ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Возрастные особенности развитии личности. Развитие возрастное это


4.2. Понятие возраста

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, –Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

4.3. Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

социальную ситуацию развития;

круг отношений;

ведущий тип деятельности;

сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

новообразования личности;

формы общения;

эмоционально-волевую сферу;

способности общения;

новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

4 Критические и кризисные периоды

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса... развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

studfiles.net

РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЕ - это... Что такое РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЕ?

 РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЕ См. возрастное, развитие.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • РАЗВИВАЮЩИЙСЯ
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Смотреть что такое "РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЕ" в других словарях:

  • дети: развитие возрастное — при развитии можно выделить ряд возрастных периодов: возраст младенческий, возраст ранний, возраст дошкольный …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие детей возрастное —      при развитии можно выделить ряд возрастных периодов: возраст младенческий, возраст ранний, возраст дошкольный …   Большая психологическая энциклопедия

  • Экзаптация — Экзаптация  принцип мультифункциональности и эволюции органов путем смены функций (закон смены функций А. Дорна)[1]. В эволюционной биологии, процесс, посредством которого формы или структуры, развившиеся в ходе эволюции, чтобы выполнять… …   Википедия

  • Инволюция — развитие по нисходящей линии, свертывание биологической функции; сексуальная инволюция постепенное возрастное снижение половой активности. (Источник: Сексологический словарь) (от лат. involutio сворачивание) половая, период постепенного снижения… …   Сексологическая энциклопедия

  • Понятие — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Понятие  отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношен …   Википедия

  • Понятия — Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… …   Википедия

  • Де́тские параличи́ — непрогрессирующие неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на разных этапах развития. Различают детские периферические параличи (см. Родовая травма новорожденных (Родовая травма новорождённых)) и детские… …   Медицинская энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА —         Термин «Р. т.» употребляется в обществ. науках в неодинаковом значении. Обществ. Р. т. обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определ. труппами людей… …   Философская энциклопедия

  • Дифференциальная психология (differential psychology) — Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… …   Психологическая энциклопедия

  • Демография — (Demography) Содержание Содержание 1. История формирования демографии Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века) Возникновение демографической науки (XIX век) Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня) 2 …   Энциклопедия инвестора

psychology_dictionary.academic.ru

Возрастные особенности развитии личности — Мегаобучалка

Проблемы периодизации развития и характеристика возраста. Возраст оказывает на личность человека огромное влияние. Нельзя сравнивать 30- и 50-летнего пациентов ни по физическим, ни по психологическим, ни по социальным параметрам. Невозможно оди­наково лечить и учить 15-летних подростков и 25-летних взрослых людей, хотя при небольшом возрастном различии возможно не­совпадение физиологического и психологического возраста. Маль­чик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы кормить семью с мамой-инвалидом и младшими сестрами, психологически взрослее 25-летнего студента дневного отделения вуза, обеспечением которого занимаются родители. Строя свои взаимоотношения с пациентами, врач должен опираться на зна­ние возрастных особенностей развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, при обучении тому, как проводить лечебные и профилактические процедуры.

Возрастные особенности — это комплекс физических, позна­вательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста (Смирнов С. Д. Общая педагогика в тезисах, дифинициях, иллюстрациях. — М., 1999.). Психолого-педагогические и медицинские исследования по­зволили выделить ряд возрастных периодов развития человека. Известно, что подобного рода периодизации основывают­ся на обобщениях, пределы которых могут быть весьма широки. В каждом конкретном случае колебания в уровне реального разви­тия человека обладают довольно большой амплитудой.

Представленные в таблицах варианты периодизации возраст­ного развития несколько различаются, так как основываются на специфических для каждого подхода критериях. JI.С. Выготский различал три типа периодизации: по внешне­му критерию, по одному и нескольким признакам развития (табл. ).

Таблица 5.

Возрастная периодизация

 

Возрастная физиология Медицина Возрастная психология и педагогика
Новорожденность. Первые 10 дней жизни Новорожденность. Первые 3—4 недели Младенчество — от рождения до 1 года
Грудной возраст 10 дней — 1 год Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели — 1 год
Раннее детство 1 — 3 года Преддошкольный возраст (старший ясельный) 1 — 3 года Преддошкольное детство 1 — 3 года
Первое детство 4 — 7 лет Дошкольный возраст 3 — 7 лет Дошкольное детство 3 — 6 лет
Второе детство 8—12 лет Младший школьный возраст 7—12 лет Младший школьный возраст 6—10 лет
Подростковый возраст: мальчики — 13 — 16 лет; девочки — 12 — 15 лет Подростковый возраст Подростковый возраст (среднешкольный) 10—15 лет
  Юношеский возраст: юноши — 17—21 год; девушки — 16 — 20 лет   Старший школьный 12—18 лет   Юность: первый период — 15 — 17 лет; второй период — 17 — 21 год

 

К первому типу, основанному на внешнем, но связанным с процессом развития, критерии могут быть отнесены периодиза­ция В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онто­генез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным пе­риодам биологической эволюции и исторического развития чело­вечества), и Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).

Во втором типе использован не внешний, а внутренний критерий — какая-либо одна сторона развития, например разви­тие костных тканей, как у П.П. Блонского, и развитие детской сексуальности — у 3. Фрейда. Периодизации, основанные на од­ном признаке, субъективны, ибо их авторы произвольно выбира­ют одну из многих сторон развития. Кроме того, в них не учиты­вается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, в то время как значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.

В периодизации третьего типа предпринята попытка вы­делить периоды развития на основе его существенных особеннос­тей. К ним относятся периодизации JI.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них использованы три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное ново­образование. Этот выбор определяется признанием существова­ния стабильных и кризисных стадий развития.

Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в организме и психике человека. Критические периоды в жизни человека (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в его физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и в социальных отношениях.

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений “человек-человек”, и тем, что он усвоил из системы отношений “человек—предмет”. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой» (Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. тр. — М., 1989. — С. 43.).

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной детской психологии.

Существует ряд иных версий периодизации развития, и число их продолжает увеличиваться, поскольку единые и бесспорные критерии пока не найдены. Наиболее полной на сегодняшний момент является периодизация Э.Ф. Зеера, которая отражает различные психологические аспекты развития человека (Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 105. 128, 176. 181.) (см. табл. 6).

Таблица 6

Возрастная периодизация становления личности

Психологические характеристики Дошкольное детство
Младенчество (0— 1 год) Раннее детство (1—3 года) Дошкольный возраст (3 — 7 лет)
Основные потребности Физиологические потребно­сти. Потребность в эмоционально-телесном контакте с ма­терью — первая социальная потребность Психофизиологические потребности. Потребность в овладении предметным миром и ориен­тировке в нем Потребность в психическом разви­тии, ролевом общении, любви и одобрении
Ведущая деятельность Общение со взрослым и ма­нипулирование предметами Предметно-манипулятивная и изобразительная деятель­ность Игра
Кризисы становления Кризис новорожденности Кризис 1-го года жизни Кризис 3-хлет
Основные психиче­ские новообразова­ния Комплекс оживления. Начальная форма понима­ния речи. Ориентировка в окружаю­щем пространстве. Эмоциональность Подражательность. Речь. Способность пользоваться предметным миром. Открытие своего «Я» — появ­ление чувства личности Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок. Половая идентификация. Страхи. Способность к символическому замещению предметов. Психологическая готовность к школе
  Психологические характеристики Школьный возраст  
Младший школьный возраст (7—10 лет) Подростничество (11 — 14 лет) Ранняя юность (15 —18 лет)
       
  Основные потребности   Познавательная потребность. Потребность в одобрении   Потребность в общении со сверстниками и нравствен­ном самоопределении. Потребность стать взрослым   Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола
       
  Ведущая деятельность   Учение   Вариативные организацион­ные формы и типы образо­вания   Учебно-профессиональная дея­тельность
       
  Кризисы становления   Кризис 7 лет   Кризис подросткового возраста   Кризис идентичности
  Основные психиче­ские новообразова­ния   Произвольность психиче­ских процессов. Внутренний план действий. Рефлексия. Способность идентифика­ции с другими. Развитие системы скоорди­нированных движений   Чувство взрослости. Нравственная регуляция своего поведения. Сравнительная самооценка. Рефлексивное мышление. Дружба   Обобщенная самооценка. Самоуважение. Личностное и профессиональное самоопределение. Социально-профессиональная рефлексия. Чувство одиночества, «Ял-концеп­ция

 

Продолжение табл. 6

Психологические характеристики Взрослость
Юность (18 — 23 года) Молодость (24-27 лет) Зрелость (28 — 60 лет)
Основные потребности Потребность в социальном и профессиональном само­определении Потребность в социальном профессиональном росте и развитии карьеры Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная деятельность, профессио­нальная подготовка и нор­мативно одобряемая про­фессиональная деятельность Нормативно одобряемая профессиональная деятель­ность Нормативно одобряемая индиви­дуальная и творческая профессио­нальная деятельность
Кризисы становления Кризис профессиональных экспектаций Кризис профессионального роста Кризис нереализованных профес­сиональных возможностей
Основные психиче­ские новообразова­ния Социально-профессиональ- ная активность. Обобщенные способы по­знавательной и профессио­нальной деятельности. Система профессиональных знаний, умений, навыков Социально-профессиональ- ная самостоятельность. Профессиональный опыт. Профессионально важные качества. Профессиональная квали­фикация. Профессиональная иденти­фикация. Социально-профессиональ- ная рефлексия Профессиональная позиция. Сверхнормативная профессио­нальная активность. Ключевые квалификации и ком­петенции. Профессионально обусловленные черты характера. Социально-профессиональная самоактуализация. Профессиональные деформации личности

 

Психологические Старость
характеристики Пожилой возраст (60-75 лет) Старчество (75—90 лет) Дол гожител ьство (более 90 лет)
Основные потребности Потребность в признании и трансляции своего опыта. Потребность в бессмертии. Психофизиологические потребности Потребность в общении, внимании и заботе. Психофизиологические потребности Психофизиологические потребности
Ведущая деятельность Социально одобряемая об­щественно полезная дея­тельность Домоводство. Личная гигиена Домоводство. Личная гигиена
Кризисы становления Кризис осознания смысла жизни Кризис ухода из жизни Кризис ухода из жизни
Основные психиче­ские новообразова­ния Социальная, религиозная, бытовая активность. Мудрость. Рефлексия прошлого. Тревожность Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферент­ность Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферентность

 

В каждом возрастном периоде у человека изменяются представление о себе, жизненные приоритеты и иерархия ценностей, становятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также восприятие собственного возраста. Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода — это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст, сказывается срок обучения (класс), для старшего — класс и пол (девочки- старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики X класса относят одноклассников к ровесникам, а девятиклассников — к младшим, не обращая внимания на календарный возраст. Возраст в 30 — 40 лет представляется им невероятно далеким — это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направления: для 50 — 60-летнего педагога все школьники — «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег. В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это не менее 10 лет. Выпускники 60-х гг. отличаются от выпускников 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».

При общении с пожилыми пациентами важно не путать возраст и не обобщать их в большие возрастные категории (пенсионеры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.

Справка. Интересные и полезные для вас материалы по этому вопросу можно найти в следующих изданиях: Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. — М., 2003; Крайг Г. Психология развития. — М., СПб., 2000; Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2003.) и собственный жизненный опыт (наблюдение и самонаблюдение).

Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода, а более подробную характеристику попробуйте изучить самостоятельно, используя дополнительную литературу.

Младенчество и раннее детство. Ребенок до трех лет оказывается наедине с врачом лишь в критических случаях, чаще перед врачом предстает диада — маленький пациент и сопровождающее его лицо. Проблема болезни ребенка — это общая проблема для родителей, для врача и для ребенка. Наиболее эффективно она может быть решена при объединении усилий. Взаимодействие (сбор анамнеза, рекомендации по лечению и уходу) строится с взрослом, учитывая его возраст; образование, эмоциональное состояние и то время, которое он готов уделять ребенку. Если на прием пришла мама, а ухаживать за малышом будет няня или бабушка, некоторые рекомендации правильнее разъяснять непосредственно человеку, который будет их выполнять, либо дать их подробную запись или пригласить его на специальную обучающую программу (обучение массажу, пользованию ингалятором и т.п.).

Самые большие сложности с маленькими пациентами — субъективное искажение жалоб, так как ни мама, ни врач не знают точно, где именно болит и насколько больно ребенку. В их арсенале только наблюдательность и объективные методы исследования. Дети, как правило, боятся неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей. Лечение, связанное с необычными звуками и запахами, ярким светом и инструментами, может усилить чувство страха. Так как словарный запас ребенка ограничен, страх выражается громким голосом и мимикой. И сами дети больше реагируют не на слова, а на невербальные характеристики обращения: громкость и тон голоса, улыбку врача или его нахмуренное лицо и т.д.

В особенности этого возраста входят боязнь незнакомых людей и тревоги отделения. Педиатры называют это «тревогой 7-месячных». Малыши, которые до этого улыбались, были приветливыми и открытыми, в присутствии незнакомых людей неожиданно становятся робкими и настороженными. С большим недоверием смотрят они на незнакомца, изучая его. Боязнь чужих, новых людей, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка фактически до двух лет. Дети часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Перспектива остаться одному в незнакомом месте, пусть даже на минуту, может вызвать у ребенка сильное беспокойство.

Дошкольный возраст. Возрастной период от 3 до 7 лет — это период дошкольного детства. Ведущий тип деятельности — игра, которая позволяет маленькому человеку осваивать взаимоотношения взрослых, научиться сложным действиям, привыкнуть подчиняться правилам. Поэтому предложите ему поиграть в пациента, особенно важно включать игровые моменты при длительном лечении ребенка в стационаре. Некоторые детские врачи успешно используют игру в сотрудничество: «Подержи ватку, инструмент», «Постучи (нажми, дотронься) здесь», «Давай вместе посмотрим в зеркало» и т.д.

Например, у вас на приеме ребенок 5 лет. Как лучше построить с ним взаимоотношения, чтобы не напугать его, установить контакт, вызвать доверие? Ведь именно он является вашим пациентом, только он точно знает, что и где его беспокоит. Или вы изначально построите взаимоотношения так, что мама, папа или бабушка будут посредниками, переводчиками и исполнителями, а сам ребенок окажется лишь носителем определенного симптома? Пли же, впадая в другую крайность, постараетесь не обращать на родителей внимания.

До недавнего времени, кстати, считалось, что присутствие родителей во время стоматологического лечения ребенка нежелательно. Действительно, существуют родители, которые боятся стоматолога больше, чем их дети, и заражают их своей тревожностью. Но один 5-летний ребенок может иметь опыт общения с врачом без родителей (например, из-за регулярных осмотров в детском саду), а для другого ситуация остаться одному с чужим взрослым является новой и сама по себе вызывает стресс.

Чтобы не потерять доверия маленького пациента, не следует говорить, что больно не будет, если предстоит заведомо болезненная процедура. Правильнее предупредить его, что будет немного больно, но что он с этим справится. А чтобы ребенок мог регулировать свое терпение, договоритесь, что болезненное воздействие будет длиться, пока он считает до 5. Если предстоит длительная процедура, то для некоторых детей лучше выполнять ее поэтапно.

Практический совет.

Если ребенок боится уколов, попробуйте переключить его внимание на другие телесные ощущения, например: «Пока я делаю тебе укол, постарайся сильно-сильно сжать левый кулачок, так, чтобы чувствовать, как пальчики давят друг на друга».

Старший дошкольник постепенно усваивает моральные оценки, носителем которых являются ближайшие взрослые (родители). Именно родители или заменяющие их члены семьи являются для ребенка этого возраста непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы они присутствовали при медицинском осмотре и были максимально включены в лечение: понимали, что происходит. Однако нельзя забывать, что испуганные болезнью ребенка и волнующиеся за его судьбу родители крайне болезненно реагируют на небрежный тон врача, для которого случай с их ребенком — один из многих. Внимательный терпеливый и подробный разговор с родителями не только успокоит их, но и настроит на конструктивное взаимодействие. Если вы проводите профилактические мероприятия в детском саду, обязательно расскажите об этом родителям на родительском собрании и постарайтесь заручиться их поддержкой. В таком случае ваша работа будет более эффективной.

Внимание и память в дошкольном возрасте носят в основном непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, что эмоционально окрашено. Постарайтесь иметь в кабинете яркие плакаты, но не отвлекающие, а помогающие ребенку запомнить ваши рекомендации. Кроме этого для опроса детей в медицине сейчас используют рисунки стилизованных (очеловеченных) частей тела или органов (сердца, зуба и т.п.), иллюстрирующие через разные эмоциональные состояния степень болезненности ощущений.

Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок к 6 —7 годам уже в состоянии стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели. Поэтому он уже может быть вашим союзником в борьбе со своей болезнью.

Младший школьный возраст.Начало учебы является поворотным моментом в поведении ребенка, ибо он оказывается в совершенно новой для него среде, существующей по еще неизвестным ему правилам. Он становится менее зависимым от родителей, лучше знает окружающий мир, учится понимать его. Крепнут его связи со сверстниками; у него появляется чувство социальной ответственности и долга. Авторитетным становится мнение учителя. На самосознание ребенка существенно влияют успехи и неудачи.

Дети этого возраста начинают проявлять готовность к сотрудничеству с врачом: вступают в разговор, понимают необходимость лечебных мероприятий и выполняют его требования. Однако осмотр врача и подготовка к сложным и, особенно, незнакомым или болезненным процедурам должны осуществляться на понятном, доступном его возрасту уровне, иначе маленький пациент может оказаться перед серьезной, порой неразрешимой проблемой.

В сложных, стрессовых для ребенка ситуациях чувство неуверенности в себе, страха могут спровоцировать возвращение к подведению более раннего возраста, невроз, психосоматические заболевания. В таком состоянии ребенку трудно вступить в действенный контакт с врачом, понять, ради чего необходимо лечение. В случае если он уже имел негативный опыт болезненных процедур или испытывает немотивированный страх перед доктором или определенными медицинскими инструментами, приборами, не­обходим специальный подход, подготовка, в том числе и с помо­щью успокаивающих средств (фармакологических или психотера­певтических), подобранных специалистом.

Врачи и медицинские работники, осуществляющие лечение детей или просто выполняющие с ними необходимые процеду­ры, разрабатывают специальные методики, позволяющие точнее понимать жалобы маленьких пациентов. Одной из методик оцен­ки испытываемой пациентом боли являются визуально-аналого­вые шкалы, пользовать которые можно с 6 —7 лет. Шкала очень проста в применении, но надо объяснить ребенку, как ею пра­вильно пользоваться. Одна медсестра рассказывала такую исто­рию: она попросила ребенка показать ей, на каком уровне шкалы у него начинается боль (на шкале указан интервал от полного отсутствия боли до ее максимума). А ребенок ответил, что болит не линейка, а его живот.

Мероприятия, связанные с обучением гигиеническим и поведенческим навыкам, с проведением медико-профилактических образовательных программ (по уходу за полостью рта, пользова­нию ингалятором, по лечебной физкультуре и т.д.) для детей младшего школьного возраста лучше проводить в группах под ру­ководством опытного педагога. Дети легко включаются во взаимо­действия, объясняют врачу и друг другу, как правильно выпол­нять необходимые действия или упражнения, с удовольствием по­казывают их.

Подростковый, или средний школьный, возраст.По последней классификации ВОЗ подростковый возраст длится с 10 до 20 лет(Подростковая медицина: руководство для врачей / под ред. JI. И.Левиной. - СПб., 1999.- С. 5.). Но в отечественной медицине по-прежнему критическим счита­ется 15-й год жизни, так как в этом возрасте происходит смена медицинского ведомства: медицинская карта передается во «взрос­лую»поликлинику.

В этом переходном возрасте подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе по­рождает у него чувство неуверенности, нестабильности. Бурный рост и перестройка организма, неопределенное положение в сис­теме «ребенок—взрослый», неадекватность ведущей деятельности (учебной) остро ощущаемым психологическим потребностям все это приводит к подростковому кризису, который порождает личную неудовлетворенность и психическую напряженность. Половое созревание усиливает трудности личностной идентифика­ции.

Эти особенности среднего школьного возраста необходимо учитывать при проведении осмотра или других медицинских про­цедур. Придя на прием, подросток может вести себя довольно дерзко, угловатые движения могут показаться развязными. На самом деле они лишь отражают неустоявшееся взаимодействие гормональной, нервной и скелетно-мышечной систем. Возраст­ной «протест» может выражаться нарочито небрежной, вызыва­ющей одеждой, украшениями, макияжем. Для мальчиков харак­терны неуправляемая мимика, ответы на вопросы резкими, де­формированными фразами с использованием сленга. Присталь­ный взгляд собеседника подросток может воспринять как нео­добрение и насмешку и «ощетинится иголками дерзости» или устранится от контакта.

Необходимо иметь в виду, что самооценка, мировоззрение и поведение подростка во многом зависят от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни старался вы­глядеть. Подростки в большинстве своем — люди группы. Поэто­му, общаясь с ними, надо учитывать внешнюю социальную заданность их отношения к здоровью вообще и к заболеванию в частности (мнения, господствующие в референтной группе, мо­лодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня). Например, члены спортивной команды или танцевального кол­лектива, готовящегося к гастролям, могут преуменьшать симп­томы, а любитель компьютерных игр — симулировать. При этом защитные механизмы психики позволяют подростку вытеснять из сознания, забывать неприятные факты, помогают оправдать, и довольно аргументированно, собственные неблаговидные по­ступки.

Врачу также следует понимать, что в этом возрасте происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми: формирующаяся личность начинает бунтовать против опеки, нравоучений, запре­тов. Подростковый кризис у всех протекает различно как по вре­мени, так и по проявлениям. Поэтому, строя свои взаимоотноше­ния с пациентами 10—14 лет и их родителями, необходимо быть внимательным к самооценке подростка и к его семейной ситуа­ции. В общении с таким пациентом изберите спокойный, как бы несколько отстраненный тон, будьте доброжелательны, внима­тельны, но обязательно сохраняйте дистанцию. Не вступайте в длительные дискуссии, тем более в споры, и избегайте жаргона — в этом, отношении ваш пациент может оказаться неуправляемым. Принимайте и манеру поведения подростка, и его внешний вид как должное, как бы соответствующее его возрастному статусу даже если сами в его возрасте таким не были!), общайтесь с ним, как со взрослым, лаконичными емкими фразами. Не слишком де­монстративно, но так, чтобы он почувствовал, отделяйте его от родителей: если для маленького ребенка доктор являлся продолжением родителей, то для подростка он — представитель взрос­лого социума, именно той сферы, куда тот стремится и которая ему пока недоступна.

Ранняя юность.Это — период, завершающий детство. Его слож­ность в том, что уже существует направленность на будущее, но также существует боязнь ответственности за это будущее. В этом возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, происходит формирование ценностных ориентаций, нравствен­ного сознания. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни и построение будущих планов. Юноши и девушки отчет­ливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окру­жающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, по­литики и т. п. И во всем этом большинство из них проявляет максимализм и своеобразный эгоцентризм суждений. Как пра­вило, юношеству свойственна неадекватная самооценка: либо завышенная, порождающая беспочвенную самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым, нереалистические при­тязания, переоценку своих возможностей; либо заниженная, ве­дущая к трудностям в общении, напряженности, тревожности, замкнутости, болезненной реакции на любую критику. Необхо­димость поиска своего места во взрослой жизни приводит к оче­редному возрастному кризису — кризису идентичности, обуслов­ленному противоречием между желаемыми личностными и про­фессиональными планами и реальными достижениями. Это обус­ловливает психическую напряженность, эмоциональную неурав­новешенность, неврозы и неврозоподобные состояния, причем у юношей от 14 до 18 лет такие проявления обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девушек.

Некритичное отношение к себе, к собственным поступкам спо­собствует ранней алкоголизации и формированию наркозависи­мости, а сверхкритичное отношение к взрослым мешает подрост­ку своевременно обратиться за помощью как к родителям, так и к врачам.

Взрослость. Возрастные границы различных стадий взрослости весьма условны. Они определяются социально-экономическими фактора, национальными традициями, особенностями психофи­зиологического развития и т. п. Поэтому подход к взрослым паци­ентам эффективнее строить, учитывая не календарный возраст, а образование, пол, социальную ситуацию, личностные особенно­сти.

В жизни человека этого возрастного этапа также условно выделяются три периода: юность (18 — 23 года), молодость (24 — 27 лет), зрелость (28 — 60 лет), и три возможных нормативных кризиса про­фессионального становления личности: в 30 — 33 года, в 37 — 42 года, в 50 — 55 лет.

Юность — возраст поиска места в жизни: работы, учебы, со­циального статуса, период освоения новых социально-профес­сиональных ролей — студента, молодого специалиста, военнос­лужащего, жены, мужа. В то же время для некоторых он оказыва­ется этапом крушения жизненных планов: не поступил в вуз, не нашел работы по избранной специальности, не нашел партнера или брак быстро распался. В психологическом плане — это один из самых трудных возрастных этапов после подросткового. Но труд­ности подростка преодолеваются совместно со взрослыми, а в юно­сти проблемы приходится решать самостоятельно.

Молодость — начало самостоятельной трудовой деятельности и вступления в брак. Ориентированность человека на профессиональное образова­ние, карьеру и поиск партнера может быть использована врачом, если пациент недостаточно серьезно относится к своему здоровью. Наиболее действенны призывы, например, к здоровому образу жизни для тех, кто планирует рождение ребенка. Сейчас все боль­ше центров, где работают с «беременной парой», готовя их к со­знательному родительству.

Традиционно применяемый врачами метод запугивания, по наблюдениям психологов, на стадии взрослости срабатывает сла­бо и чаще вызывает негативное отношение и недоверие к врачам вообще. Забота о здоровье обычно бывает обусловлена наличием серьезного хронического заболевания или страхом потерять рабо­ту. Особенно эти опасения усиливаются после кризиса 40-летних. Своеобразие социальной ситуации развития в 42 — 60-летнем воз­расте предопределено следующими моментами:

- осознанием постепенного физического старения, ослабле­нием психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижением сексуальных потенций;

- изменением жизненного окружения за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни родителей, дру­зей, коллег;

- сужением перспектив профессионального роста.

Такие изменения вносят в жизнь женщин и мужчин этого воз­раста чувство неуверенности в себе, которое может стать разру­шительным. Появляется страх перед необходимостью «идти в ногу с этим сумасшедшим новым поколением». Возникает насущная потребность подстраиваться под меняющийся ритм жизни, кото­рый уже зависит от возможностей организма: иногда это сниже­ние, иногда увеличение физической нагрузки, но почти всегда возросшая значимость упорядоченного образа жизни. Таким па­циентам необходимо помочь овладеть эффективными способами рациональной организации жизнедеятельности, помочь преодо­леть неизбежно наступающий жизненный кризис — кризис утра­ты профессиональной деятельности.

Старость.Старость период геронтогенеза. Он начинается при­мерно с 60 лет и имеет три градации: люди пожилого возраста — до 75 лет, старческого — до 90 лет и долгожители — после 90 лет. Деструктивные изменения в период геронтогенеза (старости) зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. И. П. Павлов создал знаменитые «Лек­ции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет, JI.Н.Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» в 76 лет, Г. С. Ула­нова в 80 лет была педагогом-репетитором Большого театра и по­казывала балеринам выполнение элементов танца, актер Малого театра Н. А. Анненков в возрасте 100 лет играл на сцене.

Однако несмотря на эти примеры, врачам следует помнить, что жить в старости трудно: нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сужается социальное пространство, появляется за­висимость от окружающих, растет непонимание изменяющейся жизни. Снижение физической активности приводит к утрате спо­собности действовать. В старости сенсомоторные действия стано­вятся способом поддержания, сохранения психических функций, и пожилые люди, занятые активным физическим трудом: садо­водством, пробежками, хозяйственно-бытовой деятельностью, — имеют больше шансов сохранить свое психическое здоровье. Су­ществуют специально разработанные программы упражнений, по­зволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потери памяти на ощущения и движения (Хан Т. Искусство не стареть. — СПб., 1996).

У людей, не умеющих наполнить свою жизнь или не имеющих для этого сил по состоянию здоровья, под действием усталости и болезней непроизвольно возникают деструктивные переживания. Погружаясь в эти тягостные чувства, человек начинает испыты­вать различные отрицательные эмоции с некоторой долей ирра­ционального удовлетворения. В результате отрицательный жизнен­ный опыт закрепляется, негативные личностные черты усилива­ются, а это приводит к внутреннему одиночеству; круг замыкает­ся. Такие пациенты ранимы, обидчивы и требуют внимательного и осторожного обращения.

Помочь преодолению инволюционных процессов может саногенное мышление, ориентирующее сознание на преодоление трав­мирующих психику переживаний. Саногенное мышление предпо­лагает интроспекцию, или размышление, направленное внутрь себя, в глубины собственной души, на прожитую жизнь и способствует обретению внутреннего покоя. В процессе осмысленной аналитической работы над своими обидами, допущенными ошиб­ками, неудачами человек преодолевает и устраняет их травмиру­ющее воздействие на психику.

megaobuchalka.ru

раннее детство, подростковый возраст, пожилые люди. Характеристика возрастов

Периодизация Выготского, известного психолога начала 20 века, до сих пор не теряет своей актуальности. Она была положена в основу целого ряда современных исследований. Периодизация Выготского дает ключ к пониманию того, как меняется личность человека по мере прохождения им различных этапов жизни.

Ученого особенно привлекало детство. И это не случайно, ведь именно в это время закладываются основы личности, происходят коренные изменения, оказывающие влияние на всю дальнейшую жизнь. Периодизация Выготского позволяет понять, каких изменений следует ожидать в личности ребенка того или иного возраста. Исследования ученого могут сильно помочь родителям, которые не понимают, что происходит с их детьми.

Возрастная психология, изучая процесс развития ребенка, дает характеристику различных возрастных периодов. Она оперирует такими понятиями, как "детство" и "возраст". Возрастной период (возраст) представляет собой цикл детского развития, который имеет свою динамику и структуру.

Условность возрастных периодов

Нужно отметить, что психологический возраст отдельного ребенка и календарный возраст, записанный сначала в свидетельстве о его рождении, а затем в паспорте, не всегда совпадают. Также нужно сказать, что каждый период обладает своими особенностями развития личности ребенка и психических функций, взаимоотношений с окружающими. Кроме того, у него имеются определенные границы, которые, однако, могут сдвигаться. Получается, что один ребенок раньше вступает в тот или иной возрастной период, а другой – позже. Границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием, "плавают" особенно сильно.

Детство

Детство включает в себя все начальные возрастные периоды. Это целая эпоха, являющаяся по своей сути подготовкой ребенка к самостоятельному труду, к началу взрослой жизни. Специфика включенных в него возрастных периодов определяется уровнем культурного и социально-экономического развития того общества, которому принадлежит ребенок, в котором он обучается и воспитывается.

Когда в наше время заканчивается детство? В психологии традиционно речь идет о периоде от рождения ребенка до достижения им 7 лет. Однако современное детство, конечно, продолжается и после того как ребенок поступает в школу. Безусловно, младший школьник все еще остается ребенком. Некоторые психологи, кстати, рассматривают как "затянувшееся детство" и подростковый возраст. Какое бы мнение мы ни разделяли, нужно констатировать тот факт, что настоящая взрослость ожидает ребенка лишь в 15-17 лет.

Л. С. Выготский о развитии

периодизация выготского

Возрастное развитие человека – сложный процесс. В особенности это касается детского развития. На каждом из возрастных этапов изменяется личность человека. Развитие по Л. С. Выготскому (фото его представлено выше) – это, прежде всего, появление нового. Таким образом, стадии развития, согласно этому психологу, характеризуются определенными возрастными новообразованиями, то есть такими свойствами или качествами, которых ранее не было в готовом виде. Однако, как писал Выготский, новое "не падает с неба". Оно возникает закономерно. Весь ход предыдущего развития подготавливает его.

Социальная среда является источником развития. Каждый шаг в детском развитии меняет то, как среда влияет на ребенка. Она становится совсем другим, когда переходит из одной возрастной группы в другую. Л. С. Выготский говорил о "социальной ситуации развития". Под этим понятием ученый понимал специфическое для того или иного возраста отношение между человеком и социальной средой. Ребенок вступает во взаимодействие с социальным окружением, которое обучает и воспитывает его. Это взаимодействие определяет путь развития, приводящий к появлению возрастных новообразований.

Переживание и деятельность

Каким же образом дети взаимодействуют со средой? Переживание и деятельность – две единицы анализа так называемой социальной ситуации развития, которые выделил Л. С. Выготский. Деятельность ребенка, его внешнюю активность легко наблюдать. Однако существует и план переживаний, то есть внутренний план. Разные дети по-разному переживают одну и ту же ситуацию в их семье. Это касается даже близнецов, то есть детей одного возраста. В результате этого, к примеру, конфликт между родителями слабо скажется на развитии одного ребенка, тогда как вызовет невроз и различные отклонения у другого. Кроме того, переходя от одного к другому возрасту, один и тот же ребенок по-новому переживает ту или иную семейную ситуацию.

Выготский о путях развития

Выготский выделил следующие два пути развития. Один из них – критический. Он внезапно возникает и бурно протекает. Второй путь развития – спокойный (литический). В некоторых возрастах, действительно, развитие характеризуется литическим, то есть медленным течением. На протяжении длительного срока, обычно охватывающего несколько лет, в эти периоды не происходит резких, фундаментальных перемен и сдвигов. А те, что могут наблюдаться, не перестраивают всю личность человека. Лишь в результате долговременного течения скрытого процесса происходят заметные изменения.

Литические периоды

В относительно устойчивые возрасты развитие происходит в основном за счет мелких изменений личности. Накапливаясь до определенного предела, они затем обнаруживаются скачкообразно в виде того или иного возрастного новообразования. Большая часть детства занята именно такими периодами. Так как развитие внутри них происходит так сказать подземным путем, перемены в личности отчетливо выступают при ее сравнении в начале и конце определенного временного промежутка. Стабильные возрасты учеными изучены намного полнее, нежели характеризующиеся кризисами – другим типом развития.

Кризисы

Они были обнаружены эмпирическим путем и все еще не приведены в систему. С внешней стороны указанные периоды характеризуются появлением черт, противоположных стабильным, или устойчивым возрастам. На протяжении достаточно короткого времени в данных периодах сосредоточены капитальные и резкие смещения и сдвиги, переломы и изменения в личности. В короткий срок ребенок меняется весь, в основных своих чертах личности. В это время развитие принимает стремительный, бурный характер, иногда катастрофический. Такую интересную особенность имеет периодизация развития человека.

Выготский отметил и позитивные сдвиги, которые имеет критический период. Это переход к новым формам поведения. Ученый выделил следующие критические периоды детства: период новорожденности, один год, три года, шесть-семь лет, подростковый период.

Возрастная периодизация Выготского

возрастная периодизация выготского

Сначала наблюдается кризис новорожденности, после которого следует младший возраст (от двух месяцев до года). В это время отмечаются противоречия между минимальными возможностями общения и максимальной социальностью ребенка.

Возрастная периодизация Выготского продолжается кризисом 1 года. За ним следует раннее детство (от одного до трех лет). В это время деятельность, которую осуществляет маленький мальчик или девочка, является предметно-орудийной, это "серьезная игра". У ребенка появляются речь, ходьба, жесты.

Далее следует кризис 3 лет, после которого наступает дошкольный возраст (от трех до семи лет). В этот период наблюдается тенденция к отделению от взрослого (эмансипации), а также к волевой, а не аффективной форме поведения. Появляется "Я сам". Кризис 3 лет имеет позитивное значение, выражающееся в том, что появляются новые черты личности. Ученые установили, что если в силу тех или иных причин этот кризис протекает невыразительно, вяло, в последующем возрасте маленький мальчик или девочка показывают значительную задержку в развитии волевой и аффективной сторон личности.

Далее следует кризис 7 лет, после которого наступает новый период – школьный возраст (от 8 до 12 лет). Детская непосредственность в указанное время утрачивается. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Появляется логика чувств, обобщения, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, возникает самооценка. В отношении кризиса 7 лет исследователи отмечали, что в данном периоде наблюдаются значительные достижения: изменяется отношение ребенка к другим детям, возрастает его самостоятельность.

В возрасте 13 лет наступает следующий кризис. За ним следует пубертатный возраст (от 14 до 18 лет). В это время появляется чувство взрослости. Ребенок начинает ощущать собственную личность, самосознание его развивается. Наблюдаемое уменьшение продуктивности умственной работы объясняется тем, что установка изменяется от наглядности к дедукции. Временное снижение работоспособности сопровождается переходом к высшей форме человеческой интеллектуальной деятельности.

маленький мальчик

Выготский отметил, что юность – это возраст от 18 до 25 лет. По основным закономерностям и общему смыслу она является первым периодом среди зрелых возрастов. Л. С. Выготский дал подробную периодизацию только детства, однако и в дальнейшем личность человека изменяется. Психологи, продолжив исследования, выделили следующие периоды.

Молодость

границы возраста

Молодость ученые обычно определяют как возраст от 19 до 30 лет. Однако нужно отметить, что границы возраста очень условны. Основной деятельностью в этом периоде является интимно-личностное общение с представителями противоположного пола. Также нужно отметить, что молодость – пора оптимизма. В это время человек полон энергии и сил, желания осуществить цели. Молодость является лучшим временем для самореализации.

Кризис творческой активности

Кризис творческой активности происходит на границе между молодостью и средним возрастом (средний возраст – от 30 до 45 лет). Причиной тому является нарастание мастерства, которое сопровождается увеличением рутины. Профессиональная и семейная жизнь стабилизируются. Появляется понимание, что человек способен на большее. Именно в это время зачастую люди меняют профессию, разводятся.

Средний возраст и кризис этого периода

характеристика возрастов

Средний возраст - это также весьма условный возраст. Нельзя точно определить его границы, однако обычно они устанавливаются в пределах от 30 до 45 лет. В этот период наблюдается высокая работоспособность. Приобретая жизненный опыт, человек становится хорошим семьянином и специалистом. Он впервые серьезно задумывается о том, что останется после его смерти. К концу этого этапа жизни человека наступает кризис среднего возраста. Причиной его является то, что он находится на вершине, и понимает, что следует поискать другие стратегии для достижения прежних целей или же пересмотреть старые стремления. В период этого кризиса актуализируются экзистенциальные проблемы (изоляция, смерть, потеря смысла), появляются специфические проблемы (дезадаптация, социальное одиночество, полная смена ценностей).

Зрелость

условный возраст

Период зрелости определяется как возраст от 45 до 60 лет, хотя его границы также очень подвижны. Основной деятельностью в данном периоде является творчество, самореализация. Достигается положение в обществе, профессиональное мастерство, передается опыт. Человек переосмысливает свои цели. Он избавляется от неоправданных надежд и иллюзий молодости.

Кризис подведения итогов

За периодом зрелости следует кризис подведения итогов. Причина его – снижение социального статуса, а также потеря жизненного ритма, сохранявшегося десятилетиями. Иногда все это приводит к резкому ухудшению психического и физического состояния.

Старость

возрастная стратификация

Старость – возрастной период за 60 и более лет. Психологическое состояние человека в это время характеризуется созерцательностью, умиротворенностью, витальной астенией, мудрой просветленностью, склонностью к воспоминаниям. Пожилой мужчина или женщина вырабатывают заботливую, но отстраненную позицию по отношению к внукам и правнукам.

Эриксон считал, что для этой фазы характерен не новый кризис, а интеграция, суммирование и оценка всех предыдущих стадий развития. В старости часто приходит умиротворение, которое проистекает из способности оглядеть прожитую жизнь и сказать смиренно, но твердо: "Я доволен". Тех, кто смог это сделать, не страшит неотвратимость смерти, так как они видят продолжение себя либо в своих творческих достижениях, либо в потомках. Но некоторые люди относятся к прожитой жизни как к череде ошибок и нереализованных возможностей. Они понимают, что начинать сначала слишком поздно.

Нужно сказать, что представленная выше характеристика возрастов выявляет лишь общие особенности развития личности. Каждый из нас уникален. У разных людей рост и развитие протекают по-разному. Поэтому нельзя установить точные границы того или иного периода. Психологи, безусловно, учитывают это, когда говорят о таком понятии, как возрастная стратификация.

fb.ru

дети: развитие возрастное - это... Что такое дети: развитие возрастное?

 дети: развитие возрастное

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • дети одаренные
  • дети: развитие двигательное

Смотреть что такое "дети: развитие возрастное" в других словарях:

  • дети —    дети: развитие детей возрастное    дети: развитие детей двигательное Словарь практического пси …   Большая психологическая энциклопедия

  • Де́тские параличи́ — непрогрессирующие неврологические расстройства, возникающие в результате повреждения нервной системы на разных этапах развития. Различают детские периферические параличи (см. Родовая травма новорожденных (Родовая травма новорождённых)) и детские… …   Медицинская энциклопедия

  • Демография — (Demography) Содержание Содержание 1. История формирования демографии Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века) Возникновение демографической науки (XIX век) Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня) 2 …   Энциклопедия инвестора

  • Дифференциальная психология (differential psychology) — Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… …   Психологическая энциклопедия

  • ОЩУЩЕНИЕ — в психологии, элементарный познават. процесс, с к рого начинается познание человеком окружающего мира. Благодаря О. возможно познание организмом свойств внеш. и внутр. среды. В своей совокупности О. являются источником знаний человека о мире и о… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ОЩУЩЕНИЕ в психологии — элементарный познават. процесс, с к рого начинается познание человеком окружающего мира. Благодаря О. возможно познание организмом свойств внеш. и внутр. среды. В своей совокупности О. являются источником знаний человека о мире и о самом себе.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дошкольное образование в странах Европейского Сообщества — Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию… …   Википедия

  • ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ — ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. Благодаря ряду анатомо физиол. особенностей детского организма, его фнкц. неустойчивости и ярко выраженной пластичности, возникновение, течение и исход Д. б. представляют часто настолько своеобразные черты, что вполне оправдывают …   Большая медицинская энциклопедия

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …   Большая психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru