Skip to content

Понятие мужчина: Что означает понятие «мужчина» сегодня, почему стоит переосмыслить понятие мужественности

Содержание

Что означает понятие «мужчина» сегодня, почему стоит переосмыслить понятие мужественности

Мы попытались найти ответ на вопрос: какие мужчины нам сегодня нравятся и почему. Что такое новая мужественность? Как меняются образ жизни, установки, ценности и поведение современного мужчины? Наш колумнист Григорий Туманов размышляет о том, что такое настоящая мужественность в наши дни и почему её переосмысление кажется необходимым.

Новый очаг

Getty Images

Григорий ТУМАНОВ

колумнист, автор подкаста «Мужчина, вы куда?»

Папа как-то подарил мне одну занимательную фразу, которой хочу поделиться и с вами. «В России, – сказал он однажды, когда мы с ним занимались «чисто мужским» (на тот момент так считалось) обсуждением последних политических новостей на кухне, начислив по сто виски, – есть важная национальная забава: перетаскивать именитых мертвецов с места на место». Речь, конечно, шла о хорошо известных вам политических деятелях советского прошлого, про которых мы никак не определимся – они людоеды или все-таки прогрессивисты. То же, впрочем, касается и идей, данных нам прошлым – мы точно так же таскаем их из угла в угол.

Мертвые, в том числе отцы, дали нам знания о «мужском», которые в 2021 году порой выглядят как вставной зуб и которые явно нуждаются в передислокации или как минимум в переосмыслении.

«А это папа научил меня быть мужчиной?», «А почему тогда сестра выросла с тем же набором знаний, качеств и представлений о личной свободе?», «Окей, но как человек 1938 года рождения мог научить двух разнополых детей от разных жен относительно современному представлению о гендерных ролях?», «А если бы не папа, то я вырос бы мужчиной?», «А мужчиной – это вообще как?» – безостановочно задаю себе эти вопросы уже который год, а все никак не найду ответа на вопрос: папа ли научил, а не мама, быть мужчиной и мужчиной ли меня учили быть, а не просто человеком? Да и в принципе, если уж рассуждать о чем-то мужском, то это неизбежное рассуждение о смерти – в конце концов, мы же не просто так умираем раньше вас, женщины. Поэтому не обессудьте, такое начало.

Ну а поскольку любая «экспертная» колонка требует цифр, то давайте я сразу же их приведу. Вот ТАСС сообщает нам, что между двумя переписями населения (данных по рекордной последней, увы, пока нет), то есть между 2002 и 2010-ми, возросло число отцов-одиночек: раньше их было 1,18%, а теперь стало 1,27%. Не так уж революционно, но согласитесь, чуть ломает стереотип о классической российской однополой семье, состоящей из бабушки и мамы. Матерей-одиночек, к слову, стало немного меньше: с 2002 года их число сократилось с 12,78% до 11,72%.

О чём это может нам говорить?

О том, что можно меньше беспокоиться за мужчин, которые вырастут мифическими немужчинами, раз их воспитала только женщина? О том, что у нас будет больше людей с этим неизведанным мужским воспитанием? Бог его знает, трактовать цифры – неблагодарное занятие. Я лишь знаю, что отец-одиночка и мать-одиночка сталкиваются с разными сложностями в силу гендерных обстоятельств в стране, и что если ребенок и вырастает с травмой, то во многом потому что любому одинокому родителю банально сложно одновременно работать и уделять достаточно внимания маленькому человеку рядом.

Но если выводить из этих цифр какие-то мысли, то вот, пожалуйста: кажется, незначительно возросшее число отцов-одиночек говорит о том, что ролевая модель вовлеченного отца нет-нет, а расправляет плечи. Это, наверное, один из самых понятных и доступных сегодня способов говорить о том, каким может (именно может, а не должен) быть условный новый мужчина. Я правда не очень люблю термин «токсичная маскулинность»*, так как им страшно злоупотребляют, а попытка строить что-то новое только на осуждении и отрицании старого неизбежно вызывает желание за это старое схватиться покрепче.

* Чтобы не утомлять вас справками, я отмечу, что токсичной принято считать ту маскулинность, которая строится на доминировании, сокрытии своих чувств и, как следствие, больших проблемах с самим собой и подавленными тобой окружающими. Токсичность той маскулинности лежит в области слов «настоящий мужик», «мужчина должен» и многих других, которые приходят вам в голову по нехитрой цепочке ассоциаций.  

Поэтому, когда мужчине говорят о том, что он может быть классным отцом, то это куда конструктивнее. И на самом деле набор предлагаемых качеств для классного отца ровно тот же, что для классной матери: быть внимательным, поддерживающим, интересующимся желаниями и мыслями своего ребенка, а еще – воспитывающим из него в первую очередь эмпатичного и самодостаточного человека.

Когда мы начинаем рассуждать о том, что у матери-одиночки обязательно вырастет какой-то один сын, а у отца-одиночки – совершенно другой (ну да, ведь никто не научит его заколачивать гвозди), то упускаем из виду несколько вещей. Например, зачастую матерям-одиночкам как раз-таки требуется куда лучше знать об устройстве электрощитка и составе клея для обоев, так как многое в доме приходится решать самой, а отцам – придумывать, как наготовить символического борща на неделю.

Не говоря уже о том, что у той самой матери-одиночки легко может вырасти ребенок, воспитанный в куда более традиционных представлениях о маскулинности, чем у отца, ведь если есть стереотипы, то почему мы думаем, что задевают они лишь один пол? Я знаю семьи, в которых матери и бабушки проецируют на мальчика все свои патриархальные установки о «настоящих мужчинах», но точно так же знаю отцов, которые впервые перестают рассуждать о феминистках с нехорошим хихиканьем, когда у них рождаются дочери – они внезапно прозревают относительно того, что может ждать девочку в России.

Мне, честно, все труднее писать этот текст, ведь для низвержения стереотипов о мужском или женском воспитании нужно опираться на какие-то весомые постулаты, но они, если уж всерьез рефлексировать, не могут являться таковыми. Ну что, правда, что ли, только папа может научить усидчивости и решительности, а мама – мягкости и аккуратности? Мы, так или иначе, передаем своим детям прожитый опыт, стараясь упростить их жизнь на этом свете, чтобы нам потом не икалось на том, пока они будут ходить к психотерапевтам или писать пространные колонки (прости, пап).

Думаю, почти никто из наших родителей, даже сообщая нам какие-то стереотипные постулаты о роли мужчины и женщины много лет назад, не хотел нам ничего дурного – они действовали в соответствии с представлениями конкретного времени и хотели нам лучшего.

Просто поколение нынешних 30–40-летних, обзаведясь детьми, сегодня может минимизировать их травму от столкновения их двумерных постулатов с действительностью. Ну, то есть спасибо деду за бусидо, но ведь странно в 2021 году всерьез считать, что бесчестье искупается лишь смертью, а истинный мужчина всю жизнь должен посвятить служению? У всех жизненных принципов и подходов к воспитанию есть свой исторический и культурный контекст, но сегодня прелесть в том, что мы вольны не навешивать ярлыки.

Сегодняшний мужчина, если угодно, новый мужчина, тем и хорош, что может не терять своей мужской идентичности, но переосмысливать ее.

Мой друг, который пару раз решал конфликты кулаками, сегодня говорит: «Какой же я был мудак и как за это стыдно». Это не посыпание головы пеплом, не клеймо на всю жизнь – это признание ошибок и того, что ты над ними поработал. Если уж возвращаться к архаичным представлениям о мужественности, то вот вам он – ответственный мужчина. Просто ответственность он в первую очередь начал нести за себя. Небольшое, но все-таки заметное число мужчин сегодня может наконец-то рефлексировать обо всем. Если опримитивливать, то даже о том, влюблены ли они в «чисто мужскую» рыбалку, потому что им правда нравится азарт и созерцать водоемы или потому что в отрочестве все мальчики должны были ее любить.

Неверного ответа тут нет, и это прекрасно.

Я пытаюсь, честно пытаюсь вспомнить, говорили ли мне мои родители о том, как должен себя вести мальчик, а как должна девочка, и у меня не получается. Не думаю, что они были приверженцами каких-либо прогрессивных идей, они были скорее очень и очень базовыми: не обижай других, цени себя и свое время, не зазнавайся, постарайся не врать и неси ответственность за содеянное.

Мама не объясняла мне, что девочкам нужно звонить первыми – она говорила, что отношения между двумя людьми даны для радости, а попытки их излишне усложнять – это ерунда. Папа говорил про сдержанность, но ровно в том ключе, что пылать из-за мелочей и приучать себя к этому – значит в будущем быть выбитым из колеи более серьезными проблемами. В любом случае это в первую очередь было воспитание, касающееся взаимодействия с миром – держи, парень, набор инструментов, которым ни в коем случае постарайся никого не покалечить, а дальше сам.

Ну и что? Ну, вот я, мужчина 34 лет, с одним браком за спиной и вторым счастливым. Раньше думавший, что мама и папа дали мне сбалансированное воспитание, потому что в нем было и женское, и мужское, а потом понявший, что, утратив одного из родителей, воспринял иллюзию про мужскую часть слишком буквально, ошибся, ломал дрова и чинил что мог, пытаясь соответствовать светлому образу отца как настоящего мужчины. Пока не понял, что это была просто тоска по человеку, а учил он меня, как и мама, совсем другому – в том числе не строить себе ненужных иллюзий, стараться не вредить ни себе, ни окружающим и помнить, что быть человеком гораздо труднее, чем просто обладателем того или иного набора первичных половых признаков. 

А у вас есть собственное определение настоящего мужчины?

9 советов как сохранить мужское здоровье. – клиника «Семейный доктор».


Плохая экологическая обстановка, неправильный и не сбалансированный питательный рацион, химические вещества, консерванты, излучения от различных электронно-бытовых приборов, не регулярная половая жизнь и частая смена партнеров – все это пагубным образом воздействует на человеческий организм.


В последние годы все больше мужчин озадачены сохранением своего здоровья и продлением молодости и физической привлекательности. Именно для таких современных и целеустремленных мужчин мы предлагаем перечень основных правил для поддержания молодости души и тела.


1. Физическая активность.




Регулярно занимайтесь спортом, больше ходите пешком, старайтесь двигаться как можно чаще в течение дня. Желательно делать по утрам хотя бы небольшую зарядку, что зарядит вас энергий на целый день.


От движения зависит интенсивность кровообращения и обмена веществ в предстательной железе. А помимо этого, сокращения тазовой мускулатуры производят на железу массирующий эффект. Также физические упражнения регулируют внутрибрюшное давление, положительно влияющее на мочеполовую систему мужчины.


2. Сбалансированное питание.




Мужчине необходимо сбалансировано питаться для нормальной работы всех органов и, в частности, половой системы. Вместе с правильным питанием мужчина получает строительный материал для мужских половых гормонов. Вот почему в еде должно присутствовать адекватное количество жиров, белков и углеводов, благодаря которым синтезируется и главный мужской гормон — тестостерон.


Для нормального функционирования почек, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала и других систем организма нужно выпивать необходимое количество жидкости, от двух литров в день.


3. Поддержание уровня тестостерона.


Мужской гормон тестостерон имеет важнейшей значение для мужского здоровья. Его недостаток влияет не только на нервную и вегетососудистую системы (бессонница, раздражительность, ухудшение памяти, скачки давления, потливость), но и на общий интерес к жизни и работоспособность. Дефицит тестостерона приводит к уменьшению мышечной массы и снижению общего тонуса тканей, а также к увеличению количества жира и развитию остеопороза.


На дополнительное снижение уровня этого гормона влияет чрезмерное употребление горячительных напитков и хронические заболевания.


Следить за уровнем тестостерона и при необходимости регулировать его позволят регулярные визиты к терапевту, урологу и эндокринологу.


4. Регулярная половая жизнь и защищенный секс.


Для каждого мужчины понятие нормы в сексе строго индивидуально. Желательно соблюдать определенную частоту интимных отношений, подходящую именно вам. Не стоит ставить рекорды, но длительные перерывы пользы не принесут.


Помните, что регулярный секс является профилактикой многих застойных явлений в мужском организме и намного полезнее массажа простаты.


И разумеется, любая сомнительная половая связь – это повод немедленного обращения к врачу! Отсутствие симптомов совершенно не исключает заражения скрытыми половыми инфекциями, которые впоследствии могут стать причинами очень серьезных недомоганий.


5. Регулярные осмотры уролога.




Здоровье мужчины прежде всего зависит от слаженной и эффективной работы его мочеполовой системы, поэтому посещения мужского специалиста (уролога) должны быть регулярными.


Многие заболевания протекают почти бессимптомно и могут совсем не беспокоить мужчину. Только своевременная диагностика и лечение болезней на ранних сроках позволяют полностью излечить недуги и до самого преклонного возраста наслаждаться всеми радостями жизни.


К сожалению, большинство мужчин предпочитает самолечение по совету друзей или агрессивной рекламы. А ведь качественное и результативное лечение может обеспечить только индивидуальный подход грамотного специалиста.


Для записи к урологу позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, заполните форму онлайн записи или обратитесь в регистратуру клиники «Семейный доктор».


6. Отказ от курения.


О вреде никотина не знает только ленивый. Тем не менее многие никак не могут собрать всю свою волю и бросить курить.


Затягиваясь каждый раз очередной сигаретой помните, что никотин спазмирует кровеносные сосуды, не только ухудшая питание жизненно важных органов, но и снижая кровенаполнение полового члена.


7. Ограничение алкогольных напитков.


Во всем нужно знать меру. Чрезмерное употребление крепкого алкоголя не может способствовать сохранению ни мужского, ни женского здоровья. Однако пара бокалов сухого вина, как настаивают французы, могут быть даже полезными.


8. Регулярная (один раз в год) сдача крови на онкомаркеры после 45 лет.


Самым опасным и распространенными урологическими заболеваниями является рак предстательной железы, угрожающий жизни. Современная диагностика позволяет выявлять опухолевые процессы или предрасположенность к ним на самых ранних стадиях. Где сдать кровь на онкомаркеры>>


9. Наслаждение жизнью.




Человеческое счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего мироощущения. Давно доказано, что человек, имеющий хобби или увлекающийся чем бы то ни было, значительно осознаннее и счастливее проживает свою жизнь, да и чувствует себя обычно намного лучше сверстников.


Постарайтесь найти себе занятие по душе, не важно, спорт это или воспитание детей, коллекционирование предметов или приготовление пищи. Самое важное – наслаждаться самим процессом, получать удовольствие не только от результата, но и от постепенного приближения к нему.


Будьте счастливы и будьте здоровы!


Ваш «Семейный доктор».


Твердое намерение довести до конца
Время собирать камни
Подготовка мужчины к зачатию
Цистит после 45 лет
Аденома предстательной железы
Эректильная дисфункция

Создатель концептуальных карт | Создание концептуальных карт онлайн

Creately уже используют более 8 миллионов человек и тысячи команд.

ИДЕЯ

Визуализация сложных концептуальных карт за считанные минуты

Простые в использовании инструменты перетаскивания для быстрого добавления понятий и связывания их с соответствующими темами.

Несколько шаблонов концептуальных карт для быстрой визуализации информации и ее графической организации.

Автоматическое рисование с помощью Plus Создавайте и раскрашивайте темы для упорядочения связанных понятий в соответствии с цветом.

ПОДКЛЮЧАЙТЕ И ОРГАНИЗУЙТЕ

Развитие общего понимания

Импортируйте изображения, векторы и другие объекты на холст для создания более информативных и информативных концептуальных карт.

Встраивайте документы и ссылки и связывайте их с конкретными темами — используйте предварительный просмотр в приложении для быстрого доступа.

Простой в использовании визуальный холст для создания нескольких версий концептуальных карт, перемещения тем и подтем для создания максимально понятного визуального представления.

СОТРУДНИЧАТЬ

Быстрое генерирование и структурирование идей

Курсоры реального времени для любого количества участников. Сотрудничайте с членами команды на общем холсте и вместе организуйте концепции.

Видеоконференции встроены в платформу, чтобы вы чувствовали себя в одной комнате.

Расширенный контроль над совместной работой для упрощения совместного использования, просмотра и редактирования концептуальных карт.

Комментарий с контекстом , обсуждения и последующие действия на одном холсте. Асинхронно!

Экспорт концептуальных карт в форматах SVG, PDF, JPEG и PNG для публикации, презентации, печати или совместного использования.

ВЫПОЛНИТЬ И РАСШИРИТЬ

Дополняйте свои данные и взаимодействуйте с ними

Добавьте еще больше интерактивности к своим концептуальным картам , добавив справочные примечания и другие ключевые сведения к каждому узлу с настраиваемыми свойствами и дополнительными полями данных.

Бесконечный визуальный холст для создания баз данных/вики для сбора и организации нескольких концептуальных карт вместе.

Рамы и контейнеры для разделения брезента на доски . Организуйте контент для создания и проведения интерактивных презентаций.

Универсальный полнотекстовый поиск для простого поиска определенных узлов и информации в больших сложных концептуальных картах

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня

Что такое концептуальная карта?

Концептуальная карта — это визуальный инструмент, который показывает, как идеи и концепции связаны друг с другом. Концепции или идеи представлены узлами — обычно в кругах или прямоугольниках, а отношения представлены стрелками, которые соединяют идеи вместе. Эти стрелки известны как перекрестные ссылки.

Как составить концептуальную карту?

  • Во-первых, выберите правильную платформу для создания концептуальной карты, вам нужно пространство, где вы можете легко перемещать идеи и реорганизовывать концепции. Создатель концептуальных карт Creately предоставляет рабочее пространство для совместной работы, которое идеально подходит для создания концептуальных карт на любом коллективном групповом сеансе.
  • Начните с определения основного вопроса — проблемы, которую пытается решить ваша концептуальная карта.
  • Теперь определите все ключевые понятия, связанные с этим основным вопросом. Создайте «парковку» идей, представляющую собой список связанных тем, ранжированных от наиболее конкретных до наиболее общих понятий.
  • Начните рисовать карту, держа основной вопрос в центре и связанные с ним темы, ответвляясь от него.
  • Соедините понятия стрелками — не забудьте добавить связующие слова или фразы, чтобы объяснить, как связаны понятия.
  • Вы можете пометить каждый родительский узел цветом, чтобы было проще отслеживать, как идеи связаны друг с другом.

Создайте концептуальную карту

Руководство по составлению концептуальных карт и учебное пособие

Что вы хотите делать с концептуальными картами?

Я хочу узнать больше о концептуальных картах.

Я хочу создать свою собственную концептуальную карту в Lucidchart.

Я хочу создать концептуальную карту из готового шаблона.


Используйте средство создания концептуальных карт, чтобы помочь другим лучше понять и визуализировать различные идеи и то, как они работают. Это руководство охватывает все, что вам нужно знать о концептуальных картах, от определений и ключевых функций до вариантов использования и истории.

15 минут чтения

Хотите создать свою собственную концептуальную карту? Попробуйте Люсидчарт. Это быстро, просто и совершенно бесплатно.

Создание концептуальной карты

Что такое концептуальная карта?

Концептуальная карта — это диаграмма или графический инструмент, который визуально представляет отношения между концепциями и идеями. Большинство концептуальных карт изображают идеи в виде прямоугольников или кругов (также называемых узлами), которые имеют иерархическую структуру и связаны линиями или стрелками (также называемыми дугами). Эти строки помечены связывающими словами и фразами, чтобы помочь объяснить связи между понятиями.

Ключевые особенности концептуальных карт

Концептуальные карты также называют концептуальными диаграммами. Хотя другие типы диаграмм могут выглядеть одинаково, концептуальные карты имеют определенные характеристики, отличающие их от других визуальных инструментов.

Понятия

Понятия определяются как «воспринимаемые закономерности или закономерности в событиях или объектах, или записи событий или объектов, обозначенные меткой» и изображаются в виде фигур на диаграмме.

Связующие слова/фразы

Связующие слова или фразы расположены на линиях, соединяющих объекты на карте понятий, и эти слова описывают отношения между двумя понятиями. Они максимально лаконичны и обычно содержат глагол. Примеры включают «причины», «включает» и «требует».

Пропозициональная структура

Предложения – это осмысленные высказывания, состоящие из двух или более понятий, связанных словами-связками. Эти утверждения также известны как семантические единицы или единицы значения. Концепции и предложения являются основой для создания новых знаний в предметной области. По сути, концептуальная карта визуально передает набор предложений по определенной теме.

Иерархическая структура

Ключевым элементом концептуальной карты является ее иерархическая структура. Наиболее общие и всеобъемлющие понятия располагаются в верхней части карты понятий, а более конкретные и эксклюзивные понятия располагаются иерархически ниже. Таким образом, концептуальная карта предназначена для чтения сверху вниз.

Основной вопрос

Основной вопрос определяет вопрос или проблему, которую должна решить концептуальная карта. Разработка основного вопроса позволяет вам проектировать с учетом контекста и, таким образом, помогает направлять и поддерживать направление вашей концептуальной карты. В рамках иерархической структуры основной вопрос должен находиться в самом верху концептуальной карты и служить ориентиром.

Автостоянка

Прежде чем приступить к составлению концептуальной карты, может быть полезно составить список ключевых понятий, которые необходимо включить. Составьте упорядоченный список от наиболее общего понятия к наиболее конкретному. Этот список называется парковкой, так как вы будете перемещать элементы на карту по мере того, как выясняете, где они подходят. позволяя вам визуализировать, как связаны идеи в этих разных областях. И перекрестные ссылки, и иерархическая структура способствуют творческому мышлению, и эти перекрестные ссылки часто указывают на моменты творчества.

Зачем использовать концептуальную карту?

Мозг обрабатывает изображения в 60 000 раз быстрее, чем текст. Разработанное как инструмент для организации и представления знаний, картирование понятий может помочь вам визуализировать отношения между различными понятиями и проверить свое понимание сложных предметов. Продумывание и визуальное представление взаимосвязей между идеями формирует мысленные связи, которые позволяют лучше запоминать знания. Эта диаграмма — популярный способ зафиксировать понимание темы для работы, учебы или личного изучения. Чаще всего он используется в академических кругах, но его можно легко применить и в других областях.

Картирование понятий предлагает преимущества для любого учебного процесса:

  • Облегчает понимание благодаря визуальному формату
  • Синтезирует информацию, объединяя новые и старые концепции, чтобы лучше понять общую картину
  • Способствует мозговому штурму и высокоуровневому мышлению
  • Способствует открытию новых понятий и их связей
  • Обеспечивает четкую передачу сложных идей
  • Способствует совместному обучению
  • Искры творчества
  • Снимки ваших текущих знаний для оценки понимания
  • Определяет области, которые требуют дополнительных знаний или обзора

Когда создавать концептуальную карту

Концептуальные карты являются оптимальным средством обучения для учащихся и преподавателей, независимо от того, учатся ли участники в школе, преподают или репетиторствуют по предмету или самостоятельно развивают новые навыки. Процесс соединения идей в осязаемом пространстве может укрепить ваши актуальные знания, а также прояснить, в каких областях нужно немного поработать.

Создание концептуальной карты может быть полезно, когда:

  • Представление краткого обзора поля
  • Усвоение информации во время подготовки к экзамену
  • Оценка понимания учащимся определенной темы
  • Закрепление знаний в процессе обучения
  • Демонстрация приемлемого уровня понимания предмета
  • Определение знаний, которые существуют в вашей голове, но официально не задокументированы

Концептуальные карты аналогичны другим методам сопоставления узлов, таким как тематические карты или диаграммы UML. Однако концептуальные карты различаются из-за их философской основы, согласно которой концепции и предложения являются основой новых знаний и значений.

Имейте в виду, что концептуальные карты — это не то же самое, что интеллект-карты, хотя их часто путают (подробнее см. ниже). Концептуальные карты — не лучший инструмент для визуализации новых идей, организации встреч или управления задачами и проектами. В этих сценариях вы можете попробовать интеллект-карты или другой тип диаграммы.

Концептуальные карты и интеллект-карты

Многие люди не могут отличить концептуальные карты от интеллект-карт. Вот как определить, имеете ли вы дело с концептуальной картой или картой разума:

Концептуальные карты

  • Используются для представления неявных знаний, таких как существующая теория или концепция. Идеи обычно генерируются извне.
  • Как правило, представляют собой академические знания, поэтому их применение носит более формальный характер.
  • Содержат общие знания в верхней части карты, а соответствующие понятия расположены иерархически ниже.
  • Показать темы с перекрестными ссылками и несколькими отношениями.

Интеллект-карты

  • Используются для конкретизации набора идей, которые часто генерируются внутри компании.
  • Имеют тенденцию представлять большее разнообразие задач и концепций, поэтому их применение более гибкое.
  • Содержит одно слово, фразу или изображение в центре карты с соответствующими идеями, исходящими наружу во всех направлениях.
  • Показать темы с одним родителем и несколькими дочерними элементами.

С Lucidchart можно быстро и легко строить диаграммы. Начните бесплатную пробную версию сегодня, чтобы начать создавать и сотрудничать.

Создание концептуальной карты

Концептуальная карта для образования

Концептуальное картирование может быть мощным инструментом в мире образования, помогая учащимся работать на более высоких когнитивных уровнях и помогая учителям объяснять сложные предметы и оценивать понимание учащихся.

Учащиеся могут использовать картирование понятий для:

  • Организовывать и структурировать новый материал
  • Повышайте уровень обучения, связывая новые и старые знания
  • Составьте карту взаимосвязей между такими вещами, как словарный запас, персонажи рассказа, исторические события и т.  д.
  • Написание планов/конспектов проектов
  • Создавать собственные представления знаний
  • Придумайте новые идеи
  • Делать заметки
  • Создание учебных пособий
  • Проектирование сложных конструкций

Учителя могут использовать концептуальную карту для:

  • Планирования учебного плана
  • Оценка понимания или диагностика непонимания учащихся
  • Объяснить сложные идеи
  • Помогите читателям, испытывающим затруднения

По мере того, как преподаватели включают концептуальные карты в свою методику преподавания, они могут предоставить вспомогательные средства, чтобы облегчить процесс для учащихся:

  • Задайте фокусный вопрос, чтобы запустить колеса.
  • Создайте парковку (список ключевых понятий), чтобы помочь учащимся определить, что включить в свою карту.
  • Предоставьте учащимся карты каркаса, чтобы у учащихся была структура, которой они должны следовать. Это небольшие концептуальные карты, созданные экспертом по теме, которые студенты могут затем расширить.

Концептуальные карты особенно полезны в качестве инструментов оценки. Например, преподаватели могут попросить студентов создать концептуальную карту в начале семестра для оценки имеющихся знаний. Затем учащиеся могут повторять это задание в течение семестра, чтобы и учащиеся, и учителя могли оценить то, что они изучают. Это помогает оценить когнитивные способности, поскольку решение о том, какие перекрестные ссылки наиболее важны, требует высокой когнитивной производительности. Это упражнение также может быть использовано для выявления и исправления неправильных представлений, которые могут возникнуть у учащихся.

Исследования показывают, что учащиеся, работающие в небольших группах и сотрудничающие во время обучения, приводят к положительным когнитивным и эмоциональным результатам. Концептуальное картирование позволяет продуктивно работать в малых группах студентов и преподавателей по любому предмету.

Концептуальные карты для бизнеса

Хотя концептуальные карты широко используются в образовании, они также распространились и на деловой мир. Концептуальные карты хорошо передают идеи и стимулируют интуитивное визуальное мышление, которое помогает бизнес-анализу. Концептуальное картирование — это групповой процесс, что делает его идеальным занятием для команд или групп заинтересованных сторон, особенно при решении проблем, будь то маркетинг, дизайн нового продукта или администрирование. Они позволяют всем членам организации оценить, где они находятся в настоящее время и куда они хотели бы двигаться, и их может легко создавать и поддерживать любой, даже нетехнический пользователь.

Концептуальные карты привносят в бизнес творческий и ориентированный на результат подход, известный как дизайн-мышление. В рамках этого подхода концептуальные карты могут использоваться для вдохновения, создания идей и реализации. Эти диаграммы — отличные рассказчики, помогающие на этапах формирования идей и вдохновения. Когда приходит время для реализации, концептуальные карты помогают с инструкциями, документацией и общением.

Эксперты в компании обладают обширными знаниями, которые накапливались годами, и некоторые из них они не смогли бы хорошо передать другим. Нонака и Такеучи подчеркивают важность документирования знаний корпоративного эксперта, чтобы стать «компанией, создающей знания». На практике все чаще используются концептуальные карты для записи этой ценной информации.

Концептуальное картирование может служить различным целям в бизнес-организации:

  • Способствовать пониманию бизнес-требований в масштабах всей компании
  • Выявление пробелов и противоречий
  • Выявление сложных отношений между идеями
  • Изучение «языка» клиента
  • Создание согласованного языка для проекта
  • Идентификация потенциальных зависимостей требований
  • Моделирование потоков запасов, денежных потоков, потоков взаимоотношений и т. д.
  • Разработка продукта
  • Анализ рынка
  • Принятие решений
  • Разработка исследовательских проектов
  • Отображение знаний команды
  • Архивирование экспертных знаний
  • Создание общего видения в команде или организации
  • Создание предварительных органайзеров
  • Обучение новых сотрудников
  • Дизайн программного обеспечения
  • Здание Онтологии

Концептуальное картирование для здравоохранения

В сфере здравоохранения концептуальное картирование позволяет определять приоритеты идей, оценивать консенсус, выявлять пробелы и создавать улучшенные планы действий. Это позволяет различным заинтересованным сторонам организации собираться вместе и формулировать эффективные планы, поскольку преподаватели могут создать общее представление о состоянии и ситуации пациента и определить надлежащие следующие шаги.

Применение концептуального картирования в здравоохранении включает:

  • Организация рабочих нагрузок
  • Приоритизация назначений пациентов
  • Критическое осмысление ненормальных оценок
  • Составление плана ухода
  • Выявление связи между симптомами
  • Выявление диагноза
  • Обучение медицинского персонала

История концептуального картирования

Концептуальное картирование как метод был разработан Джозефом Новаком и группой исследователей из Корнельского университета в 1970-х. Доктор Новак искал новый инструмент для описания явных изменений в концептуальном понимании детей.

И он, и его коллеги из Корнелла изучали теории психолога Жана Пиаже о стадиях когнитивных операций. Пиаже и другие эксперты предположили, что дети не способны понимать абстрактные понятия, такие как природа материи, до 11 лет. Доктор Новак решил запустить исследовательский проект, который будет отслеживать мельчайшие изменения в том, как дети усваивают новые идеи. Он был вдохновлен теорией Дэвида Осубеля, сторонника теорий Пиаже. Ausubel писал,

«Если бы мне пришлось свести всю педагогическую психологию к одному принципу, я бы сказал так: самый важный фактор, влияющий на обучение, — это то, что учащийся уже знает. Убедись в этом и научи его соответственно» (Ausubel, 1968, p. vi)

Руководствуясь этой идеей, команда Корнельского университета разработала новый инструмент во время своего лонгитюдного исследования: концептуальную карту. Эти карты были простыми — всего одно или два слова для представления основной идеи и линии, показывающие слова-связки, создающие осмысленное утверждение. Наиболее общие понятия были сгруппированы в верхней части карты, а наиболее конкретные — в нижней. Новак научил студентов создавать концептуальные карты, чтобы продемонстрировать свои знания по ключевым вопросам, таким как «Что такое вода».

Исследовательская группа объяснила,

«Мы обнаружили, что 15- или 20-страничную расшифровку интервью можно преобразовать в одностраничную концептуальную карту без потери основных понятий и пропозициональных значений, выраженных интервьюируемым. Вскоре мы поняли, что это очень мощный и лаконичный инструмент представления знаний, инструмент, который с этого момента изменил нашу исследовательскую программу».

С 1972 года концептуальное картирование стало чрезвычайно популярным, поскольку специалисты в различных областях, от образования до здравоохранения, осознали уникальные преимущества этого типа диаграмм.

Теоретическая основа

Концептуальные карты основаны на теории ассимиляции Осубеля и теории обучения Новака, в которых рассматривается, как люди усваивают новую информацию, объединяя новые знания со знаниями, которыми они уже обладают. Новак заявил,

«Значащее обучение включает в себя ассимиляцию новых понятий и предложений в существующие когнитивные структуры».

Благодаря осмысленному обучению, подробнее обсуждаемому ниже, интеграция новых понятий в структуру наших когнитивных знаний происходит путем связывания новых знаний с уже понятыми понятиями. Карта понятий обеспечивает визуальную демонстрацию этих отношений между понятиями в нашей когнитивной структуре. Происхождение основ концептуальных карт основано на конструктивизме, в котором обсуждается, как учащиеся активно конструируют знания.

Физиологическая основа

Дети приобретают понятия в возрасте от рождения до трех лет, когда они начинают идентифицировать ярлыки или символы для закономерностей, которые они наблюдают в окружающем их мире. Это раннее и автономное обучение известно как процесс обучения открытиями. После трехлетнего возраста начинается процесс обучения приемам, когда новые значения формируются путем постановки вопросов и понимания взаимосвязей между старыми и новыми понятиями — понятия больше не определяются учащимся, а описываются другими и передаются учащемуся.

Помимо изучения этих двух процессов обучения, Ausubel также различает механическое и осмысленное обучение. Заучивание наизусть происходит, когда для представляемой новой информации мало или совсем нет соответствующих знаний, а также нет внутренней приверженности включению новых и существующих знаний. В результате информация легко забывается. Когнитивная структура не улучшается, чтобы прояснить ошибочные идеи.

Значимое обучение может происходить только при следующих трех обстоятельствах:

  1. Представляемый новый материал должен быть четким и соотноситься с предыдущими знаниями учащегося. Здесь полезны концептуальные карты, так как они определяют общие понятия, которыми владеет учащийся, на которые затем можно опираться.

  2. Учащийся должен обладать соответствующими предварительными знаниями, особенно при попытке понять подробные и конкретные знания в какой-либо области.

  3. Первые два условия могут контролироваться непосредственно инструктором. Однако третий не может, поскольку требует, чтобы учащийся решил учиться осмысленно. Другими словами, они стараются усваивать новую и старую информацию, а не просто запоминать.

Различие между зубрежкой и осмысленным обучением является континуумом, поскольку люди обладают разным объемом соответствующих знаний и разным уровнем мотивации для усвоения знаний. Творчество — это очень высокий уровень осмысленного обучения в этом континууме.

Рабочая и кратковременная память являются наиболее важными для сохранения знаний в долговременной памяти. Информация обрабатывается в рабочей памяти посредством взаимодействия со знаниями в долговременной памяти; однако рабочая память может обрабатывать только небольшое количество единиц за раз. Однако, если эти единицы можно сгруппировать вместе, их гораздо легче вспомнить. Организация больших объемов информации требует повторения между рабочей памятью и долговременной памятью. Картирование понятий эффективно для значимого обучения, потому что оно действует как шаблон, помогающий организовать и структурировать знания, даже если структура должна быть построена по частям с небольшими единицами взаимодействующих понятий и предложений. Этот процесс позволяет использовать знания в новых контекстах и ​​увеличивать их запоминание. Кроме того, исследования показывают, что наш мозг предпочитает организовывать информацию в иерархической структуре, характерной для отображения понятий.

Эпистемологические основы

Эпистемология — это раздел философии, занимающийся знанием и созданием нового знания. Существует растущий консенсус в отношении того, что создание новых знаний — это конструктивный процесс, в котором участвуют наши знания и наши эмоции. Новак считает, что создание новых знаний — это высокоосмысленное обучение тех, у кого есть организованная структура знаний по определенной теме и сильная мотивация к поиску нового значения.

Концептуальные карты связаны с конструктивистскими теориями обучения, в которых учащиеся являются активными участниками, а не пассивными получателями знаний. Учащиеся должны приложить усилия, чтобы придать новый смысл информации, которую они уже знают. Создание концептуальных карт — это творческий процесс, поскольку концепции и предложения являются основой знаний в любой области.

Как составить концептуальную карту

Ниже приведены основные этапы построения концептуальной карты. У нас есть гораздо более подробная статья с инструкциями о том, как шаг за шагом создать концептуальную карту, если вы готовы узнать больше.

  1. Определите основной вопрос или основную тему — подумайте о проблеме или проблеме, которую вы хотите решить с помощью концептуальной карты. Эта идея должна быть связана со всеми остальными на вашей карте и определять иерархическую структуру.

  2. Определите все ключевые концепции, которые относятся к основной идее, которую вы определили. Сначала упорядочите их с наиболее общими понятиями, а затем с более специфическими понятиями. Этот список называется парковкой.

  3. Создайте предварительную концептуальную карту, связывающую концепции вместе. Не забудьте добавить в строки связующие слова или фразы, чтобы продемонстрировать, как связаны понятия.