Целеполагание — инструмент планирования и развития. И целеполагание


это что такое? Целеполагание в педагогике :: BusinessMan.ru

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание - это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач - это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении - основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке - это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль - цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль - цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль - цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание - это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
Ребенок Социально-экономические условия
Родители
Педагоги Условия образовательного учреждения
Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

businessman.ru

Целеполагание как ресурс заботы о себе

Человеческие цели далеко не всегда так масштабны. В течение одного лишь нашего дня множество целей сменяют одна другую: вовремя придти на работу, закончить порученное нам дело, убедительно обосновать свои предложения, произвести хорошее впечатление. Целеполагание задает основу деятельности, формирует целевую перспективу. Непрерывно меняется ситуация, в которой приходится осуществлять цель; постоянно меняется восприятие ситуации действующим человеком. Ясные и обоснованные цели становятся как бы маяком в этом бурном и подвижном море непрерывных изменений.

Автор:Галина Владимировна Ивaнчeнкo, кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор ГУ-BШЭ.

До недавнего времени одним из наиболее часто цитируемых жизненных правил было высказывание Н. Островского: «Жизнь… нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вдумаемся: не «безрезультатно», а «бесцельно прожитые». Хотя откуда появиться результату, если не было труднодостижимой, захватывающей, притягательной цели? Человеческие цели далеко не всегда так масштабны. В течение одного лишь нашего дня множество целей сменяют одна другую: вовремя придти на работу, закончить порученное нам дело, убедительно обосновать свои предложения, произвести хорошее впечатление на нового знакомого, выбрать в магазине что-то нужное, и т.д. Целеполагание задает основу деятельности, формирует целевую перспективу. В процессе же целеобразования более четко очерчиваются ориентиры в пространстве, заданном целеполаганием. Выстраивается последовательность достижения целей; определяется их иерархия: какая цель является основной, какие — второстепенными.

Целеполагание — это процесс выбора субъектом целей; но нередко альтернативы, из которых необходимо сделать выбор, не даны непосредственно. Их нужно сначала выявить, осознать, сформулировать. Очень часто информация о конечной цели тоже является неполной и недостаточной. Тогда целеполаганию приходит на помощь интуиция.

Целеполагание не ограничивается пространством «от начала до конца» деятельности. Практически всегда оказывается необходимым выйти за границы деятельности и спрогнозировать, предусмотреть ее последствия, как для себя, так и для других. Поэтому целеполагание тесно связано сответственностью человека и с егосвободой выбирать алгоритмы и пути решения задачи. Приходится выбирать и средства достижения целей.

В некоторых обществах целеполагание доверяется далеко не каждому человеку. Стандартизация желаний и способов их осуществления доводится до предела тоталитарными обществами. В антиутопиях Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина предстает «этот прекрасный новый мир» с тотальной внешней детерминацией любого человеческого действия. Нежизнеспособность тоталитарных обществ связана и с тем, что история человечества в значительной мере есть история преодоления внешней детерминированности деятельности.

С какого возраста ребенок способен к постановке целей и их осуществлению? Первоначально ни о каких осознанных целях не идет и речи. Даже когда младенец настойчиво кричит, «требуя» кормления или внимания, он делает это отнюдь не в соответствии с принятой им целью. Только постепенно процессы целеобразования и целеполагания складываются благодаря совместной деятельности с другими людьми, и лишь потом ребенок начинает ставить цели перед самим собой.

Целеполагание в какой-то мере естьперевод с языка желаний и смыслов (что данная цель значит именно для меня, в моей ситуации)на язык объективной реальности, на язык средств для достижения цели. В результате, например, «хочу быть актрисой» конкретизуется в «стану посещать театральный кружок», «буду заниматься гимнастикой», «снова стану брать уроки вокала», «узнаю программу вступительных экзаменов и буду готовиться».

Цели могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми. Часто только длительный процесс самоанализа позволяет человеку разобраться, к чему он стремился и каких целей добивался. Выявление целей, таким образом, может представлять собой особую внутреннюю работу. Лев Толстой советовал:примечай, что помнишь, а чего не припоминаешь — по этим приметам узнаешь себя. Возникает парадоксальная ситуация — безусловно свои, реально проявившиеся в деятельности и в поведении цели человек должен специально пытаться осознать и понять. Нередко это так и не удается, в особенности если наше подсознание скрывает от нас неблаговидность нашего поступка (что стояло за теми словами, которыми мы незаслуженно обидели давнего друга?), неприемлемость проявившихся в нашем поведении черт (я не мог быть таким черствым и грубым).

Поведение человека детерминируется, предопределяется как извне, так и изнутри. Непрерывно меняется ситуация, в которой приходится осуществлять цель; постоянно меняется восприятие ситуации действующим человеком. Ясные и обоснованные цели становятся как бы маяком в этом бурном и подвижном море непрерывных изменений. Но ясность и обоснованность целей составляет лишь одно из условий их достижения.

Человек может в процессе целеполагания игнорировать свои реальные возможности, но первая же попытка осуществления недостижимых целей быстро расставит все на свои места. Поэтому человеку приходитсяучитывать свои ресурсы: временные, материальные, психологические и социальные. Психологам хорошо известен факт, что человек относительно верно оценивает предполагающие возможность объективного измерения качества (например, свой рост) и склонен к преувеличению в выгодную для себя сторону свойств, прямая оценка которых затруднительна (например, дружелюбия). Но не всегда следует призывать к скромности и реалистичности в оценке своих ресурсов. Так, известно, что большинство потерпевших кораблекрушение или оказавшихся в результате иных катастроф в безлюдном месте погибают именно потому, что недооценивают свой жизненный ресурс.

Порой сложности связаны свыстраиванием приоритетов в целях. Пианист и музыковед Г.М. Коган справедливо замечал:

Есть два способа жить и работать. Первый, наиболее распространенный, состоит в том, чтобы сначала сделать все мелкие, текущие, «срочные» дела и лишь затем, разделавшись с ними, приняться за главное. При таком образе действий до «главного» по большей части так и не доходят: оно все откладывается и откладывается, а если когда и делается, то от усталости — кое-как. Время идет, жизнь проходит, «текучка» заела.

Плодотворен только второй способ: сначала делать главное и лишь потом остаток времени и сил отдать «текучке».

Целеполагание существует не только как психологический, но и каксоциальный процесс, в котором человек ориентируется на оценку своих возможностей и их границ. Но в этой своей оценке, при всей ее возможной субъективности, неустойчивости, иррациональности человек использует социальные механизмы сравнения себя с другими и согласования самооценки с оценками других.

На процесс постановки целей оказывают существенное влияние предварительные, приблизительные оценки ее достижимости. Но, даже сходным образом оценив реальность достижения тех или иных целей, люди будут действовать по-разному. Так, ориентированные на «достижение успеха» будут избегать легких задач. Те же, для кого более важным, чем успех, является отсутствие неудач, будут избегать трудных задач, и ориентироваться на заниженные или завышенные требования.

Существует и такое понятие, как «цель жизни». Сразу верно и навсегда избранная цель жизни встречается, наверно, реже, чем любовь с первого взгляда. Биографии многих великих людей — история мучительных поисков достойной их цели. Пока цель остается туманной и неопределенной, будущий великий ученый, писатель, художник, политический деятель неотличимы от окружающих. Но выбор цели концентрирует мощную энергию таланта и колоссального труда, и достижение великой жизненной цели открывает путь к славе и признанию.

Нередко все остальное содержание жизни, маленькие и большие жизненные радости приносятся на алтарь цели. Чаще всего достигшие цели своей жизни известные люди жаловались и жалуются на подорванное здоровье и утрату эмоциональной теплоты в отношениях с близкими и друзьями. Но, например, Чарльз Дарвин в последние годы своей жизни сетовал на то, что потерял интерес к поэзии, живописи, к чтению всего, кроме специальной литературы; что его мозг превратился в машину для работы над естественнонаучными фактами.

Однако это лишь издержки процесса достижения большой цели — процесса, требующего многолетних титанических усилий, но и вознаграждающего тех, кто решается на него. Каким образом?

Иммануил Кант в «Антропологии», обращая внимание читателя на парадокс — человек, изнывающий от скуки большую часть жизни, в конце ее начинает жаловаться на необъяснимую краткость жизни в целом, — дал замечательный «рецепт»удовлетворенности жизнью:

«Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, — это единственное верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею».

Постановка множества взаимосвязанных и объединенных единой логикой целей в контексте жизни в целом, таким образом, создает предпосылки для того, что жизнь будет осмысленной, разнообразной, не похожей ни на какую другую.

Жизненные планы и программы

Стремление человека оптимальным образом организовать небеспредельное время своей жизни, по-видимому, возникло очень давно. Фатализм поздней античности и Средних веков имел под собой объективные основания: низкую продолжительность жизни, высокую вероятность отправиться к праотцам даже раньше этого срока вследствие войн, эпидемий, голода.

В эпоху Возрождения складываются представления о том, что человек не игрушка в руках рока, но призван творить себя, сознавая и расширяя свои возможности. Культура Нового времени продолжает эту линию. Постепенно возникает и укрепляется убеждение в том, что препятствия и преграды на пути осуществления человеком его жизненных планов несут не только негативную функцию. Как выразил это Робер Музиль в романе «Человек без свойств»: «Человека нужно стеснить в его возможностях, планах и чувствах всяческими предрассудками, традициями, трудностями и ограничениями, как безумца — смирительной рубашкой, и лишь тогда то, что он способен создать, обретет, может быть, ценность, зрелость и прочность…».

В каждом обществе, в каждой социальной группе существуют своиобщепринятые образцы жизненных стратегий. Стандарты существуют практически для любой области деятельности — ведь только тогда результат может быть оценен. Сравнение с результатами других людей и определение своего места американским психологом Л. Фестингером обозначалось как «социальная относительная норма». Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий.

Питирим Сорокин, виднейший американский социолог русского происхождения, в своих работах подчеркивал значениехарактера препятствий, которые общество устанавливает для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное распределение индивидов приведет к процветанию всего общества. Например, ограничение доступа к образованию для талантливых детей из бедных семей самым негативным образом сказывается на интеллектуальном потенциале государства. Если же фильтры и барьеры задерживают тех, чье обучение стоит учителям и обществу чрезмерных усилий, общий интеллектуальный потенциал общества не страдает.

Жизненные планы на различных этапах жизненного пути имеют свои качественные особенности. Пристальное внимание социологи и психологи уделяют периоду самоопределения личности — раннему юношескому возрасту. В этот период планы зачастую диффузны и нереалистичны. Социальными психологами описан феномен «нереалистического оптимизма»: человек склонен существенно занижать вероятность того, что неприятные события могут случиться с ним, и завышать свои шансы добиться чего-то в жизни. В первую очередь «нереалистическим оптимизмом» характеризуется юношеский возраст. Удивительно, но эти оптимистические ожидания существуют на фоне крайне низкой удовлетворенности жизнью молодых людей. К 35 годам (так называемый «кризис середины жизни») реализация целей сама по себе перестает приносить удовлетворение, все более настоятельным становится вопрос о смысле жизни. К середине пятого десятилетия, когда реализация жизненных целей в основном завершена, перед человеком встает и другой вопрос — та ли единственная программа осуществлена им, та ли миссия исполнена, те ли цели достигнуты.

Временное измерение жизненных планов личности опирается на«жизненное расписание», или «тайминг» — стандартные для той или иной культуры возрасты получения образования, вступления в брак и т.п. Но стандартное «расписание» не принимает во внимание адекватность—неадекватность жизненных планов уникальным жизненным обстоятельствам и особенностям личности. Многим людям приходится затрачивать огромные усилия для того, чтобы преодолевать несоответствие своей личности, своего склада характера когда-то задуманным жизненным планам.

Жизненных планов можно придумать множество. Труднее выбрать из них самые оптимальные — самые простые в исполнении или посложнее, но открывающие перспективы; одобряемые близкими или эпатирующие их… Но задачи человека не сводятся к обнаружению, формулированию, осуществлению жизненных планов. Перед личностью встает еще более сложная задача соподчинения и интеграции жизненных планов в единую линию, называемую жизненным путем личности. Интересно, что в болгарском языке жизненный путь именуется «жизненым равнищем». Первая ассоциация — с равниной, с полем, именно с тем, которое «не перейти». Другая — с некоторой «выравнивающей силой», равняющей всех независимо от их желания. Эту силу в современном обществе представляют и институты социализации (семья, школа, армия), и средства массовой информации, задающие стандарт «идеальной биографии» спортсмена, политика, ученого…

Один из критериев личностной зрелости —способность к осознанному формулированию жизненной программы, к преодолению жизненных обстоятельств, мешающих ее осуществлению. Вряд ли можно точно сказать, начиная с какого возраста такое планирование доступно человеку. Так, известный исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил подробный список всего того, что нужно сделать для будущего успеха в изучении Севера — какие науки изучить, какими языками овладеть, какие исследования провести. Когда будущий ученый попытался прикинуть срок для осуществления программы, оказалось, что он составляет свыше 500 лет! С немалым трудом программа была «ужата» до 160 лет. Когда же в возрасте 70 лет О.Ю. Шмидт обнаружил в архиве этот юношеский план, он с удивлением обнаружил, что к тому времени намеченная (160-летняя!) программа была практически по всем позициям не только выполнена, но и перевыполнена.

Важной является игибкость личности, позволяющая корректировать программы, а не слепо следовать им. Вместе с тем почти всякая значительная биография демонстрирует наличие у человека чего-то наиболее важного, того, от чего он не откажется ни при каких обстоятельствах.

Жизненные планы являются обращенной в будущее частью субъективной картины жизненного пути личности. В психологии разработаны методы их изучения — например, «воображаемая будущая автобиография» (человека просят описать свою жизнь на несколько лет вперед), метод каузометрического опроса (выявление причинно-целевых связей между наиболее значимыми событиями). Если у человека имеется четкая и осознанная жизненная перспектива, это дает личности мощные стимулы к творчеству, поддерживает оптимистическое мироощущение, надежды и стремления. Узкая же и ограниченная временная перспектива обрекает человека на «психологическое старение», снижение интереса к будущему, которое представляется малоинтересным, предсказуемым, детерминированным извне.

Психологи обнаружили, что у значительной части молодых людей временная перспектива ограничена 30-35 годами. После достижения этого возраста ничего интересного, по мнению девушки или молодого человека, не может произойти по определению. Создание реально достижимых жизненных программ, расширение их на весь период ожидаемой продолжительности жизни может опираться на психологическую задачу — понять жизнь не как движение к старости и смерти, но какдвижение ко все большему совершенству. Тогда, несмотря на объективное уменьшение с возрастом временного ресурса, человек будет ощущать расширение временной перспективы. Основным критерием оптимальности жизненных планов и стратегий, по-видимому, является усложнение и обогащение жизненного мира и расширение границ возможного. Реалистическая этика также дает фундаментальный критерий выбора жизненного пути — это должен быть путь к совершенству. Как писал Ю.А. Шрейдер, «совершенствуясь, человек как бы дорастает до счастья. Собственно, сам процесс совершенствования способен дать человеку ощущение счастья».

Чтобы научиться лучше формулировать и достигать намеченные цели, при обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков курсов нашего каталога. Тем самым вы получаете системную учебную программу, которая включает в себя только те практические знания и навыки, которые вам интересны и нужны. Изучите десятки приемов самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности в удобном для себя месте, времени и темпе.

www.elitarium.ru

Что такое целеполагание? | Целеполагание

Целеполагание. ЦелеполаганиеЦелеполагание — это не новый процесс. В течение тысяч лет выдающиеся люди и цивилизации использовали целеполагание для того, чтобы планировать, а затем достигать цели в области техники, научных исследований, географических открытий или в военном деле. Процесс целеполагания доступен для всех — от домохозяек до руководителей компаний — потому что принципы целеполагания одинаковы, различаются (и имеют отношение лично к вам) только сами цели.

Итак, целеполагание — это только процесс. Но это очень важный и личный процесс, который помогает вам получить желаемое, указывая четкое направление к выбранной вами цели.

Целеполагание помогает вам:

1.  Определить, что вы действительно желаете. Только вы сами знаете, чего вы действительно желаете.

2.  Разработать план действий, нет никакого смысла ставить себе цель, не зная, как ее достичь.

3. Дает вам мотивацию для того, чтобы осуществить план действий — так как ваши цели будут личными, значимыми для вас, а значит, вы будете мотивированы для их достижения.

4. Отслеживать, куда вы направляетесь, помогая вам сосредоточиться на общей картине, чтобы не сбиться с курса — вы можете легко отвлечься на мелкие жизненные обстоятельства, поэтому целеполагание поможет вам направить свое время и энергию в нужное русло.

Цели — это четко определенные намерения, которые дают вам направление и мотивацию — это ваш проводник, план вашей жизни, ваш личный путеводитель в будущее.

Цели могут быть направлены на:

1. Разработку нового навыка — может быть, вы всегда хотели выучить новый язык, научиться танцевать, или играть на музыкальном инструменте.

2. Улучшение ваших имеющихся навыков, цели могут быть направлены на профессиональные или жизненные навыки, например, на навык планирования расходов.

3. Избавление от старых привычек, таких как курение, или выработку полезных привычек, таких как физические упражнения и здоровое питание.

4. Достижение результата, реализацию вашей мечты — это может быть налаживание более гармоничных отношений с семьей, обретение материальных благ или достижение карьерных целей.

Самое главное помнить, что цели — это личное дело, они ваши и только ваши. Не совершайте ошибку, используя чужие цели как свои собственные.

Ошибки целеполагания

Хотя целеполагание является простым процессом, этот процесс  может пойти неправильно.

Некоторые и люди просто не доводят процесс целеполагания до конца потому что:

1.       Они не могут придумать серьезную причину для целеполагания.

2.       Они не понимают, как целеполагание может им помочь.

3.       Они думают, что для достижения цели у них нет времени.

4.       Они думают, что это слишком сложно.

5.       Они опасаются, что не достигнут поставленных целей.

6.       Они не принимают это всерьез.

И среди людей, которые используют систему целеполагания, многие терпят неудачу, потому что совершают следующие ошибки:

1. Не записывают цели.

2. Имеют нереалистичные цели.

3. Имеют неясные стремления.

4. Не имеют плана.

5. Не начинают действовать.

6. Теряют фокус внимания.

7. Не доводят дело до конца.

Подумайте о своих успехах и неудачах в прошлом — были ли у вас в прошлом такие стремления, которых вы еще не достигли? Вы раньше уже пробовали ставить цели и потерпели неудачу? Или вы уже достигли определенных целей?

Процесс целеполагания — общий обзор

Вся информация, которую вы найдете по теме целеполагания, описывает в той или иной степени один и тот же процесс с основными шагами:

Шаг 1: Определитесь с «Общей Картиной»

Шаг 2: Определите, чего вы на самом деле хотите.

Шаг 3: Поставьте перед собой свои Цели.

Шаг 4: Подготовьте свой Личный План Действий.

Шаг 5: Проверьте свой План Действий и Цели.

Первые 2 этапа процесса целеполагания являются основой вашего процесса целеполагания. Они задают направление для остальных шагов, поэтому действительно важно уделить время тому, чтобы выполнить их должным образом.

Другие 3 шага являются уже техническим процессом превращения результатов шагов 1 и 2 в достижимые цели с четкими задачами и осуществимыми направлениями движения к их достижению.

Целеполагание — это, конечно, непрерывный и динамичный процесс. Ваши приоритеты и, следовательно, ваши цели будут меняться время от времени (например, если вы создадите семью), и когда это произойдет, важно сесть и пройти через процесс целеполагания снова.

И также, совершенствуетесь, ваши мотивирующие факторы и движущие силы меняются, поэтому необходимо их постоянно пересматривать, чтобы убедиться, что ваши цели по-прежнему актуальны для вас. То, чего вы хотите в 20 лет, не будет тем же, чего вы захотите, когда вам будет 40. Но если запастись этими навыками, целеполагание станет вашим инструментом на всю жизнь — независимо от того сколько вам лет и на какой стадии саморазвития вы находитесь.

Знайте, что стоит за вашим успехом и неудачами из прошлого и используйте эту информацию для начала своего целеполагания, повторяя модели успеха и избегая неудачных примеров.

Яровой Олег

http://tselepolaganie.com

tselepolaganie.com

Целеполагание. 3 мифа о постановке целей.

zelepolaganie

Что такое целеполагание?Простым языком, целеполагание – это когда мы во время постановки перед собой цели, производим ряд ритуалов (что-то вроде танцев с бубнами и рисование огненного круга, только проще) после которых цель как бы сама собой исполняется.Тема целеполагания стала популярной только последние несколько десятков лет.Еще несколько десятков лет назад, наши с вами соотечественники мало заморачивались темой постановки целей. У них было все гораздо проще. Есть цель, значит нужно упорно и кропотливо работать и все получится. Но наше с вами поколение выросло более хитрым и проворным, и мы жаждем найти волшебную таблетку к нашим целям.Именно поэтому в последние годы все чаще эта тема будоражит умы людей. Особенно большую роль в становлении темы целеполагания сыграл нашумевший фильм «Секрет». Различные курсы по нлп, психологии, коучингу, управление временем, которые все чаще посещают наши люди также внесли свою лепту в тему распространения целей.И в результате в сфере целеполагания начало образовываться много мифов и слухов, которые на самом деле являются лишь частично правдивыми. Именно о таким мифах мы и поговорим.О трех таких мифах мы поговорим.Целеполагание. Миф 1. Об универсальной модели.Многие люди верят, что есть одна единственная мега супер секретная универсальная модель постановки целей. Этим часто и пользуются маркетологи, заявляя, что именно их модель лучше всех и только она работает. И как ни странно люди ведутся.Универсальной модели нет. Для одного и того же человека в разных ситуациях модели будут разными. О том, что для двух разных людей методы целеполагания вообще могут кардинально отличаться и говорить не стоит.Целеполагание. Миф 2. О четкости постановки задач.Существует современная легенда, говорящая о том, что в несколько десятков лет назад в Гарворде было проведено исследование, на котором группу молодых выпускников спросили, как они видят свое будущее через 20 лет. В результате около 80% заявила, что будущее им видится туманно, еще 12% примерно представляли где они хотят жить, чем заниматься, сколько детей иметь, и только у оставшихся 3% цели были детально прописаны на бумаге. Эти люди точно знали, где будут работать, на какой машине они будут ездить и сколько будут примерно получать.Через 20 лет этих людей нашли и провели новый опрос. Выяснилось, что вторая группа (12%) зарабатывали в среднем в 3 раза больше, чем первая (80%), а третья группа (3%) зарабатывали в 10 раз больше.Отсюда можно сделать вывод, что если вы хотите чтобы ваши цели исполнились, вы должны их детально прописывать на бумаге.Частично это на самом деле так и есть люди, у кого это работает. Вполне возможно, что вы как раз таки и относитесь к этим людям и вам стоит попробовать этот прием на практике. Но в то же время по наблюдениям есть большое количество людям, которые прописав детально свои цели, забросят их подальше в ящик рабочего стола и уже через неделю будут мечтать о другом.Также по наблюдениям люди, которые постоянно стремятся вперед время от времени совершенствуют свои цели и меняют.

Что является общим во всех случаях для этого мифа о целеполагании – это то, что свои задачи лучше всего записывать, причем стараться делать это детально (но без фанатизма). И также нужно иметь планы на несколько лет вперед.Эти три правила обязательно стоит перенять всем. Остальное индивидуально.

Целеполагание. Миф 3 . О визуализации.Многие считают, что при постановки цели вы обязательно должны свизуализировать образ желаемого результат. Я даже встречал людей, который пытались выяснить, как же правильно себя визуализировать по отношению к цели со стороны или от первого лица.Особенно сильно метод визуализации распространился после выхода фильма «Секрет».Я встречал многих людей у кого визуализация работает. Но встречал стольких же многих людей у кого это не работает. Точно также встречал людей, которые вообще не представляют, что это такое, но цели свои достигают на ура.Рациональная сторона этого мифа заключается в том, что вам нужно сконцентрироваться свое внимание на цели, чтобы достичь ее. В этом плане визуализация может помочь. Хотя это же можно легко сделать с помощью листика и ручки.

Если вы читали мои предыдущие статьи, то скорее всего заметили, что в этой я давал мало приемов для постановки целей и задач. Повторю миф 1. Универсальных приемов нет.Лучшим методом, который позволит вам научиться правильному целеполаганию будет практика. Просто поставьте перед собой простую цель – достигнете ее и потом проанализируйте, как вы это сделали.

 

Оцените Ваш уровень тайм-менеджмента и получите рекомендации к действию.

Тест по тайм-менеджменту.

Книга-тренер по тайм-менеджменту. Скачать бесплатно.

Ясный и понятный справочник по главным приемам тайм-менеджмента.

Есть ли жизнь в офисе?

Скачайте руководство по организации офисных дел

Читайте также:

time-management.by

Целеполагание — инструмент планирования и развития

Целеполагание отражается на работе всей организации и эффективности сотрудников. Как внедрить систему, чтобы достичь желаемого результата, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое целеполагание

Целеполагание — это определение, постановка и достижение целей. В менеджменте под термином понимают основной этап бизнес-планирования. Различают краткосрочные, долгосрочные цели компании во внешней и во внутренней среде, связанные с персоналом и производством. Исходными пунктами для постановки задач выступают: миссия, видение, ценности организации, принцип отношений с конкурентами, проблемы и потребности фирмы.

Скачайте документы по теме:

Отправной точкой в постановке задач считается видение компании:

  • «здесь и сейчас» — для краткосрочных целей;
  • «в будущем» — для долгосрочных целей.

Скачать документ >>>

Целеполагание и планирование увеличивает эффективность организации. Коллектив стремится достичь запланированного результата, поэтому вкладывает больше сил и энергии. С помощью целеполагания мотивируют персонал, но в случае нескольких неудач сотрудники перестают проявлять активность. Чтобы этого избежать, ставьте достижимые задачи, ориентируйте персонал.

Читайте по теме в электронном журнале

Постановка задач и формирование целеполагания

Учитывайте не только преимущества, но и проблемы целеполагания. Организация представляет собой общность индивидов, каждый из которых имеет личные цели, которые не всегда совпадают с задачами организации. Сложности могут возникать на любых этапах построения системы.

Этапы целеполагания включают: анализ текущего состояния организации, ее миссии и целей. Только после этого ведется разработка системы, в которой основные цели структурированы. Она должна включать механизмы согласования целей заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования служат цели и стратегия — на основе общности долгосрочных идей формируется мотивация к сотрудничеству.

Верхний уровень целей — идеалы, основанные на миссии. Он определяет смысл того, чем занимаются работники. Так как у сотрудников главная задача заключается в заработке денег, они не всегда разделяют миссию организации.

Стратегические намерения — видение будущего компании. В отличие от миссии, оно связано с определенным промежутком времени, дает выразительную картину будущего. Стратегические намерения должны притягивать сотрудников, вдохновлять их работать лучше. Видение распространяет и формирует лидер. Если он не наделен способностью вовлекать, интересовать других, в системе целеполагания происходит сбой. Организация продолжает функционировать, но невозможно прогнозировать ее деятельность. Проводите тренинги, обучайте менеджеров приемам вовлечения персонала в общие идеи.

Стратегические цели фиксируют стратегическое видение, определяют систему координат для компании. Долгосрочные приоритеты необходимы для планирования — они обеспечивают основу для согласования целей всех подразделений. Чем четче определены цели, тем легче их достичь. Определите, чего нужно добиться компании, чтобы выйти на новый уровень развития, занять более выгодные позиции на рынке, найти квалифицированный персонал. Не только зафиксируйте желаемый результат, но и разработайте модель поведения.

Стратегические проекты необходимы для достижения поставленных целей. Мало определить цель, нужно понять, как ее достичь. Если руководитель не может управлять движением персонала к целям, обратитесь за помощью к сторонним специалистам, которые подготовят план действий.

Оперативный контроллинг — уровень целеполагания, который формируется в процессе годового планирования. Он включает ряд показателей: финансово-экономических, бизнес-процессов, деятельности организации на рынке и другие.

Справка

KPI относятся к той части системы целеполагания, которая направляет сотрудников к личным целям, согласованным с целями предприятия. Индивидуальные показатели подразумевают результативность каждого работника. Чтобы добиться максимального эффекта, связывайте их с вознаграждение. Главное, чтобы показатели KPI играли стимулирующую и направляющую роль. Разрабатывайте их с учетом цели организации, ее миссии.

Система целеполагания включает цели, стратегию, структуру, идеологию и процессы. Все элементы тесно взаимосвязаны. Если происходит сбой в системе, она теряет смысл. Разрабатывайте ее только после детального изучения деятельности компании. Учитывайте, чего вы хотите достичь. Цели организации не должны идти вразрез с интересами сотрудников, иначе невозможно добиться желаемого результата.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Принцип построения системы целеполагания

Для построения системы в менеджменте используйте известный прием целеполагания — дерево целей, напоминающее пирамиду потребностей Маслоу. Вершина — общая цель организации. Формирование уровней складывается так, чтобы обеспечить достижение целей, находящихся на уровень выше. Каждый уровень дерева описывает не способ достижения целей, а конкретный результат, выраженный показателями. Иерархия целей связывается со структурой организации и с ее особенностями.

Процесс целеполагания может основываться на методике сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона (ССП). Ее применяют организации любого размера и сферы деятельности. Если вы хотите использовать ее, четко сформулируйте цели с учетом миссии и стратегии организации. Они выглядят следующим образом:

  1. Стать самой крупной компанией.
  2. Выпускать новую линейку товаров или расширить спектр услуг.
  3. Принять в штат конкретных работников: известного менеджера, технолога и т.д.

О том, как использовать систему сбалансированных показателей для стимулирования сотрудников на выполнение стратегических целей, читайте в книге «Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика».

Перед вами практическая пошаговая инструкция по созданию эффективной системы оплаты труда и мотивации, учитывающей специфику конкретной компании, особенности ее корпоративной культуры и работающей на достижение ее стратегических целей. Вы не только научитесь правильно формировать постоянную и переменную части заработной платы сотрудников, но и узнаете, как достичь баланса системного и индивидуального подходов, добиться истинной лояльности сотрудников и превратить их способности в капитал, приносящий высокий доход. 

Скачать книгу

Когда решаете, какие области охватят цели, ограничьтесь одним направлением, а не несколькими. Независимо от специфики сферы, для которой ставите задачу, учитывайте некоторые особенности. Это поможет избежать ошибок, вызывающих дисбаланс в системе целеполагания.

  1. Цели затрагивают верхушку предприятия: если руководство не имеет ясных целей, нижние уровни теряют направление, а люди начинают считать, что постановка целей неважна.  
  2. Цели имеют четкую формулировку. Все члены компании знакомы с ними. Нередко подчиненные не имеют представления о целях — это ведет к тому, что миссия становится второстепенной. Напоминайте людям ключевые цели, задавая наводящие вопросы. Мнение коллектива о том, для чего все работают, важно. Учитывая его, корректируйте план действий.  
  3. Каждый человек, единица в организации или рабочая группа имеют одну ясную цель. Не назначайте больше, чем 6–9 целей сразу. Перегрузка подчиненных рассеивает усилия и подрывает эффективность.

Не ставьте перед собой и сотрудниками невыполнимых целей. Если вы не знаете, чего должна достичь организация, проведите детальный анализ деятельности, сравните этапы развития за последние годы, изучите рынок и предложения других фирм. Подумайте, какие методы целеполагания уместны на данном этапе развития.

Диагностика целеполагания

Правильность поставленных целей проверяйте методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely), ССП-BSC (Balanced Scorecard). Выполняйте анализ целеполагания регулярно, чтобы не упускать из вида процесс. Например, сотрудники могут еженедельно отсчитываться о том, на каком этапе на пути к достижению целей они находятся, что планируют сделать.

SMART подразумевает, что цели должны быть определены, описаны, приняты сотрудниками. Оценивайте их сложность перед тем, как ограничивать по времени. Распределяйте между руководителями ответственность за их достижение. Эта технология целеполагания не требует долгой подготовки, поэтому предпочтительна в подавляющем большинстве случаев.

Если вы решили использовать концепцию переноса целей для планирования деятельности и контроля их достижения, организуйте оценку KPI. Устанавливайте конкретные показатели, понятные персоналу организации. Учитывайте временные затраты, ведь разработка системы отнимает около двух месяцев.

Вывод

Грамотно поставленная цель и целеполагание — инструмент управления персоналом, развитием компании. Используйте его в интересах организации, но не забывайте о личных мотивах сотрудников. Помните о материальном и нематериальном поощрении, если человек достиг цели в установленные сроки.

www.hr-director.ru

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - это... Что такое ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ?

 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, возможностями. Наряду с процессом индивидуального Ц. в социуме происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, таких, например, как группы, коллективы, организации и т. д. На уровне первичных соц. образований (группа, коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями. Первый - "многократный субъект", когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру это заработок. Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид имеет еще и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей. Второй путь образования общих целей - "тактическая коалиция" постоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при к-ром каждый что-то уступает, чего то добивается и нек-рая результирующая этого группового процесса составляет общую цель. В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определенность. В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее. Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование различн. целевых общностей: семья, организация, поселение, гос-во и др. Ц. есть ценностно-рациональный процесс, в к-ром сочетаются интересы, ценностные ориентации  людей, их взгляды и убеждения, а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения. Преобладание ценностных элементов в Ц. приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям.

По степени субъективности, т. е. осознанности, волевого вклада, инициативности Ц. можно разделить на три уровня. На первом уровне Ц. мы имеем дело с т. н. телеономией, когда цель "встроена" в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда для работников, прибыль для коммерческой организации, стабильность для об-ва и т. п. Телеономическое Ц. - это выдвижение и достижение целей, к-рые являются естественным условием существования людей и их общностей. Субъективность здесь проявляется лишь в сознании и модификации таких целей в конкретных вариантах. Второй уровень Ц. характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задается гос-вом, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели. Третий уровень Ц. свойствен целеустремленным системам, т. е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологической фирмы, стратегии ее развития, в проективном управлении и т. д. Все три уровня Ц. существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого. В процессе Ц. происходит также взаимодействие целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот. В последние годы разрабатывается немало сих приемов по поиску и определению раньше среди подобных методов господствующими были разнообразные способы прогнозирования (см.), то теперь более надежным становится сценарный метод (параллельная проработка возможных действий и последствий по принципу "что будет, если?"). Ц. по сценарному методу дает возможность существенно снизить риски от прогнозных ошибок, рассматривая многие варианты движения из исходного состояния к единой схеме. Сопоставление вариантов на 4-5-ом "шаге" по предпочтительности и реализуемости дает искомую цель. Еще один метод Ц. известен под именем Vision, т. е. построение "образа будущего" какой-либо организации, в планировании карьеры и т. д. Имеется в виду или идеальное, или же желаемое и возможное состояние нек-рой общности, а иногда и индивида. Близко к этому стоит и работа над миссией организации, иначе говоря, ее вкладом в функционирование и развитие среды. Лит.: Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. Наука, М., 1988; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Пригожин А.И. Современная социология организаций.  Интерпракс, М., 1995; Мир управления проектами. Под ред. Решке X., Шелле X. Алане, М., 1994; Vision Management. Translating Strategy into Action. Productivity Press Connecticut, 1992; Reed M., Hughes V. Rethinking organization. SAGE Publications, 1992. А.И. Пригожин.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ХОМАНС (HOMANS) Джордж Каспар
  • ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Смотреть что такое "ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ" в других словарях:

  • целеполагание — целеполагание …   Орфографический словарь-справочник

  • Целеполагание — Целеполагание  процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения… …   Википедия

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… …   Энциклопедия социологии

  • целеполагание — tikslo kėlimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mąstymo ir valios proceso etapas, kuriame vyraujantys motyvai lemia numatomo veiklos rezultato pasirinkimą. Tai specifinis žmogaus veiklos komponentas, lemiantis kitus jos komponentus… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • целеполагание — целеполаг ание, я …   Русский орфографический словарь

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения …   Большой экономический словарь

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… …   Толковый словарь по социологии

  • Целеполагание — постановка цели субъектом деятельности. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

sociologicheskaya.academic.ru

Целеполагание – принципы постановки целей

Запись опубликована Энергия, приоритеты, сильные цели, ясность в делах, видение, действие, результат. Please leave any comments there.

 

Цель – образ желаемого будущего

Содержание: Цели, Цели – осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели. Оперативные цели. Тактические цели. Стратегические цели. Свойства целей. Процесс постановки целей – целеполагание. Смысл целеполагания. Отказ от целеполагания. Методы постановки целей и принципы целеполагания.

Что такое цель? 

Начнем с анализа определений:

Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить.Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое.Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)

Цель, мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. Намерение, чтобы достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью (Словарь синонимов Русского языка)

Цель, филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

 

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. ( Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру)

Выводы:

Ознакомившись с различными определениями Целей, можно заметить близкие и сопутствующие слова и проследить взаимосвязи.Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.Цели связаны с намереньем.Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.Цели связаны с волей и сознанием.Цель – это интегратор процессов.В общем, цель связана с категорией – Смысл. Цель – это то, что является основой любого действия и также является результатом.Ключевые слова: Желания, Намеренья, Образы, Воля, Сознание, Интеграция, Смысл.Продолжая анализировать, что есть цели, интуитивно чувствуешь всю неоднородность явления. Одного дело, я пошел в магазин с определенной целью (или неопределенной), другое дело, я занимаюсь спортом или рисованием или занимаюсь бизнесом или иду на войну.

.

Цели – осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели.

Необходимо отметить, что свойство ставить и достигать цели сугубо человеческое. Животные или растения не обладают по современным научным данным способностями к целеполаганию. В основе их поведения (в случае с животными) лежат инстинкты и рефлексы.Однако надо понимать, что в основе целей человека лежат и биологические потребности, которые иногда диктуют различные формы поведения. Но биологическая потребность сама по себе, точнее удовлетворение таких потребностей, не является целью, пока не станет осознана. Лишь поняв свою необходимость в чем-то, мы можем поставить цель. Нюансы же удовлетворения потребностей, целиком зависят от социо-культурных особенностей и, конечно же, связаны с более «высокими» целями индивида.

Собственные цели не всегда понятны и человеку. В зависимости от культуры и воспитания, индивидуального жизненного опыта мы делаем что-то, казалось бы, бесцельно или не задумываясь о целях или смыслах действия.В таком случае имеет смысл говорить об осознанности целей. Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели.В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».Плохие цели – это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми, и, несмотря на то, что их достижение декларируется в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей.

Причина появления плохих целей станет понятней, если немного поразмышлять о ценностях как элементах ориентации человека в обществе.С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели. Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: хочется вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.Несоответствие целей глубинным ценностям человека ведет к феномену «плохой» цели. Несоответствие может быть вызвано влиянием других людей в личном общении, да и в деловом. Влияние может быть опосредованно многими факторами, как личными контактами, так и модными идеями и идеологиями, транслируемыми в культуре. Плохие цели вызывают стресс и демотивацию, отнимают много ресурсов.

При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель – это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим.Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или – я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным).Понятно, что достижением цели в таком случае будет постоянная работа, деятельность направленная на достижение цели в таком случае постоянна. Вообще, можно сказать, что в случае процессных целей, существует максимальное соответствие цель-ценность. Иногда невозможно сразу разграничить цели и ценности, наверное, полезно мыслить в таком случае это явление как многогранный процесс, обладающий разными свойствами по аналогии с корпускулярно-волновой теорией в квантовой механике. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

Цели можно ранжировать по уровням:

• Оперативный• Тактический• Стратегический

Оперативные цели – повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей.Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей. Например, есть тактическая цель ходить в спортзал и заниматься большим теннисом или фитнессом 3 раза в неделю. Вытекают оперативные цели, подготовить (купить) спортинвентарь, выбрать оптимальное время посещения, купить абонемент.

Тактические цели – цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели – это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.

Стратегические цели – это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.иногда, в особых ситуациях, стратегические цели могут ослаблять свою значимость. Это ситуации острых социальных кризисов, войн, социальных потрясений. В таких случаях резко усиливается значимость тактических целей, связанных со скорейшей стабилизацией ситуации, выживанием в биологическом смысле. В то же время стратегические цели, упирающиеся в ценности, никогда не перестают влиять на всю жизнь человека и в критические периоды. Иногда именно в критические периоды происходит формирование новых ценностей и стратегических целей вследствие интенсивного эмоционального опыта.

Свойства целей 

Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Назову главные из них.Глубина – влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.

Согласованность – степень взаимосвязи и влияния на другие цели.Пластичность – со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.

Корректность цели – это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным.

Индивидуальный характер целей – цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.

Процесс постановки целей – целеполагание.

Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом – с творческими способностями и синтетическим мышлением.

Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это : хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение. Разумеется логичность и структурированность мышления также имеет огромное значение. Целеполагание в общем можно рассматривать как навык, который поддается тренировке при соответствующей практике.

Смысл целеполагания.Целеполагание – это проявление экзистенциальной сути человека, процесс активного формирования реальности. Процесс целеполагания и дальнейшей цели-достижения – это, по сути, и есть свободное волеизъявление и одна из потребностей личности. Осознанное целеполагание – это создание векторности в вероятностном пространстве жизни. Уже сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет вероятностные линии других событий. Целеполагание – это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание ведет к повышению уровня энергии, является мощным самомотиврующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность.

Отказ от целеполагания

Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.Помимо внутри личностного конфликта, отказ от целеполагания может быть связан со страхами, обусловленными опытом постановки и не достижения цели, с недостатком информации о собственных возможностях и ресурсах для достижения и движения к цели.

Методы постановки целей и принципы целеполагания.

Залог хорошего целеполагания – это знание себя.

Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей.Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшего цели достижения. Часто для персонального целеполагания рекомендуют использовать методики из менеджмента, которые, по сути, имеют «задачный характер» и являются не методами целеполагания, а методами критического анализа целей. (Методика SMART например). Такие методики можно использовать для тактического целеполагания, но вряд ли имеют смысл для стратегического. Недостатком таких методик являются принципы, на которых они основаны, а именно хорошая информированность о базовых условиях и ресурсах.

Стратегическое целеполагание должно начинаться с анализа ценностей и важных жизненных установок человека. По сути, это глубинное самоисследование, в котором помогают: методы направленного воображения, сократовсксий диалог с подготовленным консультантом, тестовые методики (Например ЦО Рокича), свободные дискуссии в группе, мозговые штурмы.

Следующий этап – это ключевые сферы жизни человека, анализ направлений развития и значимых ниш человека. Простой пример: Семья, Работа, Я сам и т.д.Структурирование сфер жизни различным образом отражает картину мира человека и характер имеющихся у него ценностей и установок.

Анализ ценностей и сфер человека не должен проводиться вскользь, на это должно отводиться существенное время в работе с консультантом.

Нельзя сводить всю работу на этом этапе к планированию и диагностике. Это не измерение просто какой-то вещи, не сбор данных для анализа. Сама диагностика и анализ предоставляют возможности для коррекции и изменения. Вообще любая психологическая работа одновременно является и диагностикой и формированием. Это свойство не только психологической работы с клиентом, но и фундаментальный принцип любого измерения и исследования (принцип Гейзенберга), и это надо учитывать и понимать.

На этапе анализа ценностей и базовых сфер жизни можно использовать помимо общения с консультантом, визуализаций и создания текстовых и графических описаний, расстановки в пространстве, психодраматические проигрывания – все, что поможет клиенту четче зафиксировать и осознать свои ценности и основные направления жизни.Выбор методов зависит от мастерства консультанта, от условий работы (групповая или индивидуальная форма) и от особенностей клиента. Нельзя торопиться, работа на этом этапе должна занимать определенное количество времени. Многие декларируемые ценности могут быть переформулированы и осмыслены человеком по-новому в конце данного этапа работы. Консультант должен быть максимально внимателен к мельчайшим нюансам всех проявлений клиента, чем больше методов на данном этапе работы использовано, тем больше информации будет получено для отзеркаливания на данном этапе. Стратегическая позиция консультанта при этом – максимальная помощь в понимании клиентом самого себя. Консультант является «зеркалом», которое отражает внутренний мир клиента и тем самым делает его более доступным для понимания. Для этой цели и используются все техники и методы, о которых я упомянул выше. Естественно, существуют определенные «горизонты» работы. Опрометчиво было бы предположить, что в течение нескольких встреч с клиентом, можно создать четкое, внутренне не противоречивое описание стратегических целей на всю жизнь вперед. Но задача выделить и сделать более понятными определенные «мотивы» в жизни человека представляется вполне возможной.В последующем, через длительное время, этап стратегического целеполагания может быть повторен, но должно пройти довольно много времени. Стоит отметить, что, как правило, потребность в работе с консультантом возникает не на ровном месте, а как отражение определенного кризиса в жизни человека, кризиса развития прежде всего, поэтому задача консультанта заключается в поддержке клиента, в снижении неопределенности, и в содействии выходу из кризиса.Идеальным результатом сотрудничества консультанта с клиентом на данном этапе является:

Прояснение ценностей, ведущих мотивов в жизни человека.Прояснение сфер жизни, ведущих областей в жизни.Постановка целей. Горизонт планирования 3-5 лет.

В данном случае, цели являются ориентирами. Они должны быть конкретными. Однако это фиксирование некоего «виденья» будущего, но не жесткая программа. Поэтому не обязательно максимально конкретное (как в случае с тактическими целями). 

egorvtorov.livejournal.com