Как правильно самостоятельно научиться скорочтению. Как научиться скорочтению


Как научиться скорочтению? — журнал "Рутвет"

  1. Скорочтение – новые горизонты
  2. Кто и где научит скорочтению?
  3. Научить скорочтению ребенка: миф или реальность

Чем стремительней развивается технический прогресс – тем меньше свободного времени остается у человека. А ведь хочется и книгу любимую перечитать, и классику вспомнить, и какую-нибудь модную новинку прочесть, и новостную ленту в интернете полистать. Увы, делаем мы это все реже, ссылаясь на занятость либо усталость, хотя на самом деле так происходит не от дефицита времени, а скорее потому, что мы слишком медленно читаем. А вот как научиться скорочтению и сэкономить свое драгоценное время, вам расскажет наша статья.

Скорочтение – новые горизонты

Методики быстрого чтения известны давно, но сейчас они стали приобретать особенную популярность. Темп современной жизни диктует свои условия и чтобы развиваться в ногу с эпохой, необходимы новые знания и навыки. Соответственно, мы должны больше читать, изучать, запоминать, ведь вокруг огромное количество информации.

Скорочтение – это способность с высокой скоростью усваивать текст, пользуясь специальными приемами. Этот талант не дается свыше, он является результатом ежедневных упражнений, причем не отнимающих много времени. Смысл метода заключается в том, что читать следует не так, как нас учили в школе, мысленно складывая слоги в слова, а воспринимать зрительно сразу целые слова и фразы.

Нужно отметить, что данный способ совершенно не подходит для чтения серьезной литературы, например, классики или поэзии. В этом случае, наоборот, произведение нужно смаковать, наслаждаться каждым словом и мыслью. Это можно сравнить с блюдом от знаменитого шеф-повара в ресторане, никому и в голову не придет поскорее заталкивать его в себя, чтобы заказать следующее.

Скорочтение применимо в случае изучения специальной литературы, профессиональной, учебной, деловой и прочей, и разделяют его на следующие виды:

  • поисковое. Как следует из названия, предназначено для поиска конкретной информации в текстах большого объема;
  • ознакомительное. Сюда относится чтение, например, новостей. В целом мы представляем, о чем идет речь, поэтому лишь дополняем картину различного рода деталями и фактами;
  • аналитическое. Чтение серьезное, поскольку подразумевает изучение незнакомой информации, которую нужно обдумать и классифицировать.

Смотрите видео о том, как научитьсяб быстро читать.

Кто и где научит скорочтению?

В свете того, что данная методика становится все популярнее, интернет-ресуры наперебой предлагают различные тренинги и курсы, где можно научиться скорочтению за определенную плату. Если вы не стеснены в средствах, можно воспользоваться их предложениями, предварительно тщательно изучив информацию о предлагаемой услуге. Но, учитывая, что способ скоростного чтения основан исключительно на методичной отработке специальных приемов, то заняться этим можно и в домашних условиях.

К сожалению, никаких волшебных методов овладения скорочтением на уровне подсознания не существует, поэтому если кто-то вам станет предлагать посетить такого рода курсы и обещать мгновенный результат – это мошенники, держитесь от них подальше.

Только монотонные ежедневные упражнения, основанные на развитии памяти, помогут вам стать скорочтецом, но на это потребуется несколько месяцев, хотя уже через месяц будут заметны первые результаты.

Чтобы вы имели представление, что собой представляют подобные тренировки, мы приведем несколько примеров, как можно научиться скорочтению в домашних условиях.

  1. Заставляем замолчать внутренний голос. По привычке, оставшейся еще со школы, многие из нас читают, проговаривая прочитанный текст внутри себя. От этого срочно нужно избавляться, потому что так мы теряем драгоценное время. Попробуйте при чтении постукивать ручкой по столу или мысленно напевать простую мелодию, постарайтесь при этом не отвлекаться и не упускать смысл прочитанного.
  2. Работаем над периферическим зрением. Старайтесь читать текст не слева направо, а охватить целиком строчку, уловив при этом о чем идет речь. Начинать удобнее с прочтения газетных колонок, затем переходить к текстам обычного формата. Если вы планируете осваивать скорочтение самостоятельно, такое упражнение нужно делать в обязательном порядке. Очень рекомендуется на этом этапе использовать таблицы Шульте.

11

21

17

4

7

 1

12

5

10

19

23

15

6

24

13

8

22

20

2

25

16

3

9

14

18

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл заключается в следующем: необходимо сконцентрироваться на цифре, расположенной в центральной клетке, одновременно пытаться при помощи бокового зрения расположить сначала по возрастанию, затем по убыванию цифры в соседних клетках.

  1. Вверх ногами. Пытаемся прочитать абзац, перевернув книгу вверх ногами, затем его же читаем в обычном режиме. После нескольких занятий заметите, как увеличилась скорость чтения.
  2. По диагонали. Еще одно очень эффективное упражнение заключается в чтении страницы текста по диагонали, начинаем с верхнего левого угла, движемся вниз к нижнему правому. Смотреть в стороны не допускается. Сначала в поле зрения будет попадать лишь несколько слов, затем несколько фраз, а когда-нибудь, едва открыв страницу, вы сразу определите содержание текста.

Немного желания, усидчивости, дисциплины – и вы сами не заметите, как быстро научитесь скорочтению.

Читайте о том, как выбрать лучшие линзы для очков.А также о симптомах дисбактериоза глаз.

Научить скорочтению ребенка: миф или реальность

Можно ли научить скорочтению ребенка? Очевидно, что навыки быстрого чтения очень пригодились бы в школе. К сожалению, именно детям этот метод не подходит, вернее, применять его можно, но не ранее 12 лет. Дело в том, словарный запас в раннем возрасте очень невелик и с помощью книг дети активно его пополняют. Для этого они часто останавливаются, прочитав незнакомое слово, возвращаются по тексту назад, пытаясь осмыслить прочитанное, то есть делают все то, что в методе скорочтения исключено.

Но не все согласны с тем, что метод скорого чтения настолько эффективен, как о нем рассказывают. Оппоненты сторонников скорочтения уверены, что при таком способе изучения материала существенная часть понимания смысла от прочитанного теряется.

А как быстро читаете вы? Оставьте свое сообщение в комментариях! А также смотрите видео о том, как читать 50 слов в секунду.

www.rutvet.ru

Как правильно самостоятельно научиться скорочтению

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владеть навыком скорочтения. Тренинговые центры предлагают обучающие групповые или индивидуальные курсы. Однако, скорочтению можно научиться и самостоятельно в домашних условиях. Как это правильно сделать? 

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владения навыком скорочтения Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владения навыком скорочтения

Не проговаривать слова вслух и не прокручивать их в голове

!!!Важно!!!

Читать быстро возможно только про себя.

Оказывается читать про себя тоже нужно уметь правильно. Субвокализация – это чтение, при котором читаемые слова, словно слышны в голове. Такой метод тормозит скорость чтения и уменьшает восприятие текста. Как избавиться от этой привычки? Достаточно перебивать себя еще каким-то действием, например, жевать жвачку во время чтения. 

Оказывается, быстро читать можно только про себя Оказывается, быстро читать можно только про себя

Отучиться от возвращений

Процесс чтения многих людей включает в себя обязательное возвращение к прочитанному. Например, после того, как абзац прочитан вместо продвижения дальше по странице с текстом происходит ступор. Мозг сознательно пытается проанализировать слова и предложения. Такая привычка неэффективна. Она замедляет скорость чтения. Избавиться можно только путем практики. 

Совет

Как только появляется желание вернуться к уже прочитанному – фиксируйте этот посыл и работайте дальше по тексту.

Как только появляется желание вернуться к уже прочитанному – фиксируйте этот посыл и работайте дальше по тексту Как только появляется желание вернуться к уже прочитанному – фиксируйте этот посыл и работайте дальше по тексту

Отслеживание текста

Вспомните школьные уроки литературы, когда приходилось с помощью карандаша водить по строчкам, одновременно прочитывая написанное. Этот способ считается одним из самых эффективных для развития навыка скорочтения. Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию.

Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию

Скимминг – пропуск ненужного

!!!Важно!!!

Отличный способ для беглого ознакомления с книгами – скимминг.

 Он подходит когда не стоит цель подробного чтения. Не заменим во время поиска нужной информации, когда из большого объема нужно вычленить что-то определенное. Одна из методик:

  • Изучите введение или предисловие. Затем просмотрите оглавление. Цель – понять, содержит ли книга необходимую для вас информацию. Если содержит, то в какой части она заключена.
  • Просмотрите  заключение или последнюю главу.
  • Прочитайте два параграфа: первый и последний.

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга, или стоит продолжать поиски дальше .

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга Метод скорочтения. Как читать книгу за 15 минут Вывод:

В мире имеется огромное количество интереснейшей информации – опыт мудрейших людей, истории жизней и полет воображения. Чтобы прочитать большую часть не хватит и всей жизни. С помощью скорочтения количество изученных книг значительно возрастет.

Метод скорочтения. Как быстро читать

www.xn----7sbbi4ahbmskfm4n.xn--p1ai

Как научиться скорочтению | Дискуссия

Опубликовано: 23.02.11

readingНаверняка вам попадалась в руки реклама-листовка с надписью «курсы скорочтения». В Киеве поучиться быстро обрабатывать информацию предлагают многие школы. В среднем курс занятий (около 1—2 месяцев) стоит 1000—1600 гривен. За это обещают научить вас читать в минуту не стандартные 150—300 слов, а 700—3000. Правда, техника скорочтения прежде всего предназначена для обработки прессы, научной, деловой информации. Однако если времени ходить на курсы нет, можно поучиться скорочтению дома.

Выполняйте следующие упражнения 1—1,5 часа каждый день (или хотя бы 2—3 раза в неделю) — и будет вам счастье быстрого чтения.

«УБИВАЕМ» ВНУТРЕННЕГО БОЛТУНА

Внутренняя артикуляция — один из главных врагов человека читающего. Арифметика проста: проговаривая в уме слова из текста, мы ограничиваем свою скорость и читаем так же, как если бы читали вслух. Чтобы убить внутреннюю артикуляцию, специалисты предлагают регулярно выполнять такие упражнения (необходимо тренироваться понемногу — 10—15 минут).

ОТ ДЕСЯТИ ДО ОДНОГО. Несколько раз в уме посчитайте в довольно быстром темпе от 10 до 1. Убедитесь в том, что считаете и не сбиваетесь. Затем, продолжая считать, начните читать текст. Следите за тем, чтобы вы не переключались на чтение: все внимание должно быть на цифрах. Конечно же, читать в таком режиме будет невозможно, потому что вы, увы, будете понимать очень мало из прочитанного. Ведь внутренний счет как бы не разрешает (и отучает в последствии) мозгу работать по привычной для него схеме: видеть текст — проговаривать его (внутренняя артикуляция) — понимать. Единственный выход для него — отказаться от проговаривания и научиться работать по-новому: видеть текст — понимать его. Кстати, вместо счета про себя можно петь любую песню, которую знаете наизусть.

РЕЧЕВЫЕ ПОМЕХИ. Ученые определили, что у каждого языка есть своя музыка. Она, в свою очередь, имеет свой ритм. Убить внутреннюю артикуляцию можно, перебивая музыку языка в процессе чтения. Поэтому, читая текст, выстукивайте ручкой по столу такой ритм: раз (пауза), раз—раз (пауза), раз (пауза), раз (пауза), раз (пауза). Как и в случае со счетом, звук тоже помешает проговаривать про себя слова. После регулярного выполнения этих упражнений у вас должно появиться ощущение, что вы начинаете распознавать и понимать слова, даже не прочитывая их.

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

Еще одна причина маленькой скорости чтения — плохо развитое периферическое зрение. Поэтому на одну строчку текста человек тратит гораздо больше времени, чем мог бы. Из-за того, что он не может зрительно (за один раз) охватить ее целиком, он прочитывает ее по частям. Кстати, такое чтение специалисты называют «горизонтальным» (перемещение по строчке слева-направо). Если хорошо развить периферическое зрение, то можно научиться читать более экономно (по времени) — «вертикально» (глядя в центр строчки, человек будет видеть весь текст в ней, и в считаные секунды как бы по вертикальной линии будет переходить сразу на следующую строку). Более того, одним взглядом читатель сможет охватывать и читать целые блоки текста.

КВАДРАТЫ С ЧИСЛАМИ. Они называются таблицами Шульте. Их можно как найти в интернете, так и сделать самостоятельно. Для этого возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем квадрат (ширина сторон — по 20 см). Квадрат разбейте на 25 ячеек и впишите туда вразброс числа от 1 до 25. Либо все буквы алфавита от «А» до «Щ», кроме «Ё», «Й», «Э», «Ю», «Я», «Ъ», «Ь». Изготовьте себе 10 разных таблиц. Чтобы работать с одной из них, установите ее на расстоянии 25—30 см от себя. Затем, глядя только в центральный квадрат и не двигая глазами по сторонам, попытайтесь найти цифры или буквы по порядку (или в обратном порядке). Начинайте с 1 минуты и в процессе тренировок сокращайте время на работу с одной таблицей до 20—30 секунд.

numbers

КЛИН КЛИНОМ. Выберите текст, который бы вам хотелось прочесть. Затем – напишите его от руки или напечатайте на компьютере так, чтобы каждая новая строчка была шире предыдущей. В итоге, его форма должна напоминать вам треугольник или, если хотите, клин. Затем, глядя в центр каждой строчки и двигаясь сверху-вниз, постарайтесь прочесть так весь текст, не двигая глазами ни влево, ни вправо.

СОВЕРШЕНСТВО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Развивать периферическое зрение можно на улице или на работе. Например, сидя за столом, зафиксируйте взгляд на каком-то объекте и, глядя только на него, постарайтесь увидеть, что происходит вокруг.

СМЫСЛОВАЯ ДОГАДКА

Смысловая догадка — умение, которое стоит развить для экономии времени в процессе чтения. Его «суть» можно объяснить на таком примере: если в тексте вы встретите, к примеру, фразу «поддерживать хорошую физическую…», то сразу же догадаетесь, что дальше идет слово — «форма». То есть можно не читать это слово и сразу перейти к следующему. Это самый простой пример экономии времени. Если тренироваться, то можно научиться пропускать и более сложные выражения (порой даже целые куски) в тексте, но при этом прекрасно понимая, о чем идет речь.

ХИТРЫЙ ТЕКСТ. Здесь нужна помощь еще одного человека. Пусть он возьмет небольшой текст (около 6000 знаков) и либо «зачернит» несколько слов в начале и в конце каждого предложения, либо просто все лишние слова (по сути, «воду»), оставив только ключевые. Затем нужно дать такой текст читателю. Его задание: восстановив пропущенные слова, рассказать, о чем идет речь.

РАБОТАЕМ С МЕТРОНОМОМ

Для увеличения непосредственно скорости чтения очень эффективно читать под стук метронома (специальную программу можно скачать из интернета). Выполнять упражнение можно по любой книге (6—7 слов в строке). Правила просты: включите метроном на скорость 60 ударов в минуту и с каждым следующим ударом, глядя в центр строчки, переносите взгляд на следующую, максимально концентрируясь на тексте. Это упражнение формирует навык «вертикального» чтения и приучает мозг быстрее воспринимать информацию. Через каждые 3—5 минут увеличивайте скорость метронома, в процессе тренировок доводя ее до 150 ударов. Ежедневной тренировке лучше всего посвятить 45—50 минут.

БОРЕМСЯ С РЕГРЕССИЕЙ

Следующий враг — регрессия, то есть когда человек, читая, возвращается глазами к прочитанному. Причины регрессии — трудные для понимания моменты в тексте и низкий уровень внимания (из-за этого страдают и понимание, и запоминание информации). Именно поэтому читатель, пытаясь лучше понять смысл, читает один и тот же текстовый блок еще раз. С одной стороны, такие действия вполне оправданы. Но с другой, читатель настолько привыкает возвращаться глазами к прочитанному, что делает это, даже если в этом нет никакой необходимости.

ЗАКЛАДКА И «ОКОШКО». Одно из золотых правил скорочтения — ни в коем случае не нужно «прыгать» по тексту во время чтения. Неправда ли, знакомая ситуация: видя непонятную информацию в тексте, вы начинаете перечитывать предложения раз за разом, чтобы «врубиться»; «врубившись» (или нет), вы продолжаете читать и замечаете, что достаточно было не останавливаться, а, набравшись терпения, прочесть абзац или раздел до конца — и все бы и так стало ясно. Чтобы отучить себя от вредной привычки возвращаться к прочитанному, вырежьте из картона обыкновенную закладку. Ее ширина должна соответствовать размеру строчки в тексте. Читая, одновременно закрывайте закладкой прочитанную часть строки. Повторно прочесть текст уже не удастся, ведь он будет закрыт. А чтобы не перечитывать целые куски текста — используйте «окошко». Для этого нужно взять лист плотной бумаги (его размер равен половине страницы с текстом). С правого края вырежьте небольшое окошечко. По высоте оно равно ширине строки, а по длине — размеру слова примерно в 7—10 букв. Пользоваться «окошком» нужно так же, как и закладкой.

БАБОЧКА – В ПОМОЩЬ

Еще одно не менее важное умение для человека-«скорочтенца» – брать как можно больше полезной информации из текста. Для этого специалисты разработали специальный алгоритм, благодаря которому чтение становится более эффективным. По словам специалистов, восприятие текста следует разбить на такие блоки: название, автор, источник, тема, факты, новизна материала, а также критика (те моменты в тексте, которые кажутся спорными). Читая текст, нужно как бы «отфильтровывать» только ту информацию, которая нужна для заполнения этих блоков. Конечно же, сначала держать их названия в голове будет сложно. Поэтому для лучшего запоминания - их лучше визуализировать. Например, можно нарисовать текстовую бабочку на листе А4: голова – это название, автор, источник, тельце – тема, левое крыло – факты, правое – новизна, а пространство вокруг – критика.

КАК РАБОТАТЬ? Затем нужно взять текст и прочесть его три раза, вписав после каждого прочтения информацию для каждого из элементов бабочки. Первый раз – это небольшая подготовка к углубленному чтению, поэтому читайте бегло, стараясь уловить только общий смысл. Во второй раз – читайте внимательно и почерпните как можно больше информации. Ну а третий раз нужен для того, чтобы убедиться, что ничего ускользнуло от внимания читателя. В процессе ежедневных тренировок (каждый день читайте один-два текста) отпадет потребность конспектировать текст, ведь мозг приучится работать с информацией по вышеописанному алгоритму.

Благодарим за помощь в создании материала канд. психол. наук, руководителя Школы скорочтения Вячеслава Красова, инструктора по скорочтению и эйдетике Центра развития «Орфей» Татьяну Урубкову, руководителя и ведущего преподавателя Центра интенсивного восприятия информации Светлану Таможскую и преподавателей Центра скорочтения и развития памяти «Новые люди».

Автор: Людмила Колб

Источник: Сегодня

Смотрите также:

discussiya.com

Развитие скорочтения: как научиться быстро читать

Автор: Алексей Недозрелов, 21 Янв 2013

razvitie skorochteniya 300x225 Развитие скорочтения: как научиться быстро читатьКак развить навыки скорочтения и научиться быстро читать?

Не секрет, что в современном мире все большую роль играет информация, и эффективность каждого человека все больше зависит от того, насколько эффективно он может ее воспринимать. И потому все более актуальным становится развитие  скорочтения, и все больше людей задается вопросом: как научиться быстро читать?

Если отбросить почти мистический трепет, с которым многие взирают на тайны развития скорочтения, то ничего тайного, мистического или секретного здесь нет. Все достаточно просто: чтобы научиться быстро читать, нам нужно освоить несколько навыков, а именно:

  • Навык фотографического восприятия текста: нужно научиться читать текст не по словам, а видеть сразу несколько слов (а в идеале – несколько предложений), и комплексно воспринимать их смысл, в чем нам очень поможет следующий навык;
  • Навык чтения без проговаривания текста: обычно во время чтения мы проговариваем текст про себя, из-за чего скорость чтения ограничена скоростью внутреннего диалога. Если мы отключаем внутреннее «проговаривание», то можем сразу воспринимать смысл всего текста, который попадает в поле зрения – «на сколько хватает глаз». Потому наша следующая задача – научиться воспринимать максимальный объем текста;
  • Развитие периферийного зрения: для того, чтобы одним взглядом охватывать максимум слов, необходимо развить периферийное зрение. В идеале, нужно воспринимать взглядом всю ширину страницы;
  • Навык правильного движения глаз: если мы хотим читать быстро, нам нужно распрощаться с привычкой читать, передвигая глаза по горизонтали, читая каждую строчку от начала до конца, с лева на право. Идеальный вариант – движение глаз строго по вертикали, вниз по воображаемой линии в середине страницы. Также допустимо движение глаз по диагонали, либо (вариант для начинающих) зигзагом;
  • Навык сканирования ключевых слов. Не всегда нам нужна вся информация, которая есть в книге. Поэтому очень важно умение быстро определять, есть на странице нужная информация, или нет. Достигается это с помощью умения «сканировать» текст и выискивать в нем ключевые слова.

Все эти навыки развиваются с помощью простых, понятных и действенных упражнений. Но прежде чем к ним перейти, стоит отметить еще один важный момент.

Развитие скорочтения начинается не с освоения техник на отключение внутреннего диалога, и не с «прокачки» периферийного зрения, а с намного более простых, но очень важных вещей. Речь идет о формировании интегрального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм чтения – это такая последовательность чтения, которая будет создавать оптимальные условия как для наилучшего усвоения информации, так и для общей оценки книги. Начинается алгоритм, собственно, даже не с книги, а с качественного целеполагания: какую информацию и для решения каких задач мы хотим получить? Когда ясны цели и критерии информации, которую мы хотим получить, можно переходить к следующему этапу – оценке книги на соответствие этим критериям.

Чтобы оценить книгу, в первую очередь мы изучаем ее содержание (часто этого уже бывает достаточно, чтобы понять, какую информацию мы можем из нее получить), затем – источниковую базу (насколько этой информации можно верить). Затем мы читаем введение и заключение книги – в большинстве случаев, там описана самая выжимка наиболее ценной информации и самая суть книги, а также даны и разжеваны все ключевые идеи. После чего мы можем бегло («по диагонали») просмотреть основные разделы книги, сканируя их на наличие нужной нам информации, останавливаясь подробнее на нужных местах. Таким образом, мы не только существенно экономим время на чтение книги, но и намного лучше усваиваем (и, главное, структурируем!) ту информацию, которая нам нужна.

Итак, переходим к обещанным упражнениям для развития скорочтения (возвращаемся к вопросу о том, как научиться быстро читать).

Для начала можно начать отрабатывать чтение, группируя слова по фразам – так, чтобы сразу воспринимать смысл всей фразы целиком. По мере тренировки фразы стараемся делать как можно длиннее, но начинать можно с нескольких слов – пока для нас важно выработать привычку.

При этом учимся отключать проговаривание – для этого можно выстукивать пальцами по столу ритм, или проговаривать про себя счет («один, два, три,…»). Также для уменьшения внутренней артикуляции можно плотнее сжать зубы и прижать язык к небу.

По мере того, как эти навыки будут развиваться, мы начинаем их усложнять. Теперь наша задача – воспринимать целиком сразу несколько строчек, и мы начинаем тренировать правильные движения глаз. Удобнее всего начинать с зигзагообразной траектории, проходя несколькими зигзагами всю страницу. По мере тренировки углы в этом зигзаге будут постепенно увеличиваться, планомерно приближаясь к прямой линии сверху вниз, проходящей по середине страницы.

И наша следующая задача – научиться читать по траектории сверху вниз, но для этого необходимы дополнительные упражнения на развитие периферийного зрения. Наиболее популярные варианты таких упражнений – работа с таблицами Шульте, разбитыми на ячейки, заполненными цифрами в хаотичном порядке. Необходимо последовательно найти все числа, «сканируя» всю таблицу целиком расфокусированным зрением. Сегодня подобную тренировку удобно проводить с помощью специальных программ, которые можно легко найти в свободном доступе.

Кстати, подобное программное обеспечение дает возможность в комфортном режиме отрабатывать и другие вспомогательные упражнения – например, чтение слов с вращающимися (либо пропущенными) буквами, достаточно легкое при общем сканировании текста, но затруднительное при последовательном чтении с проговариванием. Не будем давать конкретные ссылки – в существующем разнообразии подобных программ для развития скорочтения не составляет никакого труда найти их по поисковому запросу, тем более что с каждым годом появляются новые варианты – возможно, более совершенные, чем те, с которыми работаем мы.

Этих упражнений вполне достаточно, чтобы развить скорочтение до достаточно хорошего уровня, и наша дальнейшая задача – максимально «вживить» в себя этот навык. Для этого мы используем «метод штурма». Технология предельно проста: мы берем несколько книжек (примерно по 100 страниц), и чертим по середине каждой страницы вертикальную линию. Дальше нам нужно, двигая глаза строго сверху вниз, прочитать всю книгу за один подход, затрачивая на каждую страницу не более 15 секунд. Можно пользоваться секундомером, или засечь 25 минут, за которые необходимо прочитать 100 страниц. То, что усвоится далеко не вся информация – совершенно нормально. С каждой книгой информация будет усваиваться все лучше. Но это не отменяет того, что после каждой книги обязательно нужно вспомнить и структурировать максимум информации. Желательно читать в таком режиме по книге в день первые две недели.

Для качественного развития и закрепления навыка скорочтения рекомендуется первый год ежемесячно устраивать недельные интенсивы по развитию скорочтения. Как показывает практика, после этого вопрос, как научиться быстро читать, отпадает раз и навсегда.

Кроме приведенных методик, некоторые специалисты рекомендуют использовать самовнушения по методу аутотренинга для улучшения результата. Безусловно, это даст дополнительный эффект, но, если уж зашла речь о самогипнозе и самопрограммировании, кроме аутотренинга можно использовать намного более современные и результативные методики. Но об этом – в отдельной статье.

Алексей Недозрелов

 

Также в развитии скорочтения поможет курс

  

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

reservy1 Развитие скорочтения: как научиться быстро читать

Скачай бесплатную книгу

"Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным"

  Присоединяйтесь в социальных сетях:twitter full Развитие скорочтения: как научиться быстро читатьlj full Развитие скорочтения: как научиться быстро читать

Похожие статьи:

  1. Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным
  2. Что такое НЛП?
  3. Взрывной прорыв на новый уровень – интенсивный курс «НЛП-Базис: Обретение Силы»
  4. Мифомоделирование в психологии и маркетинге
  5. НЛП в рекламе: мифы и реальность
  6. Системное моделирование и системное консультирование
  7. Обретение Силы
  8. Две методологические традиции в психологии рекламы

Рубрики: Психология бизнеса Метки: Личная эффективность

portal.psymodelling.ru

Техника быстрого чтения – можно ли этому научиться самому?

Есть некоторые профессии, где от скорости чтения зависит результат работы, например, диктор или радиоведущий. Но такие навыки полезны будут и в детские годы, когда необходимо читать достаточное количество текстов, и при этом еще и запоминать.

Такую способность можно в себе развивать, главное, знать, какие упражнения для этого предназначены.

Техника быстрого чтения основывается на нескольких этапах. Но чтобы учение дало полноценный результат, необходимо себя правильно настроить, понять для чего это нужно.

Содержание статьи

Научиться быстрому чтению нелегко, впрочем, как и любому другому навыку. Поэтому для таких целей существует несколько методик, соответственно, каждый человек сможет подобрать для себя именно то, что ему подходит. Сразу стоит сказать, что, кроме того, чтобы быстро читать, необходимо информацию и запоминать, особенно если от этого зависит работа.

Для чтения и запоминания текстов, можно использовать одну из таких методик:

  1. «Пристрелка». В этом случае, текст «пробегается» глазами и сразу же выделяются главные мысли. Таким образом, чтение происходит частями, только теми моментами, которые несут смысловую нагрузку.

Чтобы научиться такой методике быстрого чтения и запоминания, стоит потренироваться на простом предмете. Его ставят перед собой и пристально рассматривают несколько секунд. Потом закрывают глаза и пытаются воспроизвести в памяти все мельчайшие детали.

Открыв глаза, стоит сравнить два образа – реальный и виртуальный. Найдя 3-4 отличия, упражнение повторяют, и так до 7 раз. Это поможет запоминать даже мелкие детали.

Потренировавшись на предмете, можно приступать к тексту. Лист кладут перед собой на полминуты и за это время необходимо суметь выделить 3 основные мысли. Усложнять упражнение можно путем увеличения размера отрывка или попыток найти больше мыслей.

  1. Ключевые слова. Автор всегда пытается донести до своего читателя, какую-то мысль. Для этого он использует ключевые слова. Именно они и отвечают за восприятие текста, их же можно применять для запоминания.

Для этого изначально определяется тематика и в голове составляется примерный перечень слов, которые ей могут соответствовать. Взяв текст в руки, стоит быстро пробегать глазами предложения и «цеплять» именно те, что максимально отображают тему. Для начала такие слова и словосочетания можно записывать, а в дальнейшем все будет проходить на подсознательном уровне.

  1. Подавление артикуляции. Данная методика хорошо подходит для научения детей. С самого детства ребенка учат читать вслух, но у некоторых эта привычка остается и во взрослом возрасте. И хоть слова не произносятся вслух, губы двигаются в такт слов. А это тормозит обучение быстрому чтению.

Чтобы освоить эту технику, во время чтения следует отбивать такт пальцами. Это позволяет отвлечься от немого произношения слов.

  1. Зрительная память. Эта техника скорочтения позволяет научиться запоминать длинные слова. Эту методику уже начинают вводить в детских садиках, когда малышам показывают сложные слова, состоящие из 8-10 букв.

Взрослые тоже могут освоить эту методику. Для такого упражнения понадобятся карточки, на которых будут написаны длинные слова. Их можно приобрести в магазине или же найти в интернете и распечатать самостоятельно. Такие занятия необходимо проводить каждые день, затрачивая на это 30-40 минут.

Ученик просто смотрит на карточку пару секунд, причем главное, не дать ему успеть прочитать. Далее, испытуемого просят повторить, то, что он увидел. Таким образом, тренируется не только скорость чтения, но и практика запоминания. Лучше всего начинать с небольших слов – в 6-7 букв.

  1. Вертикальное чтение. Чтобы быстро читать, следует уметь видеть не только последующее слово, но и всю строчку в целом. Для этого стоит ознакомиться с упражнениями Шульте.

Для такой тренировки понадобятся специальные квадратные разлинованные таблицы, где нарисованы цифры в хаотичном порядке. На начальном этапе, используется только 16 цифр, постепенно увеличивая их до 25, 36 и 49. В каждой такой карточке цифры будут располагаться по-разному. Такая техника быстрого чтения требует сосредоточения взгляда в центральной точке, и, не отводя от нее взгляда, испытуемый должен находить по очереди цифры.

Все эти методики помогают не только научится читать быстро, но и запоминать смысл. Но каждое упражнение необходимо начинать с маленькой нагрузки, особенно если занятия проводятся с ребенком.

Перед тем, как учиться технике быстрого чтения и запоминания, следует знать, что не последнюю роль в таких занятиях играет и мозговая деятельность.

Удобнее заниматься таким развитием вдвоем, но, увы, не всегда есть такая возможность. Самостоятельно можно развивать себя путем чтения книг, которые имеют сложные слова, например, про технику или медицину.

Учеными доказано, что на умение быстро читать влияет и способ восприятия текста. Если это буквенный способ, то человек будет медленнее читать, нежели при словарном. Можно прочитать слова даже в том случае, если буквы будут стоять в хаотичном порядке, кроме первой и последней.

Чтобы потренировать не только умение читать, но и свой мозг, можно воспользоваться следующими упражнениями:

  1. основываясь на исследованиях, о которых упоминалось выше, можно читать тексты, где буквы стоят не на своих местах. Но вот только для этого упражнения понадобиться помощник;
  2. научиться быстро читать тексты можно и при помощи вычеркивания букв. Для этого пишутся слова, в которых убираются все гласные. Задача напарника прочитать и понять смысл предложения;
  3. чтобы стимулировать мозг на активность, необходимо учится читать через слово. Для этого понадобится текст, где будут «стерты» слова. Для начинающих необходимы отрывки, в которых отсутствуют только каждое 3-4 слово. В дальнейшем, по мере развития, стертых слов может становиться больше – каждое второе. Но тут важно, чтобы обучающийся не просто читал предложения, но и понимал о чем в них идет речь. Соответственно, после прочтения отрывка, человека стоит попросить рассказать, о чем говорилось в нем. Далее сравнивается оригинал и тренировочный текст;
  4. мозговой штурм. Данная методика также требует напарника. Тут понадобится два одинаковых отрывка. Текст читается по очереди, с учетом времени, после чего каждый участник должен будет его пересказать. В этом варианте, идет тренировка не только скорочтения, но и запоминание текста. Соответственно, тренируется одновременно и память и речевой аппарат.

Один из главных принципов скорочтения – умение выделять основное. Чтобы научится это делать, рекомендуется читать и тезисно выписывать основные идеи. Со временем, это умение станет автоматическим.

Чтобы техника быстрого чтения осваивалась лучше, необходимо знакомиться с литературой. Именно обыкновенные книги помогут развить речевой аппарат, не говоря уже об эрудиции. Но и тут не все так просто.

Чтобы чтение книг приносило пользу, следует помнить о таких моментах:

  1. сосредоточение. Беря книгу в руки, нужно полностью отключиться от окружающего мира, чтобы понимать смысл текста;
  2. не повторяться. Многие из людей, когда читают отрывки, мысленно или вслух, повторяют отдельные места. Такая привычка заставляет тратить больше времени;
  3. целостная оценка. Необходимо учиться выделять главные мысли. Их может быть несколько на абзац, а может быть и только одна. Если это умение развить в себе, то мозг будет выявлять информацию блоками;
  4. закладки. Не стоит стесняться и обозначать для себя интересные места. В дальнейшем, увидев такую закладку, мозг автоматически сможет воспроизвести написанное на той странице. Для удобства можно использовать разноцветные закладки и тогда мозг создаст себе ассоциацию между смыслом текста и цветом.

Многие не любят читать и через это необходимо переступить. Тут уже важна личная заинтересованность и мотивация, дабы научится быстро воспринимать и запоминать любую информацию. Если человек не осознает, для чего он это все делает, то и результат придется ждать долго.

Поэтому ставьте перед собой цели – и вы обязательно достигнете желаемого! Ведь для человека нет ничего невозможного!

Видео: Техника быстрого чтения – как освоить самостоятельно, упражнения

Понравиласьстатья?

Вам понравилась статья?

Рейтинг из

ДаНет

Спасибо за голос

mjusli.ru