"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:26-28).
Сотворение женщины"И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену" (2:22). Слово, которое переведено как "ребро", на иврите звучит как– цела –ребро, сторона, бок; боковая комната, ярус; доска, бревно;половинка (двери).
Только в Бытие 2:22 в Ветхом Завете это слово применяется для определения анатомической составляющей человека. В других местах Писания это слово означает "склон холма", "гребень горы" или "насыпь" (2-я Цар. 16:13), стороны Ковчега Завета (Исх. 25:12, 14), "боковая комната в здании" (3-я Цар. 6:5; Иез. 41:6) и "половинки раздвижной двери" (3-я Цар. 6:34).
Поэтому это слово могло означать, что Бог взял часть бока Адама, включая кость, плоть, артерии, вены и нервы, поскольку позже мужчина говорит, что женщина -это "кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт. 2:23). Женщина была сделана "из того же материала", что и мужчина (т.е. они разделили одну сущность). Более того, в этом и других местах прямо говорится, что Бог сотворил женщину по своей воле, так же как Он сотворил и мужчину. Этот стих указывает на интимность, а не на власть.
Единство человечества.Адам и Ева стали прародителями всех людей живущих на земле (Быт. 1:27, 28; 2:7, 22; 3:20; 9:19; Деян. 17:26). Как мужчины, так и женщины созданы по образу Божьему на основании Бытия (1:27): "Мужчину и женщину сотворил их" (также см. Быт. 5:1, 2). Исходя из этого, мы можем сказать, что все люди обоих полов, любых народностей, вне зависимости от экономического положения и возраста, все отображают образ Бога, и поэтому перед Его лицом все равны.
Женщина, как помощница.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»((Быт.2:18)."Помощника" (Быт. 2:18)- на евр. «эзер», что значит: - опора, охраняющий, помощь, помощник. В Ветхом Завете это слово встречается 21 раз, из них 16 раз по отношению к Богу.На гр.- «боэтос»-1 раз
По отношению - к Израилю.«ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля.»(4Цар.14:26).«Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя - она поддержала Меня»(Ис.63:5).
По отношению к Богу.«а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова»(Исх.18:4).«Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках»(Втор.33:26).«Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя»(Пс.19:3).«Блажен, кому помощник Бог» (Пс.145:5).
В Новом Завете«так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»(Евр.13:6)Помощник:Не несёт в себе смысл, что женщина обладают худшим статусом, чем мужчины.Исключает послушание и подчинение, она свободна в своём выборе, может помогать, а может - нет, от этого её положение не меняется.Во многих случаях это слово относится к "Яхв", помогающему своему народу. Поэтому роль женщины нельзя рассматривать, как второстепенной.
Этот стих не говорит о власти вообще.
Отношения Адама с Евой.
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»(Быт.2:24).
Прилепиться –евр.сл.A(qal): прилепляться, приклеиваться, присоединяться. D(pu): склеиваться, слипаться. E(hi): 1 . приклеивать, прилеплять; 2 . догонять, настигать; 3 . преследовать, гнаться. F(ho): прич. прилепившийся, Используется в разных отношениях – к Богу, к греху. « но прилепитесь к Господу Богу вашему, как вы делали до сего дня»( Иис.Нав.23:8).«из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью»(3Цар.11:2.).«Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались»(Иер.13:11).
Главная тема этих стихов ни власть, а отношения.
Этот стих говорит о браке, а не о власти. Что есть брак, мы сможем понять только в свете Троицы.
Отец и Сын и Дух Святой– одинаковы по сущности, имея единую природу, но различны по функциям.1. Отец - не рождён.2. Сын – рожден, но это не биологическое рождение – это статус.3. Дух – нисходит.И здесь Сын ни в коей мере не имеет меньшего достоинства, чем Отец, а Дух Святой, чем Сын. Мы видим здесь, что Они имеют единую Божественную природу, но у них разные функции, обязанности, что не умаляет и не превозносит одного над другим. Так и Адам и Ева одинаковы по сущности по своей природе, но имеют различные функции, обязанности.
Можно сравнить функции человека, в проекции с Троицей
Адам– не рождён (Отец)Ева - исходит от Адама (Сын)Взаимоотношения (Дух Святой), исходят от Адама и Евы (прообраз Троицы).
Как в Троице, так и в отношениях между Адамом и Евой, есть свое предназначение, свои функции, но это не есть превосходство одного над другим. И здесь не может быть превозношение одного над другим. Человек, как носитель образа и подобия Божия должен иметь себе подобного как это имеется в Троице. Проблема? Зачем разделение полов, только для общения? В. Лосский говорит: Падение Адама было не только его личной катастрофой, но всего человечества. Средство, выбранное Богом для того, чтобы сохранить человека в сотворённом мире, состояло в даровании ему способа самовоспроизведения. Разделение полов и создание женщины рассматривается, как проявление милости Божьей. Предвидя, что человек не справиться со своей задачей, Бог даёт ему, помощника(Быт 2:18). Помощницей она ему должна быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения. Через рождение Бог предусматривает возможность присоединения к человеческой природе через воплощение и исцеление её. Во Христе Иисусе преодолевается половое различие.
Он делает вывод: - что половая поляризация давала человеческой природе защиту, не налагая на неё никакого принуждения. Так дают спасательный круг путешествующему по водам, от чего он вовсе не обязан бросаться за борт, только в падшем состоянии, когда расплатой за грех становиться смерть, возможное становиться необходимым.
Грехопадение.Если в предыдущей главе мы не обнаружили прямых мест Писания, говорящих о власти, то здесь мы имеем косвенные намёки на них.1. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?»(Быт.3:9).Ответственность предполагает власть. Бог воззвал к Адаму, а не к Еве.Бог дал заповедь Адаму, а не Еве.2. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16).1) Господствовать – это слово само по себе не означает доминировать или управлять2) Речь идёт об искажении старого порядка, злоупотребление властью, установка нового. Змей – затруднение в движении « И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14)Мужчина – затруднение в процессе земледелии «Адаму же сказал: со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:17-19).Жене – затруднение в родах: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16).Господство – подразумевает, что мужчина в данном случае будет слишком много контролировать свою жену, она будет зависеть от него, а он будет злоупотреблять своей властью.
Новый Завет.В Новом Завете говорится о подчинении жен мужьям « Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем»(Еф.5:24)«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе»(Кол.3:18).«быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорнымисвоим мужьям, да не порицается слово Божие»((Тит.2:5).«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были»(1Пет.3:1).Это не означает, что они стоят ниже мужей или что они должны в целом подчиняться мужчинам (в том примере, который приводится в Новом Завете, говорится, что жены должны подчиняться только своим мужьям).
Глагол "покоряться, подчиняться" (греч. хупотассо), который встречается в этих четырех местах Писания, где говорится о женах, также использован в Первом Послании к Коринфянам (15:28), где ап. Павел пишет о том, что Сын Божий также "покорился" Отцу. Кроме того, все верующие в основном понимают то подчинение, которое здесь имеется в виду, — Сын ни в коей мере не меньшего достоинства, чем Отец. То же самое можно сказать о женах и мужьях. Несмотря на то, что Бог установил различное предназначение разным членам семьи, это не значит, что исполняющие второстепенные роли наделены меньшей ценностью, чем основной глава-исполнитель. Действительно, апостол Павел пишет, что во Христе Иисусе нет ни мужчин, ни женщин (Гал. 3:28). Все благословения, обетования и провидения Божьего Царства по праву принадлежат всем без исключения.
Христианский брак – это отношения, подобны отношениям внутри Божественной Троицы, где муж и жена объединены Духом Святым и по мере их духовного роста, имеют соответствующие отношения. Чем больше они приближаются к Богу, тем больше характер Иисуса Христа отображается в них, тем более они становятся способные любить, жертвовать и служить друг другу.
ilove-is.livejournal.com
См. разделы ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ, МИФ О ПОЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Пол человека — совокупность врождённых особенностей — генетических, психологических и физиологических, — отличающих женщину от мужчины, мужчину от женщины.
Как известно, первая женщина была создана Богом из ребра первого человека, Адама. Примечательно, что это событие последовало после того, как Адам убедился в отсутствии среди прочих обитателей земли помощника, подобного ему, то есть такого, личностные качества которого соответствовали бы его личностным свойствам, такого, с кем он мог бы общаться «на равных», совместно трудиться и разделять общий досуг (Быт. 2:20).
Стало быть, первый человек имел нужду в особом помощнике. По благости Божьей таким помощником мужу стала жена (Быт.2:18). Из сказанного следует с очевидностью, что женщина имеет достоинство, аналогичное достоинству мужчины; будучи костью от кости его, плотью от плоти (Быт.2:23), также как и мужчина она носит в себе черты Божественного образа.
Но почему же Бог не создал людей однополыми? В полной мере ответ на этот вопрос знает Он Сам.
Не в последнюю очередь разделение людей на два пола связано с той задачей, которая была поставлена Богом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28).
Некоторые святые отцы отмечали, что наделяя людей различными половыми особенностями, Бог это делал с учётом знания о будущем грехопадении и связанных с этим событием изменениях в мире.
В данном отношении понятно, для чего Творец наделил женщин и мужчин такими половыми различиями, которые мы наблюдаем и по сей день. В задачу женщины, помимо прочего, входит выносить и вскормить ребёнка грудью, в задачу мужчины — в поте лица добывать пропитание (Быт. 3:19).
С другой стороны, в силу разности особенностей, существующих между мужчиной и женщиной, в том числе психологического характера, представитель одного пола, соединяясь с представителем другого в единую плоть (Быт. 2:24), на основе любви, как бы восполняет своё бытие, делая и свою жизнь, и жизнь своей половинки более насыщенной, более радостной.
Современная хирургия, конечно, способна изменить тому или иному человеку внешние половые признаки. Но она совершенно бессильна изменить пол. Половые различия не ограничиваются разницей во внешних (телесных) формах (и разницей в психологических качествах, которые тоже менять). Это — более глубинное различие.
«Женщина», трансформированная из мужчины с помощью профессионализма и скальпеля хирурга, может лишь отчасти подражать представителю женского пола, и наоборот.
См. ЧЕЛОВЕК, ЛЮБОВЬ
azbyka.ru
14.1.Природа полов.
« И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею …И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро : день шестой» (Быт.1.26-31).Предания Ветхого Завета донесли до нас, что именно так был сотворен человек.
Бог сотворил человека мужчиной и женщиной.
Следовательно наличие двух полов предопределено как неотъемлемое качество человеческой природы, сотворённой по образу Божию.
Но изначально человек был создан бесполым и только потом Бог сотворил женщину, что и определило природу человека в двух ипостасях по разнице в полах.
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего…и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2.21-24.)
Отсюда следует - как мужчина не может существовать без женщины, так и женщина не может существовать без мужчины, оба они есть «одна плоть».
Единая плоть предполагает совершенство и гармонию в духовном и физическом единстве, чтобы исполнить цель своей природы и жизни: достигнуть подобия Божия.
Божий дар – существовать человеку в двух полах: мужском и женском, означает различие в образе их существования.
Это вытекает из того, что Сын и святой Дух – различные «образы существования» в Боге Отце – едином Боге.
Именно таким образом и совершено решение Бога «сотворить человека по образу Нашему».
Разница между мужским и женским полом - в их различном призвании.
Мужчина и женщина призваны быть отцом и матерью «всего живущего», всего мироздания, тем самым воплощая изначальную волю Божью «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» над всем живым ( Быт. 1.28).
При этом, мужчине было доверено носить в себе «начало» жизни, а женщине носить в себе зачатого ребенка, а затем его родить.
Муж и жена являются родоначальниками новой жизни, тем самым олицетворяют образ Бога в рождении человека на земле.
Различия в своем предназначении не должны быть причиной разногласий между мужчиной и женщиной.
Тирания мужчины, как носителя «начала» жизни, над женщиной – совершенно недопустимы.
Точно также, недопустимы и стремления женщин сделаться «мужчинами», занять их позицию в жизни.
Напротив, именно в этих природных различиях, хранится гармония и единство, дополнение друг друга в общем бытие.
Подобно тому, как в Божестве Самой Святой Троицы, изначальное единство природы и бытия сочетается с реальными различиями между Отцом и Сыном и Святым Духом, то же сочетание сохраняется и в человеческих парах.
В Боге сохраняется некая «иерархия» - порядок, в котором Божественные Личности как бы находятся по отношению друг к другу, к человеку, к миру: только один Отец есть «источник Божества».
Сын является выражением Отца и «подчинён Ему», Святой Дух является «третьим» Лицом, исполняющим волю Отца и Сына.
Но все три Божественных Лица совершенно равны.
Такой порядок соотношения друг с другом, при совершенном равенстве, должен служить божественным примером для жизни мужчины и женщины в мире.
Половая природа человека имеет огромное влияние на его духовную жизнь.
Отношения между мужчиной и женщиной должны согласовываться с волей Божьей и вдохновляться Духом Святым.
Но, как и всё в этом падшем мире, эти отношения тоже могут извратиться и стать орудием греха: вместо выражения Божьей любви, превратиться в проявление любви к себе.
Вот что говорится в послании апостола Павла об этом:
«Все мне позволительно, но не все полезно ; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною …Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющиеся с блудницею становятся одно тело нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6.12-20).
В этом послании апостол Павел говорит о принципах отношений между полами, что они были даны Богом с духовными целями, чтобы использовать их как единое целое для Его прославления, что сами по себе они святы и чисты.
Апостол говорит, что другие отношения между полами, половые извращения происходят от восстания человека против Бога.
«…предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонились и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилосердны. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти ; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» ( Рим. 1.24-32).
В апостольском послании перечислено двадцать три признака «превратного ума», направленного на восстание против Бога.
Только Библия может дать в таком сконцентрированном виде блуждание человеческого ума вокруг зла против Бога и греха.
Современным людям, прочитав эту библейскую выдержку, будет легче ориентироваться в том потоке информации, сгущенной подробностями о «сексе» ( в переводе с английского означает просто «пол»), сдобренные намеками на всякое «непотребство».
Можно сказать, что особенно в конце 2000 летия , в средствах массовой информации прямо разгул непотребства, на который с жалостью взирают христиане, понимая, что он конечно же подогревается бесовскими силами.
Здесь к месту будет указать, что Иисус Христос, простил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8. 7-11) и раскаявшуюся блудницу, которая, в благодарность, отерла Его ноги своими волосами (Лк.7.36-50) и пророчествует в Нагорной Проповеди:
«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам : кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, то подает ей повод прелюбодействовать ; и кто женится на разведенной, то прелюбодействует.» (Мф. 5. 27-32).
Итак, согласно Божиему откровению, отношения полов святы и чисты только в таинстве брака, который в идеале должен быть единственным, так как принадлежит к вечности Царства Божьего.
Те, кто волей Божьей принимают решение никогда не вступать в брак, должны воздерживаться от всяких интимных отношений, потому что это было бы изменой Богу и дарованной Им жизненной задаче.
Духовная жизнь холостых людей, конечно же не лишается особых черт, свойственных мужественности или женственности.
Апостол Павел таким людям дает совет и наставления:
«Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. .. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а Мне вас жаль.» (1.Кор.7.25-28).
Безбрачный человек, призывается Церковью к девственности, чтобы свидетельствовать в нашем мире о Царстве Божьем, где «ни женятся и ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).
Семейная пара должна заботиться друг о друге, вызывая тем самым чувства любви, добра и гармонии, служа тем самым Богу.
Ко всем людям женатым и неженатым, мужчинам и женщинам Священное Писание словами апостола Павла обращается так:
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (т.е. безбрачным) ; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения… выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее, если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7. 7-40).
Смысл этих наставлений апостола Павла, которые более обширнее чем приведено, заключается в том, что люди могут служить Богу и жить духовной жизнью, как в браке, так и вне его, но ни то, ни другое состояние не гарантирует от греха.
Духовное Предание Церкви во всем согласуется с апостолом.
Это не значит, что брак при этом принижается, наоборот, брак является таинством Церкви.
Просто надо понимать, что легче стать рабом Божьим, если человек отказывается от всего в этом мире, продает что имеет, и следует за Христом в совершенной бедности.
Взаимоотношения полов, мужчины и женщины, остается очень важным до сего времени.
Сколько трагедий, слез, обид, злобы и ненависти вокруг этого, казалось бы совершенно ясного вопроса – мужчина и женщина, суть члены одного тела, сотворенного Богом, и только Ему они призваны служить.
Вопрос взаимоотношения полов в Священном Писании проходит отдельной нитью наставлений, правил, запрещений, советов, о чем мы будем говорить ниже.
14.2.Брак .
Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они в браке соединили свои жизни, как «плоть едина».
Этот союз не должен расторгаться.
Иисус Христос на вопрос фарисеев «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф.19.3) свой ответ пророчествовал
www.chitalnya.ru