Skip to content

Как называется мужской феминизм: Кто такие маскулисты и почему они ненавидят женщин

Кто такие маскулисты и почему они ненавидят женщин

Общество

Редактор GQ провел два месяца в компании маскулистов – мужчин, мечтающих нянчить детей и навсегда сложить оружие.

Перед вами сборище мужчин, которые решили, будто долгие годы их права­ нарушают (в основном женщины­). На форумах они обсуж­дают, как без потерь выйти из отношений. На YouTube-канале «Прожектор Собчак» разбирают признаки женских психических отклонений. Они проводят митинги­, предлагая отменить мужской призыв в армию, уравнять пенсионный возраст, ввести обязательный тест на отцовство, и трясут перед­ репортерами постерами с изображением красной­ таблетки из «Матрицы». «Принять красную таблетку – ­значит взглянуть на мир без прикрас, – говорит один из лидеров «Эгалитарного мужского движения» Антон Сорвачев, семейный юрист (два развода, выплачивает алименты). – Понять, что патриархата не существует, что на самом деле планетой управ­ляют женщины». Среди ключевых терминов их идеологии: «санитарный час» (время между тем, как заканчиваются старые отношения и начинаются новые), «бабораб» (безвольные мужчины, лишенные чувства собственного достоинства) и «алень» (мужчина, готовый поступиться своими интересами ради комфорта близких). По некоторым данным, это движение поддержи­вают более сотни тысяч русскоговорящих людей.

Чем больше времени я проводил, общаясь с маскулистами, тем сильнее меня отталкивало все, что они проповедовали. Идеи свободы в их интерпретации превращались в женоненавистничество и гетеро­сексизм – уродливые обертки так называемой красной таблетки. Но я продолжал их слушать. Статис­тика ВОЗ наглядно демонстрировала – мужчины по всему миру массово погибают. И кажется, ответ на вопрос «Почему?» знали лишь эти парни.

Маскулизм – идеология, основанная­ на принципе равенства (в том числе юридического) мужчин и женщин. 

Ее смысл прост: долгие годы на мужчин навешивали ярлыки, которые мешали счастливой жизни, и с этим должно быть покон­чено. Впервые термин «маскулизм» был употреблен в 1914 году американской феминисткой Шарлоттой Перкинс Гилман во время лекции в Нью-Йорке. Так она назвала противников идеи о мужском превосходстве над женщинами. «Маскулисты проповедуют мысль о культурных и политических изменениях, необходимых для существования их гендера», – была уверена Гилман.

«Взгляните на литературу, которой кишат книжные магазины, особенно на раздел с психологией, – говорит Ной Брандт, один из участников организации The Good Men Project. – У этих книг есть общая черта: почти все они о женщинах. Женщина­ и работа. Женщина и тело. Женщина и секс. Женщина и нацио­нальность. Иногда складывается ощущение, будто пол есть только у них. Общество уже давно обратило внимание, что нынешние гендерные стереотипы мешают и ранят женщин. Но редко ­кто-то задумывается, что и мужчинам несладко».

В начале XX века, пока суфражистки вместе с ­Гилман бились за право голоса и собственности, маскулисты дремали. Расцвет мужского движения пришелся на 1960–1970-е годы – время подъема второй волны женского освободительного движения в США. И отец-основатель маскулистов Уоррен Фаррелл называл себя в первую очередь феминистом. Он выступал на ток-шоу и вместе с Джоном Ленноном призывал людей сбросить социокультурные кандалы и открыться свободе. Но для этого мужчинам следовало понять, кто они и что они на самом деле вытворяют.

Представление о том, какими качествами должен обладать представитель сильного пола, отличается у разных народов. Но основные критерии совпадают. Их сформулировали еще в 1976 году антропологи Дебора Дэвид и Роберт Брэннон: «Никаких бабских штучек» (долой женст­венность), «Большая шишка» (сила, успех – и ты круче всех), «Крепкий дуб» (только без соплей) и «К черту торпеды – полный вперед» (меньше думай, больше делай). Эти характеристики принято называть менбоксом – чертами, присущими индустриальной маскулинности. Формировались они в разное время и совершенно различными способами. Менбокс не прописан в конституциях и не зафиксирован государственными службами. За неисполнение его требований не сажают в тюрьмы и не увольняют с работы. Эти нормы негласны, и мы следуем им, сами того не замечая.

На правах биологического превосходства силы еще в доисторические времена лишь мужчины охотились на больших зверей. В Древнем Риме и средне­вековой Японии воины, не справившиеся со своими обязанностями, должны были убить себя, чтобы избежать публичного позора. Галантность, сдержанность и джентльменство – за это стоит благодарить рыцарский кодекс средневековой Европы, а затем – романтизм. Стремление к власти и прибыли – отпе­чаток промышленной революции и урбанизации. Разные времена и обстоятельства навешивали на людей ярлыки, которые в совокупности привели к тому, что мужчины, как считают маскулисты, попросту потерялись.

«Мужчины должны быть кормильцами, а жен­щи­ны заботиться о семье, – говорит Ной Брандт. – Мужчины неряхи, так что за домом пусть ­следят женщины. 

Мужчины не плачут, а женщины истерички. Мужчинам не нужна эмоциональная поддержка, женщинам она необходима. ­

Женщины ­знают, как ухаживать за детьми, а мужчина не в ­силах поменять памперс. Это – сексистские ­сте­реотипы­, ­которые вредят всем. Вспомните, как ­выглядит ­хрестоматийный отец в телевизоре». «Как ­Гомер Симпсон?» – говорю я. «Именно, – отвечает Брандт. ­– Зачастую нам даже не дают шанса ­попробовать себя в качестве отцов. Для общест­ва мужчина, которому нравится возиться с детьми, – скорее лентяй, или гей, или педофил, нежели ­обыкновенный папаша».

Размышляя о том, как эти социальные конструкты проникают в жизнь, программируя нас на определенный тип поведения, я не мог продвинуться дальше собственного дома. Еще до того, как я появился на свет, моя мать знала, что будет мальчик. Как только вернулась с УЗИ, они с отцом перекрасили стены в детской в голубой цвет (дурацкая затея). Моим первым комбинезоном был костюм цвета хаки, в котором я больше походил на вьетконговца, чем на малыша. А родственники дарили новорожденному пластиковые мачете и зеленых солдатиков. Мои родители были молоды, на их месте я бы тоже наделал ошибок. В отце просыпалась ярость, стоило мне распустить нюни, а мать любила повторять: «Разбирайся сам, ты мужчина». «Ты должен научиться давать сдачи», – как-то сказал отец и отправил меня в секцию вольной борьбы; и в первый же день мне сломали два пальца. «Ты должен быть храбрым», – это он произнес, когда заталкивал меня в комнату страха.

«Мой отец тоже наделал ошибок, – говорит музыкант Генри Роллинз. – Он хвастался, что может всю ночь пахать в офисе, а потом возвращаться домой на утреннем автобусе, пить кофе, принимать душ и снова ехать на работу. В 13 лет мне тоже пришлось найти работенку, и, кажется, я не сидел без дела до пятидесяти. И не потому, что хотел заполучить все деньги мира, а потому, что дело касалось моей само­оценки. Так должен вести себя настоящий мужчина – вот что постоянно свербит в голове, – а не то потеряешь жену, ребенка и все сбережения, пока будешь выплачивать алименты. Получаю ли я удовольствие от того, чем занимаюсь? В основном – нет. Но я не могу остановиться».

Пока шла работа над этим текстом, я не раз обращался за комментариями к женщинам, но слышал один и тот же вопрос: 

«Вы действительно думаете­, что мужчинам приходится туго? Вас ущемляют? Ну и бредятина».  

И когда не срабатывала статистика по числу производственных травм и убийств (­прямые доказательства того, что мужчины домини­руют на опасных предприятиях), я рассказывал реальную историю о самолете, в 2009 году севшем на воду у Манхэттена. Об этом не упоминается в фильме «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли, но при эвакуации пассажиров экипаж корабля первыми выводил на крылья женщин и детей. Они же первыми причаливали к берегу на лодках экстренных служб. Цена мужской жизни чрезвычайно мала, считают маскулисты. «Потому что люди привыкли: они и так все время умирают, – говорит президент Национальной коалиции за мужчин Гарри Крауч. – Мы с вами все время слышим о патриархате. Будто бы все зло происходит от патриархата. Но умираем-то мы! Защищая свои семьи и друзей».

В этом и находится краеугольный камень маскулизма, зачастую превращающий движение в кружок мизогинистов. Отношения с женщинами, считают активисты, – одна из причин, по которой мужчинам приходится следовать правилам, навязанным культурой. Из этого убеждения в разных частях планеты возникают радикальные группировки ­маскулистов. Инцелы, мирный в начале 1990-х кружок, где обсуждались неудачи в личной жизни, стали сборищем жено­ненавистников, почитающих Эллиота Роджера (в 2014 году убил шесть человек; своим мотивом назвал ненависть к женщинам). В России критический маскулизм проповедует «Мужское государство» – «национал-патриархическая» организация во главе с фитнес-тренером и блогером Владиславом Поздняковым. Участники последней преследуют геев и бывших актрис эротических фильмов. «Большинство мужчин не понимают, что живут в системе, которая заставляет их необдуманно бросаться в бой, – объясняет организатор московских митингов маскулистов ­Павел Хохловский. – Их с детства учили бить, если кто-то обижает. Но немаловажную роль, на мой взгляд, также играет внутренняя депрессия. Скрытое желание причинить себе вред».

Только 10–25 % мужчин, над которыми было совер­шено насилие, обращаются к специалистам – эту цифру подтверждает глава проекта «Насилию. нет» Анна Ривина. И лишь 10 % мужчин ищут помощи, став жертвами сексуальных домогательств.

«Несмотря на то что каждый шестой ­мальчик до 18 лет подвергается сексуальному давлению со стороны взрослых, а каждый четвертый выживший после изнасилования – мужчина, ­многие по‑прежнему считают это нонсенсом, – говорит Ной Брандт. – В обществе распространен миф, что ­эрекция – сигнал к действию, а не биологический рефлекс. Я общался с 13-летними­ мальчиками, ­которых насиловали учительницы. И знаете, что ­говорили им друзья? «Чувак, да тебе ­повезло!» Попробуйте ­представить, что кто-то говорит по­добное ­13-летней девочке, и поймете, как глубока эта гендерная ­пропасть».

Мне было 13 лет, когда я возвращался домой из школы, зашел в набитый людьми трамвай и про­тиснулся­ к окну. Ехать до дома оставалось пять ­остановок. 

Вдруг чья-то рука коснулась ремня. А ­потом она настойчиво пролезла ко мне в брюки. 

А потом лицо мужчины – озадаченно смотрит в глаза и улыбается. Наверное, мне следовало крикнуть и попросить о помощи, но я молча плакал и прос­то смотрел в потолок. Как и многих, меня растили в культуре, где на каждом углу могли ждать неприятности: 1990-е, развал Советского Союза, первая чеченская война. А лучшей почвы, чем нестабильные времена, для патриархального воспитания не ­придумаешь.

Если представить график токсичной маскулинности, то пики кривой будут совпадать с войнами и кризисами. Эпоха романтизма, во времена кото­рой у мужчин было принято делиться чувствами и участвовать в жизни детей, сменилась революциями. За ними следовала индустриализация, требовавшая слияния с машинами, дабы стать частью слаженного механизма. Эмоционально закрытые ветераны Второй мировой заполонили планету в середине прошлого века, но уже их дети почувствовали неладное – так и появился маскулизм. Мужчина может быть слаб – проповедуют эти парни. И возможно, в этом его главная сила.

Главные маскулизм-популисты

Шарлотта Перкинс Гилман

Феминистка, в 1914 году впервые ввела термин «маскулизм».

Кэсси Джей

Документалист, автор фильма-исследования гендерной войны «Красная таблетка».

Уоррен Фаррелл

Телеведущий, лектор, отец-основатель американского мужского движения.

ФАКТЫ:

  • 92% смертей на работе приходится на долю мужчин;

  • 80% жертв преднамеренных убийств – мужчины;

  • в 90% случаев насильники – это мужчины;

  • 10% мужчин – жертв сексуального насилия обращаются за помощью к специалистам;

  • в 7 раз чаще мужчины в России совершают самоубийства по сравнению с женщинами;

  • в 2 раза чаще мужчины предпринимают попытки самоубийства (в отличие от женщин, выбирая наиболее действенный способ: огнестрельное оружие, а не передозировка лекарств).

Вероятно, вам также будет интересно:

Зачем какие-то активисты борются за равенство?

Почему мужской макияж – это нормально

Семья – это не только союз женщины и мужчины


Иллюстрации: Кристина Александрова; фото: Getty Images; пресс-материалы

ТегиМужчиныGQ июль 2020

Что такое маскулизм и зачем он нужен — Статьи — Общество

Объектом внимания маскулизма являются те области общественной жизни, где гендерное равноправие нарушено в ущерб мужчинам и мальчикам. Маскулисты считают, что мужчины терпят несправедливое отношение на основании своего пола и приводят различные примеры мизандричных, то есть наполненных по отношению к мужчинам ненавистью стереотипов и социальных практик.  

 

Как и в любом другом движении, в рядах маскулизма много самых разных участников. Кто-то просто защищает свои права, кто-то выступает за патриархат, кто-то, наоборот, с этим самым патриархатом борется. Несмотря на 60-летнюю историю движения, в СССР и современной России у него было и остается мало участников. Общество тоже относится к представителям маскулизма очень спорно, в основном из-за возникших в социуме норм поведения и образа мужчины, которые по праву можно считать присущими маскулинизму. От «сильного» пола ждут постоянной борьбы за свой статус, умственной и профессиональной твёрдости, а также стандартного набора умений, приписываемого мужчинам: способности осуществить ремонт дома (хотя бы косметический), техники и сантехники, физической силы и прочих стереотипных навыков. Так ли актуально уметь все это каждому мужчине, тем более, городскому жителю? И, тем более, нужно ли каждому мужчине уметь воевать?

Фото: vk.com/nonamecommune 

 

Маскулисты считают, что если человеку – вне зависимости от половой принадлежности – какое-то бытовое занятие неинтересно, то он имеет полное право попросить помощи у профессионала. В наше время это вполне возможно. Но наш социум таков, что предпочитает постоянно чего-то требовать, разделяя мужские и женские обязанности, причем требовать от обоих полов.

Фото: vk.com/nonamecommune

 

Для прояснения того, что такое маскулизм и чем он занимаемся, мы решили задать несколько вопросов администрации паблика «Разумный Маскулизм». Вот какие ответы дали администраторы Дмитрий Наместников (27 лет), Александр Эмрис (31 год), Адель Зайцева (23 года), и Леонид Степанов. Леониду 39 лет, и людям в таком возрасте свойственно скорее придерживаться идей маскулинизма, нежели маскулизма, как заметил он сам.

Почему вы стали частью этого движения?

Леонид: Я изначально придерживался ультраправых взглядов, тем удивительнее, что я стал маскулистом. Для меня была прямая дорога в маскулинизм, тем не менее, имея обострённое чувство справедливости и сравнив, что предлагал маскулинизм и маскулизм, а также пообщавшись с людьми, от которых я не ожидал поддержки, и которых мне всегда расписывали как врагов, я заметил, что маскулизм мне ближе.

Дмитрий: Личный опыт типично мужских проблем, который заставил меня долгое время быть сильно зажатым, подтолкнул к тому, чтобы решать их не только на личном уровне.

Адель: Есть, пожалуй, две основные причины: во-первых, меня пугает замалчивание мужских проблем правозащитными организациями и объединениями, нередки ситуации, когда «прогрессивная общественность» даже не знает простейших вещей, вроде того, что женщин не могут посадить на пожизненное. Во-вторых, особенно если говорить конкретно о Разумном Маскулизме, распространение наших идей приведёт к тому, что многие люди, в том числе я, будут жить лучше. Здесь нет секс-негативизма, который, увы, характерен для существенной части российского фем-движения, нет лозунгов из разряда «выбери мужчину, потому что ты сам мужчина», есть отстаивание честного равенства.

На фото Адель Зайцева.

Чем занимается ваше движение, и какая роль в нем отведена конкретно вам?

Леонид: Движение маскулизма занимается защитой прав мужчин в ключе уравнивания прав мужчин и женщин – где-то прав больше у женщин, где-то у мужчин. Мы хотим равноправия, при котором половые признаки не влияли бы на набор прав. Я не могу сказать, чем занимаюсь, потому что наша структура – это закрытая информация, но я являюсь одним из руководителей, одним из тех, кто создал РМ.

Адель: Я активист как в различных сообществах, так и на уличных мероприятиях, а в целом я верю, что мы помогаем мужчинам рассказать о своих проблемах и найти пути решения.

Дмитрий: Пока что в основном доносим информацию о проблемах мужчин до общества. В будущем стремимся непосредственно влиять на то, как живут мужчины. Я администратор и редактор в нескольких маск-сообществах, до самоизоляции участвовал в уличных пикетах у себя в городе.

Александр: Наше движение занимается защитой прав мужчин и равноправия полов. В основе — права человека. Сейчас я координатор движения.

 

На фото Дмитрий Наместников

Как вы продвигаете идеи маскулизма в массы?

Леонид: Мы ведём несколько взаимосвязанных пабликов в контакте, также выходим на пикеты и два раза проводили митинг против юридической дискриминации мужчин в гайд-парке «Сокольники». Если вы видите закон с указанием полов, то в РФ в 99 случаях из 100 пол упомянут для дискриминации мужчин. Настолько, что, просматривая кодексы (а мы и этим занимаемся), можно обнаружить, что на 2 закона дискриминирующих женщин 200 дискриминируют мужчин.

Адель: О нас только начинают узнавать, но, судя по реакции на пикеты на улицах, одни мужчины рады, что про их права наконец-то заговорили, другие смущаются, возможно, из-за того, что их приучают терпеть боль и игнорировать трудности.

Дмитрий: Лично я классифицировал мужские проблемы, что и пытаюсь продвигать — предпочитаю, чтобы было предельно ясно, о чём речь, когда говоришь о мужских проблемах: 

1. Социальная дискриминация мужчин — от проявлений обычных предрассудков («мужчина должен то-то и то-то») до отсутствия развитой андрологии. В той или иной степени встречается во всех сферах жизни.

2. Официальная дискриминация мужчин.

2.1. Юридическая.

2.1. а) Действующие дискриминационные законы (в РФ — от 250 до 350, при том, что для женщин таковыми являются всего несколько)

2.1. б) Нужные законы, которых нет

2.2. Организационная — правила отдельных организаций, как, например, скандальные правила московского метрополитена.

2.3. Правоприменительная — когда закон трактуется во вред мужчинам. Например, мужчину скорее обвинят в случае подозрений в каком-либо преступлении.

3. Информационная дискриминация мужчин — отрицание проблем мужчин, либо вовсе выдача их за благо. Может быть как консервативной, так и прогрессивной. Пример подобного — демонизирующая мужчин ложная информация о 14 тысячах женщин, погибающих в течение года в бытовых конфликтах с мужчинами, при том, что в общей сложности всех жертв (т.е. и мужчин, да и конфликты происходили не только между супругами или сожителями) — от 8 до 9 тысяч.

4. Трендовая дискриминация мужчин — когда прогрессивная часть информационной дискриминации переходит в социальную и официальную, таким образом усиливая их.

5. Витальные проблемы:

— Мужчины, воспринимающие друг друга в первую очередь как конкурентов (не важно, за женщин или за что-то другое), более нетерпимы друг к другу.

— Мужчины чаще кончают с собой, меньше живут, хуже, в силу социализации, следят за здоровьем, чаще гибнут на работе.

— Мужчины реже получают высшее образование.

— Мужчины до 30 лет получают меньший доход.

— Мужчины имеют больше проблем в плане секс-знакомств: гетеросексуальных — из-за повышенных социальных требований к мужчинам, проявляющихся в этой сфере, и тем более иных. 

— Мужчины, в силу социализации, чаще совершают преступления.

— Мужчины составляют 80 процентов бездомных, в немалой степени из-за привилегированного положения женщин в СК РФ.

— Мужчины более предрасположены к риску быть втянутыми в секту или другое подобное объединение.

6. Базовое оправдание мизандрии — культурно обусловленное соотношение представлений о полах, по которым женщины больше заслуживают симпатий и сопереживания. Проще говоря, БОМ — это традиционное «женщины — красивые + (сюда можно добавить любые позитивные качества, в зависимости от точки зрения), мужчины — сильные и должны быть достойными». Чему человек будет сопереживать больше, красоте или просто грубой силе, к тому же, возможно, угрожающей этой красоте?

На фото Александр Эмрис. Фото: vk.com/maskpozitiv

 

Как, по вашему мнению, относится к вашему движению большая часть общества?

Адель: Феминизм зарождался на идее, что мужчины привилегированны, а женщины угнетены. В современном мире эта повестка никуда не исчезла, как мне к ней относиться? Мне приходилось говорить с феминистками, убеждёнными, что мизандрии не существует и упрекавшими меня в мизогинии просто за то, что я им возражала. Среди тех, кто говорил о любви к женщинам и о так называемом сестринстве, не счесть оскорблений, злобы, ненависти между женщинами. А с феминизмом, который бы открыто говорил «не считайте женщин лучше и добрее мужчин, не считайте их своими сёстрами, а мужчин — врагами» я не сталкивалась.

Леонид: Общество в России к любому движению, защищающему в том числе права меньшинств, относится не очень хорошо, но многие вопросы, которые мы поднимаем, находят большой отклик.

Александр: О нем не так много знают, но востребованность эгалитарного движения в области защиты прав мужчин, безусловно, велика, поэтому мы растём — вписались в свою нишу.

Как вы относитесь к современному феминизму?

Дмитрий: Не могу сказать, что с негативом, но с недоверием. Как ни парадоксально, но к антифеминизму недоверия во мне ещё больше. Я всецело за защиту прав женщин там, где они сталкиваются с какими-либо проблемами, но я боюсь, что без сексизма в отношении мужчин феминизм потеряет огромную часть своего электората. А значит, рассчитывать на какую-то рефлексию мизандрии в фем-движениях особо не приходится. Но всё же хотелось бы увидеть, что адекватность начала преобладать.

Леонид: Современный феминизм – это, на мой взгляд, по большей части сексизм, а не движение за права. Модные сейчас радикальный и интерсекциональный феминизм (а это на 100 процентов социалистический феминизм) вообще называют женщин и мужчин классами, где мужской класс – угнетатели. Маркс, наверное, в гробу переворачивается. Либеральный феминизм более вменяем, но его представителей очень мало. Впрочем, и в движении за права мужчин ситуация такая же: большинство составляют не совсем адекватные личности. Например, самое крупное — промужское сообщество – также самое сумасшедшее, вплоть до того, что они устраивали во время чемпионата по футболу травлю женщинам.

На фото Леонид Степанов

Какие идеи маскулизма вам чужды, несмотря на приятие общей его концепции?

Леонид: Сложно ответить, за несколько лет в руководстве крупнейшего маск-сообщества я принял маскулизм настолько, что поддерживаю на сто процентов всё, что он постулирует.

Александр: Мне не нравятся попытки осмысления маскулизма в коллективистском ключе. Я придерживаюсь кооперационно-индивидуалистической модели маскулизма.

Дмитрий: Маскулизм, как, впрочем, и феминизм, в зависимости от трактовки того, что есть права и интересы мужчин, может различаться постановкой целей. И в этом плане я не могу ответить на этот вопрос — я ведь согласен со своей трактовкой. А моя трактовка проста: вот мой список проблем мужчин — и они должны быть устранены, разумеется, в рамках стремления к равноправию.

Карантин повлиял как-либо на деятельность вашего движения?

Леонид: В карантин мы закрыты, не можем проводить встречи, не можем выйти с пикетами, не можем даже нормально собраться. Само собой, это бьёт по нашей работе. Карантин полностью парализовал нашу работу вне интернета и в некоторых местах откинул нас назад.

Александр: Также отложены лекции и съёмки фильмов.

Маскулизм против маскулинизма?

Леонид: Маскулизм не просто против маскулинизма, он обратен ему. По сути, они наш враг куда больше, чем даже интерсекциональные феминистки – те просто отказывают признавать дискриминацию мужчин, а маскулинисты поддерживают патриархат и мужскую расходность, по причине которой гибнут мужчины.

Александр: В основном да – мы занимаем одну нишу, а две столь разные идеологии в одной нише не уживутся. При этом с умеренными отдельными маскулинистами возможно ситуативное сотрудничество.

Дмитрий: Да, именно так. Но маскулинизм не стоит путать ни с желанием быть маскулинным, ни с противодействием демонизации маскулинности. Её демонизация сейчас (да и не сейчас, а возможно потом, это всё ещё стремление ограничить для мужчины право выбора) деструктивна в отношении всех мужчин, потому что маскулинность ассоциируется с принадлежностью к мужчинам. А значит, демонизируются мужчины в целом.

Фото: vk.com/nonamecommune

 

Как упомянул Леонид в своём ответе на последний вопрос, маскулизм активно борется с проблемами насилия и призыва в армию, который из-за своей обязательности тоже в какой-то степени можно считать насилием. Во многих странах мира военная служба является принудительной, но почему-то только для мужчин – кроме Израиля и Северной Кореи. Большинство маскулистов выступает за отмену принудительной армии и за укомплектование вооружённых сил исключительно на контрактной основе. Таким образом, возможно, гендерный баланс среди жертв военных действий будет соблюдён.

Помимо феминизма и маскулизма существует такое движение, как эгалитаризм, которое борется за равные права всех людей. Такой ответ относительно него дал другой администратор ТМ, Дмитрий Наместников: «Лично моё мнение: широкий антисексизм или эгалитаризм неизбежно будут приводить к перетягиванию одеяла каждым на себя. Поэтому пусть будут отдельные движения».

Фото: vk.com/nonamecommune

 

Несмотря на противоположные идеи, многие представители феминизма и маскулизма стараются сосуществовать бесконфликтно, так как цели у них схожие, просто в каждом движении они направлены на определённый пол. И там и там есть представители обоих полов, желающие справедливости и мира во всём мире. Невзирая на присутствие агрессивно настроенных индивидуумов, возможно, со временем они смогут добиться гармонии.

Что такое мужчина-феминист и как им быть

Около 10 лет назад многие люди начали носить футболки с надписью «Вот как выглядят феминистки», включая мужчин-знаменитостей. Такие актеры, как Бенедикт Камбербэтч, Том Хиддлстон и Джозеф Гордон-Левитт, надели футболки в поддержку «f-слова».

В то время как всеобщее признание и вездесущность самоописывающего термина «феминистка» можно рассматривать как прогресс, наложение этого слова на 100-процентный хлопок также вызывает некоторые вопросы. Что такое феминизм, кроме самозваного ярлыка, который вы рекламируете другим? Как на самом деле выглядит и ведет себя мужчина-феминист?

Технически мужчина-феминист — это просто мужчина-феминист. Но поскольку феминизм направлен на то, чтобы бросить вызов власти мужчин в обществе, мужчинам-феминисткам нужно делать больше — и по-другому — работать как внутри страны, так и совместно, чтобы продвигать феминистские идеалы в поддержку более справедливого общества.

И хотя, опять же, называть себя феминисткой — это хорошо, футболки с надписью «вот как выглядит феминистка», которые носят так много мужчин, представляют и раскрывают более серьезные проблемы с принятием этого термина, прежде чем проводить исследование и понимать свою роль. Дело в том, что некоторые рубашки вызывали споры, потому что они производились на фабриках Маврикия, где женщины работают долгие часы в плохих условиях за небольшую плату. Говорить о том, что вы поддерживаете гендерное равенство, что-то значит, если вы также поддерживаете систему, поддерживающую несправедливость?

Думайте о феминистских футболках как о метафоре: несмотря на то, что сверху у них яркая, привлекательная идея, то, что происходит внизу, за кулисами, является ключевой частью картины, и именно так мы будем обсуждать феминизм здесь, в особенно то, что это означает для мужчин.

Подробнее: Справедливость и равенство: в чем разница на рабочем месте?

Что такое феминизм и как мы различаем феминисток?

Феминизм — это идеология, социальное и политическое движение за равенство людей независимо от пола или пола, которое в новейшей истории принимало множество форм. От суфражисток в 19века до законных прав на контроль над рождаемостью до борьбы с домогательствами на рабочем месте, это может выглядеть по-разному. Слишком часто у него было белое лицо и исключались трансгендерные женщины. Современный феминизм — это интерсекциональный феминизм, который касается не только угнетения, основанного на сексизме, но и более широкой критической позиции против систем угнетения.

Американская писательница и активистка Белл Хукс много писала о феминизме как о движении, учитывающем тот факт, что западное общество по-разному относится к людям в зависимости от расы и класса. Она пишет, что «феминизм — это движение за прекращение сексизма, сексистской эксплуатации и угнетения» и «пока женщины используют классовую или расовую власть для господства над другими женщинами, феминистское сестринство не может быть полностью реализовано».

Таким образом, движение за равноправие женщин не может игнорировать эту социальную несправедливость. Скорее, он должен включать и учитывать их. Это согласуется с идеей справедливости: в то время как равенство — это идея о том, что все люди имеют одинаковую ценность, справедливость сосредоточена на том, насколько разное обращение необходимо для разных людей на основе исторического и современного угнетения и несправедливости.

Черные ученые-феминистки, в том числе Хукс, Одре Лорд и Анджела Дэвис, ясно дают понять, что феминизм касается систем власти, которые включают (и не ограничиваются) сексизм. При системном анализе, который признает, что сексизм является результатом истории угнетения, которую нельзя отделить от расизма и классизма, феминизм становится более широкой и трудной для понимания концепцией. Таким образом, феминисткам свойственно действовать способами, которые осмысленно бросают вызов этим системам власти.

Мужчины, которые еще не думают об этих темах, могут легко начать это делать, разыскивая книги, подкасты и другие феминистские средства массовой информации.

«Расширяйте то, чему вы себя подвергаете. Открой глаза и закрой рот. Оглянитесь вокруг и прислушайтесь», — говорит Ли Херли мужчинам. Херли — писательница, которая ведет спортивный сайт Daily Cannon и называет себя феминисткой. «Поставьте себя на их место: «Что бы я чувствовал, если бы это происходило со мной каждый день?»

Подробнее: Исследование: когда мужчины оборонительно реагируют на гендерное равенство, сделайте это

Как мужчины могут извлечь пользу из феминизма?

«Одна из величайших сил мужественности/патриархата — заставить мужчин не обращать на это внимания», — сказал Мукома Ва Нгуги, поэт, писатель и активист, в интервью Quartz.

Для мужчин осознание своих привилегий является важным первым шагом в борьбе за равенство и справедливость. Ни у одного человека нет нейтрального или объективного опыта. Для мужчин важно научиться обращать внимание на то, как мужественность влияет на их мировоззрение.

Несмотря на то, что мир может казаться каждому из нас нормальным, понимание того факта, что у вас есть очень специфический взгляд на вещи из-за относительной привилегированности, — это способ одновременно быть скромным и открытым и любопытным к опыту других людей. , особенно женщины.

«Перестаньте думать, что вы знаете лучше», — советует другим мужчинам Херли, который является трансгендерным мужчиной и испытал домогательства и сексизм до своего перехода. «Есть много вещей, с которыми вы не сталкивались, и это не значит, что они нереальны».

Для мужчин, которые верят в гендерное равенство и хотят бороться с сексизмом и бросать вызов патриархальным нормам, может быть полезно признать свою личную заинтересованность в том, чтобы бросить вызов гендерным ролям, нормам и системам угнетения. Культурные ожидания мужественности могут привести к поведению, вредному для мужчин. Самоубийство и злоупотребление психоактивными веществами — две проблемы, которые несоразмерно затрагивают мужчин в культуре традиционной мужественности.

Район МакДермотт, психолог, помогавший АПА создать новые стандарты для клиницистов, лечащих мужчин и мальчиков, в интервью Атлантика .

«На протяжении поколений — поколений наших отцов, поколений наших дедов — нас учили, что одинокий волк — сильный человек, что мы должны все делать сами, что нам не нужна помощь. Это миф», — говорит Майк Сагун, тренер по личному развитию в сообществе поддержки мужчин EVRYMAN.

Для мужчин, которым интересно перейти от поддержки феминизма в теории к изменению своего поведения, это может начаться с внутренней работы, чтобы заметить, где социальные представления о мужественности причинили им вред. Хотя патриархат, безусловно, наносит самый непосредственный вред женщинам, гендерно неконформным людям и трансгендерам различными острыми и структурными способами, он создает ценности и нормы, которые ограничивают и ограничивают также и цисгендерных мужчин.

Социальная норма отсутствия эмоций у мужчин может привести к самоповреждающему поведению и зависимости. Западный стандарт мужчины-кормильца может привести к тому, что работа будет отдавать предпочтение работе, а не отношениям с семьей и детьми. Идеализированный образ крутого мужчины может помешать формированию серьезных дружеских отношений с другими мужчинами.

«Быть ​​угнетателем бесчеловечно и антигуманно по своей природе, так же как и быть жертвой», — писала чернокожая феминистка-теоретик Белл Хукс в Разве я не женщина: черные женщины и феминизм .

Конечно, этот процесс определения своей личной доли в феминистском движении не должен быть работой, которая имеет приоритет в феминистских группах или пространствах, сосредоточенных вокруг тех, кто придерживается маргинализованной гендерной идентичности, но это реальный способ, с помощью которого мужчины могут подключиться к работе по обеспечению гендерной справедливости. и может начать менять поведение.

2 важных шага для мужчин-феминисток и союз на рабочем месте

1. Развитие навыков межличностного общения

По мнению Сагуна, многие из тех практик, которые бросают вызов общественным нормам, начинаются с простых навыков межличностного общения: слушать и спрашивать разрешения.

«Слушать — это мощный инструмент, которому я обучаю ребят в своей коучинговой практике, — это умение реально находиться рядом с другим человеком, позволять и давать людям возможность высказаться, а не планировать что-то в своей голове, чтобы говорить или опровергать или защищаться», — говорит Сагун. «Отчасти это связано с уязвимостью. Это позволяет другим людям влиять на нас».

Для мужчин, обладающих властью — формальной или неформальной — на рабочем месте, выслушивание опыта других должно быть открытым и уязвимым.

«Как лидер, когда мы можем открыть эту линию связи между людьми — быть открытыми для того, чтобы выслушать обиды, боли, трудности, происходящие в организации, — мы сможем увидеть человечность во всех нас, и что позволяет проявить больше сострадания и сочувствия», — говорит Сагун.

В обществе, построенном на господстве, с историей, полной юридически санкционированного сексуального насилия, практика согласия является индивидуальным шагом к более здоровым отношениям и моделям. Да, согласие имеет решающее значение в сексуальных отношениях, но согласие в разговоре и взаимодействии — это еще одна часто упускаемая из виду часть улучшения отношения ко всем людям. Спрашивая разрешения и отмечаясь перед тем, как углубиться в тему, вы гарантируете, что все участники разговора обладают властью во взаимодействии, и проявляете глубокое уважение к независимости, предпочтениям и потребностям других людей.

«С разрешения спрашиваемый может сказать «да» или «нет», — говорит Сагун. «Это действительно ценная практика, когда мы пытаемся общаться с людьми на рабочем месте».

2. Распознать привилегию и изменить власть

Что касается повседневного межличностного общения на работе, мужчины-феминистки могут не только перестать вести себя так, как сексуализация женщин на рабочем месте, обсуждать женщин или заявлять, что женские идеи являются их собственными, — но они также могут использовать власть для позитивных изменений. .

«Я все больше осознаю эту силу и стремлюсь использовать ее более осознанно, чтобы создать тот более равноправный мир, который я хочу видеть. Когда у меня появилась возможность сняться в пилотном сериале, мы позаботились о том, чтобы рассмотреть, а затем нанять нестандартных комедийных сценаристов, и половину ролей исполняли женщины», — говорит комик Баратунде Терстон в интервью Quartz.

Точно так же Херли использует свой веб-сайт, чтобы выступить против сексизма и расизма в спортивной индустрии. «Я буду освещать случаи расизма и сексизма на своем веб-сайте, потому что у меня есть там аудитория».

Мужчины также могут использовать свои привилегии, чтобы реально изменить поведение своих коллег-мужчин. Увидев сексистское взаимодействие или общение, которое может иметь дискриминационный подтекст, мужчины могут вмешаться и уверенно сказать коллеге, что сказанное им было неприемлемым. Молчание только укрепляет вредные нормы, и мужчины могут использовать свое привилегированное положение, чтобы изменить культуру, вместо того, чтобы оставлять эту работу женщинам.

«Сделать так, чтобы сексизм стоил обществу», — говорит Херли. — И перестань оправдываться перед друзьями.

Власть, которой обладают люди, также может быть использована для озвучивания идей и работы, возглавляемой теми, у кого меньше привилегий, или ее можно отдать, чтобы освободить место для высказывания кого-то другого, в зависимости от контекста.

Для мужчин, занимающих руководящие должности в компаниях, работа над улучшением политики на рабочем месте, которая поддерживает женщин и другие гендерные меньшинства, например, уделение первоочередного внимания отпуску по уходу за ребенком, проверка справедливости в оплате труда, создание гибких вариантов работы и обеспечение множества возможностей для продвижения по службе, изменения, которые могут принести пользу женщинам и гендерно-неконформным людям на долгие годы.

Подробнее: Лучшее спонсорство: 6 раз произнести ее имя

К феминизму и дальше

Для мужчин критические размышления о власти, которой они обладают, и о том, как она связана с гендером, может стать трудным, но важным первым шагом к пониманию необходимости справедливости на многих более крупных социальных уровнях.

Черные феминистки первыми стали думать и писать о том, как взаимосвязаны системы угнетения. Процесс принятия этого интерсекционального феминизма означает для белых людей также изучение собственных белых привилегий и роли в превосходстве белых. Для людей без инвалидности это означает узнать об исторической и продолжающейся дискриминации, с которой сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Для цисгендерных людей это означает узнать о притеснении, которое испытывают трансгендерные люди, и сопереживать им. Эти вредоносные системы продолжают действовать каждый день, когда люди считают тех, кто принадлежит к другой группе, «ниже чем».

Хукс называет эту систему взаимосвязанных типов господства «капиталистическим патриархатом превосходства белой расы» в интервью Media Education Foundation. «Все эти вещи на самом деле функционируют одновременно во все времена нашей жизни, и если я действительно хочу понять, что происходит со мной, прямо сейчас, в этот момент моей жизни, как чернокожая женщина определенной возрастной группы, я не буду Я не смогу понять это, если буду смотреть только через призму расы. Я не смогу понять это, если буду смотреть только через призму пола.

«Нет такой вещи, как борьба по одной проблеме, потому что мы не живем по одной проблеме», — написала чернокожая ученая-феминистка Одре Лорд в Sister Outsider: Essays and Speeches .

Глубокие размышления о собственном поле, привилегиях, власти и способах взаимодействия с другими — это работа, которая занимает много времени (всю жизнь), и это намного сложнее, чем надеть футболку с надписью «вот как выглядит феминистка». ». Хотя это не так просто, это важная работа, которая может привести нас к более справедливому, лучшему, безопасному и здоровому миру для всех.

О наших источниках

Майк Сагун — профессиональный мужской тренер и фасилитатор EVRYMAN.

Ли Херли — писатель и владелец новостного веб-сайта Daily Cannon Arsenal . Он живет в Северной Ирландии.

Об авторе

Эмили Вейраух

Автор

Эмили Вейраух (она/она) — независимый писатель, специализирующийся на проблемах неравенства и искусстве. Ее подписи включают ВРЕМЯ , Scalawag Magazine , Некоммерческий ежеквартальный номер и ArtsATL . Она имеет степень бакалавра английского языка в Bowdoin College.

Краткая история мужского феминизма

Политика

От Фредерика Дугласа и Джона Стюарта Милля до современных ученых есть множество мужчин, которые, несмотря на свои недостатки, способствовали освобождению женщин.

Ной Берлацкий

Может ли мужчина быть феминисткой? Ряд писателей, в том числе и я, в последнее время обращались к этому вопросу, как правило, в теоретических терминах. Аргументы, как правило, сосредоточены на том, имеет ли идеологический смысл для мужчин называть себя феминистками, или термины феминизма охватывают мужчин. Но обычно мало кто обсуждает историческое место мужчин в феминистском движении.

Это позор, потому что на самом деле существует давняя традиция мужского феминизма в Европе и Северной Америке, восходящая как минимум 175 лет к известному бывшему рабу и аболиционисту Фредерику Дугласу. Движения за отмену смертной казни и избирательное право женщин были тесно связаны в Америке, и Дуглас был одним из немногих мужчин, присутствовавших на знаменитом съезде за права женщин 1848 года в Сенека-Фолс. После Гражданской войны у Дуглас были тактические разногласия со многими активистами за права женщин. Некоторые белые женщины-лидеры избирательного движения утверждали, что белые женщины превосходят чернокожих мужчин и заслуживают голоса в первую очередь. Дуглас, со своей стороны, считал, что было более «срочно» предоставить право голоса чернокожим мужчинам через 15-ю поправку, аккуратно отложив в долгий ящик тот небольшой факт, что чернокожим женщинам по-прежнему отказывают в голосовании. Тем не менее, его поддержка избирательного права женщин никогда не колебалась. В речи 1888 года он одновременно подтвердил свою позицию и указал на главенство женщин в их собственном движении: «Я считаю, что ни один мужчина, каким бы одаренным мыслью и речью он ни был, не может озвучить ошибки и представить требования женщин с умением и эффектом. , с силой и авторитетом самой женщины. Мужчина, пораженный, должен кричать. Женщина … является лучшим представителем самой себя ».

Примерно в то же время, когда Дуглас боролся за избирательное право в Америке, Джон Стюарт Милль занялся этим делом в Великобритании. В книге «Подчинение женщин », написанной в 1861 году в соавторстве со своей женой Харриет Тейлор Милль, он провозгласил: «Принцип, который регулирует существующие социальные отношения между двумя полами, — юридическое подчинение одного пола другому — само по себе неправильно и теперь является одним из главных препятствий на пути человеческого совершенствования, и что его следует заменить принципом совершенного равенства, не допускающим ни власти, ни привилегий с одной стороны, ни инвалидности с другой». В 1866 году Милль стала первым британским членом парламента, представившим законопроект, призывающий женщин получать право голоса.

«Женщина… лучший представитель самой себя.»

Милль, кажется, был вдохновлен своими отношениями с женой в деле защиты прав женщин. Точно так же радикальный феминизм современного писателя Джона Столтенберга неразрывно связан с его давним партнерством и, в конечном итоге, браком с писательницей-феминисткой Андреа Дворкин. Столтенберг основал группу «Мужчины могут остановить изнасилование», но он, вероятно, наиболее известен своими теоретическими работами, особенно книгой 1989 года «Отказ быть мужчиной», в которой он утверждает, что мужчинам необходимо создать и принять менее токсичную версию мужественности, основанную на уважение, а не женоненавистничество. Он сосредоточился на порнографии — и, как сам гей, особенно на гей-порнографии, — утверждая, что бондаж и садизм в порно, гомосексуальном или гетеросексуальном, побуждает мужчин обращаться с женщинами как с «крайне покорными мазохистками, которые наслаждаются болью и унижением и которые, если они изнасиловали, наслаждайтесь». Его знаменитый вывод был таков: « Порнография лжет о женщинах. Но порнография рассказывает правду о мужчинах, «что означает, что порнография является точным представлением того, как мужчины, геи и гетеросексуалы, строят свою сексуальность на доминировании, объективации и дегуманизации женщин.

Еще один активный в настоящее время ученый-феминист «Адам Джонс, политолог, изучавший геноцид в Университете Британской Колумбии в Оканагане. В своих книгах и на своем веб-сайте Gendercide Watch он использовал феминистскую теорию для документирования и анализа гендероцида, насилия, совершаемого по гендерным причинам. Для Например, он проанализировал, как бенгальских женщин выбирали для массовых убийств в XIX веке.71 пакистанский геноцид; он также изучал случаи, когда мужчины подвергались гендерному насилию, как, например, в кампании Саддама Хусейна «Анфаль» против курдов, в ходе которой мужчины истреблялись в массовом порядке.

Важно понимать, что, хотя Дуглас, Милль, Столтенберг и Джонс — мужчины-феминистки, их участие в феминизме принимает различные формы. Приверженность Дугласа была результатом его участия в аболиционизме. Феминизм Милля был частью его общей либеральной политики. Столтенберг использовал феминизм, чтобы продумать проблемы мужественности и женоненавистничества, которые он считал как личными, так и политическими проблемами для мужчин. Джонс связан с феминизмом через свои исследования геноцида и пола. Для всех них феминизм включает в себя смесь альтруизма, общности, интеллектуального интереса, политических убеждений и личных вложений — что, вероятно, можно сказать и о большинстве женщин-феминисток.

Несмотря на то, что активность и писательство этих мужчин вдохновляют, ни одна из их работ не выдерживает и не должна выдерживать критики. В решающий момент Дуглас поставила права чернокожих мужчин выше прав женщин, что помогло увековечить раскол между движениями за гражданские права и движения за права женщин, который все еще существует. Радикальные антипорнологические и антисадомазохистские позиции таких теоретиков, как Столтенберг и Дворкин, столкнулись с ожесточенным сопротивлением со стороны просексуальных феминисток. Концепция гендероцида Джонса подвергалась критике как концептуально запутанная, как и его утверждение о том, что феминизм недостаточно решает проблемы мужчин и мужественности.

Эта критика не означает, что эти мужчины не настоящие феминистки или что мужчины не могут быть феминистами.