из двух зол выбирай меньшее, из двух благ – большее. А составление списка – точнее, двух списков – помогает понять, какое зло является меньшим и какое благо большим. Но если человек, и проведя такую подготовительную работу, все равно оказывается сам не в состоянии решение принять, то с этим уже имеет смысл идти к духовнику или иногда даже в какой-то ситуации просто к близкому человеку, разумному и рассудительному, для того чтобы с ним обсудить то, что ты уже для себя успел как-то обдумать. Если же эта обдуманность отсутствует, то тогда, наверное, и советоваться тоже еще преждевременно, нужно все-таки сначала самостоятельно потрудиться. Безусловно, бывают жизненные ситуации, когда не обойдешься только этими «за» или против». В частности, это уже упомянутый вопрос о принятии монашества или о вступлении в брак. Это, наверное, самая яркая иллюстрация тех ситуаций, когда решение должно приниматься не на основе «за» и «против», которые тоже могут присутствовать, которые тоже могут рассматриваться, и даже хорошо, когда они рассматриваются, но, тем не менее, это те случаи, когда решение должно приниматься не умом, не каким-то рациональным сознанием человека, а его сердцем. И поэтому здесь встает вопрос о любви. Если человек любит другого человека так, что и жизни без него себе не представляет, – это основание для вступления в брак. Если человек любит Бога и любит монашескую жизнь, потому что она является самой прямой дорогой к Богу, – то совершенно естественно, что он для себя эту жизнь может избирать. «За» и «против» здесь тоже играют определенную роль, потому что порою мы поддаемся эмоциям, порою нам кажется, что то, что мы принимаем за какое-то устойчивое, основательное чувство, является всего лишь настроением,– и вот здесь «за» и «против» помогают нам. Когда мы начинаем их разбирать, то эти «против» могут нас охладить, могут нас остановить. Если они нас останавливают, если они нас охлаждают, то это повод усомниться в своем чувстве. Потому что если это чувство настоящее, то, как правило, оно преодолевает все-таки любые сомнения.

Урок апостола Петра

Нерешительность, боязнь ответственности порою приводит людей к тому состоянию, в котором находилось одно животное, которое умирало между двумя стогами сена. Помните, наверное, да? Ослик стоял между двумя стогами и никак не мог принять решение, с какого из них начать трапезу. И поскольку он никак не мог выбрать, с какого начинать, то и скончался от голода. На самом деле, вроде смешно, вроде глупость какая-то, но с другой стороны – не так уж и редко это встречается, достаточно часто что-то подобное с людьми бывает. И я могу даже сказать, что бывает такое устроение и такое состояние человека, когда не стоит уже даже разбираться, с какого стога начинать, какой лучше, какой вкуснее, какой больше и так далее, – надо начать с какого-то, с любого, потому что в данном случае, если у человека отсутствует вообще способность принимать решения, для него наименьшим злом будет начать учиться эти решения принимать хотя бы как-то, делая шаг уже не назад, а вперед. Вот пример принятия решения апостолом Петром, когда он пошел по воде навстречу Спасителю: с одной стороны, здесь, безусловно, присутствовал момент эмоциональный, с другой, присутствовал момент рациональный. Была буря, они боялись, навстречу им шел Спаситель, и ученики устрашились, потому что не узнали Его и сомневались, Он ли это. И вот апостол Петр как-то всё это складывает воедино и понимает, что если сейчас Тот, Кто идет ему навстречу, даст ему возможность идти по воде, то это точно Господь. И потопления их судна тоже можно тогда не опасаться. То есть некий расчет здесь присутствует тоже. И вместе с тем – сильнейшее эмоциональное движение. Одно соединяется с другим, он делает шаг и идет. И мы подчас оказываемся в ситуации, когда не хватает «за» и «против», когда мы понимаем, что если мы решение не примем, то, может быть, мимо нас пройдет вообще вся наша жизнь, которая должна была бы у нас быть, что мы можем потерять всё, что нам в этой жизни Господь хочет дать. Но что здесь лежит в основе? Если бы апостол Петр просто так ступил на воду, он, безусловно, утонул бы, и мы даже, наверное, о нем бы практически ничего не узнали. Но он же не просто так ступил на воду – он ступил на воду потому, что доверился Богу. И нам – когда уже все «за» и «против» сложены, когда здравый смысл на помощь уже призван, а решение мы все равно принять не можем, – тогда бывает необходимо, помолившись и не почувствовав склонения ни к одному, ни к другому, тем не менее все-таки решение принимать, доверяя Богу и уповая на то, что если мы, Ему доверившись, какое-то решение приняли и в этом ошиблись, то Он за нас нашу ошибку исправит. Это тонкий, но очень важный момент. Если мы ошибаемся, не помня о Боге и не испрашивая у Него вразумления и благословения, то всю ответственность за последствия этого решения будем, безусловно, нести на себе. Если же мы искренне хотим найти волю Божию, если мы искренне стараемся понять, в чем она заключается, и ошибаемся, уже начав эту волю искать и испросив у Бога помощи, то зачастую оказывается, что наша ошибка обращается нам во благо. Может быть, мы страдаем, может быть, на это уходит время, может быть, на это уходят силы, но это становится для нас уроком. Это дает нам опыт, это дает нам какую-то совершенно иную личностную целостность, и через этот путь – сначала потери, а потом приобретения – Господь приводит нас к той цели, к которой, возможно, мы стремились первоначально. Но когда просили, когда искали вразумления, мы были еще не готовы принять то, чего мы ищем, чего желаем, потому что любой дар дается человеку Богом тогда, когда человек к этому действительно приуготовлен, а иначе человек полученное с легкостью утрачивает. Вот совсем вкратце то, что я хотел сказать о принятии решений. Это слово родилось спонтанно, благодаря целому ряду ситуаций, с которыми мне пришлось столкнуться в течение последних нескольких дней. И на самом деле я убежден, что, невзирая на то, что мы сейчас об этом поговорили, кто-то из здесь присутствующих спустя некоторое время обязательно задаст мне вопрос примерно такого рода, как я говорил вначале, – не обдумав его, не подготовившись, даже не помыслив ни о каких «за» или «против» и тем паче – не помолившись, без чего вообще все тщетно. Я, конечно, не осужу никого за это и даже, хотя такие вопросы звучат иногда забавно, над ними не посмеюсь и буду стараться, в чем возможно, помочь, но тем не менее мне очень хотелось бы призвать вас, чтобы труд принятия решений был, по крайней мере, хотя бы совместным. Это очень и очень важно, потому что задача священника ни в коем случае не заключается в том, чтобы принимать решения за человека, ни в коем случае не заключается в том, чтобы им в полном смысле этого слова руководить, она заключается в том, чтобы помочь человеку научиться принимать правильные решения, если сам он этого еще не умеет. Вообще священник должен именно помочь человеку научиться всему тому, что ему в христианской жизни необходимо. И пастырь должен постепенно привести человека к тому, чтобы он в нем как можно меньшую необходимость ощущал, а ни в коем случае не наоборот.

slovobozhie.com

Принятие решений к славе Божьей - Мак-Артур, Джон

Знаете ли вы, что 90% всех ваших решений, принимаемых с христианской позиции, вы имеете дело с такими вопросами, о которых Писание говорит на удивление мало? Вы не найдете в Библии достаточно подробных ответов на такие вопросы: «Какую носить одежду?», «Куда пойти?», или «Как провести свое свободное время?» В то же время по этим же вопросам в различных ветвях евангельского христианства существует множество правил и строгих запретов, многие из которых просто бесполезны, а некоторые даже вредны (не только в лагере фундаменталистов).

Безусловно, Писание запрещает все явные грехи, такие, например, как ложь, воровство, убийство или прелюбодеяние. Библия также ясно призывает нас преображаться в образ Христа и возрастать в своей вере. Ни один христианин не теряется в догадках по таким вопросам, как читать ли ему Библию, молиться или рассказывать другим о Христе. По этим вопросам Писание говорит недвусмысленно.

Там не менее, существует такой тип вопросов, который, как нам кажется, относится к так называемой «серой зоне». Есть множество вопросов, имеющих отношение к теме христианской свободы, которые остаются где-то посередине между Божьими запретами и Его повелениями. Какое развлечение допустимо христианину? Какой стиль музыки можно слушать? Что можно или нельзя христианину делать по воскресеньям? Как мне решить, во что одеваться или что есть и пить, или как мне проводить свободное время? Говорится ли в Библии о подобных вопросах?

Кто-то может сказать: «Библия ничего не говорит об этих вопросах. Всё это — серые зоны, а поэтому поступай в них так, как хочешь — ты свободен во Христе!» Хотя и правда то, что Библия не перечисляет конкретно все возможные вопросы, с которыми вам придется столкнуться в жизни, она всё же говорит, каким образом нам принимать в них правильное решение, посредством принципов, которые управляют всеми вопросами христианской свободы. Если вы просеете свое решение через приведенное ниже сито принципов Божьего Слова, вы обретете в нем и ясность, и истинную свободу жить для Божьей славы.

Принесет ли мне это решение духовную пользу?

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10:23).

«Полезно» означает, что это идет вам на пользу, или выгодно для вас; а словом «назидает» стоит идея нашего духовного созидания. Поэтому, опираясь на этот стих, спросите себя: «Если я так поступлю, то укрепит ли это мою духовную жизнь? Поможет ли это мне возрасти в благочестии? Будет ли это меня духовно созидать?» И если ответ будет отрицательным, то вы должны всерьез усомниться в целесообразности принятия такого решения.

Не введет ли это меня в зависимость?

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).

Во второй половине этого стиха Павел говорит: «Я не буду вводить себя под власть чего бы то ни было». Если то, по поводу чего вы мучительно ищете решения, может стать вашей привычкой, то зачем тогда это делать? Не позволяйте себе стать рабом чего-либо или кого-либо. Вы уже — раб Господа Иисуса Христа, и только Его.

Не осквернит ли это Божий храм?

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:19-20).

Не делайте ничего такого, что — как вам заведомо известно — повредит вашему телу или обесчестит его, поскольку оно дано вам только как инструмент прославления Бога. В Римлянам 6:13 сказано: «Представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности». То, как вы избираете использовать свое тело, всегда должно отражать ваше стремление возвеличить Иисуса Христа.

Не послужит ли это кому-то преткновением?

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных (1 Кор. 8:8-9).

Здесь выражен принцип любви. Как сказано в Римлянам 13:10, «любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». Если вы знаете, что ваш поступок — который, по-вашему, укладывается в допустимые рамки и вполне законен — станет для другого христианина поводом к преткновению и греху, то поступите по любви к тому брату или сестре и сами ограничьте свою свободу. Такой подход не популярен в нашем эгоцентричном обществе, но он библейский. Продолжать потворствовать своей вполне «легитимной» свободе, которая создает проблемы для других христиан, это грех. Поэтому Павел сказал: «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа». «И потому, — продолжает далее Павел, — если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:12-13).

Послужит ли это делу благовестия?

Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10:32-33).

Знаете ли вы или нет, но поступки, которые вы себе позволяете или не позволяете, влияют на ваше свидетельство о Христе наблюдательному миру. То, что ваша жизнь говорит о Боге, имеет прямое отношение к вашему христианскому свидетельству. Своим свидетельством вы говорите о Боге либо истину, либо ложь. Ваши решение в тех сферах, для руководства в которых Писание дает нам принципы, а не конкретные указания, должны отражать ваше старание не опорочить Божий характер в глазах мира, но принести Ему славу.

Не поступлю ли я против своей совести?

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (Рим. 14:23).

В Первом коринфянам 10:25-29 трижды говорится о воздержании от определенных поступков «ради совести». Никогда не приучайте себя поступать вопреки своей совести. Если ваша совесть обеспокоена тем, что вы намерены сделать, то не делайте этого. Если вы не уверены о правильности этого поступка, не совершайте его. Трудно переоценить важность сохранения чистоты совести, но важно хранить свою совесть чистой, чтобы ваши отношения с Богом не были омрачены. Если вы пребываете в молитве и изучении Божьего Слова, то вы тем самым будете информировать свою совесть, чтобы вам «поступать, как чада света» и «испытывать, что благоугодно Богу» (Еф. 5:8, 10).

Прославит ли это Бога?

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10:31).

Этот стих несомненно является сжатым итогом и целью всех приведенных выше принципов. Жаждем ли мы всей своей жизнью прославить нашего Господа и Спасителя? Обдумывайте свое решение именно в таком ключе: «Будет ли через это прославлен Бог, принесет ли это Ему честь и хвалу?» Сможем ли мы вместе с Иисусом сказать: «Я прославил Тебя на земле» (Иоан. 17:4)?

Итак, в следующий раз, когда вам предстоит принять решение в таком вопросе, о котором Писание не говорит конкретно или явно, то просейте его через приведенные выше принципы и испытайте радость в своей свободе во Христе.

___________________________

© www.gty.org. Данная статья изначально была опубликована на английском языке на сайте http://www.gty.org/Blog/B101230.

Переведено и опубликовано на www.propovedi.ru с разрешения.

propovedi.ru

Как принять правильное решение, если сомневаешься

фото 1Выбор правильного решения – дело непростое и рискованное. Все наши планы делятся на те, последствия которых можно точно спрогнозировать и те, о конечном результате которых можно только предполагать.

Самое трудное – это, когда выбор можно принимать только наугад, не имея возможности узнать шансы на удачный исход.

Есть решения, которые можно долго обдумывать, или принимать советы от тех, чьему авторитету доверяешь. А бывает и так, что серьёзнейшую проблему надо решить в условиях предельного дефицита времени. В таких случаях никакого времени на обдумывание и примерку шансов нет. Так как же принять правильное решение?

Замотивированный до слёз

Самое главное в выборе правильного шага – мотивация и осознанность. Как говорится, надо точно знать, к какой гавани держишь путь. Иначе никакой ветер не будет попутным. Мотив – главный критерий принятия решения.

Он важнее вопроса, почему и для чего это необходимо. Чёткое осознание мотивов даст если не стопроцентный успех в намеченном предприятии, то хотя бы оградит от возможных ошибок в будущем.

Зная то, чем руководствуешься, обдумывая проблему, есть все шансы в случае провала не наступить на привычные грабли.  Понимание мотивов снижает риск принять опасное для судьбы решение. Всё, что делается осознанно, имеет меньше необратимых и неисправимых последствий.

Что влияет на принятие решения

Дефицит информации по вопросу, который стоит на повестке дня, затруднит принятие верного решения. Размытость и неосознанность представлений о предмете уведёт прочь от намеченного пути.

Можно принять абсолютно верное заключение и довести его до полного провала неправильными средствами и безалаберным выполнением.

А возможно и неправильное решение привести к прекрасному результату, внося исправления и корректировки по ходу его исполнения. Такое развитие событий вполне в духе легендарного Наполеона – ввязаться в драку, а дальше видно будет.

Сделай паузу, доверься интуиции

Как принять сложное решение - фото

Если сомневаешься в поисках верного вердикта, необходимо взять короткую паузу и спросить себя: достаточной ли информацией я располагаю по данному вопросу.

Если ответ отрицательный, кстати придётся вторая пауза, во время которой следует задаться вопросом: не повременить ли ещё с окончательным решением? А, может, даже подумать и вообще никаких приговоров  судьбе пока не подписывать.

Но и бесконечные колебания в поисках нужного ответа истощают нервную систему и доводят нас до умоисступления. Если невозможно предугадать, или спрогнозировать последствия сделанного решения, принимайте его быстро.

В этом случае включается интуиция. И, если от логических размышлений толку нет, придётся положиться на своё подсознание. Интуитивная подсказка приходит самой первой, и она обычно самая правильная.

Подсознание выдаёт правильный вывод сразу, и ему стоит доверять. Не упустите момент: через короткое время интуиция отключится, а включатся охранные системы: опыт, страхи, сомнения. Поэтому, если логикой к разгадке не подобраться, положитесь на интуицию и на ту первую мысль, которая придёт в голову.

Ситуация в квадрате

Делая выбор, мы обычно думаем о том, что может произойти, если он будет принят. Техника принятия решения, названная квадратом Декарта, даёт универсальную возможность научиться смотреть на последствие своих действий сразу с четырёх сторон.

Нарисуйте квадрат. В верхнем сегменте, поделённом на 2 части напишите:

  • Что я получу, приняв это решение.
  • Что я получу, не приняв его.

В нижнем сегменте:

  • Что я потеряю, не приняв это решение.
  • Что я потеряю, приняв его.

После этого вдумчиво заполните все четыре квадрата. Это даст вам наиболее полное представление о ваших приобретениях и потерях в случае принятия, или непринятия даже самого сложного решения в вашей жизни.

После этого остаётся только подсчитать количество плюсов и минусов в каждом сегменте и выносить приговор своему будущему, исходя из того, каких знаков (положительных, или отрицательных) будет больше.

Отложить до мудрёного утра

Есть самый верный и широко народный метод ответов на сложные вопросы. В заграничном варианте это звучит как: «Подумаю об этом завтра». На Руси это было законом, который назывался «Утро вечера мудренее».

Как принять верное решение

Спроси себя трижды, если сомневаешься в своих выводах. По совету православных старцев, прежде чем принять трудное решение, нужно три раза в молитве спросить совета у Бога (Высших Сил, интуиции, подсознания).

Первый ответ будет построен на эмоциях. Второй – на логике. А третий – это то, что ближе всего находится к истине. Нужное откровение – всегда то, что приходит в голову на третий счёт.

Шапочный разбор

В трудных ситуациях пойти правильным маршрутом  можно в игровой форме. Представьте, что вы по очереди надеваете семь шапок разных цветов. Каждая шапка поочерёдно резко меняет тип мышления.

В красной шапке вы чересчур эмоциональны и возбуждены. В синей вы становитесь интуитивней. В сиреневой – рациональней. В розовой – неоправданно самонадеянным и некритичным. Чёрная шапка погрузит вас в пучины негатива и пораженческих настроений. Оранжевая шапка накроет вас фантастическими и невыполнимыми прожектами.

Зато последняя Белая шапка – это обретённая мудрость. Обдумав и соединив все свои «шапочные разборы», вы примете самое здравое и реальное решение.

Дружеский совет

По опыту каждый знает, что советы давать проще, чем их принимать от других. Но верно и другое: лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Когда дело касается нашей персоны и нашего же дальнейшего будущего, мешают принять правильное решение вездесущие эмоции. Верное решение будет прятаться на задворках сознания, и глохнуть за эмоциональным фоном. Представьте, что выбор стоит не перед вами, а перед вашим другом. Что вы ему посоветуете? Здесь эмоции отступят, а на первый план выйдёт здравый смысл и адекватный совет. Поскольку речь идёт уже не о вашей судьбе, и вы можете, отстранившись от себя, рассуждать с позиций логики и здравомыслия.

Определитесь с приоритетами

Бывает так, что мнение, которое вы считаете исключительно вашим, навязано вам окружающей действительностью. Люди склонны принимать чужие стремления и желания за свои собственные из чистого подражательства.

Быть, как все, стремиться к тому, к чему стремится большинство – это распространённая ошибка в процессе принятия решения. Допустим, сосед посетил экзотическую страну и остался доволен.

Не спешите оформлять загранпаспорт. Отдыхать в жарких странах – это решение соседа. Сделав паузу, можно прийти к удивительному выводу о том, что для вас лучшим отдыхом была бы палатка на берегу местного водоёма.

Приятель открыл собственный бизнес и ездит на Бэнтли. А зачем вам Бэнтли, если всю свою любовь вы уже отдали горному велосипеду? А нервотрёпке с собственным делом предпочитаете занятия тихие и созерцательные.

Да и вообще ваш принцип: «Самое лучшее за деньги не купишь?» Вот и получается: никогда не путайте чужие жизненные конструкции со своими.

Не поддавайтесь эмоциям

Как принять сложное решение, если постоянно сомневаешься в своих ощущениях?  Сегодня – один настрой и, следовательно, определённое решение. Завтра в нас поселилась иная уверенность, в соответствии с которой мы разворачиваемся на 180 градусов.

А послезавтра отринули всё, что нарешали и пришли к какому-то новому рубежу. Все эти скачки – следствие эмоций, а не логичных рассуждений и достоверной информации.

А, как известно, нет ничего хуже вердикта, принятого сгоряча, в порыве эмоционального шторма. Самые худшие и гибельные решения – те, которые взошли на наших страстях. В принятии судьбоносных заключений им не место.

Никогда не пытайтесь переложить тяжесть принятия сложного решения на чужие плечи. Делайте свой выбор сами. Этим вы доказываете свою зрелость, решительность и умение держать собственную жизнь под контролем.

В противном случае, вашу жизнь будут контролировать другие люди и случайные обстоятельства. Никого не вините, если в трудных ситуациях вы не справились со взятыми на себя обязательствами. Надо научиться всю ответственность за принятые решения брать на себя и отвечать за их последствия.

Долгий ящик

Выбрав свой путь, тут же начинайте делать по нему первые шаги. Откладывая дело в долгий ящик, вы запираете в него свою решимость и приучаетесь получать у жизни бесконечные отсрочки.

Это формирует из человека, способного к решительным действиям, инертного пораженца. Не плодите плохие привычки: не откладывайте необходимое на завтра, послезавтра, на «через неделю».

Поступая так, вы рискуете не сделать чего-то важного никогда. Приняв окончательный вердикт, наметьте средства для его достижения и сразу с головой окунайтесь в действия.

Двигаться к своей цели - фото

В трудных ситуациях всегда держите в голове конечный результат ваших намерений. Визуально нарисуйте картину того, что произойдёт в случае осуществления вашего плана, и всеми силами стремитесь туда попасть.

Тогда вас не испугают задержки и ухабы в пути. Если чётко видишь цель – всегда попадёшь туда, куда следует. Это не позволит свернуть с выбранного маршрута и бросить всё на полпути.

Следовать своему решению и пройти дорогу до конца – единственный способ узнать, правильный ли выбор мы сделали. Не пройдёшь – не узнаешь.

Нет сожалениям

Не жалейте о том, что  и как решили, даже, если в результате вы не получили того, чего хотели. Даже если судьба вручила вам то, к чему вы вообще никоим образом не стремились.

Скажите себе: это было одно из тех намерений, предугадать последствия которого было нелегко. Да и узнать наверняка, правильным, или нет, оно было,  нет никакой вероятности.

Пойди вы другим путём, не оказались бы последствия ещё непредсказуемее и печальнее? Возможно, это и был ваш самый правильный выбор изо всех возможных.

И, если вы спокойно берёте на себя всю ответственность за последствия принятых решений, вы шагаете по жизни уверенней, а главное – с нужной лично вам скоростью.

Напоследок, для любителей математики и статистики рекомендуем посмотреть видео Дэна Гилберта «Что мешает людям принимать верные решения?»

psi-doc.ru