ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе181(1:46). Волевое и личностное развитие человека в онтогенезе


Волевое и личностное развитие в онтогенезе: отцы и дети

Волевое и личностное развитие в онтогенезе – один из центральных вопросов психологической науки. Воля определяет человеческое поведение. Она является качеством, необходимым каждому взрослому на пути саморазвития. Онтогенез включает все преобразования, которые происходят от рождения до смерти. Именно сила воли обеспечивает решение стоящих перед человеком задач в течение жизненного пути. Она, как воздух, необходима для достижения целей. Воля и управление своими действиями отличают человека от других обитателей планеты – братьев наших меньших.

Но хорошо развитыми волевыми качествами обладают не все взрослые. Как развивается сила воли? Верно ли утверждение о том, что волевые усилия могут проявится даже в ребенке? Что происходит с волей в подростковом возрасте? Читайте об этом в нашей статье!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

волевое и личностное развитие

Волевые проявления в раннем возрасте

Отечественный ученый С. Л. Рубинштейн, изучавший волевое и личностное развитие в онтогенезе, считал уже первые осмысленные действия у ребенка примитивным проявлением воли. Другие исследователи убеждены, что воля проявляется исключительно в подростковом возрасте, а ребенок 2-5 лет совершенно не обладает этим качеством. Рубинштейн подчеркивал, что ошибочными являются два крайних утверждения. Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длительный путь формирования. Ребенка нельзя рассматривать как исключительно инстинктивное существо.

Ученые, исследующие волевое и личностное развитие в онтогенезе, большое внимание уделяют процессу освоения произвольных движений у маленьких детей. Русский ученый И. М. Сеченов полагал: движения, которые ребенок осуществляет по своему желанию, развиваются долго. Они не заложены с рождения. Ученый считал, что беспорядочные движения младенца постепенно становятся заученными, однако не являются произвольными. Лишь когда в мозгу ребенка начинают формироваться ассоциации, он выполняет движения произвольно. Вильгельм Вундт, основатель первой экспериментальной психологической лаборатории, придерживался другого мнения. Он утверждал, что изначально проявляются произвольные движения.

Волевые качества личности и их развитие имеют своим источником раннее детство. Ребенок выполняет произвольные действия, так как видит: его поведение влечет за собой определенный результат.

Маленький Петя (возраст 1 год) 84 раза повторяет одно и то же действие – поднимает, а затем опускает крышку кофейника. Падение крышки сопровождается громким звуком. Петя вздрагивает, но затем продолжает поднимать крышку. Он как бы желает удостовериться, что звук связан с его поведением.

Вадим (1 год) делает удары чайной ложкой по стеклянному стакану. Каждый раз ребенок внимательно прислушивается к звону стекла, который раздается после каждого удара. Однажды он стучит ложкой, но так и не слышит звука. Ребенок удивляется, и ударяет ложкой еще раз – раздается глухой звук (теперь Вадим прикрывает стакан рукой). Реакция удивления показывает: малыш стучал ложкой специально, чтобы извлечь звон.

волевое и личностное развитие

Речь и развитие воли у ребенка

Дети до 2 лет неспособны воспроизводить знакомое действие без нужных предметов. Например, они не могут показать, как есть ложкой, если не держат ложку в руке. Поэтому важным шагом для развития воли является формирование умения представлять предметы, которых нет под рукой. К трем годам произвольное действие без нужного предмета уже способны совершить 94% детей.

Волевые качества личности и их развитие в детском возрасте очень сильно зависят от влияния речи. Ее регулирующая функция обнаруживается в 2-3-летнем возрасте. Для детей особенно важными являются слова взрослых «надо» и «нельзя». Слово «надо» требует от малыша действия даже против его намерений. «Нельзя» сигнализирует о запрете. Но побуждение к действию или его сдерживание в этом возрасте пока что больше регулируется реальными стимулами, нежели речью.

С. Л. Рубинштейн был глубоко убежден, что маленьких детей нельзя расценивать как дикарей, которые не способны к самообладанию, и руководствуются только инстинктами. Дети умеют контролировать себя уже в 3 года. Развитие волевых качеств личности проявляется в возрасте 3-4 лет – малыши понимают, что не всегда есть возможность делать то, что хотят. Намного труднее им подчиняться приказам не делать что-либо, чем делать что-то другое. Родителям лучше выражать свои желания в утвердительной форме.

Отечественный исследователь Е. П. Ильин, также изучавший волевые качества личности и их развитие, придерживался несколько иного мнения насчет развития настойчивости. Ученый считал, что истинная настойчивость может проявляться только в раннем школьном возрасте, когда дети начинают заниматься внеклассными занятиями – музыкой, спортом.

волевое и личностное развитие

Особенности проявления воли в дошкольном возрасте

У дошкольников главным фактором, который стимулирует волевое поведение, является игра. Для этого возраста она представляет собой ведущую деятельность. Исследователи, изучающие волевое и личностное развитие в онтогенезе, получили следующие данные. Если попросить ребенка прыгнуть до черты на полу, то длина его прыжка окажется меньше, чем когда он изображает прыгающего зайку. Дошкольник может по просьбе взрослого стоять по стойке «смирно» около 18 секунд. Но если ребенок, играя, изображает часового, то его неподвижность продлится гораздо дольше – до 1,5 минут. С возрастом разница между волевым действием в игровой и неигровой ситуациях становится меньше.

В возрасте 4 лет у детей уже достаточно развит самоконтроль. К 4-5 лет годам дети начинают слушаться взрослых, так как иначе ощущают вину. К концу дошкольного этапа развития ребенок способен доводить начатое дело до конца: он выполняет задание, проявляя упорство, инициативность, самостоятельность. У ребенка дошкольного возраста слова «надо» и «нельзя» становятся внутренними регуляторами волевого действия, которые он произносит мысленно.

Но дошкольники могут проявлять и негативную сторону развивающейся воли – своеволие. Ребенок может капризничать, упрямиться. Это бывает связано либо с безнадзорностью, когда дошкольник делает все, что захочет, либо со слишком высокими требованиями. В последнем случае своеволие проявляется как защитный механизм.

волевое и личностное развитие

Младший школьный возраст

Волевые качества личности и их развитие переходят на новый этап с началом школьного обучения. К ребенку начинают предъявляться требования, под влиянием которых усиленно тренируются память, внимание, воля. Воля у младшего школьника развивается под влиянием необходимости выполнять домашнюю работу. Он должен вспоминать пройденный материал, намеренно запоминать новый, проявлять настойчивость в решении задач.

В первом и втором классе дети проявляют волю, главным образом, по указке учителя или взрослого. Они прилагают волевые усилия без давления со стороны только к третьему классу. Если детям нужно воздержаться от определенного действия – например, не смотреть на страшные картинки – они способны сами создать для себя условия и исключить эту возможность.

Например, они переключатся на другую деятельность. Школьники с низким уровнем развития силы воли успешно осваивают те предметы, которые интересны для них. По урокам, которые не вызывают интереса, они получают отметки ниже. Так как дети нередко проявляют волевые усилия только ради одобрения взрослых или преподавателя, воля в этом возрасте еще не подкреплена моральными принципами.

волевое и личностное развитие

Подростковый возраст

Развитие волевых качеств личности подвергается основательной перестройке в подростковом возрасте. Подростки склонны проявлять самостоятельность, саморегуляцию. При этом их эмоционально-волевая сфера наполнена противоречиями. Подросток, стремящийся к независимости, критически воспринимает указания взрослых. Он становится менее дисциплинированным, проявляет упрямство, настойчив только там, где у него имеется интерес.

Происходящий процесс полового созревания значительно влияет на нервные процессы, что также отрицательно сказывается на воле подростка. В его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому подростки обладают слабой выдержкой, плохо применяют санкции, основанные на моральных соображениях. С другой стороны, возрастает смелость. Подростки способны совершать даже героические поступки, что неоднократно происходило во времена Второй Мировой войны. Установлено также, что дети 12-15 лет склонны переоценивать свой уровень воли и энергичности.

Волевое и личностное развитие в онтогенезе: юность

После того, как трудный подростковый возраст подходит к завершению, сила воли все больше становится главным двигателем учебной деятельности. Волевое и личностное развитие в онтогенезе у старшеклассников проявляется как высокий уровень самоконтроля. У них начинает проявляться способность к терпению – умению продолжать деятельность, несмотря на физическую или психологическую усталость. От младших школьников требовать этого опасно.

Во время обучения формируется моральная составляющая воли. Школьники понимают: их поступки значимы для общества, друзей. Волевая активность у старших школьников часто становится целеустремленностью. В старшем школьном возрасте у девочек резко снижается показатель смелости. Это создает определенные сложности для их физического воспитания.

Наоборот происходит у мальчиков – с возрастом количество обладающих высоким показателем смелости увеличивается.Девочки в юности значительно чаще отказываются выполнять потенциально опасные для здоровья упражнения, например, падение спиной назад. В исследованиях, посвященных качеству решительности, у мальчиков не было отказов от таких упражнений ни в одной из возрастных групп.

волевое и личностное развитие

Воля у взрослого человека

Взрослые – возрастная категория, для которой особенно необходимо развитие волевых качеств личности. Главной особенностью периода взрослости является генеративность – стремление порождать новое. Это качество проявляется в умении решать проблемы, творческом подходе к различным ситуациям. Генеративность является жизненной позицией, которая предполагает участие в разнообразных социальных ситуациях, для нее крайне необходима развитая воля.

Противоположность генеративности – явление стагнации, или жизненного застоя. Чем больших результатов достигает зрелая личность, тем больше она может раскрыть свои способности.

Многим взрослым сложно понять, что именно им необходимо – организованность или развитая сила воли. Организованный человек – это тот, кто не склонен опаздывать, не забывает где попало вещи. Можно научиться быть организованным, но при этом не быть волевым.

Тем, у кого недостаточно развита сила воли, стоит немного сдвинуть фокус внимания на другие особенности психоэмоциональной сферы. Физические упражнения необходимы каждому, но больному, прежде чем их выполнять, нужно сначала выздороветь. Волевые усилия тоже являются нагрузкой. Поэтому, прежде чем приступать к тренировке воли, нужна основа. Практически все люди являются психически здоровыми. Но не каждому хватает душевного спокойствия. Сила воли блокируется повышенной тревожностью, страхами. Также развитию воли препятствует психологическая установка жертвы. Сила воли несовместима с такой установкой.

волевое и личностное развитие

Вывод: и детям, и взрослым

Индивидуальное развитие, или онтогенез, у каждого протекает со своими особенностями. То же самое можно сказать и о развитии воли. Воля необходима на каждом возрастном этапе. Волевые качества личности и их развитие происходят постепенно, формируясь с самого раннего возраста. Нельзя сказать, что волевой максимум усилий ребенка не равен максимуму взрослого. Если же сравнить отдельные компоненты воли – моральную составляющую, сознательную регуляцию своих действий – то, конечно, взрослый превосходит в этом подростков и детей. Сила воли у взрослого – это способность следовать своему намерению, даже если обстоятельства препятствуют реализации плана. Развитие воли происходит не быстро, однако этот процесс вполне реален и подчинен своим закономерностям.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Тест с ответами 2

ЗАДАНИЕ N 1

Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает …психология:

  1. Социальная

  2. Общая

  3. Дифференциальная

  4. Педагогическая

ЗАДАНИЕ N 2

Различные формы познавательных процессов и способы получения знаний исследует …

  1. когнитивная психология

  2. бихевиоризм

  3. эмпирическая психология

  4. гештальтпсихология

ЗАДАНИЕ N 3

Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает ....

  1. физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

  2. конституционально - генетически обусловленную дисгармонию личности

  3. количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения

ЗАДАНИЕ N 4

Целью игры, как одного из видов человеческой деятельности является ...

  1. устранение несоответствия между требованиями, обусловленными существованием организма, и наличным положением дел, связанных с этими условиями

  2. выполнение определённых действий

  3. сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с её помощью

  4. изменение условий существования

ЗАДАНИЕ N 5

Волевое и личностное развитие человека в онтогенезе…

  1. определяются только влиянием наследственности

  2. генетически ограничены

  3. не имеют предела

  4. предопределены анатомо-физиологическими особенностями нервной системы

ЗАДАНИЕ N 6

В.Вундт определил психологию как науку о…

  1. функциях речи

  2. структурах сознания

  3. познавательных процессах

  4. бессознательном

ЗАДАНИЕ N 7

Максимальная интенсивность раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется … порогом ощущений.

  1. абсолютным верхним

  2. дифференциальным

  3. абсолютным нижним

  4. латентным

ЗАДАНИЕ N 8

Относительное постоянство свойств и предметов при изменении условий их восприятия – это …

  1. структурность

  2. предметность

  3. константность

  4. целостность

ЗАДАНИЕ N 9

Законы образования ассоциаций были открыты…

  1. Авиценной

  2. Гераклитом

  3. Теофрастом

  4. Аристотелем

ЗАДАНИЕ N 10

Правило перехода от общего знания к частному случаю означает…

  1. индуктивное рассуждение

  2. мистическое рассуждение

  3. дедуктивное рассуждение

  4. рассуждение по аналогии

ЗАДАНИЕ N 11

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется …

  1. мышлением

  2. воображением

  3. восприятием

  4. воспроизведением

ЗАДАНИЕ N 12

Видом внимания не является…

  1. послепроизвольное

  2. непроизвольное

  3. предпроизвольное

  4. произвольное

ЗАДАНИЕ N 13

Человека как субъекта деятельности характеризует его…

  1. межполушарная ассиметрия

  2. пол, возраст

  3. активность

  4. конституция

ЗАДАНИЕ N 14

В ….. проявляется личная значимость, оценка внешних и внутренних ситуаций, как удовлетворяются потребности человека.

  1. эмоциях

  2. воображении

  3. восприятие

  4. мышлении

ЗАДАНИЕ N 15

Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладающий высокой скоростью реакций, – это…

  1. сангвиник

  2. холерик

  3. меланхолик

  4. флегматик

ЗАДАНИЕ N 16

К невербальным способам общения относится…

  1. высказывания

  2. мимика

  3. тексты

  4. диалог

studfiles.net

Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе181(1:46)

Личность рождается дважды. Сначала интересно то, как рождается личность в общественной истории. Можно выделить два типа обществ: традиционное (ремесленная средневековая община цех, экономически отсталые племена на островах или в джунглях, первобытные люди) и современное (обществе существующее в нашем времени, но современные общества появляются с эпохи возрождения).

Для чего нужна личность и как её искать. Она нужна для решения проблем (скажем проблем выбора). Всё разнообразие проблем человеческих сводится к двум основным – это выбор профессии и создание собственной семьи. Но если спросить есть право у человека в традиционном обществе выбирать профессию и супруга, то ответ отрицательный, такого права там нет. Личность надо искать по принадлежности к культуре. В традиционном обществе хранителями культуры являются жрецы, шаманы, священники, это особый социально-политический институт, сословие. Целый слой надо поименовать словом личность. Личность и социальный индивид здесь при первом рождении совпадают. Дюркгейм: туземец тогда переживает себя личностью, когда его персональность входит в коллективное «мы» (во время священного праздника, выполняя ритуал). Здесь пока нет различия между «я» и «мы». Джемс: коллективное чувство, течение. Скажем, на демонстрации попал в буквальное течение или на дискотеке переживаем коллективное чувство. Важнейшее чувство – сопричастие с социальным целым. У человека традиции дистанции нет, есть только «Мы» и «Они» («мы» мягкие справедливые, наши враги «коварные»). На индивидуальном уровне жрец отвечает за правильный выбор профессии своим прихожанином, учитель отвечает за правильно выученный урок своим учеником. Личность нужна для того, чтобы каждый индивид присваивал социальные нормы182. Здесь нет разницы между усилием и насилием.

Итог по традиции. Самостоятельность здесь неполная, на уровне группы. Ответственность здесь совместная. Культурный субъект понимает абсолютные нормы. Культурные нормы и социальные правила не различаются.

Личность в современном обществе.

Чтобы личность возникала в современном обществе необходимы условия. В эпоху возрождения появилась возможность менять социальные позиции. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Сменил позиции. Прежде всего герой сталкивается с проблемой, как себя вести. Что дворяне флиртуют это понятно, но как ведут себя прилично не ясно. Нанимает учителей. Рано или поздно приходит к выводу, что теперь здесь и сейчас приходится опираться на собственные способности. Герои возрождения – это чемпионы смены социальных мест.Человек начинает быть самостоятельным, критичным. Другой драматург Бомарше. В чём трагедия в комедиях Фигаро – это конфликт между человеком традиции (граф) и современным (Фигаро). То, что графу далось по факту рождения, того фигаро добился своими силами. Даниэль Дефо «Робинзон крузо» - это учебник по второму рождению личности, потому что Робинзон – это выскочка из семьи, самостоятельный путешественник сначала попадает в рабство к «другим» и из этого рабства убегает как хитрый и умелый, однако домой не возвращается и когда попадает в кораблекрушение он попадает в плен к природе (в т.ч. к собственной), из природного рабства уже не убежишь. Фрейд говорит, что тело это место где можно жить. Крузо выживает за счёт того, что пока корабль не унесло, собирает что успеет из культурных предметов. За счёт этих предметов останется жив и как социальный и как природный индивид.

Герой возрождения – путешественник, он меняет географические места, он видит что во всяком обществе есть свои относительные социальные правила. В ХХ в. Была проблема - создать справочник для путешественников такой, чтоб хотя бы знать где как кивать головой чтобы сказать нет или да. Так вот такого справочника невозможно создать. Важно понять, что есть правила или нормы общие для всех людей. Нужно различить социальное и культурное.

Остров Крузо обитаем людьми, диким племенем канибалов. Робинзон встречает племя дикарей. Племя привозит на остров пленников и забивает и съедает их. Робинзон от страха начинает строить защитные механизмы. В пещере он был в безопасности. Один крайний вариант – его поймают и съедят. Как кто он погибнет? Дикари живут по закону «мы» и «они». Робинзон для них «они». В другом случае он станет страшным и коварным, но всё равно «они». Он в результате делает вывод, что современному человеку нельзя делать то, что можно традиционным дикарям – т.е. убивать себе подобных, потому что это самоубийство.

Была передача. Некий потенциальный заказчик убийств спрашивал что ему делать обретать эту профессию или нет. «Психологи» не нашлись что ответить. Ответ такой: хочешь убивать плохих людей? Убери слово плохих. Хочешь убивать людей. Хочешь убивать себе подобных. Вывод: я есть плохой человек. Но ты ведь жив и тогда зачем ты сюда пришёл?

Когда личность выскочила из социального индивида она всё время кричит «Я!». Есть притча про лягушку-путешественницу. Вот её несут в дальние страны пошёл переход во второе рождение. Зеваки думают кто же создал такое социокультурное средство. Наконец она кричит «Я!» и попадает в длинную очередь психоаналитика.

Личность в онтогенезе.

Проиллюстрируем примером из Леонтьева. Сразу после рождения личность человеку не нужна. Первое рождение личности может возникнуть в возрасте 3-х лет. Ребёнок заявляет, что он может сделать сам. Что-то он может делать сам, но о подлинной самостоятельности речи не идёт. Личность здесь внутри социального индивида.

Феномен горькой конфеты. Личность возникает при определенном поступке в неопределенной ситуации. Кладем на стол какой-то предмет, сажаем ребенка на стул так чтобы нельзя было дотянуться. Вот достанешь не вставая со стула, получишь конфету. Ребенку устроили мотивационный конфликт. С одной стороны его привлекает награда, а сдругой – есть запрет. Где личность? Личность в ребёнке там, где есть договоренность со взрослым, социокультурный запрет. Пока взрослый в комнате, послушный ребенок не встанет со стула. Будет испытывать фрустрацию183. Взрослый выходит и наблюдает через полупрозрачное стекло. Дети встают со стула и берут предмет, а взрослому говорят, что не вставали.

Социальному индивиду необходимо лгать, играть надо уметь. А личности лгать можно? Бессмысленно. Личность должна решить какую-либо проблему. Личность, которая лжет себе никогда не решит какую-либо проблему. Ребёнок - это личность внутри социального индивида пары ребёнок-взрослый. В игре между сверстниками ребенок может лгать. Происходит феномен: ребенок есть конфету-награду, она сладкая, но ребенок плачет.Леонтьев скажет «Конфета оказалось горькой по личностному смыслу.» Рассуждать о личности на языке статистики184 крайне трудно, потому что это уникальное явление. Каждый случай интересен.

Результатом первого рождения личности является появление структуры мотивов. Один из мотивов занимает ведущее положение, а другой подчиненное. У ребёнка нет нужды осознавать свои мотивы, пока он находится внутри пары со взрослым. Мотивы будут действовать и порождать личностные смыслы, но при этом не осознаются. Если есть ведущий мотив, то есть и ведущие деятельности (эмоциональное общение с матерью, манипуляции185 с предметом, ролевая игра и т.д.). Но это так только в присутствии взрослого. Стоит взрослому выйти из комнаты и прекращается ведущая деятельность186.

Хотелось бы пояснить словечко подросток. Готовый к росту, но не взрослый. Когда-то считалось в отеч. возрастной психологии подросток это 10-14 лет. В одной из работ подростковый возраст187 14-20 лет. А в мировой психологии не различают подростковый возраст и юношеский188. В принципе если человек самостоятелен, быть или не быть. По Леонтьеву, второе рождение личности – это осознание её мотивов. Возникает вопрос проблема и решить её нужно самостоятельно. Структура мотивов имеется и был определён ведущий мотив. Например, не лги или наоборот лгать можно. Человек начинает осознавать мотивы, если хочешь поступить самостоятельно, то нужно осознавать основание поступка - мотив. В результате осознания может измениться структура мотивов. Значит сменяется ядро личности. И надо добавить, что в принципе мотивы могут не осознаваться до конца.

Пример режиссера Андрея Тарковского. Перед отъездом в Италию Тарковский отвечает на вопросы в большом зале. Как Вы относитесь к своему раннему творчеству, к фильму Иваново детство189? Он сказал, что не помнит этого фильма, когда снимал его он не понимал тогда что такое кино. Внешняя мотивация была, социальная мотивация190 была. И с фильма Андрей Рублёв он начал постепенно понимать, чем он занимается. Внутренняя мотивация – это предметно-специфическая для данной деятельности мотивация. Каждый фильм Тарковского – это попытка понять внутреннюю мотивацию своей профессии, выбора.

Личность рождается лишь дважды: сначала в поступке (под руководством) а затем в осознании. Каждая задача является всегда второй, всегда новой, творческой, когда нельзя опереться на собственный опыт.

Когда осознаешь свои мотивы, как определить где культурный предмет. Скажем, ложка культурный предмет он изменяет движения руки. Например, произведения Шекспира – это культурные предметы. Но ещё нет гарантий, что они являлись таковыми во время их написания. А как разобраться в том, где культура сейчас. Скажем книга «Улисс» в своё время считалась порнографической, её не печатали по культурным соображениям. А вот сегодня как разобраться. В конце 80-х Москву посещали люберецкие хулиганы. Они полностью убеждены, что в Москве живут одни хулиганы. И вот появляется группа Любэ и они намеренно надевают формы этих люберецких хулиганов. И тогда их можно даже не слушать. Но люберецких хулиганов не стало. Что такое группа Любэ? Это культура, средство преобразования природы.

Произведение искусства – это всегда интерпретация.

Свойства развитой родившейся второй раз личности: 1) личность по определению является творческой; она выходит за пределы собственного прошлого опыта, собственных привычек. Происходит трансциндирование (выход за пределы). Может быть мнимый вопрос, а может быть настоящий. Что-либо бросать (привычки) надо с большой осторожностью. Надо не бросать, а преобразовывать. Было время когда в профессора выбирали трудовым коллективом вплоть до нянечек и уборщиц. Уборщицы говорят – не быть профессором, потому что курит всё время. В США курить не вредно, там курить стыдно. Там 20 лет отучали курить путем оперантного научения. Показывать курение как проблему неприлично. Выход: тень знай своё место. Стоять на крылечке и курить там. Да, я не ваш, я из России и в нашей стране проблемы есть, поэтому я и курю. Трансциндирование – это всегда стремление к совершенству. Те кто кричат с плакатами, они не понимают что такое любовь. А ведь любовь – это выход за пределы. На бытовом языке я хочу стать лучше, чтобы добиться ответной любви, совершаю усилие. Если продолжать расти выше и выше, то где предел. Это любовь не к другому человеку, это любовь к богу с маленькой буквы.

Мамардашвили приводит пример Солженицына. Был на каторге, писатель живет в СССР. Он должен быть советский писатель. Советский писатель мог получить травму из-за ленинской премии. Что с точки зрения понятия личности премия. Солженицын родился второй раз как личность и стал просто писателем. Ни Солженицын, ни Тарковский, ни Мамардашвили не называют себя шестидесятниками (тем, кто ещё раз поверили в социализм с человеческим лицом, а это невозможно). На самом деле 7-8 ноября праздник красно-черный день траура по нашей загубленной Родине. Тот кто это считает праздником несет плакат с надписью «Социализм или смерть». В ситуации Робинзона пропадёт «или». 2) личность является множественной, сохраняя при этом целостность. Лотман смотрит и удивляется кто такой Пушкин: с одной стороны друг декабристов едва не вышедший на сенатскую площадь, с другой – друг царя убежденный монархист; с одной - гуляка и донжуан, с другой – убежденный семьянин и домостроевец. Если идут люди с плакатами «Пушкин с нами» - монархисты, или декабристы или домостроевцы, то они не понимают кто такой Пушкин. Личность множественна.

studfiles.net

Лекция 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.

  1. Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.

  2. Филогенез личности. Человек как биологический объект.

  3. Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.

  4. Проблема возраста и возрастной периодизации.

  5. Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.

  6. Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.

  7. Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации.

  8. Феномен смерти.

5.1.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т. п.). Существует множество периодизаций психического развития человека в онтогенезе. Согласно самой ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т. е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. В учении С. Холла (1846–1924) онтогенез психики практически повторяет филогенез, а потому он выделял следующие стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Э. Эриксона стадии жизненного цикла выделяются в зависимости от того, какие задачи в каждом возрасте приходится решать человеку. Шарлотта Бюлер. выделила пять главных фаз жизненного цикла: Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей. Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей. Фаза III длится с 25 до 40–45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей. Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65–70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни. Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год. Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10 %, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения. Развитие организма человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) – это период накопления жизненной энергии, вторая – период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18–20 лет. В период до 20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться. Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций. Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней.

studfiles.net

4. Развитие воли у человека. Развитие волевой регуляции в онтогенезе

Похожие главы из других работ:

Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

1.2 Развитие воли и ее возрастные особенности

Произвольное поведение у ребенка развивается с осуществлением познавательных действий и подражанием взрослых. Ребенок, манипулируя предметами, устанавливает, что после конкретных действий происходят конкретные события...

Волевая регуляция поведения и деятельности младших школьников

Глава 3. Развитие воли у младших школьников

...

Волевая сфера личности и развитие воли

2. Развитие воли

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека [6, с.582]. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые...

Воля, волевые действия

1. Общее понятие о воли. Функции воли

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая гая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Например, если человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает...

Воля, волевые качества личности

Развитие воли у человека

Развитие воли у человека связано с такими действиями как: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) приобретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств личности; 4) а также с тем...

Воля: сущность и особенности проявления

2.2 Развитие воли в дошкольном возрасте

Учёба в школе, как деятельность, является противоположной игре. В процессе игры ребёнок преодолевает некоторые свои желания, за счёт другого, более сильного желания придерживаться принятых им правил игры...

Воля: сущность и особенности проявления

2.3 Развитие воли у подростков

У подростков на фоне ускоренного физического развития отсталость психо-волевого особенно ярко бросается в глаза. Несмотря на то, что деятельностью в подростковом возрасте всё ещё остается учение...

Воспитание воли ребёнка

Глава I. Развитие и воспитание воли ребёнка

Воля, как и большинство других высших психических процессов, развивается и формируется в ходе возрастного развития человека, в результате воспитания и обучения и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Так...

Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет

1.2 Характеристика воли. Структура и качества воли

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том...

Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка

1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности...

Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка

1.1 Развитие эмоций и воли в онтогенезе

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности...

Развитие волевой регуляции в онтогенезе

4. Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретения человеком контроля над своим поведением...

Развитие воли и произвольности в детском возрасте

2. РАЗВИТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗОВЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

2.1 Развитие волевых качеств личности и произвольного поведения детей Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст...

Развитие воли у подростков

1.6. Развитие воли в подростковом возрасте

Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом...

Развитие воли у человека

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением...

psy.bobrodobro.ru

Развитие воли в онтогенезе. Волевые качества личности — КиберПедия

Воля — это способ-ть чел-ка настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внеш. и внутр.препят-ий. Чел-к, кот. преодолевает разнообразные трудности, побеждает искушающие его, мешающие ему желания и добивается поставлен.цели, доводит начатое, даже и скучное, дело до конца, представляется нам волевым. И наоборот, тех, кто колеблется, отступает от задуманного, работает спустя рукава, и, наконец, совсем бросает начатое дело, мы считает людьми неорганизов-ыми, слабовольными.

Напор сильных желаний, заставляющих чел-ка преодолев. препятствия, — необход. условие волевого поведения. Для того чтобы оно могло осуществ-ся, чел-к должен прежде сильно захотеть.

Это особенно ясно видно на мален детях.. Истинно волевое поведение отличается опред. уровнем целей — тогда требования разума и совести предпочтительнее иных, непосредственно привлекат. потреб-ей. Уже в раннем детстве должны формир-ся предпосылки волевого поведения, без кот. невозможно дальнейшее полноцен развитие воли. Для осуществл-ия волевого поведения чел-ку необходим опред., достаточно сильн. заряд активности, стойкое стремление к достижению цели. Воспитывать интерес детей к окруж. миру, пробуждать их активность надо специально. И чем раньше это делать, тем лучше. По мере того как реб-к становится старше, воспитание его активности не только должно продолжаться, но и приобретать новые формы. Появление мотивирующих представлений знаменует собой первоначал. этап в развитии воли. Ведь воля в собствен. смысле слова явл. тем, что позволяет реб-ку преодолевать силу внеш. воздействия при помощи побуждений, идущих от него самого, от сформировавшихся в его прежнем опыте и присущих именно ему самому стремлений.

Значительная роль в формир-нии воли в дошкол. возрасте принадл. игре. Игра, как деят-ть увлекател., необязательная, не направленная на опред, результат, часто противопоставляется таким видам деят-ти, как труд или учение. Игре свойственны такие особ-ти, кот. способ-ют формированию волевого поведения у детей этого возраста. В игре реб-к должен подчиняться опред. правилам, это и делает ее важнейшим средством воспитания воли. Очень важно для воспитания воли и то, что в игре реб-к подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию.. Не менее важным для формирования воли явл. и то, что, подчиняясь в игре опред правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, накладывает светлый эмоц. отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств.

Развитие воли в млад. Школ. возрасте. Начинает особенно интенсивно формироваться память, что обусловливает быстрое накопление у реб-ка индивид-го опыта. В связи с развитием памяти у детей появл. так назыв. мотивирующие представления, кот. начинают как бы изнутри побуждать поведение и деят-ть реб-ка, обеспечивая ему тем самым способ-ть действовать вопреки требованиям, кот. навязываются ему окруж. людьми или ситуацией. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни реб-ка. Ведь учение в школе — деят-ть обязательная, ответственная, требующая систематич.организован. труда.

Формирование воли в подростков. возрасте. Принято считать, что подростки харак-ся больше, чем дети всех др.школьных возрастов, слабостью воли. Они недостат-но организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Спецификой соц. ситуации развития подростка явл. расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой. между его возможностями и его собственными требованиями к себе. В психологии хар-ра выделяют множ-во волевых кач-в личности. К основным, базовым волевым кач-ам личности, определяющим больш-во поведенч/ актов, относятся целеустрем-ть,иници-ть, решит-ть, настой-ть, выдержка, дисциплинир-ть. Все эти кач-ва связаны с этапами осуществления волевого акта. 1. С первой фазой волевого акта связаны целеустрем-ть, инициат-ть, самостоят-ть, выдержка, кот. в явл проявлением самодетерминации воли. Целеустрем-ть - сознател. и активная направл-ть личности на определ. результат деят-ти. Инициативность - активная направл-ть личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту опред. направл-ти. Инициат-ть связана с самосто-тью. Самостоят-ть - сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения др. лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоят-ть может проявиться лишь при наличии опред. выдержки.

Выдержка - сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, кот. проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, кот. мешают осуществлению действия.. Смелость - умение противостоять страху и идти на оправдан. риск для достижения своей цели. Смелость явл. предпосылкой для формир. решит-ти. Кач-ми, противополож.решит-ти, с точки зрения волевого регулирования, выступают импульс-ть, понимаемая как торопл-ть в принятии и осущес-ии решений, когда чел-к действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку ср-во или цель. Организов-ть – кач-во личности, проявляющееся в способ-ти разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деят-ти. Дисциплинир-ть – кач-во личности, проявляющееся в сознател/ подчинении своего поведения общепринятым нормам, установлен.порядку.Самоконтроль – кач-во личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деят-ти на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

 

cyberpedia.su

2.1 Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевая регуляция поведения и деятельности младших школьников

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления

3. Развитие речи в онтогенезе

Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных...

Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

Глава 1. Теоретические подходы к изучению волевой регуляции студентов в процессе учебной деятельности

...

Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

1.1 Изучение волевой регуляции в зарубежной и отечественной психологии

Исследования волевой регуляции являются разрозненными, в них нет единого подхода к определению воли и волевой регуляции, связанных с ними психологических феноменов, отсутствует единство и в выделении той реальности...

Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

1.2 Влияние волевой регуляции на процесс учебной деятельности

Волевая регуляция имеет ряд детерминантов. К ним психологи относят ценностные ориентации, разнообразные способы удовлетворения потребностей, выработку "личных" приемов действий, облегчающих выполнение трудных задач...

Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

Глава 2. Экспериментальное изучение волевой регуляции студентов в процессе учебной деятельности

...

Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников

...

Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

1.3 Становление волевой регуляции детей школьного возраста и ее специфика у подростков и старшеклассников

Волевая регуляция - процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок...

Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

1.4 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции

подросток волевой личность самооценка Волевая регуляция поведения человека осуществляется в разных направлениях. В первую очередь, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные...

Воля, волевые действия

4. Механизмы волевой регуляции

Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз: 1...

Восприятие

5. Развитие в онтогенезе

Рецептурный аппарат у ребенка в значительной мере созрел для функционирования уже к моменту рождения. Развитие восприятия ребенка является в основном развитием осмысливания чувственных данных ощущения, осознанием их предметного содержания...

Значение волевого усилия в волевом действии и факторы, влияющие на его интенсивность

2. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции

воля усилие рефлекторный активность Современное понимание волевого процесса характеризуется системностью. Эта системность обеспечивается тем, что произвольные процессы обеспечивают контроль за выполнением действия...

Локус контроля и готовность к риску

1.1 Понятие о волевой регуляции и локуса контроля

Локус контроля -- это психологический фактор, который характеризует определенный тип личности. Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х годах. американским психологом Джулианом Бернардом Роттером. Локус контроля по Дж...

Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников

1.2 Развитие мышления в онтогенезе

Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни ( Л.С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам...

Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта

1.2 Развитие самооценки в онтогенезе

Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя. По данным Л.И. Божович...

Психологические особенности волевого самоконтроля у спецконтингента в адаптации и саморегуляции в экстремальных условиях

1.1 Историко-психологический анализ научных подходов к волевой регуляции поведения

Волевая сфера представляет определённый класс психических процессов, действий, объединённых единой функциональной задачей - сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека...

psy.bobrodobro.ru