ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Профессиональное развитие работников. Профессиональное развитие


Что такое профессиональное развитие? - BuildUpToday.com: саморазвитие и здоровье

Профессиональное развитиеИтак, профессиональное развитие – это сознательная деятельность, которая позволяет сохранять и приумножать качество своих навыков, умений, квалификационных характеристик, личностных черт, базы полезных знаний для движения по карьерной лестнице, увеличения заработка или даже просто для самоутверждения.

Особенности профессионального развития

Важная черта этого процесса заключается в его динамической сущности и цикличности. Очевидно, что даже самый высокий профессиональный уровень еще не гарантирует успех. Еще более важно постоянно улучшать свои навыки, не останавливать самосовершенствование на достигнутом.

Другая характерная особенность профессионального развития – его непосредственное отношение к любым профессиям и сферам человеческой деятельности. Очевидно, что в современном мире постоянно шлифовать свои умения и овладевать новыми знаниями необходимо людям самых разных занятий: менеджерам, экономистам, юристам, педагогам, продавцам-консультантам и даже тем, кто зарабатывает физическим трудом.

Что подразумевает эффективное профессиональное развитие?

Для того, чтобы профессиональное развитие было эффективным, критически важно ввести этот процесс в привычку, сделать его элементом ежедневного рабочего процесса. Подобные мероприятия, что осуществляются нерегулярно, эпизодически, при случае, вряд ли дадут достаточный эффект в долгосрочной перспективе.

Другой важный аспект – это необходимость постановки перед собой задач без посторонней помощи. В этом поможет продуманный план профессионального развития на ближайшие недели, месяцы или даже годы. Учитывая то, что обучение и самосовершенствование специалиста должно происходить по его собственной инициативе, строгое планирование придаст дополнительной мотивации, сделает процесс более организованным и эффективным.

Программа профессионального развития

Эффективная программа профессионального развития – набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения поставленных целей (с помощью тестов, сторонней квалификационной проверки и т.д.). Для того, чтобы составить действительно полезный план, можно использовать следующую поэтапную схему:

  1. Определение необходимых навыков, умений, знаний на данной позиции и в карьерной перспективе.
  2. Оценка всех значимых характеристик из п.1 по пятибалльной шкале для понимания того, какие моменты особенно нуждаются в развитии.
  3. Анализ ценностей компании и сопоставление их с собственными ценностями.
  4. Выбор наиболее удобных и эффективных методик обучения для профессионального развития – развития навыков, совершенствование умений, получения новых знаний.

Уверенное самосовершенствование как образ мышления - персональный вектор к воплощению своих желаний. Не игнорируй уникальную возможность сделать шаг вперед и подойти ближе к мечте. Начни уже сегодня - получи результат завтра!

builduptoday.com

Профессиональное развитие персонала

Профессиональное развитие персонала является важным условием успешной деятельности любой организации. Это особенно справедливо на современном этапе развития общества, когда ускорение научно-технического прогресса ведет к быстрым изменениям требований к профессиональным знаниям, умений и навыков. Знания выпускников в начале XX века обесценивались через 30 лет, в конце века — через 10, современные специалисты должны переучиваться через 3-5 лет.

Профессиональное развитие персонала — система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.

Профессиональное развитие персонала представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Цели профессионального развития персонала:

  • повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации;
  • повышение эффективности труда;
  • снижение текучести кадров;
  • подготовка необходимых руководящих кадров;
  • воспитание молодых способных сотрудников;
  • достижение большей независимости рынка труда;
  • адаптация к новым технологиям;
  • рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Способность работника выполнять профессиональные обязанности определяется:

  • потенциалом, которым он владеет, придя в организацию;
  • тем профессиональным обучением, которое он получает в организации;
  • его физическим и моральным состоянием, которые зависят от целого pяда факторов, в том числе от величины материального вознаграждения;
  • оценкой, получаемой сотрудником от организации, будь то формальная аттестация или ежедневные установки руководителя.

Факторы, влияющие на необходимость профессионального развития персонала в современных условиях:

  • серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;
  • бурное развитие новых информационных технологий;
  • системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации;
  • необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации;
  • участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации;
  • наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.

Подбор и совершенствование персонала является одной из задач менеджмента. Чтобы облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации начали создавать документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности — квалификационные карты, карты компетенции (портреты идеальных сотрудников).

Квалификационная карта, подготовленная совместно руководителем подразделения и специалистами по кадрам на основе должностной инструкции, представляет собой набор квалификационных характеристик, которыми должен обладать идеальный сотрудник, занимающий эту должность. Поскольку в ходе отбора определить наличие квалификационных характеристик значительно легче, чем наличие способностей выполнять определенные функции, квалификационная карта является инструментом, облегчающим процесс отбора кандидатов.

Использование квалификационной карты дает также возможность структурированной оценки кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения их между собой. Вместе с тем этот метод сосредотачивается на технических, в большей степени формальных характеристиках кандидата (его прошлом), оставляя в стороне личностные характеристики и потенциал профессионального развития.

Карта компетенции (портрет идеального сотрудника) позволяет преодолеть вышеуказанный недостаток и облегчает работу сотрудников отдела кадров, занятых приемом на работу. Компетенции представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления. Подготовка карты компетенции требует специальных знаний и, как правило, осуществляется с помощью профессионального консультанта или специально обученного сотрудника отдела кадров. Важнейшим дополнением карты является описание компетенции, то есть подробное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника.

При оценке кандидата карта компетенции используется также как квалификационная карта — компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального сотрудника. Если руководитель подписал контракт с высококлассным профессионалом, то для такого специалиста нужно только определить цель, критерий ее оценки и способ вознаграждения, и этого будет достаточно для реализации им управленческих решений. Если руководитель попал в подразделение, в котором у сотрудников уже были выработаны плохие навыки труда, то ему периодически необходимо использовать контроль над достижением цели, подчеркивая, что вознаграждаются только результаты, а не «ведра пота» и отработанное время.

Для того чтобы сотрудники чаще задумывались над тем, что они делают, эффективные руководители требуют от каждого сотрудника ежедневно выделять немного времени для осмысления целей своей работы и путей их достижения. Главная цель эффективного руководителя — добиться того, чтобы каждый сотрудник действовал самостоятельно, после того как определены цель, способ ее достижения и способ вознаграждения.

Профессиональное развитие персонала представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению поставленных задач. Мерами по профессиональному развитию персонала могут быть семинары по маркетингу для сотрудников отдела кадров, посещение школы бизнеса сотрудником отдела продаж, изучение английского языка инженером и тому подобное.

Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием — управление профессиональным обучением, подготовка резерва руководителей, развитие карьеры. На крупных предприятиях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их значение для организации. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей многих современных корпораций — президентов, региональных вице-президентов, руководителей национальных компаний.

Кроме непосредственного влияния на финансовые результаты организации, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.

Профессиональное развитие влияет и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Не случайно возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. Выигрывает от внутренне-организационного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность труда без дополнительных затрат.

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием персонала является определение потребностей организации в этой области. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела кадров, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением и ролью в процессе профессионального развития.

Профессиональное развитие персонала осуществляется посредством:

  • подготовки и переподготовки специалистов и руководителей;
  • повышения квалификации за пределами предприятия в специальных учебных учреждениях;
  • краткосрочных семинаров в компании;
  • различных конференций, дискуссий;
  • тренингов – поиска решения производственных задач совместно с тренерами;
  • творческих дискуссий с разбором конкретных ситуаций и решением проблем;
  • эвристи­ческих методов, деловых игр и др.

Процесс профессионального обучения персонала включает в себя следующие этапы:

  • определение потребностей;
  • формирование бюджета обучения;
  • определение целей обучения;
  • определение содержания программ;
  • определение критериев оценки;
  • выбор методов обучения;
  • обучение;
  • оценка эффективности обучения.

discovered.com.ua

профессиональное развитие - это... Что такое профессиональное развитие?

 профессиональное развитие Этимология.

Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.

Категория.

Происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

Специфика.

Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно-исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).

На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека - по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) - к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития. Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда. Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Я-концепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка - на основе взаимодействия психологических инстанций Оно, Я, Сверх-Я - разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) - к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Я-идентичность (при идентификации с моральными нормами) - к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу. Диагностика. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, "Роршах-диагностика"; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Я-концепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс). Литература.

Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956;

Super D., Bahn M.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971; (Hrsg.) Seifert K.H., Eckhardt H.-H., Jaide W. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 - 781 S.; Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985; Seifert K.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) Sarges W., Fricke R. Psychologie fur die Erwachsenbildung- Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

  • профессиональные интересы
  • профессиональные установки

Смотреть что такое "профессиональное развитие" в других словарях:

  • Профессиональное Развитие — (от лат. profiteor объявляю своим делом) происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной м …   Психологический словарь

  • профессиональное развитие — процесс,характеризующий динамику необратимых изменений личности,ее основных мотивационно потребностных,когнитивных,эмоционально волевых,характерологических компонентов в ходе профессионализации …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Непрерывное профессиональное развитие — (НПР) планомерное приобретение знаний, опыта, навыков и совершенствование личных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей в течение периода трудовой деятельности... Источник: РУКОВОДСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ… …   Официальная терминология

  • Зайферт К. Профессиональное Развитие — I. К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения …   Психологический словарь

  • Профессиональное училище №6 им. П.А. Кайкова — Год основания 10 февраля 1926 года Тип НПО Директор Гудкова Галина Александровна …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель приспособление учащихся к особенностям избранной… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста — Профессиональное общение (П. о.) обеспечивает изменение, развитие ценностной сферы личности специалиста, формирование новых личностных смыслов и новых ценностей, его самореализацию как уникальной целостной личности и многогранной индивидуальности …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Профессиональное становление — развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [21] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — (РАЗВИТИЕ) формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека основы для решения актуальных социально профессиональных задач …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Профессиональное образование —     социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и …   Педагогический терминологический словарь

psychology.academic.ru

Профессиональное развитие работников

Руководителям современных предприятий сегодня очевидна необходимость профессионального развития работников, это уже не просто инструмент управления персоналом и средство мотивации, но необходимый фактор продвижения бизнеса. Поскольку кадровые ресурсы компании, в отличие от остальных, с годами только повышают свою ценность. Профессиональное развитие работников должно быть регулярным и соответствовать задачам предприятия.

Из статьи вы узнаете:

Профессиональное развитие работников подразумевает постоянное повышение их потенциала, развитие навыков, умений и способностей для эффективной и конкурентоспособной работы, а также личностных качеств. Работодатель при этом получает более квалифицированные кадры и более высокую производительность труда.

Получение в процессе профподготовки новых знаний и навыков оказывает положительное влияние и на самих сотрудников, способствует их общему интеллектуальному развитию, расширяет эрудицию и круг общения, повышает самооценку, мотивацию персонала и преданность организации.

Задачи профессионального развития работников

Среди задач профессионального развития работников можно выделить следующие:

  • Повышение квалификации рабочих с целью выпуска новой продукции, правильного использования, техобслуживания и ремонта средств и инструментов производства.
  • Развитие способностей к успешной коммуникации, коллективной работе.
  • Улучшение адаптацион­ных способностей и инновационных качеств сотрудников.
  • Совершенствование профессиональных знаний, навыков и способностей.
  • Развитие потенциала личности. Углубление и расширение самобезопасности и персо­нальной стабильности.
  • Формирование ответственности.
  • Самостоятельное совершенствование сотрудниками своих знаний и навыков.

Развивая профессиональные и личностные качества сотрудников, важно не только максимально эффективно использовать их для решения задач компании, но и создать такие условия, при которых персонал заинтересован работать с максимальной отдачей именно с этим работодателем.

Читайте также материалы по теме:

Развитие профессиональных качеств работника

Развитие профессиональных качеств работника можно рассматривать как процесс наполнения человека но­вым опытом и знанием. Иными словами, это качественное изменение профес­сиональных возможностей человека, и приобретение им способности вы­полнять более сложные трудовые задачи.

Формирование и активизация полученных знаний, возможностей и поведенческих шаблонов осуще­ствляется с помощью ряда методов:

подготовка и переподготовка специалистов и руководителей;

повышение квалификации за пределами предприятия в специальных учебных учреждениях;

краткосрочные семинары в компании;

различные конференции, дискуссии;

тренинги – поиск решения производственных задач совместно с тренерами;

творческие дискуссии с разбором конкретных ситуаций и решением проблем;

эвристи­ческие методы, деловые игры и др.

Для формирования и развития кадрового потенциала предприятия можно использовать следующую группу методов:

  1. организационного развития, составления штатного расписания, совершенствования организационных структур;
  2. улучшения организационного стиля управления;
  3. конфликтного менеджмента – эти методы содействуют межличностным коммуникациям и созданию благоприятного климата в коллективе;
  4. техника командной работы менеджера.

Организация профессионального развития работников

Перед началом организации профессионального развития работников необходимо провести анализ работы, уточнить перечень специальных умений и знаний, которые необходимы для ее выполнения. При этом следует выполнить сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки конкретного специалиста, что позволит выявить имеющиеся проблемы: отсутствие навыков, незнание методов, недостаток опыта. По итогам анализа можно будет сформулировать цели обучения.

Справка

На следующем этапе нужно определить, где и в какой форме должно проводиться обучение:

  1. на рабочем месте без отрыва от производства;
  2. с отрывом от производства (обучающие центры, вузы и другие организации).

Существуют следующие формы обучения работников: профподготовка новых сотрудников, повышение квалификации, переподготовка, обучение вторым профессиям.

Профподготовка новых сотрудников предполагает первоначальное обучение лиц, нанятых на предприятие и ранее не получивших профессии, получение ими знаний, умений и навыков, необходимых для работы в должности.

Читайте по теме в электронном журнале

Переподготовка, или переобучение, организуется для освоения новых профессий сотрудниками, которые не могут работать в данной компании по уже имеющимся у них специальностям, а также теми, кто выражает желание сменить специализацию с учетом потребностей производства.

Процесс профразвития персонала способствует продвижению кадров, созданию трудового резерва, регулированию карьеры сотрудников и т.п. Поэтому программы обучения сотрудников должны составляться с учетом особенностей структуры кадрового потенциала компании и задач ее развития.

Обучение персонала требуется в следующих случаях:

сотрудника переводят на новую должность или поручают ему новую работу;

работник устраивается работать в организацию;

у специалиста выявлена нехватка навыков для выполнения работы;

происходят серьезные изменения в экономике, оснащении предприятия или во внешней среде и требуется получить новые знания или освоить технологию.

По сути профразвитие включает в себя профессиональное обучение, но на практике различие между ними не столь важное, поскольку и то и другое служит одной цели – подготовке персонала предприятия к успешному решению задач.

Программа профессионального развития педагогических работников

Повышение квалификации и профессионализма педагога является гарантом достижения целей образования. Поэтому в настоящее время спрос на квалифицированного и творчески мыслящего педагога резко повысился.

Программа профессионального развития педагогических работников в обязательном порядке включает процесс непрерывного самообразования. В практику работы учителя активно внедряются нетрадиционные формы обучения, педагогического общения. Следовательно, педагогу важны не столько знания и умения, сколько способности проявлять творческий подход к образовательному процессу и по-новому решать уже известные задачи.

Справка

Образование учителя включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы образования.
  2. Формулирование задач и целей.
  3. Определение круга источников информации (мастер-классы, семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации).
  4. Выбор формы образования.
  5. Составление плана.
  6. Определение результата образования.
  7. Оценка процесса образования, подготовка отчета.

Таким образом, программа профессионального развития педагогических работников включает в себя ряд мероприятий:

  • посещение семинаров, конференций, открытых уроков коллег;
  • участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с другими педагогами;
  • посещение очных, заочных и дистанционных курсов повышения квалификации по темам работы;
  • разработка модели образовательного процесса;
  • проведение открытых уроков для оценки со стороны коллег;
  • организация внеурочной деятельности по предметам.

Предполагаемый результат прохождения программы: овладение новыми и альтернативными способами ведения образовательной деятельности, информационными технологиями. Результаты образования должны отражать позитивные моменты:

повышение качества преподавания;

создание личных педагогических разработок и их публикация в СМИ;

разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям.

Помимо профессионального направления педагогу важно регулярно развиваться в области методических и информационно-компьютерных технологий. В плане методического развития важно совершенствовать знания в области современной и классической психологии и педагогики. Необходимо принимать участие в работе педагогических консилиумов и проводить психолого-педагогическую диагностику.

Информационно-компьютерные технологии уже давно повсеместно внедряются в учебный процесс. Важно уметь пользоваться интернетом, завести и поддерживать персональный сайт или страницы в социальных сетях для контакта с единомышленниками.

В заключение следует отметить, что профессиональное развитие работников может быть тем необходимым толчком для бизнеса, который поможет предприятию в периоды кризиса повысить эффективность производства. Любые методы обучения персонала могут принести в итоге необходимый результат и стать востребованными внутри организации. Главное – понимать, какой результат необходим предприятию от того или иного процесса обучения персонала, зачем это нужно, и каким образом будут проконтролированы полученные результаты.

Читайте также материалы по теме:

www.hr-director.ru

Батофобия или боязнь глубины. Можно ли избавиться от страха?

Как называется боязнь глубины? Это фобическое расстройство носит название батофобия. Достаточно распространенная разновидность страха, когда человек цепенеет от вида воды, глубины и бездны.

Батофобия чаще всего возникает у людей, которые пережили сильное потрясение. Если когда-то был риск утонуть или погиб кто-то из их близких в воде. Но есть и другие причины этого расстройства. Давайте рассмотрим их более подробно.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Причины боязни глубины

  1. Эта фобия может передаваться генетически от родителей;
  2. Боязнь глубины часто возникает на фоне неудачного опыта обучения плаванию. Например, если человека сбросили в воду в целях быстрее научить плавать. Такой подход в корне неправильный и порождает сильную психологическую травму, особенно в детском возрасте;
  3. Иногда фобия боязни глубины возникает после случаев, когда человека схватывают в воде судороги конечностей, риск утонуть или просто что-то в воде очень напугало;
  4. Впечатлительные люди, с нестабильной психикой, испытывают страх бездны, представляя, что водная бесконечность может их затянуть или им видятся монстры. Даже просмотренный фильм ужасов о водной стихии может повлечь за собой эту фобию;
  5. Еще одной причиной может быть врожденная тревожность человека. Зачастую она связана с неблагоприятной ситуацией в семье, что приводит к недоверию к миру в общем.

Как проявляется батофобия? Ее признаки.

Симптомы боязни воды делятся на тревожные и фобические. Тревожные симптомы возникают тогда, когда у человека нет контакта с водой, а фобические – при непосредственном контакте.

боязнь глубины

 

Не стоит путать страх перед глубиной с фобией боязни глубины.

Батофобия – это сильнейшее психологическое расстройство, которое сопровождается такими симптомами:
  • приступы озноба или жара;
  • сильная жажда и сухость во рту;
  • онемение конечностей, холод;
  • повышенное давление и учащенное сердцебиение;
  • тошнота и головокружение;
  • панические атаки;
  • сильное психологическое возбуждение, человек задыхается, сердце начинает учащенно биться;
  • потеря контроля над телом и эмоциями;
  • человек испытывает тревогу от мыслей о глубине;
  • воображение рисует страшные картины гибели.

Боязнь глубины проявляется не только тогда, когда человек непосредственно находится у воды, а паника начинается даже при виде картинок, фото и видео глубоких водоемов. Этой фобией страдают даже отличные пловцы, которые неожиданно для себя в одно мгновение могут пережить панический страх при виде глубины под собой. В таких ситуациях очень тяжело взять себя в руки, совладать со своим страхом и взять свое тело под контроль. В такие моменты должен сработать инстинкт самосохранения, человеку нужно абстрагироваться от мыслей о глубине и спасать свою жизнь.

Возникновение огромного количества симптомов и причин дает толчок к тому, что человек отказывается от купания в водоемах любого размера. При возникновении такого расстройства, необходимо искать способы, помогающие преодолеть страх.

Виды боязни глубины под названием батофобия

Есть два вида батофобии: деструктивная и объективная.

При деструктивном виде страх возникает от негативных мыслей человека, которые у него возникают в сознании при плавании. То есть человек сам себя накручивает, выдумывает нереальные ситуации или визуализирует страшных морских животных. Часто это связано с недостатком достоверной информации о водоемах, жителях морей и океанов. Или же с тем, что человек очень впечатлителен и принял близко к сердцу страшные картинки просмотренного фильма, прочитанного или услышанного.

Объективный вид фобии возникает в том случае, если человеку действительно грозит какая-то опасность. Например, его реально уносит течением, прихватила судорога в воде и т.д.

Как бороться со страхом глубины?

Есть три способа избавления от страха глубины, которая называется батофобией:

  1. Психотерапия;
  2. Фармакотерапия;
  3. Функциональный тренинг.

 

боязнь глубины

Давайте более подробно рассмотрим эти техники. Психотерапия является самым лучшим и эффективным способом борьбы со страхом. Иногда, пообщавшись с психологом и выяснив причину страха, можно быстро и легко избавиться от этой фобии. Часто применяются в психологии групповые тренинги, когда собираются вместе люди с одинаковой проблемой. Тогда человек осознает, что он не одинок и причины страха иногда кажутся смешными и беспочвенными. Это помогает осознать, что страх вызван просто негативными мыслями, которые придумал себе сам.

Что касается функционального тренинга, то этот метод заключается в том, что человека погружают в воду, учат задерживать дыхание и бороться со страхом в непосредственном контакте с водой.

Если же фобия мешает человеку жить, он испытывает постоянное напряжение и не может избавиться от навязчивых мыслей о смерти, связанной с водой и глубиной, тогда ему назначают медикаментозное лечение. Препараты с седативным, противотревожным эффектом, антидепрессанты.

Естественно, что побороть любой страх – достаточно трудный процесс.

Страх глубины психологи часто сравнивают со страхом смерти, так как человек уверен в том, что он может погибнуть, глубина просто засосет его и он не сможет выбраться. Если вы серьезно настроились избавиться от страха, нужно начать с консультации психологом, который поможет разобраться в первопричинах возникновения этого страха. Это самый важный этап борьбы с фобией.

боязнь глубины фобия

Также психологи советуют обязательно прорабатывать избавление от страха непосредственно в воде. Для начала можно проводить занятия в бассейне, погружаться в воду с головой. Конечно, это настоящее испытание, но без таких занятий вы не сможете поверить и убедиться в том, что вода не причинит вам вреда, что она может быть безопасной. Естественно, такие упражнения необходимо выполнять под присмотром специалиста. Важной составляющей таких упражнений является умение задерживать дыхание под водой.

Безусловно, замечательно было бы после занятий в бассейне перейти к занятиям дайвингом. Возможно, более близкое ознакомление с подводным миром вызовет у вас вместо страха интерес. Это поможет навсегда избавиться от страха глубины.

Кроме того, нужно позаниматься с тренером, который научит вас расслабляться и отдыхать на воде, не концентрируюсь на мыслях о глубине.

Помимо этих методов, также на пользу пойдут теоретические знания с объектом своего страха.

Нужно изучить такие вопросы, как свойства воды, польза ее для человечества. Также посмотреть репортажи о водных видах спорта – гребля, серфинг.

Важно сформировать позитивный образ воды. Представлять красивый песчаный пляж, голубую гладь воды, пену волн, разбивающихся о берег. Можно прослушивать аудиозаписи со звуками шума моря. Осознать, как успокаивающе они действуют на психику человека.

Могут помочь также положительные утверждения о воде, своего рода аффирмации. К примеру: океан так прекрасен, подводный мир впечатляет. Я люблю воду, люблю ощущать ее прохладу.

как не бояться глубины

Зачастую, воды боятся те, кто не умеет плавать. Именно поэтому стоит обратиться к хорошему тренеру, который научит вас не только плавать, нырять, но и отдыхать на воде. Обучение должно проходить плавно, поэтапно, в комфортных условиях. Сначала уроки нужно начинать в бассейне, а затем переходить на водоемы. Первый заплыв на глубины нужно делать в спасательном жилете, чтобы вас не охватила сразу паника и вы не отказались от затеи научиться плавать навсегда.

Избавиться самостоятельно от этой фобии практически невозможно.

Так как человека охватывает такая паника, что он просто цепенеет от ужаса. Очень часто такая фобия наблюдается у маленьких детей, которые наотрез отказываются купаться, а родители воспринимают такое поведение как капризы. Они начинают настаивать, насильно окунают ребенка в воду, таким образом усугубляя состояние ребенка. После этого страх глубины может остаться с ребенком на долгие годы. Именно поэтому, нужно очень бережно и внимательно относиться к ребенку и помогать ему бороться со страхами только с помощью специалистов.

Многое зависит от умения себя контролировать, как физически, так и психологически. Поэтому, войдя в водоем, нужно концентрироваться на приятных ощущениях, подумать о том, что нет никакого риска для жизни от контакта с водой. Внушать себе, что это безопасно, приятно, интересно. Но для начала можно просто посидеть у воды, помочить ноги, насладиться красивым пейзажем, ощутить единство с природой.

Естественно, для борьбы с батофобией нужно для начала испробовать самому контролировать свое состояние, но, если не получается, стоит обратиться к специалисту. Он проанализирует вашу ситуацию, раскроет причину страха и разработает индивидуальную для вас схему лечения.

В любом случае, стоит приложить все усилия для того, чтобы побороть страх боязнь глубины и наслаждаться жизнью в полной мере.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Планирование профессионального развития. Профессиональное становление Тема 1.3

24.02.201708:30

Конечно, такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «профессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, является динамичным и многоуровневым процессом, который состоит из четырех основных этапов (Климов, 1998).

Первый этап правомерно обозначить как этап формирования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.

Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным и на которую он будет ориентироваться в своем развитии. Таким образом, формируется образ профессионала, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.

Не всегда молодой человек делает выбор самостоятельно: часто решение принимается родителями, либо определяется случайными факторами (удобнее добираться транспортом, друзья там учатся и т.д.). Это означает, что осознанный выбор самому будущему специалисту придется делать позже, когда уже будут затрачены значительные ресурсы (временные, эмоциональные, материальные).

Безусловно, наиболее благоприятным вариантом является осознанный выбор профессии самим молодым человеком, еще в старших классах школы, когда осуществляется целенаправленная предпрофессиональная подготовка.

Этап профессионального обучения в разных случаях приходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17—24 года, когда осуществляется базовая профессиональная подготовка в учебном заведении. В то же время в современном мире стремительно развиваются технологии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается.

В течение этапа профессионального обучения происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в период профессионального обучения происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Развиваются профессионально важные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным полем деятельности. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу, этапу профессиональной адаптации.

Этот этап характеризуется двумя стадиями.

Первая — стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Не одно поколение молодых специалистов слышало от опытных коллег: «Забудь все, чему тебя учили в институте». На этом этапе происходит формирование копинг-стратегий (преодоление), позволяющих профессионалу справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет.

Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования нарушений профессионального здоровья. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть руководитель или опытный коллега в коллективе. Именно наставник помогает молодому специалисту самоопределиться в профессии, найти специфическое ощущения готовности к работе и успешно выполненной работы, избежать формирования деструктивных установок в труде. Наверно, каждый зрелый специалист помнит первую позитивную оценку со стороны наставника. Для многих именно этот момент является ключевым в формировании профессионального самосознания, когда молодой специалист начинает воспринимать себя как профессионала.

Вторая стадия — «вхождение в профессию». На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии. На первый взгляд может показаться, что профессиональное становление завершено и дальше стремиться незачем и некуда. Однако практика показывает, что остановка профессионального развития на этой стадии оборачивается либо разочарованием в профессии, либо «закостенелостью», стереотипностью, а следовательно, и снижением надежности в профессиональной деятельности. Профессионал останавливается на этапе «ремесленника», со временем формируются деструктивные установки, позволяющие оправдывать такое положение. Например, педагог через три года после начала работы в школе теряет всякий интерес к дальнейшему развитию, оправдывая это тем, что ученикам это не нужно, что они не стоят того, чтобы ради них совершенствоваться. Такой педагог использует жесткие стереотипные и однообразные приемы в преподавании, испытывая скуку и безразличие к предмету и ученикам. Естественно, работу такого педагога нельзя считать эффективной.

Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде и представлено следующими стадиями:

Стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.

Достижение стадии мастерства характеризует период расцвета. Период расцвета отличает физическая форма и профессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие периоду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Так, балетные артисты достигают периода расцвета примерно в 25 лет. В научной деятельности период расцвета может быть достигнут около 40 лет. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35—40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.

Итак, на этой стадии специалист смог достичь профессионального мастерства в высших его проявлениях. Практика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположными личностными качествами, компенсируя недостаточно развитые качества личности более развитыми. Нередко оптимальный уровень развития личностных качеств и мотивационные особенности компенсируют недостаточно развитые психомоторные качества и недостатки профессиональных знаний. Так, человек общительный, обаятельный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем одиночка-универсал. Однако сами специалисты нередко переоценивают психомоторные качества и недооценивают личностные и мотивационные особенности.

Необходимо отметить, что достижение расцвета характеризует не только высокое профессиональное мастерство, но обязательно и личностная зрелость. Характеристики личности, достигшей расцвета, даваемые рядом зарубежных авторов, показывают нам некую «нормальную», здоровую личность. В рамках российского менталитета понятие «расцвет» обретает несколько иные черты. Личности, достигшей расцвета, свойственны прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности. Такого человека отличает самообладание, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Подобный человек активно влияет на среду своего развития, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотдачей, умением мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способностью к принятию решений — хорошо рассчитанных или интуитивных — вне зависимости от мнения окружающих. Можно смело утверждать, что деятельность такого человека носит преобразующий, а не приспособительный характер.

Многие специалисты на этапе мастерства перестают видеть дальнейшую перспективу профессионального развития, часто можно услышать фразу: «Дальше ничего хорошего не будет». Правы ли они, останавливается ли на этом этапе профессиональное становление? Это деструктивная установка, способная привести к остановке и другим нарушениям профессионального развития. В дальнейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета, которая, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия. Существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

Необходимо отметить, что и на этой стадии может наступить период расцвета. Но это период расцвета не исполнителя, как было на предыдущей стадии, а расцвет организатора, управленца, руководителя. И на последующей стадии тоже возможно достижение расцвета, но уже в качестве Учителя.

Стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход мастера к решению профессиональных задач. Это могут быть специалисты других специализаций, представляющие другие ведомства или другие, смежные специальности. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Обучение молодых специалистов, наставничество в широком смысле этого слова способствует компенсации усиливающихся неблагоприятных изменений, связанных с возрастом. Это то, что позволяет профессионалу, несмотря на приближающийся или наступивший пенсионный возраст, ощущать полноту профессиональной жизни и простраивать ее временнyю перспективу. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

На этом этапе наиболее ярко проявляется такое явление, как профессиональная интуиция, когда специалист по известному ему одному признаку или «особому чувству» определяет качественные характеристики рабочей ситуации и мгновенно принимает единственное верное решение. Это относится и к чувству опасности у водолазов, работающих при минимальной видимости, и к легендарному народному персонажу Петровичу, который по звуку двигателя определяет неполадки в машине.

На всех этапах и стадиях профессионального становления мы можем выделить сквозные линии, по которым происходит становление специалиста (Маркова, 1996).

В первую очередь это линия овладения технологией или операциональной основой профессиональной деятельности. Этой линии становления традиционно уделяют большое внимание как сами профессионалы, так и преподаватели. Это важно и нужно, благодаря этому специалист поддерживает статус при развитии технологий. Однако даже великолепно технически подготовленный профессионал без сформированных мотивов к профессиональной деятельности не сможет быть профессионально надежным и эффективным. Поэтому одна из важнейших линий профессионального становления напрямую связана с ответом на вопрос: «Для чего, для кого я работаю?» На разных этапах профессионального становления ответ на этот вопрос у специалиста будет разным. Можно сказать, что успешное проживание профессионального кризиса знаменуется нахождением нового смысла в деятельности, новым, более зрелым ответом на этот вопрос.

Так, для молодых пожарных характерно стремление к высоким профессиональным результатам, стремление занять достойное место в профессиональном сообществе.

У более опытных спасателей акцент смещается в сторону «сберегающего» отношения к коллегам, пострадавшим, к самому себе.

Профессиональное развитие — это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие — это и приобретения, и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризисов в развитии такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные; может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность (Бойко, 1996).

Например, при кризисе перехода к мастерству, специалист начинает замечать неточности в работе более старших коллег, которые раньше казались безупречными профессионалами, их смешные или неприятные черты, вызывающие раздражение. Раздражение и недовольство ситуацией постепенно нарастает, возникают конфликты, у специалиста возникают сомнения в правильности выбранного им пути. Нервозность сказывается и на работе, и в семье, появляется неудовлетворенность собой, профессией, качеством жизни. Нарастает субъективная трудность ситуации, которая становится стрессовой; иногда она может казаться безысходной.

С ростом субъективной трудности ситуации эффективность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости, а не от профессионального мастерства. Поэтому такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, наряду с профессиональным мастерством определяет эффективность деятельности специалиста в трудных ситуациях.

Психологическая устойчивость — это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких, как тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость — не просто сумма компонентов, а интегральное образование.

Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

У специалистов нет единого мнения относительно ведущего компонента психологической устойчивости.

Одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие — эмоциональный и волевой компоненты (эмоционально(волевую устойчивость). В некоторых исследованиях в качестве ведущего рассматривается мотивационный компонент. Представляется, что применительно к кризисам профессионального становления правомерно считать ведущим компонентом психологической устойчивости именно мотивационный. Ведь основной вопрос, который задает специалист в период кризиса: «Для чего работаю? В чем смысл моей работы? Что моя работа дает людям, что меняет в окружающем мире?» Не находя ответа на эти вопросы, специалист либо идет по пути, на котором нарушения профессионального, а затем психического здоровья неизбежны, либо уходит из профессии.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.

Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально(психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).

Система требований профессии к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате анализа психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основные требования, предъявляемые профессией к психологическим и физиологическим качествам человека.

Несмотря на некоторые различия в психограммах спасателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:

  1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.) (Крюкова, 2000).
  2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.
  3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.
  4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.
  5. Социально-психологические качества: умение работать в команде.

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности (Бодров, Бессонова, 2005).

Как правило, спасатели и пожарные придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрессивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способными управлять обстоятельствами своей жизни (внешний локус контроля). В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно(спасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач.

Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.

Высокоуспешным пожарным свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.

Мотивационная сфера успешных пожарных также имеет свои особенности. У наиболее успешных пожарных выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.

Принципы отношения к жизни для возможности личностного разви­тия, направление разви­тия в наиболее благоприятное и продуктивное русло:

Умение отличать главное от второстепенного,- несмотря на, казалось бы, достаточно широкую известность и очевидную полез­ность данной мысли, практическая ее реализация в повседневной жизни осуществляется чаще всего лишь на интуитивном уровне. А между тем, превратившись в устойчивое свойство или отноше­ние личности, этот принцип может способствовать формированию четкой и ясной мотивационной линии ее поведения во всех жиз­ненных ситуациях. Принцип выбора наиболее значимых и отказа от несущественных мотивов и побуждений, став сознательным психическим действием, освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит неоценимую пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.

Внутреннее спокойствие. Это такой принцип отношения к жиз­ни, который не исключая энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет ему стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не терять самообладания даже в самые трудные, критические моменты.

Внутреннее спокойствие - это важное условие сохранения сло­жившейся у человека системы личностных ценностей, иерархии мотивов, это ясность ума и четкость поведения, это психологиче­ский «иммунитет» от ситуационных «помех», провоцирующих об­стоятельств. «Гасить» одни побуждения и правильно оценивать другие лучше всего удается именно в таком состоянии. Оно со­здает оптимальную психическую раскованность, способствует луч­шей самоорганизации личности.

Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов. И результат такого рода психиче­ских действий очень часто определяется тем, насколько она со­ответствуют или противоречат эмоциональным установкам. Хо­рошая мотивационная саморегуляция может иметь место лишь тогда, когда она опирается на высшие эмоционально-ценностные составляющие, прежде всего на принципы высокой нравственно­сти. В этом случае говорят о «нравственной мудрости» - способ­ности и готовности к достойным поступкам в любых ситуациях (в этом проявляется, например, активность жизненной позиции личности).

Знание меры воздействия на события. Каждая складывающая­ся ситуация, событие имеет свою объективную причину, внутрен­нюю логику развертывания. На определенном этапе какого-то события человек способен изменить его ход своим вмешатель­ством. Обстоятельства могут сложиться и так, что даже мак­симум проявленной активности реально ничего не меняет. Понять объективный ход событий и уметь соответствующим об­разом и вовремя вмешиваться в них может только человек, обладающий мудростью. Усиление или сдерживание своей мо­тивации в зависимости от логики развития событий делает мотивационную саморегуляцию личности гибкой и эффектив­ной.

Умение подходить к проблеме с разных точек зрения. Во мно­гих случаях одно и то же событие, явление, проблема приобре­тают разное значение в зависимости от того, с каких позиций о них судят. Мудрость предполагает практическое владение диалек­тикой полярностей, общего, единичного и особенного, части и це­лого. Человек может по-иному взглянуть на многие вещи, разре­шить некоторые свои проблемы, реально оценив различные сто­роны предмета своих размышлений. Стремление избежать одно­сторонности рассуждений не означает потерю собственной пози­ции. Любая позиция личности только выиграет от всестороннего анализа того, что составляет ее основу. Это качество бывает осо­бенно полезным в ситуациях «кризиса принятия мотива», когда человеку необходимо сопоставлять, оценивать, соединять и раз­водить различные мотивы своего поведения.

Готовность к любым неожиданным событиям. Такая способ­ность, а также отсутствие предвзятых мнений и суждений о жиз­ненной реальности дают возможность быстро перестроить мотивационные тенденции с учетом объективных обстоятельств. Однако гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, разумеется, не должны нарушать основное ядро лич­ностной мотивации.

Восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы ее видеть. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла. Умение вос­принимать действительность такой, какая она есть, находить в ней положительные и отрицательные, требующие улучшения стороны предохраняет от искаженного восприятия жизни, открывает возможности для активного, разумного разрешения проблем мотивационной саморегуляции личности.

Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. В ситуа­циях «борьбы мотивов» неразрешимые проблемы, как правило, возникают лишь в изначально заданных рамках обстоятельств. Постоянное стремление к разрешению своих противоречивых от­ношений, с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях. Включение частной про­блемы в более широкие контексты в принципе означает открытие в ней новых связей, не распознанных ранее отношений и возмож­ностей, ее разрешения.

Наблюдательность. Важное условие саморегуляции лично­сти - развитие наблюдательности не только за окружающей дей­ствительностью, но и за самим собой. Многие ненужные, бесполез­ные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой. Когда человек при­учает себя к оценке своих желаний, побуждений, мотивов как бы со стороны, ему гораздо легче управлять ими и регулиро­вать их. Наблюдательность превращается в особо ценное свой­ство для саморегуляции в различных острых, критических ситуа­циях.

Дальновидность. Это качество означает способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу их развития. Оно позволяет личности регулировать не только акту­альные, но и потенциальные аспекты своей мотивации. Дальновид­ность предохраняет человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач, побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего линии мотивации, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.

Стремление понять других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное «поле» одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимо­действует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Вы­работка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходя­щего. У мудрого человека никакой жизненный опыт — в том чис­ле и неизбежные ошибки и неудачи — не оказывается бесполез­ным. Прожитые им годы служат действенным источником жиз­ненных аналогий, которые он не забывает учитывать в последую­щей жизни. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают вхо­дить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно здесь важно бывает учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений.

Изложенные здесь принципы конечно же не ис­черпывают их полного перечня. Однако, руководствуясь этими принципами, человек получает дополнительный ресурс в  сложных жизненных ситуа­циях.

 

fireman.club

Профессиональное Развитие - это... Что такое Профессиональное Развитие?

 Профессиональное Развитие Профессиональное развитие (от лат. profiteor - объявляю своим делом) - происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной м

Психологический словарь. 2000.

  • Профессиональная Пригодность
  • Профессиональные Интересы

Смотреть что такое "Профессиональное Развитие" в других словарях:

  • профессиональное развитие — Этимология. Происходит от лат. profiteor объявляю своим делом. Категория. Происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • профессиональное развитие — процесс,характеризующий динамику необратимых изменений личности,ее основных мотивационно потребностных,когнитивных,эмоционально волевых,характерологических компонентов в ходе профессионализации …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Непрерывное профессиональное развитие — (НПР) планомерное приобретение знаний, опыта, навыков и совершенствование личных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей в течение периода трудовой деятельности... Источник: РУКОВОДСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ… …   Официальная терминология

  • Зайферт К. Профессиональное Развитие — I. К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения …   Психологический словарь

  • Профессиональное училище №6 им. П.А. Кайкова — Год основания 10 февраля 1926 года Тип НПО Директор Гудкова Галина Александровна …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель приспособление учащихся к особенностям избранной… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста — Профессиональное общение (П. о.) обеспечивает изменение, развитие ценностной сферы личности специалиста, формирование новых личностных смыслов и новых ценностей, его самореализацию как уникальной целостной личности и многогранной индивидуальности …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Профессиональное становление — развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [21] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — (РАЗВИТИЕ) формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека основы для решения актуальных социально профессиональных задач …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Профессиональное образование —     социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и …   Педагогический терминологический словарь

dic.academic.ru