Skip to content

Мужчине не больно ему приятно: Почему боль бывает приятной? — BBC News Русская служба

Почему боль бывает приятной? — BBC News Русская служба

  • Зария Горветт
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Физические упражненения на пределе возможностей вызывают боль, граничащую с удовольствием

Почему некоторым людям нравятся обжигающе острые приправы, физические нагрузки на пределе человеческих возможностей или садомазохистский секс? Корреспондент
BBC Future решил выяснить, что общего у боли и наслаждения.

Его противник славился своей жестокостью – для многих схватка с ним заканчивалась судорогами, сердечным приступом или даже смертью. Но, выходя на арену, Джейсон Макнабб выглядел на удивление спокойным. Прозвучал свисток. Битва была стремительной и страшной – на распухшие губы взмокшего от пота смельчака тут же потекли слезы.

Это было необычное соревнование. Макнабб установил мировой рекорд по поеданию «перца-привидения» Bhut Jolokia в течение двух минут. «Такое впечатление, будто я набрал полный рот ос, и все они одновременно принялись меня жалить. Адская боль, если честно», – признался любитель острых ощущений.

Индекс жгучести «перца-привидения» по шкале Сковилла превышает миллион единиц – иными словами, он в 200–400 раз острее халапеньо. Этот перец – один из самых жгучих в мире, и даже маленький кусочек способен вызвать у человека нестерпимую боль. Напрашивается вопрос: кому придет в голову так себя мучить?

(Другие статьи сайта BBC Future на русском языке)

Здравый смысл подсказывает, что людям свойственно искать наслаждений и избегать боли. Однако это не всегда так. Некоторым нравятся развлечения, вызывающие болевые ощущения – например, бег, массаж горячими камнями, нанесение татуировок, пирсинг и даже БДСМ (сокращенное наименование таких психосексуальных практик, как бондаж, дисциплина, доминирование, подчинение, садизм и мазохизм).

Охота пуще неволи

У Макнабба боль, причиняемая острым перцем, вызывает волну наслаждения, сравнимого с удовольствием от еды, наркотиков или секса. По его словам, «боль довольно быстро отступила, осталось только наслаждение от прилива адреналина и ощущение эйфории».

Автор фото, Guinness World Records

Подпись к фото,

Джейсон Макнабб, чемпион по поеданию перца чили, назвал эту боль адской

Связь между удовольствием и болью коренится в нашем биологическом устройстве. Начнем с того, что любая боль заставляет центральную нервную систему выбрасывать эндорфины – белки, блокирующие боль и действующие по принципу опиоидных наркотиков наподобие морфия, вызывая состояние эйфории.

Это явление хорошо знакомо бегунам. Интенсивная физическая нагрузка способствует выделению молочной кислоты – продукта распада глюкозы при дефиците кислорода в организме.

Кислота вызывает раздражение болевых рецепторов в мышцах, и они посылают электрические сигналы через спинной мозг в головной. На уровне органов чувств эти сигналы воспринимаются как ощущение жжения в ногах, которое обычно заставляет бегуна снизить темп или остановиться.

Но потом в процесс вмешивается гиппокамп – центр управления нервной системой. Эта мозговая структура, по форме напоминающая морского конька, реагирует на болевые сигналы стимулированием выработки в организме собственных наркотиков – эндорфинов.

Белки связываются с опиоидными рецепторами в мозге и препятствуют выделению веществ, участвующих в передаче болевых сигналов.

Это позволяет не только блокировать болевые ощущения, но и стимулировать лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга – те же области, которые возбуждаются от страстной любви и от музыки, – вызывая приятные ощущения, похожие на действие морфия или героина.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

После длительной нагрузки бегуны испытывают удовольствие. Что же происходит в это время в головном мозге?

Кроме того, боль от интенсивных физических нагрузок стимулирует выброс еще одного обезболивающего вещества, вырабатываемого организмом, – анандамида, который также называют «молекулой блаженства».

Анандамид связывается с каннабиноидными рецепторами головного мозга, блокируя болевые сигналы, вызывая ощущение теплоты и приятно затуманивая сознание аналогично действию марихуаны, которая связывается с теми же рецепторами. Возбуждение усиливается благодаря адреналину, который также выделяется в ответ на боль и способствует учащению пульса спортсмена.

Считается, что ощущение жжения в ногах позволяет избежать перегрузок, в то время как удовольствие от бега, видимо, помогало нашим предкам преодолевать усталость во время долгой охоты. В целом ученые полагают, что приятные ощущения, которые приходят на смену боли, сформировались в процессе эволюции, чтобы помочь людям справляться с последствиями травм.

Теория «легкого мазохизма»

Но почему некоторые виды боли доставляют удовольствие, а некоторые приносят лишь мучения?

Одно из объяснений основано на теории «легкого мазохизма», которая предполагает стремление людей к болевым ощущениям при условии постоянного осознания того, что эта боль не является сигналом серьезного вреда. Животные к этому неспособны.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Острый перец чили может вызывать приятные ощущения… в конечном итоге

Одним из примеров является перец чили. Его активный ингредиент капсаицин совершенно безвреден. Он вызывает болевые ощущения из-за того, что связывается с рецептором TRPV1, входящим в семейство чувствительных к температуре рецепторов, расположенных у нас на языке, которые предупреждают организм о потенциально опасном жаре или холоде. При активировании TRPV1 в мозг поступают такие же сигналы, как если бы язык попал в огонь.

Большинство маленьких детей отказываются есть чили, но, попробовав его несколько раз, учатся получать удовольствие от жгучего перца, поскольку он перестает ассоциироваться у них с реальным физическим вредом. При этом язык у любителя острого перца так же чувствителен к капсаицину, как и у любого другого человека.

Наслаждение от боли способен испытывать только человек. Попытки ученых привить любовь к чили крысам успехом не увенчались.

Животных можно приучить причинять себе вред, но только за счет «позитивного подкрепления», когда боль начинает ассоциироваться у них с вознаграждением. «Обычно если животное получает негативный опыт, в дальнейшем оно стремится его избегать», – поясняет Пол Розин, сотрудник Пенсильванского университета (США).

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Профессионалы секс-индустрии отличают полезную боль от вредной

Для тех, кто увлекается БДСМ, в понятии «легкого мазохизма» нет ничего удивительного.

Госпожа Александра, профессиональная садистка из Лондона, рассказывает: «Мы отличаем полезную боль от вредной. Вредная боль подсказывает нам: что-то пошло не так, и мы сразу обращаем на это внимание. Но есть и полезная боль, которая доставляет удовольствие. К примеру, если во время бондажа начинает потягивать плечо, это может быть небезопасно, и мы ослабляем узлы».

Считается, что эта теория также объясняет, почему люди стремятся к заведомо неприятным переживаниям, таким как леденящее душу катание на «американских горках» и просмотр грустных фильмов, и находят в этом удовольствие. «Если бы животное прокатилось на «американских горках», оно бы испугалось и больше никогда не стало бы на них забираться», – утверждает Розин.

Тайны парацетомола

Взаимосвязь между сексом и болью не ограничивается миром БДСМ. Было проведено исследование, в рамках которого ученые с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии изучали мозг женщин, в то время как те приводили себя в состояние оргазма.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Здравый смысл подсказывает: людям свойственно искать наслаждений и избегать боли, но это не так

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

По итогам этого эксперимента удалось установить, что в момент оргазма были активны 30 участков головного мозга, в том числе те, которые отвечают за болевые ощущения. В рамках другого исследования ученые выяснили, что онкобольные, которым для облегчения хронических болей в животе удалили нервы спинного мозга, потеряли способность испытывать оргазм. В то же время при возобновлении болей эта способность восстанавливалась.

Барри Комисарук, сотрудник Ратгерского университета и автор томографического исследования женского мозга, полагает, что между метаболическими путями боли и оргазма существует глубинная связь. «Также было замечено, что мимика во время оргазма зачастую неотличима от гримас боли», – рассказывает ученый.

Схожие выводы были сделаны при изучении воздействия парацетамола на эмоциональное состояние: оказалось, что этот анальгетик не только облегчает эмоциональные страдания, но и притупляет наслаждение.

В рамках данного исследования студентам давали парацетамол или плацебо и предлагали оценить интенсивность ощущений при просмотре ряда провокационных фотографий.

Под действием препарата положительные и отрицательные эмоции ослабевали в равной степени – это свидетельствует о том, что парацетамол функционирует на уровне общих биологических каналов.

Приходится констатировать, что боль и наслаждение у человека всегда тесно переплетены.

Прочитать
оригинал этой статьи на английском языке можно прочитать на сайте
BBC Future.

почему мазохисты получают удовольствие от боли?

Кажется, что человек сконструирован таким образом, чтобы избегать неприятных ощущений, но почему же тогда некоторым нравится, когда секс «приправлен» капелькой боли? Одним нравится, когда их держат за запястья, другим — когда тянут за волосы или шлепают. Почему так происходит? Какие механизмы включаются? Выясняем!

Анастасия Максимова

Теги:

Оргазм

Сексуальная жизнь

БДСМ

сексуальность

Оговоримся, что далеко не всем нравится, чтобы в их сексе была жесткость или болезненные ощущения. Люди разные, предпочтения в сексе тоже у всех различаются. Опрос, проведенный в 2014 году, в котором принял участие 391 человек из 29 стран, показал, что половина опрошенных хотя бы раз в жизни были вовлечены в мазохистский акт и половина – попробовала на себя роль садиста. Мазохистами чаще бывают женщины, чем мужчины (69% vs 51%), а вот садистские наклонности, напротив, чаще демонстрируют мужчины, чем женщины (45% vs 53%).

yandex

Нажми и смотри

Во многом причины такого распределения кроются в женской гендерной социализации, а не в том, что женщинам больше нравится испытывать боль. Но в этом материале мы поговорим не об этом, а о связи боли и удовольствия.

Больно? Приятно!

Связь между болью и наслаждением уходит корнями в нашу биологию. Если ты занимаешься бегом, вспомни неприятное ощущение в ногах, которое временами возникает во время пробежки. Его причина в высвобождении молочной кислоты — продукта распада глюкозы, когда мышцам не хватает кислорода. Кислота раздражает рецепторы, электрические сигналы переходят по спинному мозгу в мозг головной, и мы чувствуем боль.

yandex

Нажми и смотри

Но есть один участок головного мозга, который тоже незамедлительно реагирует на болевые сигналы. Это гиппокамп, участок, формой напоминающий морского конька. Гиппокамп делает всё возможное, чтобы облегчить наши страдания. И когда нам больно, он начинает выбрасывать в кровь «природные наркотики» — эндорфины. Они связываются с опиоидными рецепторами в мозге и приостанавливают высвобождение веществ, отвечающих за передачу болевых сигналов. То есть они как бы блокируют боль, но это не всё, что они делают.  

Эндорфины стимулируют те области мозга, которые отвечают за чувство страстной любви и… музыки. Это наши внутренние опиаты — никаких внешних наркотиков, все носим в собственном мозге.

Боль от интенсивных упражнений стимулирует выработку еще одного «естественного обезболивающего» — анандамида. Его еще называют благословенным веществом (bliss chemical), потому что он связывается с каннабиоидными рецепторами. От этого у нас возникает теплое, щекочущее чувство, как от употребления марихуаны.

Но разве вся боль приятная?

Но очевидно, что одно дело — игривые шлепки и совсем другое — когда мизинцем ударяешься об шкаф в темноте.

Одна из теорий объясняет это «умеренным мазохизмом» — мы можем получить удовольствие только от той боли, которая не становится причиной серьезных телесных повреждений. В качестве примера можно вспомнить страсть к острой еде. Когда мы пробуем острое блюдо, наш язык горит – и мы испытываем чувство, похожее на боль. Но мы знаем, что она безопасна — ничего у нас во рту не обуглится. Большинству детей не нравится острая еда, но с возрастом мы привыкаем к ней и даже начинаем ее любить.

Люди, практикующие БДСМ, знают, что боль бывает «хорошей» и «плохой». Когда вам обжигает кожу ударом флоггера — это нормальная, хорошая боль, которую контролирует верхний. Но если у тебя судорогой сводит руку во время шибари — это боль плохая и потенциально опасная.

Без боли нет радости?

В одном исследовании 2011 года ученые при помощи МРТ выводили на экран изображение мозга женщин, которые занимались мастурбацией. Они обнаружили, что во время оргазма активизировались примерно 30 зон. И в числе них неожиданно оказались те области, которые отвечают за боль.

Другое исследование показало, что люди, пережившие рак, чьи нервы в спинном мозге были перерезаны с целью уменьшить хроническую боль, потеряли способность и испытывать оргазм. Как только боль возвращалась — возвращались и оргазмы. А некоторые исследования и вовсе показывают, что обезболивающие притупляют также и удовольствие вместе с болью.

Это, разумеется, не говорит о том, что невозможно получить кайф без боли, а только о том, что удовольствие и боль тесно взаимосвязаны.

Мазохисты — ненормальные?

Еще недавно стремление сочетать секс и боль считалось извращением. А садисты и мазохисты — больными людьми, которые делают это из-за детских травм. Данную теорию только подкрепил фильм «50 оттенков серого», где главный герой показан уязвимым, с глубокой душевной травмой.

Интересное исследование, проведенное в Нидерландах, показало прямо обратное. Почти тысяча мужчин и женщин, практикующих БДСМ, заполнили анкету с вопросами о многих аспектах их личности, об уровне незащищенности, привязанности и личном благополучии. Ту же анкету заполнили другие пятьсот человек, которые никогда в жизни не практиковали ничего подобного.

БДСМ-группа оказалась более экстравертной, общительной и уверенной в себе, а также менее склонной к неврозам и более эмоционально стабильной. Но при этом они показали себя менее дружелюбными и склонными к состраданию. В БДСМ-группе люди больше доверяли своим партнерам и меньше боялись, что их бросят. В целом группа БДСМ показала себя более психологически благополучной.

Но есть несколько нюансов. Во-первых, различия между двумя группами были небольшими. Во-вторых, возможно, результаты были смазаны из-за того, что БДСМ-группа была отобрана с одного крупного сайта, то есть по сути представляла собой единое сообщество. В-третьих, контрольная группа была в среднем моложе и с более низким уровнем образования.

Уже давно не говорят о мазохизме как о заболевании, если это не заходит слишком далеко. Помните, что один из важнейших принципов БДСМ — добровольность (наряду с безопасностью и разумностью), что значит, что нижний в любой момент сессии может остановить ее.

Боль и удовольствие. Берк, Эдмунд. 1909-14. О возвышенном и прекрасном. Гарвардская классика

Select SearchWorld FactbookRoget’s Int’l ThesaurusBartlett’s QuotationsRespectfully QuotedFowler’s King’s EnglishStrunk’s StyleMencken’s LanguageCambridge HistoryThe King James BibleOxford ShakespeareGray’s AnatomyFarmer’s CookbookPost’s EtiquetteBrewer’s Phrase & FableBulfinch’s MythologyFrazer’s Golden BoughAll VerseAnthologiesDickinson, E. Eliot, T.S.Frost, R.Hopkins, G.M.Keats, J.Lawrence, D.H.Masters, Э. Л. Сандберг, К. Сассун, С. Уитмен, У. Вордсворт, У. Йейтс, У. Б. Вся документальная литератураГарвардская классикаАмериканские очеркиОтносительность ЭйнштейнаГрант, США Рузвельт, история Т.УэллсаПрезидентские инаугурацииВся художественная литератураПолка фантастикиИстории о привиденияхКороткие рассказыШоу, Г.Б.Штайн, Г.Стевенсон, Р.Л. HG
Nonfiction > Harvard Classics > Edmund Burke > On the Sublime and Beautiful
  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ
СОДЕРЖАНИЕ · СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ · БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
Эдмунд Берк (1729–1797). О возвышенном и прекрасном.
Гарвардская классика. 1909–14.
боль и удовольствие. эта цель, помимо того, что она в какой-то мере нова, должна быть способна вызывать страдание или удовольствие от других причин. Боль и удовольствие — простые идеи, не поддающиеся определению. Люди не склонны ошибаться в своих чувствах, но они очень часто ошибаются в именах, которые им дают, и в своих рассуждениях о них. Многие придерживаются мнения, что страдание обязательно возникает из-за устранения некоторого удовольствия; они думают, что удовольствие приносит прекращение или уменьшение какой-либо боли. Со своей стороны, я скорее склонен воображать, что страдание и удовольствие в их наиболее простом и естественном способе воздействия имеют положительную природу и отнюдь не обязательно зависят друг от друга в своем существовании. Человеческий разум часто, и я думаю, что по большей части, находится в состоянии ни боли, ни удовольствия, которое я называю состоянием безразличия. Когда я переношусь из этого состояния в состояние истинного удовольствия, мне не кажется необходимым проходить через посредство какой-либо боли. Если бы в таком состоянии безразличия, или легкости, или спокойствия, или называйте это как хотите, вас вдруг развлекали бы музыкальным концертом; или предположим, что перед вами представлен какой-нибудь предмет прекрасной формы и яркого, живого цвета; или представьте, что ваш запах удовлетворён ароматом розы; или если бы вы без всякой предшествующей жажды выпили какого-нибудь приятного вина или попробовали какое-нибудь сладкое без чувства голода; во всех различных чувствах, слухе, обонянии и вкусе, вы, несомненно, находите удовольствие; и все же, если я поинтересуюсь, в каком состоянии вы находились до этих удовольствий, вы вряд ли скажете мне, что они застали вас в какой-либо боли; или, удовлетворив эти различные чувства их различными удовольствиями, вы скажете, что какое-либо страдание увенчалось успехом, хотя удовольствие совершенно закончилось? Предположим, с другой стороны, что человек, находящийся в таком же состоянии безразличия, получает сильный удар, или выпивает какое-нибудь горькое зелье, или получает рану в уши каким-нибудь резким и скрежещущим звуком; здесь нет удаления удовольствия; и все же здесь чувствуется во всех смыслах, что затронуто, боль очень различима. Можно, пожалуй, сказать, что страдание в этих случаях возникло из-за удаления удовольствия, которым человек наслаждался прежде, хотя это удовольствие было настолько низким, что воспринималось только удалением. Но это кажется мне тонкостью, которую не обнаружить в природе. Ибо если до боли я не испытываю никакого настоящего удовольствия, то у меня нет оснований судить, существует ли что-либо подобное; поскольку удовольствие — это только удовольствие, которое ощущается. То же самое можно сказать и о боли, и с таким же основанием. Я никогда не смогу убедить себя в том, что удовольствие и страдание суть простые отношения, которые могут существовать только в противопоставлении друг другу; но я думаю, что могу ясно различить, что есть положительные страдания и удовольствия, которые совершенно не зависят друг от друга. Нет ничего более достоверного в моих собственных чувствах, чем это. Нет ничего, что я мог бы различить в своем уме с большей ясностью, чем три состояния безразличия, удовольствия и страдания. Каждое из них я могу воспринять без какого-либо представления о его отношении к чему-либо другому. Кай страдает от колик; этому человеку на самом деле больно; растяни Кая на дыбе, он почувствует гораздо большую боль: но возникает ли эта боль дыбы от устранения какого-либо удовольствия? или приступ колики — это удовольствие или страдание, в зависимости от того, как нам приятно его рассматривать?   1
 
CONTENTS · BOOK CONTENTS · BIBLIOGRAPHIC RECORD
  PREVIOUS NEXT  
 
Шекспир · Библия · Странк · Анатомия · Документальная литература · Цитаты · Справочники · Художественная литература · Поэзия
© 19932020 Bartleby. com · [Top 150] · Темы · Заголовки · Авторы · World Lit · Бесплатные эссе · Настройки файлов cookie

— Лексикон Айн Рэнд

Домашняя страница

Поиск
Поиск

Каким же образом человек открывает понятие « значение »? К
каким образом он впервые узнает о проблеме « добро или зло » в ее
простейшая форма? С помощью физических ощущений удовольствие или боль .
Подобно тому, как ощущения являются первой ступенью развития человеческого
сознание в сфере познания , поэтому они являются его первым шагом в
царство оценка .

Способность испытывать удовольствие или боль присуща мужскому телу; это
часть его природы , часть сущности, которой он является. У него нет выбора относительно
это, и у него нет выбора в отношении стандарта, который определяет, что заставит его
испытать физическое ощущение удовольствия или боли. Что это такое
стандарт?* Его жизнь*.

Механизм удовольствия-боли в теле человека — и в телах всех
живые организмы, обладающие способностью сознания, служит
автоматический хранитель жизни организма. Физическое ощущение удовольствия
является сигналом, указывающим на то, что организм следует правильному курсу
действие. Физическое ощущение боли является предупредительным сигналом об опасности.
указывая на то, что организм следует неправильному курсу действий, что
что-то нарушает правильную функцию его тела, что требует действий
чтобы исправить это. Лучшей иллюстрацией этого может служить редкое, уродливое
случаи рождения детей, неспособных испытывать физические
боль; такие дети долго не живут; у них нет возможности обнаружить
что может их травмировать, никаких предупредительных сигналов, и, таким образом, незначительный порез может перерасти в
смертельная инфекция или серьезное заболевание могут оставаться незамеченными до тех пор, пока
поздно с этим бороться.

«Объективистская этика»,
Добродетель эгоизма , 17

Форма, в которой человек переживает реальность своих ценностей, есть удовольствие . . . .
Хроническое отсутствие удовольствия, любого приятного, полезного или стимулирующего
опыта, производит медленное, постепенное, день за днем ​​эрозию эмоционального
жизненной силы, которую он может игнорировать или подавлять, но которая фиксируется
безжалостный компьютер его подсознательного механизма, который регистрирует отлив
поток, потом струйка, затем несколько последних капель топлива — до того дня, когда его
внутренний двигатель останавливается, и он отчаянно удивляется, почему у него нет никакого желания продолжать,
не в состоянии найти какую-либо определимую причину его безнадежного, хронического чувства
истощение.

«Наша культурная ценность — лишение»,
The Objectivist , апрель 1966 г., стр. 3.

См. также: Эмоции; Счастье; Гедонизм; Жизнь; Милль, Джон Стюарт; Ощущения; стандарт стоимости; Подсознание; Страдания; Утилитаризм; Ценности; Капризы/прихоти-поклонение.

Copyright © 1986, Гарри Бинсвангер.
Авторские права на введение © 1986 Леонарда Пейкоффа.
Все права защищены. За информацией обращайтесь в New American Library.

Отрывки из Зловещие параллели , Леонард Пейкофф.
Copyright © 1982 Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения
Издательство Штейн и Дэй. Выдержки из Романтический манифест ,
Айн Рэнд. Copyright © 1971, The Objectivist .
Перепечатано с разрешения Harper & Row, Publishers, Inc. Выдержки из
Атлас расправил плечи , авторские права © 1957, Айн Рэнд, The
Источник
, авторские права принадлежат Айн Рэнд, 1943, и .
New Intellectual
, авторское право © 1961 Айн Рэнд. Перепечатано
разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из Философия: Кто
Needs It
Айн Рэнд. Авторское право © 1982 г.
Леонард Пейкофф, исполнитель, поместье Айн Рэнд. Перепечатано
разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из книги «Философия.
цикла лекций «Объективизм». Авторское право © 1976 г.
Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения. Выдержки из Элвина
интервью Тоффлера с Айн Рэнд, которое впервые появилось в
Журнал Playboy .