Skip to content

Бог создал мужчину и создал бог женщину: Бог создал женщину: какими были первые священнослужительницы в разных религиях

Бог создал женщину: какими были первые священнослужительницы в разных религиях

В большинстве мировых религий отправлением культа традиционно занимаются мужчины. Тем не менее женщины добиваются права участвовать в богослужениях не только на второстепенных ролях

В середине июля папа Франциск впервые в истории римско-католической церкви назначил трех женщин в Департамент по делам епископов, своего рода комиссию по выбору епархиальных пастырей. Образ священнослужителя обычно ассоциируется с мужчиной, хотя на самом деле женщины с давних времен исполняли «мужские обязанности» во всех ключевых мировых религиях. 

Закончили чтение тут

Тетушка Будды 

В буддийской философии «мужское» и «женское» — условные категории, а мужской и женской самости, по сути, не существует: в этой жизни человек может родиться мужчиной, а в следующей — женщиной. «Тело — основа реализации мудрости. Тела мужчин и женщин одинаково подходят для достижения Просветления. Порой, если у женщины сильная мотивация, ее потенциал больше, чем мужской», — писал Ринпоче Падмасамбхава, живший в VIII–IX веках. А тибетская богиня Тара, по легенде, дала обет стать Буддой в женском теле. Так она хотела доказать, что женщина не хуже мужчины. 

Так как все люди, вне зависимости от пола, могли на равных практиковать буддизм и достигать просветления, сохранились свидетельства о большом количестве йогинь и духовных учительниц. Одна из самых известных — Мачиг Лабдрон, жившая в XI веке. Мачиг была так известна и уважаема, что начала ассоциироваться с богиней. Считалось, что в предыдущей жизни Лабдрон была индийским принцем, который пожелал отречься от привилегий и стать монахом. Мачиг прославилась благодаря созданию и продвижению практики и школы тибетского буддизма под названием чод. Чод — это путь отказа от всех чувств и ощущений, что, по мнению буддистов, ведет к Пробуждению.   

Буддийские монахини на ежегодном собрании Фонда Будды Дхамма Парахита. (Фото EPA·TASS)

Тем не менее на практике в буддизме для мужчин существует меньше ограничений. Например, женщин не сразу начали принимать в монахини. Согласно одной версий, первой буддийской монахиней стала Махаджапати, тетя Будды и его ученица. Она попросила принять ее в монашескую сангху, но Будда отказал. Тогда она и еще 500 женщин остригли волосы, надели одежды цвета шафрана и пошли за ним в город Весали. Там он сначала снова ответил отказом, но затем передумал и решил, что все-таки посвятит женщин в монахини. При этом они должны будут соблюдать восемь гарудхамм, «правил уважения». Согласно этим правилам, женщин в монашеской иерархии занимала подчиненное положение по отношению к мужчине. Монахиня обязана кланяться монаху, даже если она гораздо старше и опытнее. По одной из версий, Будда ввел эти правила, чтобы обезопасить буддизм, который и так считался революционным и не нравился брахманам.  

Ограничения для женщин существуют в буддизме до сих пор. В частности, женщины не могут быть Далай-Ламами, то есть духовными лидерами тибетского буддизма. В 2015 году Далай-Лама завил, что женщина может прийти на его место, но она «должна быть более привлекательной». Затем он извинился за эти слова.

Материал по теме

Махарат и рабба  

Каждое утро ортодоксальный иудей должен говорить: «Благословен Ты, Господи, Боже наш, Владыка Вселенной, не сотворивший меня женщиною». По словам раввина Ари Харта, это способствует «распространению религиозного сексизма, который заставляет женщин замолчать, не позволяет им занимать руководящие должности в общине и лишает их возможности изучать священные тексты». Корни «религиозного сексизма» лежат в Галахе — традиционном иудейском праве, в котором женщины и мужчины изначально не считаются равными друг другу.  

«Многие из галахот (правил) находятся в разительном противоречии с нынешними представлениями об основных человеческих и гражданских принципах, — пишет заведующий кафедрой политических исследований и директор Исследовательской группы по Ближнему Востоку Университета Халл Рафаэль Коэн-Альмагор. — Жена должна…обязана служить своему мужу, почитать его как царя и чтить чрезвычайно, повиноваться ему и исполнять его волю. Когда жизни мужчины и женщины угрожает опасность, в первую очередь следует приложить усилия, чтобы спасти мужчину, потому что мужчина обязан выполнять больше заповедей». 

На протяжении многих веков иудейки не могли быть священнослужителями. Впервые женщине, Регине Йонас, удалось стать раввином в 1935 году в Берлине. «Бог вложил способности и призвания в наши сердца независимо от пола. Таким образом, каждый из нас, будь то мужчина или женщина, обязан реализовать те дары, которые дал Бог», — говорила она.

Регина Йонас (Фото Centrum Judaicum Foundation)

Посвящение Регины в раввины было воспринято негативно. Берлинские синагоги отказывались принимать Йонас, но она верила: ее призвание — служить Богу. Регина посещала приюты и больницы, а также старалась оказывать духовную помощь женщинам-заключенным. Несмотря на рост антисемитских настроений в стране, она не эмигрировала и в 1942 году была арестована. Она старалась поддерживать товарищей по заключению и стала сподвижницей известного психоаналитика Виктора Франкла. В 1944 году Регина погибла в Освенциме. 

Долгое время Йонас оставалась исключением из правил. «Феминистский поворот» в иудаизме начался в 1960-е годы. Активистки занимались ретроспективной эмансипацией, то есть возвращением женских исторических фигур в талмудическую и библейскую историю и переосмыслением их статуса, а также добивались возможности служить наравне с мужчинами. Стало появляться все больше женщин-теологов и священнослужительниц. Тем не менее некоторые ортодоксальные иудеи до сих пор категорически против идеи женщин-раввинов и считают, что это нарушает еврейский закон. 

Первой женщиной, официально в 2016 году ставшей раввином в ортодоксальной синагоге, была Лила Кагедан. Она проходила обучение в Институте подготовки ортодоксальных женщин-священнослужителей в Нью-Йорке. Обычно выпускницы называли себя «махарат» — это можно перевести как «женщина — духовный лидер». Также некоторые используют слово «рабба»  — феминитив от «рабби». Кагедан — первая, кто назвал себя раввином. 

«День моего посвящения стал невероятным праздником для меня и моих коллег. И все же… мой новый титул был встречен неприятием и агрессией во многих ортодоксальных кругах, — писала  Лила. — Вы действительно думаете, что молодым еврейские женщинам достаточно равняться на лидеров-мужчин в эпоху, когда женщина баллотируется на пост президента Соединенных Штатов?» 

Материал по теме

Диакониссы и папесса 

Христианство, возникшее в I веке нашей эры, развивалось в патриархальном обществе. Вопрос о роли женщин на протяжении веков оставался дискуссионным. Хотя многих прославляли как святых и мучениц, еще в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (книга Нового завета, написанная в середине I века н.э.) говорится: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а [нужно] быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие?». Под законом здесь подразумевается Ветхий завет. Многочисленные толкования развивали мысль апостола: женщины второстепенны по сравнению с мужчинами и не могут быть учителями Церкви.

Тем не менее в разных источниках упоминаются женщины-диакониссы и даже пресвитеры, которые вели богослужения в первые века христианства. Тот же Павел в Послании к Римлянам говорит про некую «Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской», которую называет «помощницею многим и мне самому». Однако постепенно эта практика была упразднена.

Уже после Великого раскола, разделившего христианство на католицизм и православие, в западных хрониках появились сообщения о «папессе» Иоанне, якобы взошедшей на папский престол в 855 году и исполнявшей обязанности папы почти два с половиной года. Согласно легенде, ее разоблачили, когда она родила, и, по одной версии, убили, по другой — отправили в монастырь. Современные историки считают, что Иоанна — всего лишь «городская легенда Темных веков», к тому же сатирическая, высмеивающая коррумпированность и развращенность Святого престола.

В некоторых течениях протестантизма, представители которого стремились порвать с церковными традициями, женщин начали рукополагать еще в XIX веке. Первой стала в 1880 году Анна Говард Шоу, будущая участница суфражистского движения и глава Национальной ассоциации борьбы за право голоса для женщин. Во время Первой мировой войны Шоу возглавляла женский комитет Совета национальной обороны США и стала первой женщиной, получившей медаль «За выдающуюся службу». 

Одной из самых известных в протестантской церкви стала уроженка Гонконга Флоренс (Тим-Ой) Ли. Священником англиканской церкви она стала 25 января 1944 года, в разгар войны Китая с Японией. Она с детства интересовалась теологией, в 24 года поступила в семинарию и затем стала диаконессой. После вторжения Японии в Китай в 1937 году Флоренс по распоряжению епископа благословляла хлеб и вино для христиан Макао, несмотря на угрозы со стороны оккупационных сил. Видя самоотверженность Флоренс, епископ рукоположил ее. Это решение вызвало много критики в англиканской церкви: по правилам женщины не могли быть священниками. Давление на Флоренс было таким сильным, что в 1948 году она официально прекратила служение, хотя и сохранила сан. Однако ее история положила начало изменениям в англиканской церкви.  

Флоренс Ли в общине китайских беженцев в Макао. (Фото Women’s Ordination Worldwide)

Материал по теме

Женщины-имамы

Ислам не отвергает возможность для женщин быть духовными учителями. Одной из первых считается последняя жена пророка Мухаммеда Аиша бинт Абу Бакр, которая после его смерти посвятила свою жизнь распространению ислама, толковала Коран, давала фетвы. Но первая женщина-имам появилась только в 2005 году. Ей стала британка Амина Вадуд. 

После начала служения Амина начала получать угрозы, но от своего призвания отказываться не хочет: «Ни в Коране, ни в хадисах нет ничего, что запрещало бы мне [быть имамом]. Пророк сам в свое время поручил женщине вести смешанную молитву (то есть такую, когда вместе молятся мужчины и женщины. — Forbes Woman)». В сентябре 2019 года две женщины впервые провели смешанную молитву во Франции. Как и Амина, имамы Ева Жанаден и Анна-София Монсине утверждают, что нет прямого запрета на «женский имамат». 

Однако пока что для ислама женское служение скорее нечто маргинальное. Как заявил первый заместитель председателя Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Гизатуллин, комментируя новость о Еве Жанаден и Анне-Софии Монсине, имам — выборная должность, в то время как Жанаден и Монсине сами провозгласили себя духовными лидерами. По словам Гизатуллина, даже если женщина — знаток Корана, ей, чтобы читать его, нужно спрашивать разрешения у мужчины. Даже если тот знает Коран хуже. Или даже вовсе страдает от деменции.

“…Мужчину и женщину сотворил их”

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»

Я собираюсь сказать несколько вещей, которые, вероятно, окажутся не совсем связанными.

В первую очередь я хотел бы поговорить об основном взаимоотношении Адама и Евы в пределах творческого действия Божия и о том, что случилось в результате падения. Существуют различные толкования начала книги Бытия; я представлю вам толкование, которое мне кажется убедительным, не только потому что считаю, что оно ближе всего к тексту, но также потому что мне представляется, что оно позволяет осмыслить ряд научных фактов, которые свидетельствуют о том, что в мужчине есть женские свойства, и наоборот, в женщине — мужские.

В книге Бытия дважды рассказывается о сотворении человека. Согласно первому рассказу, Бог берет прах земной и из него творит человека. Но при этом Он не говорит: Создам человека по образу и по подобию Своему, но: Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И существо, которое в тот момент выходит из рук Божиих, является как бы образом многосложности Божией, отражением того, что Бог Един в Трех Лицах; это выражается в том, что человек один, но больше, чем монада, чем арифметическая единица.

Мимоходом я хотел бы обратить ваше внимание на один момент, который мне кажется важным. В рассказе книги Бытия человек показан не как последняя ступень эволюции, в том смысле, что Бог не берет самую совершенную обезьяну с тем, чтобы отнять у нее некоторые обезьяньи признаки и добавить ей человеческие свойства и таким образом создать человека. Нет, Бог обращается к первичному материалу творения — к земле, к тому первичному материалу, который Он создал и произвел. И благодаря тому, что Бог творит человека из первоосновы земли, которая возникла по Его слову, человек создан подобным всему тварному: земле, первооснове всего. Человек, созданный из земли, принадлежит тому же веществу, из которого создано все существующее, начиная от величайшей галактики и кончая мельчайшим атомом, начиная с простейших форм жизни и до самых сложных ее форм. В этом отношении человек абсолютно первичен в том смысле, что принадлежит первооснове всего.

Это относится и к тому, как мы воспринимаем Христа. Христос, Бог, ставший человеком, становится человеком на этих основаниях; и тем самым Он сродни не только человечеству, что самоочевидно, но всему тварному. И Максим Исповедник наряду со многими церковными писателями настаивает на том, что Христос имеет космическое измерение; через Свою плоть, Свое тело человек Иисус имеет космическое измерение. Весь тварный мир может себя узнать в Нем, узнать себя в полноте и совершенстве своего призвания, видеть себя в Боге, в таком совершенном единении с Ним, что обещания апостольские о том, что придет время, когда Бог будет все во всем (см. 1 Кор 15:28), когда человек станет причастником Божественной природы (ср. 2 Пет 1:4), — эти обещания уже исполнились, уже явлены нам не только как возможность вообще, но как возможность для нас, потому что они действительно и реально осуществились в одном человеке — Иисусе из Назарета.

Но согласно взгляду на сотворение человека, который я упомянул, человек, человеческое существо, является всечеловеком, он — существо человеческое, которое содержит в себе все потенциальные возможности человечества, все, что в человеке может развиться и стать. А в следующем рассказе, во второй главе книги Бытия мы видим совсем другое; здесь не повторение первого рассказа в иных выражениях, — это новое событие. Ново в нем то, что это человеческое существо, которое несет в себе все мужские и все женские свойства, оказывается перед лицом ситуации, которая приводит его к следующему шагу в самопознании: Бог приводит к Адаму все твари, чтобы они получили от него имя. Оставим в стороне это наречение имен; но вот что происходит в этот момент. Человек (это совершенно ясно из Библии) обнаруживает, что во всем творении только он одинок, у него нет пары. И в этот момент он видит в себе неполноту, субъективную неполноту, потому что он не может знать себя как тот творческий хаос, из которого может появиться нечто большее. И потому что он ощущает неполноту, чувствует нужду в спутнике, который был бы равен ему, который был бы тождествен ему, но одновременно другой, Бог действует, отзываясь на это новое самосознание человека.

Текст, как он читается в переводах практически на все языки, говорит, что Бог наводит на Адама глубокий сон. Но есть один перевод, очень интересный, потому что он был сделан за столетие до Христа и, следовательно, в нем нет влияния еврейской Библии, перевод, сделанный евреями в Александрии по указу царя Птоломея, который хотел иметь греческий перевод Библии. И в этом переводе, так называемой Септуагинте (“пе­реводе Семидесяти”), вместо слов глубокий сон употреблено слово экстазис, которое не означает “экстаз” как взлет, возбуждение, — нет, Бог приводит Адама в состояние, когда он внезапно становится больше себя самого, перерастает себя. Он не становится меньше, чем был, в своем сознании, как случается с нами, когда мы засыпаем, — мы перестаем осознавать себя, мы теряем связь с окружающим нас миром, становимся ниже своего уровня. И тут с Адамом что-то случается; что — я описывать не стану, потому что не могу сказать, что это было: он внезапно перерастает себя — и рождается Ева.

Опять-таки, говоря о словах: когда мы переводим текст о Еве, где говорится о ней как о помощнице Адаму, мы вводим неверное понятие; потому что помощник бывает меньше того, кому помогает, в то время как текст говорит о ком-то, кто присовокупит свою силу к силе Адама, станет с ним лицом к лицу, плечо к плечу, потому что во всем равен ему, является одновременно его подобием и вместе с тем совершенно другим. И можно сказать, что в момент создания Евы человек достиг полноты. В зародыше все в нем было как возможность исполнения, полноты; теперь Адам и Ева вместе составляют полное человеческое существо, потому что в одиночку они не могли содержать или выражать все потенциальные возможности человечества, и каждый из них наделен потенциями, свойствами, возможностями, которые взаимодополняются, соединяют их, и вместе с тем делают их различными до такой степени, что их взаимное существование необходимо.

Упомяну также, что когда говорится, что Ева была создана из ребра, это очень неудачный перевод; многие современные комментарии говорят, что речь идет не о ребре, а о стороне, как на французском языке можно говорить о cœte — ребре и cœte¹ — стороне1. Человек разделяется, и две половины оказываются лицом к лицу. И в этот момент Адам смотрит на Еву и говорит: она — плоть от плоти моей, кость от костей моих; он узнает в ней себя самого, но как бы вне себя. И в Библии говорится: она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. По-английски и на всех современных языках это непереводимо, на этих словах не сыграешь, но по-еврейски это звучит: я, муж — иш, она, жена — иша, она — это он в женском роде.

И вдвоем они составляют полное, целое человеческое существо. И потому что они едины, как говорит Шопенгауэр, “одна личность в двух лицах”, они не видят друг друга нагими, потому что именно не видят друг друга как другого, по контрасту с собой. Есть место в писаниях одного богослова ранних веков, которое очень выразительно в латинском переводе; там говорится: прежде падения каждый из них смотрит на другого и говорит: это — мой alter ego, другой я сам; после падения, потому что случилось что-то, что разбило их единство (к этому я вернусь через минуту), каждый из них смотрит на другого и говорит: я — это я, а тот — другой… И в тот момент, когда они говорят: “я — это я”, в отличие, по контрасту: я — не другой, не другая, они видят себя нагими.

Это распадение двоицы, пары на две особи — результат их отпадения от полного единства, вернее, от полного общения с Богом (полного в той мере, как это позволяла их незрелость, их невинность). Они теряют Бога, и в этот момент разбивается их единство; кто-то сравнил случившееся тогда с тем, что случается, когда рвется нить ожерелья: все жемчужины есть, но они рассыпались, и уже нет связи, нет целостности. В данном случае человек потерял свою цельность, их уже двое, они не едины; и единственный путь к восстановлению целостности — это таинство любви, которая преодолеет разделенность. И теперь им приходится бороться, не просто возрастать все больше и больше в единство, а побеждать эту разделенность через такую любовь, которую Христос описывает как любовь совершенную: полагать собственную жизнь за другого. Что это значит? — Это не обязательно означает, что ты будешь убит вместо другого; это означает вырастать в такое сознание, в такое сердечное отношение, в такую направленность всех сил своего существа, что другой более важен для нас, чем мы сами, что мы готовы забыть о себе ради полного любви созерцания другого и служения ему.

Я уже не раз говорил, что в нашем словоупотреблении слово “любовь” применяется слишком широко: одним и тем же словом мы утверждаем, что любим Бога, и мы любим клубнику со сливками. И когда мы говорим о человеческих отношениях, “любовь” означает, что нас привлекает или интересует другой человек, и мы берем его на крючок, словно рыбак — рыбу; мы — рыболов, другой человек крепко висит на крючке. Любовь может также означать своего рода равенство, когда двое обмениваются тем, что имеют доброго, достойного, и терпят то, что есть в них несовершенного. Но в предельном значении это значит видеть в другом центр, смысл, красоту жизни. И мы видим исполнение этого в начале Евангелия от Иоанна, когда Евангелист говорит: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В греческом тексте выражение, которое мы переводим ‘у Бога’, потому что у нас нет лучшего способа передать его, гласит prÕj tÕn QeÒn, что значит ‘к Богу’: Сын существует в направленности к Богу, к Отцу, не Сам по Себе, не для Себя. Это видение Отца, которое наполняет Его ум, Его сердце, Его бытие, Его сущность, не затмевается ничем.

Вот что в основе; и когда мы говорим о любви, о той несовершенной любви, какую мы знаем и которая может вырасти в большее совершенство и порой достичь подлинного величия, мы можем вспомнить место из рукописи Нового Завета, которая хранится в Кембридже. Там говорится, что Христа спросили: когда придет Царство Божие? — то есть: когда будет восстановлен Рай, и больше, чем Рай, потому что Рай был местом невинности, началом, тогда как Царство Божие — место полноты; и Христос ответил: Царство Божие уже пришло там, где двое — уже не двое, но одно… В этом смысле мы вправе сказать, что взаимоотношение между мужчиной и женщиной, когда они достигают высшего уровня любви, уже есть осуществление Божиего Царства: это Царство Божие, пришедшее в силе. Я говорю “в силе”, потому что оно еще не в полноте, должно прийти больше, еще больше может быть дано и принято, потому что Царство Божие в своей полноте придет только тогда, когда оно охватит все творение. И однако, в зачатке оно уже здесь, процесс его завершения зачаточно уже идет и как бы уже перешел грань необратимости.

Таким образом, существует несколько ситуаций, которые мы можем рассмотреть. Есть основоположная, изначальная ситуация — сотворение человека по образу Триединого Бога, — человека, который содержит в себе все скрытые возможности мужчины и женщины; есть действие Божие, которое происходит в ответ на то, что человек обнаруживает свое одиночество, обнаруживает свою неполноту, — экстаз, а не сон является дверью этого действия. Элизабет Бер-Сижель2 сказала полушутя, что если правда, что человек — венец животного мира, то можно сказать, что Ева — венец человеческого мира. Это не так; это хорошая шутка, но это не совсем верно. Но можно сказать, что с творением Евы сотворение человека достигло полноты; да, без нее человек, человеческое существо — еще потенциальность, еще не реальность.

Дальше в Священном Писании мы видим Воплощение. В Воплощении Христос, Сын Божий, становится Сыном человеческим, рожденным от Девы; Он истинно и в полноте Бог, потому что Его Отец — Бог. Бог — и я употребляю слово Отец не по контрасту с Матерью, — Бог, если можно так сказать — источник Его Божественного бытия, Мария — источник Его человеческого, телесного и душевного, психологического (я не люблю это слово, потому что оно приобрело так много коннотаций3) бытия. Он снова всечеловек, не случайно мы говорим о Христе как новом Адаме; Он не “новое” существо, пришедшее в мир, Он снова то, чем был Адам, но достигший полноты совершенства. Но если это правда, это означает, что в Нем содержится полнота мужеского и полнота женского, в Нем женщина и мужчина получают полноту выражения.

Это очень важно, потому что когда речь идет о священстве, когда речь идет о многом в Церкви и вне ее, мы слишком легко бываем склонны говорить о Господе Иисусе Христе в мужском роде: Он, и исключать женский. И однако кажется, святой Афанасий Великий говорит о том, что — чего Христос не воспринял, того Он не искупил, не спас; и если Христос не принял на Себя полноту женского, то она осталась вне спасения. От этого не отделаешься отговорками. Но если это верно, то это открывает широкие и очень интересные перспективы относительно того, как мужчина и женщина соотносятся друг с другом и с Богом, относительно того, что такое они сами по себе, что они представляют, чем они являются: не только по отношению к священству, но и по отношению к Богу, в их общении с Богом, по отношению друг к другу, по отношению к тварному миру. Здесь вопрос, которого я касаться не буду4.

В связи с нашей темой мне был поставлен вопрос о возможности или невозможности полноты жизни в рамках брачного взаимоотношения или вне его. В связи с этим я хотел бы сказать нечто о Церкви.

Вслед за апостолом Павлом мы всегда говорим о Церкви как о Невесте Христовой. В православном представлении Христос — Жених; но этим все не исчерпывается. Потому что если обратиться к образам, которые мы находим в Писании, в богослужебных текстах и в сочинениях богословов, вы увидите, что образ Церкви в ее исполнении и славе в конце времен дается в образе брачного пира; есть несколько притч Христовых на эту тему и множество мест Ветхого и Нового Завета, которые либо ясно говорят об этом, либо ведут нашу мысль в этом направлении.

Брак, понимаемый как перерастание двумя взаимной инаковости в единство, — такое единство, которое не затмевает того, что каждый из них единственный, неповторимый и не может быть сведен к другому, но что вместе они составляют полноту, которой по отдельности не являют, — такой брак является образом Царства Божия и его исполнением. Но есть в Писании, а именно у апостола Павла выражение, которое говорит, что Церковь-Невеста идет за своим Женихом, куда бы Он ни пошел. И это другой аспект брака. Брак Агнца, если употребить выражение книги Откровения, или брак царя, как в евангельских притчах, здесь дополняется другим образом. Образ брака есть окончательное исполнение — которое начинается уже сейчас, — потому что конец в каком-то смысле уже пришел; с того момента, когда Бог стал человеком, Конец в лице одного человека, в Лице Господа Иисуса Христа, Конец как совершенное, окончательное исполнение всего — уже настал и находится среди нас. Мы живем в мире, куда уже вступил Восьмой День в Лице Господа Иисуса Христа, и в этом Восьмом Дне мы участвуем в той мере, в какой соучаствуем в том, что есть Христос: через Крещение, которое есть умирание со Христом и воскресение с Ним, через наше общение в молитве, в жизни и т. д.

Так что мы можем видеть уже теперь, — поскольку Восьмой День, можно сказать, уже действует внутри Седьмого Дня — что вечность уже действует в истории, присутствует в ней не как мечта, не как устремленность, но как событие, которое уже произошло, и благодаря этому человеческий брак может вырасти в меру образа Царствия. Но есть и еще один аспект: мы живем в мире падшем, в мире греха, понятого как отделенность от Бога, отделенность друг от друга, разделенность внутри нас самих, незавершенность, неполнота, — мы подобны поврежденной иконе; мы — образ Божий, который был изуродован, но потенциально может быть восстановлен в своем совершенстве. И в этом контексте мы не способны жить славой, в славе Восьмого Дня, Будущего Века, славного Дня, который выражается радостью Невесты и Жениха. Мы живем в мире, который для каждого, кто следует за Христом по призванию, является Крестным путем, — разве что мы изменили своему призванию. Когда Писание говорит нам, что мы призваны следовать за Христом, мы должны следовать за Ним до конца, и за Крестом — в Воскресение; но мы не можем пройти мимо Креста и сказать: Тебе, Господи, смерть, мне — жизнь…

Это очень ярко, остро выражено в рассказе о том, как Христос идет в Иерусалим и по пути говорит Своим ученикам, что Сын Человеческий будет предан в руки человеков, будет судим, осужден, распят, и что Он восстанет в третий день. И тут Иаков и Иоанн подходят к Нему и говорят: когда Ты восстанешь — можем ли мы сесть по правую и левую руку от Твоей славы? Они совершенно прошли мимо факта, что для того, чтобы стать во славе Спасителем мира, Христос должен пройти через испытание Страстной седмицы, распятия, смерти, сошествия во ад. Всего этого они не услышали; они услышали только, что можно будет воспользоваться результатом Его распятия. И Христос останавливает их и говорит: Готовы ли вы пить Мою чашу? Готовы ли вы погрузиться в Мое испытание? — это не дословный перевод, но именно передает смысл Его вопроса: готовы ли вы креститься Моим крещением? — потому что “крещение” по-гречески значит “погружение”. — Вот вопрос о месте христианина и Церкви в истории.

Так что есть эти два аспекта; и в следовании Христу на распятие можно видеть то, что мы видим в, так сказать, посвященном безбрачии. Я не говорю “монашестве”, потому что это слово сразу вызывает мысль о монастыре, общине, учреждении; я говорю о сознательно выбранном безбрачии людей, мужчин и женщин, которые ради следования за Христом готовы отказаться от всего, — от всякой привязанности, от всего, что могло бы стать земным свершением, — ради того чтобы следовать за Тем, Кто есть их Господь, их Спаситель, их Бог и пример для подражания.

И мы видим, что в такой ситуации может быть разделение полов, но не разделение призваний; и чтобы не распространяться слишком долго на эту тему, я закончу свою беседу примером, который мне кажется очень интересным; он взят из житий святых православного календаря под 18 ноября (не думайте, что я наизусть помню календарь, просто один мой близкий друг в этот день был пострижен в монашество).

Это рассказ о двух святых. Молодые люди, Галактион и Епистимия, любили друг друга, их семьи давно уже сговорились, что они поженятся. Они оба горели безграничной любовью к Богу, любовью ко Христу, благоговением перед Ним, и хотели следовать за Ним до конца, если нужно — до креста. И когда они сочетались браком и впервые встретились в брачном чертоге, они стали говорить друг с другом о своем отношении к Богу, к самим себе, друг ко другу. И отношение их настолько совпадало, что они оба решили, что они муж и жена, потенциально едины, потенциально Царство Божие пришедшее в силе, но еще недостаточно созрели, чтобы осуществить его в славе, и они оба, каждый, уйдут в монастырь и будут осуществлять свою христианскую, духовную жизнь в монашеском звании. Они расстались в ту же ночь, пошли в монастырь, он в мужской, она в женский, и жили там какое-то время. Пока однажды в монастырь, где жила Епистимия, не дошла весть, что началось гонение, насколько помню, в Александрии и что ее супруг Галактион схвачен, взят на мучения. И тогда — и вот что меня глубоко трогает — Епистимия пошла к игуменье своего монастыря и сказала: “Супругу моему Галактиону предстоит претерпеть страдания, — мое место с ним!”. И игуменья сказала: “Да, действительно так! Иди и присоединись к своему супругу!”. И они вместе умерли мучениками.

И это замечательное видение того, что лежит в основе единства двух людей, которые путем любви вступают в брак на уровне потенциального Царствия, которые в нашем падшем мире, в трагическом мире, где мы живем, выбирают путь целенаправленно избранного безбрачия, не нарушая связи любви и брака, и которые, когда смерть предстоит одному, соединяются, дабы умереть вместе как супружеская пара и осуществить свое единство в общем мученичестве.

Не знаю, представляет ли то, что я сказал, какую-то ценность или интерес, но это какое-то количество мыслей, из которых некоторые, вероятно, несколько необычны, и возможно, вы сможете начать думать на основании того, что я сказал, отметая то, что я сказал, но отметая со знанием предмета, продуманно, творчески, и заменяя то, что вы отбрасываете, более зрелым видением того, что вы, вероятно, принимали как житейское общее место.

В заключение скажу еще: сейчас такой период, когда отношения мужчины и женщины подвергаются пересмотру со стороны скорее женщин, чем мужчин; и это глубоко опасная ошибка: женская проблема — проблема мужская. Мужчины создали то уродливое положение, когда женщина порабощена, женщина — человек второго сорта, мир, где женщине часто нет места — и я не имею в виду профессионально, я говорю о ситуации в целом, когда женщина постоянно, повсеместно унижена. Мы забыли, что она равна мужчине, что она призвана быть спутницей, той, которая стоит лицом к лицу. Она отражает славу мужчины, и мужчина отражает славу женщины, и вместе они — одно человеческое существо, не иначе. И мужчине надлежит теперь продумать и пересмотреть всю ситуацию, и трудиться над искуплением уродливого положения, которое возникло с падения, которое совершено точно описывает то, что случится, но не есть приказание от Бога, а печальная констатация: “Вот что ты сделаешь с миром, который Я создал, чтобы он был образом Святой Троицы: любви совершенной, любви торжествующей”.

Перевод с английского Е. Майданович

1Слова ‘сторона’ и ‘бок’ взаимосвязаны в очень значительном числе языков. — Ред.

2Элизабет Бер-Сижель — современный православный философ и богослов, ученица и биограф отца Льва Жилле. — Ред.

3Коннотация — ассоциация, возникающая при употреблении того или иного слова. — Ред.

4Представляется, что “полноту женского” никоим образом не следует понимать в вульгарно-материалистическом смысле, а скорее как то, что и мужчина, и женщина обладают всей полнотой человеческих свойств, но в разных объемах и соотношениях. Мы интуитивно ощущаем, что послушание женщины — несколько иное, нежели послушание мужчины. Известно, что интеллект женщины особенно склонен к аналитике, хотя и способность к теоретическому синтезу у женщин имеется, но, как правило, не в том объеме, что у мужчин. Можно предположить, что структура свойств мужчины и женщины предусматривает гармоническое объединение их в браке, в воспитании детей. — Ред.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»

«Мужчину и женщину сотворил их»

Тереза ​​Нотаре

31 марта 2000 г.

«Бог сотворил человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и обладайте ею». (Бытие 1:27 и 28)

Приведенные выше строки из Бытия всегда освящены евреями и христианами, давая бесчисленным поколениям основанное на вере понимание человечества. Господь Бог — наш источник И мужчины, и женщины созданы по Его образу и поэтому обладают неоценимым достоинством, равенством и ценностью.0005

«Господь Бог сказал: «Не хорошо человеку быть одному. сотворим ему сотоварища подходящего.» (Бытие 2:18)

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и, когда он крепко спал, взял одно из ребер его и закрыл место его с мясом. И тогда Господь Бог создал женщину из ребра, взятого у человека. Когда он привел ее к человеку, тот сказал: «Наконец, это кость от костей моих и плоть от плоти моей… Вот почему человек оставляет отца и мать и прилепляется к жене своей, и двое из них становятся одним телом». (Бытие 2:21-24)

Развивая вышеизложенное учение, Святой Отец отмечает, что «познание человечества проходит через мужское и женское начала». Другими словами, мы не можем понять себя индивидуально как мужчин или женщин, если мы не имеем друг друга. Когда автор Книги Бытия говорит, что «тогда Господь Бог создал женщину из ребра, взятого у человека», и «привел ее к человеку», он открыл критический замысел Бога — мужчина должен был иметь партнера. похож на себя по достоинству, но и отличается от него во всех отношениях, особенно на физическом уровне. И автор говорит нам, что сам человек признал это хорошим восклицанием «наконец-то это кость от кости моей и плоть от плоти моей!»

Эта священная история не только дает ясную антропологию, но и служит основополагающим учением о брачных отношениях, как того желает Бог. Эти отношения между мужчиной и женщиной — огромное благословение, как и дети, которых Бог им доверил. Действительно, во всем Священном Писании супружеские отношения настолько священны, что пророки часто используют их как аналогию для объяснения отношений Бога со Своим народом.

В марте еврейские лидеры-реформисты одобрили резолюцию, позволяющую раввинам председательствовать на «церемониях посвящения» гомосексуалистов. Раввин Чарльз Кролофф сказал, что резолюция свидетельствует о вере группы в то, что «евреи-геи и лесбиянки, а также преданные отношения, которые они формируют со своими партнерами, заслуживают признания и уважения, причитающихся людям, созданным по образу Бога». Следует задаться вопросом, как вера в то, что все люди созданы по образу Божьему и заслуживают уважения и признания, может быть перепутана с Божьим замыслом брака? Возможно, ответ лежит в двух областях: безоговорочное принятие историко-критических методов изучения Библии и некритическое слияние либеральной американской культуры с исторически более тщательной религиозной традицией.

20-й век стал свидетелем усовершенствования научных методов изучения Библии. Эти усилия были направлены на то, чтобы убрать историческое нагромождение (то, что было создано людьми), чтобы добраться до богодухновенной вести. Это помогло нам лучше понять полноту Божьего откровения. Однако слишком часто ученые забывают, что библейские истории — это не просто истории, а средства, с помощью которых Бог передает вечные истины своему народу.

Во избежание критических ошибок каждый, кто занимается подобным академическим исследованием, должен быть человеком молитвы, человеком, который находится в тесном общении с религиозным сообществом или является его частью. Распространенной ошибкой является полагаться только на разум и позволять культурным предубеждениям затмевать смысл Священных Писаний. Что касается резолюции еврейских раввинов-реформаторов, газета «Вашингтон пост» отмечает, что «Тора называет гомосексуальность мерзостью… Но движение за реформы всегда верило в необходимость адаптации иудаизма к реалиям современной Америки» (30 марта 2000 г.). Если кто-то адаптирует Священное Писание к реалиям современной Америки без какой-либо критики нашей культуры, он рискует закрепить определенные культурные идеи и не увидеть Божью волю.

Религиозные сообщества находятся в разгаре борьбы, пытаясь определить или переопределить брак. И гражданское общество тоже борется. Верховный суд Вермонта недавно постановил, что однополым партнерам должны быть предоставлены те же права, что и гетеросексуальным супружеским парам, и теперь пытается выяснить, «как определить» брак. Гавайи, с другой стороны, определили его как союз мужчины и женщины. Мучительно ясно, что мы становимся запутанным народом. Мы, кажется, препарировали Священное Писание до уровня человеческих манипуляций. Мы заменяем культурные лозунги — «права геев», «выбор», «противозачаточный секс» — Божьими учениями уважать каждого человека, защищать невинные человеческие жизни, быть целомудренными и открытыми для детей в браке.

Нам нужно читать Священные Писания с открытым разумом и сердцем, чтобы мы могли по-настоящему знать, что Бог говорит нам. Гомосексуальные мужчины и женщины никогда не могут вступать в брак в библейском смысле, но они наши братья и сестры, заслуживающие уважения как дети Божьи и права человека, предоставленные на основе нашей человечности. Но Божье учение о браке ясно: «мужчиной и женщиной сотворил их», благословляя их «плодиться и размножаться». Божья воля для брака — это совокупность человечества — мужчины и женщины, соединенных в Нем и открытых жизни.

Тереза ​​Нотаре является специальным помощником Епархиальной программы развития естественного планирования семьи, Секретариата по защите жизни, Национальной конференции католических епископов.

Мужчину и женщину Он сотворил их по образу Божию

Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Итак, Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею; и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Бытие 1:26–28)

Сегодня утром я хочу вместе с вами подумать о трех вещах, которым учит этот текст. Во-первых, Бог создал людей. Во-вторых, Бог создал нас по своему образу. В-третьих, Бог создал нас мужчиной и женщиной.

Можно верить в эти три истины и не быть христианином. В конце концов, все они преподаются прямо здесь, в еврейских Писаниях. Следовательно, хороший еврей, верящий в Писание, примет эти истины. Но даже если вы можете верить в эти три истины и не быть христианином, все они указывают на христианство. Все они просят о завершении, которое приходит с работой Христа. Вот о чем я хочу поговорить, особенно в отношении третьей истины — о том, что мы созданы по образу Божию мужчиной и женщиной.

1. Бог создал людей

Давайте возьмем первую истину: Люди были созданы Богом. Думаю, это требует объяснения. Зачем он создал нас? Когда вы что-то делаете, у вас есть причина для этого. Но дает ли мир, каким мы его знаем, адекватный ответ на этот вопрос?

«Только во Христе может быть достигнута цель творения».

Ветхий Завет говорит о том, что человек подчинил себе мир. Он говорит о том, что он был создан, чтобы являть славу Божью (Исаия 43:7). Это говорит о том, что земля наполняется познанием славы Господа. Но что мы видим? Мы видим мир, бунтующий против Творца. Мы видим, что еврейские Писания подходят к концу, история сотворения мира остается совершенно незавершенной, а надежда на славу еще впереди. Итак, просто вера в то, что Бог создал людей так, как учит еврейское Писание, требует, чтобы была рассказана остальная часть истории, а именно христианство. Только во Христе может быть достигнута цель творения.

2. Бог сотворил нас по Своему образу

Или возьмем, например, вторую истину: Бог сотворил нас по Своему образу . Несомненно, это должно иметь какое-то отношение к тому, почему мы здесь. Его цель создания нас должна иметь какое-то чудесное отношение к тому факту, что мы не лягушки, не ящерицы, не птицы и даже не обезьяны. Мы люди по образу Божию, мы одни и никакое другое животное.

Но какой беспорядок мы сделали из этого устрашающего достоинства. Мы похожи на Бога? Ну да и нет. Да, мы подобны Богу, даже грешному и неверующему есть подобие. Мы знаем это, потому что в Бытие 9:6 Бог сказал Ною: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека; ибо Бог создал человека по образу Своему». Другими словами, даже в мире, где изобилует грех (например, убийства), люди по-прежнему подобны Богу. Их нельзя убивать, как мышей и комаров. Вы потеряете свою жизнь, если убьете человека (см. Иакова 3:9).

Но являемся ли мы образом, которым Бог создал нас? Не испорчен ли образ иногда почти до неузнаваемости? Чувствуете ли вы, что вы подобны Богу в том смысле, в каком должны быть? Итак, и здесь вера в то, что мы созданы по образу Божьему, требует завершения — в данном случае искупления, преобразования, своего рода воссоздания. И это именно то, что приносит христианство:

Благодатью вы спасены через веру; и это не ваше дело, это дар Божий — не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданные во Христе Иисусе на добрые дела. . . Облекитесь в новую природу, созданную по подобию Божию, в истинной праведности и святости». (Ефесянам 2:8–10; 4:24)

Бог создал нас по своему образу, но мы исказили его почти до неузнаваемости, и ответом является Иисус. Он приходит с верой, прощает, очищает и начинает проект восстановления, называемый освящением, который завершится славой, которую Бог изначально предназначил людям. Поэтому, поскольку мы знаем, что созданы по образу Божию, наш грех и испорченность требуют ответа. И Иисус это ответ .

3. Бог создал нас мужчинами и женщинами

Третья истина в этих стихах заключается в том, что Бог создал нас мужчинами и женщинами . И это тоже указывает на христианство и просит завершения Христа. Как? Как минимум двумя способами. Один исходит из таинства брака. Другой исходит из исторического уродства отношений между мужчиной и женщиной во грехе.

Тайна брака

Возьмите тайну брака. В Бытии 2:24, сразу после рассказа о том, как была сотворена женщина, Моисей (автор Бытия) говорит: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть». Теперь, когда апостол Павел цитирует этот стих в Ефесянам 5:31, он говорит: «Это великая тайна, и я говорю, что это относится ко Христу и церкви». И, используя это в качестве ключа, он раскрывает значение брака: это символ любви Христа к церкви, представленной в любящем главенстве мужа по отношению к своей жене; и это символ радостной покорности церкви Христу, представленной в отношении жены к мужу.

Он называет Бытие 2:24 «тайной», потому что Бог не раскрыл ясно все Свои намерения в отношении брака мужчины и женщины в Бытие. В Ветхом Завете были намеки и указатели на то, что брак подобен отношениям Бога и Его народа. Но только с приходом Христа тайна брака была подробно раскрыта. Он должен быть портретом завета Христа со Своим народом, Его приверженности церкви.

Видите ли вы тогда, как Бог создает мужчину как мужчину и женщину, а затем предписывает брак как отношения, в которых мужчина оставляет мать и отца и прилепляется к своей жене в обязательстве завета — как этот акт творения и это установление брачная просьба об откровении Христа и Его церкви? Они просят христианства как откровения тайны.

«Христианство завершает наше понимание брачного завета».

Эта мысль чужда большинству людей, даже большинству христиан, потому что брак является не только христианским, но и светским институтом. Вы найдете это во всех культурах, а не только в христианских обществах. Поэтому мы не склонны считать все известные нам нехристианские браки таинственными символами отношения Христа к церкви. Но они есть, и само наше существование как мужчины и женщины в браке взывает к Христу, чтобы он открыл Себя в Своем отношении к церкви. Христианство завершает наше понимание брачного завета.

Позвольте мне нарисовать для вас картину и придать ей поворот, о котором вы, возможно, раньше и не подозревали. Христос снова придет на эту землю. Ангелы сказали, что даже когда ты видел, как он ушел, он придет снова. Итак, представьте тот день со мной. Отверзлись небеса, вострубит труба, и Сын Человеческий явится на облаках с силою и славою великою и с десятками тысяч святых ангелов, сияющих подобно солнцу. Он посылает их собрать Своих избранных от четырех ветров и воскресить из мертвых умерших во Христе. Он дает им новые и славные тела, подобные своему собственному, и преображает остальных в мгновение ока, чтобы мы были достойны славы.

Вечное приготовление невесты Христовой (церкови!) наконец завершено, и он как бы берет ее под руку и ведет к столу. Брачная вечеря Агнца пришла. Он стоит во главе стола, и великая тишина падает на миллионы святых. И он говорит: «В этом, мои возлюбленные, и состоял смысл брака. На это все и указывало. Вот почему Я создал вас мужчиной и женщиной и установил завет брака. Отныне не будет больше брака и замужества, ибо наступила последняя реальность, и тень может пройти» (см. от Марка 12:25; от Луки 20:34–36).

Теперь вспомните, что мы делаем: мы пытаемся увидеть, что третья истина, Бог создал нас по своему образу мужчиной и женщиной, указывает на христианство как на свое завершение. И я сказал, что это происходит двумя способами. Первым было таинство брака. Сотворение человека как мужчины и женщины обеспечивает необходимую основу для таинства брака. Вы не могли бы иметь брак без мужчины и женщины. И смысл брака не познан в его сущности и полноте, пока мы не увидим его как притчу об отношении Христа к церкви.

Таким образом, сотворение как мужчина и женщина указывает на брак, а брак указывает на Христа и церковь. И поэтому вера в то, что Бог сотворил нас по своему образу мужчиной и женщиной, неполна без христианства — без Христа и его спасительного делания для церкви.

Историческое безобразие отношений между мужчиной и женщиной

Теперь я сказал, что сотворение мужчины и женщины по образу Божию указывает на христианство как на необходимое завершение иным образом, а именно, от его искажения в историческом уродстве мужчины- женские отношения. Позвольте мне попытаться объяснить.

Когда грех вошел в мир, это оказало разрушительное воздействие на наши отношения между мужчиной и женщиной. Бог приходит к Адаму после того, как он съел запретный плод, и спрашивает, что случилось. Адам говорит в Бытии 3:12: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод от дерева, и я ел». Другими словами, это ее вина (или ваша, что отдали ее мне!), так что если кто-то должен умереть за то, что съел фрукт, то пусть это будет она!

Вот вам и начало всякого насилия в семье, всех издевательств над женами, всех изнасилований, всех сексуальных оскорблений, всех способов принизить женщину, которую Бог создал по своему образу и подобию.

Бытие 3:16 проклинает падших мужчину и женщину следующим образом: Женщине Бог говорит: «Умножу умножу твою боль при деторождении; в муках будешь рождать детей, но вожделение твое будет к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою». Другими словами, результатом греха и проклятия нашего века является конфликт между полами. Этот стих не является описанием того, как все должно быть. Это описание проклятого образа жизни, пока царит грех. Доминирующие мужчины и коварные женщины. Не в этом смысл мужского и женского пола по образу Божьему. Это уродство греха.

Как это уродство указывает на христианство? Он указывает на христианство, потому что молит об исцелении, которое христианство приносит в отношения между мужчинами и женщинами. Если Бог сотворил нас по своему образу как мужчину и женщину , это подразумевает равенство личности, равенство достоинства, взаимное уважение, гармонию, взаимодополняемость, единую судьбу. Но где все это в мировой истории? Это исцеление, которое приносит Иисус.

Два наблюдения об исцелении, которое приносит Иисус

Здесь так много можно сказать. Но позвольте мне упомянуть только две вещи.

1. Судьба быть сотворенными мужчиной и женщиной

В 1 Петра 3:7 Петр говорит, что христианские муж и жена являются «сонаследниками благодатной жизни». Что это значит? Это означает, что во Христе мужчины и женщины восстанавливают то, что имелось в виду, когда они были сотворены мужчинами и женщинами по образу Божьему. Это означает, что вместе, как мужчина и женщина, они должны прообразовать славу Божью и вместе, как сонаследники, они должны наследовать славу Божью.

Сотворение мужчины и женщины по образу Божьему (когда вы видите его рядом с грехом) умоляет о завершении исцеления, которое приходит с преображающей работой Христа и наследием, которое Он приобрел для грешников. Христос восстанавливает от греха реальность того, что мужчина и женщина являются сонаследниками благодати жизни.

2. Значение безбрачия как мужчины и женщины

Еще одна вещь, которую следует упомянуть о том, как Христос переворачивает вещи и преодолевает уродство нашей войны и исполняет предназначение быть сотворенными мужчиной и женщиной по образу Божьему, найдено в 1 Коринфянам 7. Там Павел говорит что-то почти невероятно радикальное для того дня:

Незамужним и вдовам я говорю, что хорошо им оставаться холостыми, как я. . . неженатый человек беспокоится о делах Господних и о том, как угодить Господу. . . незамужняя женщина беспокоится о делах Господних и о том, как быть святой телом и духом. . . Я говорю это. . . не для того, чтобы наложить на вас какие-либо ограничения, а для того, чтобы… . . Обеспечьте свою безраздельную преданность Господу». (1 Коринфянам 7:8, 32:35)

«Христос восстанавливает от греха реальность того, что мужчина и женщина являются сонаследниками благодати жизни».

Вы понимаете, что это означает? Это означает, что исцеление, которое Иисус приносит мужчинам и женщинам, созданным по образу Божьему, не зависит от брака. На самом деле, опыт Павла как одинокого мужчины (и образец Иисуса как одинокого мужчины) научил его тому, что есть своего рода беззаветная преданность Господу, возможная для одинокого мужчины или женщины, которая обычно не свойственна женатым. святые.

Другой способ сказать это так: Брак является временным учреждением для этого века до воскресения мертвых. Суть его значения и цели состоит в том, чтобы представить отношение Христа к церкви. Но когда придет реальность, представления, какими мы их знаем, будут отложены в сторону. И не будет ни брака, ни замужества в будущем веке. А те, кто был холост и предан Господу, сядут за брачный пир Агнца как полноправные сонаследники благодати жизни. И в соответствии с их преданностью Господу и их жертвами они будут вознаграждены привязанностями, отношениями и радостями за пределами всякого воображения.

В Его Образе

Итак, позвольте мне подытожить то, что мы видели.

  1. Бог создал людей . И по мере того, как Ветхий Завет закрывается, этот удивительный факт требует, чтобы остальная часть истории, христианство, поняла смысл того, что задумал Бог. Его цели в творении неполны без работы Христа.

  2. Бог создал нас по своему образу . Но мы испортили изображение так сильно, что его едва можно узнать. Следовательно, эта истина требует завершения христианства, потому что то, что делает Иисус, — это восстановление утраченного. Это называется «новым творением во Христе». Образ восстановлен в праведности и святости.

  3. Бог создал нас по своему образу мужчиной и женщиной . И это тоже требует завершения в истине христианства. Никто не может полностью понять, что значит быть мужчиной и женщиной в браке, пока не увидит, что брак предназначен для изображения Христа и церкви. И никто не может узнать истинное предназначение быть сотворенными мужчиной и женщиной по образу Божьему, пока не узнает, что мужчина и женщина — сонаследники благодати жизни. И, наконец, никто не может полностью понять значение безбрачия как мужчины и женщины по образу Божию, пока не узнает от Христа, что в веке грядущем не будет брака, и поэтому славная судьба быть мужчиной и женщиной по образу Божию не зависит от брака, а от преданности Господу.