Skip to content

Происхождение мужчин и женщин: Руслан Белый — Теория происхождения мужчин и женщин

Женщины в Древней Греции — Всемирная историческая энциклопедия

В сравнении с гражданами мужского пола, древнегреческие женщины имели намного меньше прав. Не имея права голосовать, владеть землей или наследовать, женщина в основном находилось дома, и цель ее жизни состояла в воспитании детей. Это, однако, общее описание, и, рассматривая роль женщин в Древней Греции, следует помнить, что информация о конкретных городах-государствах часто отсутствует, и почти всегда представлена через призму восприятия авторов-мужчин. Только в Афинах статус и роль женщин могут быть определены и описаны в подробностях. Мы также не уверены в практическом и повседневном применении правил и законов, уцелевших с древности. Нам тем не менее достоверно ведомо, что к спартанским женщинам относились несколько иначе, чем в других городах. Как и мужчины, они должны были тренироваться, а так же имели право владеть землей и пить вино.

Также существовали категории женщин, информация о которых была менее тщательно задокументирована, чем о таких, как профессиональные женщины, которые работали в магазинах или же проститутки. Социальные правила и обычаи, которые распространялись на последних, были еще менее четко очерчены, чем для женщин-членов семей граждан. В заключение, в отличие от большинства женщин, некоторые, особенно одаренные, поднимались выше ограничений греческого общества и достигали признания в качестве поэтесс (Сапфо), философов (Арета Киренская), лидеров (спартанская царица Горго и Аспасия Афинская) и врачей (Агнодика Афинская).

Симпозиумы и Хетайра

Sebastià Giralt (CC BY-NC-SA)

Женщины в мифологии

Учитывая их ограниченную роль в реальном обществе, греческая религия и мифология наполнена удивительно сильным составом женских персонажей. Афина, богиня мудрости и покровительница Афин, выделяется как могущественная фигура, наделенная неподражаемым умом, храбростью и честью. Как и для большинства древних культур, где сельское хозяйство имело решающее значение для общества. Неудивительно, что богини плодородия Деметра и Персефона были самыми почитаемыми среди греков.

От ревнивой Геры до Афродиты, использовавшей свои чары, заставляя мужчин потерять рассудок, древнегреческие авторы-мужчины часто представляли женщин как нарушительниц спокойствия. Мифы и литература изобилуют женскими персонажами, которые изо всех сил пытаются сорвать планы героев-мужчин, от верховной ведьмы Медеи до смертоносных, хотя и милых, сирен. Женщин также часто представляли как управляемых лишь дикой страстью и экстатическими эмоциями (напр. менады). Напротив, идеальная целомудренная женщина, верная отсутствующему мужу, воплощена в Пенелопе в «Одиссее» Гомера. Музы — воплощение еще одного позитивного женского образа. Они нам известны не только своей физической красотой, но и широким спектром навыков в искусстве. Вопрос о том, имели ли эти вымышленные персонажи какое-либо отношение к роли женщин в реальной жизни, остается открытым, равно как и более интригующий вопрос о мнении самих греческих женщин о созданных мужчинами образцах для подражания. Возможно, мы никогда не сможем найти ответы на эти немаловажные темы.

Афина (после восточного фронтона Парфенона)

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Девочки

Как и во многих других аграрных культурах, где преобладают мужчины, младенцы женского пола подвергались гораздо более высокому риску быть покинутыми родителями при рождении, чем дети мужского пола. Сыновья горожан ходили в школы, где в программу обучения входили чтение, письмо и математика. После освоения этих основ, дети обращались к литературе (напр. Гомер), поэзии и музыке (особенно к лире). Легкая атлетика также является важным элементом образования молодых людей. Девочек воспитывали так же, как мальчиков, но с большим упором на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые впоследствии можно было бы демонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных фестивалях и церемониях. Конечная цель образования девочки — подготовить ее к женской роли в воспитании семьи, а не напрямую стимулировать ее интеллектуальное развитие.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВОЧКИ — ПОДГОТОВИТЬ ЕЕ К ЖЕНСКОЙ РОЛИ В ВОСПИТАНИИ СЕМЬИ, А НЕ НАПРЯМУЮ СТИМУЛИРОВАТЬ ЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Важной частью воспитания девочек была педерастия (ее практиковали не только зрелые мужчины и мальчики). Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали в себя сексуальные отношения, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер действовал в качестве наставника для молодежи и обучал сквозь призму своего мирского и практического опыта.

Молодые Девушки

Женщины должны были выходить замуж девственницами. Бракосочетание, как правило, организовывалось отцом, который выбирал жениха и принимал от него приданое. В случае, если женщина не имела отца, ее интересы (перспективы брака и управление имуществом) находились под присмотром опекуна (kurios), дядя или другой родственник мужского пола. При вступлении в брак традиционно в возрасте тринадцати лет, любовь не имела ничего общего с сочетанием мужа и жены. Конечно, между парой могла развиться любовь, но лучшее, на что, в основном, можно было надеяться, — это philia — общее чувство дружбы/любви. Еros, любовь желания, по крайней мере в случае мужчин, находили в другом месте.

Греческое платье Peplos

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Замужние Женщины

В семейном доме женщины должны были воспитывать детей и выполнять повседневные обязанности. Им помогали рабы, если муж мог их себе позволить. Контакты с несемейными мужчинами не поощрялись, и женщины в основном занимались домашними делами, такими как работа с шерстью и ткачество. Они могли выходить и посещать дома друзей, а также участвовать в общественных религиозных церемониях и фестивалях. Могли ли женщины посещать театральные представления — все еще спорный вопрос среди ученых. Более достоверно то, что женщины не могли посещать публичные собрания, голосовать или занимать государственные должности. Даже женское имя нельзя было упоминать публично — вне зависимости от цели.

Замужние женщины, по крайней мере в глазах закона, находились во власти своих мужей. Такие писатели, как Аристотель, даже не подвергали сомнению мнение, что женщины интеллектуально неспособны принимать важные решения за себя. На практике, конечно, отдельные пары вполне могли вести свою жизнь более справедливо. Ожидалось, что женщины будут хранить верность своим мужьям, но не обратное, поскольку мужья могли свободно пользоваться услугами проституток, любовниц и куртизанок. Любая женщина, которая не защищала честь семьи (и, таким образом, не защищала законность мужской линии), была виновна в серьезном преступлении moicheia, в результате чего ей было запрещено участвовать в публичных религиозных церемониях. Муж, обнаруживший, что его жена вступает в сексуальные отношения с другим мужчиной, мог убить любовника, не опасаясь преследований.

Если у женщины умирал отец и у нее были братья, все наследство переходило к ним. Если женщина была единственным ребенком, наследство переходило к ее опекуну или мужу (если женщина была замужняя). В некоторых случаях, когда имущество отца унаследовала одинокая женщина, ей приходилось выходить замуж за ближайшего родственника мужского пола, обычно за дядю. Женщины могли унаследовать после смерти родственников-мужчин при условии, что в очереди не было других родственников-мужчин. Личное же имущество женщин, ограничивалось подаренными членами семьи одеждой и украшениями. Женщины не не имели права составлять завещание, а в случае смерти все их имущество переходило к мужу.

Глава Пенелопы

Carole Raddato (CC BY-SA)

Браки могли быть расторгнуты по трем причинам. Первая и самая распространенная — отречение мужа (apopempsis или ekpempsis). Объяснение не требовалось и лишь ожидалось возмещение приданого. Следующая — случай, когда жена покидала семейный дом (apoleipsis). В этом случае, новый опекун был обязан действовать как ее юридический представитель. Однако это было редкостью, и в результате была подорвана репутация женщины в обществе. Третьим основанием для расторжения была просьба отца невесты вернуть дочь (aphairesis), часто, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым. Однако этот последний вариант был возможен лишь в том случае, если у жены не было детей. Если женщина оставалась вдовой, она должна была выйти замуж за близкого родственника мужского пола, чтобы гарантировать сохранение собственности в пределах семьи.

Другие роли

Женщины, конечно, также присутствовали в различных других классах неграждан. Как рабыни, они выполняли всевозможные обязанности, а также работали магазинах и пекарнях. Группа, о которой у нас больше всего информации, — это секс-работницы. Здесь женщины представляли две категории. Первой и, пожалуй, самой распространенной были проститутки в борделях (pornē). К второй категории принадлежали проститутки высшего класса (hetaira). Эти последние женщины получали образование в области музыки и культуры и часто имели продолжительные отношения с женатыми мужчинами. Именно этот класс женщин развлекал мужчин (во всех смыслах) на знаменитом симпозиуме, приватных вечеринках для гостей-мужчин.

Наконец, некоторые женщины участвовали в культах и ​​выступали в роли жриц определенных женских божеств (особенно Деметры и Афродиты), а также — Диониса. Жрицы, в отличие от своих коллег-мужчин, имели дополнительное ограничение, заключающееся в том, что их выбирали лишь в случае если те были девственницами или находились за пределами менопаузы. С другой стороны, прихожане могли быть обоих полов, кроме тех ритуалов, где присутствовали определенные ограничения. Фестиваль плодородия Фесмофория был самым распространенным из подобных мероприятий, и его посещали только замужние женщины. Каждый год в Афинах отбирали четырех молодых женщин, чтобы те служили жрице Афины Полиас и ткали священную одежду (пеплос), которая украшала культовую статую богини. Одной из самых известных женских религиозных ролей обладала престарелая жрица-прорицательница Дельфийского оракула Пифия, истолковывавшая провозглашения Аполлона.

Пекинская декларация — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4–15 сентября 1995 года

1. Мы, правительства, принимающие участие в четвертой Всемирной конференции по положению женщин,

2. Собравшиеся здесь, в Пекине, в сентябре 1995 года, в год пятидесятилетия основания Организации Объединенных Наций,

3. Будучи преисполнены твердой решимости добиваться достижения целей равенства, развития и мира для всех женщин во всем мире в интересах всего человечества,

4. Учитывая чаяния всех женщин во всем мире и принимая во внимание многообразие женщин и их ролей и обстоятельств, воздавая должное женщинам, которые проложили путь, и будучи воодушевленными надеждой, олицетворением которой является молодежь мира,

5. Признаем, что за последнее десятилетие положение женщин во многих отношениях существенно улучшилось, но такой прогресс был неравномерным, и неравенство между мужчинами и женщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются, что серьезно отражается на благосостоянии всех людей,

6. Признаем также, что эта ситуация усугубляется усилением нищеты, которая сказывается на жизни большинства людей в мире, особенно женщин и детей, и происхождение которой следует искать как во внутригосударственной, так и в международной сферах,

7. Заявляем о своей безоговорочной приверженности делу устранения этих ограничений и препятствий и дальнейшему улучшению таким образом положения женщин во всем мире и расширению их возможностей и соглашаемся с тем, что это требует принятия безотлагательных мер, проникнутых решимостью, духом надежды, сотрудничества и солидарности, уже сегодня, с тем чтобы мы вступили в следующее столетие с новыми достижениями.

Мы подтверждаем нашу приверженность:

8. Равноправию и врожденному человеческому достоинству женщин и мужчин и другим целям и принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и других международных документах в области прав человека, в частности в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка, а также в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и Декларации о праве на развитие;

9. Обеспечению полного осуществления прав человека женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод;

10. Развитию консенсуса и прогресса, достигнутых на предыдущих конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций — по улучшению положения женщин в Найроби в 1985 году, по детям в Нью-Йорке в 1990 году, по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, по правам человека в Вене в 1993 году, по народонаселению и развитию в Каире в 1994 году и по социальному развитию в Копенгагене в 1995 году, с тем чтобы добиться целей равенства, развития и мира;

11. Обеспечению полного и эффективного осуществления Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин;

12. Расширению возможностей и улучшению положения женщин, включая право на свободу мысли, совести, религии и убеждений, содействуя, таким образом, удовлетворению моральных, этических, духовных и интеллектуальных потребностей женщин и мужчин, индивидуально или совместно с другими, и посредством этого гарантируя им возможность полной реализации своего потенциала в обществе при формировании своей жизни в соответствии со своими собственными чаяниями.

Мы убеждены в том, что:

13. Расширение возможностей женщин и их всестороннее участие на основе равенства во всех сферах жизни общества, включая участие в процессе принятия решений и доступ к власти, имеют основополагающее значение для достижения целей равенства, развития и мира;

14. Права женщин являются правами человека;

15. Равные права, возможности и доступ к ресурсам, равное распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами и гармоничное партнерство между ними имеют ключевое значение для их благосостояния и благосостояния их семей, а также для укрепления демократии;

16. Ликвидация нищеты на основе устойчивого экономического роста, социального развития, охраны окружающей среды и социальной справедливости требует вовлечения женщин в экономическое и социальное развитие, равных возможностей и полного и равноправного участия женщин и мужчин как движущих сил и бенефициаров ориентированного на людей устойчивого развития;

17. Четкое признание и подтверждение права всех женщин на контроль за всеми аспектами своего здоровья, в частности их собственной фертильностью, имеют основополагающее значение для расширения их возможностей;

18. Мир на местном, региональном и глобальном уровнях достижим и неразрывно связан с улучшением положения женщин, являющихся важнейшей силой в деле управления, урегулирования конфликтов и содействия установлению прочному миру на всех уровнях;

19. Необходимо разрабатывать, осуществлять при всемерном участии женщин действенные, эффективные и взаимодополняющие стратегии и программы, включая политику и программы в области развития, учитывающие гендерные аспекты, и наблюдать за их осуществлением, на всех уровнях, которые будут содействовать расширению прав и улучшению положения женщин;

20. Участие и вклад всех сил гражданского общества, особенно женских групп и сетевых структур и других неправительственных организаций и общинных организаций, при полном уважении их самостоятельности и в сотрудничестве с правительствами являются важным условием успешного осуществления Платформы действий и связанной с ней последующей деятельности;

21. Осуществление Платформы действий требует обязательств со стороны правительств и международного сообщества. Своими национальными и международными обязательствами в отношении практических мер, включая обязательства, взятые на Конференции, правительства и международное сообщество признают необходимость принятия незамедлительных мер в отношении расширения возможностей и улучшения положения женщин.

Мы исполнены решимости:

22. Активизировать усилия и практическую работу по достижению целей Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин к концу нынешнего столетия;

23. Обеспечивать женщинам и девочкам возможность полностью пользоваться всеми правами человека и основными свободами и принимать действенные меры против нарушения этих прав и свобод;

24. Принять все необходимые меры по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек и устранению всех препятствий на пути достижения равенства между мужчинами и женщинами и улучшения положения женщин и расширения их прав;

25. Добиваться всемерного участия мужчин во всех усилиях по достижению равенства;

26. Содействовать достижению женщинами экономической независимости, включая занятость, и положить конец перманентному и усиливающемуся бремени нищеты, которое несут женщины, путем устранения структурно обусловленных причин нищеты на основе преобразования экономических структур, предоставления всем женщинам, в том числе живущим в сельских районах, как важнейшим участникам развития, равного доступа к производственным ресурсам, возможностям и государственным услугам;

27. Поощрять ориентированное на человека устойчивое развитие, включая неуклонный экономический рост, на основе предоставления девочкам и женщинам базового образования, непрерывного образования, возможностей для получения грамотности и профессиональной подготовки и первичной медико-санитарной помощи;

28. Предпринять положительные шаги в направлении установления мира в интересах улучшения положения женщин, признавая ту ведущую роль, которую женщины сыграли в движении за мир, активно добиваться всеобщего и полного разоружения в условиях строгого и эффективного международного контроля и поддерживать переговоры о безотлагательном заключении универсального и поддающегося эффективному контролю договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, способствующего ядерному разоружению и предотвращению распространения ядерного оружия во всех его аспектах;

29. Предупреждать и устранять любые формы насилия в отношении женщин и девочек;

30. Обеспечивать женщинам и мужчинам равный доступ к образованию и медицинской помощи и равное отношение к ним в этих сферах и добиваться улучшения полового и репродуктивного здоровья женщин, а также повышения их образовательного уровня;

31. Поощрять и отстаивать все права человека женщин и детей;

32. Наращивать усилия по предоставлению равных возможностей пользоваться всей совокупностью прав человека и основных свобод всем женщинам и девочкам, сталкивающимся с комплексом барьеров, препятствующих расширению их прав и улучшению положения ввиду таких факторов, как расовая принадлежность, возраст, язык, этническая принадлежность, культура, религия или инвалидность или принадлежность к коренному народу;

33. Обеспечивать уважение международного права, включая гуманитарное право, в интересах защиты женщин и девочек в первую очередь;

34. Добиваться максимального развития способностей девочек и женщин всех возрастов, обеспечивать их всемерное и равное участие в построении более совершенного мира для всех и повышать их роль в процессе развития;

Мы исполнены решимости:

35. Обеспечивать женщинам равный доступ к экономическим ресурсам, включая землю, кредиты, науку и технику, профессиональную подготовку, информацию, средства коммуникации и рынки, в качестве одного из средств дальнейшего улучшения положения женщин и девочек, в том числе за счет расширения их возможностей пользоваться благами, связанными с обеспечением равного доступа к этим ресурсам, в частности, посредством международного сотрудничества;

36. Обеспечивать успешное осуществление Платформы действий, для чего потребуется твердая приверженность со стороны правительств, международных организаций и учреждений на всех уровнях. Мы твердо убеждены в том, что экономическое развитие, социальное развитие и охрана окружающей среды являются взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами устойчивого развития, представляющего собой основу наших усилий, направленных на повышение качества жизни всех людей. Справедливое социальное развитие, в рамках которого за неимущими, особенно за женщинами, живущими в условиях нищеты, признается право постоянно пользоваться экологическими ресурсами, является необходимой основой для устойчивого развития. Мы также признаем, что для содействия обеспечению социального развития и социальной справедливости на постоянной основе необходим всеохватывающий и непрерывный экономический рост в контексте устойчивого развития. Для успешного осуществления Платформы действий потребуются также надлежащая мобилизация ресурсов на национальном и международном уровнях, а также новых и дополнительных ресурсов для развивающихся стран с привлечением всех имеющихся механизмов финансирования, включая многосторонние, двусторонние и частные источники, в целях улучшения положения женщин; финансовые ресурсы для укрепления потенциала национальных, субрегиональных, региональных и международных учреждений; приверженность делу обеспечения равных прав, равных обязанностей и равных возможностей, а также равноправного участия женщин и мужчин во всех национальных, региональных и международных органах и процессах формирования политики; и учреждение или укрепление на всех уровнях механизмов, обеспечивающих подотчетность перед женщинами мира;

37. Обеспечивать также успешное осуществление Платформы действий в странах с переходной экономикой, для чего потребуются дальнейшее международное сотрудничество и помощь;

38. Мы настоящим принимаем и как правительства обязуемся выполнять нижеследующую Платформу действий, следя за тем, чтобы гендерные аспекты находили отражение во всех наших стратегиях и программах. Мы настоятельно призываем систему Организации Объединенных Наций, региональные и международные финансовые учреждения, другие соответствующие региональные и международные учреждения и всех женщин и мужчин, а также неправительственные организации, с полным уважением их самостоятельности, и все сектора гражданского общества в сотрудничестве с правительствами взять на себя обязательство по осуществлению Платформы действий и всемерно этому содействовать.


Источник: A/CONF.177/20/Rev.1, стр 2–6.

Почему в слове «женщина» есть «мужчина», а в слове «женщина» есть слово «мужчина»? |

Это истерика, когда люди неправильно предполагают происхождение слов. Что еще более истерично, так это когда ты узнаешь, что ты один из них. Вот что случилось со мной, когда я наткнулся на этимологию слов «мужчина», «женщина», «мужчина» и «женщина». Иногда мы манипулируем словами и корректируем их, чтобы они соответствовали нашему предположению. Подождите, пока вы не прочитаете об этимологии слов, которые я только что упомянул. Это явление довольно распространенное и у него даже есть собственное название: народная этимология. Крайние случаи этого включают феминистское движение, которое требует, чтобы слово история было переименовано в ее историю.


Посмотрим, что еще у нас есть! Слово Goodbye на самом деле было «Godbye», сокращением фразы «Бог с вами». но люди ошибочно полагали, что «До свидания» — это просто еще одна приветственная фраза, такая как «доброе утро» или «спокойной ночи», и поэтому они изменили ее, конечно, молчаливо, на «до свидания», не думая о том, что пока не имеет собственного значения.

Теперь давайте покончим с народной этимологией слов мужчина против женщина и мужчина против женщин . Для многих слово человек несет клеймо; вы не должны использовать man для обозначения man , это сексизм. Для других оба слова следует отбросить, потому что даже в человек содержится человек . То же самое для человечества и человечества . На этом глупости не заканчиваются. Они дошли до того, что стали жаловаться, почему в женщина есть слово «мужчина», а в женщина есть слово «мужчина»? А если серьезно… почему?


Мужчина  происходит от протогерманского и означает буквально «человек», то есть может относиться как к мужчине, так и к женщине. Женщина , с другой стороны, происходит от Wif или wifman . То, что использовалось для обозначения man с его сегодняшним значением, это wer или werman . То, что это попало в нужное место, подтверждается выживанием wer в оборотне (буквально человек-волк).

Жены , в ходе языкового развития, потерял «ф» и стал wimman  пока не дошло до нас как woman . werman , не просто потерял «р», как это произошло с «ф» в wifmen. После нормандского завоевания слово «вер» исчезло, и оно стало называться человек , и постепенно оно сузилось до обозначения только мужчин мужского пола.


Согласно Википедии:

«Написание слова женщина в английском языке за последнее тысячелетие изменилось от wīfmann[1] к wīmmann, затем к wumman и, наконец, к современному написанию woman.[2] На староанглийском языке wīfmann означало «женщина-человек», тогда как wēr означало «мужчина-человек». Mann или monn имели гендерно-нейтральное значение «человек», соответствующее современному английскому «человек» или «кто-то»; однако после норманнского завоевания слово «мужчина» стало больше использоваться в отношении «человека мужского пола», и к концу 13 века оно начало затмевать использование более старого термина wēr. Медиально-губные согласные «ф» и «м» в wīfmann слились в современную форму «женщина», а начальный элемент, означавший «женский», претерпел семантическое сужение до значения замужней женщины («жены»). Распространено заблуждение, что термин «женщина» этимологически связан с «маткой», происходящим от отдельного древнеанглийского слова wambe, означающего «желудок» (мужского или женского)».


Мужчина сохранял свое определение как «человек» до 20-го века, когда люди предположили, что оно исключает женщин — понятно, поскольку многие мужчины использовали его таким образом — поэтому оно по большей части вышло из употребления, сохранив определение, которое оно имеет сегодня. Это было естественно, учитывая распространенный в то время сексизм, когда мужчин считались гендером «по умолчанию».

Теперь приступим к работе с «человеком» и «мужчиной». «Человек» происходит от латинского  humanus  и не имеет ничего общего со словом «человек». «Мужской» происходит от латинского masculus («мужской»), которое затем было сокращено до masle на старофранцузском языке. «Женщина» также происходит от французского, но от femelle («женщина»), от латинского уменьшительного от femina ; оно никогда не имело этимологической связи с «мужским».

Тем не менее, несмотря на отсутствие этимологической связи между этими словами и тем, что люди якобы обозначают ими, удивительно, как наш разум находит шаблоны, которые могут не существовать, и связывает их с тем, что происходит в мире. Оскар Тэй из Quora пишет, что «иногда говорящие не видят происхождения слова и в итоге получают этимологический мусор. Примером этого является слово «клюква»: оно происходит от нижненемецкого kraanbere, буквально «кранберри». Когда английский заимствовал его, носители правильно поняли, что bere означает «ягода», но не то, что kraan означает «журавль», поэтому они англизировали kraan до «cran» и получили «cranberry», где «cran» не означает ничего, кроме необходимо, чтобы слово работало». См. исходный ответ Тэя [здесь]. Фрагменты слов, которые сами по себе не имеют значения, такие как *-bye в «до свидания» и *cran– в «клюкве», по иронии судьбы называются «морфемами клюквы».


В любом случае, хотя язык полон сексизма (текущего в обоих направлениях), мужчина, женщина, мужчина и женщина — невинные маленькие слова, ставшие жертвами бездумной народной этимологии. В следующий раз, когда вы столкнетесь с людьми, которые все еще запутались в этом вопросе, просветите их и помогите устранить путаницу.

Пожалуйста, поделитесь, если вы считаете, что статья того заслуживает. Будем рады видеть вас в следующем посте. А пока оставайся ботаником.


Эволюционная история мужчин и женщин, Новости, Университет Ла Троб

Если такие выводы верны, возникают опасения, что наша биология может помешать нам двигаться к гендерному равенству. Но я утверждаю, что это не так, и что нам нужно понять нашу эволюционную историю, чтобы преодолеть гендерное неравенство.


Подробнее: Может ли четырехлетний ребенок быть сексистом?


Что такое эволюционная психология?

Исследования показывают, что женщины и мужчины, в том числе девочки и мальчики, а также женщины и мужчины, имеют много психологических различий. Область эволюционной психологии пытается объяснить эти различия с точки зрения биологических адаптаций. По сути, это означает изучение различных репродуктивных проблем, с которыми сталкивались полы на протяжении всей истории нашего вида, и связывание их с психологическими и поведенческими характеристиками.

Например, эволюционные психологи утверждают, что самцы более агрессивны, чем самки, потому что они могут получить больший доступ к самкам, жестоко соревнуясь с другими самцами. Считается, что мужчины более охотно занимаются случайным сексом, потому что они могут значительно увеличить свою репродуктивную способность, делая это, тогда как женщины больше выигрывают от разборчивости из-за требований беременности и грудного вскармливания.

Женщины чаще предпочитают партнеров выше ростом и с более высоким статусом, потому что такие мужчины являются лучшими защитниками и кормильцами. Мужчины с большей вероятностью предпочтут физически привлекательного партнера, а черты, считающиеся наиболее привлекательными у женщин, являются сигналами более высокой фертильности, такими как молодость и физическое здоровье.

Вполне возможно, что психологические, поведенческие и физические половые различия заставляют мужчин с большей вероятностью доминировать над женщинами, а женщин с меньшей вероятностью сопротивляться доминированию со стороны мужчин.

Половые различия, конечно, скорее вопрос степени, чем вида. Например: да, мужчин больше, чем женщин, высоких, но это не значит, что женщины не могут быть высокими, а мужчины не могут быть низкими. Просто при расчете в среднем мужчины выше, а женщины ниже. Тот же принцип применим и к различиям, описанным выше.

Не все мужчины и женщины соответствуют средним характеристикам мужчин и женщин.
на сайте www.shutterstock.com

Природа или воспитание?

Многие люди отвергают объяснения половых различий, основанные на эволюционной биологии, предпочитая приписывать такие различия культуре и социальному контексту.

Однако мы находим доказательства таких половых различий по всему миру. Кроме того, объяснение чего-то как «просто культура» не объясняет, почему данная культурная норма вообще существует. Это также не объясняет, почему мы обнаруживаем половые различия в поведении у многих нечеловеческих животных.


Подробнее: Не только женщинам наверху платят меньше, чем мужчинам


культура и ничего по биологии. Наконец, исследования близнецов показывают, что большая часть индивидуальных различий может быть объяснена генетикой, а не только обстоятельствами, в которых вы выросли и живете.

Отказ от эволюционных объяснений половых различий часто может быть эмоциональной реакцией: люди относятся к этим идеям враждебно, потому что картина человеческой природы, которую они рисуют, некрасива. Но тот факт, что что-то непривлекательно, не делает его фальшивым. Некоторых феминисток может беспокоить то, что такие объяснения подразумевают, что если гендерное неравенство естественно, то оно неизбежно и, возможно, даже оправдано.

Натуральный = необходимый?

Независимо от того, считаете ли вы эволюционные объяснения половых различий убедительными, есть ли основания опасаться, что они могут оказаться правдой? Подразумевает ли биологическая основа половых различий, что гендерное неравенство «определяется» нашей биологией?

Если вы принимаете эволюционное объяснение этих половых различий, то вы можете прийти к выводу, что гендерное неравенство имеет биологическую основу. Если это ваша точка зрения, то, возможно, вы могли бы согласиться с тем, что доминирование самцов над самками в каком-то смысле «естественно» для человека, как и для многих других видов, включая наших ближайших ныне живущих родственников.

Но сам факт того, что доминирование самцов может быть в некотором смысле естественным для нашего вида, не делает его необходимым. Это классический случай ошибки «является-должным» — ложного вывода о том, что обязательное и даже «правильное» определяется тем, что естественно.

Эволюция — это бездумный процесс, не подчиняющийся принципам морали. «Выживание наиболее приспособленных» просто описывает процесс успешного включения генов в генофонд. Он действует независимо от того, что правильно или неправильно, или что делает нас счастливыми. Тот факт, что что-то может быть человеческой природой, не означает, что это хорошо, и во многих случаях это явно наоборот.

Сахар и жир так приятны на вкус, но это не делает их «правильными».
с сайта www.shutterstock.com

Понимание человеческой природы

Было бы ошибкой полагать, что эволюционное объяснение гендерного неравенства — плохая новость для феминизма. Объяснение человеческого поведения не равносильно его оправданию или защите. Но если мы хотим изменить наше общество к лучшему, нам, вероятно, необходимо точное понимание человеческой природы.


Подробнее: Гендерная революция в медицине: как к женщинам перестали относиться как к «маленьким мужчинам»


Важно отметить, что эволюционные объяснения не предполагают, что человеческое поведение «определяется» нашими генами и, следовательно, негибко. Эволюция отдала нам предпочтение продуктам с высоким содержанием сахара, которые были редкостью в среде, в которой эволюционировал наш вид. Но это не означает, что мы не можем контролировать себя и избегать этих продуктов в современных условиях, где они есть в наличии. Наши желания такой пищи также гибки; степень, в которой мы жаждем их, зависит от того, сколько их мы привыкли потреблять.

Мы могли бы подходить к гендерному неравенству примерно в том же ключе. Возможно, наше эволюционное прошлое склоняет мужчин доминировать над женщинами, а женщин — почтительно относиться к мужчинам. Но признать нашу историю источником этих гендерных различий не значит принять их как наше будущее. Мы не безмозглые автоматы, обреченные рабски подчиняться своим инстинктам и импульсам.

Многие общества добились прогресса в достижении гендерного равенства, несмотря на то, что для его достижения им пришлось много работать. Если мы хотим продолжить этот прогресс, мы должны понять истоки неравенства, с которым мы хотим бороться. Гораздо труднее изменить свое поведение, если мы не осознаем, почему мы это делаем. Возможно, лучше всего эту идею выразил эволюционный психолог Роберт Райт в своей книге «Моральное животное: 9».0003

Понимание часто бессознательной природы генетического контроля — это первый шаг к пониманию того, что во многих сферах, не только в сексе, мы все марионетки, и наша лучшая надежда на хотя бы частичное освобождение — попытаться расшифровать логику генетического контроля.