Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
dic.academic.ru
характеристика активных психических процессов, к-рые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом, его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и т. п. Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковой контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. Эти явления — побочный продукт сознательной деятельности, и они включают в себя психические процессы, не задействованные прямо в осмыслении тех объектов, на к-рых сосредоточено внимание человека в данный момент. Об идеалистических толкованиях понятия “П.” см. Бессознательное, Фрейдизм.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
в психологии термин для обозначения совокупности психич. процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредств. субъективного опыта. Термин "П." (Unterbewu?tsein) впервые появился в Philosophische Aphorismen Э. Платнера (1776). П. выступает часто как синоним бессознательного, причем сам этот терминологич. дуализм отражает двойств. трактовку П., обозначающего как св-ва психич. процессов, так и сферу действия бессознат. явлений, особую область психич. аппарата (П. как психич. субстанция). Более спец. значение термин "П." приобретает в рамках отд. филос. и психологич. теорий (Мортон Принса, М. Дессуара, М. Шелера и др.). В физиологистич. теориях П. отождествляется с физиологич. механизмами поведения; при этом обычно обращаются к простейшим формам П., в к-рых прослеживаются каузальные связи с биологич. процессами, и игнорируют более развитые психич. феномены П. Зарождение общей идеи о П. восходит к учению Платона об анамнезе – познании-воспоминании, из к-рого непосредственно следовало представление о наличии в душе скрытых знаний, о к-рых сам человек может ничего не подозревать ("Менон"). Идея П. довольно четко выражена у Августина (Исповедь, X, 8). Область воспоминаний он сравнивает с необозримым внутр. помещением, границ к-рого человек не в силах достичь. В ср. века представление о П. выступает в традиции платонизма и нередко в смутных мистифициров. формах в учениях мистич. толка, связывавших идею бога с глубиной человеч. существа ("царство божие внутри нас"). X. Вивес первым в новое время указал на роль психич. ассоциаций как на способ открытия бессознательно воспринятых идей; позднее это было широко использовано романтизмом как основание для установления источника поэтич. интуиции (П. П. Рихтер, Герлер, Новалис), а также в системах Шопенгауэра и Ницше. Однако развитие подобных зачаточных представлений затормозилось в период господства картезианства, расчленившего сферы материи и духа и отождествившего последний с сознат. мышлением. В попытках преодоления картезианского дуализма П. начинают рассматривать как звено, соединяющее обе сферы. В системе Лейбница уже содержится четкое представление о роли П. в сфере восприятия и процесса познания. Обычные восприятия, по Лейбницу, представляют собой сумму бесчисленных малых бессознат. перцепций, наши осознанные представления – "острова, поднимающиеся из океана темных перцепций". Кант, продолжая эту линию, писал о существовании области восприятий и чувств, к-рых мы не осознаем, хотя и можем прийти к выводу об их существовании; это – "... т е м н ы е представления в человеке, число которых безгранично, тогда как ясные представления занимают бесконечно малое место. На огромной карте нашего духа существует как бы лишь несколько освещенных точек" ("Антропология", см. Werke, Bd 7, В., 1907, S. 135). Развернутое учение о П. дал нем. философ и психолог Г. Карус, для к-рого П. – ключ к объяснению явлений сознания (см. С. G. Carus, Psyche, Pforzheim, 1846). У Каруса проступают уже черты своего рода культа П. Овладение силами П. мыслится как путь к освобождению человека. Высшим пунктом филос. идеалистич. интерпретации П. явилась система Э. Гартмана ("Философия бессознательного", 1869, рус. пер., М., 1873–75), где бессознательное возводится в ранг универс. метафизич. принципа, соединяющего бессознат. волю с бессознат. идеей. Гартман насчитывает уже 26 аспектов П., охватывающих не только область духа, но и процессы органич. жизни. На основе концепции бессознательного Гартман "психологизирует" материю, приходя в конечном счете к панпсихизму. Ф. Брентано (1874) и следовавший за ним Гуссерль начинают новую линию в интерпретации П., отождествляя его с интенциональным. Параллельно с этим возрастает роль П. в психологич. концепциях. Гербарт (1824) говорит о бессознат. "идеях", т.е. представлениях, "населяя" П. активными психич. агентами, представляющими те или иные жизненные тенденции. Он вводит динамич. характеристику П. Несовместимые идеи способны вступать в конфликт друг с другом, причем более слабые изгоняются из сознания. Изгнанные из сознания идеи, однако, не теряют своих динамич. св-в и продолжают активно воздействовать на сферу сознания. В принципе такую же позицию занимал и Ф. Бенеке, различавший потенциальные и актуальные состояния психики. Фехнер вводит понятие порога сознания и концепцию психич. энергии. Ему принадлежит известная метафора о душе как айсберге, большая часть к-рого скрыта под водой и к-рый управляется подводными течениями. К тому же направлению примыкают работы Гельмгольца о бессознат. мыслит. операциях (бессознат. заключение по аналогии). Вундт в ранних работах полагал, что психич. деятельность, как правило, вообще бессознательна и осознается лишь в связи с ее нарушениями благодаря сопротивлениям и конфликтам. Несмотря на большое число подобных работ, представления о П. оставались в психологии довольно неопределенными, поскольку не было установлено позитивное содержание понятия и определение давалось чисто негативно (отсутствие сознания), а резкое качеств, различие двух форм психич. деятельности не проводилось. Новый стимул в изучении П. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии были разработаны специфич. методы воздействия на П. Первым методом такого рода явился гипноз, использование к-рого в медицине начинается в конце 18 в. с опытов Месмера, но на серьезной науч. основе этот метод стал применяться лишь в 19 в. франц. психиатрич. школой (Шарко, Либо, Бернхейма и др.). Работы Шарко в области истерии показали, что истерич. симптомы имеют часто психич. источник (самовнушение, истерич. мифология). Это также приводило к выводу о существовании психич. деятельности патогенного характера, не осознаваемой пациентом и отличной от сознательной. С помощью техники гипноза, разработанной нансийской школой Бернхейма, стало возможно демонстрировать путем эффектных опытов воздействие П. на сознат. действия (особенно в опытах с постгипнотич. внушением). Исходя из этих представлений, Жане трактовал бессознательное как продукт слабости сознат. "Я", результат психич. диссоциации, наступающей при ослаблении координац. способности сознания, напр. в результате болезни. П. здесь выступало как продукт своего рода психич. деградации (П. Жане, Психич. автоматизм, Р., 1889, рус. пер., М., 1913). Значительно дальше Жане пошел в разработке теории П. Фрейд, первоначально также исходивший из работ франц. психиатрич. школы. Фрейд прежде всего установил существование прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера. Последние изгоняются из сознания под действием особого защитного механизма сознания, названного вытеснением. П. и есть та особая психич. область, все элементы к-рой пребывают в состоянии вытеснения. Если вытеснение не было полным, наступает частичное "возвращение вытесненного", результатом чего оказываются компромиссные образования – симптомы, следствие частичного прорыва П. в сферу сознания. Психич. нарушения рассматриваются как результат динамич. взаимодействия сознат. и бессознат. психич. сил, результат внутрипсихич. конфликта. Способ существования П. мыслится в духе гербартианской психологии идей или дискретных психич. единиц, наделенных различным количеством психич. энергии. Последняя в сфере П. легко перемещается на др. идеи или представления. Так, страх перед к.-л. внешним авторитетом преобразуется в фобию животных, играющую здесь роль замещающего представления (таково, по Фрейду, и происхождение тотемизма). Фрейд называет П. первичной психич. реальностью в том смысле, что оно способно детерминировать сознат. поведение. В то же время по отношению к сознанию это нечто объективное, к-рое должно изучаться, как и др. явления внешнего мира. П. – сфера детерминации сознат. поведения, определяемого объективными силами, в конечном счете – биологич. потребностями индивида. Бессознат. идея, чтобы достигнуть сознат. уровня, должна быть вербализована. Поэтому невозможно воспоминание инфантильного опыта, имевшего место до развития языка. К собственно бессознательному относятся продукты вытеснения и инфантильный опыт, не поддающийся вербализации, как осн. форме осознания. Выявление бессознательного требует особых технич. приемов (техника психоанализа) и связано с преодолением барьера сопротивления. Выдвинутая Фрейдом гипотеза о строении психич. аппарата (окончательно сформулированная в работе "Бессознательное", 1915) получила название "топографической", поскольку П. рассматривается в ней как некое внутрипсихич. пространство или "помещение". В дальнейшем в работах Фрейда 20-х гг. она претерпела серьезные изменения: как бессознательное стало рассматриваться не только вытесненное, но и сам процесс вытеснения, а также ряд др. психич. процессов (сублимация, регрессия, реактивное образование и др.). В этих условиях П. уже не могло рассматриваться как субстанция, а оставалось лишь как одно из качеств, присущих разнородным психич. процессам. Послефрейдовские теории П. или развивали отд. стороны его учения, или противопоставлялись ему. Первая попытка радикального пересмотра этого учения принадлежит А. Адлеру, выдвинувшему принцип психич. компенсации, исходя из к-рого он пытался представить всю психич. деятельность как результат борьбы (на бессознат. уровне) "чувства неполноценности" и "воли к власти". Юнг полагал, что за личным бессознательным простирается более глубокий слой сверхличного или коллективного бессознательного. Первое способно усваиваться сознанием в процессе развития или "индивидуации"; напротив, второе чужеродно сознанию и может восприниматься лишь в форме образов-символов, или архетипов. Оно "демонично", т.к. способно врываться в сознание, затопляя его и вызывая психич. заболевания. Его типичные проявления – мифология, и религ. символы, напр. ангелы, буддийская мандала, "царство света" гностиков, "небесная иерархия" и т.д., что придает ему определенно мистич. оттенок. С др. стороны, лидер неофрейдизма Фромм выдвинул концепцию социального бессознательного, связующего звена между социально-экономич. структурами общества и сознат. представлениями индивида. Социально бессознательное, по определению Фромма, есть область вытеснений, присущих большинству членов данного общества. Каждое общество определяет, каким мыслям и чувствам разрешено достигать сознат. уровня, а какие столь опасны для его функционирования, что должны подавляться. Наряду с этим Фромм допускает индивидуальное бессознательное, включающее материал, вытесненный в силу индивидуальной жизненной ситуации. Содержание бессознательного определяется только структурой общества, и никакие обобщения здесь невозможны. Так, у каннибалов вытесняется отвращение к поеданию человеч. мяса, идущее вразрез с установками племени. В крайне регрессивных обществах, напр. в фашистском, многие примитивные влечения осознаны, а все стремления подняться над животным уровнем подавлены. Подавление части человеч. опыта определяет иррацион. аспекты данного общества. Те провалы в сознании, к-рые возникают при этом, заполняются формами ложного сознания или идеологии. В конечном счете различия теорий Фрейда, Юнга и Фромма определяются различием их общеисходных филос. установок, взглядом на человеч. природу, с к-рой учение о П. связывается самым тесным образом – т.е. биологич., метафизич. и социальной концепцией человека. Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 – Бессознательное, СПБ, 1914; Суханов С., Подсознательное и его патология, "Вопр. филос. и психол.", 1915, кн. 128, с. 362–77; Фрейд З., Бессознательное, в его сб.: Основные психологии, теории в психоанализе, М.–Л., 1923, с. 125–59; Millеr J., Unconsciousness, N. Y., 1942; Вrun J., La conscience et l´inconscient. Textes choisis, [P., 1955]; Mac Intyre ?., The unconscious. A conceptual analysis, L.–N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, "Annals of the New York Acad. of Sciences", 1959, v. 76, art. 4, p. 1066–81; Whyte L., The unconscious before Freud, N. Y., [1960]; Laplanche J., Leclaire S., L´inconscient. Une ?tude psychanalytique, "Les Temps Modernes", 1961, v. 17, No 183, p. 81–129; Filloux J.-C., L´inconscient, P., 1961; ?hrenzweig A., Unconscious mental imagery in art and science, "Nature", 1962, v. 194, No 4833, p. 1008–12; Edel ?., The concept of the unconscious: some analytic preliminaries, "Philosophy of Science", 1964, v. 31, No 1, p. 18–33; Martin M., The explanatory value of the unconscious, там же, v. 31, No 2, p. 122–32; Whallon R. ?., Unconscious mental events, "Philosophy and Phenomenological Research", 1965, v. 25, No 3, p. 400–03. Д. Ляликов. Москва.
Оцените определение:
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
terme.ru
Эти термины употребляются часто и, вроде бы, все понимают, о чём идёт речь. Например, «упал — потерял сознание, очнулся — гипс», как говорил Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука». То есть потерял возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать её, руководить своими действиями. А что говорит научное определение?
Например, из Википедии. Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Философское определение. Созна`ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Мне эти формулировки нравятся не очень. Ведь любое определение должно описывать некоторое явление так, чтобы можно было точно сказать — оно отражает суть происходящего. Необходимо сформулировать — понятие.Понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом; это понимание сущности вещи или явления. Давайте подумаем вместе.
В первом определении, сознание — это форма психического отражения, во втором — состояние психической жизни. Понятно, что форма должна что-то содержать, а именно это самое психическое отражение действительности, но правда ли что это застывшая форма, а не постоянный процесс изменения форм? Верно ли, что сознание — это состояние психической жизни, те есть пребывание в каком-либо положении, но относительно чего? Каких координат? Как видим, определение понятия «сознание» не совершенно, как, впрочем, и любое другое определение.
Попробую дать своё определение понятия «сознание». Не претендую, что оно будет лучшим, но для понимания, думаю, может быть полезным. Итак. Сознание человека — процесс психического отражения объективной реальности, выраженный, в изменяющихся в процессе развития, субъективных моделях восприятия окружающей действительности. Подробнее. Сознание человека не статично, оно меняется, поэтому можно говорить о процессе психического отражения. Данный процесс приводит к созданию моделей восприятия окружающей действительности, которые также не статичны, изменяются по мере развития человека, переосмысления прошлого опыта, его обобщения. Модели восприятия окружающей действительности весьма субъективны и уникальны для каждого человека, выражены в форме образов, ощущений, звуков, и через речь, могут быть воспроизведены вербально, однако с большими искажениями, обусловленными ограниченностью возможности языка точно отображать внутренний мир человека. Ф. И. Тютчев догадывался об этом, и точно сформулировал в стихотворении — «Silentium!». Как сердцу высказать себя?Другому как понять тебя?Поймет ли он, чем ты живешь?Мысль изреченная есть ложь.
О сознании написаны тома научной литературы, некоторые учёные считают изучение сознания главной задачей психологии. Л. С. Выготский писал: «Психология рассматривает даже самые сложные формы нашего сознания как особо тонкие и незаметные формы некоторых движений». И это правильно, но у меня всегда, когда читаю любую литературу, где рассматривается сознание, не важно научную или популярную, складывается впечатление, что в написанном больше вопросов, чем ответов. Например, о каких «незаметных формах некоторых движений» пишет Л. С. Выготский? Наверное, они есть, только, как бы измерить, описать, назвать, дать определение, и как это всё связано с сознанием? Поэтому кто хочет дополнить моё определение или растолковать Л. С. Выготского, у вас будет большая, серьёзная и увлекательная задача.
Бессознательное. Если с понятием «сознание» хоть как-то можно определиться, оставляя много вопросов и задач для новых исследований, то с понятием «бессознательное» совсем непросто. Я насчитал 12 определений, которые сообщают о принципиально разных явлениях. Думаю, если к ним прибавить ещё 8, взятых из эзотерической литературы, то станет ясно — единого понятия «бессознательное» не существует, что наводит на мысли, — а существует ли бессознательное? Попробуем разобраться.
Для начала некоторые определения.
1. Бессознательное — теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. (Психологический словарь)
2. Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. (Википедия)
3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии — вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т.е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз. (Энциклопедия «Кругосвет»)
Что общего в этих определениях? То, что они говорят о психических процессах, которые недоступны субъективному контролю. Правда третье определение ещё отождествляет термины «бессознательное» и «подсознание», считая это одним и тем же, а также утверждает, что для выявления бессознательных процессов нужно нечто особенное, например, гипноз. Однако первые два определения и начало третьего говорят, что, во-первых, есть некие психические процессы, во-вторых, на какой то момент времени над этими процессами отсутствует субъективный контроль. Но значит, этот контроль может быть или он должен всегда отсутствовать? И тогда бессознательное становится осознаваемым. Возьмём, например, ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Большинство моих ощущений находятся в бессознательном, то есть вне поля сознания, не доступны субъективному контролю. Я постоянно субъективно не контролирую все рецепторы, которые, так или иначе, посылают в мозг информацию, о прикосновении к чему-либо. Ноги стоят на полу, и я воспринимаю данный факт, ощущая холодный пол ступнями, но пока я не задумался об этом процессе психического отражения действительности через ощущения, то исходя их определения, этот психический процесс находился в бессознательном. Для того, чтобы вывести его на уровень сознания не нужно прибегать к гипнозу. Тогда, о каких психических процессах отражения говориться в определении? Если какие-то легко можно вывести на уровень сознания, как в приведённом примере, то какие психические процессы всегда остаются в бессознательном? Какие легко можно осознать? А, может быть, большинство психических процессов просто не осознаются в данный момент времени, но всегда могут быть осознаны просто волевым усилием, тогда они просто вне сознания, их нужно называть — внесознательные. Можно возразить, бессознательное — область, где происходят процессы, принципиально не доступные сознанию, без специальных способов доступа, например, гипноза. Тогда возникает встречный вопрос, а как стало понятно, что это область, где вообще что-то есть? Ну, в состоянии гипноза (изменённое состояние сознания) человек выдаёт иногда, с точки зрения другого человека, — бред, иногда, каким-то образом связанную информацию. Как понять, что это не игры сознания — просто в изменённом, заторможенном состоянии? Никто не нашёл в сером веществе такую область, которую можно как-то назвать, и сказать, — там хранится всё, что мы называем — бессознательное. И как точно различить подсознательное и бессознательное?
Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п.Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. (Википедия).
Подсознательное — психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недоступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.
Многие до сих пор употребляют термины «бессознательное» и «подсознательное» как синонимы. Действительно, исходя из определений, у них много общего. Это психические процессы, которые субъективно не осознаются в данный момент. Просто, чтобы добраться до бессознательно нужны специальные методы, а до подсознания можно, если хорошо постараться и сосредоточится. Часто приводят пример, молодой человек, глядя на форму гитары, подсознательно понимает, на что она похожа. То есть в сознании отражается форма, а в подсознании, путём несложных ассоциаций появляется женская фигура. Если молодой человек задумается, то скажет: «Да, вот чего мне в жизни не хватает, что у меня в подсознании на самом деле». Если же парень не признается, какие ассоциации вызывает силуэт инструмента, значит, он всё глубоко спрятал в бессознательное, и «расколется» только под гипнозом. А бывает ещё, что гитара — это просто инструмент и никаких подсознательных ассоциаций не вызывает, но чем больше воздержание, тем лучше молодой человек понимает, подсознание есть, и что собственно там есть.
Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание — это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное), — всё, что под водой. Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу.Виталий Пичугин.Ссылка на сайт nlplife.ru/ обязательна.
shkolazhizni.ru
- Термин "подсознания" из общей психологии Подсознание - некий термин обозначающий психофизиологические процессы, существующие без отображения их в сознании и в не зависимости от сознательного управления. Но, тем не менее, все эти подсознательные процессы в большей степени зависят как раз от сознательного восприятия человека окружающей среды.
- О психоаналитическом понятии "подсознания" Подсознание (бессознательное или неосознаваемое) - объединение психических процессов функционирующих с отсутствием субъективного контроля. Подсознательным считается всё, что не есть для человека объектом осознания. Термин "подсознательного(бессознательного)" в широкой степени используется в психологии, психиатрии, философии или в непризнанных науках изучающих всевозможные варианты привлечения успеха. Ну и, конечно, часто используется в этом блоге =)) Бессознательным также можно описать автоматические действия не контролируемые сознанием человека.
- "Подсознание" как хранилище всего что было, есть или будет Также подсознанием объясняется одна из функций нашей памяти автоматически и моментально записывать все, что с нами когда либо происходило или произойдет, в независимости от активности нашего сознания в определенные моменты. То есть, при правильном обращении в подсознательные каналы, каждый сможет вспомнить любые действия, события, предметы, мысли когда-либо возникающие на его жизненном пути. В подсознании хранится любая мелкая особенность этого мира, которая взаимодействовала с нашим энергетическим полем в той или другой степени. Например, все мы в состоянии вспомнить что было с нами десять, двадцать, тридцать лет назад. Вспомнить какую именно мысль в определенный момент осмысливали, какие запахи нас окружали, какие чувства преобладали в сознании и даже, например, то что происходило в этот момент вне нашего внимания. И если мы спим, все равно в подсознании откладывается все, что происходит вокруг нашего энергетического поля.
- Коллективное бессознательное В 1916 Карлом Юнгов введено такое понятие, как коллективное бессознательное - это подсознательная форма единая для всего общества как одного целого и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Главное отличие коллективного подсознательного от индивидуального заключается в том, что оно есть общим для разных слоев населения. Это пожалуй один из самых глубоких слоев скрытого бессознательного, которое ведомо на сегодняшний день. И на индивидуальном подсознательном уровне с коллективным бессознательным взаимодействует любое существо на планете. Для примера работы коллективного бессознательного приведу результаты одного интересного эксперимента, пересказать который я смогу с трудом, но надеюсь смысл будут ясен. В одно время на нескольких островах случился какой то природный катаклизм, который уничтожил практически весь урожай для местного животного мира. Это привело к тому, что обезьянам не было чем питаться и правительство, не помню какой страны=), решилось помочь животным. На острова выбрасывали картофель, которым в последствие и питались обезьяны. Картофель был сильно испачкан землей, что приносило некие неудобства для животных, но однажды, один из контейнеров, наполненный едой упал практически в воду и несколько обезьян поняли, что картофель можно мыть. В последствии этим методом пользовалась каждая обезьяна на этом острове, но самая главная фишка заключалась далеко не в этом, а в том, что в дальнейшем на каждом из оставшихся и ничем не связных между собой островах, животные одновременно начали поступать аналогично как и обезьяны с первого острова.
Это пожалуй и все из самых важных моментов создающих некую основу, некий образ подсознания. Но очень важно понимать, что в независимости на каком этапе человек находится или чем занимается, его подсознание всегда бодрствует и воспринимает громадное количество разнообразной информации, даже если вы её ему сознательно не снабжаете. Почти все люди не придают этому значения, но этот поток информации сильно сказывается на бессознательных процессах. И он может быть как негативный так и позитивный (созидающий). С одной стороны это не приятно, когда ваше подсознание постоянно корректируется без вашего вмешательства, но, когда посмотреть с другой стороны, это можно использовать как большое преимущество, если понять в чем суть. А суть в том, что наверняка вы постоянно смотрите любимые телевизионные передачи, слушаете некую музыку, смотрите определенные фильмы, несознательно и сознательно прислушиваетесь к общественному мнению, читаете какие-то газеты и журналы, используете в своей речи слова не задумываясь о их значении, постоянно общаетесь с определенным кругом друзей и знакомых. А теперь я вам открою не такой уж и тайный секрет: приблизительно в 96% людей планеты все эти источники, которые я перечислил чуть выше, находятся на неком негативном уровне. Этому населению присущи либо полный неуспех, либо небольшие проявления его. В остальных же 3-4% населения Земли поток информации совершенно другой, более позитивный и более созидающий. У этих людей находятся 97% всех денег и они либо успешные, либо очень успешные. Простыми словами, если большинство из поступающей информации будет позитивной и с оттенками успеха, изобилия, возможностей, то убеждения и подсознательные программы буду формироваться в этом направлении. Если же наоборот большинство из этой информации будет нести в себе негатив, страхи, беспомощность, жалования на жизнь, тревоги, бедность, проигрыши и катастрофы, то соответственно подсознание будет работать на привлечения еще больше всего этого в вашу жизнь. А теперь вспомните как мало полезного и позитивного на телевидение. Как мало в вашей жизни позитивных и успешных друзей говорящих не о проблемах, а о победах и успехе. Как много в общественном мнении разговоров о проблематичной политике, о неудачах, о незначительности человека и его болезнях, о проблемах и недостатках, тому подобное. И что из этого ваше, ВЫБИРАТЬ ТОЛЬКО ВАМ!
На этом я закончу научное и столь сложное описание подсознательных процессов. Но в дальнейшем будет еще больше полезных и более простых статей о методах развития и коррекции нашего бессознательного. О важности подсознания в психологии успеха, о его проявлении в нашей повседневной жизни и безграничной силе. Ну а если вы уже сейчас хотите сделать подсознание своим сильным союзником и помощником, то советую посетить еще одну полезную статью, где рассказывается о эффективных методах аудио-коррекции подсознания: КОРРЕКЦИЯ ПОДСОЗНАНИЯ
Читайте также:- Перестать жаловаться на жизнь- Ник Вуйчич - человек, который изменил мир- Как мотивировать подчиненных- Как достичь успеха- Существует ли Судьба
vkus-uspexa.ru
Что такое сознание, бессознательное, подсознательное. О чём речь?Автор: В. Пичугин Эти термины употребляются часто и, вроде бы, все понимают, о чём идёт речь. Например, «упал – потерял сознание, очнулся – гипс», как говорил Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука». То есть потерял возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать её, руководить своими действиями. А что говорит научное определение?Например, из Википедии. Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Философское определение. Созна?ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Мне эти формулировки нравятся не очень. Ведь любое определение должно описывать некоторое явление так, чтобы можно было точно сказать – оно отражает суть происходящего. Необходимо сформулировать – понятие. Понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом; это понимание сущности вещи или явления. Давайте подумаем вместе. В первом определении, сознание – это форма психического отражения, во втором – состояние психической жизни. Понятно, что форма должна что-то содержать, а именно это самое психическое отражение действительности, но правда ли что это застывшая форма, а не постоянный процесс изменения форм? Верно ли, что сознание – это состояние психической жизни, те есть пребывание в каком-либо положении, но относительно чего? Каких координат? Как видим, определение понятия «сознание» не совершенно, как, впрочем, и любое другое определение. Попробую дать своё определение понятия «сознание». Не претендую, что оно будет лучшим, но для понимания, думаю, может быть полезным. Итак. Сознание человека – процесс психического отражения объективной реальности, выраженный, в изменяющихся в процессе развития, субъективных моделях восприятия окружающей действительности. Подробнее. Сознание человека не статично, оно меняется, поэтому можно говорить о процессе психического отражения. Данный процесс приводит к созданию моделей восприятия окружающей действительности, которые также не статичны, изменяются по мере развития человека, переосмысления прошлого опыта, его обобщения. Модели восприятия окружающей действительности весьма субъективны и уникальны для каждого человека, выражены в форме образов, ощущений, звуков, и через речь, могут быть воспроизведены вербально, однако с большими искажениями, обусловленными ограниченностью возможности языка точно отображать внутренний мир человека. Ф.И. Тютчев догадывался об этом, и точно сформулировал в стихотворении - «Silentium!». Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. О сознании написаны тома научной литературы, некоторые учёные считают изучение сознания главной задачей психологии. Л. С. Выготский писал: «Психология рассматривает даже самые сложные формы нашего сознания как особо тонкие и незаметные формы некоторых движений». И это правильно, но у меня всегда, когда читаю любую литературу, где рассматривается сознание, не важно научную или популярную, складывается впечатление, что в написанном больше вопросов, чем ответов. Например, о каких «незаметных формах некоторых движений» пишет Л.С. Выготский? Наверное, они есть, только, как бы измерить, описать, назвать, дать определение, и как это всё связано с сознанием? Поэтому кто хочет дополнить моё определение или растолковать Л.С. Выготского, у вас будет большая, серьёзная и увлекательная задача. Бессознательное. Если с понятием «сознание» хоть как-то можно определиться, оставляя много вопросов и задач для новых исследований, то с понятием «бессознательное» совсем непросто. Я насчитал 12 определений, которые сообщают о принципиально разных явлениях. Думаю, если к ним прибавить ещё 8, взятых из эзотерической литературы, то станет ясно - единого понятия «бессознательное» не существует, что наводит на мысли, - а существует ли бессознательное? Попробуем разобраться. Для начала некоторые определения. 1. Бессознательное — теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. (Психологический словарь) 2. Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. (Википедия) 3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии — вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т.е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз. (Энциклопедия «Кругосвет») Что общего в этих определениях? То, что они говорят о психических процессах, которые недоступны субъективному контролю. Правда третье определение ещё отождествляет термины «бессознательное» и «подсознание», считая это одним и тем же, а также утверждает, что для выявления бессознательных процессов нужно нечто особенное, например, гипноз. Однако первые два определения и начало третьего говорят, что, во-первых, есть некие психические процессы, во-вторых, на какой то момент времени над этими процессами отсутствует субъективный контроль. Но значит, этот контроль может быть или он должен всегда отсутствовать? И тогда бессознательное становится осознаваемым. Возьмём, например, ощущение - построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Большинство моих ощущений находятся в бессознательном, то есть вне поля сознания, не доступны субъективному контролю. Я постоянно субъективно не контролирую все рецепторы, которые, так или иначе, посылают в мозг информацию, о прикосновении к чему-либо. Ноги стоят на полу, и я воспринимаю данный факт, ощущая холодный пол ступнями, но пока я не задумался об этом процессе психического отражения действительности через ощущения, то исходя их определения, этот психический процесс находился в бессознательном. Для того, чтобы вывести его на уровень сознания не нужно прибегать к гипнозу. Тогда, о каких психических процессах отражения говориться в определении? Если какие-то легко можно вывести на уровень сознания, как в приведённом примере, то какие психические процессы всегда остаются в бессознательном? Какие легко можно осознать? А, может быть, большинство психических процессов просто не осознаются в данный момент времени, но всегда могут быть осознаны просто волевым усилием, тогда они просто вне сознания, их нужно называть – внесознательные. Можно возразить, бессознательное - область, где происходят процессы, принципиально не доступные сознанию, без специальных способов доступа, например, гипноза. Тогда возникает встречный вопрос, а как стало понятно, что это область, где вообще что-то есть? Ну, в состоянии гипноза (изменённое состояние сознания) человек выдаёт иногда, с точки зрения другого человека, - бред, иногда, каким-то образом связанную информацию. Как понять, что это не игры сознания - просто в изменённом, заторможенном состоянии? Никто не нашёл в сером веществе такую область, которую можно как-то назвать, и сказать, - там хранится всё, что мы называем – бессознательное. И как точно различить подсознательное и бессознательное? Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п. Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. (Википедия). Подсознательное - психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недоступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей. Многие до сих пор употребляют термины «бессознательное» и «подсознательное» как синонимы. Действительно, исходя из определений, у них много общего. Это психические процессы, которые субъективно не осознаются в данный момент. Просто, чтобы добраться до бессознательно нужны специальные методы, а до подсознания можно, если хорошо постараться и сосредоточится. Часто приводят пример, молодой человек, глядя на форму гитары, подсознательно понимает, на что она похожа. То есть в сознании отражается форма, а в подсознании, путём несложных ассоциаций появляется женская фигура. Если молодой человек задумается, то скажет: «Да, вот чего мне в жизни не хватает, что у меня в подсознании на самом деле». Если же парень не признается, какие ассоциации вызывает силуэт инструмента, значит, он всё глубоко спрятал в бессознательное, и «расколется» только под гипнозом. А бывает ещё, что гитара – это просто инструмент и никаких подсознательных ассоциаций не вызывает, но чем больше воздержание, тем лучше молодой человек понимает, подсознание есть, и что собственно там есть. Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание – это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное), - всё, что под водой. Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу. В. Пичугин Размещено на сайте http://www.nlplife.ru/ Автор: В. Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/ |
www.nlplife.ru
До выдвижения психоаналитических идей о природе и механизмах функционирования человеческой психики З. Фрейд тоже иногда употреблял понятие «подсознательное» наряду с понятием «сознательное».
Выдвинув гипотезу, согласно которой сознание и психика не тождественны друг другу, З. Фрейд практически отказался от использования понятия подсознательного в своих работах. Если же он и употреблял это понятие после создания психоанализа, то исключительно в критическом плане. Так, уже в работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд подчеркивал, что нет никакой необходимости в разграничении и использовании таких понятий, как «подсознание» и «сверхсознание». Такая критическая позиция в отношении использования понятия предсознательного сохранилась у него на протяжении всей его последующей теоретической и практической деятельности.
Выделяя понятия «бессознательное», «предсознательное» и «сознательное», З. Фрейд считал, что они более оправданны, чем понятия «подсознательное» или «околосознательное». Употребление понятия «подсознательное» способно, по его мнению, ввести исследователя в заблуждение по поводу того, что можно считать сознательным, а что – бессознательным.
С точки зрения З. Фрейда, использование понятия «подсознательное» приводит к путанице. Становится непонятно, имеются ли в виду процессы, лежащие ниже уровня сознания, или речь идет о неком смутном, неясном сознании, о чем писали некоторые философы.
На этом основании З. Фрейд отвергал правомерность использования понятия «предсознательного» как двусмысленного и не способствующего проведению различий между психикой и сознанием. Основатель психоанализа считал, что размышления о подсознательном или смутном, неясном сознании является несомненно абсурдом, нежели признание гипотезы о существовании бессознательного психического.
Исходя из этих соображений, З. Фрейд придерживался взглядов, согласно которым, по сравнению с предшествующей традицией, более целесообразным является разграничение таких понятий, как «вытесненное бессознательное», «предсознательное» и «сознательное». Рассмотрение отношений между ними составляет одну из важных задач теории и практики психоанализа.
vocabulary.ru
• Психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недо- ' ступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.
• Тексты, в которых «молодой Фрейд» использовал термин •"подсознательное" (довольно распространенный в психологии и Психопатологии конца XIX в., особенно в связи с явлениями «раздвоения личности»), встречаются редко (а). Это понятие употребляется в статье, опубликованной Фрейдом по-французски «Не-Яоторые соображения к сравнительному изучению двигательных параличей органического и истерического происхождения»(1893), И в отрывке из «Исследований истерии» (Studien ьber Hysterie, 1895) (l, ?). Судя по контексту, Фрейд в этот период не проводил различия между «подсознательным» и тем, что уже встречалось под именем бессознательного.
Вскоре термин «подсознательное» выходит из употребления, а его использование подвергается критике. "Нам следует избегать, - пишет Фрейд в «Толковании сновидений» (Die Traumdeutung, 1900), - разграничения между сверхсознанием и подсознанием, столь распространенного в современной литературе о психоневрозах, поскольку это разграничение предполагает равнозначность психики и сознания» (2).
Эта критика повторяется неоднократно, резче всего - в отрывке из «Вопроса о непрофессиональном анализе» (Die Frage der Laienanalyse,1926): «Когда говорят о подсознании, неясно, имеется ли в виду подсознание как один из уровней топики - душевные содержания, лежащие ниже уровня сознания,- или же подсознание в качественном смысле - другое сознание или подземное сознание» (3, ?).
Фрейд отвергает понятие «подсознание», предполагающее, как ему кажется, «второе сознание», качественно совместимое, хотя бы отчасти, с сознательными явлениями. По Фрейду, лишь понятие бессознательного, несущее в себе отрицание, способно выразить одновременно разрыв между двумя областями психики на уровне топики и качественное различие между происходящими в них процессами ( 5). Наиболее сильный довод против понятия второго сознания определяется своеобразием психоаналитического исследования: «Часть процессов обладает рядом особенностей, которые представляются нам чуждыми, невероятными и прямо противоположны известным нам свойствам сознания» (4).
Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа. Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис.. 1998.
psihoanaliz.academic.ru