ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

§3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания. Разностороннее развитие подразумевает


6. Разностороннее и гармоничное развитие личности

Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим. Гармонические отношениях между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов и ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) через интересы близких людей, коллектива, общества – до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.

Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, суждение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности. Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.

Полноценное формирование человеческой личности зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов.

Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.

Мотивирующая сила таких бессознательные образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармоничной личности.

Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватностям самооценки и уровня притязаний.

Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высоко эмпатийных отношений; использование интенсивного социального одобрения («поглаживания») и т.п.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать «пороки в добродетели», т.е. относиться к ним, как к ценным. В этих случаях «рассогласованность» между сознанием и поведением остается: у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности.

Другие дети продолжают усваивать нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний разлад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. В результате мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно раздираемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты возникают лишь при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности находится под угрозой или становится вовсе невозможным. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию или между различными мотивами и отношениями личности, или между возможностями и стремлениями личности. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, а, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.

Еще одним условием психологического конфликта может являться субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складываются новые отношения к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта представляют собой острую форму развития личности. В психологическом конфликте имеются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется сама структура личности. Более того, внутренний конфликт – необходимое условие развития самосознания. Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

studfiles.net

Разносторонняя личность

Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей.

Как стать разносторонней личностью

Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет. Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями. И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».

Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью. Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания. Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег. Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах. Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:

  • Не жалеть времени и денег на путешествия и каждый год отправляться в новые неизвестные места. Предпочтительнее ездить не с целью поваляться на пляже и посетить как можно больше дискотек, а для знакомства с культурным наследием страны, колоритом местного населения. Благодаря таким вояжам человек получает невообразимое количество новой информации и навыков.

  • Постоянно познавать мир. Неважно как: через книги, художественные и документальные фильмы, газеты, новые знакомства. Составить список и при подходящем случае заняться чтением мировой классики или просмотром очередного шедевра кинематографа.
  • Посещать всевозможные мероприятия: курсы, секции, тренинги, семинары, выставки. Попробовать себя в неожиданных областях: рисовании, игре на гитаре, изучении китайского языка, танцах, коллекционировании и так далее. Это позволит стать разносторонне развитой творческой личностью, завести любимые хобби, раскрывающие человека с иной стороны и завязать интересные знакомства.
  • Быть открытым новому, отказаться от привычных предубеждений и взглянуть на мир по-другому, чужими глазами. Даже если что-то сначала кажется непривлекательным и не заслуживающим внимания, стоит познакомиться с этим и оценить иначе. Например, послушать музыку, направление которой раньше не нравилось, или поэкспериментировать со стилями одежды.
  • Пробовать незнакомые блюда, учиться ценить новые вкусы, готовить ранее неизвестные яства. Лучше сделать это традицией, приобщаться к кухне разных стран и искать интересные для себя рецепты. Такой подход позволит разнообразить собственное меню, постоянно удивляя близких и друзей своими кулинарными изысками.

Условия для разностороннего развития личности

В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:

  • Занятия спортом. Это обеспечит внешнюю привлекательность, здоровье, жизненный тонус и отличное настроение. Необязательно ежедневно изматываться до потери сил, лучше разработать для себя комфортный график и придерживаться его. Чем лучше физическое состояние, тем больше человек наслаждается жизнью.
  • Освоение новых видов деятельности. Стоит написать список дел, которые человек раньше не делал. Лучше разработать расписание и в нем определенный отрезок времени отводить на освоение незнакомого ремесла. Это может быть игра на пианино, занятия латиноамериканскими танцами, секция айкидо либо курсы дизайна.

  • Повышение уровня образования. Учиться можно и нужно в любом возрасте. Если человек после школы окончил техникум, то следует получить высшее образование. Это позволит пополнить багаж знаний, найти высокооплачиваемую работу, продвинуться по карьерной лестнице и изменить материальное положение.
  • Постоянное улучшение жизненных сфер. Для этого разделить жизнь на секции и регулярно их анализировать с целью сделать еще интереснее. Это касается дома, семьи, отношений с любимыми людьми и коллегами, работы и хобби.
  • Искренняя заинтересованность жизнью окружающих, дружеская помощь и поддержка. Люди, проявляющие внимание и заботу по отношению к другим, имеют гораздо больше знакомых и друзей, чем те, кто занят исключительно своей персоной.

Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.

Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть

Преимущества разносторонне развитой личности

Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.

Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.

Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять. Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях. Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.

Итак, что дают знания и умения в разных областях:

  • Повышается интеллектуальный уровень личности, эрудиция, память, способность решать нестандартные задачи, создавать креативные идеи и методы.
  • Человек становится более нравственным, культурным, открытым и отзывчивым. Благодаря новой информации и навыкам приходит осознание главных ценностей в жизни.
  • Улучшаются профессиональные качества, способность учиться, повышается стоимость личности на рынке труда. Ведь сегодня стандартным резюме уже никого не удивишь, а вот неординарные увлечения и умения способны «зацепить» работодателей.

Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.

sunmag.mirtesen.ru

Разностороннее развитие личности: 5 компонентов счастья

Разностороннее развитие личности – так ли оно нужно в наше время? Не лучше ли выбрать одно направление, а не переключаться с одной задачи на другую? Ведь такой путь саморазвития предполагает совершенствование в разных направлениях. Однако каждое из направлений развития обладает особой важностью. Разносторонне развитый человек – это личность, находящаяся в гармонии с собой и миром. Он имеет четко отстроенную систему мотивов и целей. Разностороннее развитие личности предполагает, что человек достигает успеха более чем в одной сфере, или способен развивать различные навыки. В этой статье мы рассмотрим, почему важно иметь развитую интуицию, высокий уровень интеллекта и при этом регулярно заниматься спортом.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

разностороннее развитие личности

Интуиция

Древнегреческий мыслитель Сократ был уверен, что его идеи были продиктованы ему персональным демоном по имени Даимониум (внутренний голос). Большинство людей не пользуются заложенным внутри них кладезем знаний о мире – интуицией. Ее существование доказано исследователями. В основных направлениях развития личности давно разрабатываются способы, позволяющие оптимально работать с этим драгоценным инструментом.

Нейролингвист и профессор СПбГУ Татьяна Черниговская на основании последних исследований делает достаточно интересные выводы по поводу работы мозга и интуиции. Вот некоторые из них.

• Мозг человека – загадочная вещь, которую по ошибке человек называет «мой». Кто кому принадлежит – это отдельный вопрос;

• Удачные решения от бессознательного «Я» — интуиции – приходят только в том случае, если человек долгое время уже проработал над проблемой, однако не сумел найти решения при помощи логики. Научное открытие или творческая идея не может прийти по приглашению. Таблица Менделеева не приснилась его служанке. Ученый в течение длительного времени работал над своим «детищем», пока что-то не «щелкнуло» в его мозгах;

• Нужно обязательно заставлять мозг трудиться. Чем больше работает мозг, тем дольше он остается сохранным. Об этом говорила еще внучка Бехтерева Наталья Бехтерева в своей работе «Умные живут долго»;

• Мозг принимает решение за полминуты до того, как человек его осознает. 30 секунд является огромным временным интервалом для нервной деятельности. В итоге, задается вопросом Черниговская, кому принадлежит принятое решение – человеку или мозгу?

Разностороннее развитие личности будет неполным без развитого «шестого чувства». Для развития интуиции можно использовать разные способы. Эффективными методами являются различные техники самопознания и медитация. Они помогают очистить сознание от информационного «мусора». Практикуя медитацию, легче прислушаться к внутреннему голосу.

Также можно использовать возможности мозга во время сна. Засыпая, ненадолго подумайте о вопросах или проблемах, которые требуют решения. Так воображение активируется. Пока сознание будет отдыхать, бессознательный разум займется поиском творческого решения. Держите недалеко от себя блокнот и ручку. Если вы проснетесь посреди ночи с интересными идеями, то сможете сразу их записать.

разностороннее развитие личности

Пациентка Милтона и автоматическое письмо

Но в науке давно существовали предположения о том, что интуиция не является выдумкой. В психологической практике всемирно известного гипнотизера Милтона Эриксона есть интересный случай. Он недвусмысленно намекает на то, какой информацией может обладать о нас интуиция, и связан с автоматическим письмом. Автоматическое, или трансовое, письмо – это процедура, во время которой человек пишет без активного участия сознания. То есть, он держит в руках ручку или карандаш, но при этом находится в гипнотическом состоянии.

Во время одной из своих лекций Милтон Эриксон демонстрировал этот способ с участием девушки, которую звали Пэгги. Будучи под гипнозом, она сделала запись на листке бумаги. Затем Пэгги сложила его несколько раз и спрятала в карман сумки.

Через несколько месяцев известный гипнотизер получил от нее телефонный звонок. «Я нашла в своей сумке записку. Откуда она взялась? Предполагаю, что ее наличие связано с вами». «Что же там написано?», — поинтересовался Милтон Эриксон. «Будет ли у меня свадьба с Гарольдом?», ответила Пэгги. «Скажите, пожалуйста, на момент посещения моей лекции в апреле были ли вы знакомы с Гарольдом?» «Нет», — отвечала девушка, — «я была помолвлена с Биллом. И ничто не намекало на наше расставание. Гарольда я узнала в июне, а до этого видела его всего несколько раз».

Очевидно, что еще за несколько месяцев подсознание девушки обладало информацией о ее будущих взаимоотношениях. Так как сознание пока что не могло принять этой информации, то во время гипнотического погружения она спрятала записку в глубокий карман.

разностороннее развитие личности

Самый продвинутый девайс: человеческий мозг

Что влияет на развитие личности человека больше всего? Конечно, развитый интеллект, ответственность за который несет наш мозг. Часть мозга, которая строго соответствует интеллекту, называется неокортексом – корой головного мозга. Она заполнена нейронами – нервными клетками. Они настолько плотно упакованы, что среднестатистический неокортекс вмещает порядка 30 миллиардов нервных клеток. Если нарисовать на бумаге маленький квадратик, сторона которого будет равна 1 мм., то в нем уместиться сотня тысяч нервных клеток.

Эти 30 миллиардов нейронов – и есть человеческая личность. Фактически, основные направления развития личности работают именно с этой микроскопической областью. Здесь содержатся почти все навыки, умения, воспоминания. Что касается мозга целиком, то по поводу его «вместимости» дает следующее сравнение уже упомянутая Татьяна Черниговская. В нем умещается 5,5 петабайт информации. Это все равно, что смотреть видеосериал в течение 3 млн. часов без перерыва – на это уйдет триста лет.

Еще один феномен – разделение мозга на два полушария. Мышление левого полушария – логично и систематизировано. Оно включается при процессах счета, чтения, письма, сборе отдельных фактов. Правое полушарие работает по совершенно другому принципу. Оно мыслит образами – «узнает» лица, места, мелодии.

Еще около лет столетия назад человечество не имело представления о том, что такое разностороннее развитие личности. Понятия о функциях правого и левого полушарий возникли в середине ХХ в. Но они дают возможность усвоить некоторые очевидные принципы. Пример: детей часто ругают за то, что вместо чтения книг они сидят перед экранами телевизоров. И, по-видимому, не зря. Просмотр телевизора или «зависание» в интернете действительно происходит в ущерб становлению личности.

Телевидение несет огромный поток зрительной информации, воспринимаемый правым полушарием. Но для ее обработки и осмысления левым полушарием необходимо время и навыки, которыми ребенок не обладает. При помощи чтения у детей формируется способность к абстрактному мышлению. Телевидение с его постоянно меняющимися картинками не дает такой возможности. Разностороннее развитие личности, особенно в детстве, происходит только при использовании обоих полушарий.

разностороннее развитие личности

Как развить интеллект?

Вообразите себе гонщика-велосипедиста, который пытается ехать при помощи только первой и второй скорости. Он искренне удивлен, почему у него не выходит выиграть гонку. Большинство людей похожи на такого велогонщика, когда дело касается использования возможностей мозга. Они даже не предполагают, что у их «мыслительного аппарата» есть третья и четвертая скорости.

Есть часть людей, которые пользуются мозгом немного больше, чем другие. И все тут же начинают считать их «одаренными». Но в действительности они просто более оптимально используют резервы своего мозга. Для них разностороннее развитие личности – это норма, а не временная нагрузка для мозга. Рассмотрим несколько методов, которые позволяют использовать оба мозговых полушария и развить интеллект.

• В решении задач использовать аналогии и искать похожие процессы в других сферах человеческого знания;

• Использовать воображение: намеренно «выключать» фундаментальные законы природы, так, как это происходит в сказках;

• Общаться с людьми, обладающими высоким интеллектом – даже если они не принадлежат к вашему профессиональному кругу. Развитие личности в интеллектуальной среде происходит гораздо быстрее. Такой обмен идеями действительно интересен и включает мыслительный процесс. Он нередко полезен для развития интеллекта и решения задач, относящихся совершенно к другой области знания.

• Для решения практических задач нередко бывает полезно написать отчет, или изобразить проблему на бумаге. Этот способ позволяет систематизировать имеющиеся вопросы, увидеть их со стороны. Такой способ применим и для самопознания – часто кажущаяся мучительной эмоциональная проблема теряет свою остроту, если описать ее при помощи слов или красок;

• Необходимо уметь ставить перед собой правильные вопросы, позволяющие сменить угол зрения. Здесь придется напрячь мозг. Например, вопросы могут быть такими: «Может ли быть этот объект большего или меньшего размеров?», «Можно ли что-то к нему добавить, или, наоборот, отнять? Переместить? Расположить выше или ниже?». Или вопросы другого характера: «А что, если посмотреть внутрь?», «Как еще это можно использовать?», «Какие трудности это устраняет и какие создает?», «В чем состоит принцип работы?» и т.д.

разностороннее развитие личности

Разностороннее развитие личности и спорт

Предполагает ли разностороннее развитие личности занятия спортом? Однозначно, да. Мир, в котором живет человек XXI века, кардинально отличается от мира наших родителей. Жизненный темп увеличился во много раз. Еще больше возросли нагрузки на психику. Монотонная работа и малоподвижный образ жизни могут приводить к заболеваниям. А низкий уровень тренированности приводит к тому, что даже небольшое психоэмоциональное влияние или малейшая физическая нагрузка оказывают стрессовое влияние.

Небольшое напряжение обоих типов имеет характер тренировки. Но большие и постоянные нагрузки истощают организм и психику. Спорт и физические нагрузки позволяют добиться продуктивности в работе и творчестве, избежать заболеваний.Спорт – это то, что влияет на развитие личности человека прямым путем – через тело. Чтобы начать тренироваться, вам не нужны дорогие абонементы в спортзал. Приседания и отжимания можно делать прямо дома. Как сделать спорт частью своей жизни? Методика физической нагрузки может быть разной и подбираться с учетом особенностей человека, его пожеланий. Но чтобы занятия действительно приносили пользу, необходима дисциплина.

Если вы твердо решили внести занятия спортом в свой график, здесь может потребоваться двойной, а то и тройной самоконтроль. Но разностороннее развитие личности невозможно без физического развития. При планировании занятий нужно учитывать все факторы: рабочее расписание, семейные обстоятельства, учебу. Однако никакие обстоятельства не могут быть оправданиями. Ведь каждый несет ответственность за свое физическое состояние сам.

На тренировках нужно выкладываться на все 100%. Даже самая изысканная программа не принесет успеха, если она будет выполняться кое-как. Именно во время занятий спортом происходит проверка на выносливость. Как говорят профессиональные спортсмены, без приложения экстремальных усилий невозможно достичь экстремальных успехов.

разностороннее развитие личности

Вывод

Разностороннее развитие личности возможно только при сочетании неосознаваемых устремлений человека с сознательными целями. Проще говоря, когда интуиция дружит с логикой. Только человек с хорошей самооценкой, сбалансированными потребностями и мотивами, четко поставленными целями и развитой привычкой к самоконтролю может рассчитывать на достижения в разных областях. Посвящение времени основным направлениям развития личности также предполагает развитые навыки управления временем. Эти усилия никогда не напрасны. Гармонично развитый человек может избежать большинства нарушений эмоциональной, физической и нравственной области.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

16. Базовые теории воспитания и развития личности: гуманистические концепции.

Эти концепции базируются на теории детоцентризма, согласно которой ребенок составляет центр воспитания и его главную цель.

Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога центрировано на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта. При этом жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный. В соответствии с этим воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний. Гуманистическое воспитание опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Задачей воспитания является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.

 Одна из гуманистических концепций воспитания — концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О. С. Газмана, который исходит из социализации и индивидуализации. Особо значим процесс индивидуализации. Педагогическую поддержку −превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). О. С. Газман советует воспитателям:

1) ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

2) самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;

3) принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

4) трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

5) не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

6) дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур;

7) не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

8) доверяя — не проверяй;

9) признавай право на ошибку и не суди за нее;

10) умей признать свою ошибку;

11) защищая ребенка, учи его защищаться.

Сторонники нового гуманизма выступают за гуманизацию системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Цель гуманистического воспитания — это создание условий для саморазвития и самореа­лизации личности в гармонии с самим собой и обществом, а не­обходимое условие самореализации личности — формирование ее базовой культуры.

17.Целеполагание

Цель — категория философская, это идеальное предвидение результата деятельности; это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.

Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся остальные компоненты педагогического процесса.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учащимися и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Условия обучения учащихся целеполаганию: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию.

Общей целью, как идеала воспитания, является разностороннее гармоническое развитие личности.

Разностороннее развитие подразумевает: телесное здоровье, психические способности, социальное развитие, духовное развитие.

Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природной и социальной средой и с самим собой.

Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели и идеале воспитания.

studfiles.net

§3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими поня­тиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких дей­ствиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели вос­питания, следовательно, и содержание самого воспитания в зна­чительней мере.

философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и сво­боды, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, централь­ными качествами которой являются мудрость, здоровье, благо­родство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что сча­стливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не толь­ко в философских рассуждениях, но и в правильном использо­вании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. — М., 1986. — С. 113-135).

Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. — С. 429).

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, ра­дость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служи­ло обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластич­ность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду-х°вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели вос­питания.

В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-

еНи. Различные религиозные учения — буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. — имеют свои особенности. Общим

я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-

255

мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание кн сформировать такую личность, которая все свои мысли и дел° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное — в вечной жизни. Земная жизнь — лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на боже­ственную помощь, спасение и понимание неотвратимости нака­зания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.

В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчине­нии церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождаю­щейся буржуазии — философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответствен­ности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармонично­го развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всесторон­нем и гармоничном развитии личности было развито советски­ми педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макарен­ко, В. С. Сухомлинский и др.).

Обосновывается необходимость всестороннего и гармонично­го развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в эко­номике всестороннее развитие личности каждого члена обще­ства становится не благим пожеланием, а объективной потреб­ностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высо­кими требованиями технико-экономического развития к лично­стным качествам человека, а с другой — потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью при­способления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отно­шений.

Личностно-психологической основой этой цели является ес' тественное стремление человека к совершенствованию и совер' шенству.

Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ' ющего освоения любой специальности.

256

г

studfiles.net

Зачем тебе разностороннее развитие? Все тонкости и секреты!

В этой статье, я расскажу тебе, зачем нужно разностороннее развитие (а не узко целенаправленное).

Развитие это — движение вперед (прогресс). А развиваться нужно для того, чтобы не стоять на месте, не бездействовать = как в следствии = не деградировать.

Раньше блог steelsports был только про фитнес, бодибилдинг, правильное питание, в целом ЗОЖ, ну в общем, тематика была — спортивная. С 2017г. я принял решение разбавить тематики (сферы), добавил: успех, личностный рост, взаимоотношения (в частности между мужчиной и женщиной), психологию и т.д.

Для чего я это сделал? 

Я считаю, что ЛИЧНОСТЬ должна постоянно РАЗВИВАТЬСЯ! Раз. (будь прогрессирующей личностью), и во-вторых, развиваться обязательно разносторонне (сбалансировано и гармонично), а не узко, в чем-то одном (хотя и это, в любом случае, в сто раз лучше, чем вообще никак не развиваться), например, только качалка, мышцы, спорт и ничего больше. Это не совсем правильно, ребята и девчата. Поймите…

Да, лучше развиваться хоть в чем-то, чем вообще ни в чем. Полностью согласен. Но, ещё лучше — развиваться разносторонне. Гармонично, целостно, сбалансировано. Понимаешь?

Кто владеет знаниями (информацией) — тот владеет миром. Иначе говоря, чем более ты развит (чем больше у тебя знаний, информации, навыков, умений по различным сферам жизни) = тем более ты приспособлен к окружающей среде (миру). Тем больше у тебя возможностей. Перспектив. Тем более ты можешь быть успешным, счастливым. Тем сильнее ты. Тем жизнь твоя интереснее, насыщеннее, прекраснее. Тем более ты эрудированный, интересный и т.д. и т.п. нежели, если ты развит в чем-то одном.

Мне, вот, многие писали, что случилось, давай спорт, где спорт, это все новое бред, это все не нужно и т.д. ребята и девчата, если у вас в голове — одна качка, протеины и штанги и ничего больше = это только ваш выбор. Специально для целевой аудитории (качков) аналогия. Развиваться в чем-то одном (узко) — это как качать какую-то одну группу мышц на теле (например, бицепсы) — а не все тело. Понимаешь?

Многие пацыки долбят вверх тела — забивая на низ (ноги). Потом ходят ото как недоразвитые какие-то, с ветками (спичками) и раскаченным верхом. Нет гармоничности. Нет баланса. Наоборот — дисбаланс. Уродство. И т.д. Так же и здесь (по нашей теме), развиваясь в одном узком направлении, ты уделяешь внимание всего лишь какой-то одной сфере, а с остальными — беда. Соответственно, ты не можешь быть гармоничным и сбалансированным, при таком раскладе… пойми. Развиваться нужно разносторонне!

Мышцы, качалка, спорт, зож = это все здорово, прекрасно, я за обеими руками, сам люблю и обожаю и регулярно занимаюсь уже много лет. Но! Помимо спорта, я изучаю и развиваюсь во множестве других сферах. Развивайся ГАРМОНИЧНО и СБАЛАНСИРОВАНО! В разных сферах. Это ключ к балансу жизни.

Например. Спорт. Личностный рост. Успех. Карьера. Бизнес. Женщины. Семья. Отдых. Мода. Разум. Эмоциональная сфера. Духовная сфера. Какая-то тематика. Хобби. Страсть. Искусство. Творчество. Ну и т.д. все то, что именно тебе важно/хочется/интересно. Не зацикливайся на чем-то одном.

Зацикливаться на чем-то одном = можно тогда (я сам так делал), когда нужно что-то в конкретный момент, для реализации каких-либо поставленных задач (целей).

Я развиваюсь во многих сферах. Я открыт ко всему, к любой полезной новой информации, знаниям, навыкам, умениям, опыту и т.д. и т.п. И как ты понимаешь — тебе я советую то же самое. Успехов!

Если тебе не трудно / жалко, поделись ссылкой на эту статью в соц.сетях (соц. кнопки находятся ниже). Это лучшее, что ты можешь сделать, я буду тебе очень-очень сильно признателен.

С ув, администратор.

steelsports.ru

Разносторонний человек

разносторонний человек

Считаться в обществе человеком разносторонним престижно и, в основном, приятно, хотя не каждый взрослый индивид понимает, зачем ему те или иные хорошо усвоенные суммы знаний в разнообразных областях. Но, тем не менее, системы образования в развитых и относительно цивилизованных сообществах и государствах по своему содержанию и наполнению устроены таким образом, чтобы обеспечивать разностороннее развитие личности обучаемого.

Разностороннее развитие личности

В определенной мере (и до определенного момента развития) в большинстве случаев это хорошо и замечательно для будущей жизни человека и его практической деятельности. Образование, сбалансированное по направлениям (естественные и точные науки + гуманитарные и межпредметные области знания + минимум трудовых умений и культурных навыков), обеспечивает человеку хотя бы минимальную компетентность в тех или иных жизненных ситуациях. Особенно это важно, когда необходимо не только высказывать мнение, но принимать решение и осуществлять действия по конкретной проблеме.

Следует отметить, что разносторонне развитая личность в таких ситуациях может проявлять себя более эффективно благодаря более объемному взгляду на проблему с различных позиций. То есть, разностороннее развитие личности обеспечивает общую осведомленность и, в некотором роде, компетентность в разных областях деятельности. Надо отметить, что иногда это и замедляет процесс.

Конечно же, мы осознаем, что времена Ренессанса и эпохи Просвещения, когда образование порождало всестороннее развитых и энциклопедически знающих людей прошло. Большая часть общечеловеческого научного знания, что называется, не укладывается в голове отдельного среднего современного человека из-за слишком большогоразностороннее развитие объема. Поэтому современное средне-профессиональное и высшее образование стремится подготовить специалистов, компетентных в своей сфере, что, собственно, и правильно. Однако всякий специалист, как известно, подобен флюсу (то есть, другими словами, развит несколько однобоко). Именно поэтому в настоящее время разносторонне развитая личность – образованный, культурный человек – максимально ценен для общества (однако далеко не всегда им уважаем в должной мере).

А вообще, разностороннее развитие личности предполагает такое ее состояние, когда взрослый индивид сам, уже закончив обучение в учебных заведениях, продолжает познавать мир и не останавливается в своем культурном развитии. Собственно, такое отношение к жизни, то есть, стремление к гармонии и гарантирует разностороннее общекультурное развитие личности.

 

womanadvice.ru