Skip to content

Возникло между мужчинами и женщинами: Разделение труда между мужчинами и женщинами возникло в эпоху

Все равны, но мужья равнее: как возникло моногамное супружество

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга Маши Халеви «Полиамория. Свобода выбирать». Forbes Woman публикует отрывок о том, как возникла традиционная — патриархальная и моногамная — семья и какую роль в ней исторически играли женщины

Закончили чтение тут

В первой монотеистической религии — иудаизме — говорится об Эдемском саде, где жили Адам и Ева, а в Библии нам преподносятся десять заповедей, две из которых затрагивают тему супружеской измены на практике и в мыслях: «Не прелюбодействуй» и «Не возжелай жены ближнего твоего» (обратите внимание, что совершенно нормально желать незамужнюю женщину, но преступлением становится связь с женщиной другого мужчины, то есть это отождествляется с кражей имущества другого мужчины, причинением ему вреда и ущемлением его прав). Таким образом, первая монотеистическая религия устанавливает и некий моногамный стандарт. Однако этой теме вряд ли посвятили бы целых две заповеди из десяти, если бы подобные «нарушения» не происходили в реальности. Табу и запреты существуют не просто так. Если никто ничего не нарушает, то в них нет нужды. То есть немоногамию нужно было запрещать и этот запрет должен был соблюдаться, иначе долго моногамия не продержалась бы. Кроме того, Библия фактически описывает полигамную модель, а не моногамную. Любой, кто читал ее, знает, сколько жен было у Авраама и сколько у царя Давида, не говоря уже о царе Соломоне.

Полигамия не предполагала равноправия ни для мужчин, ни для женщин

Некоторые исследователи, например Бараш и Липтон, утверждают, что Энгельс [в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»] упустил из виду главное: мужчины не контролировали женщин для защиты своей собственности, а стремились обладать собственностью и властью для привлечения женщин. В любом случае важно понимать, что полигамия не означает модель общества, где у каждого мужчины по несколько женщин. Много жен могли себе позволить только сильные и богатые люди, имевшие власть и ресурсы (такие как Соломон, у которого было 700 жен и, будто этого мало, еще 300 наложниц). Однако, поскольку мужчин и женщин среди населения почти поровну, у более слабых и бедных мужчин жен в таком обществе меньше (иногда только одна), а у некоторых жены нет вовсе.

Разрешение вступать в связь с большим количеством людей было, конечно, односторонним: женщинам запрещалось выходить замуж более чем за одного мужчину, а прелюбодеяние каралось смертью. И — если пойти дальше — возникает вопрос: как часто любая из Соломоновых жен занималась сексом? Допустим, он занимался сексом с разными женщинами каждый день (даже когда болел!), но и тогда каждая его жена могла рассчитывать на интимную встречу с мужем в лучшем случае раз в три года. А может, и реже.

Таким образом, полигамия не предполагала равноправия ни для мужчин, ни для женщин. Больше того — она вела к нестабильности в обществе, потому что мужчины, не имевшие жен, должны были бороться за ресурсы, чтобы завоевывать женщин. А то, что у царей и аристократов было по несколько женщин и много детей, в равной степени законных, часто становилось причиной кровавых войн за наследство. И, скорее всего, полигамная модель породила проституцию, потому что холостые мужчины должны были как-то удовлетворять свои сексуальные потребности. Ответом царю Соломону стала Раав (теоретически, потому как в библейской истории она хронологически предшествовала третьему иудейскому царю).

Моногамия была односторонней. Она предполагала дискриминацию в отношении женщин, которым по-прежнему запрещалось вступать в связь с другими партнерами и которых стали просто «более равномерно» распределять между мужчинами

В течение всего периода Второго Храма и во времена Мишны и Талмуда в иудаизме продолжали практиковать полигинию (многоженство, — Forbes Woman). Запрету Гершома Меор ха-Гола (согласно которому евреям запрещается вступать в брак более чем с одной женщиной и который истек около 50 лет назад) примерно тысяча лет. Он вводился среди западноевропейских евреев под влиянием христианской среды. И, кстати, даже тогда этот запрет не приняли сефардские евреи Испании, Италии, Северной Африки и других стран. Сегодня все еще можно встретить йеменских евреев, женатых более чем на одной женщине.

Итак, если не в Библии и не на Ближнем Востоке, то где и когда началась моногамия как социальная норма?

  • Исследование: 59% женщин-руководителей жертвуют семьей ради карьеры
  • Интеллект, стабильность, семья: из чего складывается женская уверенность в себе
  • Хрупкий институт. Нужны ли брак и семья «поколению снежинок»

Греко-римская культура и христианство

Частичная моногамия, вероятно, зародилась в древнегреческом обществе, где была придумана демократия, распространявшаяся, однако, только на граждан мужского пола. В месте, где все граждане равны, многоженство, лишающее некоторых мужчин брака даже с одной женщиной, существовать, очевидно, не могло. И, как мы выяснили выше, формирование прослойки мужчин без партнерш, вынужденных долго воздерживаться от секса, вряд ли можно считать рецептом государственной стабильности. При греческой «моногамии» каждому гражданину мужского пола назначалась жена, и, кроме того, у мужчин был еще один вариант (которого, конечно же, не было у женщин): им разрешалось заниматься сексом с рабами (рабынями) и любовниками (любовницами). В качестве подтверждения приведу слова из речи известного греческого оратора и политического деятеля Демосфена, произнесенные еще в IV веке до н.э.:

Ибо вот что значит жить с женщиной как со своей женой: иметь от нее детей, представить сыновей членами клана и дема, обручить дочерей с мужьями, передав в их собственность. Любовниц мы держим ради удовольствия, наложниц для ежедневной заботы о нашей персоне, но жены нужны, чтобы родить нам законных наследников и быть верными хранительницами домашнего очага.

Следовательно, эта так называемая моногамия была односторонней. Она предполагала дискриминацию в отношении женщин, которым по-прежнему запрещалось вступать в связь с другими партнерами и которых стали просто «более равномерно» распределять между мужчинами. Соответственно, положение мужчин улучшилось, а у женщин осталось прежним.

Автором исходного мифа о моногамии, благодаря которому появилось выражение «вторая половина» и который подхватила западная культура, стал древнегреческий философ Платон, предположительно цитирующий в своем диалоге «Пир» Аристофана. Согласно изложенному им мифу, люди когда-то были андрогинными (и состояли из двух мужчин, двух женщин или из мужчины и женщины), у них было по четыре руки, четыре ноги, две головы и так далее. Возгордившись своей силой, эти создания осмелились напасть на самих богов, и в наказание Зевс разделил их на два существа. Половинки тосковали друг по другу, стоило им встретиться, сплетались телами в стремлении вновь слиться воедино и в конце концов умирали от голода и бездействия, не желая ничего делать порознь. Позже Зевс наделил обе половинки сексуальностью, и таким образом появилось любовное влечение — оно соединяет обе половины, но его удовлетворение не мешает жизни идти своим чередом.

<…>

Миф о моногамии мог возникнуть в Эдемском саду или в «Пире» Платона, но, как мы убедились, реальность была далека от него, по крайней мере для мужчин. Попытки теоретически обосновать моногамный образ жизни и для них тоже начались с рождением христианства, которое после распада Римской империи взяло ее в этом смысле за образец (а Римская империя когда-то переняла частичную моногамию от древних греков). Стихи Нового Завета учат нас тому, что отныне супружеской паре нельзя разводиться. В Евангелии от Матфея (19:3) Иисус говорит:

Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак стал церковным понятием, и теперь от людей ожидалось, что они будут жить с одним и тем же партнером всю жизнь, — модель, которой никогда не было ни в Римской империи, ни в еврейском мире. После этого христианство шагнуло еще дальше — в сторону отрицания сексуальности и идиллического восприятия безбрачия. Поэтому апостол Павел утверждал в своем Первом послании к Коринфянам (7:9), что людям лучше быть одиночками, как он, «но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Апостол Павел считал, что ни один человек не может быть слугой двух хозяев одновременно — Бога и своего партнера. Христианский идеал — это даже не моногамия, а полное безбрачие.

Игрушки для укрепления семьи: как бывшая летчица построила бизнес-империю на «магазинах для взрослых»

Один из самых влиятельных пап, Григорий I, в VI веке прямо заявил, что, хотя секс в браке сам по себе не является грехом, он должен служить только для зачатия детей и не приносить удовольствия. Таким образом христианство фактически связало сексуальность с чувством вины, стыда и страха. Свадьба и моногамия стали считаться меньшим злом для людей, не могущих сдержать свою похоть, и лишь спустя почти тысячу лет, в XIII веке, вступление в брак превратилось в одно из семи христианских таинств — действ, посредством которых божественная благодать снисходит на человека.

В XVI веке на Тридентском соборе, одном из важнейших вселенских соборов католической церкви, было заново подтверждено превосходство монашества над институтом брака. Однако в чистом виде, которого ожидал христианский мир, не удалось воплотить в жизнь не только идею монашества, но даже моногамию. Европу заполонили любовницы, куртизанки и все виды «дам с камелиями». Даже у пап были внебрачные дети. Больше всех в этом смысле прославился Родриго де Борджиа, в конце XV века ставший папой Александром VI, гордый отец девятерых детей, рожденных несколькими его любовницами. Всех своих детей он открыто признал. Вот описание банкета, устроенного его сыном, кардиналом Чезаре Борджиа, во время папства Александра VI:

Вечером последнего дня октября года Чезаре Борджиа устроил в своих покоях в Ватикане пиршество с участием «пятидесяти честных проституток», называемых куртизанками. После ужина они танцевали со своими спутниками и другими присутствующими: сперва одетые, затем — обнаженные. Потом канделябры с зажженными свечами убрали со столов и поставили на пол. Повсюду были рассыпаны каштаны, которые обнаженные куртизанки подбирали, ползая меж канделябрами на четвереньках, а Папа, Чезаре и его сестра Лукреция смотрели на них. Наконец, были объявлены призы — шелковые туники, туфли, заколки и другие вещицы — для тех, кто сумеет совершить больше всех актов любви с куртизанками.

Папа римский, христианство, монашество, моногамия… О чем мы вообще?

Но, несмотря на все это, миф о моногамии продолжал цвести на Западе пышным цветом. И, поскольку западная культура стоит на двух столпах — античности и христианстве, неудивительно, что моногамия стала одной из главных ценностей нашего общества.

Вдова с пушечными ядрами: пять женщин, которые с успехом управляли бизнесом после смерти супруга

5 фото

Ученые выяснили, что в XX веке мужчины начали активно вымирать

На протяжении последней сотни лет мужчины стали умирать значительно раньше женщин, выяснили ученые. Оказывается, разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин существовал не всегда: он сформировался только в ХХ веке, а основными причинами преждевременной гибели мужчин являются курение и сердечно-сосудистые заболевания.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время мужчины в среднем живут меньше женщин: согласно данным, представленным Всемирной организацией здравоохранения в 2015 году, ожидаемая продолжительность жизни женщин превышает «мужской» показатель во всех странах мира, кроме трех. В Республике Нигер и Республике Мали мужчины и женщины живут одинаково (59 и 57 лет соответственно), а в Королевстве Тонга мужчины, по статистике, переживают женщин на 5 лет: ожидаемая продолжительность их жизни составляет 74 года, а женщин — 69 лет.

Почему чаще рождаются мальчики

Исследователям наконец-то удалось ответить на вопрос, почему, согласно статистике, на всем земном шаре…

04 апреля 12:48

В России этот разрыв очень велик: на данный момент он составляет около 12 лет. Впрочем, данные об ожидаемой продолжительности жизни в нашей стране разнятся: если, согласно данным ВОЗ, для мужчин она составляет 63 года, а для женщин — 75 лет, то глава Министерства здравоохранения Вероника Скворцова в октябре прошлого года заявила, что российские

женщины перешагнули порог в 77 лет, а мужчины — в 65. Средняя продолжительность жизни в нашей стране, по данным министра, на настоящий момент составляет не 69 лет, а чуть более 71 года.

Эти данные частично подтверждаются и тем, что осенью прошлого года Россия впервые попала в список ежегодного рейтинга эффективности национальных систем здравоохранения, опубликованного агентством Bloomberg, а включаются туда лишь те страны, средняя продолжительность жизни в которых превышает 70 лет. Впрочем, Россия в этом рейтинге, включающем в себя 51 страну мира, заняла последнюю строчку.

Ученые по-разному объясняют причину разрыва между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин. Чаще всего при этом упоминаются такие факторы, как

склонность мужчин к вредным привычкам (курению и злоупотреблению алкоголем), а также биологические предпосылки (женщины играют гораздо более важную роль в продолжении рода и поддержании численности популяции: одного мужчины достаточно, чтобы дать жизнь многочисленным отпрыскам).

Тем не менее группа исследователей из Института демографических исследований Общества Макса Планка под руководством Гирама Белтрана-Санчеза выяснила: на самом деле существенный разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин сформировался не так давно, а именно в конце XIX — начале XX века. До этого времени мужчины и женщины умирали практически в одном возрасте. Исследование ученых было опубликовано в журнале PNAS.

Исследователи проанализировали данные о людях, появившихся на свет в период с 1800 по 1935 год в 13 странах мира: Австралии, Бельгии, Канаде, Дании, Великобритании (Англии и Уэльсе), Франции, Италии, Голландии, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии и США. В ходе работы ученые исключали информацию о мужчинах, погибших в результате военных действий.

«120 лет жизни — только начало»

Что человеку взять у голого землекопа, чтобы жить 100 лет, и какую роль в долгожительстве…

17 декабря 09:46

Результаты анализа данных о количестве рожденных и умерших людей обоих полов позволили выяснить, что существенный разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин возник после 1880 года: именно в это время он вырос в два раза по сравнению с существовавшим ранее показателем. Наиболее сильно разница проявляется в тот период, когда люди находятся в возрасте 50–70 лет, а вот после достижения 80-летнего возраста мужчины и женщины умирают примерно с одинаковой частотой.

Кроме изучения показателей рождения и смертности, специалисты из Института демографических исследований обратили внимание и на факторы, чаще всего становившиеся причиной смерти мужчин после 40 лет. Выяснилось, что

главным «убийцей» мужского населения развитых стран мира является курение и провоцируемые им заболевания, а второе место занимают болезни сердечно-сосудистой системы.

Путин против демографов

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию порадовал россиян хорошими демографическими…

05 декабря 09:49

Курение оказалось повинно в смерти 30% мужчин, умерших в возрасте 50–70 лет и родившихся с 1900 по 1935 год. Следом за ним шли болезни сердечно-сосудистой системы: оказалось, что сердечные приступы и инсульты увеличили разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами на 40%. Ученые объясняют высокую подверженность представителей сильного пола сердечно-сосудистым заболеваниям их физиологическими особенностями: организм мужчин содержит в разы меньше гормона эстрогена, который регулирует уровень холестерина и препятствует закупорке сосудов. Кроме того, мужские клетки эндотелия — вещества, выстилающего поверхность кровеносных сосудов с внутренней стороны, — обладают меньшей гибкостью, вследствие чего сосуды мужчин не так эластичны, как женские, и хуже отвечают на изменения кровяного давления.

Несмотря на то что представленные учеными выводы описывают демографическую ситуацию в европейских странах, по мнению Евгения Андреева, ведущего научного сотрудника Российской экономической школы и члена Европейской ассоциации по изучению населения, такая же тенденция наблюдалась и в России.

До конца XIX века существенной разницы в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами не наблюдалось, а вот в конце 20-х годов ХХ века она уже сформировалась и составила примерно пять лет.

Авторы исследования утверждают, что еще одной причиной, влияющей на повышенную смертность мужчин, является и изменившийся за последние сто лет образ жизни: сидячая работа, употребление слишком большого количества жирной и сладкой пищи, плохая экология — все это не может не оказывать губительного влияния на наше здоровье. Именно поэтому изменение режима питания и образа жизни способно помочь как мужчинам, так и женщинам увеличить продолжительность своей жизни.

Гендерная революция застопорилась. Что могло бы ее оживить?

июнь 2020 г.

Прогресс в направлении гендерного равенства за последние 50 лет был настолько значительным, что эти изменения иногда называют «гендерной революцией». Однако примерно с начала века прогресс замедлился, а по некоторым показателям и вовсе застопорился. Здесь мы описываем тенденции занятости женщин, мужчин или женщин больше шансов получить высшее образование и докторскую степень, насколько разделены области обучения и профессии, а также гендерный разрыв в оплате труда. Затем мы рассматриваем, что необходимо изменить, если мы хотим активизировать прогресс в направлении гендерного равенства.

Рост занятости женщин был резким, но затем прекратился. Как показано на Рисунке 1 ниже, процент женщин, работающих за плату, неуклонно рос с 1970 по 2000 год, увеличившись с 48 до 75 процентов работающих женщин. Однако с 2000 года, несмотря на некоторые небольшие подъемы и спады, процент занятых не увеличился в чистом виде. Действительно, уровень 2018 года — 73 процента занятых женщин — был немного ниже показателя 2000 года, составлявшего 75 процентов. Таким образом, занятость женщин оставалась на одном уровне в течение примерно 20 лет. Более того, отдельные анализы (здесь не показаны) показывают, что чем выше уровень образования женщины, тем выше вероятность того, что она будет трудоустроена, но что объединяет женщин всех уровней образования, так это то, что процент их трудоустройства стабилизировался.

Женщины превзошли мужчин в получении высшего образования, но различия в конкретных областях обучения сохраняются

мужчин, но шли впереди них. Женщины превзошли мужчин в получении степени бакалавра в середине 1980-х годов. Совсем недавно, в этом столетии, женщины опередили мужчин в получении докторских степеней (PhD, MD, JD в области права и других докторских степеней). Поскольку в популяции примерно одинаковое количество мужчин и женщин в юном возрасте, когда обычно присваиваются ученые степени, если бы женщины имели такую ​​же вероятность получения ученых степеней, как и мужчины, мы могли бы ожидать, что соотношение числа мужчин и женщин, получающих такие степени, к быть равным 1. Таким образом, мы можем измерить прогресс в достижении гендерного равенства или за его пределами по изменению этого соотношения. (Соотношение ниже 1 означает, что мужчины получают больше степеней, а число выше 1 означает, что женщины получают больше.) Между 1970 и 2018, для степеней бакалавра это соотношение изменилось с женщин, получивших на 0,76 больше, чем у мужчин, до 1,34, как много. Что касается докторских степеней, то соотношение женщин и мужчин, получивших ученые степени, за тот же период увеличилось с 0,13 до 1,18. Женщины в настоящее время более образованы, чем мужчины в США, а также во многих других странах.

Несмотря на то, что в настоящее время женщины получают больше степеней бакалавра и доктора наук, чем мужчины, все еще есть много прибыльных областей, например инженерное дело и компьютерные науки, которые остаются мужскими бастионами, потому что меньше женщин, чем мужчин, специализируются по этим предметам. Области обучения по-прежнему сильно разделены по половому признаку. Полезной мерой уровня сегрегации в областях обучения за любой данный год является индекс непохожести, который, грубо говоря, показывает, какой процент мужчин или женщин должен был бы изменить специальность для достижения полной интеграции, а это означает, что каждая область будет иметь тот же процент женщин, что и женщины, составляют выпускники всех областей вместе взятых. Используя этот индекс и разделив все области на 17 категорий, наш анализ показывает, что для получения степени бакалавра 47 процентов женщин или мужчин должны были бы изменить области, чтобы интегрировать их в 19 категорий.70, а к 1998 году этот показатель снизился до 28%. маркетинг и биология. Однако с 1998 г. не было дальнейшей десегрегации областей обучения для получения степени бакалавра; на самом деле с тех пор индекс сегрегации увеличился на несколько пунктов. Для докторских степеней индекс изменился с 35 процентов до минимума в 18 процентов за 19 лет. 87, в значительной степени из-за значительного увеличения числа женщин, получающих степень доктора медицины и доктора медицины, но с тех пор дальнейшей интеграции не произошло. Таким образом, десегрегация как для бакалавров, так и для докторантов была существенной, но застопорилась примерно на 20 лет, еще до начала 21 века.

Это не просто школа. Гендерная сегрегация существует и в сфере занятости.

Отчасти из-за сегрегации специальностей в колледжах и по множеству других причин мужчины и женщины распределяются по профессиям очень по-разному. Но, начиная с 19В 70-х годах многие женщины, особенно с высшим образованием, занялись традиционно мужскими управленческими и профессиональными должностями, такими как менеджеры среднего звена, бухгалтерия, медицина, юриспруденция, научные круги, фармацевтика и духовенство. Женщины, не имеющие высшего образования, меньше занимались рабочими местами, которыми традиционно занимались мужчины без образования, такими как столярное дело, сантехника, автомобилестроение и производство стали. Мы использовали тот же индекс сегрегации, описанный выше, чтобы количественно определить, сколько профессий подверглось десегрегации с 19 года.70. Мы обнаружили, что процент мужчин и женщин, которым пришлось бы сменить профессию для обеспечения интеграции (определяемой тем, что женщины составляют такой же процент на каждой работе, как и в общей численности занятой рабочей силы), увеличился с 60 процентов в 1970 году до 42 процентов. процентов в 2018 году. Но в то время как сегрегация снизилась на 12 процентных пунктов за 20-летний период после 1970 года, падение за гораздо более длительный 28-летний период с 1990 по 2018 год было намного меньше, на 5 пунктов. Таким образом, прогресс, достигнутый женщинами в десегрегации профессий, не остановился, а резко замедлился, и до нулевой отметки, которая означала бы полную интеграцию областей, еще далеко.

Как насчет гендерного разрыва в оплате труда?

Ограничив наш анализ женщинами и мужчинами, работающими полный рабочий день (определяемыми как минимум 35 часов в неделю), на рис. 2 показано, какой процент женщина, зарабатывающая медиану для женщин (т. е. 50-й процентиль), составляет от суммы, заработанной мужчины посередине. В 1970-х годах женщины делали примерно 60 процентов того, что делали мужчины. После 1980 года этот показатель резко вырос до 74 процентов к 1990 году. С тех пор этот процент продолжал расти, так что к 2018 году женщины зарабатывали 83 процента от того, что зарабатывали мужчины в среднем. Прогресс с 19 лет90-е годы шли гораздо медленнее, чем 80-е годы, десятилетие, когда женщины больше всего выигрывали у мужчин; рост (в процентных пунктах) был больше за один 10-летний период 1980-х годов, чем за 28 лет с 1990 по 2018 год. Очевидно, что продвижение к равной оплате труда замедлилось, но не остановилось.

Это замедление прогресса гендерного разрыва в оплате труда проявляется не только в медиане доходов женщин и мужчин, но и в верхней и нижней частях распределения. В других анализах, не показанных здесь, мы подсчитали, какой процент женщин в 10-м процентиле их распределения составляют от доходов мужчин в их 10-м процентиле, и мы сделали то же самое для 9-го процентиля. 0-й процентиль. Будь то вверх (90-е место) или вниз (10-е место), мы обнаружили, что доходы женщин приблизились к доходам мужчин, но скорость изменений существенно замедлилась с 1990 года.

Что необходимо для дальнейшего прогресса во всех областях, где движение к равенству замедлилось или застопорилось, — трудоустройство, десегрегация областей обучения и рабочих мест, а также гендерный разрыв в оплате труда? Новый толчок к гендерному равенству требует изменений как в институциональной политике (со стороны работодателей или правительства), так и в культуре (ценностях, убеждениях и предпочтениях). Эти два фактора могут усиливать друг друга, причем каждый из них влияет как на предложение, так и на спрос на рынке труда.

Несколько видов институциональных изменений со стороны правительства или работодателей будут способствовать гендерному равенству. Сначала подумайте, что могло бы увеличить занятость женщин, которая остановилась на уровне ниже 75 процентов. Если бы уход за детьми финансировался государством для детей, родители которых хотели бы использовать его, уровень занятости женщин, несомненно, увеличился бы. Поддерживаемый государством уход за детьми особенно увеличит занятость женщин, чей потенциальный заработок настолько низок, что после того, как они будут платить за уход за детьми из своих заработков, останется слишком мало, чтобы окупить работу, которую они могут получить.

Сегрегация рабочих мест и разрыв в оплате труда мужчин и женщин могут быть сокращены за счет строгого соблюдения государством антидискриминационной политики и обязательного или добровольного принятия работодателями инструментов для уменьшения предубеждений по признаку пола, скрытых или явных, которые иногда приводят к найму, продвижению по службе, и установление различий в оплате труда в пределах рабочих мест. Другие меры, которые могут уменьшить гендерную сегрегацию в работе и разрыв в оплате труда, включают: (согласно установленной государством или добровольной) политику работодателей, предусматривающую отпуск по уходу за ребенком; гибкое перемещение между полной и неполной занятостью при сохранении карьерной лестницы; и выбор того, в какое время дня работать. Эта политика может помочь парам, желающим гендерно-эгалитарного разделения труда, координировать оплачиваемую работу и работу по уходу на дому.

Значительная часть гендерного разрыва в оплате труда связана не с отсутствием равной оплаты труда мужчин и женщин на одной и той же работе, а с концентрацией женщин на низкооплачиваемых профессиях. Таким образом, разрыв в оплате труда можно сократить за счет сокращения сегрегации должностей, как обсуждалось выше. Еще один путь к сокращению части гендерного разрыва в оплате труда, связанной с родом занятий, заключается в внесении изменений в политику, направленных на устранение гендерной предвзятости в решениях о разнице в оплате труда между преимущественно мужскими и женскими профессиями. Исследования показывают, что на преимущественно женских работах оплата систематически ниже, чем на преимущественно мужских работах, которые связаны с другими задачами, но требуют такого же уровня образования. Дальнейшие статистические поправки на другие требования к навыкам или условия работы обычно не могут объяснить различия.

Похоже, что работодатели (возможно, неосознанно) учитывают гендерный состав рабочих мест при установлении заработной платы. В соответствии с действующими законами США незаконно принимать во внимание пол при принятии решения о том, кого нанять или платить им больше или меньше, чем другим на их той же работе. Но проблема под названием «сопоставимая ценность» или «равенство в оплате труда» в 1990-х годах подняла вопрос о том, не являются ли различия в оплате труда между рабочими местами иногда результатом предвзятого восприятия работодателями того, что рабочие места, занятые в основном женщинами, просто не могут быть такими уж важными. Сторонникам этого типа равноправия в оплате труда так и не удалось заставить суды рассматривать эти различия как незаконную дискриминацию или добиться принятия нового законодательства. Решение этой проблемы с помощью нового законодательства важно для устранения гендерного разрыва в оплате труда.

На сегодняшний день гендерная революция была глубоко асимметричной: больше женщин занялись «мужскими» сферами, чем наоборот, и количество рабочих часов у женщин увеличилось намного больше, чем у мужчин по дому. Но без увеличения мужской работы по дому и уходу за детьми женщинам будет труднее добиться карьерного успеха, и этому помогут изменения в неформальных нормах.

В дополнение к институциональным изменениям, описанным выше, те, кто хочет продолжить гендерную революцию, могли бы способствовать культурным изменениям. Сегодня многие признают, что девочки и женщины должны иметь возможность делать нетрадиционный выбор — заниматься спортом, изучать математику или стремиться к лидерству. Мы добились меньшего прогресса в принятии изменений в мужских ролях. Если бы для мужа было более социально приемлемым работать неполный рабочий день или брать свободное время для ухода за детьми, гендерный разрыв в занятости сократился бы. Если бы идея о том, что женщина зарабатывает больше своего мужа, была ничем не примечательна и не стигматизировала бы ни женщину, ни мужчину, это было бы одним препятствием для карьерного успеха женщины. На сегодняшний день гендерная революция была глубоко асимметричной: больше женщин занялись «мужскими» сферами деятельности, чем наоборот, а количество рабочих часов у женщин увеличилось гораздо больше, чем у мужчин по дому. Но без увеличения мужской работы по дому и уходу за детьми женщинам будет труднее добиться карьерного успеха, и этому помогут изменения в неформальных нормах. Если работодатели проводят политику, облегчающую координацию работы и семьи, а мужчины редко ею пользуются, то такая политика, хотя и помогает некоторым семьям, может еще больше укрепить представление о том, что забота — это обязанность женщин.

Культурные изменения также необходимы для снижения высокого уровня половой сегрегации в областях обучения и занятий. Хотя отчасти эта сегрегация, несомненно, происходит из-за дискриминации работодателей, она также подкрепляется социальными силами с детства и до взрослой жизни, которые формируют различия между мужчинами и женщинами в том, какую работу они могут выполнять, и которую они находят интересной, значимой и самобытной. улучшение. Преднамеренные попытки изменить эти культурные посылы могут изменить поведение на рынке труда со стороны предложения, ориентируя мужчин и женщин на разные рабочие места, и со стороны спроса, изменив представления работодателей о том, кто подходит и будет хорошо выполнять какую работу и кто этого заслуживает. более высокая оплата.

Культурные и институциональные изменения последних 50 лет принесли нам гендерную революцию, которая замедлилась, а в некоторых случаях остановилась. У нас есть выбор активизировать изменения в направлении гендерного равенства, стремясь к более глубоким культурным и институциональным изменениям.

Этот пост основан на исследовании Паулы Инглэнд, Эндрю Левин и Эммы Мишель «Прогресс на пути к гендерному равенству в Соединенных Штатах замедлился или застопорился», Proceedings of the National Academy of Sciences , vol. 117, нет. 13 (2020), стр. 6990-6997. https://www.pnas.org/content/117/13/6990

Об авторах

Паула Англия

Серебряный профессор – Нью-Йоркский университет

Паула Ингленд – профессор социологии и серебряный профессор искусств и наук Нью-Йоркского университета. В Англии есть докторская степень. по социологии и степень магистра социальных наук Чикагского университета. Она получила степень бакалавра искусств в области социологии и психологии в колледже Уитмена. Англия — бывший редактор American Sociological Review и бывший президент Американской социологической ассоциации. Исследовательские и преподавательские интересы Англии включают семейные модели, работу по уходу, сексуальное поведение, контрацепцию, а также гендерные вопросы и рынки труда. Она получила несколько наград за свои исследования, в том числе премию Джесси Бернард от Американской ассоциации социологов в 1999 году за вклад в гендерную науку

Эндрю Левин

Эндрю Левин учится в докторантуре Нью-Йоркского университета.

Эмма Мишель

Эмма Мишель учится в докторантуре Нью-Йоркского университета.

Гендер и социализация | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Объясните влияние социализации на гендерные роли в США
  • Объясните и приведите примеры сексизма

Рисунок 1. Традиционные представления о гендерных ролях в США подкрепляют идею о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. (Фото предоставлено Sport Suburban/flickr)

Гендерные роли

По мере взросления мы учимся вести себя у окружающих. В этом процессе социализации дети знакомятся с определенными ролями, которые обычно связаны с их биологическим полом. Термин гендерная роль относится к концепции общества о том, как люди должны выглядеть и вести себя на основе созданных обществом норм мужественности и женственности. В американской культуре мужские роли обычно ассоциируются с силой, агрессией и доминированием, тогда как женские роли обычно ассоциируются с пассивностью, заботой и подчинением.

Социализация гендерных ролей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Наше общество быстро одевает младенцев мужского пола в синее, а девочек в розовое, даже применяя эти гендерные ярлыки с цветовой кодировкой, пока ребенок находится в утробе матери. Эта цветовая дифференциация является совершенно новой — до 1940-х годов мальчики носили розовое, а девочки — синее. В 19-м и начале 20-го века мальчики и девочки носили платья (в основном белые) до 6-7 лет, в это же время делали первую стрижку. [1]

Рисунок 2.  Отцы, как правило, больше вовлечены, когда их сыновья занимаются деятельностью, соответствующей полу, например спортом. (Фото предоставлено Шоном Ли/flickr)

Таким образом, гендер, как и раса, является социальной конструкцией с вполне реальными последствиями. Стремление придерживаться мужских и женских гендерных ролей сохраняется и в более позднем возрасте. Мужчины, как правило, превосходят женщин в таких профессиях, как правоохранительные органы, военные и политики. Женщины, как правило, превосходят мужчин в профессиях, связанных с уходом, таких как уход за детьми, здравоохранение (хотя термин «врач» по-прежнему вызывает в воображении образ мужчины) и социальная работа. Эти профессиональные роли являются примерами типичного поведения мужчин и женщин в США, происходящими из традиций нашей культуры. Приверженность им демонстрирует выполнение социальных ожиданий, но не обязательно личных предпочтений (Diamond, 2002).

Пол и социализация

Фраза «мальчики будут мальчиками» часто используется для оправдания такого поведения, как толкание, толкание или другие формы агрессии со стороны мальчиков. Фраза подразумевает, что такое поведение неизменно и является частью натуры мальчика. Агрессивное поведение, если оно не причиняет значительного вреда, часто принимается мальчиками и мужчинами, потому что оно соответствует культурному сценарию мужественности. «Сценарий», написанный обществом, в чем-то подобен сценарию, написанному драматургом. Точно так же, как драматург ожидает от актеров соблюдения предписанного сценария, общество ожидает, что женщины и мужчины будут вести себя в соответствии с ожиданиями от их соответствующих гендерных ролей.

Попробуйте

Социализация

В раннем возрасте дети узнают, что у мальчиков и девочек разные ожидания. Кросс-культурные исследования показывают, что дети осознают гендерные роли в возрасте двух или трех лет. В четыре или пять лет большинство детей прочно укоренились в культурно приемлемых гендерных ролях (Kane, 1996). Дети приобретают эти роли в процессе социализации — процесса, в ходе которого люди учатся вести себя определенным образом в соответствии с социальными ценностями, убеждениями и установками.

Рисунок 3.  Хотя в нашем обществе может существовать стереотип, связывающий мотоциклы с мужчинами, женщины-байкеры демонстрируют, что место женщины в современных Соединенных Штатах простирается далеко за пределы кухни. (Фото предоставлено Робертом Коус-Бейкером/flickr)

Например, общество часто рассматривает езду на мотоцикле как мужское занятие и, следовательно, считает это частью мужской гендерной роли. Подобные установки обычно основаны на стереотипах, которые представляют собой чрезмерно упрощенные представления о членах группы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Например, женщины могут считаться слишком робкими или слабыми, чтобы ездить на мотоцикле.

Подражание действиям значимых других — это первый шаг в развитии отдельного чувства себя (Mead 1934). Напомним, что согласно теории развития Мида, дети до 2 лет находятся в подготовительной стадии, в которой они копируют действия окружающих, затем в игровой стадии (между 2-6 годами), когда они играют в притворство и имеют трудную время следования установленным правилам, а затем стадия игры (от 7 лет и старше), когда они могут играть по набору правил и понимать разные роли.

Как и взрослые, дети становятся агентами, которые активно содействуют и применяют нормативные гендерные ожидания к окружающим. Когда дети не соответствуют соответствующей гендерной роли, они могут столкнуться с негативными санкциями, такими как критика или маргинализация со стороны сверстников. Хотя многие из этих санкций носят неформальный характер, они могут быть весьма серьезными. Например, девушку, которая хочет заниматься карате вместо уроков танцев, могут назвать «сорванцом», и она сталкивается с трудностями в получении признания как от мужских, так и от женских групп сверстников (Ready, 2001). Мальчики особенно часто подвергаются насмешкам за гендерное несоответствие (Coltrane and Adams 2004; Kimmel 2000).

Одним из способов обучения детей гендерным ролям является игра. Родители обычно снабжают мальчиков грузовиками, игрушечными пистолетами и атрибутами супергероев, которые являются активными игрушками, развивающими двигательные навыки, агрессию и одиночную игру. Дочерям часто дарят кукол и нарядную одежду, которые способствуют заботе, социальной близости и ролевой игре. Исследования показали, что дети, скорее всего, предпочтут играть с «подходящими для пола» игрушками (или игрушками того же пола), даже если доступны игрушки разных полов, потому что родители дают детям положительную обратную связь (в форме похвалы, вовлечения и физической активности). близость) для гендерно-нормативного поведения (Кальдера, Хьюстон и О’Брайен 1998). Концепция зазеркалья Чарльза Кули применима к гендерной социализации, потому что именно благодаря этому интерактивному интерпретационному процессу с социальным миром у людей развивается чувство гендерной идентичности.

Рисунок 4 . Детские занятия и обучение, такие как эта поездка отца и дочери на охоту на уток, могут повлиять на взгляды людей на гендерные роли на протяжении всей жизни. (Источник: Тим Миллер, USFWS Midwest Region/flickr)

Гендерная социализация происходит через четыре основных агента социализации: семью, школу, группы сверстников и средства массовой информации. Каждый агент усиливает гендерные роли, создавая и поддерживая нормативные ожидания в отношении гендерно-специфического поведения. Воздействие также происходит через вторичных агентов, таких как религия и рабочее место. Повторное воздействие этих агентов с течением времени приводит мужчин и женщин к ложному ощущению, что они действуют естественно, а не следуют социально сконструированной роли.

Семья – первый агент социализации. Имеются убедительные доказательства того, что родители по-разному социализируют сыновей и дочерей. Вообще говоря, девочкам предоставляется больше свободы действий, чтобы выйти за рамки предписанной им гендерной роли (Coltrane and Adams, 2004; Kimmel, 2000; Raffaelli and Ontai, 2004). Однако дифференцированная социализация обычно приводит к большим привилегиям, предоставляемым сыновьям. Например, сыновьям предоставляется больше автономии и независимости в более раннем возрасте, чем дочерям. Им может быть предоставлено меньше ограничений в отношении соответствующей одежды, привычек свиданий или комендантского часа. Сыновья также часто свободны от выполнения домашних обязанностей, таких как уборка или приготовление пищи, и других домашних дел, которые считаются женскими. Дочери ограничены своим ожиданием быть пассивными и заботливыми, в целом послушными и брать на себя домашние обязанности.

Даже когда родители ставят своей целью гендерное равенство, в основе этого могут лежать признаки неравенства. Например, мальчиков могут попросить вынести мусор или выполнить другие задачи, требующие силы или выносливости, в то время как девочек можно попросить сложить белье или выполнить обязанности, требующие аккуратности и осторожности. Было обнаружено, что отцы более устойчивы в своих ожиданиях гендерного соответствия, чем матери, и их ожидания в отношении сыновей сильнее, чем в отношении дочерей (Kimmel 2000). Это верно для многих видов деятельности, включая предпочтение игрушек, стилей игры, дисциплины, работы по дому и личных достижений. В результате мальчики, как правило, особенно восприимчивы к неодобрению отца, когда занимаются чем-то, что может считаться женским, например, танцами или пением (Coltraine and Adams, 2008). Родительская социализация и нормативные ожидания также различаются в зависимости от социального класса, расы и этнической принадлежности. Например, афроамериканские семьи чаще, чем представители европеоидной расы, моделируют для своих детей эгалитарную ролевую структуру (Staples and Boulin Johnson, 2004).

Закрепление гендерных ролей и стереотипов продолжается, когда ребенок достигает школьного возраста. До недавнего времени школы довольно откровенно стремились разделить мальчиков и девочек. Первым шагом к стратификации была сегрегация. Девочек поощряли посещать курсы домоводства или гуманитарных наук, а мальчиков — математику и естественные науки. Исследования показывают, что гендерная социализация все еще происходит в школах сегодня, возможно, в менее очевидных формах (Lips, 2004). Учителя могут даже не осознавать, что их действия воспроизводят гендерно дифференцированные модели поведения. Тем не менее каждый раз, когда они просят учеников расставить свои места или выстроиться в линию в соответствии с полом, учителя могут утверждать, что к мальчикам и девочкам следует относиться по-разному (Торн 19).93).

Школы незаметно передают девочкам сообщения о том, что они менее умны или менее важны, чем мальчики. Например, в исследовании ответов учителей на учеников мужского и женского пола данные показали, что учителя хвалили учеников мужского пола гораздо больше, чем учениц. Учителя чаще прерывали девочек и давали мальчикам больше возможностей для развития своих идей (Sadker and Sadker, 1994). Кроме того, в социальных и академических ситуациях учителя традиционно относились к мальчикам и девочкам по-разному, усиливая чувство соперничества, а не сотрудничества (Thorne 19).93). Мальчикам также предоставляется большая свобода в нарушении правил или совершении незначительных отклонений, в то время как девочки должны тщательно следовать правилам и играть послушную роль (Ready, 2001).

Средства массовой информации служат еще одним важным агентом гендерной социализации. На телевидении и в кино женщины, как правило, играют менее значимые роли и часто изображаются женами или матерями. Когда женщинам отводится главная роль, она часто впадает в одну из двух крайностей: здоровая, подобная святой фигура или злобная, гиперсексуальная фигура (Etaugh and Bridges 2003). Гендерное неравенство широко распространено и в детских фильмах (Смит, 2008). Исследования показывают, что в десяти самых кассовых фильмах с рейтингом G, выпущенных между 19 и91 и 2013 девять из десяти персонажей были мужчинами (Смит, 2008).

Телевизионные ролики и другие формы рекламы также усиливают неравенство и гендерные стереотипы. Женщины почти исключительно присутствуют в рекламе товаров для приготовления пищи, уборки или ухода за детьми (Davis, 1993). Вспомните, когда вы в последний раз видели мужчину в рекламе посудомоечной машины или стирального порошка. В целом женщины недостаточно представлены на должностях, связанных с лидерством, интеллектом или уравновешенной психикой. Особую озабоченность вызывает бесчеловечное изображение женщин, особенно в музыкальных клипах. Однако даже в основной рекламе довольно часто встречаются темы, связанные с насилием и сексуальностью (Kilbourne 2000).

Смотреть

Посмотрите следующее видео, чтобы больше подумать о социальной конструкции гендера.

Попробуйте

Дополнительные исследования

Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы узнать больше о гендерной стратификации.

Сексизм

В основе сексизма лежат гендерные стереотипы. Сексизм относится к предвзятым убеждениям, в которых один пол ставится выше другого. Как и расизм, сексизм веками был частью американской культуры. Вот краткая хронология «первых» в Соединенных Штатах:

  • До 1809 г. — женщины не могли оформить завещание
  • До 1840 г. женщинам не разрешалось владеть или распоряжаться имуществом
  • До 1920 г. женщинам не разрешалось голосовать
  • До 1963 года работодатели могли по закону платить женщине меньше, чем мужчине за ту же работу
  • До 1973 года женщины не имели права на безопасный и легальный аборт
  • До 1981 года — ни одна женщина не работала в Верховном суде США
  • До 2009 г. — ни одна афроамериканка не была генеральным директором американской корпорации Fortune 500
  • До 2016 года ни один латиноамериканец не был сенатором США
  • До 2017 г. — ни один открыто трансгендерный человек не был избран в законодательный орган штата
  • .

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах неравное обращение с женщинами считается открытой дискриминацией, оно по-прежнему присутствует в общественной жизни. Следует отметить, что дискриминация по признаку пола происходит как на микро-, так и на макроуровне. Многие социологи сосредотачиваются на дискриминации, встроенной в социальную структуру; этот тип дискриминации известен как институциональная дискриминация (Pincus 2008).

Рисунок 4.  В некоторых культурах женщины выполняют всю работу по дому без помощи мужчин, поскольку работа по дому является признаком слабости и считается в обществе женской чертой. (Фото предоставлено Evil Erin/flickr)

Как и расизм, сексизм имеет вполне реальные последствия. Стереотипы о женщинах, например, о том, что они «слишком мягкие», чтобы принимать финансовые решения о таких вещах, как завещания или имущество, превратились в отсутствие женского лидерства в компаниях из списка Fortune 500 (в 2018 году женщины возглавляли только 24 компании!). Мы также видим гендерные несоответствия в политике и в юридических вопросах, поскольку законы, касающиеся репродуктивного здоровья женщин, принимаются преимущественно мужским законодательным органом как на уровне штата, так и на федеральном уровне.

Разрыв в оплате труда

Одним из наиболее ощутимых последствий сексизма является гендерный разрыв в оплате труда. Несмотря на то, что они составляют почти половину (49,8 процента) занятых по заработной плате, мужчины значительно превосходят женщин по численности на авторитетных, влиятельных и, следовательно, высокооплачиваемых должностях (U. S. Census Bureau 2010). Даже если статус занятости женщины равен статусу мужчины, она, как правило, зарабатывает всего 81 цент на каждый доллар, заработанный ее коллегой-мужчиной (Payscale 2020). Женщины в оплачиваемой рабочей силе также по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы дома. В среднем 84 процента женщин (по сравнению с 67 процентами мужчин) тратят время на ведение домашнего хозяйства (U.S. Census Bureau 2011). Эта двойная обязанность удерживает работающих женщин в подчиненной роли в структуре семьи (Hochschild and Machung 19).89).

Рисунок 5 . В 2017 году общий средний заработок мужчин составлял 52 146 долларов, а женщин — 41 977 долларов. Это означает, что женщины зарабатывают 80,1% от того, что зарабатывают мужчины в США. (Источник: Женское бюро Министерства труда США)

Стеклянный потолок

Идея о том, что женщины не могут попасть в представительские апартаменты, известна как стеклянный потолок. Это невидимый барьер, с которым сталкиваются женщины, пытаясь получить работу на самом высоком уровне бизнеса. Например, в начале 2021 года женщинами управляли рекордные 41 из 500 крупнейших компаний мира. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с цифрой двадцатью годами ранее, когда только двумя компаниями руководили женщины, эти 41 генеральный директор по-прежнему составляют лишь восемь процентов этих крупных компаний (Newcomb 2020).

Почему женщинам труднее достичь вершины компании? Одна идея состоит в том, что в Соединенных Штатах все еще существует стереотип о том, что женщины недостаточно агрессивны, чтобы вести себя в зале заседаний, или что они склонны искать работу и работать с другими женщинами (Reiners, 2019). Другие проблемы проистекают из гендерных предубеждений, основанных на гендерных ролях и материнстве, о которых говорилось выше.

Другая идея заключается в том, что женщинам не хватает наставников, руководителей, которые проявляют интерес, приглашают их на нужные встречи и знакомят с нужными людьми для достижения успеха (Murrell & Blake-Beard 2017).

Женщины в политике

Одним из самых важных мест, где женщины могут помогать другим женщинам, является политика. Исторически в Соединенных Штатах, как и во многих других институтах, политическое представительство в основном состояло из белых мужчин. Из-за отсутствия женщин в правительстве их проблемы решают люди, не разделяющие их точки зрения. Число женщин, избранных для работы в Конгрессе, с годами увеличилось, но еще не точно отражает численность населения в целом. Например, в 2018 году население США составляло 49 человек.мужчин и 51% женщин, но население Конгресса составляло 78,8% мужчин и 21,2% женщин (Manning 2018). С годами количество женщин в федеральном правительстве увеличилось, но пока оно не будет точно отражать численность населения, в наших законах будет неравенство.

Рисунок 6 . Распределение членства в Конгрессе по полу. В 2021 году в Конгрессе было рекордное количество женщин: 120 женщин работали в Палате представителей и 24 — в Сенате. Гендерное представительство неуклонно растет с течением времени, но далеко не равно. (Источник: на основе данных Центра американских женщин в политике Университета Рутгерса)

Глобальный сексизм

Гендерная стратификация через разделение труда характерна не только для США. Согласно классической работе Джорджа Мердока « Outline of World Cultures » (1954), все общества классифицируют работу по половому признаку. Когда паттерн проявляется во всех обществах, его называют культурной универсалией. Хотя феномен распределения работы по признаку пола является универсальным, его специфики нет. Одна и та же задача не ставится ни перед мужчинами, ни перед женщинами во всем мире. Но то, как оценивается пол, связанный с каждой задачей, примечательно. Изучая разделение труда между 324 обществами по всему миру, Мердок обнаружил, что почти во всех случаях работа, отведенная мужчинам, имела больший престиж (Murdock and White 19).68). Даже если типы работ были очень похожи, а различия незначительны, мужская работа все же считалась более важной.

В тех частях мира, где женщин сильно недооценивают, девочки могут не иметь такого же доступа к питанию, здравоохранению и образованию, как мальчики. Кроме того, они вырастут, полагая, что заслуживают того, чтобы к ним относились не так, как к мальчикам (ЮНИСЕФ, 2011; Торн, 1993).