Skip to content

Происхождение женщин и мужчин: Руслан Белый — Теория происхождения мужчин и женщин

Мужчина и женщина. Образы в народной Библии

Тамара Ляленкова: Тема сегодняшней передачи — «Образы в народной Библии».

Дело в том, что библейские образы и события в фольклорном пересказе не всегда соответствуют канону. Книжная традиция, на взгляд простого верующего человека, недостаточно полно объясняла происхождение многих важных вещей. Таких, как появление Адама и Евы, в чем именно заключалось грехопадение или кем были родители Девы Марии и Иисуса Христа.

О наиболее популярных в народной Библии сюжетах я попросила рассказать доктора филологических наук, доцента университета Сорбонна Галину Кабакову.

Галина Кабакова: Сюжет, которых многих волнует, — это происхождение женщины. Масса текстов следует за библейским текстом, но в устной народной традиции существует много других вариантов, пожалуй, даже более поэтических. Например, украинская легенда о том, что подруга Адама была создана из цветка.

Тамара Ляленкова: А из какого — не сказали?

Галина Кабакова: Из цветка мальвы. Бог хотел, как лучше, однако Адам решил, что с существом, столько далеким от него по виду и происхождению, ему не о чем будет говорить. И Господь Бог взял женщину-цветок на небо, и она стала Девой Марией. Любопытное развитие разного происхождения мужчины и женщины мы находим в немецкой традиции. Мы узнаем, что Сатана не только завидовал, но и хотел создать нечто похожее на божественное творение — на мужчину. И результатом его усилий была Ева. Вот еще замечательная версия сотворения Евы — в белорусской версии, которая объясняет, что Адам и Ева, когда они были созданы, были соединены, как там сказано, некоей кишкой. И только в тот момент, когда Ева уступила притязаниям змея, эта связь между Адамом и Евой разорвалась, и все последующие любовные отношения между мужчиной и женщиной трактуются как попытка обрести изначальное единство.

Вообще, честно говоря, в народном прочтении Библии запретный плод, конечно, связан не с познанием, а с грехопадением, с тем, что Ева отдалась Сатане. То есть тема интеллектуальная не очень популярна. Масса вариантов связывается с разного рода ремесленным, что ли, производством. Господь Бог сшивает людей, как будто бы это были куклы — и этот вариант объясняет происхождение половых органов у мужчин и женщин: на женщину у него не хватило ниток, а когда он сшивал мужчину, наоборот, у него осталось их слишком много, и они стали членом. То есть изготовление человека — это мастерство, это ремесло.

Тамара Ляленкова: Но все-таки получается, что изготавливается Адам-человек, а женщина по большей части — из Адама.

Галина Кабакова: Чаще всего, конечно, она побочный продукт, вторичный, так скажем. Потом масса историй, которые объясняют, почему у женщин так много общего с дьяволом. Это тоже крайне популярный сюжет, который во всей Европе рассказывают. Однажды Господь Бог со святым Петром идет по земле, и он видит, что дьявол вцепился в женщину, и они клубком катятся по земле. Бог приказывает святому Петру пойти и разобраться. И святой Петр тогда, чтобы их усмирить, отрубает обоим головы. Господь Бог возмущен и приказывает ему поставить головы на место. Естественно, святой Петр путает, и у женщины на плечах голова дьявола, а у дьявола — женская. Таких историй огромное количество.

История про ребро. Господь Бог достает из тела Адама ребро, откладывает его в сторону, и пока он обдумывает, как он из этого ребра сотворит женщину, возникает собака, которая хватает это ребро и начинает убегать. Единственное, что удается сделать Господу Богу, это схватить собаку за хвост, но она настолько мощно вырывается у него из рук, что хвост остается в руках Бога. И вот из этого хвоста как раз и создается женщина. Отсюда объяснение, почему у женщины длинные волосы или почему женщина болтает языком, как собака хвостом. Это очень популярный сюжет.

Тамара Ляленкова: Какие именно качества женские проявляются как отрицательные?

Галина Кабакова: Те качества, которые описываются или объясняются в этих легендах, они все носят отрицательный характер. Вот болтливость, скудоумие, скандальность… Вообще, с женщиной связаны все темы, которые объясняют несовершенство рода человеческого. Например, почему дети не ходят с рождения, в то время как все детеныши сразу при появлении на свет встают на ноги и спокойно себе бегут? Опять-таки из-за глупого поведения женщины. В то время, когда Господь Бог шел по земле и брал каждого новорожденного детеныша на руки, все покорно отдавали ему своих детей, он их подкидывал в воздух, и, приземлившись, эти создания прекрасным образом поднимались и бежали. И только одна женщина пожалела своего ребенка, за что она и должна в течение целого года носить его на руках. Совершенно мужской взгляд, но этот мужской взгляд, самое главное, разделяют и женщины. То есть все эти истории будут с таким же восторгом рассказывать женщины, как и мужчины.

Тамара Ляленкова: Своеобразие фольклорного пересказа библейских событий заключается также в выборе сюжетов, круг которых, по мнению Галины Кабаковой, примерно один и в славянской культуре, и в европейской традиции.

Конечно, народная Библия включала не только канонические и апокрифические сюжеты, сказывались также архаические верования. Насколько легко поддавались пониманию и толкованию образы Ветхого завета? Об этом я попросила рассказать доктора филологических наук, старшего научного сотрудника Института славяноведения Российской академии наук Ольгу Белову.

Ольга Белова: Пожалуй, персонажи, которые были востребованы в народной традиции, получили отражение и в фольклоре, в народном искусстве, — это два библейских царя, царь Давид и царь Соломон. Безусловно, фольклор знает эпизод битвы Давила с Голиафом. Но отнюдь не воинские подвиги Давида стали предметов фольклорных легенд, гораздо больше занимательных сюжетов на тему «Давид и прекрасные дамы». И вторая группа легенд — это как Давид написал псалтырь. Причем эти два сюжета оказываются удивительным образом связаны. Вот у него 99 жен было, но он решил себе для ровного счета прибавить еще одну, и его — правда, не сказано кто — наказали, посадили в глубокую яму, где он должен был отбывать наказание. И вот, якобы, в этой глубокой яме он и сочинили псалтырь.

Довольно интересно, как народная Библия разрабатывает тему потомков царя Давида. Оказывается, у Давида были еще внебрачные дети. В частности, Давид считается отцом великой и мудрой пророчицы Сивиллы, которой принадлежат предсказания о будущем человечества и о рождении Христа.

Сюжет, который бытовал в западно-украинской традиции, говорит о том, что Давид был столь любвеобилен, что похоть, энергия сексуальная его переполняла, и он, чтобы избавиться от нее, собирал эту самую похоть в специальный сосуд. И однажды его слуга по неосторожности этот сосуд опрокинул, разбил, и содержимое его вылилось на землю. И случилось так, что некая утка или гусыня пришла и съела траву, которая на этом месте росла. И через некоторое время она снесла яйцо, из которого на свет появилось дитя женского пола. Причем в некоторых вариантах легенды говорится о том, что у этой девочки вместо ног были гусиные лапы.

А что касается мудрого царя Соломона, мудрость была ему дана от рождения, но эту мудрость Соломон утрачивал, когда он начинал общаться с женщинами. Один из мотивов, очень распространенных в легендах о Соломоне, это как он взвешивает женский разум, и выясняется, что женский разум не весит ровно ничего или вес его сравнивается с весом каких-то таких постыдных и не очень привлекательных предметов типа навоза. То есть ума женщины практически, с точки зрения этих легенд, лишены.

Наблюдается тенденция — объединить весь пантеон христианских святых в одну большую семью. Естественно, каждый сакральный персонаж должен иметь своих прародителей, своих родителей, а также братьев, сестер и потомство. Довольно распространенная точка зрения народного христианства о том, что Иисус Христос или Богородица рождены непосредственно от первых людей — от Адама и Евы. Таким образом, повышается их сакральный статус. Есть варианты народных легенд, где родителями Христа, например, называются Адам и Дева, и вот это созвучие и подмена — Ева и Дева — вроде как игра слов, но в этом лежит глубокий смысл. Потому что народная традиция очень четко демонстрирует нам принцип соответствия образной системы Ветхого и Нового завета, когда к главным ветхозаветным персонажем находятся как бы двойники в Новом завете, и тогда, естественно, получается, что Адам или Моисей прообразуют Христа, а Ева, естественно, прообразует главный сакральный персонаж Нового завета — Деву Марию.

Но вообще такие сюжеты не только в форме легенд бытуют, но и в песенном фольклоре тоже. В частности, есть такая словенская песня, в которой речь идет о том, что в Риме происходит свадьба. Причем интересно, что этот текст исходит из народной католической традиции, не только народное православие выстраивает такие сложные родственные отношения, у католиков то же самое. Так вот, в Риме происходит свадьба, на которой жених — Иисус Христос, невеста — Богородица, старший сват — святой Петр, тетка (видимо, жениха или невесты, не уточняется) — святая Елизавета, а дружки — Святой Дух и Святая Троица. И гости многочисленные — это ангелы. То есть все основные концепты, как персоналии, так и абстрактные образы, вроде Святого Духа или Святой Троицы, здесь представлены. И все они объединены в большую семью. И конечно, странная, на первый взгляд, пара — Иисус Христос и Богородица — представлены мужем и женой. На самом деле это довольно распространенное явление, потому что в болгарской традиции почитаемые святые — Константин и Елена — тоже представляются то как брат и сестра, то как сын и мать или они выступают как супруги. И все эти варианты, на самом деле, равноправны. Или даже в некоторых поверьях Константин и Елена — это две сестры, и в таком случае их зовут — Константинка и Еленка.

Довольно распространены представления о святых близнецах или братьях. Это Козьма и Демьян, Флор и Лавр, Петр и Павел. Эти два персонажа настолько сближаются иногда, что превращаются в один обобщенный персонаж, и в легендах часто спутником Христа является Петро-Павло (пишется через дефис). Или иногда этот самый Петро-Павло превращается в персонаж по имени Петропавля, женского рода.

Тамара Ляленкова: Записанные устные истории, с точки зрения их рассказчиков, случились хотя и давно, но не настолько, чтобы память о них сохранилась исключительно в книгах. Поэтому и ветхозаветные события зачастую находят свое продолжение в Новом завете. И все это происходило не где-нибудь, а вот тут, неподалеку. Наверное, в этой близости и заключается суть народного православия, о котором в сегодняшней программе рассказывали Галина Кабакова и Ольга Белова.

цены, сдача анализов в Москве рядом с вами в лаборатории ДНКОМ


Тестирование ДНК на происхождение позволяет установить этническую принадлежность человека, время и место происхождения рода, а также маршрут его миграции по планете. В настоящее время нет людей, которые бы относились к одной этногеографической популяции  на 100%. Анализ на гаплогруппу позволяет выявить соотношение каждой из групп, к которым относились ваши предки.


Анализ ДНК для определения гаплогруппы человека можно провести по мужской и по женской линии.


Для исследования этнического происхождения по отцовской линии используется Y-хромосома.Y-хромосома передается исключительно от отца сыну, из поколения в поколение, практически без изменений. Те различия, которые в процессе эволюции накапливаются в Y-хромосоме между разными популяциями человека, происходит в основном за счет мутаций. Полученный гаплотип по Y-хромосоме в ходе ДНК тестирования, подвергается биостатической обработке, в результате чего устанавливается к какой гаплогруппе принадлежит исследуемый образец, место и время ее происхождения.


Анализ Y-хромосомы подходит только для мужчин, так как женщины не имеют в своем геноме Y-хромосому. Определить гаплогруппу по мужской линии женщины могут только, если исследование пройдет родной отец или брат, дядя, дедушка по отцовской линии.

 
ДНК-тест на происхождение позволяет узнать:


·       гаплогруппу и ее этнический состав в процентном соотношении


·       место и время возникновения гаплогруппы


·       географическое расселение предков по планете


Для определения гаплогруппы по материнской линии используется ДНК тестирование по митохондриальной ДНК (40. 338 Генеалогический анализ по линии матери, определение гаплогруппы по митохондриальной ДНК).


Для исследования требуется образец буккального эпителия (соскоб с щеки). Соскоб производится специальными цитощетками из конверта.


За полтора часа до сбора образцов не принимать пищу и не курить. Непосредственно перед взятием образцов прополоскать рот теплой водой.


При взятии образца у младенца подождать не менее одного часа с момента последнего кормления. Непосредственно перед взятием образца дать младенцу попить теплой воды  из бутылочки для кормления.

Процедура взятия буккальных образцов


Собрать буккальный соскоб можно самостоятельно, предварительно получив расходный материал в медицинском офисе, или биоматериал может взять медицинская сестра в офисе.


Для самостоятельного взятия буккального соскоба используйте следующий алгоритм:


• Укажите на конверте для образцов биоматериала свое Ф. И.О., год рождения, дата взятия образца, расу.


• Аккуратно откройте упаковку с цитощеткой для взятия образцов биологического материала.


• Извлеките стерильную цитощетку из упаковки, касаясь ее пальцами только за пластиковый стержень.


• Введите цитощетку в ротовую полость, аккуратно прижимая щетку к внутренней стороне одной из щек и с легким нажатием сделать 10-20 круговых движений.


• Поместите цитощетку в подписанный конверт для образцов биологического материала.


• Повторите то же самое со второй цитощеткой на другой щеке и поместите ее в тот же конверт.


• Отклейте защитную ленту на клапане конверта для образцов биологического материала и запечатайте его.


• Отнесите конверт с биоматериалом в медицинский офис.


Доставка и хранение биоматериала


Рекомендуется отправить образцы ДНК в день взятия биоматериала.


Если нет возможности отправить образцы в медицинский офис сразу, то рекомендуется хранить конверт с образцами ДНК при комнатной температуре, исключая попадание прямых солнечных лучей. Срок хранения биоматериала при соблюдении правил не более нескольких месяцев.


Результаты выдаются лично в руки в запечатанном конверте заказчику исследования, оплатившему заказ, по предъявлению паспорта, договора, квитанции об оплате.

Оригинальный бланк будет изготовлен в течение 14 дней после выдачи электронного результата.


Внимание! Результат этнического теста не включает в себя информацию медицинского характера (предрасположенности к заболеваниям или наличие какого-то генетического заболевания).

Блог этимологии — ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ БОТАНИК

16.02.2017

12 комментариев

 

На протяжении многих лет я слышал от многих людей одно и то же заблуждение; что женщина представляет собой комбинацию матки и мужчины . Это на самом деле неправильно. Женщина имеет ли , а не сексистский подтекст; истоки на самом деле платонические. Изначально слово было wimman 9.0013, что означало «взрослая женщина». Возвращаясь еще дальше, это было печально известное слово wifman , также прямое происхождение слова «жена», после отбрасывания — man. Wifman  – это сочетание двух слов; это wif , «женщина» и man , что означает «человек». Да, человек раньше было нейтральным в гендерном отношении словом, означающим «человек», и до сих пор существует по отношению ко всему человечеству, а также как мужчина — термин, который появился позже. Человек  от реконструированного протогерманского слова  manwaz , происходящее от протоиндоевропейского корня man , также относящегося к «людям». Как вездесущий термин человек очень мало изменился с течением времени. Wif  как префикс для wifman  также восходит к протогерманскому и слово wiban , по-прежнему относящееся к женщине. Хотя происхождение этого неизвестно, но предполагается, что оно произошло от нескольких (теоретических) слов ПИЕ, две наиболее распространенные теории заключаются в том, что оно произошло от слова, означающего «женские гениталии», и что оно произошло от раннего слова для « стыд». Если верно последнее, то слово  – это  сексист, но не в том смысле, в каком думает большинство людей. Действительно, женщина означает «женщина-человек».

12 комментариев

    АВТОР

    Здравствуйте! Меня зовут Адам Алексик, я изучаю государственное управление и лингвистику в Гарвардском университете, где я стал соучредителем Гарвардского студенческого лингвистического общества. Помимо этимологии, мне также очень нравятся мелочи, политика, вексилология, география, настольные игры, конланги, история искусств и право.

    СМУЩЕННЫЙ?

      

    Архивы

    май 2022 г.

    март 2022 г.

    Февраль 2022 г.

    январь 2022 г.

    декабрь 2021 г.

    ноябрь 2021 г.

    июль 2021 г.

    июнь 2021 г.

    май 2021 г.

    апрель 2021 г.

    март 2021 г.

    Февраль 2021 г.

    январь 2021 г.

    декабрь 2020 г.

    ноябрь 2020 г.

    октябрь 2020 г.

    сентябрь 2020 г.

    август 2020 г.

    июль 2020 г.

    июнь 2020 г.

    май 2020 г.

    апрель 2020 г.

    март 2020 г.

    Февраль 2020 г.

    январь 2020 г.

    декабрь 2019 г.

    ноябрь 2019 г.

    Октябрь 2019 г.

    сентябрь 2019 г.

    август 2019 г.

    июль 2019 г.

    июнь 2019 г.

    май 2019 г.

    апрель 2019 г.

    март 2019 г.

    Февраль 2019 г.

    январь 2019 г.

    Декабрь 2018 г.

    ноябрь 2018 г.

    Октябрь 2018 г.

    сентябрь 2018 г.

    август 2018 г.

    июль 2018 г.

    июнь 2018 г.

    май 2018 г.

    апрель 2018 г.

    март 2018 г.

    Февраль 2018 г.

    январь 2018 г.

    декабрь 2017 г.

    ноябрь 2017 г.

    Октябрь 2017 г.

    сентябрь 2017 г.

    август 2017 г.

    июль 2017 г.

    июнь 2017 г.

    май 2017 г.

    апрель 2017 г.

    март 2017 г.

    Февраль 2017 г.

    Январь 2017 г.

    Декабрь 2016 г.

    ноябрь 2016 г.

    БИРКИ

    Все

    Интервью

    Сатира

Истоки сексизма: как мужчины пришли к власти 12 000 лет назад

Анил Анантасвами и Кейт Дуглас социальная, экономическая и политическая власть. Так что заманчиво предположить, что это естественное положение вещей, возможно, потому, что мужчины в среднем сильнее женщин. Но изучение корней человечества показывает, что этот ответ слишком прост.

Шимпанзе не являются аналогом наших предков — они эволюционировали с тех пор, как два наших генеалогических древа разделились между 7 и 10 миллионами лет назад, — но их социальная структура может рассказать нам кое-что об условиях, в которых процветает мужское доминирование. Обычные группы шимпанзе явно патриархальный. Самцы жестоки по отношению к самкам, они отбирают у них пищу, насильно совокупляются с самками, у которых овуляция, и даже убивают их просто за то, что они проводят время вдали от группы.

Специальный отчет: Истоки сексизма

Горячо обсуждается дисбаланс сил между мужчинами и женщинами. Но никому не выгодно патриархальное общество, так как же мы сюда попали и куда нам двигаться дальше?

Самцы также проводят свою жизнь в группе, в которой они родились, тогда как самки покидают ее в подростковом возрасте. В результате самцы в группе более тесно связаны друг с другом, чем самки. И поскольку родственники склонны помогать друг другу, у них есть преимущество.

Реклама

То же самое и в человеческом обществе: там, где женщины переезжают жить в семью своего мужа, мужчины, как правило, имеют больше власти и привилегий. Патрилокальная резиденция, как ее называют, связана с патриархатом, говорит антрополог и приматолог Сара Хрди из Калифорнийского университета в Дэвисе.

На протяжении большей части нашей истории мы были охотниками-собирателями, и патрилокальное проживание не является нормой среди современных обществ охотников-собирателей. Вместо этого любой из партнеров может переехать жить к «свекрови», или пара может переехать подальше от обеих своих семей. По словам Хрди, в эти системы встроена определенная степень эгалитаризма. Если бы они отражали то, что делали доисторические охотники-собиратели, у женщин в тех ранних обществах был бы выбор поддержки со стороны группы, в которой они выросли, или возможность избавиться от угнетения.

Согласно одной из школ, все изменилось около 12 000 лет назад. С появлением земледелия и приусадебного хозяйства люди стали оседлыми. Они приобрели ресурсы для защиты, и власть перешла к физически более сильным мужчинам. Отцы, сыновья, дяди и деды стали жить рядом друг с другом, собственность переходила по мужской линии, а женская автономия была подорвана. В результате, говорят, возник патриархат.

Эта история происхождения подтверждается исследованием, опубликованным в 2004 году. Исследователи из Университета Сапиенца в Риме, Италия, изучили митохондриальную ДНК (унаследованную от матери) и генетические маркеры на Y-хромосоме (унаследованную от отца) в 40 популяциях из суб- Сахарская Африка. Это говорит о том, что женщины из популяций охотников-собирателей, таких как !кунг и хадза, с большей вероятностью оставались со своими матерями после замужества, чем женщины из популяций, производящих пищу. Для мужчин все было наоборот, что свидетельствует о том, что сельское хозяйство действительно связано с патрилокальными обществами.

«Заманчиво предположить, что доминирование мужчин — это естественное состояние человеческого общества. Это не так»

В решении проблем солидарность имеет решающее значение, говорит Эми Пэриш из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Она изучает общества бонобо, которые являются патрилокальными, но в которых доминируют женщины. Самки весят на 15% меньше, чем самцы, подобно людям и шимпанзе, но Пэриш говорит, что они имеют преимущество, потому что они сотрудничают и образуют союзы. Она видит параллель с феминистскими движениями: «Цель состоит в том, чтобы вести себя с неродственными женщинами, как если бы они были вашими сестрами».

Это не так просто, как кажется (см. «Почему патриархат вреден для мужчин и как это исправить»). «Движение #MeToo направлено на женское сотрудничество, — говорит Хрди, — но добиться сотрудничества между людьми, не являющимися родственниками, сложно». Инстинкт соперничества может преобладать, или события могут привести к распаду сотрудничества — например, во время войны, говорит Хрди. «Женщины начинают заботиться о безопасности своих детей и своих мужей». Она опасается, что конфликт может свести на нет достижения последних десятилетий. «Ни в чем нельзя быть уверенным, — говорит она. «Это то, что я говорю своим дочерям: не принимайте ничего из того, что у вас есть сейчас, как должное».

По ее словам, для восстановления и укрепления равенства потребуются усилия по нескольким направлениям. Если патриархат зародился в оседлых социальных структурах, формализовавших мужскую собственность и наследование, то, например, законы, дающие женщинам право владеть собственностью от своего имени, могут помочь.

Но такие законы существуют во многих обществах 21 века — так почему же сохраняется патриархат? В конечном счете, настоящие перемены наступят только тогда, когда общества будут воплощать в себе ценности, поддерживаемые законами, утверждает Лиз Элиот, нейробиолог из Университета Розалинды Франклин в Чикаго: «Законы — это первый шаг, интернализированные ценности приходят позже».