1.2. Факторы становления психологии развития и возрастной психологии. Факторы становления и развития и


Факторы становления и развития личности.

Психология Факторы становления и развития личности.

просмотров - 26

Лекция 3. Социальная психология личности.

Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский). - это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов - деятельностная сторона личности). Состав (структура) личности по К.К. Платонову:

1. Биологически обусловленная подструктура - полученное от природы. Врожденные анатомо-физиологические способности, генетическая информация. На социальность человека влияют, к примеру рост (у высоких - более высокая самооценка), красота.

2. Особенности протекания психических процессов. Их основа биологическая, но можно как-то вмешиваться в их развитие (тренировать силу воли и т.п.).

3. Навыки (зависят от биологической обучаемости) и опыт (богатый социальный опыт).

4. Социально обусловленная подструктура - результат взаимодействия (социальные потребности, интересы, установки, предрассудки).

5. Дополнительные подструктуры: способности и характер (каркас личности, индивидуальная неповторимость).

Б.Г. Ананьевым было выделœено 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности (многие отечественные психологи не выделяют данный компонент), личность и индивидуальность.

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Далее он включается в систему общественных отношений и процессов, в результате приобретает социальное качество – личность. Оно не является врожденным. Это происходит потому, что человек включается в систему общественных связей, выступая в качестве субъекта.В свою очередь развитие этих 3-х уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

Необходимо различать понятия, которые нередко рассматривают как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация личности.

Формирование личности означает влияние объективных условий жизни человека и субъективных воздействий социальных групп, которые определяют и становление и развитие человека.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определœенного представления об окружающем его мире.

Социализация представляет собой совокупность всœех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Важнейшими институтами социализации являются семья, школа, друзья и профессиональный коллектив.

Важнейшим фактором формирования и развития личности является природа, или наследственность, - способность организмов, включая человека, повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. От родителœей к детям передаются не только внешние черты, но и определœенные способности, таланты, точнее задатки способностей.

При этом понятие личности соотносится с социальной организацией, т.к. индивид становится личностью в социуме!

Читайте также

  • - Факторы становления и развития личности.

    Лекция 3. Социальная психология личности. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения. Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная... [читать подробенее]

  • - Факторы становления и развития личности.

    Лекция 3. Социальная психология личности. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения. Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Факторы становления и развития личности.

    Психология Факторы становления и развития личности.

    просмотров - 27

    Лекция 3. Социальная психология личности.

    Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения.

    Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский). - это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов - деятельностная сторона личности). Состав (структура) личности по К.К. Платонову:

    1. Биологически обусловленная подструктура - полученное от природы. Врожденные анатомо-физиологические способности, генетическая информация. На социальность человека влияют, к примеру рост (у высоких - более высокая самооценка), красота.

    2. Особенности протекания психических процессов. Их основа биологическая, но можно как-то вмешиваться в их развитие (тренировать силу воли и т.п.).

    3. Навыки (зависят от биологической обучаемости) и опыт (богатый социальный опыт).

    4. Социально обусловленная подструктура - результат взаимодействия (социальные потребности, интересы, установки, предрассудки).

    5. Дополнительные подструктуры: способности и характер (каркас личности, индивидуальная неповторимость).

    Б.Г. Ананьевым было выделœено 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности (многие отечественные психологи не выделяют данный компонент), личность и индивидуальность.

    Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Далее он включается в систему общественных отношений и процессов, в результате приобретает социальное качество – личность. Оно не является врожденным. Это происходит потому, что человек включается в систему общественных связей, выступая в качестве субъекта.В свою очередь развитие этих 3-х уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

    Необходимо различать понятия, которые нередко рассматривают как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация личности.

    Формирование личности означает влияние объективных условий жизни человека и субъективных воздействий социальных групп, которые определяют и становление и развитие человека.

    Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определœенного представления об окружающем его мире.

    Социализация представляет собой совокупность всœех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Важнейшими институтами социализации являются семья, школа, друзья и профессиональный коллектив.

    Важнейшим фактором формирования и развития личности является природа, или наследственность, - способность организмов, включая человека, повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. От родителœей к детям передаются не только внешние черты, но и определœенные способности, таланты, точнее задатки способностей.

    При этом понятие личности соотносится с социальной организацией, т.к. индивид становится личностью в социуме!

    Читайте также

  • - Факторы становления и развития личности.

    Лекция 3. Социальная психология личности. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения. Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная... [читать подробенее]

  • - Факторы становления и развития личности.

    Лекция 3. Социальная психология личности. Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения. Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    1.2. Факторы становления психологии развития и возрастной психологии

    Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

    К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

    Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

    • поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

    • осмысления внутренней логики целостного психического развития;

    • определения последовательности этапов развития;

    • исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

    В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

    Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

    В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

    Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

    Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

    Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

    Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

    Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

    Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

    Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

    studfiles.net

    Факторы становления и развития личности

    Лекция 3. Социальная психология личности.

    Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения.

    Личность - это конкретный человек, как носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная целостность биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский). - это субъект преобразования мира на основе его подсознания, переживания и отношения к нему. (К.К. Платонов - деятельностная сторона личности). Состав (структура) личности по К.К. Платонову:

    1. Биологически обусловленная подструктура - полученное от природы. Врожденные анатомо-физиологические способности, генетическая информация. На социальность человека влияют, например рост (у высоких - более высокая самооценка), красота.

    2. Особенности протекания психических процессов. Их основа биологическая, но можно как-то вмешиваться в их развитие (тренировать силу воли и т.п.).

    3. Навыки (зависят от биологической обучаемости) и опыт (богатый социальный опыт).

    4. Социально обусловленная подструктура - результат взаимодействия (социальные потребности, интересы, установки, предрассудки).

    5. Дополнительные подструктуры: способности и характер (каркас личности, индивидуальная неповторимость).

    Б.Г. Ананьевым было выделено 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности (многие отечественные психологи не выделяют этот компонент), личность и индивидуальность.

    Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Далее он включается в систему общественных отношений и процессов, в результате приобретает социальное качество – личность. Оно не является врожденным. Это происходит потому, что человек включается в систему общественных связей, выступая в качестве субъекта. В свою очередь развитие этих 3-х уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

    Необходимо различать понятия, которые нередко рассматривают как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация личности.

    Формирование личности означает влияние объективных условий жизни человека и субъективных воздействий социальных групп, которые определяют и становление и развитие человека.

    Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире.

    Социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Важнейшими институтами социализации являются семья, школа, друзья и профессиональный коллектив.

    Важнейшим фактором формирования и развития личности является природа, или наследственность, - способность организмов, включая человека, повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. От родителей к детям передаются не только внешние черты, но и определенные способности, таланты, точнее задатки способностей.

    Однако понятие личности соотносится с социальной организацией, т.к. индивид становится личностью в социуме!

    studlib.info

    Глава III. Факторы, определяющие развитие

    ЛИЧНОСТИ

    3.1. Понятие «фактор» и «условие» развития

    Проблема факторов, определяющих развитие личности, одна из сложных, которая решается представителями многих наук. Человек рождается как биологическое существо, и ему предстоит пройти большой путь развития для того, чтобы стать личностью.

    Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

    ________________________________________________________________

    Усвоение понятий

    Фактор - от латинского «делающий», «производящий» - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391).

    Условия развития - это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (например, такими условиями могут быть новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.).

    ________________________________________________________________

    К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

    Следует отметить, что проблема факторов развития личности во многом проблема таких наук, как физиология, генетика, нейрофизиология, нейропсихология, биохимия, психология, социология, социальная психология и др. Педагогической данная проблема становится тогда, когда перед воспитателем встают вопросы:

    Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое содействие педагога не принесет желаемых результатов?

    Насколько возможно изменить "природу" человека и "среду" его развития? И нужно ли это делать?

    Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?

    Насколько воспитание значимо для развития личности?

    Ответ на эти вопросы зависит от решения другого вопроса: Какое значение имеет каждый фактор в развитии личности?

    3.2. Проблема ведущего фактора в развитии

    На протяжении многих лет представителями разных наук ведутся дискуссии по проблеме ведущего фактора в развитии личности, в ходе которых высказываются разные позиции.

    I. Процесс развития определяется БИОЛОГИЧЕСКИМИ факторами (биогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

    • процесс развития личности понимается как созревание (вызревание) свойств и особенностей ребенка, заложенных в его генотипе; генотип ребенка определяет всё его последующее развитие;

    • отрицают идею активности личности в собственном развитии, считая, что личность формируется по изначально заложенной программе.

    Ш. АУЭРБАХ (генетик, Германия, 60-е гг.): "Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения" (6, с. 149-150). "Человек начинает жизнь, имея на руках гены, как игрок, начинает партию, имея на руках карты. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний" (6, с. 158).

    Д. АДАМС (генетик, США, 60-е гг.): "Наследственность проявляет себя задолго до того, как начинает действовать фактор воспитания, поэтому последнее не в состоянии изменить что-либо. В процессе воспитания можно лишь сообщить учащимся полезные сведения, но и для этого нужно опираться на генетику" (Цит. по 119).

    Если мы согласимся с тем, что наследственность - ведущий фактор развития личности, то воспитание оказывается бессильным перед жесткими законами природы. Это должно означать, что суть воспитательной деятельности состоит в том, чтобы ИЗУЧАТЬ наследственный фактор и СОЗДАВАТЬ адекватные ему условия развития (определенные типы школ, учебные программы и т. п.).

    II. Процесс развития личности определяется СОЦИАЛЬНЫМИ факторами (социогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

    • социокультурное развитие ребенка происходит посредством его «соприкосновения» со средой и освоением этой среды; в этом смысле социальная среда становится действенным фактором развития ребенка;

    • обусловленность развития социальными условиями, которые фатально предопределяют судьбу человека и формирование его личностных качеств;

    • развитие личности понимается как результат прямых воздействий окружающей среды. Человек - "слепок среды", чтобы его изучить, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова и личность, формы ее поведения, пути ее развития;

    • все люди от природы обладают одинаковыми природными возможностями. Кем и каким станет человек зависит от условий его развития (например, А. С. Пушкин при иных условиях мог бы стать математиком, а Н. И. Лобачевский - композитором). Отрицают само понятие " индивидуальные различия личности";

    Ниже мы приводим суждения, в которых в той или иной мере отразились данные положения.

    ДЖ. ЛОКК (философ, Великобритания, 1632-1704): "Ум младенца - это "tabula rasa" ("чистая доска"), на которой окружающая среда в течение всей жизни пишет свои замысловатые письмена. Ребенок пассивно воспринимает "сигналы" среды, которая придает ему, как скульптор куску глины, определенную форму. ... Если же (дети) воспитываются в дурной среде, никакие правила в мире и никакие мыслимые меры исправления не в состоянии будут их отшлифовать. Ибо Вы должны признать за несомненную истину, что какие бы наставления Вы не давали и какие бы уроки благовоспитанности не вдалбливали им каждый день, самое большое влияние на их поведение будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят. Дети (да и взрослые люди) в большинстве случаев руководствуются в своих поступках примером. Мы все в некотором роде хамелеоны, которые всегда принимают окраску окружающих предметов, и нечего удивляться этому в детях, которые лучше понимают то, что видят, чем то, что слышат" (69, с. 128, 457-458).

    Р. ЗАЙНЕК (психолог, США, 70-е гг.): путем математических расчетов доказывал, что количество детей в семье оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Чем меньше детей в семье, тем выше уровень их интеллекта (38).

    Если мы согласимся с этой точкой зрения, то должны признать, что ответственность за развитие ребенка лежит на обществе, на школе, на семье и на воспитателях только в той мере, в какой они смогли создать благоприятную для развития среду.

    III. БИОСОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ направление - развитие обусловлено единством биологических и социальных факторов. Биологическая природа выступает как предпосылка развития и формирования личности, а среда выступает как необходимое условие для ее проявления.

    У. ФАУЙЛЕР (США, 60-е гг.): "Споры о биологическом и социальном, продолжающиеся на всем протяжении истории, вспыхивают и утихают, но никогда не угасают... Сегодня дебаты не идут так прямолинейно, как прежде: или наследственность, или среда. Современная постановка вопроса подобна мосту между этими крайними позициями и заключается в следующем: фенотип есть продукт, творимый в процессе совокупного взаимодействия генотипа и стимуляции среды..." (Цит. по 119).

    IV. Ведущим фактором в развитии личности является ВОСПИТАНИЕ. Ранее эта точка зрения была уже представлена во введении данного пособия в суждениях Гельвеция, И.Канта, Плутарха. Вот некоторые положения, доказывающие справедливость данного подхода:

    • воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует (возможно, изменяет) ее;

    • посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;

    • воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;

    • организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;

    • воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;

    • от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;

    • зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.

    Если мы признаем воспитание ведущим фактором развития личности, то признаем и другой факт - всю ответственность за результаты развития ребенка (и его достижения, и его негативные характеристики) несет только воспитатель.

    V. Личность сама себя воспитывает и формирует, а потому ее АКТИВНОСТЬ и степень заинтересованности в собственном развитии выступает ведущим фактором ее развития. Мы уже знакомили Вас с высказываниями М.Монтессори, Ж.-П.Сартра, Л.Н.Толстого. В защиту высказываются следующие положения:

    • ребенок рождается, имея уже свой опыт внутриутробного развития: это во многом определяет его реакцию на все, что происходит вокруг него;

    • одни и те же впечатления, которые получают дети, по-разному отзываются в личном опыте каждого ребенка;

    • человеку всегда присущи свои интересы, склонности и особенности, желания и настроение, мотивы - все это определяет его активность;

    • выделена закономерность в процессе развития личности: внешние воздействия оказывают влияние на процесс развития личности по мере активности самой личности, т. е. от активности личности в конечном итоге зависит результат воспитательного воздействия и т. д.

    Разделяя эту точку зрения, педагог снимает с себя всю ответственность за результаты развития ребенка, считая, что ребенок развивает себя сам, и нет особой нужды в специально организованных усилиях со стороны педагога.

    Но стоит ли размышлять о ведущем факторе развития личности?

    Нам думается, что стоит, так как решение данного вопроса позволяет определить и обосновать ВОЗМОЖНОСТИ воспитательного процесса, его ЗНАЧИМОСТЬ для процесса развития, меру активности педагога в решении проблем развития личности ребенка.

    ________________________________________________________________

    studfiles.net

    Основные факторы и теории становления и развития личности в обществе.

    На становление человека на протяжении всей его жизни действует огромное количество факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Их многообразие настолько велико, что ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, было бы просто невозможно, если бы не принять некоторых предварительных условий.

    Во-первых, сам факт того, насколько многообразны факторы развития личности, делает необходимым провести хотя бы предварительную, не детализированную, их классификацию.

    Во-вторых, это многообразие факторов, в конечном итоге, приводит к такой же множественности результата их действия – вариаций личности, поэтому необходимо разобраться и с вопросом классификации основных типов личности.

    Это важно потому, что факторы могут иметь различную природу и источники формирования. На развитие человека могут воздействовать подсознательные факторы развития личности, которые описаны в трудах, например З. Фрейда и которые носят для самого человека латентный (скрытый) характер. Оказывают влияние и так называемые пограничные ситуации, исследованию которых посвятил научную деятельность Карл Ясперс. Широко распространена, особенно в современной западной социально-психологической науке? теория экзистенциального формирования личности (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю), которая исходит из утверждения «вынужденной» свободы человека.

    Но в наиболее простом виде исследовать факторы развития личности следует исходя из того аксиоматического положения, что они воздействуют на индивида с различной степенью интенсивности, а потому, в зависимости от доминирования тех или иных из них, формируются различные типы личности.

    Принято выделять следующие социальные типы личности.

    Модальный тип – такая личность, которой характерны черты и признаки, которые являются типичными для данного типа общества, его культуры, ментальности и прочих аспектов. Поэтому можно сказать, что тут доминирующей группой факторов будут те, которые формируются окружающей социальной средой, самим обществом.

    Базисный тип воплощает в себе черты, минимально необходимые для того, чтобы быть индивиду четко идентифицированным в социальной структуре общества. Это тот тип, о представителях которого говорят: «Ну вот, теперь он(а) настоящий…(профессионал, муж, политик и т.д.). Следовательно, тут господствующее значение в формировании будут играть факторы развития личности, инициируемые системой образования и воспитания, трудовыми коллективами, семьей и т.п.

    В некоторых случаях наблюдается, так называемый кумулятивный эффект в действии факторов личностного становления. Это такое явление, когда в определенной ситуации, исторической обстановке, действие одних факторов усиливается, а действие других как бы приостанавливается или ослабевает. Например, когда доминируют факторы внешнего происхождения, это приводит к становлению реактивного типа личности, о представителях которого говорят: «плывет по течению». В противовес, проактивную личность формируют такие основные факторы развития личности, которые заключены в самом индивиде – его целеустремленность, настойчивость, убежденность, интеллектуальный потенциал.

    Маргинальный тип – пример отсутствия ярко выраженной группы доминирующих факторов, в результате такого их действия развивается личность пограничной ментальности и размытой идентичности.

    Одним словом, независимо от того, какая наука исследует факторы развития личности, педагогика, социология, психология или другая, все их множество можно свести к следующим категориям:

    - биологические и генетические, заложенные в природе человека как биологического существа;

    - физическое окружение, то есть природно-климатическая и географическая среда, в которой происходит развитие индивида;

    - культура, наверное, самый важный социальный фактор, который дает индивиду образцы социального поведения и социального взаимодействия;

    - собственный социальный опыт, который формирует у человека критерии своего поведения и его оценки.

    В современном обществе довольно сложно выяснять доминирование каких-либо групп признаков. Их действие носит мультипликативный характер и неустойчиво, изменчиво во времени. Именно поэтому в современных условиях остро стоит проблема нахождения гармоничного сочетания действия факторов внутренней природы и общественной, которая обеспечивает ему стабильное поступательное развитие.

    16. Процесс социализации личности. Периодизация развития личности.Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальныхролейназывают социализацией.

    Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

    Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.[3]

    Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов,социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. [2]

    cyberpedia.su

    1.2. Факторы становления психологии развития и возрастной психологии

    Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

    К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

    Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

    • поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

    • осмысления внутренней логики целостного психического развития;

    • определения последовательности этапов развития;

    • исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

    В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

    Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

    В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

    Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

    Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

    Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

    Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

    Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

    Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

    Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

    studfiles.net