ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Этапы профессионального развития личности. Профессиональное развитие личности


Профессиональное развитие личности — Мегаобучалка

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния про­фессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессио-нальности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностя­ми личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность л профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга. механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных ком­понентов, человек менял свою профессию (Crites S., 1964).

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для боль­шинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной пси- I хологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании фак­та влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбо­ра профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

поиск и выбор профессии;

освоение профессии;

социальная и профессиональная адаптация;

выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия (Кудрявцев Т. В., 1986).

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последу­ющих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполне­ния деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобре­тая специфическую форму и содержание (Поваренков Ю. П., 1991).

Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имею­щий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрица­тельное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разно­го рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях про­фессионального развития

 

Типология темперамента.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.

Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны.

Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.

 

megaobuchalka.ru

Глава 24. Профессиональное развитие личности

Краткое содержание главы Соотношение личности и профессии. Проблема профессионального становления личности. Этапы профессионализации личности. Стадии профессионального развития. Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Формирование мотивов профессиональной деятельности. Формирование профессиональных знаний и представлений. Формирование профессионально-важных качеств личности. Регрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональная деформация личности. Проявления профессиональной деформации в мотивационной и познавательной сферах. Профессиональная деформация личностных характеристик. Феномен психического выгорания.

24.1. Соотношение личности и профессии

 

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций. В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных компонентов, человек менял свою профессию (Crites S., 1964). Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятом в отечественной психологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации: 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности. На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия (Кудрявцев Т. В., 1986). Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание (Поваренков Ю. П.,1991). Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях про-фессионального развития.

studfiles.net

Глава 24

Источник (фрагмент): Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружини­на. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-272-00260-1

Профессиональное развитие

личности

Краткое содержание главы

Соотношение личности и профессии. Проблема профессионального становления лич­ности. Этапы профессионализации личности. Стадии профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Формирование мо­тивов профессиональной деятельности. Формирование профессиональных знаний и пред­ставлений. Формирование профессионально-важных качеств личности.

Регрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональная деформация личности. Проявления профессиональной деформации в мотивационной и по­знавательной сферах. Профессиональная деформация личностных характеристик. Фено­мен психического выгорания.

24.1. Соотношение личности и профессии

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния про­фессии наличность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессио-нальности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностя­ми личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность л профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга. механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных ком­понентов, человек менял свою профессию (CritesS., 1964).

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для боль­шинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной пси- Iхологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании фак­та влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития.Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбо­ра профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

  1. поиск и выбор профессии;

  2. освоение профессии;

  3. социальная и профессиональная адаптация;

  4. выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия (Кудрявцев Т. В., 1986).

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последу­ющих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполне­ния деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобре­тая специфическую форму и содержание (Поваренков Ю. П., 1991).

Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имею­щий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрица­тельное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разно­го рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях про­фессионального развития.

studfiles.net

Этапы профессионального развития личности.

Поиск Лекций

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором И. С. Кон (1980) выделяет следующие этапы.

I этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

II этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем какой-либо профессии.

III этап - предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются личностью сначала с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии профессионального самоопределения, но ценностные аспекты, как наиболее обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности.

IV этап - принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работа.

В профессиональном самоопределении Э. Гинзберг выделил 3 периода профессионального развития: период фантазий (6-11 лет), когда ребенок проигрывает разные профессиональные роли; период пробных выборов (11-17 лет), когда рассматривается соответствие своих способностей различным профессионального развития; после 17 лет - стадия исследования, кристаллизации и детализации, когда оцениваются различные факторы, влияющие на профессиональный выбор, который реально осуществляется в период от 17 до 20 лет.

Многие зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют 3 этапа: фантазийный выбор (10-13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше) (цит. по Е. П. Ильину, 2002).

В западной психологии аналогом самоопределения выступает эго-идентичность, которая, по мнению Э. Эриксона (1996), представляет собой центральное качество, сигнализирующее человеку о его связи с социальным миром. Она выражается в центрированности человека на себе, отождествлении с социальным окружением, определении ценности человека, его социальной роли. Сформированность идентичности имеет следующие уровни:

- высокий - молодые люди преследуют самостоятельно поставленные профессиональные и идеологические цели;

- средний - молодые люди преследуют профессиональные и идеологические цели, определенные их родителями;

- низкий (диффузный) - профессиональные и идеологические цели еще не определены;

- кризис идентичности - молодые люди не способны самостоятельно решать свои профессиональные и личностные проблемы, что затрудняет жизненное и профессиональное самоопределение. Стремление решить задачу идентичности в юности может привести к мучительным переживаниям по поводу выбора профессиональной карьеры.

Э. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности, которые он относит к VI фазе психосоциального развития личности. VII фаза характеризуется дальнейшим профессиональным развитием личности (цит. по Р. Бернсу, 1986).

VI фаза. Молодость, 18-25 лет. В этот период (по Эриксону, «ранняя зрелость») - ориентация на получение профессии. Стабильная идентичность, адекватная оценка личности. Позитивное реальное отношение к своим личностным свойствам, ценностям, способность строить систему многоплановых отношений с самим собой и другими людьми.

VII фаза. Взрослость. Психическим новообразованием на этой стадии психосоциального развития является чувство продуктивности, реализующееся в потребности человека в творческой деятельности, развитии чувства преемственности с предыдущими поколениями. Своеобразие развития личности на ступени взрослости определяется актуализацией чувства самореализации, которое раскрывается в творческой продуктивности.

Вышесказанное позволяет рассматривать профессиональное самоопределение и профессиональную идентичность как разновидности самоопределения и идентичности личности.

В концепции поуровневого становления личности в онтогенезе Д. И. Фельдштейн называет третий уровень подросткового развития как утверждающе-действенный (14-16 лет). Он связан с резким ростом потребности применить освоенный подростком круг возможностей (способности, качества), что вызвано осознанием его места среди людей, актуализацией потребности в самоопределении. Подростка отличает тенденция-стремление проявить свое «Я», соответствуя ценностям и целям общества (цит. по С. П. Иванову, 1999).

Концептами развития личности в онтогенезе А. В. Петровского являются адаптация, индивидуализация и интеграция. Применительно к возрастному периоду юности (16-18 лет) адаптация - это вхождение в новый тип группы -профессиональную общность. В это время актуализируется потребность личности в самоопределении, в том числе и профессиональном. Под адаптацией А. В. Петровский имеет в виду присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление в личности социально-типического; индивидуализация - открытие или утверждение «Я». Индивидуализация проявляется в избрании наиболее значимой и перспективной для личности профессиональной группы. Интеграция выражается в том, что, встраивая свое «Я» в систему отношений, личность, проявляя свой социальный интерес и развивая свою индивидуальность, обретает возможность для самореализации и творчества (цит. по С. П. Иванову, 1999).

poisk-ru.ru

Профессиональное развитие личности

Профессиональное развитие личности

43. Профессиональное развитие личности и его стадии.

Работа играет важную роль в жизни ч-ка и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Специальные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и влияет на позитивное представление человека о себе. Профессиональное развитие личности – это совершенствование человека как субъекта труда, т.е. совершенствование его профессиональных способностей, знаний, умений, достижение лучших проф. результатов, карьерный рост и т.д.

Периодизация развития ч-ка, как субъекта труда представлена многими отеч -ми и заруб-ми авторами: Периодизация Сьюпера, он выделяет 5 основных этапов проф -й зрелости.1 стадия роста, на которой происходит развитие интересов и способностей от 0 до 14 лет. 2 стадия исследовательская – опробование своих сил с 14 до 25. 3 стадия утверждения – проф -е образование и упрочение своих позиций в обществе 25-44лет. 4 стадия создания устойчивого профессионального положения 45-64 года. 5 стадия профессиональный спад, уменьшение проф -й активности 65 и более.

Маркова выделяет этапы освоения профессии 1. адаптация к проф -и 2. самоактуализация ч-ка в проф -и (приспособление к проф -и, выработка индив -х, проф -х норм).3. гармонизация ч-ка с поф -ей (ст. близка по смыслу со ст .м астерства по Климову) 4. преобразование – ч-к начинает обогащать свою проф-ю.5. свободное владение несколькими проф -ми (по Климову «наставник») 6. этап творческого самоопределения себя как личности.

Фактором профессионального развития личности является внутренняя среда личности и её активность, потребность в самореализации.

  • НА ГЛАВНУЮ
  • Здоровье — жизнь, спорт и красота.
  • ВВС РОССИИ, БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ, АВИАНОВОСТИ

Источник: Профессиональное развитие личностиПрофессиональное развитие личности и его стадии.http://psygos.ru/otvet/43.php

Профессиональное развитие личности

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ <*>

Эльканов Расул Дахирович, докторант кафедры экономики НЧОУ ВПО «Армавирский лингвистический социальный институт», кандидат экономических наук.

В статье рассматриваются вопросы развития личности, отмечается, что в психологии последнего времени делается попытка создать типологию карьеры, в связи с чем разработаны специфические критерии, по которым создаются карьерные типологии. Соответствие человека и профессии характеризуется как своеобразная гармония, сопряженность, согласование, призвание, критериями которого является успешность, адаптированность, удовлетворенность и даже идентификация человека и его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личность, профессия, особенности, карьера, выбор, профессионализм.

The article considers the issues of development of personality; notes that contemporary psychology attempts to create typology of career; in this connection there were worked out specific criteria for creation of career typologies. Conformity of person and profession is characterized as a specific type of harmony, congruence, compliance, vocation, the criteria of which is success, adjustment inventory, satisfaction and even identification of a person and professional activity thereof.

Key words: personality, profession, peculiarities, career, choice, professionalism.

Источник: Профессиональное развитие личностиПрофессиональное развитие личности,Выселение граждан из жилых помещений, адвокаты, юристы, адвокатские услуги, юридические услуги, адвокатское бюро, помощь, юридические консультации, сопровождение сделок, регистрация, лицензирование, лицензии, иммиграция, визы, разрешение на привлечение иностранных специалистов, разрешение на работу, разрешение на временное проживание в России, разрешение на работу, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство, гражданство, недвижимость, юридические документы, брачный контракт, мировое соглашение, договор, учредительные документы, абонементное юридическое обслуживание, избирательные компании, исполнительное производство, банкротство, налоговые споры, 776-12-72, признание права собственности на недвижимость, признание права собственности через суд, оформление права собственности, регистрация прав собственности, вещные права, бесплатная консультация, консультация онлайн, консультация Online, снос домов, пятиэтажки под снос, план сноса домов, права нанимателя при сносе дома, права собственника при сносе дома, раздел имущества, раздел имущества супругов, раздел долгов супругов, развод, расторжение брака, судебное расторжение брака, развод в суде, раздел имущества в судеhttp://www.center-bereg.ru/l1034.html

Профессиональное развитие личности как процесс

Основные этапы профессионального развития личности

Проблема профессионального развития личности является отражением более общей проблемы соотношения человека и профессии в целом. Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия.

Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций. В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Кроме этого, он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможности реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности.

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной психологии. Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении ее в ходе профессионального развития[24].

Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности. Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь.

Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности. Рассмотрим этапы профессионального пути.

Этапы профессионального пути по Сьюперу.

Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я-концепцию».

1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается[9].

Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту

Приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути:

1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их «Я-концепции».

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4. Становление профессионала (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они реализуют свою гражданскую и социальную ответственность, с которой сопряжен их труд, и выполняют свои обязательства перед обществом.

6. Размышление о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях[9].

Этапы профессионального пути по Е. А. Климову

Формирование личности представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

Адепт (или фаза адепта). Подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт — человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Адаптант (или фаза адаптации). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.

Интернал (или фаза интернала) — это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (или фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

Авторитет (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями [9].

Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, «кризис рождения профессионала». Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям[4].

Профессиональное развитие личности — достаточно сложный процесс, имеющий разные стороны; человек не только улучшает и развивает свои знания, умения, навыки и профессиональные способности, но также может испытывать негативное воздействие этого процесса. В связи с этим можно говорить о прогрессивной и регрессивной стадиях профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Данная стадия, прежде всего, связанна с формированием мотивов профессиональной деятельности и структур профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности[25].

Регрессивная стадия профессионального развития личности. Эта стадия показывает, что профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций и специфических состояний, например психического выгорания[25].

Источник: Профессиональное развитие личности как процессОсновные этапы профессионального развития личности Проблема профессионального развития личности является отражением более общей проблемы соотношения человека и профессии в целом. Существуют двеhttp://studbooks.net/899864/psihologiya/professionalnoe_razvitie_lichnosti_protsess

Профессиональное становление

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Источник: Профессиональное становлениеУправление персоналом Управление человеческими ресурсами Философия управления персоналом Принципы и методы управления персоналомhttp://www.grandars.ru/college/biznes/professionalnoe-stanovlenie.html

fxevolution.ru

Профессиональное развитие личности

Количество просмотров публикации Профессиональное развитие личности - 87

Раздел II.

Раздел I.

Предмет, задачи и истории развития ППО

Отрасли психологии:

· Теоритическая (фундаментальная) – общая, социальная, зоопсихология

· Прикладная психология– педагогическая, психология труда, клиническая психология

ППО – исследует психологические механизмы, обучение, воспитание и овладение профессией в системе профессионального образования.

Концептуальные основы ППО

1. Психика развивается в процессе деятельности, входе присвоение социального опыта накопленного человечества.Лев Семенович Выготский

2. Деятельность и сознание едины.

3. В процессе развития человек овладевает своими психическими функциями, средством овладения является речь.

4. Развитие психики происходит скачками, чередуются периоды количественных и качественных изменений.

5. Личность - ϶ᴛᴏ целостное психологическая структура, формирующаяся на базе усвоение общественных форм сознания и поведения.

6. Обучение является основной причиной развития. Оно эффективно, в случае если учитывается возрастные и индивидуальные особенности.

7. Учебная деятельность - ϶ᴛᴏ особый вид деятельности ведущей на определœенном этапе развития личности.

8. Обучение характеризуется, как активное взаимодействие, между обучающим и обучающимся.

Проблемы ППО

1. Проблема содержания профессиональной подготовки.

2. Проблема организации профессионального образования.

ü Принципы организации профессионального образования

Ø Соответствие современным мировым тенденциям

Ø Фундаментализация профессионального образования

Ø Индивидуализация профессионального образования

Задачи ППО

1. Изучить возрастные и индивидуальные особенности личности в системе профессионального образования.

2. Изучение человека, как субъекта профессиональной деятельности его жизненного и профессионального пути.

3. Изучение психологических основ профессионального обучения и воспитание.

4. Изучение психологических особенностей разной видов деятельности

Направление исследование в ППО

1. Разработка профессиограмм (научное описание профессий) и психограмм.

2. Изучение закономерностей формирование профессиональных умений и развитие способностей.

3. Исследование изучение условий совершенствование профессионального умения и развитие способностей.

4. Разработка теоритических психологических проблем профессионального обучения.

14.09.12.

Лекция 2

Этапы развития ППО

Этапы:

1. Психотехнический.

Психотехника - сфера научных знаний о работающем человеке, синтезирующая знания из физиологии, гигиены, социологии, психологии и других наук о труде.

A. Профессиональный отбор, профессиональное консультирование, профессиональное обучение, борьбы с утомлением, и производственным утомлением.

Научное исследование:

ü Изучение профессий и составление психограмм - ϶ᴛᴏ упорядочивание описание профессионально важных качеств.

ü Разработка тестов для оценки профессионально важных качеств.

ü Изучение профессий – профессиография

Центральный институт труда (ЦИТ) руководил им Гастев А. К.

Решались задачи массового профессионального обучения - ϶ᴛᴏ формирование биологических и биомеханических установок, соответствующих установочным стандартам. Программированным реакциям и движениям приспособленные к механизму и образующую комплекс реакции живого работника и машинных движений.

B. Основной проблемой стала реконструкция профессий выработка типологий профессий и выделœение новых признаков и требований работников.

Задачи:

ü Формирование обобщенных знаний умений и навыков – политехнизм.

Основные ученые, которые внесли вклад в развитие ППО:

ü С.Л. Рубинштейн, изучал осмысленную деятельность как основу связи как человека с миром

ü Н.А. Бернштейн, изучал психологическую природу произвольных движений экспериментальным путем.

Постановление ʼʼО педологических извращенияхʼʼ Наркомпросса 1937 года. – Остановила развитие психотехники и педологии.

2. 30-50е годы.

Основная проблема:

ü Проблема профессионального мастерства, то есть выявление закономерностей формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Направление исследований:

ü Разработка инструкционных карт - последовательность работы.

ü Изучение динамики, формирование производственных навыков.

ü Изучение изменений формирования навыков под влиянием мотивов, самоконтроля знания результатов и т.п.

ü Изучение изменения навыков после обучения.

ü Изучения возможностей переноса и обобщение навыков.

Был сделан вывод, что профессиональные особенности формируются в деятельности. Процесс формирования зависит не от количества упражнений, а от организации деятельности. Она должна быть активной, целœенаправленной, сознательная имеющая смысл.

3. 50-70е годы.

Основная проблема:

ü Формирование развития активной творческой личности специалиста.

Основные направления исследований:

ü Разработка основ программированного обучения на базе теории поэтапного формирования умственного действий П.Я. Гальперин.

ü Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. изучали основные изменения личности.

ü Изучение сложных видов труда, летчики, операторы, диспетчер и т.п.

4. 80-90е годы.

Основная проблема:

ü Изучение личности, как фактора надежности и успешность профессиональной деятельности. Надежность – постоянство, уверенность.

ü Ананьев Б.Г., Платонов К.К. – рассматривали особенности личности, как важнейшую детерминанту профессионального обучения.

Основные исследования:

ü Анализ профессиональных качеств личности

ü Исследование формирования профессионально важных качеств (ПВК) в профессиональной деятельности.

ü Изучение профессиональной самооценки и устойчивости и другого как регулятора профессиональной деятельности

Проблема самоопределœения в условиях рыночной экономике в настоящее время Актуальным стало изучение кризисов и безработицы.

21.09.12.

Лекция 3

Труд как особый вид деятельности человека.

Деятельность в широком смысле - ϶ᴛᴏ способ существование человека и общество в целом.

Особенность деятельности - ϶ᴛᴏ активное отношение к миру направленное на целœесообразное изменение и преобразование.

Деятельность в психологическом узком смысле - ϶ᴛᴏ совокупность процесса реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением.

Виды деятельности:

ü Общение

ü Игра

ü Учение

ü Труд

Процессы деятельности:

ü Преобразование мира субъектам (опредмечивание)

ü Изменение человека или субъекта за счёт впитывание части предмета мира (распредмечивание).

Основные характеристики деятельности:

ü Предметность

ü Социальная общественная природа

ü Опосредованность(с использованием средств)

ü Целœенаправленность (запланированному результату)

ü Инициированность субъекта

ü Продуктивность

Структура деятельности:

ü Побудительные

Ø Потребность

· Биологические

· Социальные

Ø Мотив

Ø Цель – образ будущего результата деятельности

ü Исполнительные

Ø Действие осознаются человеком

Ø Операции не осознаются человеком

Условие деятельности:

ü Внешние условия

ü Внутренние условия

Части деятельности:

ü Ориентированная часть – анализ ситуации и возможности

ü Исполнительная – включает реализация намеченных целœей

ü Контролирующая и корректирующая, оценка, достигнута ли цель

В ходе развития деятельности ее структурные элементы видоизменяются:

ü действие может стать операцией и наоборот

ü действие может стать деятельностью

Труд - ϶ᴛᴏ деятельность, направленная на создание общественно полезных материальных и духовных продуктов. Протекает в обязательно организационных формах.

Мотивами труда являются:

ü Чувства долга

ü Ответственности

ü Материальный интерес

ü Интерес к результату или процессу

ü Привычка трудиться

Психологические признаки труда (Климов Е.А.):

ü Сознательное предвосхищение, социально ценного результата

ü Сознание обязательность достижения заданного результата

ü Владение внешними и внутренними средствами деятельности

ü Ориентировка вмежлюдских производственных отношениях

Развитие представление о смысле труда:

ü Труд, как условия выживания

ü Труд как обязанность и долг человека

ü Труд как производственная техническая крайне важно сть

ü Труд как условие социального статуса

ü Труд как личностная потребность и условие развитие человека

Трудовая деятельность состоит из двух сложных образований:

ü Объект труда (трудовой процесс)

ü Субъект труда человек или группа людей

Структура объекта труда:

ü Предмет труда, социально фиксированная система признаков объекта труда, которыми мысленно или практически оперирует в ходе профессиональной деятельности

ü Средство труда

ü Цели труда

ü Условия труда или профессиональная среда

Субъект труда:

ü Внешняя структура, включает в себя деяние, целостный этап трудовой деятельности психологические действия и операции

ü Внутренняя структура, личностные характеристики, мотивы ценности и так далее. Психологические характеристики

ü Психофизиологические характеристики

Типы трудовых или профессиональных действий:

ü Двигательные или психомоторные действия

ü Перцептивные или действия восприятия

ü Мнемические – приемы запоминаия

ü Имажитивные(= образ)

ü Логические

ü Действие контроля

ü Интерперсональные

28.09.12.

Лекция 4

Теории мотивации труда

Понятия мотивация

1. Мотив = потребность

2. Переживание потребности и ее удовлетворения

3. Мотив как предмет потребности

4. Мотивация - ϶ᴛᴏ сложное объединœение движущих сил поведения, представлены субъекту в виде потребности интересов влечений целœей, идеалов, непосредственно предопределяющих человеческой деятельностью

5. Мотивационная сфера, включает в себя аффективную и волевую сферу, представляет собой совокупность стойких мотивов, имеющих определœенную иерархию и выражающих направленность личности

Структуры компоненты мотивации (по Додонову Б.И.)

1. Удовольствие от самой деятельности (игра)

2. Значимость для личности непосредственного результата деятельности (печет пирожки, строить дом)

3. Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность

4. Принуждающее давление на личность

Виды мотивов труда:

1. Стимул - ϶ᴛᴏ внешние объекты события, отношения, вещи (зарплата͵ удобный график и т.п.). Несвязанные с содержаньем труда, и несвязанные с потребностью человека

2. Удовлетворенность трудом - ϶ᴛᴏ возможность систематически удовлетворять в труде свои главные потребности

3. Профессиональные интересы:

ü Эмоциональное предпочтение человека освоенью новых видов знания

ü Интерес как разновидность мотива

4. Профессиональные склонности - ϶ᴛᴏ эмоциональные предпочтения человека определœенных видов занятия, деятельности связанные с профессией (нравится готовить пищу, нравится ремонтировать машину)

5. Продуктивность труда показатель успешности, признаки которого высокие качества и скорость работы

История исследования трудовой мотивации

1. 1918 год – Ч. Мейерс директор Лондонского института индустриальной психологии. В случае если работникам интересно работать, то они без дополнительных затрат будет работать более продуктивно.

Д. Фрайер исследование удовлетворенности и интересов

2. Теория мотивации А. Маслоу

3. Фредерик Герцберг двухфакторная теория мотивации последователь Маслоу.

ü М-факторы, заставляют работать более интенсивно и эффектно, возможность карьерного роста͵ высокая зарплата и признания

ü А-факторы создают, приятную атмосферу в труде делают, работу привлекательней, отсутствие грязи, шума, хорошее отношение с коллегами и руководством, удобное расположение работы.

4. Развитие концепции гуманизации труда

Принципы концепции

ü Труд должен быть естественной потребностью человека и приносить ему удовлетворения

ü Необходимо проектировать виды работы, приносящие человеку удовлетворенность

ü Необходимо изменять способы работы, которые порождают неудовлетворенность

5. Методология психоанализа Д. Мак-Клелланг, использовал проективную методику ТАТ для изучения труда мотива.

ü Потребность достижения, мало осознанное побуждение действовать максимально качественно и эффективно. Стремление к сложенным задачам, преодоление трудности, индивидуальные формы работы.

ü Потребность во власти – стремление оказывать влияние на других и публично заявлять о себе, склонность к агрессивным действиям поиск руководящих позиций и любовь к престижному

ü Аффилиация – стремление к теплым дружеским связям и отношениям, групповые формы работы, чувствительны к оценке других, избегают соревнования

6. Дж. Аткинсон более подробно изучал потребность достижения, считал что это разновидность само актуализации. Проявляется в двух видах побуждения:

ü Стремление к успеху, вызывает действия, ведущие к достижению результата

ü Стремление к избеганию не удач подавляет выполнение действий способность привести к провалу. Проявляется к избеганию содержащее потенциальную угрозу

7. Виктор Врум – теория ожиданий, (мотивация = усилие результат)*(результат вознаграждение)*валентность вознаграждения

8. М. Чиксентмихайя , обладает особое состояние – ʼʼпотокʼʼ. Состояние зависит от опыта человека и трудности задачи

труд

опыт

апатия скука

05.10.12

Лекция 5

I. Теории жизненного пути:

Шарлота Бюлер, она определила 5 фаз:

1. До 16 до 20 лет, предшествует самоопределœению личности идет по пути, который кто-то другой выбирает для личности

2. 16-20 – 25 лет – фаза проб и ошибок, жизненные цели не реалистичны и подвержены изменению

3. 25-30 – 40-45 лет – фаза зрелость, построение семьи и определœение с профессией, желание реалистичны, устанавливается самооценка, ᴛ.ᴇ. она становится устойчивая.

4. 45-50 – 65-70 – стареющий человек, завершается профессиональная деятельность из семьи уходят дети, усиливается склонность к мечтам, одиночество и прекращается постановка жизненных целœей

5. 65-70 – смерть – распад семьи, ослабевают и исчезают социальные связи, обращение к прошлому тревога предчувствие конца и желание покоя

Исследование позволило сделать выводы:

1. профессиональное созревание это процесс, который длиться всю жизнь

2. профессиональный путь человека и его этапы неразрывно связанны с возрастным развитием и общим становлением личности

II. Этапы профессионального пути Д. Сьюпер, основанием делœения этих этапов было актуализация Я - концепция, определœение способностей и склонностей.

Этапы:

1. Рост от рождения до 14 лет – определœение способности и интересы

2. Исследование 15 – 24 лет – определœение интересов и способностей простых видов профессиональной деятельности. Планирование профессиональной деятельности

3. Упрочение карьеры 25 – 44 сохранение выбора рода занятия, конкуренция стремление занять прочное положение в выбранной деятельности

4. Сохранение достигнутого 45 – 64 – усилие по сохранение положения на производстве или службе

5. Спад снижение физических и умственных сил

III. Этапы профессионального пути Г. Хейвигхерст основание для определœения установок и трудовых навыков, позволяющих стать полноценными работниками

Этапы:

1. Идентификация работника от 5до7 лет формирование установок намерение работать в будущем

2. Приобретение базовых трудовых навыков и формирование трудолюбие от 10до15 лет

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности от 15до25 лет – выбор и подготовка к профессии

4. Становление профессионалов 25-45 лет – совершенствование профессиональной способности и мастерства продвижение по служебной лестнице

5. Работа на благо общество 40-45 – 70 лет – определœение гражданской и социальной ответственности выполнение обязанностей перед обществом

6. Размышление о профессиональной деятельности.

IV. Фаза развития профессионала по Климову Е.А.

1. Предыгра до 3х лет – освоение и формирование психических функций простейших правил поведения и моральных оценок, которые становится основой приобщение личности к труду

2. Игра 3-6 – 8 лет овладение смысла профессиональной деятельности

3. Овладение учебной деятельностью от 6до12 лет – развитие самоконтроля, самоанализа, планирование деятельности

4. Оптация (с лат выбор) до 14-18лет – подготовка к труду выбор и планирование профессионального пути

5. Адепт – профессиональная подготовка

6. Адаптант - ϶ᴛᴏ вхождение в профессию от нескольких месяцев до 2х-3х лет

7. Интернал - ϶ᴛᴏ выполнение профессии на стабильном нормальном уровне

8. Мастер - ϶ᴛᴏ лучшие среди обычных и хороших работников

9. Авторитет - ϶ᴛᴏ лучший среди мастеров

10. Наставник – способность не только работать хорошо, но и обучать других

12.10.12

Лекция 6

referatwork.ru

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - это... Что такое РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ?

 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ –формирование индивида его профессиональных навыков в результате профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе Р. л.-п. происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности.

1. Направленности личности:

– расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

– актуализация мотивов достижения;

– возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

– повышение компетентности;

– развитие и расширение умений и навыков;

– освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

– повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

7. Развитие акмеологических инвариант профессионализма.

 

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Развитие личности
  • РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ

Смотреть что такое "РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ" в других словарях:

  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста — Профессиональное общение (П. о.) обеспечивает изменение, развитие ценностной сферы личности специалиста, формирование новых личностных смыслов и новых ценностей, его самореализацию как уникальной целостной личности и многогранной индивидуальности …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Профессиональное общение: компоненты — Професииональное общение (П. о.) это специфическая деятельность в системе «субъект субъект», возникающая на основе и по поводу производства какого либо материального или идеального продукта, основанная на движении психол. информации, направленная …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Индивидуальное сознание — Личность  относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и… …   Википедия

  • Деловые отношения в организации — выступают как взаимоотношения, определяют сущность и психол. содержание деловых контактов работников, ориентированных на согласование действий и поступков. Они регулируются распределением прав, обязанностей и ответственности между подразделениями …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Организационных отношений психология — Организационные отношения, выступая как взаимоотношения, определяют сущность и психологическое содержание контактов групп работников ПОО, ориентированных на согласование действий и поступков. Они регулируются распределением прав, обязанностей и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • АКМЕОГРАММА — – основной метод акмеографического подхода. А. – специфическая система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. А. всегда индивидуальна, составляется исключительно …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия

  • ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ (́КРАТКИЙ ОЧЕРК) —         Психотерапия, как и любая другая отрасль медицины, имеет свою историю как науки и практики врачевания.         Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный, многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологический институт им. Л. Г. Щукиной — Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт» Российской академии образования Руководители Основатель и первый директор Георгий Иванович Челпанов Директор Виталий Владимирович Рубцов Основани …   Википедия

  • АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ — классифицируются на: обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; выражающих характеристики изменяющихся систем «субъект»,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

psychology_pedagogy.academic.ru