Кто это такая — феминистка? Что такое феминистка


Что такое феминизм? | Психология на www.elle.ru

И ногда кажется, что главная проблема российской женщины — феминизм. Не зашкаливающее количество насилия, не сексуальные домогательства, не «стеклянный потолок», а феминизм — движение озлобленных мужененавистниц, которые вламываются в уютные, пахнущие корицей дома и отбирают у матерей семейства платья, эпиляторы и губную помаду. Даже женщины с успешной карьерой, выступающие с классическими феминистскими текстами о равноправии, спешат подстраховаться: «Вы только не подумайте, я не феминистка». Как говорится, не будем указывать пальцем. У феминизма, как, впрочем, у многих других социальных явлений, в России совершенно особые стать, путь и судьба.

Что такое феминизм?ФОТОAlexei Hay

Среднестатистическое мнение 77 миллионов российских женщин зафиксировано в Википедии, которая определяет феминизм как «общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав; в широком смысле — стремление к равноправию женщин и мужчин во всех сферах общества».

В действительности от разнообразия трактовок и непонимания его сути феминизм в нашей стране постра­дал едва ли не больше, чем любая другая философия. Что же такое ­феминизм и с чем его путают?

Откуда ноги растут

Смелая идея, что женщина — тоже человек и вообще-то равна мужчине, высказывалась отдельными эпатажными личностями на протяжении всей истории. Однако официальным началом феминизма принято считать движение суфражисток (от французского suffrage — избирательное право), возникшее в середине XIX века. Центральным пунктом в манифесте дерзких барышень было прописано предоставление женщинам избирательных прав — в конституциях многих стран того времени были закреплены дискриминационные нормы. Подразумевалось, что природное предназначение женщины не дает ей возможности участвовать в политической жизни страны. Возможность избирать, быть избранной (а также, например, владеть собственностью) далась женщинам кровью, причем буквально: суфра­жисток арестовывали и бросали в тюрьмы, на что они часто отвечали голодовкой, подрывая здоровье и не щадя жизни. Первые активистки не дожили до триумфа своих идей: избирательное право женщины в США получили лишь в 1920 году, во Франции — в 1944-м, а в Швейцарии — в 1971-м. Хотя многим ­кажется, что оно у нас было ­всегда.

Вторая волна феминизма стартовала в 1960-е — спасибо смелой работе французской экзистенциалистки Симоны де Бовуар «Второй пол», которая стала логичным и справедливым продолжением идей суфражисток в борьбе за освобождение от дискриминации и уравнение в правах с мужчинами. Если без занудных подробностей: ранние феминистки боролись за законодательное закре­пление женских прав, а вдохновленные Бовуар занялись социалкой, требуя для женщин равноправия в семье и на работе.

Что такое феминизм?

1990-е годы (да-да, всего каких-то 20 лет назад!) принято считать точкой отсчета для третьей волны — пожа­луй, самой разнообразной и интересной в своих проявлениях и требованиях. Вы, сами того не желая, возможно, в ней участвуете. Унаследовав базовые ценности от предшественниц, в своих программах новые феминистки обращают внимание на мизогинию (дискриминацию женщин. — Прим. ELLE) не только «в круге первом» — на работе и дома, но и в культуре — например, в медиа.

Только в ХХ веке феминистки стали активно «плодиться и размножаться» — у некогда немногочисленного движения появились ветви и направления. Дошло до того, что представительницы разных течений начали полностью противоречить друг другу в своих программах.

Опять же для простоты, оставим радикальных дев в сторонке и обратимся к наиболее мейнстримовому либеральному феминизму. Именно «либералок» подвергают критике чаще всего, особенно в России. Мол, суфражистки добились избирательных прав, вторая волна — права на аборт, а вам-то что еще нужно? У вас и без того все есть! Зачем ­феминизм в 2016 году?

Цифровой век

И действительно, зачем? К 2016-му женское движение добилось многого. Хотя не везде. Например, около 15 миллионов женщин в Саудовской Аравии до сих пор не имеют права водить машину, передвигаться по улице без сопровождения мужчины-опекуна или получать медицинские услуги без его разрешения. Зато в так называемом западном мире феминизм выглядит вполне победившим. Мы имеем право учиться, работать, избирать и даже быть избранными. Имеем право выходить замуж и, что особенно важно, — не выходить. У нас есть доступ к контрацепции и абортам. Так что же нам нужно?

Для начала стоит обратиться к статистике, например от Росстата, и увидеть, что разница в зарплатах мужчин и женщин на одинаковых позициях составляет в среднем 30 % (а в некоторых областях — более 40 %). По выводам исследователей, сейчас размер женского оклада соответствует уровню, который был у мужчин 10 лет назад. Чем выше позиция, тем меньше на ней женщин. И это такие же факты, как и то, что земля — круглая, а сосулька — холодная.

Что такое феминизм? ФОТОAlexei Hay

Достаточно открыть любой сайт по поиску работы, чтобы увидеть, что хедхантеры, ищущие кандидатов на топ-менеджерские позиции, часто указывают в требованиях принадлежность к мужскому полу. Зато няни, воспитательницы, сиделки и уборщицы считаются традиционно женскими профессиями. Вы, возможно, встречались с таким термином, как «стеклянный потолок». Если нет, поясню: это обозначает ситуацию, когда женщина формально не лишена возможности продвижения по службе, но на практике на те же должности рассматриваются только мужчины. По данным ­компании Ward Howell, лишь 1 % СЕО всех российских компаний — женщины. В то время как на низшие должности их берут не в пример охотнее.

Ситуация с цифрами кардинальным образом меняется, когда речь заходит о куда более печальной и болезненной статистике, — вот уж где наши женщины впереди планеты всей. Одна из самых тяжелых тем — насилие над женщинами. По официальным данным МВД, ежегодно в России от домашнего террора умирают примерно 14 тысяч женщин. А это, между прочим, примерно 40 женщин в день! И проблема эта актуальна для каждой третьей российской семьи. Комитет по правам человека ООН недавно обнародовал данные: с 2010 года количество случаев бытового насилия в отношении женщин и детей в России выросло на 20 %. Причем большинство женщин (от 33 до 50 %) гибнут от рук своего партнера. Статистика по изнасилованиям еще тревожнее: в 70 % жертва также оказывается знакомой с насильником. А самое главное, реальное количество изнасилований практически невозможно оценить — до суда доходит ничтожный процент жертв. Быть изнасилованной в нашей стране — все еще «стыдно», «сама виновата» и еще полсотни знакомых выражений вроде «нечего было в такой мини-юбке гулять», «да она пьяная была», «флиртовала, вот и получила». Виновата, виновата, виновата! И как-то сразу выпадает из поля зрения факт, что в насилии виноват только (!) насильник.

Что такое феминизм?У вас, женщин, и без того ВСЕ ЕСТЬ! Кому и ­зачем нужен ФЕМИНИЗМ в 2016 году?

На бытовом уровне

Почему в нашем обществе принято обвинять жертву в ее беде? Особенно если эта беда — насилие, а ­жертва — женщина? Бытовая мизогиния настолько въелась в общественный культурный код, что стала его частью. Она заметна куда меньше, чем любая другая форма нетерпимости (например, гомофобия или расизм). Видимо, за несколько столетий торжества патриархата она успела проникнуть во все области нашей жизни. И вот уже женщины сами с нескрываемым удовольствием смеются над сексистскими анекдотами про «обезьяну с гранатой» или «блондинок», записываются в школу ведических жен, где их учат быть шеей при мужчине-голове, или, как в примерах выше, обвиняют жертв насилия в том, что они «сами виноваты».

Так называемая внутренняя мизогиния, или травля женщин женщинами, страшнее и опаснее, чем внешняя, мужская. Отчасти это, конечно, механизм защиты, такая установка: со мной ничего плохого не случится, если я буду соблюдать правила игры, а произойдет только хорошее. Насилуют и бьют только опустившихся алкоголичек, которые в коротких юбках ходили ночью через опасные районы. А проблемы в семье возникают у тех, кто недостаточно хорошо варит борщи, неженственно одевается и смеет возражать своему мужу. Я — не такая, а значит, у меня все будет хорошо. В этой парадигме любовь, уважение и права человека нужно заслуживать, играя по определенным правилам и выполняя длинный список обязательств. Но проблема в том, что любовь, уважение и права либо есть, либо их нет. Обменять, выторговать или заслужить их невозможно.

Из-за того что мизогиния настолько вплетена в ткань общественной жизни, она далеко не всегда заметна — ни самим женщинам, ни тем более мужчинам. Очень многие женщины обожают говорить о том, что лично они никогда не сталкивались с сексизмом. Но практически каждая из них может, покопавшись в памяти, вспомнить либо непристойное предложение, сделанное на улице; либо ситуацию, когда на работе предпочли кандидата-мужчину; либо замечание университетских преподавателей о том, что «все равно работать не будете, а в декрет уйдете, чего вас учить-то». За примерами далеко ходить не надо — во «ВКонтакте» появился феминистский паблик Shut up your sexist mouth (агрессив­ное название оставим на совести создателей), где члены комьюнити публикуют примеры ежедневного бытового сексизма. Все дело в том, что некоторые (многие — что уж там) женщины настолько привыкли к сложившейся ситуации, что научились не обращать на нее внимания и, более того, воспринимать как комплимент. Приставания незнакомцев — это восхищение неотразимой внешностью, а сексистские шутки — знак «особости» и женственности. Хи-хи, ха-ха, девочки такие девочки! И все это можно понять. Нас начинают делить по гендерному признаку еще в младенчестве, когда маркируют цветными пеленками, как файлы в папке. Уже к детскому саду девочки точно знают, что им положено играть куклами и пластмассовыми чашечками, а мальчикам — катать машинки и строить города из конструктора. «Драться нельзя, ты же девочка!», «Что ты ревешь, как девчонка, ты же мужик!». Гендерный поведенческий паттерн закладывается в нас задолго до начала развития сексуальности и понимания, чего же мы хотим в этой жизни. К достижению совершеннолетия большинство женщин знает, что им предназначено природой иметь семью и детей, даже если хочется совершенно иного, а мужчины должны (нет, просто обязаны!) быть готовы сломать кому угодно челюсть и практически не иметь шансов на опекунство над совместными детьми при разводе. Патриархальная парадигма унижает не только женщину, но и мужчину, который выглядит инфантильным и немного бесноватым существом. Классический «настоящий мужчина» не может сдержать собственную бурную сексуальность, обслужить себя в быту или позаботиться о детях — ведь он по природе охотник.

Что такое феминизм?

Счастье быть женщиной

Вопреки распространенному мнению, феминизм как философия и общественное движение не выступает против брака и рождения детей. Более того, феминистские семьи, по статистике, куда более гармоничны и счастливы, поскольку построены не из-за прессинга («Уже 25 лет, надо срочно замуж!») и не из-за товарно-денежных отношений, а по любви и взаимному согласию. Все потому, что равноправие — настоящее равноправие, а не только записанное на бумаге — на самом деле выгодно всем. Отцовские отпуска по уходу за ребенком (в некоторых странах, например в Швеции и Норвегии, они обязательны) укрепляют отношения между папами и детьми и уравновешивают семью. Совместный быт, устроенный, как удобно конкретной паре, а не как принято (даже если женщина работает 20 часов в сутки, а мужчина в это время готовит и сидит с ребенком), делает жизнь комфортной. А главное, равноправие дает возможность двум людям договориться, а не манипулировать друг другом. А не это ли самое важное для счастливых отношений?

Феминизм дает возможность женщине делать то, что ей хочется, — будь то ведение домашнего хозяйства, управление бизнесом или выбор собственного стиля. Ежедневный тщательный макияж или полное его отсутствие? Летящие платья или грубые рокерские ботинки? Длинные волосы или короткая стрижка?

Очевидно, что до ­полноценного равноправия в обществе нам еще очень далеко. И первый шаг к нему — признание самой себе: «Я — феминистка». Потому что ­феминизм — это не какие-то страшные тетки с небритыми подмышками, норовящие влезть в чужую спальню и навести там свои порядки. Феминизм — это мы.

Феминизм — это не страшные тетки с небритыми подмышками, норовящие влезть в вашу спальню

Звездный десант

На тему женского равноправия и независимости регулярно высказываются успешные голливудские актрисы и известные певицы. Призывают общество отказаться от негативного отношения к феминизму Мерил Стрип, Дженнифер Лоуренс, Эмма Уотсон, Лина Данэм, Тейлор Свифт, Кира Найтли, Эллен Пейдж и Джиллиан Андерсон.

www.elle.ru

Что такое феминизм, и кто такие феминистки простыми словами.

В новостях, фильмах, сериал, статьях и в простых разговорах людей можно встретить слова «феминизм», «феминистки». Слова эти распространённые, но не все знают, что они означают. В данной публикации мы постараемся разобраться, что такое феминизм, как он появился, кто такие феминистки и за что они борются.

Что такое феминизм?

Сейчас такое сложно представить, но несколько столетий назад женщины не имели права голоса на выборах, считались домохозяйками и не допускались к хорошей работе.

Феминизм – это борьба женщин с мужчинами за равноправие. Слово «феминизм» произошло от латинского femina, что означает «женщина». Также феминизмом называют теорию, которая анализирует дискриминацию женщин в общества и находит пути ликвидации превосходства мужчин над женщинами.

История феминизма

Феминизм развивался в 3 этапа:

  • 1775-1783 гг. Во время Войны за независимость США женщины заявили о том, что имеют право участвовать в делах государства. Главой движения стала Абигейл Адамс, жена президента США Джона Адамса. Феминистки потребовали равноправия и отвергли законы, в принятии которых они не участвовали. Главным условием была возможность женщин участвовать в выборах.
  • В 1960-ых годах феминистки начали борьбу за равноправие во всех сферах жизни.
  • С 1990-ых по сей день идёт третья волна, в которой феминистки усиливают своё движение, продолжают активно бороться за равноправие и искоренение дискриминации во всех сферах, особенно в политике и крупном бизнесе, используя при этом современные технологии.

Кто такие феминистки?

Феминистки – это женщины, которые участвуют в феминистском движении, борцы за равноправие с мужчинами и искоренители дискриминации женщин.

В своём движении феминистки используют громкие заявления в прессе, шествия, протестные движения, перфомансы.

Самая известная в мире феминистка – немецкая коммунистка Клара Цеткин. Именно она в 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции предложила учредить международный женский день. Предполагалось, что в этот день женщины будут митинговать, привлекать внимание к своим проблемам, ущемлению прав женщин и их дискриминации. Датой выбрали 8 марта, в честь событий 1908 года, когда по Нью-Йорку прошли маршем более 15000 женщин с требованиями о равных условиях труда с мужчинами и предоставления избирательного права. Да, именно такой изначально был Международный женский день 8 марта…

Большинство мужчин считает, что описать феминисток можно, как агрессивных и конфликтных женщин, которые стараются занять доминирующее положение в семье или на работе, используя свои якобы ущемлённые права. Некоторые радикальные феминистки люто ненавидят мужчин и пытаются их задеть или унизить при первом же удобном случае.

infoogle.ru

Кто это такая — феминистка?

По определению феминизм означает «право женщины». Само слово в переводе с латинского означает «женщина». Происхождение данного понятия закрепилось за французскими женщинами, которые первыми заявили о своих ограниченных правах.

Цель женского движения – равноправие во всем. Вдохновленные Французской революцией, женщины выступили с требованиями закрепить свои права на избирательные миссии. Лозунг «Свобода, равенство и братство» дала толчок слабой половине принять меры в отношении своего статуса.

Женщина, рожденная на безликое существование и лишенная всех благ, не захотела быть слабой и ограничиваться только житейскими обязанностями, воспитанием детей.

Ей захотелось большего — иметь право:

  • на образование и равно оплачиваемый труд;
  • равенства в брачных отношениях;
  • участвовать в избирательных кампаниях;
  • быть кандидатом на высшие государственные должности;
  • участия в деловых сделках и торгах.

Кто это такая - феминистка-3

Европу эта идеология охватила стремительно и повсеместно. И она не прошла бесследно – теперь во многих странах женщины имеют равные права с мужчинами.

К прогрессивным французским феминисткам относят Клару Цеткин и Розу Люксембург, которые провозгласили 8 марта — Международным женским днем.

В современной реальности женщина успевает во всем. Она доказала, что при своей хрупкости, может быть также дипломатичной, профессиональной, успешной, и в то же время любящей, нежной, красивой.

Феминистки нашего времени борются уже не за права, а отстаивают свои позиции в мировых устоях.

  1. Женщина сменила свой гардероб – брючный комплект уже стал обыденностью.
  2. Слабый пол укорачивает и окрашивает свои волосы.
  3. Карьера на первом плане, семья и брак – на втором.
  4. Многие профессии ассоциируются с женским типом.
  5. Кадровый состав и государственные должности заняты женщинами более чем на 50%.

Кто это такая - феминистка-2

К числу феминисток 20-21 века относятся: Жорж Санд, Мерил Стрип, Анжелина Джоли, Натали Портман, Бейонсе и мн. др. В их рядах наша соотечественница Мария Арбатова.

К сожалению, стремление быть на равных позициях иногда выглядит пугающе. Женщина стала холодно относиться к деторождению, легко идя на аборт.

Порой ей не присуща жалость к собственным детям, оставляя их на попечении у государства. Доходят до абсурда ее желания сменить сексуальную ориентацию или пол.

До сих пор мнения разнятся о целесообразности и влиянии феминизма на семейные ценности и общественные традиции.

Добавьте свой комментарий на вопрос:

Как Вы относитесь к феминисткам?

ktoetotakie.ru

Кто такие феминистки?

Кто такие феминистки

Феминистское движение возникло еще в 18 веке, а особенно активизировалось лишь с середины прошлого века. Причиной его стало недовольство женщин своим положением, засильем патриархата во всех сферах жизни. Как такие феминистки – читайте в этой статье.

Что значит «феминистки» и за что они борются?

Они радеют за достижение равенства экономических, политических, личных и социальных прав для женщин. Если говорить, кто такие феминистки простыми словами, то это женщины, которые стремятся к равноправию с мужчинами во всех сферах жизни. И хотя их требования касаются в основном прав женщин, они выступают и за освобождение мужчин, так как считают, что патриархат наносит вред и сильному полу. Впервые о требованиях о равноправии заговорили во времена войны за независимость в США и первой, кто публично выступил с речью, была Абигейл Смит Адамс. В дальнейшем стали появляться женские революционные клубы, политические организации, печатные издания.

Однако, путь феминистского движения был тернист и длителен. Женщинам еще долго отказывали в избирательном праве, запрещая появляться на политических собраниях и в общественных местах, а в стенах дома они оставались в полном подчинении у мужа. Организованное движение появилось в 1848 году и со времени своего формирования претерпело три волны развития:

  1. Результатом деятельности ранних феминистов и первоначальных феминистских организация стало некоторое улучшение положения женщин. В частности, английский парламент разрешил им голосовать на местных выборах. В дальнейшем такое право предоставили и американкам. К известным феминисткам того времени относят Эммелин Панкхёрст, Лукрецию Мотт.
  2. Вторая волна продлилась до конца 80-х годов. И если первая касалась избирательных прав женщин, то вторая концентрировалась на всех нюансах юридического и социального равенства. Кроме того, женщины выступали за ликвидацию дискриминации как таковой. К известным борцам того времени относят Бетти Фридан, Симону де Бовуар.
  3. В начале 1990 годов в США поднялась третья волна феминизма. На первый план вышли права, касающиеся сексуальности. Женщины призывали отказаться от понимания женской гетеросексуальности как стандарта и нормы и ценить сексуальность в качестве инструмента для раскрепощения. Известные феминистки того периода – Глория Ансалдуа, Одри Лорд.
Феминистское движение

Данное движение оказало существенное влияние на гуманитарные, социальные, естественные науки, всю жизнь общества в целом. Современные феминистки рассматривают пол не как природную сущность, а как политический конструктор, который позволяет поддерживать отношения власти между социальными группами. Таким образом интерсекциональные феминистки утверждает, что такие формы угнетения, как расизм, сексизм, патриархат, капитализм и другие пронизывают все общество, заражают все социальные институты, укрепляя и поддерживая друг друга.

Борцы за права женщин критикуют современную философию, науку и литературу, если они создаются с точки зрения социально-привилегированных мужчин. Они призывают к диалогу разных видов и форм знаний, производимых людьми из разных социальных позиций. Конечно, данное движение имело и негативные последствия. Сегодня ярые феминистки стремятся скорее к эпатажу, а не борьбе за свои права. Они публично оголяются по пояс, устраивая антиправительственные акции протеста и выглядят как озабоченные девицы, которым все равно за что, но лишь бы протестовать. Ощущая всю полноту открывающихся возможностей, некоторые женщины испытывают дискомфорт и отмечают, что в новых реалиях все труднее быть хорошей женой и матерью.

 

womanadvice.ru

Что такое феминизм? ≪ Scisne?

Философ Кирилл Мартынов об истории борьбы за равноправие, движении суфражисток и радикальных феминистических теориях

Феминизм — это явление, которое можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах. Нам кажется, что подобные проблемы остались в далеком прошлом, но на начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире. В результате побед ранних феминисток мы счастливо об этом забыли.

Во-вторых, феминизм — это интеллектуальное движение, по сути, течение в философии, которое по своему содержанию и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический феминизм.

Происхождение понятия

Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты — мужественность, есть и феминность, или «феминизм».

К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.

Истоки феминизма

Идеи, близкие феминизму, циркулируют в западной культуре со времен Античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.

Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Несколько в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего разницы между мужчинами и женщинами. Уолстонкрафт аналогично находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. Когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. Например, Эстел в качестве возможной альтернативы замужества и перехода женщины «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».

В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, который в 1869 году опубликовал трактат «Подчиненность женщины» в защиту женских прав. Большинство мужчин, однако, были настроены резко против феминизма. Отчасти они просто не могли понять, чего хотят эти женщины. Один автор-мужчина даже заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.

Первая и вторая волна феминизма

Первую волну феминизма определить проще всего. Это борьба женщин за политическое равноправие и за возможность избирать и быть избранными на выборах. Первые феминистки апеллировали к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола.

Суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США: женщины объединились и добились желаемого. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, согласно которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политической жизни и, в частности, на участие в выборах. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы могут быть решены политиками, избранными женщинами на выборах.

Официальная программа марша суфражисток 3 марта 1913 года, Вашингтон

Вторая волна феминизма возникает в 60-е годы XX века и представляет собой уже гораздо более сложное явление. Угнетение здесь уже не сводится к запрету женщинам участвовать в политической жизни. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Ключевой текст этой эпохи — это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны критикуют представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, понятое как затворничество и отказ от карьеры, забота о доме. Они оспорили тезис о том, что женщины не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за пределами этого «женского мира». О том, что якобы мужчина — природный экстраверт, женщина — природный интроверт, и это социальное разделение труда предопределено навсегда некими естественными правилами.

Список тем, которые ассоциируются с феминизмом, в этот момент сильно расширяется: теперь это насилие (реальное, домашнее, символическое — например, мальчикам говорят «не будь как девчонка», как будто быть девчонкой — это нечто оскорбительное), критика навязанных гендерных ролей, вопрос об уровне заработной платы, неоплачиваемый домашний труд осознаются как социальная проблема. В целом речь идет о проблематизации фигуры женщины в культуре.

Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объеме, проблемы, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, представляет собой попытку применить к гендерным исследованиям актуальные философские идеи, в первую очередь идеи постструктурализма, а также постколониальную теорию. Дискуссия здесь строится в основном вокруг понятия идентичности. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о некотором теоретическом единстве идей феминизма.

Ключевая тема для феминисток третьей волны — осознание, что на самом деле вопрос не сводится к тому, что есть женщины, а есть мужчины. Вопрос сводится к попытке понять, как именно эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся мужчинами и женщинами. Что заставляет нас быть мужчиной или женщиной? Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Исследованием множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.

В третьей волне особенно выделяется движение Riot Grrrl, выстроенное вокруг эстетики не только освобожденной, но и наделенной властью (empowered) женщины, которая способна быть самодостаточной, талантливой, лидирующей в социальном мире — и в этом смысле превосходящей мужчин. Riot Grrrl заявили, что push-up bra не противоречит наличию brains, и вернули в обиход агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Таким образом, феминизм третьей волны стремится к свободе в том числе от тех ограничений, которые были навязаны старым феминизмом.

Либеральный, марксистский и радикальный феминизм

Хронологию волн феминизма имеет смысл дополнить представлением об идеологической структуре движения.

Либеральный феминизм предполагает, что феминизм — это в первую очередь история о равенстве прав мужчин и женщин. Как только мы гарантируем формальное и содержательное равенство прав, мы можем считать, что, так же как мы когда-то решили вопрос с расизмом, мы решили вопрос и с гендерным неравенством.

Либеральный феминизм — это мейнстрим, и в западном мире большие политические партии ориентированы именно на него. Западная политкорректность в отношении женщин — это также в первую очередь продукт либерализма.

Вторая разновидность — это марксистский феминизм. Марксистский феминизм предполагает, что угнетение женщин — это частный случай капиталистического и классового угнетения. Иными словами, в экономике существует эксплуатация наемных работников, и женщины — это один из видов людей, которых эксплуатируют. Так же как в XIX столетии и позже эксплуатировали рабочих, так и женщин заставляют работать на мужчин. Марксистский феминизм интересен тем, что в качестве своей центральной темы вводит проблему неоплачиваемого, бесплатного домашнего труда. Есть ученые-марксисты, которые утверждают, что основа мировой экономики — это труд домохозяек, который никак не оценивается, но при этом вносит ключевой вклад в наше благосостояние.

В марксистский феминизм внесла большой вклад Россия, и об этом не стоит забывать. Правительство большевиков в начале 1920-х годов стало самым прогрессивным правительством в мире с точки зрения гендерного равенства: было гарантировано формальное политическое равенство, формальное избирательное равенство, женщин учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Были сделаны и те ходы, которые для Западной Европы на тот момент были неприемлемыми. В частности, был декриминализован аборт. Самая известная защитница прав женщин среди большевиков — Александра Коллонтай. После первых годов советской власти отношение к женщинам становится постепенно более консервативным. Но до товарища Сталина мы были передовой феминистической державой.

Советский плакат 1932 года

Радикальный феминизм, третий тип феминистических теорий, предполагает, что всего этого недостаточно, потому что мужчины в любом случае заинтересованы в сохранении режима патриархата. Патриархат в данном случае — это специальный термин, указывающий на принцип культурного, политического и экономического доминирования мужчин. В патриархате мужчина — добытчик, мужчина — это тот, кто делает, а женщина — та, кто ждет, женщина — бесплатная бытовая и сексуальная прислуга.

В случае с радикальным феминизмом мы имеем теорию, которая предполагает, что на самом деле все старые термины политической философии были придуманы мужчинами, они не схватывают самого главного. Что проблема не в эксплуатации, не в наличии классов, не в буржуазии, не в государстве, проблема в том, что существует режим патриархального правления и частным случаем угнетения является угнетение одних мужчин другими, в то время как фундаментальным институтом угнетения является именно гендерное.

Сила и одновременно слабость радикального феминизма заключается в том, что в каком-то смысле слова феминистки выступают против не только различных отсталых форм социального устройства, но и против нынешней либеральной демократии западного типа. Из многочисленных идей радикального феминизма стоит упомянуть «лесбийский сепаратизм». Она состоит в том, что женщины вообще не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношений с мужчиной так или иначе становится продолжением многовековой традиции угнетения. Ритуалы романтической влюбленности, например, не более чем форма покупки женского тела и контроля над женскими эмоциями.

Литература:

Литература по феминизму чрезвычайно обширна. В качестве введения в тему я бы рекомендовал публицистическую, но очень яркую книгу Наоми Вульф «Миф о красоте», которая позволяет иначе взглянуть на всем знакомые социальные практики, такие как глянцевые журналы, диеты или работа женщин в офисе. Очень емким теоретическим и историческим введением является работа Валери Брайсон «Политическая теория феминизма». Хорошее представление о современном радикальном феминизме дает работа Кейт Миллет «Политика пола». Тем, кто сомневается, что феминистки способны на утонченную и нетривиальную философскую аргументацию, рекомендую заглянуть в тексты Джудит Батлер.

Кирилл Мартынов, кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ,"ПостНаука"

scisne.net

Что такое феминизм? | ЧТО ОЗНАЧАЕТ

А. Конан-Дойл к феминизму относился скептически

А. Конан-Дойл к феминизму относился скептически

Феминизм (от латинского слова femina, «женщина») — женское политическое и общественное движение за равноправие женщин с мужчинами. Отсюда феминистка — сторонница этого движения. Характерно, что, несмотря на существование огромного числа настроенных весьма либерально и свободномысляще мужчин, понятие «феминист» не встречается.

История феминизма

До середины ХIХ века роль женщины в обществе сводилась к деторождению, воспитанию потомства, наблюдению за домашним хозяйством. За исключение беднейших слоев общества, женщины общественно-полезной деятельностью не занимались. Однако с ростом численности населения, продолжительности человеческой жизни, промышленного производства и, соответственно, потребления, мужских рабочих рук стало не хватать. И у станков, конвейеров, торговых прилавков, офисных конторок место рядом с мужчинами пришлось занять женщинам. При этом права: политические, имущественные, юридические — их остались в архаичном состоянии. Женщинам, хотя они трудились не хуже мужчин, платили меньше, существовали писанные и не писанные законы, запрещающие им заниматься определенными видами деятельности, учиться, ограничивающие карьерный рост. Подобная несправедливость и породила феминизм.

Впрочем, первые проявления феминистских настроений, как указывает Википедия, начались ещё в конце ХVIII века во Франции, в период её великой революции, и в США, во время борьбы за независимость. Первые феминистки выступали с требованием прежде всего равного с мужчинами права голоса. Затем к призывам политического характера добавились вопросы равноправия женщин в правах собственности, в браке, в выборе профессий, в получении образования. В 1848 году в штате Нью-Йорк прошла конференция женщин с подобной повесткой дня. Боевой задор постепенно охватывал женщин всё большего количества стран. В Англии самые радикальные формы приняла борьба за политические права так называемых суфражисток.

в России в 1859 году появилось «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное Трубниковой, Философовой и Стасовой. В том же году в Петербурге была открыта первая воскресная школа для женщин. В 1862 начала действовать первая женская трудовая ассоциация «Общество женского труда». В 1863 в Петербурге открылась женская издательская артель, в 1864 — первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья). С точки зрения феминизма в 1920-х годах самой прогрессивной страной мира была Советская Россия и русский феминизм. Женщинам в СССР было гарантировано политическое и избирательное равенство, их учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых, даже был декриминализован аборт.

Суть феминизма в борьбе за равные права женщин и мужчин во всех сферах жизни

Течения феминизма

  • Либеральный феминизм. Требует равенства прав мужчин и женщин
  • Марксистский феминизм. частный случай капиталистического и классового угнетения.
  • Радикальный феминизм. Борьба с режимом патриархата, где главным институтом угнетения является гендерное.
  • Лесбийский феминизм. Борьба с сексуальными отношениями с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношени есть продолжение угнетения.

Знаменитые феминистки

  • София де Кондорсе (1764 — 1822) — хозяйка светских салонов Парижа
  • Абигейл Смит Адамс (1744—1818) — жена президента США Джона Адамса
  • Олимпия де Гуж (1748 — 1793) — французская писательница и журналистка, политический деятель. Гильотинирована.

    Олимпии де Гуж приписывают слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»

  • Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) — английская писательница, философ, автор книги «Защита прав женщины» (1792)
  • Сара Мур Гримке (1792 — 1873) — американская активистка движения за отмену рабства и гендерное равенство
  • Сара Маргарет Фуллер Оссоли (1810 — 1850) — американская журналистка, писательница
  • Лукреция Коффин Мотт (1793 — 1880) — американская активистка движения за права женщин и против рабства
  • Эммелин Панкхёрст (1858 — 1928) — английский политический деятель, лидер движения суфражисток
  • Эстелла Сильвия Панкхёрст (1882 — 1960) — дочь Э. Панкхёрст, суфражистка и коммунистка
  • Сьюзен Браунелл Энтони (1820 — 1906) — американская феминистка и борец за гражданские права женщин
  • Джанет Пикеринг Рэнкин (1880 — 1973) — американский общественный деятель, первая женщина, избранная в Конгресс США

    Джанет Пикеринг Рэнкин была единственным членом Конгресса, который голосовал против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну

  • Александра Коллонтай (1872 — 1952) — русская революционерка, советский государственный деятель и дипломат
  • Анна Философова (1837 — 1912) — общественный деятель, один из лидеров женского движения в России в 1860—80-х годах
  • Надежда Стасова (1822 — 1895) — общественная деятельница, в 1860—1895 годы возглавляла женское движение в России

Конец феминизма

Главная проблема человечества в том, что оно не умеет вовремя остановиться и любое движение, самое благостное в начале пути, доводит до своей противоположности. Так и феминизм. Сначала были воскресные школы, требования равной оплаты, возможности учиться, иметь равные политические права. Потом женщины потянулись вслед мужчинам в освоении мужских профессий: дипломат, летчик, водитель, шпалоукладчица. Потом они отвергли мужчин, как защитников, добытчиков, глав семейств: зачем, когда женщина сама зарабатывает, сама водит, клеит, штукатурит и забивает? Сегодня женщины играют в хоккей и футбол, квасят друг другу морды на ринге, возятся на татами, летают в космос, руководят международными корпорациями и целыми государствами. Но стали ли они счастливее? Ведь сегодня мужчины видят в них товарищей по работе, коллег в бизнесе, партнеров в сексе, но никак не существ, вызывающих чувство любви, поклонения, желания помочь, защитить, уберечь. Как и мужчины, женщины сегодня озабочены карьерой, зарплатой, вопросами выживания, так же как и мужчины они курят, пьют, матерятся. Женщины перестали быть ими. Этого добивались? Если этого, то они победили.

Конан-Дойл и феминизм

«Хотя Дойл был защитником женщин и прав женщин, методы самих женщин, борющихся за свои права, ему не очень-то импонировали. В начале XX века суфражистское движение в Англии набрало ход. В 1903 году в Манчестере был образован Женский социально-политический союз во главе с известной феминисткой Эмелин Панкхерст; его члены придерживались весьма экстремистских методов борьбы. Начиная с 1906-го суфражистки заимствовали тактику ирландского освободительного движения: устраивали взрывы и поджоги общественных зданий, бурные демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией, атаковали государственные учреждения, а позже, когда власти стали их арестовывать, практиковали голодные забастовки. Дойлу все это страшно не нравилось. Он неоднократно высказывался неодобрительно о поступках суфражисток – исходя из этого ему часто приписывают отрицательное отношение к суфражизму как таковому. Это не совсем верно. Отвращали его не цели, а методы. Когда интервьюер спрашивал его дочь Джин – много лет спустя после его смерти – о том, почему доктор, идеализировавший женщин, так резко отзывался о суфражистках, та ответила следующее: «Он, несомненно, полагал, что женщины – существа высшего порядка, гораздо более утонченные, нежели мужчины». По словам Джин, ее отец в принципе не был против того, чтобы женщины имели право голосовать на выборах; но, насмотревшись в период своей работы в Союзе за бракоразводную реформу на бесчисленные случаи семейного насилия, он считал, что политические разногласия между мужем и женой только увеличили бы количество такого насилия. Он также – будучи во многих отношениях идеалистом – высказал мнение, что женщина, счастливая в браке, непременно имеет влияние на своего мужа в том числе и в политических вопросах и таким образом его голос на выборах – это и ее голос. Что же касается суфражисток – его отвратила от них их склонность к насилию. Женщина должна обладать сильным характером (как его мать, вторая жена или младшая дочь), но при этом быть женственной, а не крушить ломом стекла» (М. Чертанов «Конан-Дойл»)

Жванецкий о женщинах

chtooznachaet.ru

ФЕМИНИЗМ - это... Что такое ФЕМИНИЗМ?

(лат. femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации - сексизме (англ. sex - пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом - дискриминацией по расовому, этническому принципу - и эйджизмом (англ. age - возраст) - дискриминацией по возрасту. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация: исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация женщин: формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие и в то же время взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. Милль же в своих работах открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности.

В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. до 1960-х - женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским освободительным движением" (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогинного типа (т.е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда  и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья. Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста. Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой - давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п.

Социалистический Ф. рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской революции" против "мужского шовинизма" и при этом ссылаются на деятельность таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др. Однако сам факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин".

Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская - к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура западного общества - патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine - мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характеризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей - традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь - вторичное бытие или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" (Аристотель), "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни  которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п. - прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина - принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева - это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина - это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертуллиан), это "неудавшийся мужчина" (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность". "Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума, плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки.

Историко-философский дискурс в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива" традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики - мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или - или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы". В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы к дуализмам разного рода, к бинарному видению реальности: духовное - телесное, рациональное - эмоциональное, объективное - субъективное и т.п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически построенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре мужской интерес: духовное, рациональное, объективное. Новый образ эпистемологии связан с построением недуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна составляющая опыта не должна рассматриваться как низшая. В целом феминистская философия имеет ярко выраженный социоцентристский характер с интересом к проблемам власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы. Наиболее значимой попыткой философского преодоления бинарных трактовок мужского и женского начала правомерно полагать постмодернистскую идею "соблазна".

Е.И. Янчук

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

sociology_encyclopedy.academic.ru