Skip to content

Феминисты мужчины это: Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится

Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится

За последние пару лет третья волна феминизма, начавшаяся еще в 1990-х, превратилась в одно из самых обсуждаемых общественных движений и продолжает набирать обороты. Однако, сколько бы о феминизме ни говорили в СМИ, соцсетях и на кухне, стереотипы все еще имеют над людьми свою власть. Один из них заключается в том, что это движение создано женщинами исключительно для женщин и касается оно только женщин. Мужчины в таком случае оказываются вне игры, так ведь?

В отличие от феминизма предшествующих эпох в XXI веке женское движение уже не борется за доступ к образованию, избирательное право и отказ от корсетов. Теперь его цель в первую очередь заключается в гендерном равноправии: равные условия приема на работу и оплаты труда, равное распределение заботы о детях, прекращение объективации женщины и восприятия ее как представителя «второго» пола и предмета сексуального желания. Можно ли этого добиться без участия мужчин?

Эмма Уотсон, одна из самых обсуждаемых фигур современного феминизма, в своем докладе в ООН в 2014 году подчеркнула, что без участия мужчин борьба за равноправие так и останется борьбой. Очевидно, что концепция гендерного равенства подразумевает добровольный шаг обеих сторон навстречу друг другу. И практика показывает, что немало мужчин считает этот шаг по-настоящему важным. Этих мужчин принято называть не феминистами, а профеминистами.

Мужской феминизм уже стал частью жизни представителей культурного и социального авангарда. Райан Гослинг в интервью Evening Standard Magazine без стеснения заявил, что женщины лучше и сильнее мужчин и что он сам часто ощущает себя женщиной. А принц Гарри во время своей поездки в Катманду произнес вдохновляющую речь о женском образовании и поблагодарил Мишель Обаму и президента Непала Бидхью Деви Бхандари, первую женщину на этом посту, за то, что они стали примером для миллионов девушек по всему миру. Только одну, положительную коннотацию в слове «профеминист» видят и Дэниел Рэдклифф, и Джозеф Гордон-Левитт с Уиллом Смитом. И пусть некоторые из них могут использовать эффектные лозунги ради банального пиара, этих знаменитых и успешных мужчин так или иначе слышат и им хотят подражать.

Вполне логично, что с мужской аудиторией диалог ведут не актеры в романтических амплуа, а их герои. Так, в одном из интервью Джейсон Момоа, Кхал Дрого из «Игры престолов», рассказал, что его в одиночку воспитывала мать и было бы странно не считать женщин самой сильной половиной человечества. Пирс Броснан и Дэниел Крейг, в разное время сыгравшие одного из самых культовых мужских персонажей всех времен, Джеймса Бонда, оба участвуют в кампаниях в поддержку гендерного равенства. А Том Харди очень гордится, что снялся в «Безумном Максе», где чуть не потерялся на фоне сильных женских персонажей.

На Западе уже стало нормой открыто говорить с мужчинами о гендерном равноправии. В 2015 году американская компания SoulPancake организовала круглый стол, во время которого мужчины из разных социальных групп обсуждали проблемы сексизма и сексуальных домогательств в отношении женщин. Из этих дискуссий получился сериал #ThatsWhatHeSaid. В какой-то момент один из спикеров сказал: «Мы тут говорим о сексизме так, как будто это женская проблема. Это проблема, с которой женщины столкнулись, но в ее решении мужчины должны принимать самое активное участие. Сексизм — это и мужская проблема». В 2013 году практически эту же формулировку использовал в своей речи на конференции TED известный американский писатель и активист за участие мужчин в борьбе с гендерным насилием Джексон Кац.

Пожалуй, одно из самых ярких высказываний принадлежит бывшему игроку американской Национальной футбольной лиги и автору книги «Manhood» Терри Крюсу. «Я не призываю вас бросать все дела и спасать женщин. На самом деле, они достаточно сильны, чтобы постоять за себя. Я призываю вас изменить свою систему взглядов. Что вы за мужчина, если цените себя выше жены и дочери?» — сказал он.

Во многих американских и европейских школах вводятся уроки, на которых учителя и лекторы разговаривают с детьми о феминизме и гендерном равноправии. Например, в 2016 году редактор Vice Элис Маккул рассказала о том, как мужчины-феминисты из благотворительной организации GREAT общаются с учениками частной школы для мальчиков Trinity. Молодые волонтеры составляют для уроков специальную программу: например, один день отводится на анализ гендерных стереотипов, а другой — на исследование сексистской рекламы. В разговорах о феминизме волонтеры часто спрашивают мальчиков о том, как бы их мамы и сестры отреагировали на те или иные проявления неуважения со стороны мужчин, таким образом воспитывая в них правильное отношение к женщинам в целом.

Несмотря на все это, социологические исследования показывают, что консультации в школе и монологи селебрити не всегда достигают своей цели. В недавнем материале The New York Times приводятся цифры, согласно которым американские старшеклассники и молодые мужчины в возрасте от 18 до 25 лет считают традиционную модель семьи, в которой женщина полностью посвящает себя домашнему хозяйству и воспитанию детей, более привлекательной (в 2014 году под этим подписалось 58% опрошенных, тогда как в 1994-м — только 42%) и утверждают, что все важные решения в семье должен принимать мужчина (40% в 2014 году по сравнению с 30% в 1994-м). Эксперты связывают это с достижением определенного уровня гендерного равноправия в карьерном вопросе: мужчины больше не чувствуют своего превосходства на работе и стремятся компенсировать это дома.

Получается, те, кого сегодня принято называть миллениалами, не так уж стремятся к гендерному равноправию, как это может показаться. Во многом специалисты видят в этом одну из главных причин победы в президентских выборах в США хоть и ретрограда, но все же мужчины Дональда Трампа, а не пусть либеральной, но все-таки женщины Хиллари Клинтон. Все это указывает на то, что феминизм и гендерное равноправие до сих пор далеки от реальности и с молодыми мужчинами эти вопросы необходимо обсуждать даже больше, чем с их родителями и детьми.

Для образованных и во всех отношениях сильных мужчин слепое исполнение гендерных ролей стало атавизмом. Они понимают, что сами могут получить от равноправия бонусы, более ценные, чем пресловутые патриархальные привилегии. В традиционном обществе не только женское, но и мужское положение обрисовано набором железобетонных клише. Если же гендерное равноправие станет реальностью, мужчина тоже получит свободу выбора и самовыражения. И об этом важно вести диалог с той молодежью, которая считает, что раз женщина может стать начальником на работе, то над ней позволено доминировать дома.

Мужской феминизм не является индикатором того, что сильный пол дает слабину. Напротив, он указывает на здоровые перемены в обществе. Ведь дело уже давно не в феминизме как таковом, а в том, что любая женщина, как и любой мужчина, имеет право быть собой и никто не должен делать этот выбор за нее или за него. Профеминисты — это не какое-то сверхъестественное явление, это просто реалисты.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Мужчина и феминист? — Feministeerium

Christian Veske-Mcmahon

Довольно часто меня приглашают поговорить на тему мужчин и феминизма, поэтому иногда меня одолевают и экзистенциальные терзания, связанные с серией «основных вопросов о смысле жизни», таких как «кто я», «зачем делаю то, что делаю» и т. д.
И вновь я был вынужден размышлять над вопросом: «Могу ли я считать себя феминистом?».

Почти всю свою трудовую жизнь я концентрировался на темах равноправия, в том числе гендерного неравенства. Тем самым с феминизмом и феминистами мне приходилось соприкасаться очень тесно. В течение долгого времени я и сам считал себя феминистом, приравнивая феминизм к равноправию. Однако в последние два года я начал спрашивать себя, а верно ли такое самоопределение?

Дилеммы феминизма

Дилемм много. Для разных людей феминизм означает разные понятия, и феминистские политики, теории и движения не обязательно должны совпадать. Одной из больших проблем являются отношения между феминизмом и мужской реальностью.

Разъясню подробнее. Когда-то в одной феминистской группе я использовал фразу: «Да, я феминист, но для меня важно и все, что касается мужчин, а также понимание связанных с мужчинами позиций и реалий в обществе». В качестве примера я привел тему своего исследования: мужчины как жертвы сексуального насилия. Как только я послал свой комментарий, мне тут же начали возражать: разве может мужчина быть феминистом? Разве сказать, что «я феминист, но…», это не то же самое, что сказать, «я не расист, но…»? Таким образом, не является ли это первым признаком утраты восприятия всерьез?

Живущая в Канаде и занимающаяся исследованиями Ирландии профессор Эмер O’Tул (Emer O’Toole) написала в колонке The Guardian «Почему феминизму не нужны подобные мне союзники». Она приводит в пример три истории, в которых считающие себя феминистами мужчины добавляют в то же время, что и мужчины страдают от гендерного неравенства и нереальных ожиданий, например, ожиданий в отношении тела. Она признается в конце, что не желает иметь таких союзников для себя — мужские вопросы, конечно, важны, но они бледнеют в сравнении с дискриминацией женщин.

Сразу должен сказать, что я не могу полностью с ней согласиться. Считаю, что союзники нужны и из числа феминистов, и из более широких рядов поборников равноправия. Точно так же, как последним нужна поддержка феминистов.

А что такое феминизм?

Возвращаясь к главному вопросу об определении феминизма, есть смысл взглянуть на официальные дефиниции. Эстонский ортологический словарь приравнивает феминизм к женскому движению, т. е. к борьбе женщин за свои права. Оксфордский словарь понимает феминизм как защиту интересов и прав женщин на основе равенства между полами. Примечательно, что оксфордское разъяснение понятия оставляет больше возможностей и для мужского участия. Эстоноязычное соответствие, напротив, ограничивает феминизм борьбой только самих женщин.

Идет ли здесь речь о борьбе за что-то или против чего-то? Мотивация и аргументация феминистов и феминистских движений разная. Пожалуй, больше всего известны феминистские сексуальные войны, начавшиеся в конце 1970-х годов и продолжавшиеся в 1980-е в Америке, но консенсус в которых не достигнут до сих пор. Часть феминистов была против порнографии, другие называли себя pro-sex-феминистами. Последние рассматривали секс как право женщины на свое тело, критикуя противников порнографии как правых консерваторов.

Если отойти от сексуальных войн и сексуальности, можно сосредоточить внимание и на поле сражения феминизма, которое в странах Запада переместилось из реальной жизни в интернет и известно под названием интернет-феминизма. А именно, в январе прошлого года в США разразился феминистский скандал, который стали называть феминистской войной в Твиттере. В центре проблемы стоял доклад „#Femfuture: online revolution“, в котором призвали поддержать деньгами феминистов, пишущих онлайн. После публикации доклада его составители получили невероятное количество негативных отзывов и комментариев от соратников-феминистов, которые зачастую походили на провокации. Они сетовали на то, что речь идет об элитарном собрании, и утверждали, что доклад не учитывает проблемы женщин с разным цветом кожи, а также реальность тех женщин, у которых нет доступа к интернету. Онлайн-феминизм, как и социальные медиа в целом, предоставил возможность более упрощенного и поверхностного общения, которое, в свою очередь, позволяет отправлять идеи в мусорный ящик, не выслушивая людей до конца.

Профеминизм!

С другой стороны, для мужчин интернет-феминизм упрощает возможность участия, высказывания мнений и выражения поддержки. Быть феминистом-мужчиной — это часть «крутой» натуры, во всяком случае, в Бруклине, Стокгольме, Лондоне и еще некоторых местах. Раньше или позже это мировоззрение глубже проникнет и в сознание эстонских мужчин (и женщин). Если ты хочешь, чтобы тебя серьезно воспринимали женщины и другие мужчины, нельзя быть переполненным фобиями шовинистом. В этом заключается и парадокс — феминизм можно использовать в корыстных целях, а слово становится пустым звуком, утратившим свое глубокое значение. Феминизм начинает эксплуатировать и поп-культура, он становится «круче» и с ним легче соотносить себя. В то же время феминизм в каком-то смысле утрачивает свое содержание. Так, например, белл хукс (Глория Джинн Уоткинс) критиковала утверждение Бейонсе о том, что она современная феминистка, в то время как сама в скудном одеянии и с беззащитным видом позировала на обложке Time.

Чтобы разрешить свой экзистенциальный кризис, я начал называть себя профеминистом — это значит, что я поддерживаю часть феминистских движений, и для меня важно обращать внимание на права женщин и возможности их реализации. Меня интересует феминистское искусство, литература, киноискусство, однако при этом я остаюсь в роли пассивного реципиента, перерабатывая полученную информацию и позднее делясь ею с другими. Это иной процесс самопознания по сравнению, например, с художественными произведениями, касающимися мужских вопросов. С этими произведениями я могу соизмерять себя прямо — как если бы они говорили со мной или с частью меня.

Мы в Эстонии до сих пор должны еще наделять содержанием основные понятия. По этой причине одна из сторон моего экзистенциального кризиса взывает к моей совести. И говорит, что подобные рассуждения о своих кризисах я могу позволить себе только в такой среде, где понимают проблематику равноправия и прав женщин и меньшинств. Однако в ситуации, когда необходимо проявить солидарность с феминистами, я без колебаний скажу: да, я феминист!

Статья была впервые опубликована на странице Feministeerium на эстонском языке 11. 08.2015.

0

мужчин не могут быть феминистами. Феминизм — это живой опыт. Мужчины могут… | Биси Алими

A После выступления нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи на конференции TED «Мы все должны быть феминистами» я заметил, что все больше мужчин заявляют, что они феминистки. Как и они, я когда-то называла себя феминисткой, но не более того.

Вместо этого я осознала, что являюсь союзником прав женщин — вопроса, за который я готова отдать свою жизнь. Хотя некоторые могут сказать, что это делает меня феминисткой, я не чувствую, что могу носить этот ярлык.

Я из школы мысли, что феминизм — это жизненный опыт. Если вы ни дня не прожили на месте женщины (или транс-женщины), вы не можете называть себя феминисткой.

Белый человек, выступающий против расовой несправедливости, не может называть себя «черным». Прямолинейный человек, вступивший в союз с ЛГБТ, не сказал бы, что они «ЛГБТ». Точно так же я не верю, что мужчины могут внезапно взять на себя и полностью понять проблемы, с которыми сталкиваются женщины.

Я считаю, что каждый мужчина сексист. Каждый мужчина может делать сексистские замечания, выражать мнение, ставящее женщин в невыгодное положение, или действовать с неуместной силой. Возможно, они не хотели этого делать, поскольку это форма бессознательной предвзятости. Неосознанная предвзятость также означает, что каждый белый человек в какой-то степени расист, а каждый натурал хотя бы немного гомофоб.

Мы живем в мире, где институты и системы обычно разрабатываются в интересах мужчин, а в большинстве обществ — белых мужчин. Будучи чернокожим геем, я пытаюсь принять сознательное решение осознать свои привилегии, и, поверьте мне, как бы я ни осознавал это, я все еще терплю неудачу.

Один раз такой случай был в прошлом году. Я посетил свой местный спортзал, чтобы узнать о присоединении. Девушка показала мне спортзал и сообщила о доступных вариантах членства. Она также сказала, что является личным тренером, и предложила мне рассмотреть возможность работы с ней.

Моей первой необузданной мыслью было: «Что? Женщина-инструктор по физкультуре в этом спортзале, полном мачо? Я не мог представить, что меня тренирует женщина перед ними.

Это была невинная мысль, но я быстро понял ее вред. Вот я, претенциозный «мужской феминист», отказывающий женщине в возможности получать доход, потому что я боялся, что мои коллеги-мужчины будут смеяться надо мной. Я понял, что стал продуктом сексистского общества.

Такого рода неосознанная предвзятость и дискриминация — лишь один из примеров проблем, с которыми женщинам приходится сталкиваться ежедневно.

Сотни тысяч женщин поделились своими историями о #EverydaySexism, о нападениях, увольнениях, взглядах и снисходительном отношении мужчин. В недавней истории женщина рассказала, как ее начальник поздравлял сотрудников-мужчин с Новым годом, пожимая руки, но требовал от нее поцелуя. Вскоре она уволилась.

Насилие по признаку пола является частой формой дискриминации, в том числе со стороны мужчин, находящихся у власти. В Англии и Уэльсе «наиболее серьезной проблемой коррупции», стоящей перед полицейской службой (в основном мужчинами), является сексуальное насилие полицейских над женщинами-жертвами и подозреваемыми, в том числе жертвами домашнего насилия. В США Дональд Трамп станет президентом в этом месяце, несмотря на то, что он хвастается тем, что хватал женщин за интимные места — форма сексуального насилия, с которой 23% американок сталкивались в общественных местах.

Этот вид жестокого обращения также часто сопровождается обвинением жертвы. В канун Нового года мужчины подвергли сексуальному насилию множество женщин в Бангалоре, Индия, и (мужчина) министр внутренних дел в этом районе частично обвинил женщин в том, что они подражают «западникам» в своей одежде. В Нигерии в недавних беседах о борьбе с домашним насилием ведущий (мужчина) конституционный юрист и правозащитник обвинил женщин в том, что они не сообщают о случаях насилия, с которыми они сталкиваются.

Кто-то может возразить, что людям должно быть позволено называть себя так, как они хотят, и что моя позиция, возможно, мелочна или ничтожна. Что если мужчины из лучших побуждений верят в гендерное равенство, они могут называть себя феминистками. Что либералы стреляют себе в ногу такими придирками. То, что вы заступаетесь за свою сестру, тетю, мать, дочь или другую вторую половинку, делает вас феминисткой.

Но для меня важен жизненный опыт, как и ярлыки, которые мы себе навешиваем. Если вас лично не обзывали, не обвиняли как жертву или не заставляли чувствовать себя некомфортно на работе из-за вашей гендерной идентичности, то у вас нет законного права называть себя феминисткой.

Вы можете, однако, быть союзником — то, что я буду называть «женским». Чтобы быть им, вы должны смотреть дальше тех женщин, с которыми вы близки (т. е. не просто заступаться за свою дочь), и признать, что каждые женщина — человек равной ценности.

Итак, мои сограждане, большему количеству нас нужно отстаивать права женщин. Но мы должны сделать это как союзники.

Набор для разработки стал возможен благодаря финансовой поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Мы сохраняем редакционную независимость. // Лицензия Creative Commons распространяется только на текст этой статьи. Все права на изображения защищены. Если вы хотите воспроизвести текст в некоммерческих целях, свяжитесь с нами.

Отказ от ответственности : Взгляды, мысли и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не обязательно журналу BRIGHT.

Нет «войны с мужчинами» — теперь мы знаем, что феминизм полезен для мальчиков | Лаура Бейтс

Неутешительные новости сегодня для тех, кто винит феминизм в проблемах, с которыми сталкиваются молодые мужчины: исследования показывают, что борьба с гендерными стереотипами и женоненавистничество помогает и мальчикам.

За последнее десятилетие в массовой культуре и политике появился нарратив, который изображает мужчин и мальчиков (особенно белых, гетеросексуальных) как находящихся в «кризисе», ставших жертвами феминизма и движений за социальную справедливость, а теперь «оставленных» или страдающих так так называемая «обратная дискриминация». От женоненавистнических мемов, которые крутились вокруг суда над Джонни Деппом и Эмбер Херд, до депутатов-мужчин, пытающихся развенчать «плохую прессу», которую получают мужчины, до описания #MeToo как «охоты на ведьм» во флагманских радиопрограммах, этот аргумент неуклонно набирает обороты.

Тем не менее, отчет о положении мальчиков в Великобритании, опубликованный сегодня Global Boyhood Initiative, показывает, что вместо того, чтобы стать жертвами феминизма, мальчики сталкиваются с совершенно другим кризисом. Насилие и «жестокость» воспринимаются как неотъемлемая часть жизни мужчины, что побуждает мальчиков рассматривать насилие (особенно насилие между мужчинами) как неизбежную часть взросления. Исследование, которое включало в себя обзор литературы наряду с интервью с экспертами, также показало, что такого рода стереотипы присутствуют с рождения, и семьи, школы и группы сверстников играют свою роль.

Конечно, влияние этого огромно, и чтение в отчете о мальчиках, которые оправдывали мужское насилие представлениями о том, что мужчины обладают и владеют женщинами, в какой-то степени объясняет шокирующе высокий уровень сексуального насилия в школах. Но эти стереотипы также наносят вред мальчикам — посмотрите, например, на занижение сведений о насилии и жестоком обращении в отношении мальчиков и мужчин.

Вместо того, чтобы закреплять эти стереотипы, считают авторы отчета, все дети выиграют от феминистского подхода к обучению (что не станет неожиданностью для многих феминисток, которые десятилетиями отстаивают это). Например, мальчикам было бы полезно узнать о проблемах с гендерными стереотипами, а также от дестигматизации близких дружеских отношений между мальчиками, которые часто обескуражены гомофобными идеалами мужественности. Исследование показало, что поощрение мужской дружбы даст мальчикам возможность научиться взаимности, сочувствию и близости.

Представление о том, что белые мальчики из рабочего класса игнорируются и «не справляются», «одновременно сфабриковано и активно вводит в заблуждение», говорится в отчете. На самом деле белые мальчики с меньшей вероятностью, чем чернокожие карибские, чернокожие африканские и бангладешские учащиеся, претендуют на бесплатное школьное питание и реже исключаются из школы, чем чернокожие карибские мальчики. Белые мальчики, которые не получают бесплатного школьного питания, также получают более высокие оценки, чем некоторые меньшинства. Имея это в виду, стоит спросить, кому выгодно распространять эти вводящие в заблуждение заявления и почему? Возможно, это те, кто хочет сохранить статус-кво как есть.

Слишком долго нас призывали рассматривать проблемы, стоящие перед мальчиками и мужчинами, как полностью отличные от потребностей женщин и девочек, и жар по этому аргументу почти достиг точки кипения. Всего несколько месяцев назад в журнале Harper’s Bazaar была опубликована статья под заголовком «Как феминизм душит наших сыновей», а в книге академика Нины Пауэр утверждается, что мужчины подвергаются нападкам. Эта нагнетающая страх ложь подпитывается своего рода онлайн-пропагандой, которую распространяют такие люди, как Эндрю Тейт, который извлек выгоду из идеи мужской жертвы и набрал миллиарды просмотров на TikTok, на каналы «активистов за права мужчин» на YouTube и Реддит форумы. По оценкам, половина 15- и 16-летних мальчиков проводят в Интернете более шести часов в день, поэтому просмотр этого контента может оказать серьезное влияние на их жизнь и благополучие.

Вместо того, чтобы феминизм наносил вред мальчикам, отчет показал, что верно обратное: противодействие мужскому насилию и женоненавистничеству, поощрение различных типов мужественности и отношение к женщинам как к союзникам — все это способствует улучшению психического здоровья и успеваемости среди мальчиков. Как говорит Гэри Баркер, один из авторов отчета и генеральный директор Equimundo: Center for Masculinities and Social Justice: «Мальчикам нужен феминизм, а феминизму нужны мальчики на борту».

Старые нарративы о том, что «мальчики не плачут», в которых говорится, что мужчины не должны быть уязвимыми в своих чувствах, являются частью той же системы, которая изображает девочек «гормональными», «истеричными» и неподходящими для определенной карьеры. Это может показаться старомодным, но когда Тейт и ему подобные говорят, что женщины должны «заткнуться, завести детей, сидеть дома, вести себя тихо и варить кофе», это снова ужасно актуально. Признание этого не означает принижение или игнорирование потребностей мальчиков, а означает поиск способов их удовлетворения.