Skip to content

Отношения в исламе между мужчиной и женщиной: Об общении мужчины и женщины

Об общении мужчины и женщины

Отношения между мужчиной и женщиной — самые сакральные, особенные отношения, полные таинства. Аллах Всевышний сотворил противоположные друг другу нравы, характеры, предпочтения, но они находят друг друга, объединяются, и по милости Аллаха между ними зарождаются самые теплые отношения: любовь, дружба и уважение. Все это таинство и благословение Аллаха, Который заповедовал человеку идти по жизни, крепко взявшись за руки с другим человеком, будучи оберегаемым и защищенным. О самых главных отношениях между людьми сказано во многих хадисах посланника Аллаха. Как же должны они вести себя, будучи не махрамами? (Махрам — в исламском праве — близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но с которым имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие.)

Четыре принципа отношений




Общение с женщинами-немахрамами может быть необходимым или бесполезным. Если это общение не вызвано необходимостью, а имеет целью лишь развлечение, то, безусловно, оно является запрещенным. Ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля полового поведения мусульман:

1) запрет свободного общения мужчин и женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих частях мусульманского мира школы, колледжи, больницы, заведения общественного транспорта имеют специальные отделения для женщин и мужчин. Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они, приходя в гости, не встречаются с членами семьи мужского пола;

2) если такое общение всё же происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в своих речах, взглядах и поведении. Очевидно, что женщина может быть либо деловой и целеустремлённой, либо всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою сексуальность. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не смотреть целенаправленно и с интересом на женские прелести, не быть с женщиной игривым и «дружески расположенным», не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере;

3) мужчине и женщине, не состоящим в браке или в махрамном родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине. В хадисе Пророк утверждает: «Тот, кто верит в Бога и в Последний День, не должен быть наедине с женщиной иначе как в присутствии ее махрама, ибо сатана будет третьим». Таким образом, даже когда мусульманин или мусульманка встречается со своим будущим брачным партнером, пусть даже они официально помолвлены, ислам, разрешая им в присутствии махрамов смотреть друг на друга и разговаривать, запрещает им, однако, оставаться наедине, дабы не возник соблазн и возможность для дурных поступков;

4) мусульманка должна скрывать от мужчины привлекательные формы своего тела при помощи строгого одеяния. В кругу же семьи она может одеваться свободно и украшать себя. Более того, ислам весьма поощряет ее к этому, чтобы таким образом она была привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин-мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в присутствии мужчин, не являющихся махрамами (даже дома), она обязана носить скрывающее одеяние.

Мусульмане в немусульманском обществе




Мусульманам, в общем-то, трудно привыкнуть ко многим современным обычаям. Например, сознательных мусульман, приезжающих в страны Запада или живущих там, поражает полнейшее отсутствие стыда и скромности, поскольку общество практически не осуждает незаконные половые связи. Мусульмане расценивают открытую демонстрацию тела и вызывающее сексуальное поведение как проявления унизительного и животного. Их также весьма огорчает тот факт, что в западном обществе сексуальная подоплека может просматриваться во множестве случаев общения между мужчиной и женщиной, свидетелем которых им так часто случается быть, — между преподавателем и студенткой, врачом и пациенткой, начальником и его секретаршей, между соседями, друзьями и даже родственниками, что проявляется в непристойных шутках, комплиментах, похлопываниях по плечу и постоянных намеках сексуального характера.

Среди мусульман, за исключением живущих в «западном» духе и некоторых других — в основном сбившейся с верного пути молодежи, — такое поведение поистине редкость. Взаимоотношения мужчины и женщины, боящихся Бога и строго соблюдающих Его ограничения, строятся совершенно по-иному. Соблюдение этих ограничений заставляет как мужчину, так и женщину понимать, что в их взаимоотношениях не должно быть даже намека на секс; любые намеки подобного рода воспринимаются как угроза и величайшее оскорбление и делают дальнейшее общение запретным и невозможным. Для сознательных мусульманина или мусульманки внимание со стороны представителя противоположного пола, кроме собственного супруга, проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым.

Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека в чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Всевышнего, Который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил нас о страшных наказаниях за это в будущей жизни.

«У жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем»

Подлинный ислам всегда на стороне женщины, а мужчина обязан сложить к ее ногам мамонта

Ислам — это мужская, патриархальная религия, где женщина подавлена и ни во что не ставится. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батров считает подобный тезис крайне поверхностным умозаключением, основанном на наблюдениях за людьми, только формально исповедующими ислам, но фактически мало ему следующими. О том, как женщина делает мир лучше и что об этом говорит ислам, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».



Рустам Батров: «С точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом»

Ислам всегда на стороне женщины

Принято считать, что ислам — религия мужская, патриархальная. Женщина, дескать, у нас подавлена и ни во что не ставится. Это крайне поверхностное умозаключение, основанное на наблюдениях за людьми, формально исповедующими ислам, но фактически мало ему следующими. В их среде действительно можно встретить уничижительное отношение к женщине. Но в самом исламе, его теологии, выстраивается совсем иное, в высшей степени уважительное отношение к женщине.

Начать хотя бы с того, как шариат регулирует брачно-семейные отношения. Официальный брак в исламе начинается с экзамена, устраиваемого мужчине. Ему, чтобы быть рядом с женщиной, необходимо доказать свою состоятельность. Прежде чем поцеловать руку женщине, он должен сложить к ее ногам мамонта — брачный дар, махр. Махр — это фильтр, через который исламский закон не подпускает к женщинам тех, кто их недостоин.

Махр — показатель состоятельности мужчины как кормильца. Его краповый берет на право называться мужчиной. В нашем обществе, воспитанном в традиции французских любовных романов, культивируются романтики. Однако, с точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом. Мужчина — тот, кто без лишних слов сперва переводит любимой деньги на карту, чтобы она себя баловала и ни в чем себе не отказывала, а только потом дарит ей цветы, духи и прочую звездную пыль. Да, именно так: по исламу мужчина должен сперва доказать, что он имеет право быть рядом с женщиной, а затем и демонстрировать это в течение всей жизни. Второе требование называется в шариате нафака — обеспечение возлюбленной.

К сожалению, моральные калеки из числа мусульман сумели выхолостить шариат, найти себе лазейку. В качестве махра они часто дарят избранницам какую-нибудь безделицу: коробку конфет или золотое колечко. Им лень тянуться до уровня крапового берета. До уровня настоящего мужчины. Женщины, конечно, по любви и милосердию закрывают на это глаза. Правда, потом сами же страдают, ибо, когда появляются дети, вдруг выясняется, что они не знают, чем накормить своих чад.

А что обязана женщина в браке с точки зрения ислама? Ничего. Да, у жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем. Она не должна ни заботиться о хлебе насущном, ни стирать, ни готовить, ни убираться в доме. Если шариат что и возлагает на нее, то только любовь, ибо без любви женщины мужчина погибнет, а значит, плохо будет и самой женщине, ведь в ней живет океан любви, который она желает излить вовне. Ей важно иметь того, кому бы она смогла подарить свою любовь. Любить мужчину, быть снисходительной к нему — единственное назидание шариата, обращенное к женщине.

И хотя шариат не возлагает на женщину никаких бытовых обязанностей, на практике редкая мусульманка оставит своего мужчину без заботы. Так уж женщина устроена. Она живет безусловной любовью, которую даже шариат не в силах сдержать. Никакие формальные требования ей не указ. Ее любовь всегда больше. Ее любовь сильнее любого шариата.

Почему мужчина дает женщине махр и нафака, а не наоборот? Потому что мужчина нуждается в женщине больше, чем она в нем. Если низвести человека до физиологического уровня, то несложно заметить, что мужчины в большинстве своем не могут жить без физической близости с женщиной. Мужчины, как правило, чуть ли не помешаны на этом. А женщина за редким исключением гораздо проще смотрит на вопрос секса. Ей он нужен меньше. Из этого очевидного факта несложно сделать вывод о том, кто в ком нуждается.

Однако дело не только в интиме. Мужчине самому мало нужно. Его собственные потребности минимальны. Если он и покупает себе ботинки Louis Vuitton из крокодиловой кожи или часы Breguet — все это не более чем павлиний хвост для женщины.

Почему так?

Женщина выводит потомство. Она есть истинный продолжатель человеческого рода. Она носитель жизни. И этот импульс жизни она передает мужчине. Только рядом с ней у него появляются большие цели и сверхзадачи, ибо теперь он знает, к чьим ногам может сложить мамонта. Теперь он понимает, зачем ему реализация. Жизнь обретает смысл. Да, именно женщина пробуждает в мужчине азарт охотника, желание поймать своего мамонта. Она пробуждает его к самой жизни. Таким образом она делает его собственно мужчиной. Поэтому махр и нафака — это даже не столько требование, сколько естественная потребность мужчины. Внешнее выражение того, что он пробудился, ожил, созрел. Что теперь он мужчина в полном смысле этого слова. Что теперь он не мальчик, а охотник, который с копьем на плече, с высоко поднятой головой и расправленной грудью направляется в свои угодья — во внешний мир.

Махр и нафака — здоровое положение вещей. Не во всех культурах мы наблюдаем подобное. В христианском мире, например, была распространена практика, когда женщину брали замуж только с приданым. Это она должна доказывать свою состоятельность, чтобы быть рядом с мужчиной. Почему подобное стало возможным? Потому что там она обесценена. Там она считается виновницей грехопадения людей. Но ислам никогда так не считал. Ислам всегда на стороне женщины. Потому что ислам — на стороне жизни.



Женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу

Нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми

Весьма интересную теологию женщины построил Ибн-Араби, один из крупнейших мыслителей ислама. Так, в «Наставлениях ищущему Бога» он писал: «Женщина для мужчины как бы та форма, тот образ, в котором Бог сотворил Совершенного Человека. Это форма Бога, которую Он представил как Свое проявление и зеркальное отражение. И вот если сей раб, страстно возлюбив женщину и стремясь к ней всей душой, увидит в ней себя самого, значит, он увидел в ней свой образ, свою форму. Таким образом, он увидит именно Бога, ничто иное, — но увидит через любовную страсть и наслаждение соития».

Другими словами, женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу. Через любовь к женщине мужчина познает Самого Бога.

Это действительно так, ведь женщина по своей природе ближе к Богу. Эту мысль в исламской традиции был призван подчеркнуть хиджаб.

Изначальный смысл хиджаба заключался в том, чтобы указать на божественную природу женщины, подчеркнуть ее достоинство. Вот почему хиджаб предписывался лишь для свободных людей. Халиф Умар, например, срывал хиджаб с рабынь, чтобы их не путали с таковыми. То есть хиджаб — это не о сексе. А о совсем другом. Именно по этой причине отказ женщины носить хиджаб никак не криминализирован в шариате: там просто не предусмотрены никакие виды наказания за это, ведь достоинство не насаждается насилием.

Хиджаб сегодня понимается вульгарно, в том числе и самими мусульманами. Он понимается исключительно как холодный душ для мужчин. Но изначально у него не было сексуального подтекста. Хиджабом в исламской культуре обозначают завесу/покрывало, которое скрывает божественное. Так, Пророк во время мираджа (небовознесения) беседовал с Богом через завесу — хиджаб. Завесой накрыта и Св. Кааба — символ божественного присутствия на земле. А у суфиев богопознание (= «просветление») называется «кашф», что переводится как «снятие», «раскрытие» [покрывала, скрывающего Бога]. Хиджаб на женщине — продолжение этого смыслового ряда.

В том же смысловом ряду стоит и позиция шариата, который обязывает мужчин каждую пятницу ходить на службу в мечеть, но при этом не возлагает подобную обязанность на женщин. Почему? Ответ мы находим в известном хадисе Пророка: потому, что если мужчина трижды пропустит джума, то его сердце будет запечатано. Да, нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми, дабы не утратить свет Бога внутри себя. А в сердце женщины изначально столько любви, столько милосердия, что ей посещать Божий храм даже необязательно. Ее сердце и так преисполнено Божьего света. Оно не запечатается никогда!

Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных

Изначальная близость женщин к Богу касается не только качеств души. Это выражено и на телесном уровне.

Помните, как Николай Васильевич Гоголь описывает Собакевича в «Мертвых душах»? Да, да, того самого, который «медведь, совершенный медведь»? Давайте освежим в памяти: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!“»

На самом деле это сказано не о Собакевиче, а обо всех мужчинах. Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных. Мы не очень-то с нею дружим. Если в мире остались бы одни мужики, то планета в тот же день превратилась бы в убогую холостяцкую квартиру с тухлыми носками на полу и курганом немытой посуды. Красота испарилась бы безвозвратно.

Но, к счастью, мир не таков. Мир прекрасен. Почему? Потому что в нем живет женщина.

Именно она ставит в вазу цветы, стелет на стол ажурную скатерть и поправляет мужу галстук. В этом и состоит призвание женщины, ее щедрость: нести в наш мир красоту.

А что такое красота?

Это касание Бога. Пророк сказал: «Бог красивый и любит красоту». Да, Бог раскрывается посредством красоты. Являет Себя через нее. И поэтому он создал женщину именно такой: утонченной и красивой. А нас, мужиков, — неотесанными Собакевичами, сущими обезьянами.

Красота живет в каждой женщине. Это ее исконная природа. Не всегда она помнит об этом и порой прячет свою естественность за красотой напускной, вульгарной. Так появляются фифочки с накаченными губами и силиконовой грудью. Но даже подобная пошлость не что иное, как стремление женщины, пусть и деформированное извращенным социальным (читай: мужским) давлением, к своему предназначению делать наш мир прекрасным.

Красота — это не только о лице и фигуре. Это обо всем. Альберт Эйнштейн, например, всегда искал такие математические формулы, которые были бы красивыми. Красивыми значит простыми, ибо красота — это простота, а идеальная простота есть само совершенство. Все искусственное, надуманное — сложное. Все настоящее, глубокое — простое. Вот почему женщине легко быть красивой. Ей достаточно просто быть собою. Стало быть, совершенство — это раскрытие в мире женского или, говоря религиозным языком, божественного.

Не знаю, заслуживают ли снисхождения мужчины, которые не могут совладать с этой красотой и потому кутают своих женщин в хиджабы. Но уверен в одном: божественная красота ошеломляет человека, от нее он становится маджнуном, сумасшедшим. И потому ему не всегда хватает адекватности выразить свое восхищение, свою любовь к той самой красоте, перед которой меркнет все остальное. Когда человек выходит из тьмы на свет, он закрывает глаза ладонью. Это движение ослепленного человека чисто рефлекторное, инстинктивное, животное. И в нем — вся суть насильственного хиджаба. Обезьяна. Как есть обезьяна.

Но женщина умеет прощать мужчине и это. Потому что она создана для любви. Для милосердия. Она создана сделать наш мир лучше.

Ислам — Гендерные отношения — Семья, история, женщины и брак

Отношения между мужчинами и женщинами немного различаются в зависимости от страны происхождения и правительственных постановлений, но, тем не менее, для всех мусульман они руководствуются исламским законом и практикой, как указано в Коране. . Коран устанавливает идеалы, описывающие отношения между мужчинами и женщинами. В нем говорится: «[А] женщины имеют права над мужчинами, подобные правам мужчин над женщинами» (2:226). Эта сура (отрывок из Корана) поддерживает акт взаимного подчинения женщин и мужчин друг другу. Толкование этого учения варьируется. Независимость и права женщин изначально поддерживались пророком Мухаммедом, но мусульманские ученые и правительства интерпретировали эти права по-разному. История также отмечает, что Мухаммед начал практиковать многоженство и обязательное ношение женщинами чадры на публике. Полигамия вышла из общей практики и признания в большинстве частей мусульманского мира, но обязательное ношение женщинами чадры, называемое хиджаб — остался. Эту вуаль или хиджаб в той или иной степени практикуют практически все мусульманки во всем мире. В некоторых странах, таких как Саудовская Аравия, хиджаб интерпретируется и регулируется правительством как полное покрытие черной тканью лица, головы и тела женщины. В других странах, таких как Иран, хиджаб интерпретируется как головной убор со скромной одеждой, закрывающей тело. Хиджаб является отличительной чертой мусульманских женщин, которая делает их более заметными в таких обществах, как Соединенные Штаты, где обычно не практикуется покрытие головы. К сожалению, некоторые женщины-мусульманки подвергались преследованиям или отказам в приеме на работу из-за этого очевидного требования покрывать голову или лицо.

Традиционно женщины и мужчины не могут свободно встречаться или общаться, поэтому выбор супруга является более обдуманным процессом. Подавляющее большинство браков заключаются по договоренности; то есть родители или опекуны выбирают подходящих партнеров для своих отпрысков и объединяют их для брака. Степень выбора и принятия этих потенциальных партнеров зависит от культуры, а иногда и от класса и уровня образования. Важными характеристиками при выборе достойного спутника жизни являются вера и целомудрие, как показано в этой суре (Коран 33:35): «Для мусульманских мужчин и женщин, для верующих мужчин и женщин, для истинных мужчин и женщин, для мужчин и женщин, которые терпеливым и мужчинам и женщинам, которые берегут свое целомудрие, и мужчинам и женщинам, которые много занимаются хвалой Аллаху, Аллах приготовил для них прощение и великую награду».

Как и в большинстве религий и культур, брак в исламе является юридическим договором, способствующим любви и гармонии, а также продолжению рода между женщиной и мужчиной (Higab 1983). Эта концепция приверженности прочно укоренилась в Коране. Коран подробно описывает супружеские отношения и обязанности каждого из партнеров. Соответственно, утверждается, что Аллах считает, что мужчины и женщины равны, и ни один человек не имеет преимущества перед другим. Тем не менее, считается, что у жен и мужей разные функции в отношении брака. Обратите внимание на эту суру из Корана (4:34): «Мужчины являются защитниками и кормильцами женщин, потому что Аллах дал им больше физической силы, чем другим, и потому что они поддерживают их из своих средств. послушны и охраняют в отсутствие мужа то, что Аллах повелел им охранять». Поэтому в исламе концепция брака рассматривается как партнерство, в котором каждый человек дополняет другого (Лему 19).78). Это означает, что послушание, требуемое от мусульманских женщин, дополняет роль мужа как кормильца семьи. Другими словами, до тех пор, пока муж придерживается надлежащих исламских учений в отношении своей семьи, лояльность женщины должна сохраняться.

Кроме того, некоторые фундаментальные идеи признаны центральными для мусульманского брака (Sakr 1991). Семья признана основой исламского общества. Ожидается, что мужья и жены будут производить потомство и поддерживать тесные отношения с членами расширенной семьи. Людей настоятельно призывают вступать в брак, и на всех одиноких мужчин и женщин оказывается давление, чтобы они вступали в брак как можно скорее. Связано с этим представлением о том, что Аллах установил пару для каждого человека. Понятно, что эти два человека должны жить вместе в гармонии, стремясь к продуктивной жизни. Запрещены добрачные и внебрачные половые связи. Ожидается, что мужчины и женщины вступят в брак в девственном состоянии и останутся верными. Брак рассматривается как аспект исламской веры, который должен заключаться с различными благами для вовлеченных лиц (например, земными и небесными). Центральным является обычай, согласно которому жених предоставляет приданое (денежную сумму) невесте или ее семье до брака в знак приверженности семье. Это приданое зависит от культуры и традиций, но на практике является довольно универсальным. Жены должны рассчитывать на финансовую поддержку своих мужей и не должны работать вне дома. Взамен мужья могут рассчитывать на репродуктивный и сексуальный доступ к своим женам. Когда пара женится, о браке следует сообщать с помощью валима (прием) предлагается в честь нового брака. Браки должны праздноваться публично, чтобы возвестить миру о начале священного обязательства.

С экологической точки зрения мусульмане верят, что супружеская пара имеет решающее значение для выживания экологии семьи и общества. Считается, что эти системы (т. е. семья и община) зависят от единства, которое сохраняется в мусульманских браках (Sakr 1991). Кроме того, расширенное родство, установленное через брак, создает еще большую сеть, которая должна повысить качество брака (Ниндзи 19).93). Таким образом, исламский взгляд на брак определяет этот институт как центральный элемент мусульманских общин.

Отношения между мужчинами и женщинами в исламе – одна из спорных тем, обсуждаемых в наши дни. Что вы думаете о месте женщин в обществе?

Написано доктором З. Саритопрак. Опубликовано в интервью с Фетхуллахом Гюленом в «Мусульманском мире».

Коран призывает людей к семейной жизни и указывает на многие мудрости и преимущества брака. «Аллах дал вам жен из вашего рода, и дал вам из ваших жен сыновей и внуков, и снабдил вас благами. они не верят?» (16:72). Коран рассматривает брак как серьезное обязательство со стороны мужа и жены; это завет между мужем и женой. В нем говорится о правах мужа и жены. «Если ты хочешь развестись с одной женой и жениться на другой, то не бери от нее приданого, которое ты дал ей, даже если это талант золота. Уместно ли брать это, выдумывая поводы для развода и нарочно согрешая? Как можете ли вы взять его обратно, когда вы лежали друг с другом, положили головы на одну подушку и заключили твердый договор? Это было бы неприлично и в высшей степени несправедливо» (4: 20–21).

Вдобавок к этому Священная Книга в принципе подчеркивает, что хорошо, и последовательно заявляет, что супруги должны делать добро по отношению друг к другу. «О вы, которые уверовали! Вам не дозволено ни насильно наследовать женщин (умерших родственников ваших), ни (чтобы) вы должны принуждать их, чтобы вы могли забрать часть того, что вы им дали, если только они виновны в вопиющей распутстве. Но общайтесь с ними по-доброму, ибо если вы ненавидите их, то может случиться так, что вы возненавидите то, в чем Аллах вложил много добра» (4:19).).

Для укрепления брачных уз Коран возлагает больше ответственности на плечи мужа. Он также возлагает часть ответственности на общество в случае разногласий между супругами. Он рассматривает развод, который не нравится Богу, как последнее средство, когда примирение становится невозможным. «О Пророк! Когда вы (мужчины) разводитесь с женщинами, разводитесь с ними в течение их (законного) периода и тщательно рассчитывайте период, и соблюдайте свой долг перед Аллахом, вашим Господом, особенно в отношении прав ваших жен. Не изгоняйте их из их домов и пусть выходят, если не совершат безнравственности, такой как прелюбодеяние. Таковы пределы (наложенные) Аллахом, и кто преступит пределы Аллаха, тот воистину обидит свою душу. Вы не знаете: может быть, Аллах впоследствии принесет что-то новое Затем, когда они достигнут своего срока (периода в три месяца), верните их добром или отделите от них добром, и призовите в свидетели двух праведников из вас, и держите свое свидетельство о Аллахе прямым. Аллах увещевает поступать так и в Последний день. А кто соблюдает свой долг перед Аллахом, тому Аллах укажет выход». (65:1–2).

В другом стихе Корана говорится: «Когда вы разводитесь со своими женами, поселите их там, где вы живете, в соответствии с вашим богатством, и не заставляйте их уходить из-за домогательств. рождения их ребенка.После того, как вы разорвете отношения с ними, если они будут продолжать кормить ваших детей, отдайте им должное вознаграждение.Решите вопрос о вознаграждении с добротой между собой в соответствии с вашими законными обычаями.Если мать ребенка, Не кормление ребенка вызывает проблемы, отец должен платить за то, чтобы другая женщина кормила его ребенка Те, кто богат, должны давать по своему имуществу Те, у кого ограниченный доход, пусть дают по своему имуществу из того, что Бог дал им «Бог возлагает на людей ответственность только в соответствии с их способностями. После трудности Бог дает облегчение» (65:6-7).

Таким образом, Коран, как и во многих случаях в этом вопросе, помимо напоминания супругам об их обязанностях по отношению друг к другу, подчеркивает основные принципы человеческой нравственности, призывает людей уважительно относиться к Богу и добродетельно относиться друг к другу . Такая атмосфера уважения необходима для продолжения гуманных и правовых отношений. Это потому, что такие институты, как брак с уникальным аспектом конфиденциальности, вряд ли могут контролироваться посторонними. На самом деле, обращение к судье или арбитру в случае разногласий между супругами является серьезной проблемой. Тем не менее, фундаментальный вопрос заключается в том, чтобы предотвратить проблемы с самого начала или решить их в момент возникновения. Это в значительной степени связано с личностью, этикой и характеристиками двух сторон. В высшей степени трудно сохранить гармонию супружеской жизни различными философскими и правовыми порядками, не вкладывая в сердце веру в Бога, без чувства самокритики и уважения к людям.

Коран в различных местах обращает внимание на теплую домашнюю атмосферу «И один из признаков Его существования и силы таков: Он создал для вас помощников, чтобы вы чувствовали себя комфортно с друг друга, и Он установил между вами любовь и милосердие. В этом знамении есть уроки для тех, кто размышляет» (30:21).

Ислам одинаково обращается к женщинам и мужчинам и возвышает женщин своим замечательным дыханием до благословенного положения. Женщина превратилась из объекта для мужчин в рай, раскинувшийся у них под ногами. После появления ислама никто не мог принудить таких нежных существ к прелюбодеянию, блудодеянию и нечистоте. С ней не будут обращаться как с собственностью; ее нельзя было обвинить в нечистоте. Такое обвинение повлечет за собой суровое наказание со стороны обвинителя. «И те, которые обвиняют честных женщин, но не приводят четырех свидетелей, бичуют их (восьмидесятью ударами) и никогда (после) не принимают их показаний, — они действительно злодеи. Спасайте тех, кто впоследствии раскаивается и исправляется. Аллах — Прощающий, Милосердный. Что касается тех, которые обвиняют своих жен, но не имеют свидетелей, кроме самих себя, то пусть свидетельство одного из них будет четырьмя свидетельствами, (клянутся) Аллахом, что он из тех, кто говорит правду; в-пятых, призывая на него проклятие Аллаха, если он из лжецов» (24:4–7). На детей женского пола не будут смотреть свысока. Детоубийство будет запрещено. «Не убивайте своих детей, боясь впасть в нищету. Мы обеспечим их и вас. Вот! Убийство их — великий грех», — провозглашает Коран. Даже если она физически отличается, это не повод смотреть на нее свысока. Согласно кораническому представлению о творении, Адам был создан первым, а Ева была создана из той же закваски (7:189).). Эта кораническая картина напоминает нам, что мужчины и женщины в равной степени люди. Это две сущности, которые дополняют друг друга, как это представлено в Коране. Разница между ними основана на определенных целях и замыслах и не является онтологической. Стихи Корана, создающие впечатление превосходства мужчин над женщинами, являются выражениями относительно определенных способностей. «Не желай того, чего Аллах дал больше кому-то другому, кроме тебя. Мужчины имеют долю в том, что они заработали, и женщины имеют долю в том, что они заработали (не завидуйте друг другу), но просите у Аллаха Его щедрость. Вот! Аллах знает обо всем». (4:32). Коран напоминает нам об этих различиях и о том, что принадлежность к определенному полу не следует рассматривать как повод для недовольства. Нет никакой разницы в том, что касается человеческих отношений. Кто выигрывает, тот выигрывает для него или для нее.

Как сказано выше, в отношении человечества и человеческих отношений с Богом нет никакой разницы между женщинами и мужчинами. Они равны в своих правах и обязанностях. Женщина равна мужчине в правах на свободу вероисповедания, свободу выражения мнений, свободу вести достойную жизнь и свободу финансов. Равенство перед законом, справедливое обращение, вступление в брак и создание семьи, личная жизнь, неприкосновенность частной жизни и защита — все это права женщин. Ее имущество, жизнь и достоинство гарантированы, как и у мужчин. Нарушение любого из этих прав влечет за собой суровое наказание. Да, женщина свободна и независима перед законом. Ее женственность не ограничивает и не аннулирует какие-либо из ее прав. Когда ее права нарушаются, она может добиваться справедливости так же, как и мужчины. Если кто-то незаконно захватит ее имущество, она имеет все права на истребование. Учитывая некоторые качества женщин и мужчин, ислам выработал определенные правовые предписания: например, женщины освобождаются от определенных сборов, таких как военная служба, участие в войне, выполнение финансовых обязательств семьи и себя и т. д.

Что касается свидетельства, то да, Коран говорит, что если вы не можете найти двух мужчин для дачи показаний, найдите одного надежного мужчину и двух женщин, ибо если одна забудет другую, другая напомнит ей (2.282). Недопустимо выводить из этого стиха какой-либо смысл, указывающий на превосходство мужчин над женщинами в человечности и достоинстве. Основополагающим вопросом здесь является осуществление справедливости. Это касается не только женщин. Показания некоторых мужчин-бедуинов были отклонены, когда дело касалось прав и осуществления справедливости. Вопрос о свидетельстве связан с твердой приверженностью общинной жизни.