Содержание
Читать онлайн «Мужчина и женщина. Предназначение в мире и различия. Секреты гармоничных отношений и причины непонимания», Мария Сигаль – ЛитРес
© С. Соболева, 2018
© Оформление. ООО «Свет», 2018
* * *
От автора
Вы держите в руках книгу, которая расскажет о том, как построить счастливые отношения между мужчиной и женщиной, раскроет секреты гармоничных отношений и причины, приводящие к непониманию, и поможет их устранить. Здесь речь пойдет о предназначении мужчины и женщины во Вселенной, о том, как смена ролей в семье и социуме может повлиять на жизнь и как сохранить семейное счастье.
Эта книга не имеет ничего общего с учебником психологии. Все аспекты, рассматриваемые здесь, имеют отношение только к духовному, от которого зависит порой хрупкое счастье семьи или просто влюбленной пары. Зная и соблюдая законы Вселенной, его так просто обрести и сберечь, пронеся через всю жизнь.
Многие люди, которые не могут обрести счастье в любви, не могут понять, в чем дело, ищут в себе причины и различные недостатки, пытаются обвинить в этом обстоятельства или утешают себя мыслями о несчастливой судьбе. Однако одиночество по судьбе предназначено только тем, кто должен посвятить себя духовному развитию, а таких людей – один на сто тысяч или даже меньше.
Чем быстрее развивается цивилизация, тем больше соблазнов для остановки в духовном развитии и падения в пропасть. К сожалению, на отношениях мужчин и женщин это отражается не с лучшей стороны. Прочитав данную книгу, вы научитесь преодолевать препятствия на дороге любви и лучше понимать себя и своего партнера.
С любовью, Мария Хавива СИГАЛЬ
Предисловие
Те, кто утверждают, что мужчина и женщина с разных планет и никогда не смогут понять друг друга, правы только в первой части этого утверждения. Доказательством этого служит мидра́ш[1], что сначала Бог создал человека цельным, дав ему имя Адам (человек, сотворенный из праха земного), и только потом разделил на два тела, мужское и женское. Также доказательствами служат слова из Торы: «И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть».
Человек создан не для наслаждения различными благами жизни; он должен учиться жить, преодолевать трудности и препятствия, становясь с их помощью мудрее и набираясь опыта (речь идет об опыте души). Именно поэтому Вселенная создала мужчину и женщину такими разными, имея в виду, что они должны приспособиться друг к другу и лучше понимать свою вторую половину. Без этого не получится крепкой семьи и гармоничных отношений.
Главное счастье для человека – это здоровье, ибо если его нет, не нужно ничего, даже любви. Но все же отношения между мужчиной и женщиной люди ставят на первое место чаще, и не только молодые, когда они влюблены и беспечны. Когда отсутствует здоровье, ни на что другое нет сил, а когда нет любви – желания и стимула. «Зачем мне быть красивой и ухоженной, если я все равно одна и провожу вечера у телевизора?» – рассуждает женщина. «Для чего я буду расти по карьерной лестнице и повышать уровень материального благосостояния, если у меня нет семьи и любимой женщины?» – думает мужчина. Конечно, это неправильно, и, к счастью, так считают не все люди, имеющие проблемы в отношениях.
В данной книге я расскажу вам о роли мужчины и женщины по замыслу Вселенной, о том, к чему может привести «смена ролей», какое значение имеют дети в жизни «сильного и слабого полов», а также о заблуждениях по поводу силы и слабости и, конечно, о причинах конфликтов между мужчинами и женщинами, о том, как их предотвратить или грамотно разрешить.
1. Предназначение мужчины и женщины по замыслу Творца
Самые жаркие споры по поводу мужчин и женщин ведутся на тему их равноправия. Как бы ни утверждали авторы религиозных текстов, что женщина занимает второстепенное положение, а мужчина более важен и значим, имея больше прав, мужчина и женщина созданы РАВНЫМИ, но с разными задачами. Вместе же они составляют единое целое, так как оба друг друга дополняют.
Мужчина считается главнее не с точки зрения доминирования и дискриминации женщины, а лишь из соображений, что на нем лежит больше обязательств – содержать семью, обеспечивать ее безопасность, брать ответственность за женщину, которую он назвал своей женой перед Богом и людьми. Извратить можно что угодно, и это было сделано, внушив большинству людей эти дикие правила о женской второстепенности, зависимости от отца или мужа, бесправии и полном подчинении мужчине.
Женщина создана в помощь мужчине: она «отвечает» за уют, комфорт, организацию быта, рождение и воспитание детей. Поэтому не зря говорят, что погода в доме зависит от женщины. А еще именно отсюда «растут ноги» у выражений «место женщины на кухне» и «твое дело – рожать детей».
Существует легенда, в которой рассказывается о том, чем занимался Бог после сотворения мира.
Одна римская рабовладелица задала этот вопрос мудрецу, знатоку Торы, который дал ей ответ, что он создает семьи, составляет пары из женщин и мужчин. На что она усмехнулась и сказала: «Пустяки! Я сейчас мигом всех поженю!» Она выстроила тысячу рабов и рабынь и сразу же объявила их женатыми.
На следующее утро все явились к ней жаловаться: кто с синяком под глазом, кто исцарапанный, кто с перевязанными конечностями. Ни один не был доволен своим партнером. Римлянка призвала к себе мудреца и признала истинность Торы, а также прошла гиюр (совершила переход в иудаизм).
Эта легенда дает довольно прозрачный намек на то, что поиск второй половинки, родственной души – дело отнюдь непростое. И хотя я очень уважительно отношусь ко всем религиям, в особенности к «родной», духовно развиваться и достичь определенного роста можно, только будучи «выше» их, ибо религия может повлиять на человека и его моральный облик в положительную сторону, но существенно затормозить его духовное развитие.
Религия утверждает, что человек должен жить в соответствии с ее заповедями и запретами, причем следуя им неукоснительно и не спрашивая, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Конечно, есть различные толкования того или иного запрета либо повеления, но это всего лишь предположения и не более того. Чтобы толковать религиозные тексты, нужно быть не просто мудрецом, но и избранным Творцом, однако существуют люди намного мудрее, и лучше разбирающиеся в законах Вселенной, и их миссия, несомненно, важнее. Естественно, я не считаю себя таковой и не стараюсь взять на себя столь возвышенную роль.
Когда мне было лет семнадцать, я не понимала своих однокурсниц – они казались мне недалекими и пустыми, ведь в их мыслях значились только шмотки и парни, а они считали меня зажатой и неинтересной, а некоторые даже ханжой. Я читала книги, училась, делая упор на те предметы, которые были мне интересны, и совершенно не думала о противоположном поле. У меня были знакомые парни, но я их рассматривала исключительно как приятелей, да и выглядела так, что не могла бы заинтересовать их как женщина: короткая стрижка, джинсы, майка и рубашка на поясе. Я не чувствовала себя женщиной, мне было комфортно в этой оболочке.
Секрет оказался прост. Человек является тем, кем он себя ощущает. И я сознательно не хотела привлекать к себе внимание мужского пола. Мне было комфортнее в роли пацанки, так как в этом случае ничто не отвлекало от поставленной цели. Однако чуть позже я стала понимать, что являюсь женщиной, а значит, должна быть ею, той, кем создала меня природа, не пытаясь обмануть ни себя, ни Вселенную. Тогда все встало на свои места. И я постепенно начала менять образ мыслей, а вместе с ними менялись образ жизни и стиль поведения.
Человек, к которому я первый раз в жизни почувствовала интерес как к мужчине, был старше меня на двенадцать лет, но вовсе не потому, что мне существенно не хватало отца, как считают психологи (в сущности, они правы, но на мне эта теория потерпела крах), а потому, что я всегда казалась старше своих лет. Я вовсе не горжусь тем, что духовно мудрее своих ровесников, но до сих пор и друзья, и подруги значительно старше меня. Мне с ними интересно, есть о чем поговорить. А ровесники… Как-то меня не особо прельщает быть учительницей или «жилеткой».
С этим человеком у нас не получилось семьи при взаимной симпатии, но разными планами на жизнь и ином мировоззрении. А с кардинальным изменением образа жизни – с этого момента минуло более десяти лет, которые прошли для меня под знаком духовного развития, – ряды друзей значительно поредели. Я рада, что со мной остались лишь те, с кем у нас есть что-то общее. Мои подруги намного старше: одна годится мне в матери, а вторая чуть ли не в бабушки. Но с ними эта разница в возрасте не ощущается. И это еще раз доказывает, что возраст в паспорте и возраст души могут совершенно не совпадать. Мой муж тоже старше, но ощущения абсолютно те же. Моя мама иногда кажется мне маленькой девочкой, и вовсе не потому, что она плохо «дружит» даже с планшетом. Дело даже не в наивности, которая рядом с ней не стояла. Речь идет о чем-то неуловимом, которое можно назвать «степенью зрелости души».
Наверное, не раз на протяжении чтения этой книги вам покажется, что я сама себе противоречу, ибо буду вести речь о предназначении мужчины и женщины и вместе с тем отрицать сказанное. Ведь женщин и мужчин в мире много, и если кто-то конкретный не подпадает под это определение, значит, таковым его создал Творец.
Предназначение мужчины по замыслу Творца
Из библейских рассказов мы знаем, что мужчина создан первым, и лишь потом из его ребра была сотворена женщина как помощник и соратник. Отсюда выводится неверное толкование о второстепенности женщины и ее подчинении мужчине. Однако я уже упоминала, что извратить можно все что угодно, особенно давно поросшее быльем и не имеющее точных доказательств своего существования.
Опять же здесь вступает в игру противоречие о создании человека единым целым и разделение на мужчину и женщину. Не будем исключать науку, которая отрицает этот способ происхождения людей.
Каким бы образом ни произошел на Земле человек, мы имеем то, что не можем отрицать, – все люди делятся на мужчин и женщин.
Я никого не буду убеждать в своей правоте, ибо не могу привести доказательств собственных слов, ведь Тонкий мир, как и любая религия, не требует их. Человек либо верит, либо нет. Мужчина (после разделения) был создан действительно первым, точнее первым «огранен». Это значит, что ему первому была оказана честь получить свои задания для существования в этом мире.
Мужчине была уготована роль продолжателя человеческого рода (не путайте с произведением человека на свет), ответственности за свою семью, кормильца, защиты и опоры. Но это не означает превосходства над женщиной, и вы поймете более правильно мои слова чуть позже. Мужчина создан более сильным и выносливым, ведь Адаму же Б-г сказал, что «будешь тяжело работать на земле, будешь трудом и потом добывать хлеб свой…» Это означает, что прерогатива работать дана именно мужчине, а то, что современная женщина работает, не имеет к замыслу Вселенной никакого отношения. Именно потому мир переворачивается с ног на голову, так как мы пошли против Вселенной. А как я уже говорила в книге «Воспитание духовно здоровой личности», Вселенная не прощает ошибок. Можно даже сказать, что данная книга – продолжение упомянутой выше. А если и нет, то они все равно связаны друг с другом.
Мужчина не был создан полигамным, как утверждают защитники мужской неверности, но в нем заложен потенциал дать жизнь как можно бо́льшему количеству людей без оговорок на количество задействованных для этого женщин. Всё создано парами, поэтому одна женщина для одного мужчины в одно время, а всё остальное выходит за рамки нормы.
Ничто на этом свете не вечно, поэтому союз мужчины и женщины тоже иногда бывает не вечен. Это более широкая тема, ведь люди находят друг друга и создают семью так же по предопределению. Урок, который они проходят вместе, может закончиться, поэтому им приходится расходиться, иногда полюбовно, иногда – с большими страданиями. Но бывает и так, что человеку предопределено одиночество, именно поэтому ничего хорошего не выходит ни с одним партнером.
Мужчина создан менее эмоциональным, но это не означает его толстокожесть. Если он не показывает своих чувств, то все равно может чувствовать очень тонко, и слезы не означают его слабости, если только, конечно, не маленький мальчик плачет из-за сломанной любимой игрушки или разбитой коленки.
Главой семьи считается мужчина, но все равно женщина его равный партнер, ибо ранги бывают только в армии, но никак не в семье. И вместе с тем ответственность должна находиться в руках одного человека, иначе получится, что «кто-то идет в лес, кто-то по дрова» Как бы женщинам это ни претило, семейными финансами должен распоряжаться мужчина. Конечно, в наше время и в нашем обществе чаще всего получается наоборот, но и всем остальным, выходит, «рулит» женщина. А чем это грозит, разговор будет впереди.
Все важные решения также должен принимать мужчина, но не единолично вершить судьбы членов семьи, а именно последнее слово должно оставаться за ним. Однако обсуждать аргументы и учитывать мнения других он не просто может, но и обязан. Мужчина создан быть лидером, а не тираном и уж точно не правителем с единственно верным мнением.
Мужчина создан быть отцом, а это означает равноценное с женщиной участие в воспитании своих детей, даже если волей судьбы они с их матерью не смогли сохранить семью. В отце нуждаются как сыновья, так и дочери. Сыновей он должен научить не только всему, что знает и умеет сам, но и дать понять важность этого, а также подать пример правильного поведения и являться авторитетом. А вот дочерям необходимо чувствовать защиту, ведь пока они не имеют своей семьи, в ответе за них считается отец. Также он должен научить дочерей, как обращаться с мужчинами, и вовсе не «знать свое место», как это понимает большинство.
Мужчина намного сильнее физически, чем женщина. Отсюда выводится понятие, что все тяжелые работы являются его прерогативой, но это не значит, что он не может заниматься умственным трудом. Мужской ум намного практичнее женского, именно поэтому большинство научных открытий, изобретений и доказательств принадлежат ему. Однако если вдруг мужчина решил освоить типично женскую профессию, не стоит считать это противоестественным и думать, будто сильный пол уподобляется слабому. Если у какого-то мужчины лучше получается делать макияж, чем чинить сантехнику, значит, он тоньше чувствует женщин, обладает энергетикой, близкой к женской, что ни в коем случае не делает его ненормальным.
Никто не должен идти против природы, иначе в мире начнется хаос. Ни одно живое существо не умеет противоречить законам Вселенной с таким упорством, как человек. Люди – самые разумные творения, которые могут изобретать, усовершенствовать, создавать предметы, облегчающие жизнь, но иногда используют разум себе во вред. Главная беда человечества – оно всегда недовольно тем, что имеет, стремясь к бо́льшему и теряя то, что у него есть, обвиняя в этом после всех и вся. Мужчина должен оставаться мужчиной во всем и всегда и в то же время не стыдиться иногда показать свою слабость и эмоции.
Есть поговорка, что настоящий мужчина должен быть «могуч, вонюч и волосат», но многие понимают эту фразу, увы, превратно. Конечно, любой здоровый мужчина обладает специфическим запахом, который существенно отличается от женского, и так называемыми «феромонами». Также его тело может быть покрыто волосами, и это в рамках нормы, что доказывает мужественность. Большинство женщин находят такие проявления даже привлекательными. Но это всего лишь внешняя оболочка. Вселенной совершенно неважно, как выглядит человек, но вот то, во что он одет, как себя ведет и какой у него образ мыслей, оказывает существенное влияние на его жизнь.
Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе
30. 04.2020
Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам. Вопрос этот хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), поэтому ниже дается только ее краткое изложение.
В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью; «женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью (Современный…, 1998, с. 179). Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло — как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социальнотворческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и иерархии, подчинении женщины мужчине.
В 1902 г. в России вышел труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности женщины», в котором наиболее предпочтительными для женщин сферами приложения способностей объявлялись: ведение хозяйства и воспитание детей, а для несемейных женщин — обучение детей (преимущественно в младших классах), медицина (лечение женщин), благотворительность, миссионерская деятельность. Рекомендовалось также изучение женщинами философии, психологии, логики, астрономии, физики, но все это при условии выполнения ими хозяйственных обязанностей. Далее автор вопрошает:
«А много ли найдется у женщины времени для умственного труда при добросовестном исполнении ею обязанностей супруги, матери детей и хозяйки дома? Умственную работу не приличнее ли считать междудельем, оставивши ее, как дело, по преимуществу мужу; а ее дело — семья и хозяйство. Для этого она и назначена, для этого даны ей и способности, каких не дано мужчине» (1994, с. 25-26).
Епископ Макарий считал, что счастье мужчины и женщины в разделении труда: муж вне дома, жена в доме; муж в народе, жена среди семьи.
Анализируя образ женщины в истории, Дж. Хантер (Hunter, 1976) пришла к выводу, что в целом это образ неполноценности, а процесс женской эмансипации с глубокой античности прямо связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Так, одна из главных причин гибели Римской империи связывалась с далеко зашедшим процессом женской эмансипации.
Обобщая бытовавшие традиционные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, Р. Р. Верма (1993) отмечает, что чаще всего сущность женщины характеризовалась следующими особенностями:
- женщина неполноценное и, в сущности, зависимое существо;
- женщина низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя ограниченность и слабость;
- по своей внутренней сущности она не представляет собой ценности;
- ее основное предназначение — служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение;
- сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими добродетелями.
Давно известно, что в организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно мы стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Мир не стоит на месте ни в социальном, ни в биологическом смысле. По мере приближения к концу столетия существенный прогресс биологии и генетики коренным образом меняет наши представления о роли, обязанностях и специфических чертах мужчин и женщин, хотя еще двадцать лет назад эти характеристики считались бесспорно однозначными.
Можно с уверенностью сказать, что с начала XIX в. до 1960-х гг. существовавшее на Западе определение роли полов за редким исключением не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии и традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое в мирное время и защищая ее в годы войны.
Весь миропорядок держался на этом разграничении полов. Любое совпадение или смешение ролей рассматривалось как угроза освященным веками устоям, казалось чем-то противоестественным, отклонением от нормы.
Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины — это в первую очередь дом. Внешний мир — мастерские, фабрики и деловые конторы — принадлежал мужчине. Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными.
Элизабет Бадинтер (Курьер ЮНЕСКО. 1986. Апрель).
Итак, эмансипированная женщина — что стоит за этим понятием? Образцовая, идеальная женщина сегодняшнего дня? Или, напротив, характер неустойчивый, тип противоречивый, отчасти аморальный? Почему слово «эмансипация» каждый раз окрашено в разные цвета — то в бодро-голубой, то в уныло-серый? Почему так принципиально неодинаково оценивают скрытое за этим явление различные люди?
..Нынче мальчики и девочки смотрят в кино и по телевидению одни и те же фильмы, читают одни и те же книги, учителя работают с ними по общим программам, используя одинаковые приемы воспитания. Если сравнить отношение к сыну и дочери в семье, то вряд ли обнаружится значительное отличие, которое учитывало хотя бы неодинаковость их психики. Мало того, при этом за эталон нередко берется система воспитания мальчиков. Иными словами, девочек воспитывают по-мальчишечьи. Мы как будто все делаем для того, чтобы непременно воспитать «мужеподобную» женщину. Последние «достижения» в этой области — занятия дзюдо и карате. Однако девочка все же вырастет женщиной, с заложенной в ней веками генетической программой — «женщина-мать», «женщина — хранительница очага», «женщина-жена». Но, увы, женщина «в чистом виде» не получается. Система воспитания дает себя знать — возникает существо с какими-то двойственными началами: «полуженщина — полумужчина».
Личность эта, как правило, очень сильная. И с точки зрения психологии для удачного брака ей нужен тип «мужчины-тряпки» — человека, который во всем бы ей уступал, во всем соглашался и не принимал самостоятельных решений. Однако — вот печальный парадокс — с таким партнером ей неинтересно, плохо, тяжко! Оно и понятно: ведь все-таки она женщина, ей хочется быть слабее мужчины, хочется покровительства, совета (даже если она в этом и не признается, считая слабостью!)
…Кое-кто из работающих женщин стал забывать, что равенство с мужчиной — не тождество.
Лисовский В. Т., 1986, с. 80-82
В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял своей остроты. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и на производстве (обзор зарубежных исследований этого вопроса можно найти в работе Т. В. Бендас, 2000). Мешают объективному решению этого вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы. Н. Портер с соавторами (Porter N. et al., 1983) давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом» (см. фото).
Далее им предлагалось высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на фото выбирался на роль лидера в 3 раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Удивительно то, что это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток.
Ключевые слова: Общество, Мужчина, Женщина
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме |
---|
В кого влюбляются или, «Любовь зла — полюбишь и козла» Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Мужская и женская ревность: в чем разница Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Истоки представлений о неравенстве социального статуса и прав мужчин и женщин Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Особенности внешне- и внутреннеорганизованной мотивации у мужчин и женщин Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Потребности мужчин и женщин Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Рационализации на уровне групп, обществ и народов Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
«Очерк о даре» М. Мосса Белик А. А., Культурная (социальная) антропология |
Бытие 1:27 — Божья цель для мужчины и женщины
Бытие 1:27 — Божья цель для мужчины и женщины
Навигация: Эта страница
‘abxn.org/men.women.html’
—> Главная страница —> Автор. Контакт.
О странице.
В христианских кругах уже столетие или более ведутся дебаты о роли мужчин и женщин в церкви, семье, обществе и т. д. Такие дебаты, как правило, бывают:
«Женщина подчиняется мужчине».
«Нет, женщина равна мужчине.»
«Нет, женщина подчиняется мужчине.»
«Нет, женщина равна мужчине.»
…
На этой странице делается попытка принять «новый взгляд», согласно которому и мужчины, и женщины должны представлять Бога для остального творения.
Большая часть приведенных выше споров сосредоточена на библейских стихах в письмах Павла, в которых говорится об отношениях между мужем и женой («Жены повинуются своим мужьям… Мужья любят своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя для нее» Еф. 5:22,25, а «жены в церквах да молчат… Если же хотят о чем-нибудь спросить, пусть спрашивают дома у мужей своих» 1 Кор. 14:34,35), а иногда о том, что в Бытии 2 женщина является «помощницей» мужчины. Эти отрывки, как правило, поддерживают точку зрения о неравенстве.
При этом цитируются другие отрывки в поддержку равенства, например, что Бог благословил Дебору как лидера, а Павел, казалось, был доволен церковью, возглавляемой женщиной (Прискиллой), которая не просто «жена Акиллы». И Иисус доверил женщине быть первой свидетельницей Его воскресения, когда женщинам не разрешалось быть свидетелями.
Но «Новый взгляд» может использовать другой подход и сосредоточиться на другом Писании: Бытие 1:27,28:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Благословил их Бог и сказал им [мужчине и женщине]: плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владей ею. Властвуй над…»
Фундаментальное космическое равенство мужчин и женщин
Обратите внимание: и мужчина, и женщина, мужчина и женщина представляют Бога, и оба правят ( радах .
Бытие 1 является ключевым отрывком. В отличие от большей части остального Писания, это обзор Божьего космического плана. (Иоанн 1 — еще один обзор.) Он содержит основы Божьего плана, а Божий план состоит в том, чтобы мужчины и женщины в равной степени представляли Бога и одинаково правили. Мужчины и женщины равны с точки зрения Божьего космического плана творения, спасения и конечной Судьбы.
Так как же нам сопоставить это с другими приведенными выше отрывками, которые, кажется, говорят об обратном?
- Бытие 1:27,28 устанавливает фундаментальное космическое равенство между мужчинами и женщинами. Он имеет фундаментальный приоритет перед всеми другими отрывками.
- Другие отрывки либо дополняют детали, либо говорят о конкретных культурных ситуациях.
- В определенных культурных ситуациях может существовать некоторое «неравенство» с точки зрения различных социальных ролей. Но это не принципиально, и поэтому не является грехом, per se , чтобы противостоять такому «неравенству».
- Если мы интерпретируем и разрабатываем эти отрывки таким образом, что в конечном итоге отрицаем фундаментальное космическое равенство мужчины и женщины, то мы можем быть уверены, что неверно истолковали и даже неправильно использовали эти отрывки. И поэтому мы должны переработать наши интерпретации.
Я верю, исходя из этого фундаментального Писания, что мужчины и женщины изначально были задуманы Богом, чтобы они были по сути одинаковыми, за исключением одного — биологии. (Женщины рожают.) Однако тысячи лет инкультурации привели к глубокому различию между мужскими и женскими точками зрения. Разница была не в том, что задумал Бог, но Бог милостиво работает с этим. И мы также можем работать с этим, гарантируя, что прислушиваются как к женской, так и к мужской точке зрения, а также к точке зрения, которая уважает, а не игнорирует детей.
Давайте посмотрим, как этот подход работает в отношении приведенных выше отрывков.
Женщины, ведущие и выступающие в церквях
«Как и во всех собраниях святых, женщины в церквях должны хранить молчание. Им не позволено говорить, но они должны быть в подчинении, как говорит Закон. Если они хотят узнать о чем-либо, они должны спросить своих мужей дома, ибо неприлично жене говорить в церкви». я кор. 14:34,35
Очень сильный язык; можно почти поверить, что к тому времени, когда он писал это, Павел был довольно раздражен коринфскими христианами. И действительно, в окружающем тексте мы можем найти дальнейшие признаки раздражения.
Более того, фразы «как во всех собраниях» и «это постыдно» наводят на мысль, что Павел описывает определенную культурную ситуацию. Более того, трудно найти библейский «закон», который ясно и недвусмысленно говорит, что женщины должны быть «в подчинении», но его можно найти в иудейском законе, который был дополнением к Писанию и который Иисус осудил как «мужской закон». которые исказили Закон Божий.
Поскольку этот отрывок сильно и сильно противоречит космическому равенству Быт. 1:27, мне очень трудно принять этот отрывок как универсальный закон, нарушать который является грехом. Но я могу согласиться с тем, что в то время в Коринфе это могло быть полезно с культурной точки зрения.
Муж и жена
«Жены повинуются своим мужьям, ибо муж есть глава жены, как и Христос глава церкви… Мужья любят своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» Еф. 5:22,25
Этот отрывок ненавидят феминистки, которые видят только слово «подчиниться» и указывают на то, как мужчины-христиане веками плохо обращались со своими женами. Они ссылаются на романы и т. д., но, как говорит нам Уилберфорс [====], они были написаны теми, кто неправильно понимает христианство. Затем некоторые думающие христиане указывают: «Любите своих жен так же, как Христос возлюбил… отдал Себя» и справедливо отмечают, что это гораздо более настойчивое требование, чем требование подчинения. Мужья даже должны умереть за своих жен!
Но, хотя я согласен с этим, я не нахожу этот аргумент очень полезным. Это слишком абстрактно: сколько мужей на самом деле умерли за своих жен или даже «отдали себя за нее», не дойдя до смерти? Очень мало, по моему опыту.
То, что муж является главой жены, и что это подразумевает подчинение и самоотверженную любовь, я считаю общим для всех культур, по той причине, что Павел уподобляет это универсальным отношениям между Христом и церковью. (В этом смысле оно отличается от «женщин, ведущих церкви».) Но что означает это «главенство»? И как это согласуется с космическим равенством Быт. 1:27? Кто-то недавно предположил, что это связано с ответственностью. По природе социальных институтов (одним из которых является брак) ответственность должен нести один человек, и этот человек — муж. «Здесь все кончено» — у мужа.
(Примечание: это понятие главенства, связанное с космическим равенством, является поправкой к индуистской идее о том, что к женщине нужно относиться как к богине, ее нужно баловать и даже поклоняться. Кое-что из этого также можно найти в греческой мысли и проникло в европейскую культуру. средневековое общество в форме куртуазной любви.)
Но проблема в том, что наше понимание этого главенства является результатом многих культурных наслоений, которые искажают и даже скрывают этот основной принцип. Вот некоторые дополнения, которые не обязательно подразумеваются основным принципом, а являются просто культурными, наряду с некоторыми контрпримерами, найденными в Писании.
Аккреция | Культурный источник | Библейский контрпример |
---|---|---|
Муж — Добытчик; жена остается дома | Греческая идея о том, что основная сфера деятельности мужа находится вне дома на «общественной арене». | Притчи 31:16,18,24 |
Муж — это тот, кто думает и должен принимать решения; жена только чувствует | Языческое греческое представление о том, что мужчины думают, а женщины только чувствуют | Навал и Авигея: 1 Царств 25:3 |
Муж воин, защитник, защитник | Языческая скандинавская культура | Дебора |
Муж стоит выше жены в иерархии бытия | Аристотель | О Бытии 2 сказано: «Женщина взята не из головы мужчины, чтобы господствовать над ним, и не из ног его, чтобы господствовать над ним, но из бока его, возле сердца его, чтобы быть равной ему и любимой им». .» |
Муж имеет право добиваться своего | Эгоизм | Эф. 5:21 |
Человек важен; женщина менее | Языческие культуры | Записаны имена дочерей Иова, а не его сыновей, как только Иов примирится с Богом. |
Все эти наслоения искажают базовое понятие главенства, основанное на социальной реальности ответственности одного человека. Все они противоречат космическому равенству Быт. 1:27. Так что они подозрительны, тем более что мы можем проследить их небиблейские культурные источники.
Бытие 2: Женщина как помощница мужчине
«Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек существом живым… …Господь Бог взял человека и поселил его в Эдемском саду, чтобы он работал над ним и позаботься о нем… Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему». … Он привел их [животных и птиц] к человеку . .. Но для человека не нашлось подходящего помощника. Итак, Господь Бог навел человека на крепкий сон, и, пока он спал, он взял одну из человеческих ребра и закрыл то место плотью. И сотворил Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Человек сказал: вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться «женщиной», потому что она взята из мужчины». Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одна плоть». Бытие 2:7,15,18-24.
Этот отрывок часто используется, чтобы доказать, что роль мужчины от Бога, а женщина — это просто нечто, помогающее мужчине выполнять эту роль. Представление о женщине как о не более чем помощнице усугубляется неправильным прочтением версии короля Иакова, в которой говорится: «помощница встречает его», где «встречать» — это старое слово, означающее «подходящая», но которое многие Сегодняшние христиане лениво и ошибочно подразумевают «помощник для него», что слишком похоже на «помощник для него».
Коннотация в том, что она как бы запоздалая мысль и возникла только потому, что ни одно животное или птица не подходили в качестве помощника. Серьезным следствием этого является то, что женщина очень уступает мужчине, будучи второстепенной, и что роль мужчины заключается в том, чтобы заботиться о творении.
Но женщина как не более чем помощница и как второстепенная мысль прямо противоречит Быт. 1:27, где ясно говорится, что и мужчина, и женщина были созданы вместе, и им в равной степени была дана роль заботы о творении ( radah , утверждается, означает заботиться, а не доминировать). Так как же нам устранить это несоответствие? Маловероятно, что Бытие 2 будет культурной модификацией, поскольку все Бытие 1-3 кажется универсальным утверждением о состоянии космоса.
Это может быть решено, если мы рассмотрим взаимосвязь между Бытие 1 и Бытие 2. Бытие 1 является кратким изложением, которое содержит фундаментальные принципы Божьего космического Плана. Бытие 2 берет небольшую часть этого и добавляет некоторые детали. Теперь не важно, являются ли детали (такими как создание из пыли, ребра и т. д.) буквальными или образными. Дело в том, что любая интерпретация, которую мы делаем из деталей, должна быть вторичной по отношению к простому учению из резюме. Толкование, согласно которому женщина играет второстепенную роль, явно противоречит утверждению, которое Бог сказал обоим: «Владычествуйте над…».
Практическое значение этого состоит в следующем. В христианском служении принято исходить из идеи «помощника», что в браке мужчина — это тот, кого Бог призывает и получает служение, а женщина просто помогает ему в этом. Также, если два человека вступают в брак и оба чувствуют зов от Бога, то зов жены должен быть оставлен в пользу зова мужа (пример: Рут Белл Грэм). Это может дойти до того, что человек думает: «Мое служение — это самое важное; жена должна оставаться дома и содержать хороший дом для меня, чтобы моему служению не мешали», или даже «Мое служение — это то, что имеет значение; моя жена должна оставаться дома, а я могу слоняться в свое удовольствие, не обращая на нее внимания». Тогда жена становится не более чем служанкой или даже меньше, чем служанкой, поскольку ей не платят и у нее нет собственного достоинства. Ее единственное достоинство — быть замужем за «великим человеком». Это полностью противоречит космическому равенству Быт. 1:27. Итак, Бытие 2 не означает этого, и оно не должно было вести к этому.
Итак, как Бытие 2 согласуется с Бытие 1:27? Как упоминалось ранее, было указано, что «Женщина была взята не из головы мужчины, чтобы господствовать над ним, и не из его ног, чтобы господствовать над ним, но из его бока, возле его сердца, чтобы быть равной ему и лелеять его». от него.» Кроме того, женщина не могла быть чем-то второстепенным, а всегда была в Божьем плане. Более того, еврейское слово «помощь» в этом отрывке — ezer , и это не допускает коннотации простого помощника. В других местах оно употребляется, оно говорит о помощи Божией, о том, как Бог помогает тем, кто не в состоянии. Так что, во всяком случае, помощь, которую женщина оказывает мужчине, является чем-то высшим, как помощь Бога. Это гораздо больше соответствует космическому равенству мужчины и женщины в Плане Бога.
И что?
Если мужчины и женщины равны в своей роли в Божьем космическом плане, согласно которому человечество представляет Бога для остального творения, то как это работает?
Во-первых, Бытие 1:27 касается не только брака и отношений между мужем и женой. Речь идет о мужчинах и женщинах по всем направлениям. Только в двух областях их роли должны различаться: в социальном институте брака, где муж остается на месте, и в семье, где женщина вынашивает детей. Но во всем остальном мужчины и женщины призваны упражняться radah в любви к осуществлению Божьего плана, чтобы чудесное творение могло быть завершено во Христе Иисусе и стать Его наследием.
Это проявляется даже в браке, поскольку «служение» жены может отличаться от «служения» мужа. Требования ни одного служения не должны подвергать опасности другого, за исключением случаев, когда оба согласны с Богом, что оба должны участвовать в одном из служений. Но позиция по умолчанию должна заключаться не в том, что жена отказывается от своего призвания, а в том, чтобы оба следовали своим призывам в гармонии, пока Бог не укажет обратное.
Это также означает, что сегодня на Западе это немного чаще, чем раньше, жена может быть кормильцем, а муж может оставаться дома. Это не следует рассматривать как отклонение от нормы, но как совершенно нормальное явление в глазах Бога. (Однако это может быть культурной проблемой.)
Это также означает, что («христианские») женщины должны иметь возможность руководить церквями, заниматься бизнесом и политикой, не чувствуя, что они делают что-то «не совсем правильно». Будут они или нет, должно зависеть от культуры, способностей и призвания, без какого-либо ощущения, что это «не совсем правильно». Не должно быть «мужских» и «женских» занятий как таковых; какие занятия мужчины и женщины выбирают, должно зависеть от способностей. Может быть, конечно, что наша культура по-разному повлияла на способности мужчин и женщин, но в этом нет ничего принципиального, только культурное. Обратите внимание, что взгляд исходит не из ложного либертарианства, а из Слова Божьего. В долгосрочной перспективе не очень полезно, если женщины стремятся занять места, которые сейчас занимают мужчины, только ради этого. Все нужно делать для Христа, а не для себя.
Наконец, возможно, это могло бы стать ключом к преодолению проблемы имиджа среди мужчин, которая есть у «церкви»? Современные мужчины (особенно на Западе и в Африке) хотят значимой роли в жизни; Понятие «пастырство» нового взгляда может предложить это. См. Итак, что могут сделать мужчины?
Да благословит Живой Бог всех женщин и мужчин в их попытках представить его всему остальному творению и взять его под свой любящий контроль ради своего Спасителя и Возлюбленного, Иисуса Христа.
На этих страницах представлена теология «Нового взгляда». Комментарии, вопросы приветствуются.
Количество посетителей этих страниц: . Написано на Amiga с Protext.
Авторское право (c) Эндрю Басден 2008-4, но вы можете копировать эту страницу, если каждая копия включает это полное уведомление об авторских правах, и копирование не для получения финансовой выгоды.
Эта страница, «http://www.abxn.org/men.women.html», предлагается Богу как постоянная работа. Комментарии, вопросы приветствуются.
Авторское право (c) Эндрю Басден на все указанные ниже даты. Но вы можете использовать этот материал при соблюдении определенных простых условий.
Часть его страниц www.abxn.org, которые открывают дискуссии и исследования с христианской («xn») точки зрения. Написано на Amiga с Protext в стиле классического HTML.
Создано: 6 января 2008 г.
Последнее обновление: 24 июля 2008 г. 10 октября 2010 г. больше ссылок. 29 апреля 2019 года добавили существенное сходство мужчин и женщин.
Роли мужчин и женщин
Христианские размышления над библейским учением о мужчинах и женщинах получили новое развитие в конце современности, особенно после сексуальной революции на Западе. Феминизм в сочетании с экспрессивным индивидуализмом полностью изменил представление многих людей о том, что значит быть мужчиной и женщиной. Сейчас принято думать о гендере как о социальной конструкции, не имеющей обязательной связи с организацией тела для воспроизводства. Современные технологии, такие как противозачаточные таблетки и плановые аборты, позволили мужчинам и женщинам думать о себе как о «освободившихся» от социальных последствий собственной фертильности. В результате феминистки выступают за свободу от традиционного устройства семьи и дома.
Подобные нововведения поставили христианское богословие перед новым набором вызовов традиционному пониманию священных текстов, касающихся мужских и женских ролей. Либеральное богословие имело тенденцию приспосабливаться к духу времени, отодвигая на второй план авторитет Писания. Но среди евангельских богословов, желающих уважать авторитет Писания, появились два основных подхода к пониманию библейского учения — эгалитаризм и комплементаризм.
Эгалитаризм
В отличие от либеральной теологии, эгалитаризм утверждает, что поддерживает авторитет Писания, а также придерживается феминистского понимания равенства между мужчинами и женщинами. Мало того, что мужчины и женщины в равной степени разделяют божественный образ, они также в равной степени участвуют в руководящих ролях в церкви, дома и за ее пределами: Библия не назначает лидерство ни в одной сфере жизни на основе пола.
Эгалитаристы не отрицают взаимодополняемости между полами. Они это отрицают иерархия может сыграть любую роль в библейской дополнительности .
Эгалитаристы стремятся обосновать свою точку зрения библейским учением и отказались от традиционных интерпретаций ключевых текстов в пользу ревизионистских альтернатив. Эгалитаристские интерпретации Бытие 1–3 утверждают, что мужская иерархия уходит корнями в грехопадение, а не в изначальное доброе творение Бога. В связи с этим Бытие 1:26–27 учит, что мужчины и женщины были сотворены в равной степени по образу Божьему, и Бог возлагает на мужчин и женщин в равной степени ответственность управлять Божьим творением. Эгалитарист Ричард Хесс заключает: «В этой первой главе нет ничего, что могло бы предложить что-либо, кроме равенства мужчин и женщин». 1 В Бытии 2 эгалитаристы отрицают, что порядок творения устанавливает Адама как лидера в первом браке, и что Ева, названная «помощницей», подразумевает подчиненную роль. Сам Бог назван «помощником» в других местах Писания (например, Бытие 49:25; Исход 18:4; Второзаконие 33:7, 26, 29), поэтому этот термин нельзя толковать как подразумевающий подчинение. В этом прочтении иерархия появляется только в году после года Падения как часть Божьего проклятия: «Женщине Он сказал… „Твоя любовь к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою“» (Бытие 3:16). Таким образом, у человека 9Правило 0204 над женщиной — это часть того, что пошло не так в мире, и это нужно исправить. Это определенно не изначальное намерение Бога в творении.
Искупление во Христе направлено на устранение этого угнетающего социального неравенства. Таким образом, Галатам 3:28 является центральным текстом эгалитаризма. Ибо в этом тексте Павел заявляет: «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Точно так же, как Евангелие разрушает социальную вражду между рабом и свободным, евреем и язычником, оно также разрушает падшую социальную иерархию между мужчиной и женщиной.
Эгалитаристы первыми применили множество герменевтических нововведений для объяснения библейских текстов, которые, похоже, не соответствуют их парадигме равенства. Например, заповедь о подчинении жен своим мужьям в Ефесянам 5:21–22 на самом деле касается взаимного подчинения, а не авторитета мужа. Точно так же, когда Павел говорит, что муж является «главой» жены в Ефесянам 5:23 или 1 Коринфянам 11:3, греческий термин «глава» означает либо «источник», либо «выдающийся», но это не так. означает «авторитет». Когда Павел пишет: «Я не позволяю жене учить или властвовать над мужчиной» (1Тим. 2:12), он имеет в виду запретить женщинам учить властно или, возможно, учить с неделегированной властью. Но он ни в коем случае не хочет сказать, что женщины не могут учить или пользоваться властью 9.0204 как таковой . Он просто хочет, чтобы женщины правильно обучали и руководили. Слова, повелевающие женщинам «молчать в церквах» (1 Кор. 14:34), скорее всего, даже не слова Павла, а добавлены более поздним переписчиком и могут быть отброшены. Многие сторонники эгалитаризма принимают герменевтику траектории, которая рассматривает очевидные ограничения Библии на женское лидерство не как последнее слово, а как временное культурное приспособление, за которое мы теперь можем безопасно выйти.
С помощью такого рода толкований эгалитаристы приходят к выводу, что мужчины и женщины равны перед Богом не только в своем образе, но и в своих соответствующих призваниях. 2 Бог не назначает руководителей по половому признаку ни в церкви, ни дома. Все руководящие должности — как формальные, так и неформальные — открыты как для женщин, так и для мужчин.
Комплементаризм
Термин «комплементарианство» был придуман в 1988 году для обозначения учения Заявления Дэнверса, в котором говорится, что, хотя мужчины и женщины созданы равными по образу Бога и имеют одинаковую ценность и достоинство, они тем не менее иметь разные, дополняющие друг друга призвания как в браке, так и в церкви. 3 В браке Бог призывает мужа быть «главой» своей жены (1 Кор. 11:3; Еф. 5:23), что требует от него самоотверженного лидерства, защиты и обеспечения своей жены и семьи. (Еф. 5:21–33). В церкви, хотя искупление во Христе дает мужчинам и женщинам равную долю благословений спасения, некоторые руководящие и обучающие роли ограничены мужчинами. Различные призвания мужчин и женщин в семье и в церкви основаны на Божьем благом замысле творения и не являются следствием греха или грехопадения.
Равенство в природе и искупление
Комплементаризм учит «как равенству, так и благотворным различиям» между мужчинами и женщинами без различий, отменяющих равенство. 4 В каком смысле комплементаризм учит равенству женщин и мужчин? Каждый из них в отдельности обладает полным imago dei и, соответственно, обладает равной ценностью и достоинством как носители божественного образа. Дэнверс говорит об этом так: «И Адам, и Ева были созданы по образу Божьему, равными перед Богом как личности. . . ». Это следует из библейского учения о том, что «Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Этот образный носитель отличает человека от всякого другого существа. Некоторые авторы находят imago dei в отношениях между мужчиной и женщиной, но комплементаризм считает, что и мужчина, и женщина созданы индивидуально по образу Бога. Бог присваивает это достоинство обоим, независимо от их половых различий или семейного положения. Они делят в этом статусе поровну . Из-за этого каждый из них в отдельности имеет неоценимую ценность и ценность. Ни один человек — ни мужчина, ни женщина — не может утверждать, что одни люди «более равны», чем другие. Мужчина и женщина имеют равную ценность и достоинство, потому что они равны в божественном образе. Это библейское учение о imago dei — вот почему простой комплементаризм избегает любых представлений о мужском превосходстве или женской неполноценности. Как утверждает Дэнверс, «Ветхий Завет, как и Новый Завет, демонстрирует одинаково высокую ценность и достоинство, которые Бог придавал ролям как мужчин, так и женщин».
Это равенство также имеет значение для искупительной работы Бога среди Своего народа. Апостол Петр пишет, что мужчины и женщины сонаследники благодатной жизни (1Пет.3:7). Точно так же апостол Павел пишет в Галатам 3:28: «Нет ни Иудея, ни Еллина, ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины; ибо все вы одно во Христе Иисусе». Как утверждает Дэнверс, «искупление во Христе дает мужчинам и женщинам равную долю благословений спасения». Это означает, что нет никакого различия между мужчинами и женщинами в отношении преимуществ спасения. По благодати Божией они в равной степени участвуют в благодати возрождения, оправдания, освящения, пребывания в них и во всех других благах, приобретенных для нас через Христа. В Царстве Божьем нет граждан второго сорта.
Мужчины и женщины также поровну участвуют в назначении управлять творением Бога. Бог повелевает мужчине и женщине «плодиться и размножаться, и наполнять землю, и владеть ею» (Бытие 1:28). Бог адресует эту заповедь не только мужчине, но и женщине. Это означает, что мандат на управление творением распространяется в равной степени на мужчин и женщин. Это не означает, что у них нет никаких различий в расширении владычества Бога, но это означает, что Бог дает команду и . Причина этого ясна; правление человечества продлит посредством размножения и заполнения земли. Таким образом, и мужчина, и женщина имеют необходимую долю в рождении людей и в выполнении мандата владычества. Мужчина и женщина являются наместниками в правлении Бога над творением. 5
Различия в замысле и призвании
Бог предписывает глубокое и неизменное равенство между мужчинами и женщинами как носителями образа, сонаследниками благодати жизни и вице-регентами в творческом мандате. Однако комплементаризм настаивает на том, что это равенство не исключает различий в замысле, который Бог дает как мужчине, так и женщине. Вот почему Дэнверс говорит, что мужчина и женщина «равны перед Богом как личности и отличаются своей мужественностью и женственностью (Бытие 1:26–27, 2:18)». Писание и природа открывают, что эти различия между мужчиной и женщиной являются биологическими, социальными и хорошими.
Биологическое отличие. Основополагающее биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в организации тела для размножения. Мы знаем это не только из очевидных различий между мужскими и женскими телами и того, как эти различия способствуют размножению, но и из того, как эти основные биологические реалии подтверждаются в Писании. В Бытие 1:26–28 «мужчина и женщина» не являются социальными конструкциями, а обозначают биологические реальности. Бог повелевает мужчине и женщине «плодиться и размножаться и наполнять землю» (Бытие 1:28). Размножение зависит от биологически различных, но дополняющих друг друга тел мужчины и женщины. Бог конструирует систему воспроизводства, которая требует, чтобы два тела стали одним, и Он конструирует систему взаимодополняющих различий, чтобы они объединялись только в рамках брачного завета.
Социальные различия. Комплементаризм учит, что социальные роли мужчин и женщин проистекают из биологических различий. В комплементаризме эти социальные различия наиболее явно связаны с домом и церковью. Данверс подробно рассматривает эти две сферы в Аффирмации 6.1–2:
В семье мужья должны отказаться от жесткого или эгоистичного лидерства и расти в любви и заботе о своих женах; жены должны оставить сопротивление авторитету своих мужей и возрастать в добровольном и радостном подчинении лидерству своих мужей (Еф. 5:21–33; Кол. 3:18–19).; Титу 2:3-5; 1Пет.3:1-7).
В церкви искупление во Христе дает мужчинам и женщинам равную долю в благословениях спасения; тем не менее, некоторые руководящие и обучающие роли в церкви ограничены мужчинами (Гал. 3:28; 1 Кор. 11: 2–16; 1 Тим. 2: 11–15).
В доме муж призван быть любящим и жертвенным главой, а жена должна подтверждать и поддерживать это лидерство. В церкви только библейски квалифицированные мужчины призваны исполнять определенные роли лидеров и учителей, и вся община призвана признавать и уважать это лидерство. Слова Павла в 1 Тимофею 2:12 являются пробным камнем для этого учения, поскольку Павел запрещает женщинам учить или проявлять власть, обосновывая запрет порядком творения. 6 Хотя более широкие культурные последствия этих социальных различий подробно не рассматриваются в Дэнверсе, Дэнверс говорит, что «отрицание или пренебрежение этими принципами приведет ко все более разрушительным последствиям в наших семьях, наших церквях и культуре в большой » (выделено мной). Не раскрывая более широких культурных последствий, Дэнверс, тем не менее, говорит, что есть последствия этого учения, выходящие за пределы церкви и дома.
На современном светском Западе это учение о социальных различиях между мужчиной и женщиной вызывает ожесточенные споры. И все же откровение Священных Писаний ясно учит, что сам Бог вплел эти различия в свой особый замысел мужчины и женщины. Основополагающим текстом по этому вопросу является Бытие 2:18–25:
. Тогда Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; Я сотворю ему помощника, подходящего ему». . . . И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и, когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И из ребра, которое Господь Бог взял у человека, Он создал женщину и привел ее к человеку. Тогда человек сказал: «Наконец это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться Женою, потому что взята от Мужчины». Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть. И были оба наги, мужчина и жена его, и не стыдились.
В стихе 18 слово «помощник», соответствующее Адаму, обозначает социальную роль Евы в ее браке с Адамом — роль, неразрывно связанную с ее биологическим полом. Как помощница, она должна подтвердить лидерство своего мужа в их общем призвании покорять землю. Сотворение Адама раньше Евы обозначает социальную роль в рамках его брака с Евой — роль, неразрывно связанную с его биологическим полом. Он должен быть лидером, защитником и кормильцем в рамках этого брачного завета. И эти социальные роли в рамках брачного завета не только сотворенные реальности; они также заповеданы в Писании.
Комплементаризм учит, что Бог желает, чтобы принцип мужского главенства существовал не только в семье, но также и в руководстве и обучающем служении церкви. Все собрание должно радостно и охотно подтверждать это лидерство во славу Божью. 7
Хорошая разница. Хотя Божий добрый замысел в творении может быть испорчен Падением и грехом, Божий добрый замысел не стерт Падением и грехом. Как пишет апостол Павел: «Ибо все, сотворенное Богом, хорошо, и ничто не должно быть отвергнуто, если с благодарением принимается, потому что освящено словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4-5). Адам и Ева действительно являются образцами различий даже после грехопадения, и эти взаимодополняющие различия были названы Богом «хорошими», и они остаются хорошими и сегодня.
Павел хочет подчеркнуть, что его учение о различиях между мужчинами и женщинами полезно не для одних, а для других. Это не просто культурный конструкт. Это часть замысла Божьего творения, и это образец, который должен преобладать в жизни каждого человека и каждой церкви. Поскольку это правда, носители образа Бога обязаны чтить норму главенства и остерегаться любых попыток очернить это учение как простой культурный конструкт, от которого можно отказаться. Поскольку это учение исходит из слова Божия, христиане обязаны не только поддерживать его, но и лелеять это учение.
Заключение
Бог создал людей для Своей славы, и Его добрые намерения для нас включают в себя наш личный и физический замысел как мужчин и женщин. Быть созданным по образу Божьему мужчиной и женщиной — это не вопрос собственных автономных предпочтений. Скорее, это часть прекрасного замысла и плана Бога. В то время как эгалитаризм имеет тенденцию преуменьшать ключевые различия между мужчиной и женщиной, комплементаризм отражает библейское учение о том, что Бог создал мужчину и женщину равными и разными. Они равные носители образа Божия, равные причастники благодати жизни и равные соучастники в творческом наказе. Ничто из этого драгоценного равенства никоим образом не умаляет биологических и социальных различий, которые Бог вплел в Свой замысел мужчины и женщины. Эти прекрасные различия не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Они являются частью великолепного плана Бога, чтобы Его слава покрыла землю, как воды покрывают море (Ис. 11:9).; Авв 2:14).
Сноски
1 Ричард С. Хесс, «Равенство с невинностью и без нее: Бытие 1–3», в Открытие библейского равенства: взаимодополняемость без иерархии , изд. Рональд У. Пирс, Ребекка Меррил Гротуис и Гордон Д. Фи (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2004), 82.
2 Уэйн Грудем написал то, что стало наиболее исчерпывающим однотомным опровержением эгалитаристских аргументов. См. Wayne Grudem, Евангелический феминизм и библейская истина: анализ более 100 спорных вопросов (Сестры, Орегон: Малтнома, 2004).
3 Краткую историю появления Заявления Дэнверс см. в Denny Burk, Mere Complementarianism, Eikon 1, no. 2 (2019): 28–42; Уэйн Грудем, «Личные размышления об истории CBMW и состоянии гендерных дебатов», The Journal for Biblical Manhood & Womanhood 14, no.