ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Внеклассное занятие " Музыка выражает настроение чувства характер людей". Характер настроение и чувства человека в музыке


Конспект урока музыки «НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ» (3 класс)

Открытый урок музыки

Тема урока: «НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

3-ий урок в теме.

Цель: Систематизировать и закреплять жанровое многообразие в музыке, расширять музыкальный кругозор.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

  1. Развивать образное мышление, творческое воображение.

  2. Развитие музыкального слуха; музыкальной памяти; чувства ритма

  3. Работа над вокально-хоровыми навыками; артикуляцией, дыханием.

Воспитательная:

  1. Обобщать музыкально-жизненные впечатления детей;

  2. Формировать чувство прекрасного.

  3. Воспитывать любовь и чувство нежности к маме, к друзьям и товарищам своего класса.

Обучающая:

1. Учить различать в музыке изобразительность и выразительность.

2. Учить детей различать оттенки и настроение в музыке.

3. Учить детей различать средства музыкальной выразительности.

4. Прослушать и исполнить знакомые песни, провести вокально-хоровую работу над новой песней.

Методы:

  • Объяснение, беседа, эмоциональный отклик;

  • Музыкальной драматургии;

  • Наглядно демонстрационный;

Форма организации учебной деятельности:

Оборудование:

  • учебник - Критская, Сергеева, Шмагина;

  • аудио и CD, видеозаписи;

  • наглядный материал;

  • инструмент синтезатор;

План урока

  1. Организационный момент. (Вход под музыку «Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П. И. Чайковского).

  2. Актуализация темы урока.

  3. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:

  • «Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П.И. Чайковского

  • «Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевский

  • «Три подружки» (Плакса, Злюка, Резвушка), Д.Б. Кабалевский

  • « Песенка о гамме», Г. Струве, Н. Соловьева ;

  • «Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова

  • «Новогодний хоровод» И.Смирновой

  1. Обобщение темы.

  2. Подведение итогов.

  3. Рефлексия.

Открытый урок музыки

«НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА и ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В МУЗЫКЕ»

Ход урока:

   - Дети входят в класс под музыку «Марш деревянных солдатиков» «Детский альбом» П.И. Чайковского

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем уроке.

Звучит "Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик”Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Какая она по характеру? Пульс – это ритм нашего сердца. В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Давайте прохлопаем ритм. I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .

У - Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется "ударная”. Марш всегда исполняется под счет: "раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а "два” – тихая.

Удобно маршировать под эту музыку? Ответы учеников.

У - Когда наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.

Ответы: фортепиано.

У - Звук фортепиано, изображает какие звуки, на какие музыкальные инструменты они похожи?

Ответы: барабан и труба.

У - Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

infourok.ru

Внеклассное занятие " Музыка выражает настроение чувства характер людей"

Музыка выражает настроения чувства характер людей

Колыбельная

Музыка рассказывает нам о своем содержании, но только не словами, а звуками - тихими, ласковыми или громкими, напряженными. Она может звучать быстро, весело, звонко или спокойно, медленно, неторопливо; быть отрывистой или плавной; звучать высоко, светло или темно, низко, напряженно. Послушайте «Колыбельную песенку». Это произведение для фортепиано, без голоса. Музыка спокойная, ласковая, нежная - убаюкивающая...

Кабалевский. Клоуны

Учимся различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства - динамику, направление мелодических интонаций, ладовую окраску как выразительное средство музыки, уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов. Закрепляем представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мама

Учим детей различать оттенки настроений в пьесах с одинаковыми названиями, находить в них сходство и отличия, средства музыкальной выразительности.

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. «Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Новая кукла

Учим детей различать и определять словесно разные настроения музыки: ласковое, веселое, грустное, различать их оттенки, привлекаем внимание детей к выразительным интонациям музыки.

Комплект для проведения музыкального занятия по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Смелый наездник

Мечтатель и выдумщик, Роберт Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки. Сегодня вы познакомитесь с пьесой, в которой смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая все преграды...

Комплект для проведения комплекса занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий. Для детей старшего дошкольного возраста.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мелодия

Учим детей различать оттенки настроений, передавать характер музыки в движениях, подбирать тембры музыкальных инструментов и игрушек, соответствующих характеру мелодии.

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Три подружки

У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка»... Кто такая плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Еще, к сожалению, бывают дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. А резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать!

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Первая утрата

Многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Самуил Майкапар. Тревожная минута, Раздумье

Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах. Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки»...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

multiurok.ru

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера музыкального искусства

 

Чувства – переживания субъективного отношения к объективному миру.

Эмоции – форма переживания чувств.

Существуют различные формы переживания чувств - эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния и др. К видам чувств относят – нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства /иногда их именуют высшими чувствами/.

Музыкальное искусство в большинстве своем состоит и обращено к чувствам и эмоциям человека. Музыкальное произведение тогда волнует нас, когда возбуждает наши чувства, эмоции, настроения, страсти, заставляет переживать. При этом чувство может нести приятный, неприятный или смешанный оттенок \в процессе музыкальной деятельности – сочинения, исполнения, слушания \.

Переживание чувств в форме эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями. К ним относятся выразительные движения лица, мимика, жестикуляция, позы, интонации и т.д. Можно выделить также следующие основные эмоциональные состояния: интерес, радость, наслаждение, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и др.

 

Эмоции и чувства в музыке

 

Выражение эмоций и чувств средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе (этос (обычай, нрав, характер) музыки – внутренний строй музыки и ее воздействие на человека.) и аффектах (фффект (душевное волнение, страсть) – бурная кратковременная эмоция) у древних греков. Согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные эстетические свойства. Подобное стремится к подобному и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, какой музыка способствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

В таком же ключе говорили о назначении и возможностях музыки сторонники теории аффектов, не без основания полагавшие, что музыка способна выразить все душевные страсти человека. От музыканта требовалось, чтобы для более сильного и убедительного воздействия на души слушателей он умел переживать передаваемые им аффекты. Так, знаменитый клависинист XVIII в. Филипп Эммануэль Бах отмечал, что «музыкант может тронуть сердце слушателя, только если сам он преисполнен переживаниями. Он должен сам находиться в состоянии аффекта, который хочет передать слушателям…».

Исследователи аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию. Примеры: А.Джами, Рамо, К.Закс, К.Штумпф – о консонансе и диссонансе.

Кванц: тональный план, интервальный план, консонанс и диссонанс, обозначения темпа и характера произведения.

Анализируя закономерности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж.Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и, что сама идея несет в себе определенное настроение. «Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее…». Дж.Хэррис высказал и такую мысль, что поэтический текст, давая направление музыкальному аффекту, увеличивает его силу и действия: «музыка и поэзия в отдельности никогда не дадут такого аффекта, который достигается при их объединении».

В книге: Петрушин В.И. Музыкальная психология, на стр.267-270 приводится 27 модальностей эмоции с их отдельными признаками, употребляемыми в музыке и разработанные В.Г.Ражниковым. Например:

1.РАДОСТНО – празднично, звонко, звучно, блестяще, бодро, игриво, бойко, ловко, ослепительно, лучисто, лучезарно, невесомо.

2.ТОРЖЕСТВЕННО – величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, важно, помпезно, грандиозно, значительно, роскошно, эффектно, открыто, озаренно, жизнерадостно и др.

 (Их можно ксерокопировать и использовать в своей педагогической работе с учениками) Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы заключается в расширении сферы доступных эмоциональных переживаний. Согласно гипотезе английских лингвистов Сепира и Уорфа человек может отчетливо воспринимать и переживать только те объекты и чувства, для которых он имеет адекватное вербальное, словесное деление и название. Поэтому расширение вербального словаря одновременно поясняет и расширяет границы переживаемых чувств.

Возможность музыканта выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний зависит впрямую от его внутренних способностей генерировать в своем собственном психическом аппарате эти переживания. Владение подобной психотехникой /термин К.С.Станиславского/ - есть важная составляющая профессионального багажа музыканта.

 

Воля

 

В психологии под волей понимается - деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Наряду с проблемой памяти феномен воли вызывает наибольший интерес у широкой публики. Это и понятно, потому что большинство наших успехов в жизни в конечном счете обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости и природные недостатки в процессе профессионального становления. Вальтер говорил: «Самая большая победа – это победа над собой».

Большинство выдающихся деятелей науки и искусства, внесших существенный вклад в общественный прогресс, обладали, как правило, твердой и непреклонной волей. По этому поводу у Бальзака мы находим следующее высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одержимая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает» (В мире мудрых мыслей.Вып.1. – М., 1962, с.84.).

Через волевое действие человек оказывается связанным со своим будущим, которого еще нет, но которое должно состоятся в результате его волевых действий. «Я могу не играть на инструменте сегодня шесть часов, и завтра тоже могу позволить себе пропустить мои занятия, но если я хочу стать настоящим музыкантом, то я буду упорно заниматься, несмотря на усталость, болезни и другие отвлекающие факторы».

 Важнейшими звеньями волевого процесса являются – принятие решения и исполнение.

К волевым качествам, индивидуальным особенностям воли в крайних ее проявлениях можно отнести – силу воли с одной стороны и слабость воли с другой.

 

studfiles.net

Влияние музыки на человека и его настроение

Звуки природы сопровождают нас всегда: шум дождя и ветра, шорох листьев, журчание воды, пение птиц. Вряд ли эти звуки могут раздражать, чего не скажешь о визге тормозов или громких разговорах. Действие музыки может быть разным, но всегда можно подобрать нужные мелодии.

Воздействие музыки на человека

Всю жизнь человека сопровождают звуки природных явлений: шум дождя, порывы ветра, шорох листьев, журчание воды и т. п. Эти звуки могут раздражать, а могут, наоборот, успокаивать или вдохновлять.

Такое же воздействие оказывают и звуки музыки, вызывая в душе определенные ассоциации и образы. Одни музыкальные мелодии навевают лирическое настроение, другие возбуждают или вызывают желание изменить свою жизнь к лучшему, третьи же нагоняют тоску и ввергают в уныние, четвертые помогают сконцентрироваться на работе или учебе.

Ответная реакция, вызываемая музыкой, не зависит от музыкального жанра: у кого-то бурю эмоций вызывает симфоническая музыка, а у кого-то – незатейливая поп-композиция. На музыкальные предпочтения прежде всего влияют кругозор, образование и личный опыт человека.

Каковы «физика» и «химия» музыкального воздействия

Человеческими эмоциями «заведуют» центральные части головного мозга. В частности, гипоталамус, который представляет собой небольшую область в промежуточном мозге.

Ушные раковины принимают звуковой сигнал и преобразуют его в нервный импульс, который по нервным окончаниям попадает в гипоталамус. А гипоталамус, в свою очередь, преобразует нервный импульс в эмоциональные переживания и информирует об их возникновении кору головного мозга.

О полученном звуковом сигнале кору головного мозга уведомляют и затылочные доли мозга, после чего она объединяет всю полученную информацию в определенные ассоциации.

Гипоталамус играет значительную роль и в синхронизации биоритмов человеческого организма: при нарушении ритмичной сбалансированной работы органов он получает сигналы и синхронизирует их работу, приводя в состояние равновесия и гармонии.

Вызываемые музыкой волновые колебания, которые гипоталамус получает от органов слуха, схожи с биоритмическими. И гипоталамус обрабатывает их тем же способом, но синхронизировать музыкальные ритмы он не может. Поэтому, например, политональная или полиритмичная музыка у многих людей вызывает неприятные ощущения.

В гипоталамусе также находится центр удовольствия. При прослушивании приятной для человека музыки к нервным окончаниям поступает больше крови, что стимулирует выработку дофамина – вещества, вызывающего чувство наслаждения и удовлетворения.

Как воздействует музыка на человека

Музыка вызывает приятные ощущения, если она:

  • состоит из многих звуковых элементов, которые периодически повторяются;
  • эти звуковые периоды между собой синхронизированы;
  • кроме них, в музыке должны быть звуковые элементы, которые постоянно изменяются и зависят от основных периодов.

Если же цель музыки – вызвать тревогу и страх, создать напряженность, как, например, в саундтреках из фильмов-ужасов, периодичность звуковых элементов и их синхронизация нарушаются. Устрашающему действию фильмы-ужасы обязаны именно музыке, а не изображению. Это можно заметить, если выключить звук: изображение будет гораздо в меньшей степени воздействовать на эмоции, чем музыка.

Однообразная же музыка обладает свойством «одурманивать» сознание. Такая музыка у многих людей вызывает раздражение, поскольку их мозг сопротивляется однообразию. Есть мнение, что длительное прослушивание однообразной музыки может привести к деградации разума, тогда как использование отдельных элементов такой музыки расслабляет и вызывает приятные ощущения.

Таким образом, музыка может многое: с ее помощью можно как улучшить, так и ухудшить здоровье, как повысить, так и понизить уровень интеллекта. Некоторые исследователи, изучающие воздействие музыки на человека, считают, что посредством музыки можно влиять на мораль, пробуждая в людях возвышенные или низменные чувства, и даже изменить темперамент либо характер, сделав из робкого и застенчивого человека решительного и инициативного.

Какие лечебные свойства имеет музыка

Лечебные свойства музыки заметили еще в глубокой древности. Древнегреческий философ Пифагор с ее помощью излечивал не только душевные, но физические недуги. Свой день он начинал и заканчивал определенной музыкой, утром настраиваясь на рабочий лад, а вечером – на отдых и расслабление. Давид, второй царь Израиля, в юности, играя на лире, отгонял от царя Саула «злого духа», терзавшего его душу.

В наши дни лечение музыкой называют музыкотерапией и даже готовят врачей, которые занимаются ей профессионально. В России музыкотерапия признана официальным методом лечения в 2003 г. А в Российской академии медицинских наук открылось отделение музыкотерапии и реабилитации. Создано такое отделение и при Музыкальной академии им. Гнесиных.

Музыка, в частности классическая, способна снижать болевой порог, приглушать болевые ощущения и уменьшать тревогу, поэтому во время хирургических операций, не требующих общего наркоза, ее используют как фоновую. Врачи утверждают, что такая музыка сокращает и продолжительность реабилитационного периода после операций. Звучание тихой музыки практикуется и в современных родзалах при родильных домах, и в стоматологических клиниках.

Для профилактики сердечнососудистых заболеваний рекомендуют слушать радостную и веселую музыку, создающую хорошее настроение и вызывающую положительные эмоции. Согласно исследованиям, благодаря такой музыке улучшается циркуляция крови, расширяются кровеносные сосуды и снижается давление. Для скорейшего восстановления после операции на сердце также рекомендуют слушать мелодии, настраивающие на позитивный лад.

Занятия музыкой развивают умственные способности и память – у людей, занимающихся музыкой, меньше проблем с запоминанием и они реже страдают забывчивостью. Кроме того, профессиональные музыканты намного реже обычных людей страдают возрастной потерей слуха, сохраняя его до глубокой старости. Слушать музыку, в частности Моцарта, рекомендуют и при нарушениях мозгового кровообращения, при восстановлении после инсульта.

Существует любопытное мнение, что музыка определенной частоты способна губительно действовать на болезнетворные микробы. Подтверждение тому – легенды о колокольном звоне, благодаря непрерывному звучанию которого в некоторых средневековых городах удалось остановить эпидемию чумы. Правда, и современные исследования подтверждают, что активность болезнетворных микробов несколько снижается под воздействием колокольного звона или церковной музыки.

Какая музыка от чего помогает

Специалисты классифицировали музыкальные классические произведения в соответствии с влиянием, которое они оказывают на физическое и психическое состояние человека.

  • Например, «Лунная соната» Бетховена помогает при лечении неврозов и депрессии.
  • Пьесы Чайковского предлагается слушать при бессоннице, а Полонез Огинского – при головной боли.
  • Музыка Баха, Вивальди, Генделя нормализует сердечный ритм и расслабляет тело.
  • Танцевальные мелодии Кальмана, Штрауса и Легара настраивают на оптимистический лад.
  • Прелюдии Листа и произведения Брамса помогают преодолеть робость и застенчивость, а Шостаковича – раздражительность и злобу.
  • Симфонии Чайковского уводят от неприятных воспоминаний, а духовная музыка М. Бортнянского, литургии С. Рахманинова наполняют энергией и внутренней гармонией.
  • Сюита Вивальди «Времена года» улучшает память, вселяет уверенность и избавляет от чувства тревоги и страха.

Свойство музыки влиять на психику и настроение человека активно используют и менеджеры торговых учреждений: с помощью спокойной музыки они создают в торговом зале расслабленную неспешную атмосферу, располагающую к покупкам. Или, наоборот, при большом наплыве покупателей посредством громкой энергичной музыки побуждают совершать «быстрые» покупки.

Хозяйке на заметку: если вы работаете, что-то учите, или просто хотете отдохнуть, включайте фоновую музыку и наблюдейте, как ваша продуктивность возрастает. Можете компоновать звуки на свой вкус!

© Тимошенко Елена, BBF.ru

bbf.ru

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мелодия

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Мелодия

Дмитрий Кабалевский. Печальная история;Самуил Майкапар. Пастушок;Роберт Шуман. Пьеска;Иоганн Себастьян Бах. Шутка;Кристоф Виллибальд Глюк. Мелодия.

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать настроения контрастных между собой произведений, смену настроений внутри пьес.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали очень забавные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», различали характер музыки - сердитый, плаксивый, веселый.

Послушайте ещё одну пьесу этого композитора. Она называется «Печальная история». Какое настроение выражает эта музыка? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Грустное.

П е д а г о г. Да, печальное, грустное. Неслучайно пьеса называется «Печальная история». Это грустный рассказ, в котором ребенок на что-то жалуется, о чём-то переживает, горюет. Мелодия звучит то грустно и спокойно (исполняет начало пьесы), то очень жалобно, обиженно (играет 9-16-й такты), то настойчиво и очень печально (исполняет 26-33-й такты).

Другая пьеса, которую я вам сыграю, совсем иная по настроению. Она называется «Пастушок». Написал её композитор С. Майкапар.

Пастушок - это мальчик, который пасёт коров или овец, он присматривает за животными, когда их выгоняют на луг пощипать свежей травки. Чтобы не скучать, пастушок берёт с собой свирель - дудочку, которую, может быть, сам смастерил из дерева, и насвистывает на ней какой-нибудь напев - весёлый, грустный или нежный. Какой по настроению мотив наигрывает пастушок? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлый.

П е д а г о г. Песенка пастушка весёлая, шутливая, беззаботная. Послушайте её ещё раз. (Исполняет пьесу.)

2-е занятие

Программное содержание. Обратить внимание детей на выразительную роль регистра в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса, которую вы слушали на прошлом занятии. (Исполняет фрагмент пьесы С. Майкапара «Пастушок», дети узнают её.)

П е д а г о г. Как играет пастушок на своей дудочке?

Д е т и. Весело, шутливо.

П е д а г о г. Да, песенка пастушка беззаботная, игривая. Свирель звучит высоко и нежно. Прислушайтесь, музыка не всегда звучит весело, настроение её меняется. Каким оно становится? (Исполняет 9-12-й такты.)

Д е т и. Грустным.

П е д а г о г. Да, мелодия стала звучать низко и сумрачно. Может быть, солнце зашло за тучу и пастушку стало страшновато одному стеречь стадо или почудилось что-то страшное (исполняет 9-12-й такты повторно). Музыка стала таинственной, тревожной, пугливой. Но вот все страхи миновали, и пастушку снова стало весело (исполняет последние два такта пьесы).

А эта пьеса как называется? (Исполняет «Печальную историю» Д. Кабалевского. Дети вспоминают название.) Какая музыка по настроению?

Д е т и. Грустная.

П е д а г о г. Да, ребёнок рассказывает маме о своих печалях, жалуется ей. Особенно жалобно и грустно, громко и настойчиво мелодия звучит в конце пьесы, когда она сопровождается низкими, сумрачными аккордами. (Исполняет 26-33-й такты.) А как закончилась эта печальная история? (Играет последние десять тактов пьесы.) Прислушайтесь, как высоко, светло и совсем уже не грустно, звучит последний аккорд (исполняет его). Наверное, мама утешила своего ребенка, приласкала его, и вся грусть прошла. А может быть, просто выглянуло солнышко и всем захотелось ему улыбнуться. У меня в руках музыкальный инструмент - треугольник. Он звучит светло и волшебно (играет на нём), как будто заиграл, засверкал солнечный лучик! Кто из вас хочет сыграть на треугольнике, когда будет звучать последний, светлый аккорд в пьесе? (Исполняет пьесу повторно.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей передавать характер музыки в движениях, подбирать тембры музыкальных инструментов и игрушек, соответствующих характеру мелодии.

Ход занятия:

П е д а г о г. Давайте вспомним пьесу Д. Кабалевского «Печальная история». Я буду её играть, а вы движениями рук передадите грустный, жалобный, плавный характер музыки. А в конце, когда мелодия зазвучит светло, высоко, нежно, кто-нибудь из вас сыграет последний аккорд на треугольнике. (Дети выполняют задание.) Видите, как может меняться настроение музыки: было грустным и жалобным, а в конце просветлело. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Пастушок». Мы говорили с вами о том, что и в этой пьесе настроение музыки менялось. Помните, пастушок насвистывал на своей свирели весёлую, шутливую песенку (исполняет фрагмент), а потом музыка нахмурилась, зазвучала низко, темно - пастушок чего-то испугался (исполняет фрагмент). Подыграйте мне на звонких колокольчиках, когда пастушок играет весело. А когда музыка станет тревожной и сумрачной - зазвучат шуршащие погремушки, тихонько и таинственно. (Дети оркеструют пьесу.)

Мы с вами играли вместе на разных музыкальных инструментах и игрушках. У нас получился целый оркестр. В оркестре разные инструменты играют вместе. Звук свирели у нас изображало фортепиано. А сейчас послушайте настоящий музыкальный инструмент, который произошёл от свирели и похож на неё. Он называется флейта. Флейта звучит нежно, высоко, звук её похож на свист. Вместе с флейтой будут играть другие инструменты оркестра. А произведение, которое вы услышите, называется «Шутка». Его написал замечательный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Послушайте, какая чудесная, дивная музыка! (Звучит грамзапись.) Эта музыка написана очень давно, но она так красива, что люди наслаждаются ею вот уже много лет. Какой характер музыки?

Д е т и. Весёлый, шутливый.

П е д а г о г. Да, музыка шутливая, беззаботная, нежная, ласковая и очень добрая. Она похожа на танец. Давайте подвигаемся, потанцуем под эту музыку - легко, изящно, весело. (Грамзапись звучит повторно, дети импровизируют движения.)

4-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о непрограммной музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что музыка всегда выражает какое-нибудь настроение человека (например, пьеса «Весело-грустно» Л. Бетховена), передаёт черты характера («Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского).

Все эти произведения имеют названия, в которых композитор сообщает нам о настроениях, выраженных в музыке. Но есть очень много произведений, не имеющих таких названий, но в них тоже переданы настроения, переживания, чувства человека.

Например, произведение может называться «Пьеса», «Мелодия» или «Музыкальный момент». Эти названия ничего не говорят о настроениях музыки, но мы всё равно чувствуем и понимаем, о чём рассказывает нам музыка: о грусти, радости, нежности или тревоге. Одна из таких пьес композитора Роберта Шумана называется «Пьеска», но мы сами прислушаемся и поймём, какая она по настроению. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Ласковая.

П е д а г о г. Правильно, эта музыка очень нежная, ласковая, добрая. Она даже называется ласково - «Пьеска», а не «Пьеса». Это говорит и о том, что она небольшая, маленькая. Прислушайтесь, в ней есть две мелодии. Они очень похожи (обе ласковые) и как бы разговаривают между собой. Но первая более спокойная, безмятежная, приветливая (исполняет фрагмент), а вторая - более настойчивая и беспокойная (исполняет фрагмент). Первая мелодия снова звучит после второй и каждый раз как бы успокаивает её. Послушайте! (Исполняет пьесу повторно.)

А сейчас вы услышите произведение, которое называется «Мелодия». Написал его композитор Х. Глюк. Играть эту мелодию будет уже знакомый вам инструмент - флейта в сопровождении других инструментов оркестра. Послушайте, как нежно, светло и печально поёт флейта, и как красиво! (Звучит грамзапись.)

Давайте движениями руки передадим характер этой музыки. (Пьеса звучит повторно.) А теперь послушаем «Шутку» И. С. Баха, которую тоже играет флейта в сопровождении оркестра.

В «Мелодии» Х. Глюка флейта грустит и плачет, а в «Шутке» И. С. Баха - шутит и радуется. (Звучит грамзапись, дети импровизируют танцевальные движения.)

5-е занятие

Программное содержание. Различать смену характера малоконтрастных частей пьес, оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Помните, мы слушали пьесу немецкого композитора Роберта Шумана, которая называется «Пьеска», говорили о настроениях этой музыки. Какая она? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Ласковая, нежная.

П е д а г о г. Да, она состоит из двух мелодий, которые чередуются, повторяются. Обе они ласковые, но отличаются между собой тем, что первая мелодия очень спокойная (исполняет фрагмент), а вторая более встревоженная, настойчивая, беспокойная (исполняет фрагмент). Сейчас я дам вам по две карточки нежного цвета: одна светло-розовая, другая ярко-розовая.

Светлую карточку вы поднимете, когда будет звучать спокойная мелодия, а ярко-розовую - когда услышите вторую, более беспокойную мелодию. (Исполняет пьесу, дети выполняют задание.)

А это что за произведение, какая музыка по характеру? (Звучит «Мелодия» Х. Глюка.)

Д е т и. «Мелодия». Она грустная, печальная, нежная.

П е д а г о г. Какой инструмент играет мелодию?

Д е т и. Флейта.

П е д а г о г. Прислушайтесь, флейта поёт всё время немного по-разному: то печально, ласково плачет, жалуется и вздыхает, то вдруг мелодия взлетает вверх, светлеет, освещается, волнуется, но вот снова она становится печальной, мягкой, грустной, звучит беззащитно, робко и неуверенно.

(«Мелодия» звучит ещё раз. Эти пояснения педагог может тихим голосом давать детям и по ходу звучания пьесы, сопровождать слушание движениями, передающими изменения характера музыки.

В конце занятия детям предлагается по желанию послушать полюбившиеся им произведения: «Шутку» И. С. Баха, «Печальную историю» Д. Кабалевского, «Пастушка» С. Майкапара. Последнюю пьесу можно инсценировать, оркестровать. После этих занятий дети слушают грамзаписи «Шутки» И. С. Баха и «Мелодии» Х. Глюка в группе, в часы тихих игр, рисования и дома.)

Кабалевский. Печальная историяРекомендации по исполнению. Следует обратить внимание на гармоническую красочность, смену лада, услышать мерцание мажорных красок на общем минорном фоне. В последней части пьесы важно прослушать в партии аккомпанемента верхние голоса аккордов, создающих свою мелодическую линию, спускающуюся поступенно вниз, а повторяющуюся квинту в басу сыграть мягко.

Майкапар. ПастушокРекомендации по исполнению. Пьеса исполняется в достаточно подвижном темпе, легко, беззаботно. Ясное и четкое звучание шестнадцатых нот имитирует посвист свирели. Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы, подчеркнуть тревожный, сумрачный характер мелодии в низком регистре.

Шуман. ПьескаРекомендации по исполнению. Пьеса построена на чередовании двух мелодий, их диалоге. Первая мелодия исполняется спокойно и ласково, вторая - более настойчиво, беспокойно, в ней преобладают более устремленные восходящие интонации. Эти мелодии чередуются дважды. Важно подчеркнуть в исполнении их различие. В партии аккомпанемента необходимо добиться звучания скрытой мелодии, а повторяющиеся звуки играть очень тихо.

Презентация

В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки:    Бах. Шутка (2 варианта исполнения - флейты и флейта с оркестром), mp3;    Глюк. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика    Кабалевский. Печальная история    Майкапар. Пастушок    Шуман. Пьеска3. Сопровождающая статья, docx;4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

music-fantasy.ru

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Смелый наездник

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Смелый наездник

Роберт Шуман. Смелый наездник, Всадник; Александр Гречанинов Верхом на лошадке;Пётр Ильич Чайковский. Игра в лошадки.

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Р. Шумане. Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы услышите одну из пьес великого немецкого композитора Роберта Шумана. Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке. Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. И. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. И. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом». Сегодня вы познакомитесь с пьесой Р. Шумана «Смелый наездник». Послушайте её и скажите, какие чувства, настроения она передаёт (исполняет пьесу).

Д е т и. Музыка бодрая, весёлая, задорная, смелая, быстрая, сильная.

П е д а г о г. Правильно, музыка эта бодрая, решительная, смелая, энергичная, отважная, боевая. Смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая все преграды. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её повторно).

2-е занятие

Программное содержание. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером пьесы, определять форму музыкального произведения.

Ход занятия:

П е д а r о г. Дети, послушайте пьесу, с которой вы познакомились в прошлый раз, вспомните её название, автора (исполняет пьесу).

Д е т и. «Смелый наездник» Р. Шумана.

П е д а г о г. Почему пьеса называется «Смелый наездник»?

Д е т и. В музыке слышно, как быстро, смело мчится всадник.

П е д а г о г. Да, в пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Всадник торопится, преодолевает препятствия, подпрыгивает в седле, он чем-то взволнован. Ударения, акценты подчеркивают это (исполняет фрагмент). Послушайте: сколько частей в пьесе, изменяется ли характер музыки? (Исполняет её целиком.)

Д е т и. В пьесе три части.

П е д а г о г. Почему вы определили, что в пьесе три части?

Д е т и. В начале и в конце музыка одинаковая - смелая, боевая, отважная, а в середине звучит низко, громко, более тревожно.

П е д а г о г. Правильно, в первой и третьей частях музыка смелая, решительная, бодрая; ловкий, сильный наездник устремился вперед (исполняет фрагмент). А в средней части более тревожная, тёмная, беспокойная. Наверное, всаднику приходится преодолевать опасности, преграды, препятствия (исполняет фрагмент). Но вот все трудности и испытания позади и он снова стремительно, уверенно и упрямо мчится вперед (исполняет 3-ю часть). Послушайте пьесу целиком (исполняет её).

3-е занятие

Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности (отрывистое звучание, акценты, темп, регистр, динамику).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Р. Шумана «Смелый наездник». О чём рассказывает эта музыка? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. О том, что смелый наездник быстро мчится на боевом, горячем коне, уверенно держится в седле.

П е д а г о г. Почему можно сказать, что всадник мчится?

Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, скачущая; наездник спешит.

П е д а г о г. Правильно, быстрый темп, отрывистое, четкое, ритмичное звучание с акцентами вызывают в нашем представлении картину стремительной скачки (исполняет фрагмент). А одинакова ли сила звучания и регистр в разных частях пьесы?

Д е т и. Нет, средняя часть звучит громче, в низком регистре.

П е д а г о г. Правильно, в средней части окраска звучания меняется. Какие чувства, настроения передает эта музыка? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Музыка тревожная, беспокойная, темная.

П е д а г о г. Правильно, видите, как меняется характер музыки в зависимости от регистра, силы звука. Быстрый темп изображает быстрое движение всадника. Отрывистая, скачущая (а не плавная) мелодия с акцентами - напористый ритм скачки. Громкое звучание в сочетании с низким регистром и быстрым темпом создает тревожное настроение. Музыка имеет свой язык. Она рассказывает звуками. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет целиком).

4-е занятие

Программное содержание. Учить различать эмоционально-образное содержание пьес, имеющих сходное название. Расширять словарь детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах, настроениях, выраженных в музыке. Уметь передавать характер музыки в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, в «Альбоме для юношества» Р. Шумана, из которого вы слушали пьесу «Смелый наездник», есть ещё одна - «Всадник». Послушайте оба музыкальных произведения и скажите, отличаются ли они по характеру, настроению (исполняет фрагменты).

Д е т и. Пьеса «Смелый наездник» быстрая, отважная, смелая, бодрая, а «Всадник» - тихая, грустная.

П е д а г о г. Как вам кажется, когда скачет этот всадник, днём или ночью? (Исполняет фрагмент пьесы «Всадник».)

Д е т и. Ночью, музыка пугливая, тихая, звучит низко, темно.

П е д а г о г. Правильно. Наверное, всадник скачет в темноте, ему грозит опасность. Музыка тревожная, сдержанная, настороженная, таинственная. А пьеса «Смелый наездник» решительная, устремлённая. Посмотрите на эти карточки. Красную вы поднимете, когда услышите решительную музыку, а темно-коричневую, - когда тревожную. Давайте поднимем красную карточку и скажем, какая музыка будет звучать.

Д е т и. Решительная.

П е д а г о г. Теперь поднимем тёмно-коричневую.

Д е т и. Тревожная. (Дети слушают два фрагмента пьес Р. Шумана и поднимают соответствующие характеру музыки карточки.)

П е д а г о г. Какой характер пьесы «Смелый наездник»? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Решительный, смелый, отважный, бодрый, уверенный.

П е д а г о г. А пьесы «Всадник»? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Тревожный, осторожный, музыка опасливая, настороженная, тёмная, тихая, всадник скачет в темноте.

П е д а г о г. Сейчас попробуйте передать характер этих пьес в движении (вызывает детей группами, исполняет фрагменты пьес).

5-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.

Ход занятия

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы Р. Шумана - «Смелый наездник» и «Всадник». Пьесы имеют похожие названия, в них рассказывается о мчащемся всаднике. Но они выражают разные чувства, переживания. (Исполняет фрагменты.)

Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! Всё происходит как бы взаправду.

В «Детском альбоме» П. Чайковского есть пьеса «Игра в лошадки». Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Уверенная, иногда таинственная.

П е д а г о г. Да, музыка звучит то уверенно и решительно (играет 1-8-й такты), то напряжённо, настороженно, с предчувствием предстоящих приключений (играет 9-12-й такты). А как меняется настроение в средней части пьесы? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Музыка тревожная, страшная.

П е д а г о г. Да, она звучит таинственно, загадочно, тревожно. Может быть, всадник заблудился в лесу, поехал в самую чащу и не знает, как выбраться. В лесу темно и жутковато, ветки деревьев цепляются и не дают проехать (играет фрагмент средней части).

Но всадник всё-таки выбрался на дорогу и продолжает свой нелёгкий путь, удаляясь на своей лошадке (играет фрагмент третьей части пьесы). В этой пьесе всё время слышится равномерный цокот копыт, всадник скачет без остановок. (Пьеса звучит повторно.)

У другого русского композитора А. Гречанинова тоже есть пьеса с похожим названием - «Верхом на лошадке» из его «Детского альбома». Чем она отличается от пьесы П. Чайковского? (Играет пьесу.)

Д е т и. Музыка весёлая, бойкая, шутливая.

П е д а г о г. Как и в пьесе П. Чайковского, в музыке слышен стук копыт лошадки (играет фрагменты). Но «Игра в лошадки» П. Чайковского звучит встревоженно и беспокойно, а «Верхом на лошадке» А. Гречанинова - весело, беззаботно, игриво. Аккорды с акцентами напоминают удары кнутика или пришпоривание лошадки (играет 3-4-й такты). Как будто всадник погоняет её, и она весело бежит рысцой (исполняет 5-6-й такты).

Но и в этой пьесе музыка рассказывает нам о том, что всадник сбился с дороги. В средней части исчезла уверенность, появилась осторожность. Музыка звучит вопросительно, высоко останавливается совсем. В этом месте в нотах композитор пишет: «Слишком далеко заехал», а потом: «Но всё же благополучно вернулся». Это вернулась мелодия, которая звучала в начале -уверенная и бойкая. В пьесе А. Гречанинова нет тревоги и смятения. Она забавная, радостная, светлая, шутливая. (Исполняется пьеса.)

Презентация:

В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки:    Чайковский. Детский альбом. Игра в лошадки (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр, вокал), mp3;    Гречанинов. Верхом на лошадке, mp3;    Шуман. Смелый наездник, mp3;    Шуман. Всадник, mp3;3. Сопровождающая статья - конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;4. Ноты представленных произведений для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

music-fantasy.ru

8.2. Музыкальные эмоции. Основы музыкальной психологии

8.2. Музыкальные эмоции

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение.

Эмоции играют в музыке главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временной природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.

Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Звук несет колоссальный объем информации для человека. Об этом блестяще написал А. Шнабель: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью… Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и, очевидно, призван… возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимый и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы и называем музыкой» [16. С. 313].

Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.

Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б. В. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла».

Свойства музыкальной интонации подобны речевой интонации, которая доносит смысл высказывания. Однако чувства несравненно более полно могут быть выражены средствами музыки, чем сформулированы словами. Поэтому очень сложно перевести в словесную форму содержание музыки. «Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным», – писал Б. М. Теплов [14. С. 100]. Основное различие между речевым высказыванием и музыкальной речью состоит в том, как выражается содержание, смысл. В речи содержание передается через значение слов языка; в музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. Если основной функцией речи является функция обозначения, то основной функцией музыки является функция выражения (Б. М. Теплов). Похожие мысли высказывает А. Шнабель: «Среди всех искусств музыка занимает исключительное и несоизмеримое с другими видами положение. Она – везде – становление и в силу этого никогда не может быть “схвачена”. Ее невозможно описать, от нее нет никакой практической пользы; ее можно только переживать…» [16. С 297].

Изучая вопросы, связанные с музыкальным переживанием, Б. М. Теплов делает следующие весьма значимые выводы.

1. Переживание музыки является эмоциональным переживанием и выступает как разновидность невербального знания, как единство «аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский). «Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» [14. С. 113]. В то же время переживание музыки связано с ее пониманием (т. е. формы, структуры, строения музыкальной ткани и т. д. ). Поэтому понимание музыки становится эмоциональным. «Музыка есть эмоциональное познание» [там же].

2. Музыкальное переживание есть переживание эмоциональное и познавательное одновременно. Познать музыку можно с помощью других методов и средств познания: сравнения с другими видами искусства, пространственными и цветовыми ассоциациями, идеями, символами. В сочетании с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки раздвигается до широчайших пределов. При этом музыка углубляет имеющиеся знания и придает им новое качество – эмоциональную насыщенность.

Способность человека к переживанию музыки Б. М. Теплов считал признаком музыкальной одаренности, музыкальности, а ядром музыкальности – «эмоциональную отзывчивость на музыку».

Сферу эмоций музыканты обычно передают различными словами, используемыми как синонимы: чувство, настроение, ощущение, аффект, волнение и т. п. Различия между ними проявляются в интенсивности проявления эмоции: например, ощущение – слабее, волнение – сильнее.

Или различия приобретают стилистический характер. «Аффект» употребляют применительно к теории аффектов в музыке XVII–XVIII в. ; «чувство» – по отношению к стилевому направлению сентиментализма в музыке XVIII в. ; «ощущение, волнение, настроение» – для характеристики романтической музыки XIX века.

Кроме этого, эмоциональное и суггестивное воздействие музыки связано с временной протяженностью музыкального произведения. На этой взаимосвязи основана теория аффектов в европейской музыке эпохи барокко: один «аффект», одно чувство выдерживается на протяжении всего произведения или его крупной части. Этот аффект может усиливаться или ослабляться, но меняться на другой он не может. Так А. Кирхнер в труде «Musurgia universalis» приводит восемь аффектов, которые должна вызывать музыка: любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость [15]. Именно поэтому произведения И. С. Баха, связанные с долгим развитием одного аффекта, оказывают глубокое эмоциональное впечатление на слушателей.

XIX век принес новые открытия: музыка, способная передать внутренний мир человека, развитие или превращение его чувств, становится ведущим видом искусства, подражать которому стремится литература, поэзия, живопись. Неслучайно многообразие эпитетов, поэтических образов, программных названий, подчеркивающих характер музыкальных эмоций, встречается в творчестве Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, русских композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского и др.

В музыке XX века, несмотря на антиромантические тенденции, продолжается воплощение новых эмоций: тревоги, гнева, сарказма, гротеска.

Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что музыка содержит богатейший спектр различных эмоций, среди которых выделяют: 1) жизненные эмоции окружающего мира; 2) эмоции, адекватные эмоциям других видов искусства; 3) специфические музыкальные эмоции [15].

В связи с этим становится понятной сложность изучения проблемы музыкальных эмоций и отсутствие разработанной теории. Исследуя теорию музыкального содержания, В. Н. Холопова предлагает следующую классификацию важнейших типов музыкальных эмоций.

1. Эмоции как чувство жизни.

2. Эмоции как фактор саморегуляции личности.

3. Эмоции восхищения мастерством искусства.

4. Субъективные эмоции музыканта-практика – композитора, исполнителя.

5. Изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа).

6. Специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала).

Эмоции в музыке сохраняют связь с жизненными эмоциями, но выражаются в образах фантазии. При этом главенствующим является специфический природный музыкальный материал, к которому относятся: а) моторно-ритмическая сфера; б) певческая или вокальная сфера, переносимая в звучание тембров музыкальных инструментов; в) речевая или декламационная сфера.

Моторно-ритмическая сфера воздействует ритмической периодичностью, разнообразием акцентов, мелодическими вершинами и кульминациями, звучанием гармоний и различными градациями силы звука. Данная сфера обладает универсальным воздействием на человека, вплоть до погружения в состояние гипноза.

Певческая или вокальная сфера включает весь диапазон интонаций человеческого голоса и непрерывно пополняется интонациями речевой сферы.

Речевая или декламационная сфера содержит огромный и весьма эмоциональный материал: интонации просьбы или жалобы, страха или угрозы, восторга или негодования и др.

Специфические природные эмоции музыки взаимосвязаны с изображаемыми, т. е. с эмоциями воплощаемого в музыке образа. Изображаемые эмоции – это эмоции художественного образа, композиторского замысла. В сравнении со специфическими природными эмоциями в музыке они отличаются символичностью, условностью, носят характер аллегории, художественной идеи.

Таким образом, музыкальные эмоции представляют «иерархию художественных реакций человека на разных уровнях, от преходящего настроения, локального “аффекта”, внушенного музыкальным материалом (ритм, мелос), до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством, его шедеврами. Музыка воздействует на человека с помощью веками сложившегося в ней эмоционального обобщения», – указывает В. Н. Холопова [15. С. 144]. Эмоциональное обобщение воплощает эстетические и этические идеи искусства. На основе эмоционального обобщения в музыке возникают символы, изображающие эмоции. С помощью ассоциаций, аллегорий внушается мысль о чувстве, аффекте или настроении. Музыкальные эмоции задаются художественным замыслом произведения и оказывают влияние на человеческое мироощущение. «Эмоции в музыке – это и эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции» [15. С. 145].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru