Древние формы отношений между мужчиной и женщиной
Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многоженство.
Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Считается, что исторически первым вариантом сексуальных отношений людей был промискуитет — стадия ничем не ограниченных половых отношений. Вот как представлял себе это время римский поэт Лукреций, живший почти две тысячи лет до нас и, возможно, поэтому, имевший более точные сведения о древних временах:
Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры,
Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;
В рощах, лесах или в горных они обитали пещерах
И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,
Ежели их застигали дожди или ветра порывы.
Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных
Были обычаи им и законы совсем неизвестны.
Всякий, добыча кому попадалась, ее произвольно
Брал себе сам, о себе лишь одном постоянно заботясь.
И сочетала в лесах тела влюбленных Венера.
Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо
Грубая сила мужчин и ничем неуемная похоть,
Или же плата такая, как желуди, ягоды, груши.
Итак, согласно предположению поэта, в древности существовало три основных причины сексуальных отношений: половой акт мог произойти благодаря взаимному сексуальному желанию мужчины и женщины, вследствие грубого насилия или же за плату, которую за неимением денег женщины брали натуральными продуктами. И лишь позднее отношения полов стали регулироваться с помощью социальных норм и установок.
Древнейшей формой брака, по-видимому, являлся групповой брак, при котором свободные половые отношения допускались внутри определенной группы или рода. В этой форме брака еще не было места для ревности, так как любой мужчина мог быть мужем любой женщины данного рода. Как считал Ф. Энгельс, при таком способе организации человеческого общества не было ни господства, ни подчинения мужчиной женщины, или наоборот, а между полами существовало естественное разделение труда: мужчины охотились или воевали, а женщины вели хозяйство. При групповом браке не отдельные люди, а целые группы состояли в браке друг с другом. Нравственные законы древних людей не запрещали им иметь половые связи с любым количеством половых партнеров, но только в пределах данной родовой общины. Половые связи с представителями других родов строго запрещались.
Изначальная половая свобода не знала ограничений. Любой мужчина мог выбрать любую женщину, причем достаточно часто половые связи осуществлялись между ближайшими родственниками: между братьями и сестрами, между матерью и сыном, между отцом и дочерью. Со временем люди увидели негативные последствия кровосмешения (повышалась вероятность рождения детей с генетически обусловленными уродствами и болезнями), и в примитивных племенах стали формироваться запреты (табу) на близкородственные половые связи. Мужчине было все труднее найти себе женщину — ведь искать ее приходилось за пределами своего рода, поэтому пары стали образовываться на длительный период. Так возникла и закрепилась, как форма отношения людей, парная семья. Однако пережитки группового брака еще длительное время сохранялись в разных культурах. Так, в некоторых примитивных сообществах Полинезии еще в XIX веке существовал обычай, согласно которому все гости на свадьбе имели право на ночь с невестой, причем последним, кто вступал с ней в половую связь, был жених. К пережиткам группового брака можно отнести и так называемое «право первой брачной ночи», которым пользовались князья в феодальной Европе еще несколько столетий назад.
Следует отметить, что закономерные изменения половой морали и социальных установок по отношению к браку время от времени подвергались пересмотру в связи с чрезвычайными событиями типа эпидемий и войн. Вильгейм Райх в своей книге «Сексуальная революция» пишет, что после того, как численность европейцев резко сократилась в результате Тридцатилетней войны, крайстаг (окружное собрание) Нюрнберга издал 14 февраля 1650 г. указ, отменявший требование моногамии. Этот знаменательный декрет гласил «Вследствие того, что насущные нужды Священной Римской империи требуют замены населения, резко уменьшившегося за время этой войны, павшего от меча, болезней и голода, на протяжении следующих десяти лет каждому мужчине должно быть позволено взять в жены двух женщин».
Немецкий ученый прошлого века И. Блох в своей книге «История проституции» пишет, что на островах Палау (Полинезия) в XIX веке не только девушки, но и замужние женщины отправлялись в общежития холостяков (так называемые «баи»), чтобы пожить там некоторое время. «Когда жена рассердится у нас на своего мужа, — рассказывала одна островитянка, — она убегает в ближайшие баи. Тогда муж должен, если он желает снова помириться с ней, выкупить ее за деньги у союза холостых мужчин, которому принадлежит баи и все, в нем находящиеся. Если он не может заплатить, то не имеет больше никаких прав на нее. В таком случае она останется у мужчин до тех пор, пока другой муж, более могущественный, чем прежний, не выкупит ее. Я уже раз убежала от своего мужа и очень хорошо провела время в баи. Сестра из Инарратбака также недавно ушла в баи за то, что муж изменил ей. Теперь она останется там как армунгул (проститутка) три месяца».
Этнографы расценивают такой побег жен как отзвук свободной любви, полный расцвет которой уже в прошлом. На островах Палау не считается позором для девушки то, что она жила в баи в качестве армунгул. Напротив, ее тогда охотно берут в жены, как весьма опытную в любовных делах женщину.
Изучая строение зародыша человека, немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель в XIX веке обнаружили, что по мере своего развития человек как бы заново проходит основные этапы эволюции, последовательно превращаясь из рыбы в земноводное животное, потом в рептилию, затем в обезьянку и только в конце своего развития становясь человеком. Сексолог Сергей Тихонов считает, что, взрослея и проходя через детство, отрочество и юность, сексуальные установки человека также повторяют исторический путь человечества. По его мнению, маленькие дети находятся как бы на стадии первичного промискуитета. Он проявляется, конечно, не в плане беспорядочных сексуальных отношений, а в том, что мальчику нравятся вообще все девочки как таковые. Затем моделируется этап полигамных отношений, группового брака: когда, например, все мальчики класса влюбляются в одну девочку, а все девочки вздыхают по молодому и красивому учителю… Следующий этап, напоминающий другую форму раннего группового брака: мальчик влюблен сразу в двух девочек, а девочке нравятся сразу два мальчика. И, наконец, человек дозревает до моногамного союза. С. Тихонов считает, что социально зрелый человек должен отдавать предпочтение одному партнеру, а любое изменение в количественном отношении партнеров в семье (например, двоеженство или так называемый «шведский брак») свидетельствует о социальной незрелости человека и неспособности людей перейти к следующему этапу социокультурного развития.
Писатель и философ Михаил Веллер считает, что потребность в любви возникла и закрепилась естественным отбором, так как повышала шансы человека к размножению в суровых условиях первобытной жизни. «Все мы — потомки тех, кто умел любить великой любовью, — пишет он. — Потому и выжили. И способность к этому чувству сидит в наших генах». Его концепция построена на предположении, что при равной силе и при равном уме мог вступить в сексуальные отношения и оставить потомство тот, чье желание, чья страсть (любовь) была сильнее, так как такой человек получал доступ к мощным глубинным ресурсам своего организма. Можно обратиться к сказкам и мифам или вспомнить реальные случаи из жизни — влюбленные способны на многое такое, что не под силу другим. Завоевать царство, достать с неба звезду, вызвать и победить сильнейшего соперника — на это способны только те, кто любит до самозабвения.
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной в различных странах и эпохах менялись так часто и порой приобретали такой причудливый характер, что одно описание различных форм сексуально-общественных отношений, существовавших на протяжении человеческой цивилизации, заняло бы многие тома. Поэтому есть смысл ограничиться только основными вехами на этом пути, причем в рамках западной цивилизации, продуктом которой мы во многом являемся.
В Древней Греции различали три вида любви: «дружескую» любовь между супругами и друзьями; чувственную любовь, которая связывала любовников, и любовь возвышенную. В. М. Розин в книге «Любовь и сексуальность» отмечает, что любовь чувственная («эрос») подразумевала отношения всегда за пределами семьи — с чужой женой, наложницей, проституткой. Возвышенной любви брак был противопоказан. Она преследовала важнейшую цель — нравственное совершенствование любовников, которое приводит их души к бессмертию. Высшим сортом любви, по мнению древнегреческих философов, являлась возвышенная любовь («агапэ»), вдохновляемая не чувствами, а идеями: красоты, блага, бессмертия. Интересно, что древние греки гомосексуальные отношения ставили выше более естественных — гетеросексуальных. Считалось, что наиболее совершенна любовь мужчины к мужчине (чаще — к прекрасному юноше) или женщины к женщине (прекрасной девушке).
Хотя такая точка зрения была, по-видимому, преобладающей, часть древнегреческих мыслителей допускала возможность любви между супругами. Так, Плутарх в трактате «Об Эроте» писал: «Таково то соединение, которое поистине можно назвать соединением в целом, соединением супругов, объединенных Эротом, тогда как соединение людей, только живущих вместе, можно уподобить соприкосновениям и переплетениям эпикуровских атомов, не создающих никакого единства, какое создает Эрот, присутствующий в брачном общении. Нет никакой большей радости, более постоянной привязанности, столь светлой и завидной дружбы, как там, где единодушно живут, охраняя домашний порядок, муж и жена <…>. Но любовь к благородной женщине не только не знает осени и процветает при седине и морщинах, но и остается в силе до могильного памятника. Трудно найти примеры длительной любви мальчиков, но нет числа примеров женской любви».
И. Блох отмечает, что у древних греков любовь с оттенком романтизма отмечалась крайне редко, а если иногда и наблюдалась, то ее чаще отвергали или смотрели на нее, как на нечто болезненное. Замечательно, что античный человек считал самые бурные вспышки элементарной чувственности гораздо менее опасными по их влиянию на способности и человеческое достоинство, чем глубокие душевные переживания любовной страсти. Этим объясняется, почему более древняя эпическая поэзия греков, как и их трагедия, никогда не делала любовь предметом своего творчества. Ни у Гомера, ни у Гесиода, ни у Эсхила мы не находим любовных сцен романтической любви в нашем понимании.
Бернини. Экстаз святой Терезы
Христианство, как мы уже говорили, имело свое понимание любви. Подобно тому, как в Советском Союзе высшей формой любви считалась «любовь» к Коммунистической партии, так и в Средневековье наивысшей формой добродетели была признана любовь к Богу, а все остальные формы глубокой привязанности подчинялись этой священной страсти. Христианство не смогло внести гармонию в отношения между духовными и плотскими потребностями человека, а только усугубило их. Запретами и обращением к страху перед наказанием свыше оно безуспешно пыталось изменить природу человека, однако лишь «загоняло» сексуальные желания в глубь психики и этими запретами разжигало их еще больше. С другой стороны, объект любви не столь уж принципиален — гораздо важнее само чувство, которое испытывает человек, его душевный подъем, эйфория, экстаз. Внимательно посмотрите на лицо святой Терезы на скульптуре Бернини, и вы поймете, что подобные переживания женщина может испытывать в момент близости с земным человеком.
Разделение высокого Духа и греховной, низменной Плоти, провозглашенное первыми апостолами, нашло отражение и в любви мужчины к женщине во времена Средневековья. Вполне земные и плотские отношения средневековых рыцарей к своим крестьянкам или женщинам легкого поведения стали противопоставляться возвышенной любви к Прекрасной Даме, где не было места сексу, но зато присутствовало почти религиозное преклонение. Уолтрауд Айерлэнд в книге «Куртуазная любовь» писал следующее о подобных отношениях: «Новое понимание выразилось в появлении куртуазной любви, или амор. Ее расцвет приходится на XI век с его крестовыми походами, организованными папством против ислама в Испании и на Среднем Востоке. Вслед за установлением связей с исламскими государствами в Южной Франции, а затем и Западной Европе возникла поэзия, прославляющая страстную любовь к женщине. Из королевства в королевство ее несли трубадуры и поэты.
В центре этого культа оказалась конкретная женщина, а предмет любви всегда тщательно выбирался влюбленным и не мог быть заменен никем другим. Чтобы стать достойной поклонения, женщине, в свою очередь, полагалось иметь мужа и быть недосягаемой. Куртуазную любовь часто осуждали за прославление супружеской измены и неуважение к браку. Однако супружеская измена вовсе не являлась целью куртуазной любви, ее сущность составляла свободно избранная и свободно дарованная любовь. В Средние века считалось, что такая любовь не доступна супругам, руководствовавшимся в своем поведении интересами продолжения рода и собственности, а также политическими амбициями.
Правила амор строятся на том, что рыцарь тайно поступает на службу к своей возлюбленной. Эта служба возвышает и облагораживает его: служа даме, рыцарь должен доказать свою доблесть. Он должен был вынести любые испытания, изобретенные его дамой. Обычно рыцарь доказывал свою доблесть на турнирах и поединках. Мучения, которым подвергал себя добивающийся расположения дамы рыцарь, зачастую приближались к самоистязанию кающегося грешника. Считалось, что каждое успешно пройденное испытание ведет к сближению влюбленных».
Следующий этап развития отношений между мужчиной и женщиной — галантная эпоха, которую лучше всего описал Мариан Филяр в книге с аналогичным названием: «Эта тенденция заметнее всего в XVIII веке, когда можно говорить о господстве эротизма в определенных кругах общества. Эротическая любовь составляла основное содержание жизни. Этот взгляд на мир, как проявление своеобразного упадка, должен был принести с собой эротоманию. Сто пятьдесят лет — между Тридцатилетней войной и Французской революцией — были «золотым веком» аристократической дворцовой галантности и великих королевских любовниц. Не существовало никаких ограничений полигамии и полиандрии при королевском дворе и во дворцах аристократов, а те, кто не предавался порокам, слыли чудаками и дикарями. Супружеская верность сделалась смешным пережитком, ее никто ни от кого не ждал. Это привело к небывалому возрастанию сексуальной свободы мужчин, а в отношении свободы женщин — просто к революции.
Екатерина II
Платон Зубов
Считалось, что женщина создана действительно для любви, а не для того, чтобы доставлять удовольствие мужчине. У нее была собственная сексуальная жизнь, она имела право на активную роль, а не только на подчинение мужчине. Культ эротизма поставил ее в самый центр жизни, все вращалось вокруг нее. Но это не имело ничего общего со средневековым культом женщины, было гораздо естественнее, никто не стремился превращать любовные дела в драму. Не устраивал драм даже Петр I, застав очередных любовников в спальне своей жены Марты Скавронской (ее возведение на трон под именем Екатерины I вызвало небывалый скандал во всей Европе). Достойными продолжательницами той же традиции стали три следующие властительницы России: Анна, Елизавета и Екатерина II, — через спальни которых прошли целые полчища мужчин, и ни один из них не был оставлен без награды. Единственное, что не допускалось в этот галантный век — это гомосексуализм. Так, Людовик вмешался самым радикальным образом в известный версальский скандал с гомосексуальным «Клубом содомистов»…, а Фридриху Великому приходилось вообще скрывать свою извращенную склонность.
Однако не стоит забывать, что мир галантности, в сущности, был миром немногих. Большинство не могло себе позволить такого образа жизни, полигамия обходилась слишком дорого, социально-экономические условия не способствовали всеобщему промискуитету. Аристократию не беспокоила собственная нравственность, но она и не стремилась навязать ее другим классам, в частности буржуазии, которая по упомянутым выше причинам не хотела и не могла принять этой морали, позволяя себе только с завистью поглядывать на аристократические утехи. Аристократическому символу — Казанове, буржуазия противопоставила символ «падшей женщины», соблазненной искусителем-аристократом, порядочной женщины, которая тяжко расплачивается за совершенный грех, — символ, ставший ведущим мотивом нравоучительной буржуазной литературы этого периода.
Современное представление о любви получило название романтической концепции любви. Считается, что первые «принципы» романтической любви разработали американские пуритане в XVII веке. Неотъемлемыми ее характеристиками являются: идеализация любимого человека, равенство партнеров, значимость человеческих взаимоотношений, сильные эмоциональные переживания. Романтическая любовь рождает чувство личной уникальности и индивидуальности, закладывает основы для равных и не авторитарных отношений. Один из американских психотерапевтов, Н. Бренден, считает, что романтическая любовь удовлетворяет необходимые психологические потребности человека: любовь, взаимность, общение, сексуальность, самореализация. М. Розин отмечает еще две особенности романтической любви: во-первых, это любовь к человеку противоположного пола, во-вторых, она не противоречит и естественным образом приводит к браку.[1]
Следует отметить, что столь индивидуальное чувство, как любовь, каждым из нас воспринимаемое как уникальное и неповторимое, неизбежно несет на себе «печать социума»: мы любим так, как принято, как «модно» любить в наше время, не говоря уж о воздействии на наши чувства семейных традиций, средств массовой информации и т. п. И возможно, в будущем какой-нибудь из новых авторов, затронув тему любви, в главе «эволюция человеческих взаимоотношений» опишет и нашу эпоху в форме более или менее удачных клише, «кирпичиками» которых будут ваши чувства…
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Категория ролика: Ответы на вопросы
Теги: что, такое, отношения, мужчиной, между
❗️ Как женщина влияет на мужчину? Все ответы в курсе "ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ": ✅ ✅❗️ Подписывайся на канал и получай больше ответов на свои вопросы ➡️ Читай подробнее как пригласить мужчину на свидание уже сегодня: Читайте лучшие статьи: Если это видео было для тебя полезным, ставь лайк и поделитесь роликом с подругами.Смотри наши другие видео:Совместимость мужчины и женщины Психология мужчин Как понять мужчину Как познакомиться с мужчиной Как понять парня Отношения мужчины и женщины Проблемы в отношениях Любовь и отношения Как вернуть любимого Как почувствовать себя женщиной Почему важно доверять мужчине? Любовница в семье. Что такое отношения между мужчиной и женщиной википедия. Причины и последствия. iPhone 7 (айфон 7). Как получить его в подарок? Типы женщин: "Сильная и независимая" Типы женщин: «Женщина-форма» Типы женщин: «Женщина-жертва» Типы женщин: «Женщина-мама» Знаки зодиака изменились Как вести себя с мужчиной Как нравиться мужчинам? Как понять, что ты нравишься парню? Почему мужчины изменяют? Замуж за иностранца: Доверительные отношения Отношения на расстоянии Люблю женатого мужчину Как получать подарки от мужчины без секса? Как получать подарки от мужчины без секса? Как вести себя на первом свидании? Как влюбить в себя мужчину? Как стать счастливой женщиной? Стоит ли знакомиться на сайтах знакомств Должна ли женщина работать? Как манипулировать мужчиной? На каком свидании давать? Как вернуть мужа от любовницы? Должна ли женщина быть недоступной? Вся правда о мужчинах завоевателях Как выйти замуж? Как понравиться парню? Как пригласить мужчину на кофе? Как вернуть мужчину? Как женщина влияет на мужчину? Чтобы стать счастливее перейди по ссылке ✅ ✅Как перезапустить непонятные отношения? Как привлечь достойного мужчину для отношений? 1+1=11. Как создавать по-настоящему счастливые отношения? Хочешь получать полезные материалы, видео, информацию и быть в курсе событий?Подписывайся на рассылку Следи за нами в соц сетях Спасибо за просмотр!#психологиямужчин, #психологияотношений, #счастливыеотношения, #любовьиотношения, #какпонятьмужчину, #каквернутьмужа, #каквлюбитьмужчину, #семейныеотношения, #какправильностроитьотношения, #каквыйтизамуж
sovetrus.ru
Отыскала в просторах интернета увлекательную статью, и решила поделиться. За одно и соц опрос провести)))
1. Духовная совместимость.
Между людьми появляется познание без слов, некое духовное родство. Довольно часто его путают с происхождением сексуального притяжения, но это не совсем правильно. Согласие отмечается, скорее, на психологическом либо эмоциональном уровне, но не гарантирует, что в своих эротических фантазиях мужчина и дама будут близки. Как правило таковой показатель больше показывает на то, что люди смогут стать хорошими приятелями. А это при наличии другой информации — достаточно ответственный аспект в браке, который разрешает удачно кооперировать свои силы при решении неприятностей и в неспециализированных интересах.
2. Душевный комфорт. Как раз такая совместимость формирует необычайное чувство теплоты, душевности взаимоотношений, определенный комфорт от присутствия другого человека. Партнёрам весьма приятно быть совместно, и они наслаждаются компанией друг друга. Они одинаково могут принимать эстетические и культурные ценности, с удовольствием совместно посещают те места, где возможно ими насладиться от души. Возможно выстраивать и половые отношения, не смотря на то, что они рискуют не продлиться долго в полноценном виде по причине того, что изначально может и не находиться эротическая сила притяжения. Но во взаимоотношениях этого вида в полной мере вероятна сильная эмоционально-интуитивная связь, и люди кроме того смогут утверждать, что так никто ни при каких обстоятельствах не обожал. Однако, может оказаться как брак, так и альянс в деловых отношениях или в искусстве. 3. Сексуальная совместимость. Существует сила притяжения на уровне романтического и физического влечения, при котором практически в любое время возникает удовлетворенность. Такие отношения смогут тянуться годами, причём без особенных усилий со стороны партнёров, лишь вследствие того что между ними естественным путём происходит постоянный взаимообмен замечательными энергиями, дающими стимул к жизни. Это аспект любовников, который неизменно может привести к браку.
4. Партнёрское притяжение либо партнёрский брак. Это договорные отношения ты – мне, я – тебе. Люди смогут замечательно дополнять друг друга в решении каких-либо бытовых, деловых вопросов, они смогут друг на друга положиться. Однако, отношения не владеют горючим сексуальной энергии или комфортом полноценной душевной близости. Другими словами в общем, они считаются достаточно холодными по своей природе.
5. Так называемая кармическая совместимость. Это самый сложные и затягивающие отношения, по причине того, что в этом случае видятся двое людей, каковые изначально друг другу должны. Они видятся между собой, дабы: либо пройти определённый жизненный урок и отстрадать значительные неприятности, либо – взять в качестве подарка подлинного партнёра на всю жизнь. В первом случае, они в большинстве случаев влюбляются приятель в приятеля с первого взора, они проходят самые невообразимые приключения, безумства, страсти — или страдания а также горе (и время от времени, редко — изживают негатив, в случае если оба стремятся быть совместно). Неизменно появляется неприятность верности и предательства. Во втором случае, в большинстве случаев у них складывается всё гладко, как словно бы они постоянно находятся под крылом Господа-Всевышнего, им сыплются подарки с неба (в нехорошем случае – партнёр будет очень сильно наказан, в случае если сделает другому партнёру не хорошо).
6. Интеллектуальное притяжение. Люди имеют, в большинстве случаев, неспециализированные интеллектуальные интересы и редко скучают между собой, проводя время в увлекательных дискуссиях о своей работе, искусстве и всем том, что образовывает предмет их неспециализированных интересов. Они смогут быстро интересоваться духовной, философской и культурной стороной жизни, неизменно открывая в этом новые эйфории общения. Такие взаимоотношения в полной мере можно считать позитивными, но они не создают эмоциональную базу для брака. Значительно чаще такие отношения хороши между друзьями, сотрудниками, преподавателем и учеником.
7. Физиологическая совместимость. Она напоминает сексуальную, но носит определенный животный, биологический темперамент. На таких парах возможно повесить табличку: лишь для секса. Причём значительно чаще табличка висит лишь одну ночь, по причине того, что обращение не идёт о эмоциях, уважении, понимании либо сочувствии. Исходя из этого при таких взаимоотношениях и секс быстро теряет свою привлекательность, оставляя голую физиологию. В случае если внезапно появляется скоропалительный брак, что он достаточно быстро исчерпывает себя, оставляя жилищно-материальные неприятности и детей, каковые, но, смогут различаться хорошим здоровьем. 8. Конфликтные отношения. В некоторых парах отношения выстроены на постоянном всплеске чувств, состязании и борьбе. Некоторых это подогревает в последующем эмоции сближения. Но по окончании получения удовлетворения от для того чтобы сближения, снова начинается борьба. Помимо этого, в аналогичных парах смогут появиться неприятности жертвы и палача с настоящей угрозой опасности.
9. Редкий вариант. Людей ничего не связывает в плане эмоций и жажд. Отношения в таких парах строятся на несложных вещах: взаимная внешняя привлекательность, материальная выгода, секс (о качестве возможно поспорить, но время от времени что-нибудь лучше, чем ничего), привычка (одноклассники, однокурсники, соседи). Как временное явление таковой тип совместимости приемлем: это лучше, чем чувство одиночества (особенно далеко от дома, с ограниченным общением). Но создавать семью – все равно, что строить дом без фундамента: непременно он развалится.
Это вопрос жизни и смерти — сохранение взаимоотношений в личной жизни. В личных отношениях иногда случается момент, в то время, когда стоит определиться, имеют ли они возможность, которая Вас устраивает, — либо нет. Отправной точкой для таковой оценки есть вопрос о возможности заключения брака. Для замужества или женитьбы, кроме эмоций и рациональных подходов, в обязательном порядке обязана находиться внутренняя готовность человека к этому ответственному шагу в жизни, которую возможно выяснить по личным ритмам. Причем эта внутренняя готовность возможно и не осознаваемая, но в определенный важный момент она способна сработать на то, дабы человек решился на брак. Частенько случается так, что готовым создать семью выясняется лишь один партнер. Причем он/она будет хотеть этого втайне, стремиться строить отношения, прикладывая душевные и материальные усилия. Иногда такая привязанность продолжается годы, не обращая внимания на то, что нарушается его/её право на здоровые отношения и любящую семью. Данный человек практически делается жертвой во взаимоотношениях,лишает себя безопасности, потому, что растрачивает время своей жизни впустую по причине того, что партнер не готов, причем не готов объективно, независимо от качеств жертвы.
А какой у вас тип взаимоотношений? Делитесь)))
Поделитесь с приятелями!
muzashtor.ru
«Отношения между мужчиной и женщиной – новый взгляд»
Как построить гармоничные межличностные отношения? Думаю, неоднократно многие из нас задумывались над этим вопросом. Написано много научных работ, выдвинуто множество идей и гипотез. Существуют различные психологические приемы для урегулирования разбалансированных взаимоотношений. Однако, этот вопрос так и остается не решенным. Возможно, мы не там ищем корень проблемы? И пытаемся «лечить симптомы», не решаясь докопаться до сути? Давайте попробуем порассуждать.
Итак, начнем издалека, а точнее с самого начала. Если рассмотреть все аспекты жизни современного человека, то выяснится, что неудовлетворение качеством отношений с партнером – это только одна из составляющих общего неудовлетворения жизнью. Откуда же оно исходит? Возьмем для примера среднестатистического индивидуума. Что составляет обычный день такого человека?
Первое – это необходимость подчиняться жестким рамкам, следовать строго заведенным правилам. Основное времяпрепровождение – это работа ради обеспечения «нормального» уровня жизни (по меркам современного общества потребления). Приоритетным является показатель успешности и состоятельности, выражающийся в материальных благах. И зачастую человек должен быть занят работой, которая не приносит удовольствия, т.к. не соответствует скрытым желаниям, не оправдывает ожиданий и не дает творческого удовлетворения от самого процесса действия. Хотя, по-настоящему, человеку нужно совсем не так много в материальном плане, как это преподносит политика потребления, гонка за модой и стремление выделиться. Гораздо важнее нравственная составляющая личной и общественной жизни, душевный комфорт. А вот сверх – загруженность работой ради материальных выгод, как правило, не оставляет времени и физических, моральных сил на внимание к другому человеку. Вот и получается, что человек становится заложником системы потребления, системы доминаторной и соревновательной. Она не дает возможности остановиться и задуматься, прежде всего, о том, что есть по-настоящему ценного в нашей жизни, ради чего мы вообще пришли в этот мир и что такое настоящие чувства.
«…Настоящая Любовь между людьми начинается, когда один человек испытывает глубинные чувства Любви к Душе другого человека, как говорится, видит его сущность, когда происходит «изумление в безмолвии».
Понимаешь в чём разница? Это состояние значительно отличается от привычного для человека простого сексуального всплеска, да ещё с доминацией Животного начала, когда у человека возникает желание обладать, властвовать, использовать другого человека в своих корыстных целях. Оно значительно отличается от психологического понимания, которое выражается в доминировании каких-то мгновенных настроений, шатких чувств, множества корыстолюбивых «хочу». Всё это часто возникает, когда человек пребывает в иллюзии, что он якобы либо доминирует над кем-то, либо отдаёт всего себя, а взаимности не получает, демонстрирует в своём поведении постоянную муку во имя какого-то идеала, по сути, им же и выдуманного. Хотя на деле он не испытывает настоящей, самоотверженной Любви, а пытается показать себе и другим свою альфа-значимость. Во взаимоотношениях всё это рано или поздно превращается в непонимание, напряжение, порождает рознь, вражду, так как основано не на настоящем глубинном чувстве, а на желаниях Животного начала…» (Из книги «АллатРа» А. Новых)
Неужели так все печально? И – да, и – нет. У каждого из нас есть одно очень важное право — право выбора. Ценности материального мира изменчивы и недолговечны, они явно не могут быть основой длительных отношений. Ни для кого не секрет, что основные ценности как раз-таки вовсе не материальны, хотя идеология нашей цивилизации постоянно нас убеждает в обратном. Материальная состоятельность является лишь иллюзией благополучия, она может рухнуть в один момент, как карточный домик. Примеров тому достаточно.
А вот отношения, построенные на глубокой душевной привязанности, уважении, взаимопонимании будут долговечны при любых обстоятельствах. Кроме того, общая ситуация в мире и в каждом государстве, в каждом населенном пункте отнюдь не является для человека, живущего материальными заботами, вдохновляющей. Вот и хочется такому человеку видеть стабильность и надежность хотя бы в том микромире, который он стремиться создать совместно с партнером. И тут возникает некая причинно-следственная связь. Каждый из партнеров как будто бы стремиться к одному и тому же – создать совместный уютный быт, островок благополучия, безопасности и стабильности. «Мой дом – моя крепость» – кажется, этот девиз очень даже актуален в наше время?! А внутри «крепостных стен» так хочется видеть преданную команду единомышленников! Однако, если люди изначально не объединены общей целью духовного развития, злую шутку может сыграть привычка соревноваться, сравнивать, оценивать, перенесенная из внешнего мира в семью. И человек, который совсем недавно был нам так дорог и близок, может стать «врагом №1», ну или объектом равнодушного и неприятного напоминания о принятых на себя обязательствах. Если же это «полноценная семья», в которой есть дети, то они бывают вынуждены проживать часть своей жизни в довольно затруднительном положении, находясь в атмосфере отнюдь не дружелюбной. Конечно, многие люди все же пытаются восстановить «нормальные» отношения. Остальная же часть так и живет, притворяясь перед собой и окружающими. Грустная картинка, не так ли?!
Так где же все-таки выход из этой ситуации, в чем он? Что может стать той самой базой — незыблемой, не подверженной «ржавчине» материальных забот, разъедающих любые благие чувства? Оказывается, все самое важное в нашем мире предельно просто. Для того, что бы найти выход и изменить ситуацию нужно не много. Всего лишь понять, что необходимо поменять местами цель и методы достижения, и во главу угла, в основу отношений заложить родство душ, единство в духовности. Нужно отказаться от привычек, навязанных и приобретенных в погоне за иллюзорным материальным счастьем: от привычки полагаться на другого человека, зависеть от него. От привычки к инертности бытия, к лености ума, к праздности. Но для того, чтобы изменить качество взаимоотношений, придется поменять свой взгляд на мир. Как? Вооружившись знаниями о психологии человека! Женщины и мужчины по-разному воспринимают основу взаимоотношений. И очень важно не просто помнить об этом, но и практически использовать эти знания в жизни.
«Самое интересное в том, что женщины по своей природе очень чувствительны, интуитивны, но и практичны. Для женщины важно создать уют в семье, эдакое «гнездышко», в котором можно чувствовать себя комфортно. Там, где тепло и уютно, думается о хорошем. Но женщины нуждаются не только и скорее не столько в материальной составляющей жизни, сколько в эмоциональной и чувственной поддержке, сочувствии. То есть сотрудничестве, соединению в чувствах. Это не банальный секс, но именно переживание нежности, любви, внутреннего единения. Это глубоко в природе любой женщины не зависимо от ее национальности и места проживания.
Не получая взаимности, отдачи от мужчины чувств заботы, защиты, любви и так далее, женщина ищет замену тому, чего не может получить. Так она становится потребителем. Отсюда претензии по поводу материальных накоплений, развлечений, секса и тому подобное. Но это всего лишь закамуфлированное под каприз желание внимания к себе, желание чувственно-эмоционального контакта. Есть еще момент, когда длительное время женщина не получает такого контакта, она заболевает. Эта болезнь сознания выражается эмансипацией, феминизмом и стервозностью. Кстати слово «стерв» в русском языке означает гниющая плоть (мясо).
Когда в семье или отношениях мужчина проявляет не только качества самца, но и заботу, нежность, любовь и понимание без унижения, женщина отвечает взаимностью. Такой союз на основе равноправия становится прочным и долговечным. А если еще есть общие интересы и стремления к какой-то высокой цели (культурное, интеллектуальное, духовное развитие), то счастье такой паре обеспечено. Для достижения такой гармонии необходим собственный труд по контролю своих мыслей, слов, действий, отказ от собственного эго.
Когда оба мужчина и женщина стремятся больше отдавать своему избраннику, то гармоничные отношения присутствуют всегда. В таком случае и отношение к окружающему миру становится иным, добрым, внимательным. В таких отношениях внутренняя энергия повышается и каждый день, проведенный в таком состоянии становится праздником».
Безусловно, отношения строятся на обоюдном стремлении к гармонии. И не стоит перекладывать ответственность за неурядицы только лишь на одну составляющую дуэта. Женщины в равной степени с мужчинами несут ответственность за построение созидательных взаимоотношений. Достичь такой гармонии возможно лишь основываясь на истинных чувствах и духовном единстве.
«…Когда два человека проявляют друг к другу настоящую Любовь, едины в своих глубинных чувствах, то даже физическое единение («телесное общение, соединение человеческой плоти») лишь помогает, как говорится в Православии: «открыть им самое настоящее таинство, коим является действие, прямо исходящее от Бога и приводящее к Нему». Это «чудо, которое превосходит все естественные взаимоотношения и состояния». В этом и есть глубокий смысл, и в этом таинстве действительно сокрыта огромная сила. Здесь первичность не материи, а Духа. Материя является лишь дополнительным средством». Стоит лишь взять за основу те ценности, которые непреходящи и вечны, и мир вокруг нас кардинально изменится.
Пусть в вашем сердце, в вашей душе и в вашем доме всегда царит истинная Любовь!
Статья из 1 номера журнала «МЫ»
________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «МЫ»
Читайте больше вдохновляющей информации на тему психологии семьи, воспитания детей, саморазвития, в современном глянцевом издании.
Смотрите Видеообзор выпуска.
СОДЕРЖАНИЕ 4 НОМЕРА:
В статье рассмотрены основные манипуляционные приемы СМИ, как средства, влияющие на сознание масс.
Чем отличается секта от религии и духовной школы, и как не стать жертвой подобных обманов. Основные виды сект.
Откуда же или от кого приходят данные сверхвозможности, с какой целью их нужно использовать и к каким последствиям это может привести?
Выбирая славу и публичность, люди зачастую подписывают так называемый договор с дьяволом и становятся его «солдатами». Безусловно, за все приходится платить. Признания артистов…
Тайная информация теперь открыта…
Почему мы зеваем, когда видим зевающего человека? Что влияет на нас, когда мы выбираем для себя какой-то товар в магазине или выбираем, как реагировать на ту или иную ситуацию?
Для многих — это заболевание звучит как клеймо. «Шизофреник» – синоним ужасного конца, бесплодного существования и бесполезности для общества. Так ли это?
Данная статья, является не только инновационным научно-медицинским объяснением заболевания «нервная анорексия», открывающим более глубинные и реально действующие способы выхода из такого состояния. Это еще и отражения сугубо личностного опыта борьбы с заболеванием.
Что такое на самом деле сексуальная энергия? Откуда она берется, для чего служит? На самом деле, эта энергия имеет более глубокий смысл.
«10 золотых правил воспитания Антона Макаренко»
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Почему же мы, взрослые утратили это состояние?
Неспроста тема отношений так интересна многим людям. В отношениях ищут счастья, поддержки, понимания, Любви. Но что же является основным препятствием?
Одним из самых ярких примеров единения множества людей служит освобождение Индии от колонизации Великобританией, произошедшее не так давно – в ХХ-м веке.
Заказать журнал «МЫ» можно здесь: приобрести журнал
wejournal.com.ua
Представляем статью о 6 наиболее распространенных типах отношений. Найдите свой.
Когда два человека всерьез вовлечены в отношения, они начинают помогать друг другу расти. Расти как в духовном, так и в эмоциональном плане. Эмоциональный рост — важная часть нашего личностного становления, и данный тип отношений помогает достигнуть цели — прийти к эмоциональной зрелости. Такие партнеры делают сильными себя и мотивируют свою половинку. Если это именно ваш пример отношений, то вы очень счастливый человек. Главное — постараться удержать их как можно дольше.
«Понимать с полувзгляда» — вот описание этих отношений. Партнеры настолько хорошо понимают друг друга, что могут проводить время в полной тишине, просто наслаждаясь тем, что они вместе. Достичь таких отношений — трудная задача, требуется много времени и усилий. Представьте, что вы сидите со своей половинкой за ужином, просто сидите, не разговариваете. Вы будете чувствовать себя неловко? Если нет, то вас можно поздравить: вы состоите в одних из самых эмоционально-стабильных отношениях.
Эти отношения нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Они нужны людям лишь для достижения определенной цели. Например, карьерной или политической. Оба, в худшем случае — один, в паре знают, что действительно не планируют оставаться в отношениях после того, как достигнут определенной цели. Такая связь заканчивается сразу, как только каждый (или один) получает желаемое.
Это вид очень эгоистичных отношений, когда один человек хочет изменить другого «под себя». К примеру, моя бывшая хотела переделать меня в такого человека, которым я сам совершенно не хотел быть. Она встречалась со мной, чтобы проверить, сможет ли она этого добиться. Можно сказать, она хотела «слепить» себе своего человека. Почти в 98% случаев такие отношения распадаются.
Это один из худших видов отношений. Они должны были закончиться давным-давно, но партнеры все продолжают эту пытку. Обычно такое происходит, когда люди плохо расстаются, а спустя некоторое время снова начинают отношения. Боль и обида после первого разрыва слишком велика, чтобы все было как раньше, но эти двое все еще пытаются дать второе дыхание своей любви. Они знают, что больше не подходят друг другу, они больше ссоряться, чем любят, они ужасно несчастны, но все еще продолжают держаться за отношения. Все в конце концов все равно заканчивается, но этому предстоит долгий и бесполезный период попыток наладить отношения. Если вы завязли в такой ситуации, лучший вариант — резко отрезать.
Такие отношения не приведут ни к чему хорошему. Когда два человека влюбляются, они прилагают все усилия, чтобы помочь друг другу вырасти во всех планах. В соревновательных же отношениях оба партнера конкурируют друг с другом, часто доходя до крайностей. К примеру, мой друг был женат, и его отношения были именно такими. Они с женой настолько соревновались в работе и домашних делах, что уже начали воспринимать друг друга даже не соперниками, а врагами. Если вы находитесь в таком же соревновании, сделайте себе одолжение — поберегите нервы, освободитесь.
Психологи уверены, что есть всего 6 типов отношений. А к какому типу относитесь вы?
Когда два человека всерьез вовлечены в отношения, они начинают помогать друг другу расти. Расти как в духовном, так и в эмоциональном плане. Эмоциональный рост — важная часть нашего личностного становления, и данный тип отношений помогает достигнуть цели — прийти к эмоциональной зрелости. Такие партнеры делают сильными себя и мотивируют свою половинку. Если это именно ваш пример отношений, то вы очень счастливый человек. Главное — постараться удержать их как можно дольше.
«Понимать с полувзгляда» — вот описание этих отношений. Партнеры настолько хорошо понимают друг друга, что могут проводить время в полной тишине, просто наслаждаясь тем, что они вместе. Достичь таких отношений — трудная задача, требуется много времени и усилий. Представьте, что вы сидите со своей половинкой за ужином, просто сидите, не разговариваете. Вы будете чувствовать себя неловко? Если нет, то вас можно поздравить: вы состоите в одних из самых эмоционально-стабильных отношениях.
Эти отношения нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Они нужны людям лишь для достижения определенной цели. Например, карьерной или политической. Оба, в худшем случае — один, в паре знают, что действительно не планируют оставаться в отношениях после того, как достигнут определенной цели. Такая связь заканчивается сразу, как только каждый (или один) получает желаемое.
Это вид очень эгоистичных отношений, когда один человек хочет изменить другого «под себя». Почти в 98% случаев такие отношения распадаются.
Это один из худших видов отношений. Они должны были закончиться давным-давно, но партнеры все продолжают эту пытку. Обычно такое происходит, когда люди плохо расстаются, а спустя некоторое время снова начинают отношения. Боль и обида после первого разрыва слишком велика, чтобы все было как раньше, но эти двое все еще пытаются дать второе дыхание своей любви. Все в конце концов все равно заканчивается, но этому предстоит долгий и бесполезный период попыток наладить отношения.
Такие отношения не приведут ни к чему хорошему. Когда два человека влюбляются, они прилагают все усилия, чтобы помочь друг другу вырасти во всех планах. В соревновательных же отношениях оба партнера конкурируют друг с другом, часто доходя до крайностей.
Нашла в просторах интернета интересную статью, и решила поделиться. За одно и соц опрос провести)))
1. Духовная совместимость.
Между людьми возникает «понимание без слов», некое духовное родство. Часто его путают с возникновением сексуального притяжения, однако это не совсем верно. Взаимопонимание наблюдается, скорее, на психологическом или эмоциональном уровне, но не гарантирует, что в своих эротических фантазиях мужчина и женщина будут близки. В большинстве случаев такой показатель больше указывает на то, что люди могут стать хорошими друзьями. А это при наличии других данных — довольно важный аспект в браке, который позволяет успешно кооперировать свои силы при решении проблем и в общих интересах.
3. Сексуальная совместимость. Существует сила притяжения на уровне романтического и физического влечения, при котором почти всегда возникает удовлетворенность. Такие отношения могут тянуться годами, причём без особых усилий со стороны партнёров, только потому, что между ними естественным путём происходит постоянный взаимообмен мощными энергиями, дающими стимул к жизни. Это аспект любовников, который всегда может привести к браку.
4. Партнёрское притяжение или партнёрский брак. Это договорные отношения «ты – мне, я – тебе». Люди могут прекрасно дополнять друг друга в решении каких-либо бытовых, деловых вопросов, они могут друг на друга положиться. Тем не менее, отношения не обладают «топливом» сексуальной энергии либо комфортом полноценной душевной близости. То есть в общем, они считаются довольно холодными по своей природе.
Источники: 6 типов отношений между мужчиной и женщинойКакими бы разными и уникальными мы ни были, наши личные отношения зачастую развиваются по сходным сценариям. Представляем статью о 6http://all-for-woman.com/2016/01/6-tipov-otnosheniy-mezhdu-muzhchinoy-i-zhenschinoy.html6 ТИПОВ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙПсихологи уверены, что есть всего 6 типов отношений. А к какому типу относитесь вы?http://dictat.net/6-tipov-otnoshenij-mezhdu-muzhchinoj-i-zhenshhinojВиды личных отношений между мужчиной и женщинойНашла в просторах интернета интересную статью, и решила поделиться. За одно и соц опрос провести)))1. Духовная совместимость. Между людьми возникает «понимание без…http://www.happy-giraffe.ru/community/31/forum/post/231219/
lovewithyou.ru
Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens) — единственный ныне живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Совокупность человеческих индивидов называют человечеством. Человек как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.).
Вместе с рядом вымерших видов человек разумный образует род человек (Homo). От ближайшего вида — неандертальцев — человек разумный отличается рядом особенностей строения скелета (высокий лоб, редукция надбровных дуг, наличие сосцевидного отростка височной кости, отсутствие затылочного выступа — «костного шиньона», вогнутое основание черепа, наличие подбородочного выступа на нижнечелюстной кости, «кинодонтные» коренные зубы, уплощенная грудная клетка, как правило, относительно более длинные конечности) и пропорциями отделов головного мозга («клювовидные» лобные доли у неандертальцев, широко округленные у человека разумного). В настоящее время идет работа по расшифровке генома неандертальцев, которая позволяет углубить представления о характере отличий этих двух видов.
Во второй половине XX века ряд исследователей предложили считать неандертальцев подвидом H. sapiens — H. sapiens neanderthalensis. Основанием для этого послужили исследования физического облика, образа жизни, интеллектуальных способностей и культуры неандертальцев. Кроме того, неандертальцев часто рассматривали как непосредственных предков современного человека. Однако сравнение митохондриальной ДНК людей и неандертальцев позволяет предположить, что расхождение их эволюционных линий произошло около 500 000 лет. назад.[1] Эта датировка несовместима с гипотезой о происхождении современных людей от неандертальцев, поскольку эволюционная линия современных людей обособилась позднее 200 000 лет назад. В настоящее время большинство палеантропологов склонны считать неандертальцев отдельным видом в составе роде Homo — H. neanderthalensis.
В 2003 были описаны останки, возраст которых составляет ок. 160 000 лет (плейстоцен). Анатомические отличия экземпляров побудили исследователей выделить новый подвид Homo sapiens idaltu («Старейшина») [2].
Следует отметить, что, с точки зрения многих религий и школ философии, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, поскольку животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) разум, совесть, сознание, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум) и т. д.
Филогенетическая линия гоминид, с которой связано происхождение современного человека (Homo sapiens) отделилась от других человекообразных обезьян 6—7 млн лет назад (в Миоцене) [3][4][5]. К настоящему времени все роды и виды гоминид, исключая Homo sapiens, вымерли. Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо) [5][6][7]. Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:
Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens по женской линии (от одной женщины, «Евы») появились ок. 200 000 лет назад, «Адам» жил несколько позже. [8]
Существуют две доминирующие теориипроисхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов.
В 2009 г. группа ученых под руковдством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале Science результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установли. что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.[9].
Ок.74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (~20-30 лет зимы), стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет). [8]
Вместе с тем, эволюцию специфически человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминидов и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей ученые интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики.
Схема расселения человеческих популяций, в пределах современного ареала.Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чем состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.
Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Например, гипотеза о южноамериканском происхождении нашего вида, или теории, рассматривающие человека, как потомка китообразных или рукокрылых млекопитающих, или даже инопланетных существ. Выдвигаются и предположения об «обратной эволюции» — согласно этим гипотезам, обезьяны являются продуктом деградации человека. Большинство альтернативных гипотез являются достоянием паранауки, и официальная наука их отрицает.
С точки зрения многих религий, ставить вопрос о естественном (эволюционном) происхождении всех аспектов человеческой сущности некорректно. Некоторые религиозные группы идут дальше и отрицают эволюционную связь даже телесной природы человека с животным миром — см. креационизм, но такие взгляды порождаются, скорее, буквальным подходом к религиозным текстам, нежели чем взвешенной оценкой метафор. В большинстве мифологий весь человеческий род идёт от пары прародителей — перволюдей, которые стали отцом и матерью остальных людей:
В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.
В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.
Анатомические строение человека аналогично анатомии других приматов. Наиболее явными внешними различиями являются соотношения размеров костей скелета, обьем головного мозга и оволосение кожных покровов.
Основная статья: Онтогенез человека
Согласно Питеру и Джин Медавар, основное развитие человека в настоящий момент сводится к т. н. «экстракорпоральной эволюции»: человек развивает создаваемые им самим технические средства, вырабатывает в себе навыки обращения с ними (то есть приспосабливает свой мозг к управлению этими средствами, находящимися вне его организма, но соединенными с ним в течение весьма длительных промежутков времени, определяемыми назначением технического средства, подобно тому, как будучи ребенком «осваивал» собственные руки и ноги), и такая «эволюция» в силу своей быстроты значительно превалирует над чисто биологической, оттесняя ее на второй план.
Скелет человека разумного.
Голова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, не способны к брахиации.
Средний вес мужчины составляет 70—80 кг, женщины — 50—70 кг, хотя встречаются и более крупные экземпляры (некоторые до 500—600 кг).[10] Средний рост мужчины на планете 175 см, а женщины — 158 см. Средний рост человека менялся с течением времени. Так, в средние века люди были ниже ростом, что заметно по размеру рыцарских доспехов того времени. Максимальный достоверно зафиксированный рост человека — 272 см (Роберт Уодлоу).
(см. Книга рекордов Гинесса)
Состоит из 4-х камерного сердца, и кровеносных сосудов, основной задачей которых является доставка крови к органам и тканям.
Эмбрион человека разумного
В сравнении с животными, репродуктивная функция человека и половая жизнь обладают рядом особенностей. Половая зрелость наступает в 13—16 лет.
В отличие от большинства млекопитающих, репродуктивная способность которых ограничена периодами течки, женщинам присущ менструальный цикл, продолжающийся около 28 суток, благодаря чему они способны к беременности в течение всего года. Беременность может наступить в определённый период месячного цикла (овуляция), однако никаких внешних признаков готовности женщины к ней нет. Кроме того, в отличие от всех других млекопитающих, женщины даже в период беременности могут вести половую жизнь. Однако репродуктивная функция ограничена возрастом: женщины теряют способность к размножению в среднем в 40—50 лет (с наступлением климакса).
Беременность длится девять месяцев. Из-за больших размеров плода роды могут приводить к травмам и кровопотере у матери. Травмами считаются разрывы промежности у матери в период изгнания плода при неправильном поведении роженицы в родах; для предотвращения разрывов промежности акушеркой проводится эпизиотомия — разрезание промежности роженицы для облегчения появления головки ребенка и предотвращения разрывов промежности у матери, затем, после рождения ребенка, на месте сделанного разреза накладываются швы. Если ребенок очень крупный (по данным исследований — УЗИ, акушерским замерам), а таз матери узкий (по данным акушерских замеров), проводится оперативное родоразрешение — кесарево сечение, при котором под наркозом вскрывается передняя брюшная стенка роженицы, и ребенок вынимается из полости матки через сделанный разрез.
Женщина, как правило, единовременно рожает только одного ребёнка (двое и более детей — близнецы — встречаются примерно один раз на 100 рождений). Новорожденный ребёнок весит 3-4 кг, зрение его не сфокусировано, и он не способен самостоятельно передвигаться. В заботе о потомстве в первые годы ребёнка участвуют, как правило, оба родителя: детёнышам ни одного животного не требуется столько внимания и ухода, сколько требуется человеческому ребёнку.
Половой диморфизм выражается рудиментарным развитием молочных желёз у мужчин по сравнению с женщинами и более широким тазом у женщин.
Люди — единственные современные млекопитающие, ходящие на двух конечностях. Некоторые обезьяны также способны к прямохождению, однако лишь в течение короткого времени. Правда некоторые лемуры (сифаки) на двух конечностях прыгают.
Тело человека обычно мало покрыто волосами, за исключением областей головы, а у половозрелых особей — паха, подмышек и, особенно у мужчин, рук и ног. Рост волос на шее, лице (борода и усы), груди и иногда на спине характерен для мужчин. (Отсутствие волос встречается также у некоторых других млекопитающих, в частности у слонов.)
Как и у других гоминидов, волосяной покров не имеет подшёрстка, то есть не является мехом. К старости волосы человека седеют.
Кожа человека способна изменять пигментацию: под действием солнечного света она темнеет, появляется загар. Эта особенность наиболее заметна у европеоидной и монголоидной рас. Кроме того, в коже у человека под воздействием солнечного света происходит синтез витамина D.
Люди всеядны — питаются плодами и корнеплодами, мясом позвоночных и многих морских животных, яйцами птиц и рептилий, молочными продуктами. Разнообразие пищи животного происхождения ограничивается главным образом специфической культурой. Значительная часть пищи (а животная пища — почти всегда) подвергается термической обработке. Большим разнообразием отличаются и напитки.
Человек — единственное живое существо, способное употреблять спиртные напитки в большом количестве. Большинство животных испытывает отвращение к этиловому спирту и напиткам, его содержащим (хотя существуют и исключения, в частности, некоторые собаки могут лакать пиво, лабораторные крысы нередко с удовольствием пьют спирт).
Новорожденные дети, как и детёныши других млекопитающих, питаются материнским молоком.
Мозг Homo sapiens
Человек — один из немногих представителей животного мира, обладающих способностью к речи. Многие птицы, например, попугай, обладают способностью к звукоподражанию, но для способности к речи необходима вторая сигнальная система, которая, по всей видимости, свойственна только человеку[12]. В ряде экспериментов обезьян и дельфинов пытались обучить пониманию простых фраз или их генерации с использованием языка жестов, но такие попытки чаще всего заканчивались безрезультатно[13][14][15]. Исключением стали известные эксперименты с шимпанзе Уошо и гориллой Коко, продемонстрировавшие возможность изучения и использования человеческого языка высшими приматами.
Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у любого другого животного (за исключением коаты паукообразной обезьяны), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных.
У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек, как и все приматы, обладает стереоскопическим зрением.
В 2006 году было обнаружено, что в геноме человека присутствует 212 копий гена MGC8902 — значительно больше, чем в геномах шимпанзе — 37 копий, мыши и крысы — по одной копии. Ген MGC8902 кодирует белок нейронах головного мозга. Исследователи выдвигают предположение, согласно которому многократное дублирование MGC8902, по крайней мере, частично обусловило эволюцию человеческого мозга. Поскольку функция белка DUF1220 не известна, значение данного отличия человека остается неизученным.
Продолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет. По данным Министерства здравоохранения РФ, на март 2008 г. средняя продолжительность жизни в России составляла 61 год для мужчин и 73 года для женщин.
Максимальная официально зарегистрированная продолжительность жизни составляет 122 года 164 дня.[16]
В пределах вида Homo sapiens выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах.
У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.
Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология.
Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретен. Например, имеются данные, что имевшие взамодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам.
Предполагается, что эффективное образование и накопление знаний стало возможным благодаря развитию двух отделов нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать семантику опыта упорядоченными наборами слов, и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать передаваемую речью семантику, — результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий. Это, в свою очередь, позволило легко формализовывать опыт в достаточно полное и легко интерпретируемое описание, избегая более ресурсоемких методов обучения. Стоит отметить, что родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандертальцы также обладали речью, но заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой.
В контексте эволюции человека среди других животных выделяет качественно новый характер взаимодействия с окружающей средой — помимо пассивного приспособления к изменяющимся внешним факторам человек активно влияет на них, повышая комфортность среды в соответствии со своими потребностями. Превосходство (как в гибкости, так и в безопасности экспериментов для популяции) негенетического образования над генетической передачей и обработкой данных вкупе с имманентно присущим человеку стремлением к познанию окружающего мира привело к фактически экспоненциальному нарастанию объема доступных знаний и позволило говорить об условном переходе человека на качественно новый этап развития, в рамках которого результаты ментальной деятельности значительно более критичны, нежели результаты игравших ранее первичную роль генетических процессов.
Человеку присуща способность действовать независимо от инстинктов, заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы, моделировать собственную деятельность и анализировать себя «со стороны». Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита слабее, чем у человека.
Для человека характерно активное формирование сложных приобретенных потребностей, практически не наблюдавшихся у других животных. Способность к формированию приобретенных потребностей позволяет повышать стабильность общества путём прививания всем индивидам некой «общепринятой» морали.
В определённых условиях человеческий разум может пересилить инстинкты, даже инстинкт самосохранения. Примером этому являются самоубийства. Другим примером являются люди давшие обет безбрачия, например, монахи. Они способны долгое время сдерживать инстинкт размножения.
Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens.
Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,6 млн лет.
Использование огня. Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад. [18][19]
Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет.
Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет.
В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания.
Реконструкция черепа «Пекинского человека» («синантропа»). В современной антропологии классифицируется как Homo erectus.Первые люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни. Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошел ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название «Неолитической (сельскохозяйственной) революции». Сельское хозяйство способствовало оседлости и созданию первых поселений, а также породило торговлю, которая в свою очередь способствовала расслоению общества. С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано становление первых цивилизаций Древнего мира.
Всемирную историю принято разделять на следующие периоды:
Период, этап — представители | |
Оплодотворение, зачатие, зачаточный период — зигота | |
Зародышевый период, эмбриональный период — зародыш, эмбрион | |
Внутриутробный период, пренатальный период — плод | |
Рождение | |
Период новорождённости — новорождённый | |
Младенчество — младенец, малыш/малышка, дитя | |
Дошкольничество, начало детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок | |
Младший школьный возраст, середина детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок | |
Допубертат, препубертат — ребёнок | |
Пубертат, пубертатный период | |
Подростковый период, отрочество, младшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер | |
Подростковый период, отрочество, старшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер | |
Юность — юноша, девушка, молодёжь, молодые люди | |
Совершеннолетие — совершеннолетний, молодёжь, молодые люди, юноша, девушка | |
холостяк, не замужем | |
Брачный союз — женатый, замужняя, семейный, семейная, продолжение рода | |
Зрелость — женщина, мужчина, взрослый | |
Старость — старик, пенсионер, пожилой человек, долгожитель | |
Смерть — покойник | |
Человек разумный |
Темы, связанные с человеком разумным
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru