Наукова бібліотека України. Самоопределение в психологии это


Самоопределение личности

самоопределение личности

Понятие самоопределения личности, прежде всего, включает в себя способность человека отстаивать свою точку зрения или позицию в ситуациях, требующих отступления от заранее установленных правил, в особенности, если действия, которых от него ждут, противоречат его морально-нравственным принципам. По сути, речь здесь идет о расстановке приоритетов в ценностях и если человек не в состоянии пойти наперекор общественному мнению или установленным стереотипам, даже если они идут в разрез с его представлениями о «черном и белом», то налицо полное или частичное отсутствие нравственного самоопределения личности.

Казнить нельзя помиловать

Чтобы проще было все понять, рассмотрим пример известной фразы «Казнить нельзя помиловать». Вообразите, что вам доверили решать судьбу опасного преступника, представляющего большую угрозу для общества и только от вас зависит будет он жить дальше или нет. Где вы поставите запятую? Будете ли вы исходить из того, что жизнь любого человека священна или же возьмете в расчет количество жертв убийцы и решите не подвергать риску других людей, идя на поводу у сторонников смертной казни и противников пожизненного заключения, хотя вам самим такая мысль претит? Сможете переступить через собственные понятия о морали? Если да, то у вас проблемы с ценностным самоопределением личности, которое по сути своей является одной из форм взаимодействия отдельно взятого индивида с обществом.

Сила или слабость?

Психология самоопределения личности – это невероятно сложная структура, включающая в себя все процессы развития личности и факторы на него влияющие. Здесь все играет роль: и имеющийся жизненный опыт, и среда, в которой человек воспитывался, и приобретенные психологические характеристики. Обычно способность индивида к отстаиванию своей позиции выражается во всех трех видах самоопределения личности, а именно:

  1. В отношении к своей профессиональной деятельности.
  2. В отношении к принятым в обществе канонам.
  3. В определении смысла и основных целей собственной жизни.

Статистика показывает, что если человек обладает ярко выраженными нравственное самопределение личностилидерскими качествами и не страдает комплексом неполноценности, то он обычно не испытывает никаких проблем с самоопределением и самореализацией личности. А вот в случае неуверенной в себе персоны, особенно часто подвергавшейся нападкам со стороны окружения в детстве и в подростковом возрасте, способность сделать выбор, не оглядываясь на существующие в социуме стереотипы или на давление других точек зрения, уже ставится под вопрос.

В любом случае, самоопределение личности не является исключительно субъективной характеристикой отдельно взятого человека. Оно целиком направлено во внешний мир, нацелено на взаимодействие с обществом и как следствие, играет существенную роль в определении вектора его развития.

 

womanadvice.ru

Понятие профессионального самоопределения в психологии

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

 

Для описания процесса формирования человека в трудовой деятельности используются разнообразные термины. Среди понятий, которые характеризуют целостный процесс овладения специальностью и охватывают весь профессиональный путь личности наиболее популярными и часто употребляемыми следует признать: «профессиональное становление» профессиональное самоопределение», «профессиональная пригодность», «профессионализация», «профессиональное развитие», «идентификация личности с профессией», «самореализация в профессии». Мы оставим в данной статье без рассмотрения такие понятия, как «выбор профессии», «профессиональное обучение», «профессиональная адаптация», «профессиональная ориентация и консультация», поскольку они обозначают этапы, стадии целостного процесса профессионального формирования человека.

К сожалению, большинство этих понятий в интересующей нас формулировке отсутствуют в психологических словарях, поэтому пришлось обратиться так же к Философской и Педагогической энциклопедиям и Словарю русского языка С.И.Ожегова.

Наиболее полным и однозначным является понятие профессиональной пригодности. В психологических словарях (1983, 1990) она определяется как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда, выступающей в качестве объективного критерия сформированности профессиональной пригодности. Субъективным критерием ее сформированности выступает чувство удовлетворения, испытываемое человеком от выполняемой деятельности.

В представленном определении профессиональной пригодности, разделяемом большинством отечественных психологов, недостаточное внимание уделено личности, ее активности, стремлению к самореализации в труде. Процесс овладения профессией рассматривается как односторонний и в значительной степени адаптивный. Сама же профессиональная пригодность - это лишь часть, одна из сторон процесса формирования человека в трудовой деятельности.

Понятие «профессиональное становление» не нашло отражения в психологических словарях, однако оно широко употребляется исследователями для обозначения процесса овладения профессией.

«Становление» определяется в словаре русского языка как «возникновение, образование чего-то в процессе развития» (С.И.Ожегов, 1978). В философской энциклопедии дается более развернутая характеристика и становление трактуется как «процесс, главная черта которого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы». Следовательно, профессиональное становление в таком понимании можно рассматривать как развернутый во времени процесс овладения профессией. Он должен включать определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые, обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. В этом контексте наиболее близким к нему по смыслу является понятие профессионального развития, которое предусматривает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями обеспечивающими нормальное функционирование человека как субъекта труда.

Если понятие «профпригодность» означает как бы итог овладения профессией, то понятия «профессиональное становление и развитие» акцентируют его процессуальную сторону. То есть, можно было бы сказать, что итогом профессионального развития, становления является сформированная пригодность к профессии. Термины «профессиональное становление « и «профессиональное развитие» обозначают совершенно определенную стадию формирования личности - стадию овладения профессией с момента ее выбора и подчеркивают динамичность, незавершенность этого процесса.

Следующий термин, часто используемый психологами, особенно зарубежными, это «идентификация человека с профессией». Наиболее близким к нему по смыслу следует признать термин «профессионализация личности».

Под идентификацией личности с профессией понимается такое слияние жизни профессионала на определенном этапе овладения профессией с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Вся жизнь начинает подчиняться интересам профессии, они выходят на первый план. Итогом идентификации личности становится формирование профессионального типа личности (A.Roe, 1964).

Основной акцент делается на приспособляемости личности к требованиям профессии, на подравнивании к заданному образцу (якобы единственно возможному), на подгонке профессионально значимых черт к идеалу. По существу, игнорируется вопрос об активности личности в профессиональном самоопределении. Между тем этот процесс является двусторонним: имеющиеся личностные черты определяют выбор профессии и пути овладения ею; выбранная профессия, в свою очередь, влияет на личность, особенности ее формирования.

В понятие «профессионализация личности» чаще всего включается этап профессионального становления человека с момента выбора профессии до прекращения активной трудовой деятельности. То есть, этот период занимает большую часть жизни взрослого человека (В.А.Машин, 1994; Ю.П.Поваренков, 1991 и др.).

Определения процесса вхождения человека в профессиональную деятельность, овладения ею, имеют, тот недостаток, что в них в малой степени подчеркивается активность личности, понимаемая в данном контексте, прежде всего как процесс развертывания своих способностей и возможностей, самодвижения и самореализации в труде. Однако их использование вполне правомерно для обозначения динамичности, незавершенности формирования профпригодности и личности в процессе труда.

По нашему мнению, личностный аспект профессионализации человека отражен в наибольшей степени в терминах «профессиональное самоопределение» и «профессиональная самореализация». При этом второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее этап осуществления самоопределения личности в труде. Поэтому ключевым для нашего исследования мы считаем термин самоопределение.

Мы использовали этот термин и потому, что им охватывается не только период овладения профессией, но и выбора, подготовки к ней в школьном возрасте.

В психологических словарях, вышедших в последние годы (1983, 1985, 1990) отсутствует определение понятия «профессиональное самоопределение». Оно упоминается в статье «самоопределение личности» как один из его видов. Самоопределение личности трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» (Психология. Словарь, 1990, с. 351). Оно вряд ли поможет вникнуть в суть понятия «профессиональное самоопределение», и не может быть прямо использовано для его научного исследования, поскольку игнорирует развернутость процесса овладения профессией во времени и пространстве.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

ПОНЯТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

А.Н. Легун

Проблема самоопределения личности в психологии рассматривается через призму индивидуального жизненного пути, опыта личности. Это понятие наполняется различными смыслами, в зависимости от того, на какой аспект самоопределения направляет свое внимание исследователь. Выделяют следующие виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное. Стержнем самоопределение является постановка личностью жизненной цели и определения целей.

Ключевые слова: самоопределение; житейские личностное, социальное, профессиональное самоопределение; жизненный путь, цель; цель.

Проблема самоопределения личности в психологии рассматривается через призму индивидуального жизненного пути, опыта личности. Это понятие наполняется различного смысл в зависимости от того, на какой аспект самоопределения направляет свое внимание исследователь. Выделяют такие виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное. Стержнем самоопределения является постановка личностью жизненной цели.

Ключевые слова: самоопределение; жизненное, личностное, социальное, профессиональное самоопределение, жизненный путь; цель.

Актуальность. Самоопределение принадлежит к фундаментальным вопросам психологии самодетерминации и личностного выбора. Проблему самоопределения рассматривается в философии и художественной литературе как проблему свободы выбора и свободы личности.

Цель исследования состоит в выяснении понятия самоопределения в психологии.

Задача - проанализировать различные подходы к вопросу самоопределения, выяснить зависимость различных видов самоопределения от жизненной цели личности.

В зарубежных концепциях и теориях личности самоопределения рассматривается в контексте изучения жизненного пути человека. Осуществить свободный выбор - значит найти оптимальное соотношение между личными желаниями и возможностями, с одной стороны, возможностями и потребностями общества - с другой.

Так, А. Маслоу отмечал, что в творческой человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детской простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека есть истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для нее - это труд, целью которой является достижение совершенства в том, что она призвана сделать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда занимается своим развитием (Маслоу А., 1967). Очевидные аналогии с исследователями советской эпохи, которые считали труд не только источником социального влияния, но и творческого вдохновения. По нашему мнению, основной идеей, парадигмой восприятия труда как универсальной системообразующей единицы есть еще дарвинистские идеи девятнадцатого века, которые повлияли на развитие науки в целом в 20-м веке, и во многом влияют и сегодня.

Роджерс считал, что в основе осознаваемого либо не-осознаваемого выбора своего пути лежит соотнесение человеком своих желаний и стремлений. Сравнение "реального Я" и "идеального Я" позволяет индивиду актуализировать свой потенциал. Он отмечал, что, если индивид отказывается осознать значительную часть своего опыта, его творчество может быть патологической или социально вредной. Когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ее чувства осознаются, создано новое скорее будет творческим и для нее самой, и для других. Тенденция движения вперед реализуется только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, проверки своих гипотез, различения ней прогрессивной и регрессивной поведения (Роджерс К., 1979).

Е. Эриксон, описывая кризис, характерную для юношеского возраста, вводит понятие "идентичность", которое можно рассматривать как аналог понятия "самоопределение". Он понимает идентичность как тождественность самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность - это чувство достижения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Поиск идентичности (самоопределения), на его взгляд, не может осуществляться изолированно своим внутренним взором вглубь самого себя. Наряду с собственной идентичностью, личность формирует групповую идентичность, воспринимая и сравнивая себя со значимыми другими. Эриксон считает, что если молодой человек успешно справилась с поиском идентичности, то у нее появляется понимание кто она, где находится и куда идет. Кризис идентичности часто характеризует неспособность определить дальнейший жизненный путь, пассивное ожидание, продолжение детства (Эриксон Э., 1996).

Хорни отмечает, что для удовлетворения своих стремлений, иногда навязываемых общественными шаблонами, человек уже с детства вырабатывает основные стратегии, или личностные ориентации на других людей: движение к людям, движение против людей, движение от людей (Хорни К ., 1993).

Адлер впервые использовал термин «жизненный стиль личности", по своему содержанию близок к понятию "самоопределение". Жизненный стиль личности он рассматривает как то, что человек адресует мира и самой себе: ее цель, направленность, устремления и те подходы, которые она использует для решения жизненных проблем. Адлер отмечал, что человек активно стремится одних переживаний и избегает других, избирательно превращает и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны взаимодействия с миром. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире, по существу, являются творческими актами (АдлерА., 1997).

Понимание самоопределения в отеНяни психологической науке опирается на идею Л.С. Выготского о том, что изменение собственного поведения является фундаментом человеческой психики и сознания: субъект проявляется в том, что он делает и как творит. Поэтому он является тем, чем его сделала собственная деятельность, а по направлению его деятельности можно направлять и формировать его самого (Вы-готский Л.С., 1983). Мы не можем подчеркнуть, что современная психологическая литература прикладного направления из категории "сделай свою жизнь лучше" наполнена правилами и советами изменить сначала себя - и тогда мир вокруг изменится. Изменения нужно начинать с позитивного мышления и, почти за Выготским, позитивных действий.

Основываясь активную преобразовательную функцию субъекта, в том числе преобразование сознания, мышления, С.Л.Рубинштейн рассматривает проблему самоопределения в свете выдвинутого им принципа детерминизма - "внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия". Ученый показал, что ключевым моментом в понимании феномена самоопределения является взаимодействие человека с окружающим миром. Отношение человека к самому себе, которое является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от того, как сам человек относится к окружающим и окружающие к ней. Такая активность характеризует человека как субъекта жизни.

Проблема самосознания, по С.Л.Рубинштейн, прежде всего, проблема определения своего образа жизни. Обобщая, можно выделить два способа существования человека: первый - это жизнь, которая не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека на более высокий уровень, связанный с появлением ценностно-смыслового определения жизни. С.Л.Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Личность активно строит условия своей жизни и свое отношение к нему. Ответом на вопрос, насколько достойным была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор. Жизненный путь человека не сводится к ее биографии, потому что история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Такая личность и является субъектом собственного жизненного пути, активным творцом своей жизни (Рубинштейн С.Л., 1986).

К.О.Абульханова-Славская обосновала принцип изучения личности с т.н. способа ее существования, получило название принципа життедияльнисних взаимоотношений личности (Абульханова-Славская К.А., 1991). Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление человека занять определенную позицию в жизни. К.А. Абульханова-Славская объединяет в понятии "жизненный путь человека" такие явления, как жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, "линия жизни"), талант и жизненный опыт. Жизненный путь личности имеет единые для всех людей измерения, аспекты, проблемы, но способ их решения и воплощение глубоко индивидуален. Она вводит понятие "жизненное самоопределение" и понимает его как выбор жизненного стиля и образа жизни человека, предполагает высокую степень свободы выбора и диапазон маневра. Автор указывает, что жизненный путь не тождествен профессиональном, но они образуют систему, в основе содержит в себе профессиональный путь. Все-таки жизненный путь без любимой профессионального дела лишен смысла для многих людей.

Жизненное самоопределение заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решений к настоящему выбора, настоящего самоопределения. Оно предполагает умение принимать решения и действовать на основе сознательно принятого решения. Исследовательница подчеркивает, что от того, как складывается система отношений, зависит самоопределение и общественная активность личности. Личность проходит три уровня становления. Первый выходной уровень определяется "невиокремленистю" личности с ходу событий жизни и изменения его условий ". На следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться относительно событий, происходит стабилизация личностных качеств. Третий уровень связан с самоопределением собственной жизни, он менее подвержен влиянию обстоятельств. На последнем, четвертом, уровне личность выступает как субъект жизнедеятельности, для которой характерно знание о том, чего она хочет, о своих возможностях в преодолении социальных обстоятельств [1].

Итак, в своем движении человек переходит от стихийного способа жизни к такому, который она определяет сама. Суть этого определения в выборе условий, в выборе образования, той профессии, которые максимально соответствовали бы особенностям личности, ее желанию, способностям в построении соответствующей стратегии жизни.

По мнению К.А. Абульханова-Славская, можно выделить три основных признака жизненной стратегии: выбор образа жизни, разрешения противоречия «хочу - имею" и создание условий для самореализации и творческий поиск. Автор считает, что личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой "порог" удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие дела. "Эта способность личности переключать свои жизненные устремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью" [1]. С одной стороны, нельзя не согласиться с автором, что только человек, который не зациклен на материальном, проживает творческое насыщенную жизнь. С другой - упоминается пирамида Маслоу, в которой постулируется мысль о том, что человек начинает самоактуализовуватись, когда у нее, насам?? Еред, удовлетворены базовые, в том числе и материальные потребности. На сегодняшний день появилось много популярной психологической литературы вроде "Как стать богатым", и эта литература пользуется большим спросом. Это можно объяснить рядом причин: во-первых, постсоветский человек имеет возможность читать, анализировать, размышлять о богатства-бедности, что было не очень удобной темой в советское время в период всеобщего равенства или, точнее, общей бедности. Во-вторых, стремительные изменения социального устройства выделили как очень богатый, так и очень бедный слой населения, так что мы воочию видим, что "богатство рядом". В-третьих, подрастает молодое поколение, более прагматично и рационально относится к жизни и среди ценностей этого поколения богатство, деньги занимают далеко не последнее место. Поэтому вопрос, можно жить насыщенной, творческой жизнью в бедности, остается открытым для обсуждения и философского осмысления. Со своей стороны можем добавить, что в нашем исследовании ценностных ориентаций, осмысления себя, смысла жизни после 2008 года появилось много ответов, что люди видят смысл своей жизни в материальном благополучии, в обеспечении своей семьи.

Как зазначлося выше, понятие "самоопределение" употребляется в разных значениях - личностное самоопределение, жизненное самоопределение, социальное самоопределение, профессиональное самоопределение. Именно такие виды самоопределения представлены в концепции профессионализма А.К.Маркова [4].

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.

Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к соответствующей сфере общественных отношений и определенного социального круга, соотнесение себя с некоторым кругом профессий.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых определенным человеком) критериев профессионализма: просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и оценки себя с этих позиций.

А.К.Маркова считает, что жизненное самоопределение как выполнение человеком своего назначения лежит в основе других видов определения себя и начинается с первого дня жизни. Жизненное самоопределение проявляется в различных сферах жизнедеятельности: в профессиональной, учебной, семейной и др.. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека (Маркова, 1996). Исследовательница выделяет признаки, этапы любого самоопределения:

выяснения человеком собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей

выбор критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета координат на основе системы идеалов, ценностей: что нужно для социума, чего от меня ждут, какие из этих требований социума я принимаю для себя

определения своих имеющихся на сегодняшний день качеств, которые отвечают необходимым нормам, принятие или непринятие себя: отвечаю я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать, которая сегодня моя личность т.д.

предсказания своих завтрашних потенциальных качеств, которые отвечают необходимым нормам, принятие или непринятие себя в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, какой могу стать личностью, профессионалом

построение своих целей, планов (близких, средне-отдаленных, удаленных) для развития в себе необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я действовать

просмотр человеком применяемых критериев и оценок

пересамовизначення - человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может повторяться.

Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамовизначення, изменения ценностей) человека являются внешние изменения, которые она осуществляет в своей жизни - меняет профессию, круг знакомых, образ жизни и др.. [4].

Итак, стержнем жизненного самоопределения является выбор личностью, формирующейся жизненных целей. Жизненная цель - это главный мотив в общей иерархии мотивов, побуждающих человека к действию. Можем предположить, что способность к изменению жизненного пути, цели зависит от пластичности-ригидности психики, определенным образом зависит от врожденных особенностей скорости психических процессов и от возраста человека. Недаром шестнадцатилетняя человек не видит для себя ограничений в собственной самореализации, - дайте мне точку опоры и я переверну весь мир, - это девиз тинейджеров. С возрастом происходит коррекция жизненных планов, замыслов, самовосприятия и самоопределения в сторону приближения к реальной жизни, как правило, масштабы замыслов уменьшаются. Поэтому человек среднего или пожилого возраста должна адекватно воспринимать себя и свои возможности и не посягать на что-то величественное или необычное. К счастью, история развития человечества приводит и противоположные примеры: люди, которые не ограничивают себя ни временем, ни пространством, ни другими общественными условностями достигают результатов в любом (в том числе и почтенном) возрасте. Важным фактором, противостоит инволюции психических процессов, есть творческая деятельность. История науки и искусства знает немало примеров продуктивного творчества после семидесятилетнего возраста. Например, Жан-Батист Ламарк, Галилео Галилей, Иван Павлов, Виктор Гюго, Бернард Шоу, Лев Толстой и другие. Психологическими факторами интеллектуальной активности лю?? Ини в старом возрасте является широта интересов, стремление к самореализации, передачи следующему поколению жизненного опыта. Чем масштабнее личность, тем более выражена ее направленность на будущее, социальный прогресс. Нельзя пройти мимо и нашего современника Уильяма Стайга, автора сказки «Шрек», по мотивам которой был снят серию голливудских мультипликационных шедевров. Интересно, что Стайг начал писать книги, когда ему стало далеко за шестьдесят, детского любимца Шрека создал в восемьдесят три года.

К сожалению, среднестатистический гражданин верит в то, что психические функции с возрастом угасают, период творчества прошел, жизненная цель не должна выходить за рамки, принятые в данном обществе, то есть демонстрирует отчетливые признаки ригидности психических процессов, и жизнь подтверждает его правоту.

Среди многочисленных подходов к проблеме самоопределения можно выделить подход, к которому обращаются чаще, чем к другим. Это модель российского современного психолога М.Р.Гинзбурга, в которой самоопределение рассматривается как феномен ценностно-смысловой природы, оно является активным определением своей позиции по социально-значимых ценностей, к условиям жизнедеятельности в обществе. По М.Р.Гинзбургом, самоопределение характеризуется занятием активной позиции, которая имеет ценностно-смысловую природу [3].

Исследователь выделяет жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действия - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение (Гинзбург М.Р., 1996).

М.Р. Гинзбург считает, что психологическое настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Он рассматривает вертикальную и горизонтальную систему координат по психологического настоящего. Вертикальной составляющей считает самосознание, то есть ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальную составляющую психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, относит к самореализации, т.е. реального действия по воплощению ценностей и смыслов в различных видах деятельности.

Аналогично выделены психологические пространства для прошлого и будущего. Частности прошлое, что существует как "опыт", по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании. Согласно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлены мнимой проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной - конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами.

На основании этого М.Р.Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения: гармоничное, стагнирующее, беззаботное, бесперспективно, отрицательное, защитное, фантазийная, прагматическое, гедонистическое, зависящее, бездуховное, пассивное, невротическое, праздное, отсроченное [3]. Как видим, из пятнадцати предложенных автором типов самоопределения только гармоничное идеален, все остальные должны судьбу девиаций. Хотя, по нашему мнению, каждый индивид в процессе саморазвития переходит из одного типа самоопределения на другой, на каких этапах может застревать, но личностный саморазвитие ассоциируется все-таки с гармоничным самоопределением.

Изучение жизненного пути личности невозможно без учета личностной организации времени: именно личность объединяет в себе прошлое, настоящее и возможное будущее. Т.М. Березиной на основе анализа прошлого и настоящего положен принцип соотнесения осознанных и неосознаваемых особенностей личностной организации времени, разработана специальная методика, позволяющая воссоздать жизненный путь личности в виде ряда мысленных образов прошлого, настоящего и возможного будущего [2].

Украинская исследовательница Т.М.Титаренко рассматривает время как ткань реальности, касается психической жизни человека и образует его суть. "Сознание равнозначна памяти, и наше прошлое всегда с нами, обогащаясь по мере старения" [6, с.43]. Современный человек перегружен материальным фактором, но это противоречит человеческой природе, противостоит индивидуальности, притормаживает творческое начало.

Современные ученые все активнее исследуют организацию времени, временную перспективу, траспективу. Изучают жизненный хронотоп человека, строят личностные типологии, исследуют не только собственное представление, но и отношение, оценку успешности-неуспешности собственной жизни.

Итак, в отечественной и зарубежной психологии проблему самоопределения личности рассматривается в контексте исследования жизненного пути человека. Накоплен определенный теоретический и эмпирический багаж в разработке вопросов жизненного и профессионального пути личности. Понятие "самоопределение" наполнено различными авторами различным содержанием и употребляется сегодня в широком диапазоне значений - от принятия жизненно важных решений в одноактных поступков. Всего феномен самоопределения характеризуется исследователями как способность личности решать проблемы, которые стоят перед ней в определенном промежутке времени, основанием для принятия решений является осознание собственных убеждений, мотивов, ценностей. Малоисследованными остаются структурные элементы самоопределения: личностное, жизненное, социальное, профессиональное, организация их в открытую систему, самоорганизующейся.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни /К.А.Абульханова-Славская. - М., 1991.

Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личн?? Сти /Т.Н.Березина. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 320 с.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения /М.Р.Гинзбург //Вопросы психологи. - № 3. - 1994.

Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К.Мар-кова. - М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. - М., 2003.

Титаренко Т.М. Жизненный мир личности в пределах и за пределами обыденности /Т.М.Титаренко. - М.: Просвещение, 2003. - 376 с.

Self-determination is one of the fundamental concepts of psychology. Vital self-determination consists in transition from spontaneous impulsive decision-making to real self-determination. In their development individuals advance pass from spontaneous way of the life to that they choose themselves.

Key words: Self-determination; self-determination; vital, personality, social, professional self-determination; vital way; purpose.

Пошук по ключовим словам схожих робіт:

www.info-library.com.ua

Самоопределение личности - Сомоопределение личности

Самоопределение личности

Теоретики Самоопределения

Проблема профессионального самоопределения представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Вопросами профессионального самоопределения занимались такие отечественные ученые, как Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, Е.И.Головаха, Е.М.Иванова, Т.В.Кудрявцев, И.Ю.Кузнецов, В.Ф. Сафин, Ю.К.Стрелков, СНЛистякова, В.Д.Шадриков и другие. Среди факторов, влияющих на самоопределение, были описаны самосознание (А.Г.Спиркин, Р. Мей), активность (К.А.Абульханова-Славская) аутопсихологическая компетентность личности (О.С.Кованова), внутренние противоречия (Л.М.Митина, А.В.Петровский) и другие.

 

Теоретические подходы к проблеме самоопределения личности

Долгое время самостоятельность и активность личности в формировании своего жизненного пути изучалась с различных позиций. В настоящее время возникла потребность комплексного, системного изучения самоопределения личности и выделения факторов, оказывающих на него влияние. Успех в решении проблемы самоопределения определяется полнотой представлений о человеке. Концепция человека находится в состоянии разработки, в психологии отсутствуют целостные системы, описывающие его сущность (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Как справедливо замечает Е.А.Климов, добытый ценный опыт наук о человеке, необходимо поставить на службу развития конкретного человека [74]. Проблема познания на сегодня заключается в том, как из разрозненных данных, фактов и открытий, сделанных различными науками о человеке, получить, восстановить и сохранить единую картину мира и человека. Под самоопределением личности в психологической науке понимается сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях [131]. В зарубежных концепциях и теориях личности можно найти истоки изучения самоопределения в контексте исследования жизненного пути человека. Зарубежные авторы в зависимости от своей принадлежности к тому или иному направлению предполагали различную степень свободы человека от внешних или внутренних условий, высказывая различные точки зрения относительно самоопределения.  Э. Фромм представляет школу социального психоанализа, он относит к од- ной из движущих сил развития личности потребность в индивидуализации, из которой проистекает два способа реализации своей внутренней природы способ  «быть» и способ «иметь». Люди, которые живут, чтобы «иметь», ориентированы  на укорененность в обществе и собственную значительность, это делает потребность «иметь» ненасыщаемой. Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой, уверенностью человека в себе и максимальной реализацией собственного потенциала. Этим людям нужна свобода для самоосуществления, для того чтобы быть самим собой, выходя в своем творчестве за пределы себя. В этой потребности, по мнению Э. Фромма, заключена способность к самореализации [169,223]. В. Франкл, работая в рамках гуманистической психологии, признавал детерминированность человеческого поведения внутренними и внешними обстоятельствами, но отмечал, что они не обусловливают его полностью. Он считал, что человек свободен по отношению к наследственности, влечениям и внешней среде, так как он может занять определенную позицию по отношению к ним [168], которая определяется его ценностями и смыслами. Это становится возможным благодаря тому, что все названные детерминанты локализованы в биологическом и психологическом измерениях человека, а свобода - в высшем, ноэтическом (духовном). «Свобода вытекает из фундаментальных антропологических способностей человека к самодистанцированию (принятию позиции по отношению к самому себе) и самотрансценденции (выходу за пределы себя как данности, преодолению себя). Поэтому человек свободен по отношению к  самому себе, свободен подняться над собой, выйти за свои пределы» [167; 18]. В.Франкл видит сущность самоопределения не столько в новых выборах, сколько в нахождении новых смыслов в своей работе. Так, автор отмечает, что самоактуализация — «это не конечное предназначение человека, она является лишь следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо смысла, смысл самоактуализации тут же теряется» [167; 58-59]. А.Бандура, автор социально-когнитивной теории личности и регуляции поведения, предложил концепцию взаимного детерминизма. По его мнению, в  основе человеческой свободы лежит воздействие на себя, которое возможно благодаря двойственной природе «Я». «Люди оказывают некоторое влияние на то, что они делают, через альтернативы, которые они принимают в расчет, через прогнозирование и оценку представляемых ими исходов, включая их собственные самооценочные реакции, и через оценку ими своих способностей выполнить то, что они намечают» [цит. по: 100, 20]. Поэтому А.Бандура, согласный с тем, что человеческое поведение детерминировано, считает, что оно определяется отчасти и самим индивидом, а не только средовыми факторами. Благодаря этому, люди могут воздействовать на самих себя и являться архитекторами своей судьбы [100]. Представляет интерес подход к проблеме самоопределения Г.Олпорта, который утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, а в основе развития человеческой личности лежит потребность достижения все новых вершин, то есть в постоянном развитии и совершенствовании своих способностей, самореализации [74]. Таким образом, можно заключить, что зарубежные авторы, отстаивающие равенство свободы и детерминизма, признают детерминированность человеческого поведения, но вместе с тем считают личность способной к самоопределению. Последнее выражается в решении вопроса о степени своей свободы, по Э.Фромму, в занятии определенной позиции по отношению к внутренним и внешним обстоятельствам, по В.Франклу, в осознании собственных возможностей в рамках судьбы, по А.Бандуре, в конструировании собственной судьбы. Отечественными учеными рассматривались смысл категории «самоопределение личности», структура данного понятия (С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асмо-лов, А.В.Петровский, КААбульханова-Славская, А.М. Кухарчук, В.Ф.Сафин, Г.П. Ников, Н.С.Пряжников и др.). Понятие «самоопределение» нашло отражение в психологических концепциях, в которых оно рассматривалось и как «личностное новообразование» (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург), «готовность личности к выбору в сложной ситуации» (Т.В. Сычев), «способность личности к осуществлению свободного выбора» (А.Г.Асмолов) и другие. Проблема самоопределения является одной из важнейших в разработке вопросов теории личности. Методология, на которую опирается большинство исследователей этой проблемы, была разработана С.Л.Рубинштейном. Он рассматривает проблему самоопределения в свете выдвинутого им принципа детерминизма. «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [143, 261]. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации. По отношению к человеку в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается смысл принципа детерминизма, который «заключается в подчеркивании роли природы «внутренних условий», внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [цит. по: 36, 20]. Сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия [цит. по: 36]. Предпосылки к самоопределению заложены в самой природе человека и с развитием, формированием его личностных свойств они становятся основой способности к самоопределению. Сущность человека заключается в движении, в постоянном духовном преобразовании себя, в самостроительстве, в самовоспитании [147, 26]. Условием успешного самоопределения является максимальное раскрытие внутреннего потенциала человека через саморазвитие и самосовершенствование. Поэтому, говоря о самоопределении, целесообразно вести речь о самопроектировании, самоорганизации. Проблема самоопределения, по С.Л.Рубинштейну, есть проблема опреде- ления своего способа жизни (жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек или жизни, выводящей человека за его пределы, когда появляется ценностно-смысловое определение жизни), которая не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношения человека с миром. Отношение человека к самому себе является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношений с окружающим миром (от его отношения к окружающим и окружающих к нему). Такая активность характеризует человека как субъекта жизни [142, 145]. Исходя из этого, проблема самоопределения состоит в неоднозначности, выборочном подчинения субъекта самоопределения внешним воздействиям окружающей среды. Именно активное самоопределение, выражающееся в реальных действиях, ведет к формированию и развитию тех внутренних условий, которые создают возможности для развития личности, дальнейшего самоопределения и формирования предпосылок для успешного профессионального самоопределения. Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская. Для нее центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление человека занять определенную позицию в жизни. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение есть «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [цит. по: 36,155] При этом она подчеркивает, что оттого, как складывается система отно- шений (к коллективу, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. К.А.Абульханова-Славская вводит понятие «жизненное самоопределение» и понимает его как выбор жизненного стиля и образа жизни человека, который предполагает высокую степень свободы выбора и диапазон маневра. Автор подчеркивает, что жизненный путь не тождественен профессиональному, но эти пути взаимосвязаны и образуют систему, основу которой составляет профессиональный путь [цит. по: 37]. Первая попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым (1984). Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности, т. е. устойчивой  личности, способной адекватно понимать и осуществлять свои права и обязанности». В.Ф.Сафин выделяет следующие критерии для оценки уровня развития личностного самоопределения: понимание личностью смысла жизни, смена воспроизводящего вида деятельности, полнота соотнесения частных самооценок «хочу-могу-есть-требуют» [150]. В.Ф.Сафин подразделяет зрелость личности на социальную и духовную. Социальную зрелость связывают с началом трудовой деятельности, обретением материальной независимости, получением полного комплекса гражданских прав. Ее признаками являются чувство ответственности, нравственная самостоятельность [151, 20]. Под духовной зрелостью он понимает активную включенность личности в общественную жизнь со своим сложившимся мировоззрением, с собственными взглядами, умением их отстаивать и руководствоваться ими в делах и поступках [151, 12]. В.Ф.Сафин выделяет три аспекта созревшей личности [151, 13]: 1) нормативный - совокупность тех требований, которые предъявляются к личности обществом; 2) реальный - вклад, вносимый в жизнь окружающих людей и общества; 3) психологический аспект - осознание, соотнесение возможностей личности и требований окружающих, согласие с самим собой. В.Ф.Сафин и Г.П.Ников на основе общепринятой в отечественной психологии возрастной периодизации предложили этапы самоопределения. Это позволяет решать проблему самоопределения в возрастном аспекте. Цель их исследования состоит в изучении самоопределения в качестве стержневого процесса социального созревания через осознание и соотнесение индивидом своих возможностей и социальной необходимости, овладение значимыми сферами жизнедеятельности, обусловливающими самоопределение его как личности [151,30]. Под психологическим аспектом самоопределения понимается активность личности, как самосозидание, осуществляющееся через самопознание и саморегуляцию, формирование субъектом себя как самореализующейся личности.  Авторы считают, что «самоопределившаяся личность самостоятельно ставит жизненные цели, решает их, несет ответственность за свою деятельность и поведение [151, 28]. Таким образом, В.Ф.Сафин и Г.П.Ников под самоопределением понимают сознательный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих возможностей и социальной необходимости, овладение значимыми сферами жизнедеятельности, обусловливающими самореализацию его как личности. В возрастном аспекте проблема самоопределения была наиболее полно раскрыта Л.И.Божович. В своей работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего [цит. по: 36, 21]. Д.И.Фельдштейн считает, что самоопределение возникает в онтогенезе на определенном этапе и наиболее активным временем для личностного самоопределения является подростковый возраст. Самоопределение, по мнению автора, представляет собой результат развития общественного индивида, важнейшее приобретение онтогенеза, связанное с формированием развернутой социальной позиции растущего человека по отношению к людям и вещам. «Самоопределение - это субъективное осознание себя самостоятельным членом общества, понимание своего места и назначения в нем, обусловленное определенным уровнем самосознания, социальной ответственности, потребности в реализации своих возможностей» [166]. Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (М.Р. Гинзбург, В.В. Столин), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. В самоопределении человек сводит в единую смысловую систему обобщенные представления о мире, о себе самом, определяя смысл своего существования [36; 160]. В.В. Столин анализирует конфликтные личностные смыслы как пусковые моменты самосознания. Автор считает актом действительного самоопределения поступок, который возникает в ситуации выбора и реализации различных отношений «Я» к действительности. В.В. Столин отмечает противоречивость процесса самоопределения, и что его завершением можно было бы считать состояние «бесконфликтности личностных смыслов «Я», но вряд ли, по его мнению, можно говорить о состоянии бесконфликтности личностных смыслов «Я», пока совершаются поступки. Завершение самоопределения, по мнению автора, означает выбор личностью единой линии поведения. По В.В. Столину, чтобы г оставаться личностью, нужно постоянно самоопределяться, т.е. совершать поступки, и этот процесс бесконечен [160]. В.Е. Клочко отмечает, что взгляд на человека с системных позиций как на самоорганизующуюся психологическую систему позволит сформировать новые представления о механизмах его развития, становления, деформации и распада связать в систему все накопленные знания о человеке [77, 101-110]. Рассматривая проблему самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов (1990) подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии личности хотя бы как о возможности [цит. по: 101]. Очень часто при рассмотрении самоопределения личности говорят одновременно и о самореализации, и о самоактуализации (Бодров В. А., 1991, Кон И. С, 1984). И.С. Кон связывает самоопределение и самореализацию с выполняемым делом и взаимоотношениями с окружающими людьми [16; 84]. П.П. Соболь (1985) считает самоопределение стороной самореализации, в котором главным является индивидуальный выбор цели и способов ее достижения, на данном этапе жизни субъекта и самоограничение, которое вместе с тем не является препятствием развития личности [цит. по: 151].

 

2

bookwu.net

Самоопределение это что такое Самоопределение: определение — Психология.НЭС

Читать PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖёН ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФ

Коротяева Ольга Александровна

Рассматривается влияние социально-экономических преобразований на психологические закономерности профессионального самоопределения жён военнослужащих.

Читать PDF

Влияние природных предпосылок на личностное и профессиональное самоопределение

Жамбеева З.З.

В статье рассматривается роль личностного самоопределения в подростковом возрасте. Целью данной работы является определение влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение.

Читать PDF

Социальное и профессиональное самоопределение личности как психологопедагогическая проблема

Лупанова Н. А.

В статье представлен анализ концепций и моделей самоопределения личности, которые составляют основу ее побуждения к саморазвитию.

Читать PDF

Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности

Овсянникова С. Б.

Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения студентов, обучающихся в государственных и негосударственных вузах.

Читать PDF

Профессиональное самоопределение спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры.

Читать PDF

Экономическое самоопределение будущих и практикующих коммерсантов как психологическое основание проф

Меренкова Л.Ю.

Экономическое самоопределение практикующих и будущих коммерсантов рассматривается как компонент их профессионально-личностного развития и соотносится с экономическим планированием профессионального бу

Читать PDF

Исследование Я-концепции и ее влияния на профессиональное самоопределение студентов-психологов

Абдурасулов Тимур Давранович

Приводятся данные, полученные в результате исследования содержательных характеристик Я- концепции студентов-психологов.

Читать PDF

Профессиональное самоопределение субъекта в процессе обучения и преподавания иностранного языка

Абакумова Наталия Николаевна, Истомина Наталия Николаевна

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения в контексте иноязычной культуры, самоопределения личности и ее рефлексии.

Читать PDF

Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации

Шамионов Раиль Мунирович

В статье обсуждается проблема самоопределения личности как эффекта ее социализации.

Читать PDF

Социальное самоопределение работающих женщин: проблема диагностики и анализа

Курицына

В нашей стране происходит становление новых социально-экономических отношений, сопровождающееся появлением организаций, в которых предоставляются коммерческие услуги населению это туризм, рестораны, п

Читать PDF

Самоопределение личности в бизнесе: проблема типологического анализа

Иванова Наталья Львовна

vocabulary.ru

Самоопределение личности - Психология Дома Солнца

В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность- размерность "смыслового будущего" [М.М. Бахтин]. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального "Я", в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" [Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65].

С.Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: "всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)" [см. Рубинштейн "Проблемы общей психологии", М.,1973]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа "внутренних условий". Подчеркивается роль "внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, сама "специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия". Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом в этой детерминации.

К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой- Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [Абульханова-Славская "Деятельность и психология личности", М.,1989].

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия "личностное самоопределение" выступает категория "психосоциальная идентичность", разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном [Э.Эриксон "Идентичность: юность и кризис". М.,1996.]. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности. Иначе- происходит "размывание чувства своего "я", вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности [см. Пряжников "Психол. смысл труда",1997].

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других, за страну. Сегодня важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры - предпринимательской. А это закрывает возможность состояться человеку в профессиональном отношении. Это вызывает тревогу. Переходное состояние экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся в рыночные отношения стремится к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению "доходной" профессией, но зачастую нет необходимых личностных качеств. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

Сегодня наблюдается повышение престижа образования. Статистика показывает, что число абитуриентов, поступающих в российские вузы в последние несколько лет возрастает в арифметической прогрессии. В среднем в стране конкурс этим летом был 2,3 человека на место. Самыми популярными, по-прежнему, остаются театральные институты, конкурс в некоторые из них на актерские факультеты составил около 100 человек на место. Престижными считаются сегодня финансовые и юридические специальности: в столичные академии этих направлений поступало в 6 раз больше абитуриентов, чем они могли принять. Одновременно исследования института профтехобразования РАО показали, что до 25-30% учащихся к концу обучения теряют интерес к своей профессии, ведь на первых шагах профессионального самоопределения желания и стремления этих людей шли вразрез с их способностями, о которых они сами имели лишь приблизительное представление.

Рыночные же отношения характеризуются необходимостью приспособления к повышенной динамичности производства, возможной временной безработице, внезапной смены профессии и места работы. В этих условиях для специалиста необходимы профессионализм, высокая квалификация и отличное качество работы, а также он должен обладать для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда и такими личностными качествами, как целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, способность к риску и другими.

Главное - особенности переходной эпохи России отражаются и на. готовности человека самоопределяться. Именно профессионализм и компетентность будут определять положение как конкретных граждан в обществе будущего, так и отдельных государств. Именно поэтому требуется сегодня изменить социальные ценности и взгляд на экономику, чтобы сформировать новую позицию и поведение по отношению к природным ресурсам и человеческому труду. В решении данных проблем ведущее место - новым технологиям образования.

www.sunhome.ru

Понятие самоопределения в психологии

А.Н. Легун

Проблема самоопределения личности в психологии рассматривается через призму индивидуального жизненного пути, опыта личности. Это понятие наполняется различными смыслами, в зависимости от того, на какой аспект самоопределения направляет свое внимание исследователь. Выделяют следующие виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное. Стержнем самоопределение является постановка личностью жизненной цели и определения целей.

Ключевые слова: самоопределение; житейские личностное, социальное, профессиональное самоопределение; жизненный путь, цель; цель.

Проблема самоопределения личности в психологии рассматривается через призму индивидуального жизненного пути, опыта личности. Это понятие наполняется различного смысл в зависимости от того, на какой аспект самоопределения направляет свое внимание исследователь. Выделяют такие виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное. Стержнем самоопределения является постановка личностью жизненной цели.

Ключевые слова: самоопределение; жизненное, личностное, социальное, профессиональное самоопределение, жизненный путь; цель.

Актуальность. Самоопределение принадлежит к фундаментальным вопросам психологии самодетерминации и личностного выбора. Проблему самоопределения рассматривается в философии и художественной литературе как проблему свободы выбора и свободы личности.

Цель исследования состоит в выяснении понятия самоопределения в психологии.

Задача - проанализировать различные подходы к вопросу самоопределения, выяснить зависимость различных видов самоопределения от жизненной цели личности.

В зарубежных концепциях и теориях личности самоопределения рассматривается в контексте изучения жизненного пути человека. Осуществить свободный выбор - значит найти оптимальное соотношение между личными желаниями и возможностями, с одной стороны, возможностями и потребностями общества - с другой.

Так, А. Маслоу отмечал, что в творческой человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детской простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека есть истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для нее - это труд, целью которой является достижение совершенства в том, что она призвана сделать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда занимается своим развитием (Маслоу А., 1967). Очевидные аналогии с исследователями советской эпохи, которые считали труд не только источником социального влияния, но и творческого вдохновения. По нашему мнению, основной идеей, парадигмой восприятия труда как универсальной системообразующей единицы есть еще дарвинистские идеи девятнадцатого века, которые повлияли на развитие науки в целом в 20-м веке, и во многом влияют и сегодня.

Роджерс считал, что в основе осознаваемого либо не-осознаваемого выбора своего пути лежит соотнесение человеком своих желаний и стремлений. Сравнение "реального Я" и "идеального Я" позволяет индивиду актуализировать свой потенциал. Он отмечал, что, если индивид отказывается осознать значительную часть своего опыта, его творчество может быть патологической или социально вредной. Когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ее чувства осознаются, создано новое скорее будет творческим и для нее самой, и для других. Тенденция движения вперед реализуется только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, проверки своих гипотез, различения ней прогрессивной и регрессивной поведения (Роджерс К., 1979).

Е. Эриксон, описывая кризис, характерную для юношеского возраста, вводит понятие "идентичность", которое можно рассматривать как аналог понятия "самоопределение". Он понимает идентичность как тождественность самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность - это чувство достижения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Поиск идентичности (самоопределения), на его взгляд, не может осуществляться изолированно своим внутренним взором вглубь самого себя. Наряду с собственной идентичностью, личность формирует групповую идентичность, воспринимая и сравнивая себя со значимыми другими. Эриксон считает, что если молодой человек успешно справилась с поиском идентичности, то у нее появляется понимание кто она, где находится и куда идет. Кризис идентичности часто характеризует неспособность определить дальнейший жизненный путь, пассивное ожидание, продолжение детства (Эриксон Э., 1996).

Хорни отмечает, что для удовлетворения своих стремлений, иногда навязываемых общественными шаблонами, человек уже с детства вырабатывает основные стратегии, или личностные ориентации на других людей: движение к людям, движение против людей, движение от людей (Хорни К ., 1993).

Адлер впервые использовал термин «жизненный стиль личности", по своему содержанию близок к понятию "самоопределение". Жизненный стиль личности он рассматривает как то, что человек адресует мира и самой себе: ее цель, направленность, устремления и те подходы, которые она использует для решения жизненных проблем.

Адлер отмечал, что человек активно стремится одних переживаний и избегает других, избирательно превращает и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны взаимодействия с миром. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире, по существу, являются творческими актами (АдлерА., 1997).

Понимание самоопределения в витчизняний психологической науке опирается на идею Л.С. Выготского о том, что изменение собственного поведения является фундаментом человеческой психики и сознания: субъект проявляется в том, что он делает и как творит. Поэтому он является тем, чем его сделала собственная деятельность, а по направлению его деятельности можно направлять и формировать его самого (Вы-готский Л.С., 1983). Мы не можем подчеркнуть, что современная психологическая литература прикладного направления из категории "сделай свою жизнь лучше" наполнена правилами и советами изменить сначала себя - и тогда мир вокруг изменится. Изменения нужно начинать с позитивного мышления и, почти за Выготским, позитивных действий.

Основываясь активную преобразовательную функцию субъекта, в том числе преобразование сознания, мышления, С.Л.Рубинштейн рассматривает проблему самоопределения в свете выдвинутого им принципа детерминизма - "внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия". Ученый показал, что ключевым моментом в понимании феномена самоопределения является взаимодействие человека с окружающим миром. Отношение человека к самому себе, которое является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от того, как сам человек относится к окружающим и окружающие к ней. Такая активность характеризует человека как субъекта жизни.

Проблема самосознания, по С.Л.Рубинштейн, прежде всего, проблема определения своего образа жизни. Обобщая, можно выделить два способа существования человека: первый - это жизнь, которая не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека на более высокий уровень, связанный с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

С.Л.Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Личность активно строит условия своей жизни и свое отношение к нему. Ответом на вопрос, насколько достойным была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор. Жизненный путь человека не сводится к ее биографии, потому что история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Такая личность и является субъектом собственного жизненного пути, активным творцом своей жизни (Рубинштейн С.Л., 1986).

К.О.Абульханова-Славская обосновала принцип изучения личности с т.н. способа ее существования, получило название принципа життедияльнисних взаимоотношений личности (Абульханова-Славская К.А., 1991). Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление человека занять определенную позицию в жизни. К.А. Абульханова-Славская объединяет в понятии "жизненный путь человека" такие явления, как жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, "линия жизни"), талант и жизненный опыт. Жизненный путь личности имеет единые для всех людей измерения, аспекты, проблемы, но способ их решения и воплощение глубоко индивидуален. Она вводит понятие "жизненное самоопределение" и понимает его как выбор жизненного стиля и образа жизни человека, предполагает высокую степень воли выбора и диапазон маневра. Автор указывает, что жизненный путь не тождествен профессиональном, но они образуют систему, в основе содержит в себе профессиональный путь. Все-таки жизненный путь без любимой профессионального дела лишен смысла для многих людей.

Жизненное самоопределение заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решений к настоящему выбора, настоящего самоопределения. Оно предполагает умение принимать решения и действовать на основе сознательно принятого решения. Исследовательница подчеркивает, что от того, как складывается система отношений, зависит самоопределение и общественная активность личности. Личность проходит три уровня становления. Первый выходной уровень определяется "невиокремленистю" личности с ходу событий жизни и изменения его условий ". На следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться относительно событий, происходит стабилизация личностных качеств. Третий уровень связан с самоопределением собственной жизни, он менее подвержен влиянию обстоятельств. На последнем, четвертом, уровне личность выступает как субъект жизнедеятельности, для которой характерно знание о том, чего она хочет, о своих возможностях в преодолении социальных обстоятельств [1].

Итак, в своем движении человек переходит от стихийного способа жизни к такому, который она определяет сама. Суть этого определения в выборе условий, в выборе образования, той профессии, которые максимально соответствовали бы особенностям личности, ее желанию, способностям в построении соответствующей стратегии жизни.

По мнению К.А. Абульханова-Славская, можно выделить три основных признака жизненной стратегии: выбор образа жизни, разрешения противоречия «хочу - имею" и создание условий для самореализации и творческий поиск. Автор считает, что личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой "порог" удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие дела. "Эта способность личности переключать свои жизненные устремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью" [1]. С одной стороны, нельзя не согласиться с автором, что только человек, который не зациклен на материальном, проживает творческое насыщенную жизнь. С другой - упоминается пирамида Маслоу, в которой постулируется мысль о том, что человек начинает самоактуализовуватись, когда в н?? Й прежде всего удовлетворены базовые, в том числе и материальные потребности. На сегодняшний день появилось много популярной психологической литературы вроде "Как стать богатым", и эта литература пользуется большим спросом. Это можно объяснить рядом причин: во-первых, постсоветский человек имеет возможность читать, анализировать, размышлять о богатства-бедности, что было не очень удобной темой в советское время в период всеобщего равенства или, точнее, общей бедности. Во-вторых, стремительные изменения социального устройства выделили как очень богатый, так и очень бедный слой населения, так что мы воочию видим, что "богатство рядом". В-третьих, подрастает молодое поколение, более прагматично и рационально относится к жизни и среди ценностей этого поколения богатство, деньги занимают далеко не последнее место. Поэтому вопрос, можно жить насыщенной, творческой жизнью в бедности, остается открытым для обсуждения и философского осмысления. Со своей стороны можем добавить, что в нашем исследовании ценностных ориентаций, осмысления себя, смысла жизни после 2008 года появилось много ответов, что люди видят смысл своей жизни в материальном благополучии, в обеспечении своей семьи.

Как зазначлося выше, понятие "самоопределение" употребляется в разных значениях - личностное самоопределение, жизненное самоопределение, социальное самоопределение, профессиональное самоопределение. Именно такие виды самоопределения представлены в концепции профессионализма А.К.Маркова [4].

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.

Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к соответствующей сфере общественных отношений и определенного социального круга, соотнесение себя с некоторым кругом профессий.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых определенным человеком) критериев профессионализма: просто принадлежность к профессии или получения специального образования, соответственно и оценки себя из этих позиций.

А.К.Маркова считает, что жизненное самоопределение как выполнение человеком своего назначения лежит в основе других видов определения себя и начинается с первого дня жизни. Жизненное самоопределение проявляется в различных сферах жизнедеятельности: в профессиональной, учебной, семейной и др.. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека (Марков, 1996). Исследовательница выделяет признаки, этапы любого самоопределения:

выяснения человеком собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей

выбор критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета координат на основе системы идеалов, ценностей: что нужно для социума, чего от меня ждут, какие из этих требований социума я принимаю для себя

определения своих имеющихся на сегодняшний день качеств, которые отвечают необходимым нормам, принятие или непринятие себя: отвечаю я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать, которая сегодня моя личность т.д.

предсказания своих завтрашних потенциальных качеств, которые отвечают необходимым нормам, принятие или непринятие себя в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, какой могу стать личностью, профессионалом

построение своих целей, планов (близких, средне-отдаленных, удаленных) для развития в себе необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я действовать

просмотр человеком применяемых критериев и оценок

пересамовизначення - человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может повторяться.

Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамовизначення, изменения ценностей) человека являются внешние изменения, которые она осуществляет в своей жизни - меняет профессию, круг знакомых, образ жизни и др.. [4].

Итак, стержнем жизненного самоопределения является выбор личностью, формирующейся жизненных целей. Жизненная цель - это главный мотив в общей иерархии мотивов, побуждающих человека к действию. Можем предположить, что способность к изменению жизненного пути, цели зависит от пластичности-ригидности психики, определенным образом зависит от врожденных особенностей скорости психических процессов и от возраста человека. Недаром шестнадцатилетняя человек не видит для себя ограничений в собственной самореализации, - дайте мне точку опоры и я переверну весь мир, - это девиз тинейджеров. С возрастом происходит коррекция жизненных планов, замыслов, самовосприятия и самоопределения в сторону приближения к реальной жизни, как правило, масштабы замыслов уменьшаются. Поэтому человек среднего или пожилого возраста должна адекватно воспринимать себя и свои возможности и не посягать на что-то величественное или необычное. К счастью, история развития человечества приводит и противоположные примеры: люди, которые не ограничивают себя ни временем, ни пространством, ни другими общественными условностями достигают результатов в любом (в том числе и почтенном) возрасте. Важным фактором, который противостоит инволюции психических процессов, есть творческая деятельность. История науки и искусства знает немало примеров продуктивного творчества после семидесятилетнего возраста. Например, Жан-Батист Ламарк, Галилео Галилей, Иван Павлов, Виктор Гюго, Бернард Шоу, Лев Толстой и другие. Психологическими факторами интеллектуальной активности человека в старом возрасте является широта интересов, стремление к самореализации, передачи следующему поколению жизненного опыта. Чем масштабнее личность, тем более выражена ее направленность на будущее, социальный прогресс. Нельзя пройти мимо и нашего современника Уильяма Стайга, автора сказки «Шрек», по мотивам которой был снят серию голливудских мультипликационных шедевров. Интересно, что Стайг начал писать книги, когда ему стало далеко за шестьдесят, детского любимца Шрека создал в восемьдесят три года.

К сожалению, среднестатистический гражданин верит в то, что психические функции с возрастом угасают, период творчества прошел, жизненная цель не должна выходить за рамки, принятые в данном обществе, то есть демонстрирует отчетливые признаки ригидности психических процессов, и жизнь подтверждает его правоту.

Среди многочисленных подходов к проблеме самоопределения можно выделить подход, к которому обращаются чаще, чем к другим. Это модель российского современного психолога М.Р.Гинзбурга, в которой самоопределение рассматривается как феномен ценностно-смысловой природы, оно является активным определением своей позиции по социально-значимых ценностей, к условиям жизнедеятельности в обществе. По М.Р.Гинзбургом, самоопределение характеризуется занятием активной позиции, которая имеет ценностно-смысловую природу [3].

Исследователь выделяет жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действия - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение (Гинзбург М.Р., 1996).

М.Р. Гинзбург считает, что психологическое настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Он рассматривает вертикальную и горизонтальную систему координат по психологического настоящего. Вертикальной составляющей считает самосознание, то есть ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальную составляющую психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, относит к самореализации, т.е. реального действия по воплощению ценностей и смыслов в различных видах деятельности.

Аналогично выделены психологические пространства для прошлого и будущего. Частности прошлое, что существует как "опыт", по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании. Согласно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлены мнимой проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной - конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами.

На основании этого М.Р.Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения: гармоничное, стагнирующее, беззаботное, бесперспективно, отрицательное, защитное, фантазийная, прагматическое, гедонистическое, зависящее, бездуховное, пассивное, невротическое, праздное, отсроченное [3]. Как видим, из пятнадцати предложенных автором типов самоопределения только гармоничное идеален, все остальные должны судьбу девиаций. Хотя, по нашему мнению, каждый индивид в процессе саморазвития переходит из одного типа самоопределения на другой, на каких этапах может застревать, но личностный саморазвитие ассоциируется все-таки с гармоничным самоопределением.

Изучение жизненного пути личности невозможно без учета личностной организации времени: именно личность объединяет в себе прошлое, настоящее и возможное будущее. Т.М. Березиной на основе анализа прошлого и настоящего положен принцип соотнесения осознанных и неосознаваемых особенностей личностной организации времени, разработана специальная методика, позволяющая воссоздать жизненный путь личности в виде ряда мысленных образов прошлого, настоящего и возможного будущего [2].

Украинская исследовательница Т.М.Титаренко рассматривает время как ткань реальности, касается психической жизни человека и образует его суть. "Сознание равнозначна памяти, и наше прошлое всегда с нами, обогащаясь по мере старения" [6, с.43]. Современный человек перегружен материальным фактором, но это противоречит человеческой природе, противостоит индивидуальности, притормаживает творческое начало.

Современные ученые все активнее исследуют организацию времени, временную перспективу, траспективу. Изучают жизненный хронотоп человека, строят личностные типологии, исследуют не только собственное представление, но и отношение, оценку успешности-неуспешности собственной жизни.

Итак, в отечественной и зарубежной психологии проблему самоопределения личности рассматривается в контексте исследования жизненного пути человека. Накоплен определенный теоретический и эмпирический багаж в разработке вопросов жизненного и профессионального пути личности. Понятие "самоопределение" наполнено различными авторами различным содержанием и употребляется сегодня в широком диапазоне значений - от принятия жизненно важных решений в одноактных поступков. Всего феномен самоопределения характеризуется исследователями как способность личности решать проблемы, которые стоят перед ней в определенном промежутке времени, основанием для принятия решений является осознание собственных убеждений, мотивов, ценностей. Малоисследованными остаются структурные элементы самоопределения: личностное, жизненное, социальное, профессиональное, организация их в открытую систему, самоорганизующейся.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни /К.А.Абульханова-Славская. - М., 1991.

Березина Т.Н. Многомерная психик??. Внутренний мир личности /Т.Н.Березина. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 320 с.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения /М.Р.Гинзбург //Вопросы психологи. - № 3. - 1994.

Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К.Мар-кова. - М: Международный гуманитарный фонд «Знание»,

1996.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. - М., 2003.

Титаренко Т.М. Жизненный мир личности в пределах и за пределами обыденности /Т.М.Титаренко. - М.: Просвещение, 2003. - 376 с.

Self-determination is one of the fundamental concepts of psychology. Vital self-determination consists in transition from spontaneous impulsive decision-making to real self-determination. In their development individuals advance pass from spontaneous way of the life to that they choose themselves.

Key words: Self-determination; self-determination; vital, personality, social, professional self-determination; vital way; purpose.

Пошук по ключовим словам схожих робіт:

www.info-library.com.ua