ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

39. Развитие личности в период зрелости. Развитие личности в старости


41. Развитие личности в старости

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же, как и новое восприятие окружающего.Личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются». Иными словами, эта позиция заключается в признании того, что характер личностного реагирования сохраняется и, по существу, не подвергается изменениям под влиянием возрастного фактора, вплоть до долголетия.Другая позиция по этому вопросу заключается в том, что при нормальном течении старости личность пожилого человека изменяется, но эти изменения не носят выраженный негативный характер.Специфика изменений заключается в изменении их структуры: потребности пожилых смещены в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в творчестве, любви, весьма значимые для людей зрелого возраста, имеют в структуре потребностей пожилых незначительный «удельный вес». На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и независимости, потребность в проецировании на других своих психических проявлений (потребности приведены в порядке их значимости). Другая особенность потребностной сферы пожилых проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Так, потребность в избегании страданий выступает как «двойная», соединяя в себе потребность в избегании страданий и беспокойство, которое тоже становится потребностью. Причиной появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит в возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определенная дисгармония в проявлении потребностей: они как бы расходятся по полюсам, «выпячивая» отдельные потребности, нарушается «динамика равновесия» потребностей, что затрудняет общий процесс саморегуляции.

42. Теории старения и старости

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т. е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения.1. Биологические теории старения.Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения».Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, т. е. рост организма, и способность к репродукции.Представители теории «програм-мированного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «программированное» воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые, в свою очередь, изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.2. Социально-психологические подходы к старению и старости Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения.3. Психоаналитические подходы к старости К. Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности.

studfiles.net

Личность в старости. Задачи развития в старости. — КиберПедия

Старость – завершающий период жизни человека. Наиболее характерными психическими особенностями человека в данном периоде являются: «уход» во внутренний мир, стратегическая ценностная переориентация, критическая переоценка ранее принятых ценностей, умиротворенность и успокоенность, умудренность жизненным опытом. В этом возрастном периоде возникает высший уровень личностной интеграции. Качество жизни зависит от успешности решения основных стратегических задач предшествующих периодов жизни. Характерно некоторое ослабление процессов восприятия и двигательной активности. Старость не связана с неизбежной общей психической деградацией – у многих людей сохраняется оптимальный уровень интеллекта и эмоционально-волевых возможностей. Ведущим психическим новообразованием данного периода принято считать отношение человека к своей жизни, возникновение МУДРОСТИ и отношение к смерти. Пожилой возраст принято определять с периода выхода на пенсию. Данный этап в жизни человека влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа и стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую. Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относится к другим людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т.е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером. Многие авторы (например, Е.С.Авербух) говорят о том, что выход на пенсию является травмирующей ситуацией. Самооценка человека резко падает, он ощущает себя социально бесполезным человеком. Понижается уровень самоуважения, что влечет за собой соответствующие поведенческие изменения. По мнению Ю.М.Губачева, чем раньше человек выйдет на пенсию, тем быстрее станет физически, духовно и умственно мало подвижным, что может негативно сказаться на его личности. Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Человек встает перед выбором нового рода занятий. Именно здесь. Большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении. Р.С.Эшли предлагает фазы пенсионного процесса: предпенсионная фаза; фаза «медового месяца»; фаза разочарования; фаза стабильности; завершающая фаза. Роль семьи в создании психологического комфорта особенно важна в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итого всей прожитой жизни. Говоря о данном периоде, обычно характеризуют умственные способности пожилых людей. Обычно выдвигали концепцию «интеллектуального дефицита» пожилых людей. Но в современных психологических исследованиях, ученые не придерживаются данного мнения. Дело в том, что с возрастом возникает не новое качество, а специфика интеллекта, которая заключается в особенностях памяти (ослаблении кратковременной и сохранности долговременной). При этом люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, творчеством удивляют нас ясностью и прозорливостью своих мыслей, мудростью суждений, гибкостью и подвижностью мышления. Американские ученые с успехом доказывают, что интеллектуальные возможности пожилых людей определяются не столько возрастными показателями, сколько физическим состоянием здоровья, изолированностью, недостатком образования и др. При этом следует учитывать как закономерности в развитии человека данного возрастного периода, так и его индивидуальные особенности. Особое внимание ученые уделяют проблеме одиночества в старости. Причиной такого самовосприятия могут служить следующие факторы: слабое состояние здоровья; ограниченный круг общения; отсутствие семьи и близких людей и др. Так, А.И.Берг доказал, что для нормального психического развития, человек должен контактировать с окружающим миром, общаться. При полной изоляции человека от окружающего мира может начаться безумие. Эти контакты способствуют активизации интеллектуальной деятельности. В межличностном общении, как бы отсрочивается старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество. Темы для общения у пожилых людей также определяются их состояние здоровья, наболевшими проблемами, воспоминаниями прожитой жизни. Круг его общения ограничен (семья, близкие, соседи, участковый врач). И здесь нужно учитывать закономерности и особенности психических изменений данного возраста. Главным психическим новообразование в старости является становление и развитие мудрости Формируется новое отношение к смерти и бессмертию. По этому поводу, П.С.Гуревич пишет, что возникает несколько позиций в понимании бессмертия у людей с различным уровнем интеллектуального развития, их жизненного опыта и духовности. Так, одни считают, что их бессмертие – в их детях, другие – в научных и творческих достижениях, которые останутся после смерти; третьи – в духовном единении с Господом Богом; четвертые – в переходе одной энергии в другую, в единении со всей природой и растворении в ней.

cyberpedia.su

41.Развитие личности в старости

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же, как и новое восприятие окружающего.Личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются». Иными словами, эта позиция заключается в признании того, что характер личностного реагирования сохраняется и, по существу, не подвергается изменениям под влиянием возрастного фактора, вплоть до долголетия.Другая позиция по этому вопросу заключается в том, что при нормальном течении старости личность пожилого человека изменяется, но эти изменения не носят выраженный негативный характер.Специфика изменений заключается в изменении их структуры: потребности пожилых смещены в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в творчестве, любви, весьма значимые для людей зрелого возраста, имеют в структуре потребностей пожилых незначительный «удельный вес». На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и независимости, потребность в проецировании на других своих психических проявлений (потребности приведены в порядке их значимости). Другая особенность потребностнойсферы пожилых проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Так, потребность в избегании страданий выступает как «двойная», соединяя в себе потребность в избегании страданий и беспокойство, которое тоже становится потребностью. Причиной появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит ввозникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определенная дисгармония в проявлении потребностей: они как бы расходятся по полюсам, «выпячивая» отдельные потребности, нарушается «динамика равновесия» потребностей, что затрудняет общийпроцесс саморегуляции.

42.Теории старения и старости

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т. е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения.1.Биологические теории старения.Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения».Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, т. е. рост организма, и способность к репродукции.Представители теории «програм-мированного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «программированное» воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые, в свою очередь, изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.2. Социально-психологические подходы к старению и старости Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения.3. Психоаналитические подходы к старости К. Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему ненужна форсированная социализация. В зрелом возрастечеловек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности.

studfiles.net

7.1 Личность в пожилом возрасте.

К шестидесяти годам у большинства людей появляется мысли о том, что уже пора активность сбавить, не начинать новых дел, а завершить все то, что начато. Эти мысли отражают возрастную потребность, в истоках которой лежат как физиологические, так и социальные факторы. В физиологическом плане, человек чаще чувствует физическое недомогание, так многие системы организма протерпевают возрастные изменения и работают с напряжением, человек быстро утомляется и востановление многих функций происходит медленно, падает работоспособность. В социальном плане человек ощущает изменяющиеся отношения со стороны начальства, сослуживцев, подчиненных к себе, как человеку пожилому. При этом, любые противоречия, которые возникают на работе и в семье, другие люди чаще всего относят на счет возрастных изменений личности, объясняют это возрастными изменениями. Человек, понимая и конструктивно переживая это, может заняться посильной для него работой, интересным делом, завершать начатые раньше дела. Итак, социальная ситуация психического и личностного развития характеризуется переживаниями о том, как бы завершить начатые дела, а иногда осуществить нереализованные мечты, возникшие на более ранних этапах развития. Нередко в этом возрасте осуществляются мечты детства и молодости.

В случае, если социальные условия резко меняются, человека внезапно освобождают от привычных для него дел вопреки его желанию, у него могут возникнуть «социальные фантомные боли» (Я.Л.Коломинский), фактически возникает состояния фрустрации. Человек хочет и еще может осуществлять социальное взаимодействия, а его лишают этого. Следовательно, у него появляются «социальные боли» за то, чего он сделать в не состоянии. Это может привести к драматическому развитию событий.

На первой стадии люди адаптируются к размеренной жизни в пожилом возрасте. При благоприятных условиях, когда у человека в целом жизнь сложилась, он испытывает удовольствие от прожитой жизни. В этом случае, чаще он наслаждается относительной свободой в планировании своего времени, выбора вида деятельности и темпа ее осуществления. Об этом времени говорят как о «золотой осени жизни».

При неблагоприятном истечении обстоятельств, если личность осознает, что жизнь не удалась, он переживает чувство вины и отчаяние. И тогда приобретенная свобода на этом возрастном этапе становится испытанием для человека. Он часто занимается такими видами деятельности, которые, как ему кажется, дают возможность выжить, а в плане психологическом он создает себе состояние безысходности.

Основными психическими новообразованиями этого возраста является чувство удовлетворения о прожитой жизни, социальный покой, отход от суеты, умение отстраняться от проблем других, даже близких людей. У него появляется возможность понять истинный смысл жизни.

7.2. Психологическая характеристика старческого возраста.

После семидесяти пяти лет у человека вольно или невольно появляются мысли о собственной естественной смерти. Следовательно, социальная ситуация развития на данном возрастном периоде всегда включает в себя переживания о собственной смерти. Человек начинает психологически готовиться к смерти, думать о месте захоронении, желаемых облачении и ритуалах и т.п., и это может проявляться в вербальных высказываниях. Этой ситуации способствует осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. Сначала этой стадии человеку в большинстве случаев удается выработать в этом плане необходимое равнодушие и человек относительно спокойно доживает свою жизнь. Во второй половине этого возрастного периода состояние здоровья все-таки вызывает самоозабоченность и человек все чаще обращается к мысли о смерти.

Согласно Кюблер-Росс на последнем этапе земной жизни человек проходит через пять стадий.

Первая стадия – отрицание. Каждый человек стремиться к выживанию, и старается верить, что он справиться с болезнями и еще будет долго жить.

Вторая стадия – гнев. Человека изливает свой гнев на окружающих, на здоровых людей. Считается, что необходимо, чтобы умирающий человек излил свои чувства вовне.

Третья стадия – стадия торга. Чтобы выжить умирающий готов на все, например, верить в бога, быть послушным пациентом.

Четвертая стадия – фаза депрессии. На этой стадии человек спокойно ждет смерти, замыкается в себе, находится в печали.

Пятая стадия – принятие смерти. Для большинства, умирающий человек смиряется с мыслью о смерти и даже выражает готовность умереть, чтобы избавиться от мук самому и избавить от мук близких. Для людей, которые достигли духовного уровня развития, смерть принимается как переход на новую стадию развития на другом уровне психического развития. Это гипотетическое положение часто высказывается в гуманистической психологии.

  1. Роль знаний возрастной психологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического и личностного развития человека с дня его рождения до смерти. Эти закономерности необходимо знать при изучении многих дисциплин: педагогической психологии, частных методик, инженерной, медицинской, юридической, военной психологии и других отраслей прикладных дисциплин психологии. Владение основными понятиями возрастной психологии способствует пониманию целостности психологии как науки, формированию психологического мировозрения специалиста.

Невозможно организовать профессиональную профилактическую работу по предупреждению нарушений в психическом и личностном развитии без знания возрастных особенностей личности, особенностей протекания возрастных кризисов.

Знания возрастных закономерностей крайне необходимы при проведении групповых и индивидуальных консультаций. Многие проблемы, с которыми обращаются люди к психологу, решаются с помощью профессиональных знаний, умений и навыков, которые дает возрастная психология.

Содержание диагностических методов, методик и техник, а также процедуры диагностики требуют знаний возрастных норм и особенностей. Невозможно провести эффективную коррекционную работу с лицами, нуждающимися в ней, без знаний по возрастной психологии.

Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека.

Фактически, каждое направление деятельности практического психолога основывается на возрастных закономерностях психического и личностного развития человека.

В повседневной жизни знание основных понятий и положений возрастной психологии позволяет понимать происходящие процессы, связанные с возрастными закономерностями, конструктивно их переживать и успешно развиваться.

Многие конфликты, как внутренние, так и межличностные возникают при игнорировании возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.

Следовательно, знание понятий, положений и закономерностей возрастной психологии играют огромную роль, как в профессиональном становлении, так и в психическом и личностном развитии человека.

Контрольные вопросы:

  1. Предмет и структура возрастной психологии.

  2. Основные категории и понятия возрастной психологии.

  3. Задачи возрастной психологии.

  4. Методологические принципы возрастной психологии.

  5. Методы возрастной психологии и их классификации.

  6. Опросные методы в психологии развития.

  7. Наблюдение как метод психологии развития.

  8. Использование тестов в психологии развития.

  9. Экспериментальные методы и их особенности.

  10. Методы обработки и интерпретации результатов исследования.

  11. Общие закономерности психического развития человека.

  12. Условия психического развития личности в современных психологических теориях.

  13. О соотношении биологического и социального в психическом развитии человека.

  14. Движущие силы и механизмы психического развития ( анализ основных теорий).

  15. Закономерности психического развития: неравномерность, непрерывность, стадиальность, асинхронность, системность.

  16. Проблема возрастной периодизации в современной психологии.

  17. Принципы возрастной периодизации в работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

  18. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии.

  19. Понятие социальной ситуации психического развития человека.

  20. Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину.

  21. Стадиальность интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

  22. Стадиальность развития личности. О соотношении стадиальности психического развития и стадиальности личностного развития.

  23. Характеристика личностного развития по Э. Эриксону.

  24. Уровни и стадии нравственного развития личности по Л. Кольбергу.

  25. Стадиальность психосексуального развития по З.Фрейду.

  26. Анализ подходов к проблеме стадиальности в различных современных теориях.

  27. Влияние развития ребенка в пренатальном периоде на дальнейшее психическое развитие ребенка.

  28. Особенности психического развития новорожденного ребенка.

  29. Психическое развитие младенца.

  30. Психическое развитие в раннем детстве.

  31. Кризис трех лет и его характеристика.

  32. Социальная ситуация развития психического развития дошкольника.

  33. Особенности психического развития дошкольников.

  34. Личностное развитие дошкольников.

  35. Шестилетний ребенок как личность.

  36. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

  37. Общая характеристика кризиса семи лет.

  38. Социальная ситуация психического развития младших школьников (Внутренняя позиция школьника).

  39. Особенности психического развития младшего школьника.

  40. Характеристика психических новообразований младшего школьника.

  41. Личностное развитие младшего школьника.

  42. Проблемы взросления в современной психологии.

  43. Понятие кризиса развития и возрастного кризиса в современной психологии.

  44. Понятие переходного периода в психическом развитии человека.

  45. Роль и место подросткового возраста в онтогенезе.

  46. Социальная ситуация психического развития подростка.

  47. Особенности психического и личностного развития подростка.

  48. Личностное развитие подростка.

  49. Проблема возрастных границ юношеского возраста.

  50. Особенности психического и личностного развития в ранней юности.

  51. Особенности психического и личностного развития в юности.

  52. Особенности психического и личностного развития в поздней юности.

  53. Понятие зрелого возраста в возрастной психологии

  54. Проблема периодизации зрелого возраста в современной психологии.

  55. Биологические и социальные условия возникновения возрастного кризиса при переходе от зрелого к пожилому возрасту.

  56. Характерные особенности развития психики в пожилом возрасте.

  57. Понятие старческого возраста в психологии развития. Возрастные границы.

  58. Переживания о смерти. Стадии принятия смерти как естественной нормы развития.

  59. Значение знаний по психологии развития для практической деятельности и жизни.

  60. Формирование психологической культуры личности.

studfiles.net

39. Развитие личности в период зрелости

Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности. В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета. В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность). Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других. Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения. В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей. В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную. В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

40. Кризис 40 лет

У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса тридцати лет. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Кризис сорока лет – это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявления и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно.

studfiles.net

Психология старости

Основные линии онтогенеза в старости. Доживаниехарактеризуется полной потерей психологического будущего, жизненных перспектив. Оно может иметь место при различных видах направленности личности.При гедонистической направленности часто просто не доживает до возраста, соответствующего поздней зрелости. Здесь можно считать доживанием тот финальный отрезок существования, на протяжении которого в следствии резкого ухудшения состояния здоровья становится недоступным прежний образ жизни, когда привычными удовольствиями и развлечениями приходится жертвовать ради самосохранения. Доживание, т. о. обусловлено именно резким физическим старением и всегда совпадает с ним по времени.При эгоистической направленностидоживание является хотя и не единственным, но наиболее характерным вариантом развития. И связано не с физическим старением, а с психологическим фактором – резкой потерей психологического будущего, человек осознает, что все, чего он для себя добивался в жизни, вдруг обесценилось. При данной направленности одновременно обесценивается и вся предшествующая жизнь, поскольку обесценились все достигнутые ею результаты.

Смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости может быть при всех видах направленности, кроме гедонистической. В последнем случае ввиду простоты жизненного мира возможна только одна деятельность – по обеспечению удовольствий и развлечений.При эгоистической направленностисмена ведущей деятельности означает достаточно резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего. Человек находит себе новое занятие, позволяющее удовлетворить один из его менее значимых мотивов (здесь все же присутствует элемент доживания).При духовно-нравственной и сущностной направленности смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства. Этому способствует его высокая насыщенность духовно-нравственными мотивами. Человек находит себе новую работу , отвечающую одному из таких мотивов, либо делает главной какую – либо сущностную сторону жизни, не связанную с ее трудоустройством. Те или иные увлечения довольно часто выдвигаются на первый план, становятся главной стороной в жизни после ухода на пенсию.

Сохранение основного содержания жизни имеет местопри духовно-нравственной и сущностной направленностиличности. Такая линия развития обычно присуща людям, живущим творчеством. Кроме того, основное содержание жизни поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-либо увлечение, любимое занятие не связанное с профессией. Чаще характерно для женщин (в поздней зрелости женщина продолжает жить жизнью выросших детей и внуков)

Физические аспекты старения. У пожилых людей мышечная и нервно-психическая деятельность неуклонно снижается. Основными характеристиками возрастных изменений, происходящих в функциональных системах организма в старости, являются снижение силы и подвижности человека, а т.ж. ослабление общего тонуса. У людей в этом возрасте ухудшаются: зрение – к 60 годам, слух – к 50-55, мышечная сила и эластичность кожи - к 60, вкус – 80 годам. Эти изменения заметны на столько, что они оказывают влияние на поведение. Вследствие уменьшения мышечной массы снижается физическая сила, подвижность и выносливость. Ухудшается тонкая моторика и увеличивается время реакции. Снижение психофизических возможностей в пожилом возрасте бывает обусловлено не только самим по себе процессом старения, но и болезнями и депрессивными переживаниями, связанными с потерей близких людей.

Теории старения.Стохастические теории старения. Согласно им, организм стареет в результате случайных повреждений, вызываемых происходящими в нем процессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории иногда называют теориями изнашивания. Согласно одной из таких теорий, лишние вещества, например липофусцин, накапливаются в клетках, крови и мышцах. Занимая в клетках слишком много места, эти вещества мешают нормальному протеканию внутриклеточных процессов, замедляя их. Более популярная стохастическая теория объясняет старение действием осколков молекул, называемых свободными радикалами. Обычно при использовании клетками кислорода образуются высокоактивные химические агенты, готовые соединяться с чем угодно. Эти свободные радикалы вступают в реакцию с другими внутриклеточными химическими соединениями и могут нарушать нормальное функционирование клетки. Существуют и другие стохастические теории, связывающие процесс старения с повреждением ДНК в генах. Известно, что ультрафиолетовые лучи солнца могут причинять ущерб ДНК в клетках кожи. Обычно, когда в клетке повреждены гены, клетка либо самовосстанавливается, либо погибает. Теории генетически запрограммированного старения. Согласно им, старение определяют запрограммированного действия специфических часов. Считается, что средняя продолжительность жизни человека определяется примерно 200 генами. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их роль выполняет единый клеточный водитель ритма, находящийся, например, в головном мозге. В другой теории заведенных часов высказывается предположение, что нечто подобное таймеру помещается в гипоталамусе, а также в гипофизе. Вскоре после наступления пубертата гипофиз выделяет гормон, вызывающий начало процесса старения, который будет протекать с запрограммированной скоростью. Возможно, биологические часы также управляют иммунной системой человека, которая до 20 лет набирает силу, а затем постепенно ослабевает. Создатели некоторых теорий считают, что именно со спадом в деятельности иммунной системы связаны многие возрастные явления, включая подверженность онкологическим заболеваниям и таким инфекциям, как грипп и пневмония.

Причины изменения познавательных способностей в старости.Снижение познавательной деятельности у людей, достигших такого возраста, может быть обусловлено разными причинами:Прямые причины– снижение интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга (болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга).Косвенные причины– общее ухудшение здоровья , низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.Деменция – приобретенное слабоумие. Комплекс нарушений включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменение личности, связанные с наступлением старости.Сенильная деменцияпоражает только 3-4% людей старше 65 лет. У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им не достает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают, плохо помнят недавние события. Распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлено особенностями культуры общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста. Около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера – связанной с разрушением мозговых клеток коры головного мозга. Периоды поздней взрослости. Предстарческий. Для человека, перешагнувшего первое десятилетие взрослости, характерно наличие относительно крепкого здоровья и избытка энергии, которую молодой пенсионер направляет на поиск новых разнообразных видов деятельности. Некоторые используют оказавшееся в их распоряжении свободное время для самосовершенствования или для общественной и политической деятельности. Другие продолжают регулярно заниматься спортом и проявляют сексуальную активность. Многие молодые пенсионеры по-прежнему испытывают потребность что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить. Человек, перешагнувший 60-летний рубеж, движим во многом все еще теми же желаниями и потребностями, которые побуждают к действию более молодых людей. Это потребность в самореализации, созидании и передаче наследства следующему поколения, в активном участии в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.

Старость. После 70 лет большинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близких людей среди друзей и родных сужает круг общения, а болезни ограничивают для многих возможности пространственного передвижения. Главная и основная потребность – поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Очень важно, что бы в таком возрасте эта потребность не осталась единственной, и человек продолжал сохранять интерес к жизни, систему ценностей, установок жил решением реальных насущих вопросов, а не воспоминаниями. У 70-80 летних людей пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В тоже время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, не ослабевает. Они продолжают принимать участие в ситуациях, в которых можно проявить свои способности и умения. Стараются нести личную ответственность за порученное дело, ставят перед собой реальные цели, адекватно соотнося свои желания и возможности. Продолжают строить планы на будущее. Творчество занимает особое место в жизни пожилых людей. Мотивация творческой деятельности позволяет сохранить высокую работоспособность до глубокой старости. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия. Желание творить выступает в качестве одного из ведущих факторов психологического и биологического долголетия.Позднестарческий период. Возраст, оказывающий разрушающее воздействие на здоровье человека, является только отягчающим фактором, ограничивающим возможность человека поддерживать самостоятельно социальные и культурные контакты. Большинству 80-летних людей становится все труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Их потребность в уровне бытовых условий становится значительно менее притязательной. Многим людям в этом возрасте требуется покой и возможность уединения с наличием внешних стимулов, в качестве которых могут выступать навещающие родственники, помощь со стороны социальных организаций, телевизор или радио. Особое значение для человека приобретает забота и внимание со стороны других людей. Удовлетворение потребности в позитивном внимании, когда тебя воспринимают как обузу и проблемы, а любят просто за то, что ты есть, позволяет старым людям жить реальными и собственными ценностями. Несмотря на то, что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может проявлять интерес к жизни, находить новые, позволяющие использовать свои возможности наилучшим образом.

Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Поздняя зрелость – последний этап жизненного пути человека, в связи, с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношениями к смерти. Отношение человека к смерти может зависеть от множеств различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, оно определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержании самой жизни. Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания.Э. Кюблер-Россописал его как5следующих друг за другомстадий:

1) отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза).

2) гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, кружению надежд и планов).

3) торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).

4) депрессия (чувство безнадежности).

5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала). Не существует универсальной последовательности стадий, не все переживания присущи каждому человеку. Нередко процесс умирания вообще может происходить совсем по другому. Многое зависит от условий, в которых находится больной. Американский психолог отмечает позитивную роль хосписов, создаваемых для умирающих от спида и рака. Характер самого процесса умирания, ухода из жизни, определяется главным образом личностью человека. У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями. По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост. Духовно-нравственный и сущностной направленности личности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти».

Добровольный уход из жизни. Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет. В последние годы ведется активные дискуссии по поводу возможности оформления правового статуса эвтаназии (это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей). Различают активную и пассивную эвтаназию. При активной эвтаназии врач использует спец. средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного. Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего наступает естественным путем. С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как, безусловно противозаконное действие, а врач подлежит наказанию суда. В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос: когда врачи уже имеют достаточные основания для того, что бы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? В качестве таких критериев можно выделить:

1) невосприимчивость и отсутствие реакции.

2) отсутствие движения и самостоятельного дыхания. Отсутствие любой самопроизвольной мышечной активности.

3) отсутствие рефлексов.

4) ровная линия ЭЭГ, свидетельствующая об отсутствие активности мозга.

5) отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.

Диагностическая и развивающая работа психолога

studfiles.net

Развитие личности в период зрелости

ТОП 10:

Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности. В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета. В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность). Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других.Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения. В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей. В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную. В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

 

Кризис 40 лет

У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса тридцати лет. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Кризис сорока лет – это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявления и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно.

 

Развитие личности в старости

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же, как и новое восприятие окружающего.Личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются». Иными словами, эта позиция заключается в признании того, что характер личностного реагирования сохраняется и, по существу, не подвергается изменениям под влиянием возрастного фактора, вплоть до долголетия.Другая позиция по этому вопросу заключается в том, что при нормальном течении старости личность пожилого человека изменяется, но эти изменения не носят выраженный негативный характер.Специфика изменений заключается в изменении их структуры: потребности пожилых смещены в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в творчестве, любви, весьма значимые для людей зрелого возраста, имеют в структуре потребностей пожилых незначительный «удельный вес». На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и независимости, потребность в проецировании на других своих психических проявлений (потребности приведены в порядке их значимости). Другая особенность потребностнойсферы пожилых проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Так, потребность в избегании страданий выступает как «двойная», соединяя в себе потребность в избегании страданий и беспокойство, которое тоже становится потребностью. Причиной появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит ввозникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определенная дисгармония в проявлении потребностей: они как бы расходятся по полюсам, «выпячивая» отдельные потребности, нарушается «динамика равновесия» потребностей, что затрудняет общийпроцесс саморегуляции.

 

 

Теории старения и старости

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т. е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения.1.Биологические теории старения.Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения».Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, т. е. рост организма, и способность к репродукции.Представители теории «програм-мированного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «программированное» воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые, в свою очередь, изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.2. Социально-психологические подходы к старению и старости Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения.3. Психоаналитические подходы к старости К. Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему ненужна форсированная социализация. В зрелом возрастечеловек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности.

 

Пенсионный кризис

Для большинства людей уход на пенсию – это одно из самых значительных изменений статуса, происходящих в поздней взрослости. Работа обеспечивает человека структурой для планирования своих повседневных дел. Ею определяется круг регулярно встречаемых людей, роли и функции человека. Она вносит вклад в формирование его идентичности. Поэтому уход на пенсию может быть связан с необходимостью значительной перестройки личности и всего образа жизни. Время окончания профессиональной деятельности связано не только с появлением большого количества свободного времени. Людям необходимо вырабатывать способы совладания с трудностями, соответствующие их личной системе ценностей, решения проблемы создания собственной социальной реальности. Легкость, с которой человек принимает новую роль, зависит от ряда факторов: физического здоровья.экономического положения, отношения окружающих, потребности в удовлетворении, даваемом работой, и др. Обычно, если уход на пенсию связан с резкими изменениями в жизни человека или если его идентичность тесно связана с профессиональной ролью, перемены переносятся тяжело. Одним из важных факторов, определяющих отношение человека к выходу на пенсию, является здоровье. Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем. В наилучшем положении находятся здоровые люди, желавшие выйти на пенсию. Положение людей с плохим здоровьем — наихудшее, независимо от их желания или нежелания выходить на пенсию.

 

Кризис смерти

Смерть с точки зрения психологии - это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества. Установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок. Первый этап фиксируется установкой "все умрем". Это - состояние "прирученной смерти", т.е. отношение к ней как к естественной неизбежности, обыденному явлению, к которому нужно относиться без страха и не воспринимать его как личную драму. Второй этап Ф. Арьес обозначает термином "смерть своя": он связан с идеей индивидуального суда над душой прожившего жизнь и умершего человека. Третий этап, называемый им "смерть далекая и близкая", характеризуется крахом механизмов защиты от неизбежности - к смерти, как и к сексу, возвращается их дикая, неукрощенная природная сущность. Четвертый этап - "смерть твоя", рождающая комплекс трагических эмоций в связи с уходом из жизни близкого человека. Поскольку узы между людьми становятся теснее, кончина близкого воспринимается трагичнее, чем собственная смерть. Пятый этап связан со страхом смерти и самим упоминанием о ней (вытеснение). Отношение к смерти менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страдание. Существует пять стадий изменения отношения человека к собственной смерти. Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия. Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: "Нет, только не я, это неправда". Такое первоначальное отрицание смерти очень похоже на первые отчаянные попытки альпиниста остановить свое падение, и это -естественная реакция человека на стресс. Как только больной осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом или фрустрацией: "Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?" Иногда вместо этой стадии следует стадия попыток совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии. Эта стадия не имеет аналогов среди переживаний, связанных со внезапной смертью, и, видимо, возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертью человека есть время для осмысления происходящего. Конечные стадии цикла, предваряющие наступление клинической смерти, одинаковы как при мгновенной, так и при медленной смерти. Если умирающие больные имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности.У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие функции: человек разрешает в себе старые конфликты, переосмысливает поступки, прощает себе ошибки и даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью.

 



infopedia.su