ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Развитие зрелой личности и ваш личностный рост. Личностный рост и саморазвитие как активный процесс


Развитие и рост личности - в психологии, процесс, теории, методики

Развитие и рост личности

Так называемый личностный рост – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я».

Говоря иными словами, развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.

Совершенствование представляет собой наиболее значимый смысл жизни и деятельности любого человека. Как процесс, развитие делает возможными какие-то определенные изменения в своем характере, опыте, навыках и умениях. Совершенно понятно, что личностный рост у каждого субъекта является уникальным и неповторимым, так как представление об идеальном «Я» у каждого индивидуума свое.

Личностный рост в психологии

Саморазвитие в качестве инструмента личностного роста заключается в постоянном и непрерывном повышении субъектом собственного потенциала. Потенциалом при этом принято считать определенную систему личностных характеристик и ценностей индивидуума.

То есть, речь идет о конкретном наборе индивидуальных способностей человека сохранять определенные внутренние ценностей, содержать свою мотивацию и целеустремленность в соответствии друг с дружкой. Потенциал – это тот показатель, который дает возможность принимать определенные решения и не только регулировать свою деятельность самостоятельно, но исходить при этом из личных критериев возможностей ее применения.

В первую очередь рост личности подразумевает победу над определенными качествами своей индивидуальности, которые рассматриваются как «слабости». Это может быть определенный страх, фобия, комплекс, нерешительность… Все то, что представляет собой преграду на пути к достижению и формированию «Я» идеального. Личностный рост в психологии рассматривается как самостоятельное развитие индивидуума, целью которого является потребность стать лучше, чем в настоящее время. При этом стоит отметить, что данный процесс является своеобразным эмоциональным трудом, задающим постоянный темп работы индивидуума над самим собой.

Конечно, эффективность развития и роста личности во многом зависит от собственных усилий индивидуума. Однако, одних только этих усилий недостаточно, так как требуется еще доброжелательная атмосфера вокруг индивидуума, который задается определенной целью. Внешние факторы, а также настроение и оценка окружающих, могут подавить мотивацию и целеустремленность субъекта к формированию идеального «Я», буду настроенными критично в отношении его идеалов.

Человек, который ставит перед собой целью увеличение своего потенциала, стремится не только к обычному общению и контакту с окружающими его людьми, а всячески добивается совместного взаимодействия. В общении с окружающими такой субъект становится достаточно открытым, выражает непринужденность и раскованность. При этом он также не утрачивает взгляда на реальность, демонстрирует активные позиции и гибкость в разрешении возникающих проблем или конфликтов.

перейти наверх

Теории личностного роста

В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования «Я» идеального, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки.

К примеру, существует теория, в основе которой лежит «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.

Также отмечают экзистенциональную теорию, заключающуюся в том, что любой рост личностных характеристик субъекта основывается на процессе самопознания. Как результат – индивидуум достигает определенной внутренней гармонии, посредством которой меняются его взгляды на мир и свое поведение.

Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый субъект изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий.

При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.

перейти наверх

Процесс саморазвития

Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке. Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой. Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.

Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.

По сути, самопознание и саморазвитие осуществляется индивидуумом на протяжении всей его жизни с момента формирования понятия личного «Я». По мере протекания этих двух процессов. С личностью происходят некоторые изменения, которые заключаются в расширении его кругозора, мышления, навыков. Постепенно формируется понимание, что саморазвитие представляет собой бесконечный уникальный процесс, который не только позволяет видеть мир и происходящее в нем целиком, а не в частности. Он делает жизнь интересней и насыщенней.

перейти наверх

Методики личностного роста

Конечно же, первым делом на путь к саморазвитию толкает осознание и принятие того факта, что текущее положение дел и состояние субъекта не устраивает его самого. Отмечается колоссальное отличие «Я» реального от «Я» идеального и появляется желание изменить себя. Так какие методики личностного роста позволят добиться приближения к своему идеальному образу?

Среди всех доступных методов зачастую отмечают ознакомление со специализированной литературой или видеоматериалами. Несмотря на некоторую «банальность» способа, он является достаточно эффективным. В настоящее время специалистами создано большое множество обучающих материалов, которые могут представлять собой постоянное целенаправленное воздействие на мотивацию личности. А ведь это лежит в основе успешной работы над самим собой.

Если самостоятельного обучения недостаточно, рекомендуется посещать специализированные тренинги и курсы, проводимые в вашем городе. Такой метод может быть достаточно эффективным, однако, не стоит забывать о его главной отрицательной черте: коллективные занятия лишены специфической индивидуальности подхода, которая очень важна в данном случае. Исходя из этого, можно отметить, что наиболее оптимальным вариантом представляются индивидуальные занятия со специалистом – психологом или психотерапевтом.

Не стоит забывать, что любой этап жизненного роста базируется на конкретной цели. Говоря иными словами, правильно поставленная и четко видимая цель является одним из решающих факторов для движения вперед. Существующие методики и даже индивидуальные занятия представляют вам стандартные модели развития личности. Необходимо понимать, что они эффективны лишь на первых этапах, а дальнейшее саморазвитие возможно лишь в условиях сочетания их с вашими личными идеями и стремлениями.

psytheater.com

Пять этапов самосовершенствования и личностного роста

Пять этапов самосовершенствования и личностного роста

Автор: Pичapд Бoяциc (Richаrd Bоуatzis), руководитель кафедры организационного поведения в Школе менеджмента Уэдерхед (Weatherhead School of Management) университета Case Western Reserve (Cleveland, Ohio). Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.

 

Если в человеке начинают происходить внутренние изменения, это всегда не случайно. Другое дело, что, не обладая развитым самосознанием, можно долгое время этого не замечать. Иногда мы не способны уловить перемены в своем поведении, пока нам не укажут на них другие. Поэтому даже долгожданные перемены, к которым мы столько готовились, нередко воспринимаются нами как неожиданность.

Большинство людей переживает важные события в своей жизни как некое откровение. Однако если человек наделен развитым самосознанием, процесс изменений представляется ему в виде ровного, последовательного движения. Одна из важнейших задач любого грамотного лидера — научиться вовремя распознавать перемены и осмысленно управлять процессом личностного развития и освоения новых навыков.

Предлагаемая модель целенаправленного самосовершенствования поможет вам успешно менять свои личностные качества и делать это с воодушевлением и энтузиазмом. Наши исследования показали, что процесс личностного роста включает в себя пять этапов:

  1. Мое идеальное «я»: чего я хочу от жизни и каким человеком стремлюсь стать — так мы рисуем картину желаемого состояния.
  2. Моя реальная сущность: как я себя проявляю и как меня воспринимают окружающие. Сравнение реальной сущности с идеальным «я» позволяет нам выявить свои достоинства и недостатки — так мы подводим «личностный баланс».
  3. Моя программа самосовершенствования. С ее помощью мы можем найти применение своим сильным сторонам, а также приблизиться к своему идеалу и, возможно, преодолеть какие-то слабые стороны (или сохранить существующее положение дел в бизнесе и личной жизни, если оно уже отвечает идеалу).
  4. Опробование на практике новых способов поведения, тренировка новых навыков, укрепление и развитие положительных качеств.
  5. Установление и поддержание тесных личностных отношений с окружающими. Гармоничные отношения с людьми помогут нам осуществить изменения и развить лидерский потенциал.

 

Этот процесс носит циклический характер. Чтобы преобразиться как личность, обрести гармонию и достичь идеала, человек должен пройти все пять стадий цикла. Когда человек хочет достичь гармонии с самим собой и окружающими, большую роль играет оптимизм, который служит своего рода эмоциональным мотором.

Не менее важны эмпатия, делающая человека чутким и участливым, а также активное сознание, благодаря которому процесс самосовершенствования становится более последовательным и осмысленным. Только при наличии этих трех качеств можно сохранять здоровый эмоциональный настрой, эффективность и плодотворные отношения с людьми. Здесь необходимы решительность и терпение.

 

Так называемое идеальное «я» — это возникший у вас новый образ человека, каким вы хотели бы стать. Таким образом, определение цели, в сторону которой нужно было двигаться, является первым этапом вашего личностного роста. Все начинается с мечты — о себе, о жизни, о работе.

Научные работы в области спорта, психологии и медитации говорят о том, что представление об идеальном «я», оживляющее наши стремления и мечты, мобилизует эмоциональные ресурсы и высвобождает психическую энергию. Однако, несмотря на то, что мы прекрасно осведомлены о пользе таких идеальных представлений о себе и будущем, нам не удается зацепиться за этот спасательный круг. Мы делаем то, чего ждут от нас другие, а не то, о чем мечтаем сами, а то и попросту остаемся глухи к своим мечтам и не понимаем, чего хотим от жизни. Поэтому первая ваша задача — отыскать свою мечту, свое собственное представление о себе и своей жизни.

 

Определить, кто мы есть на данный момент, постичь свою истинную сущность — значит реализовать второй этап процесса самосовершенствования. Чтобы двигаться от действительного к желаемому, нужно иметь представление о том, как вас видят другие, и понимать, соответствует ли их восприятие вашей самооценке.

Точная самооценка требует развитого самосознания и готовности признать свои недостатки. Чтобы увидеть свое реальное «я» и определить, как нас воспринимают окружающие, необходимо известное мужество. Со временем у нас формируется определенное представление о себе (как правило, положительное), и наше сознание активно оберегает его от посягательств извне. Мы становимся глухи к любой информации, способной подорвать наше самовосприятие и грозящей разрушить иллюзии. Этот защитный механизм охраняет человека от болезненных переживаний, но одновременно создает у него искаженный образ «я», который сам себя подпитывает. Он все больше укореняется в сознании и может сослужить плохую службу. Поэтому, чтобы увидеть себя в истинном свете, нужно расстаться с защитными механизмами.

Зачастую, когда мы неожиданно понимаем, что мы сбились с пути, возникает недоумение: почему мы не заметили этого раньше? Удивляться не стоит: посмотреть на себя со стороны и честно оценить свое душевное состояние, поведение, принципы и ценности — одна из самых трудных задач, которые приходится решать в процессе личностного роста.

Погружению в диссонанс способствует несколько факторов. Во-первых, трудно увидеть себя или окружающий мир в истинном свете, когда люди не желают вам помогать, боятся делиться своим мнением о вашем поведении и скрывают свое отношение к вам. Это особенно распространенная ситуация, когда речь идет о наделенном властью человеке — например, родителе или начальнике.

Во-вторых, люди сами могут стать жертвой подобного синдрома и тоже утратить способность адекватно оценивать себя и других — тогда они объективно будут не в состоянии вам помочь. В-третьих, существует тип людей, которые склонны всему попустительствовать: они сознательно замалчивают правду. Причины могут быть разные: страх негативных последствий, стремление избежать конфликта или нежелание самому отступать от привычных моделей поведения и развиваться.

 

Даже целеустремленный, решительный и полный желания измениться человек может легко отвлечься от важных аспектов и ошибочно сосредоточить внимание на ложных задачах. Если не найти подлинный источник своих страданий и тревоги, не определить истинную причину неудач, то никакие стратегии преодоления стресса и радикальные меры не помогут достичь желаемого.

Третий этап процесса целенаправленного самосовершенствования — составление плана работы над собой, концентрация сил и внимания на достижении желанной цели. Результатом этих усилий может стать улучшение трудовых показателей или растущее чувство удовлетворенности жизнью.

Однако важно помнить, что в программе обучения акцент следует делать на процессе личностного развития как таковом. То есть энергию нужно направить прежде всего на самосовершенствование, а результаты приложатся. В данном случае ориентация на процесс играет исключительно плодотворную роль, поскольку внушает человеку веру в себя и дарит надежду на лучшее будущее.

Добиться нужных изменений удастся только в том случае, если найти в себе силы от чего-то отказаться ради того, чтобы высвободить время и энергию для новых дел. Если вы решили заняться самосовершенствованием, желательно выбрать несколько основных навыков, на которых вы можете сосредоточить внимание.

 

Итак, вы разработали корректную и обоснованную программу самосовершенствования. Теперь ваша задача — практиковаться и репетировать. Необходимо отточить новые навыки настолько, чтобы они стали частью ваших инстинктов и привычек. Новые установки и модели поведения должны стать настолько естественными, чтобы о них можно было не задумываться. Первые успехи наполнят вас надеждой, а она вызовет энтузиазм и решимость довести начатое до конца.

На четвертом этапе процесса целенаправленного самосовершенствования необходимо «обкатать» освоенные навыки, опробовав их на практике. Реализация плана обучения и движение к намеченной цели требуют немалых усилий, активных многоплановых действий и постоянной тренировки нового стиля поведения.

Для этого максимально используйте возможности, которые предоставляет повседневная жизнь. Возможно, стоит просто попробовать вести себя иначе в знакомой обстановке — посмотрите, что произойдет, проанализируйте последствия, а затем продолжите экспериментировать. На этом этапе особенно важно найти возможность как можно лучше усвоить полученные знания путем «проигрывания» новых сценариев.

Люди часто преуменьшают значение такого рода проб. Некоторые считают, что нельзя говорить ни о каких внутриличностных изменениях до тех пор, пока новые поведенческие модели не будут использованы «в деле», то есть в рабочей обстановке. Из-за этого убеждения многие пытаются сразу же начать применять новые методы в «боевых» условиях. Однако это грозит разочарованием, потому что опыт может оказаться неудачным.

Наиболее эффективно тренировка новых навыков проходит, когда мы чувствуем себя комфортно. Ощущение психологической защищенности создает атмосферу, в которой удобно «примерять на себя» новые стили поведения, восприятия и мышления и не бояться опозориться, растеряться или ошибиться. На этом этапе целенаправленное обучение и работа над собой уже приобретают вид непрерывного самосовершенствования.

 

Решив освоить новые навыки, вы должны обязательно подключить к этому процессу других людей — в данном случае без поддержки не обойтись. Иногда выбор преданного друга или коллеги, который находится в таких же душевных поисках, становится ключевым этапом на пути к самосовершенствованию. Когда вы нашли такого человека, поговорите с ним, сопоставьте ваши взгляды и постарайтесь воспринять его мысли. Честный диалог может стать для вас импульсом к развитию творческого мышления, поможет иначе взглянуть на себя и окружающих и набраться сил, чтобы довести начатое до конца.

Вовлекая в свое дело людей со стороны, вы тем самым берете на себя повышенную ответственность. Намного сложнее отказаться от дальнейшей работы над собой, когда кто-то другой уже внес свой вклад в ваше самосовершенствование.

Отношения с людьми — важнейший элемент социальной жизни и основной фактор устойчивого личностного роста. Особенно значимы для нас отношения с той группой людей, на которых мы ориентируемся в своих жизненных установках. Общение с ними помогает каждому из нас ощущать себя полноценной личностью, разделяющей определенные нормы и ценности со своими единомышленниками. Благодаря этим референтным группам мы определяем, какое поведение считать правильным, а также получаем информацию о социальной оценке своих поступков.

Наше окружение, культура, референтные группы и социальные отношения влияют на наше представление о себе и наш идеал собственного «я». Исходя из социального контекста, мы выстраиваем идеальный образ своей личности, оцениваем и объясняем свою истинную сущность. Ориентируясь на эти социально-культурные факторы, мы также трактуем свои достоинства (качества, которые считаем неотъемлемой частью своего «я» и стремимся сохранить) и недостатки (качества, которые мы считаем своими слабыми сторонами или по какой-то другой причине желаем изменить).

В этом смысле социальные отношения выступают для нас в качестве посредников, арбитров, переводчиков, экспертов и помощников. Благодаря им мы получаем возможность учиться и развиваться.

 

Изучить методы и приемы организации времени, управления личной карьерой, рационализации труда, убеждения и повышения работоспособности вы можете с помощью курса «Самоменеджмент: управление карьерой». Вы можете изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Развитие зрелой личности и ваш личностный рост

Развитие зрелой личности и личностный рост

Автор: Динa Mиxaйловнa Paмeндик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

 

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1. Познавательная составляющая — включает представления человека о себе, других и мире. Зрелая личность отличается тем, что:

  • оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;
  • воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;
  • воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

 

2. Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

  • способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;
  • принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;
  • заинтересованность в восприятии мира, прежде всего — его позитивных сторон;
  • способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

 

3. Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

  • действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
  • по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;
  • по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

 

В строении личности можно выделить четыре уровня:

  1. Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.
  2. Второй уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
  3. Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.
  4. Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации — идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации — это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

 

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли — это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.) Это представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях.

Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения.

Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их — из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками.

 

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности — это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека.

Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно. Человек не является пассивным «носителем»тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого).

Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

 

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых — осознать черты своего характера, во-вторых — анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»). Для того чтобы существенно ускорить этот процесс, созданы разнообразные методы исследования личности. Личность можно описать путем измерения ее индивидуальных черт, с использованием разнообразных источников информации: наблюдений, бесед, анализа дневников и писем и т. п.

Наиболее удобным является метод психологического тестирования. Тест представляет собой набор вопросов или простых заданий (например, нарисовать дерево). Ответы на вопросы и результаты выполнения заданий обрабатываются по строго определенным правилам и дают представление о выраженности у человека тех черт личности, на которые направлен тест. Профессиональные психологические тесты (в отличие от некоторых популярных подделок) могут дать много полезной информации.

 

Для самого человека очень важен его собственный взгляд на себя, тем более, что, как правило, человек, особенно молодой, плохо осознает черты собственной личности, свой характер. Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения. Развитие самосознания — это одна из задач тренинга личностного роста.

На основе самосознания у человека формируется «Я-образ» («Я-концепция») — то, как индивид себя видит и хочет видеть. «Я-образ» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, способностях, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т.д.

На основании «Я-образа» человек отличает себя от внешнего мира и от других людей. Люди склонны игнорировать или считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, соответствующими «Я-образу».

Огромное значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение.

Например, хорошо известно, что один и тот же цвет может быть «ярким и веселым» для одного человека и «тусклым и скучным» — для другого; звуки любимой музыки могут казаться слишком тихими, но человек, который не любит эту же музыку, может счесть ее слишком громкой; то или иное событие может оцениваться как хорошее или плохое в зависимости от того, полезно оно человеку или вредно и т. д. «Объективное суждение» является, как правило, мифом, заблуждением. Любое суждение человека преломляется через его «Я-концепцию».

«Я-образ» включает три главных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким хотел бы себя видеть) и представляемое «Я» (каким он показывает себя другим). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие.

Полное совпадение между ними невозможно, но слишком сильное расхождение приводит к тяжелому внутриличностному конфликту, несогласию с самим собой. Человек с наибольшим успехом и удовольствием выполняет ту социальную роль, в которой он может в наибольшей степени сблизить эти три измерения «Я-образа».

В психологии принято выделять две формы «Я-образа» — реальную и идеальную. В данном случае «реальная форма» не значит, что этот образ соответствует реальности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный же «Я-образ» — это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «каким я хотел бы быть». Эти формы в большинстве случаев различаются.

Расхождение между реальным и идеальным «Я-образами» может иметь различные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны, оно же является стимулом для самосовершенствования личности и стремления к развитию. Все зависит от того, как оценивает это рассогласование сам человек: как перспективу, надежду или несбыточную мечту.

Несмотря на то, что «Я-образ» является достаточно устойчивым, в течение жизни он не остается постоянным. Его формирование, развитие и изменение могут быть связаны как с внутренними причинами, так и с внешними воздействиями социальной среды. Внутренний фактор — стремление человека к саморазвитию. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных жизненных целей, идеалов и личностных установок.

Не все люди, с которыми общается человек, оказывают на него одинаковое влияние. Особая роль принадлежит «значимым другим». «Значимый другой» — это та личность, внимание и одобрение или неодобрение которой важно для человека. Наиболее явно заметно влияние позитивного «значимого другого», которому человек хочет подражать, чьи указания и роли он готов принять.

Но существуют и отрицательные «значимые другие» — люди, сходства с которыми человек старается избежать. В качестве «значимых других» могут выступать родители, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Таким образом, происходит процесс социализации через «значимого другого».

Отметим, что некоторые «значимые другие» могут физически не присутствовать, а быть героями книг или фильмов, историческими личностями, известными спортсменами и т. д. Тогда их реакции являются воображаемыми, но от этого не менее действенными.

 

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала.

Личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

Личностный рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь когда человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который формируется в совместной деятельности с другими людьми.

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, учиться доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа», и может «жить настоящим».

При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда не приходится решать сложных жизненных задач. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми.

Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.

 

Растите быстрее и эффективнее: выберите обучение по индивидуальной программе и учитесь только тому, что вам интересно и нужно.

www.elitarium.ru

Личность и личностный рост

Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая — включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;

воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;

воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;

принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

заинтересованность в восприятии мира, прежде всего — его позитивных сторон;

способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;

по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации — идеальные представленияо хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации — это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли — это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения. Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их — из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности — это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно. Человек не является пассивным «носителем»тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого). Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых — осознать черты своего характера, во-вторых — анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»). Для того чтобы существенноускорить этот процесс, созданы разнообразные методы исследования личности. Личность можно описать путем измерения ее индивидуальных черт, с использованием разнообразных источников информации: наблюдений, бесед, анализа дневников и писем и т. п. Но наиболее удобным (как с технической, так и с этической точек зрения), является метод психологического тестирования. Тест представляет собой набор вопросов или простых заданий (например, нарисовать дерево). Ответы на вопросы и результаты выполнения заданий обрабатываются по строго определенным правилам и дают представление о выраженности у человека тех черт личности, на которые направлен тест. Профессиональные психологические тесты (в отличие от некоторых популярных подделок) могут дать много полезной информации.

mirznanii.com

С чего начать личностный рост: основные направления

Приветствую вас, уважаемые читатели блога. Сегодня мы с вами поговорим о том, как найти себя и не останавливаться на достигнутом. В этой статье я расскажу, с чего начать личностный рост и поделюсь интересными лайфхаками.

Какая связь между ростом личности и ответственностью?

 

Часто ли перед вами мигает реклама «записаться на тренинг в онлайне»? Или приходят умопомрачительные предложения посетить вебинары, конференции, оффлайн семинары? А реагируете ли вы на эти предложения или проходите мимо?

Самый популярный ответ звучит примерно так: Откуда у меня на это время? Мне что, заняться нечем? Я лучше  посмотрю новую серию «Игры престолов» или схожу в магазин за закуской к горячительным напиткам.

Конечно, я описал крайность. Тем не менее, я часто замечаю, что люди не готовы развиваться и работать над собой.

Личностный рост – это как раз и есть работа над собой, за которую вы берете ответственность на себя.

В росте личности поможет:

  • Развитие уже существующих навыков. Наберитесь больше опыта, станьте экспертом в своей сфере.
  • Изучение чего-либо кардинально нового. Это может быть обучение любым навыкам, с помощью которых вы будете зарабатывать дополнительные деньги. Или же это просто хобби, увлечение, способ досуга.
  • Углубление в другие отрасли сферы, в которой вы находитесь. Например, занятие другим видом спорта или танцев, новые способы вязания или создания сайтов.

Вариантов чем заняться – масса. Но прежде чем запустить процесс саморазвития, найдите себя.

О самых эффективных методах саморазвития вы можете почитать в ранее опубликованной статье. Вот ссылка: "9 лучших способов саморазвития для кардинального улучшения жизни".

Как найти себя?

человек устал за компом

У вас бывает так, что нет ни сил, ни желания что-либо делать? Когда опускаются руки и хочется убежать в дремучий лес подальше от внешнего мира. Поздравляю, вы на верном пути! Это самое лучшее состояние для переосмысления точки, в которой вы находитесь, и работы над собой. Иногда нужно побыть и в таком настроении, чтобы вспомнить, для чего мы живем, какая стоит миссия перед каждым из нас и каково наше предназначение.

Чтобы не погружаться в философское состояние на длительный период, сокращайте расстояние от мысли к действию. Как только вы научитесь вовремя остепеняться, вы почувствуете прилив энергии и сил.

Так вот, возвращаемся к поиску себя.

Найти сферу развития собственной личности сложно, если у вас совершенно нет идей и, тем более, четкого плана, как в школе. Но это возможно с помощью:

  1. Занятия любимым делом.
  2. Метода проб и ошибок.

 Я – это то, что я делаю

Если вы знаете, чем вам нравится заниматься – это прекрасно! В таком случае нужно лишь поработать с дисциплиной и научиться регулярно выделять время для личностного роста.

Не пугайтесь, если это дело покажется странным для всех и им никто не занимается. Оглянитесь вокруг: кто-то снимает видео о своей жизни, потому что им это нравится. В итоге эти видеоблогеры уже выступают на радио, дают интервью и даже снимаются в кино. Совет, который они дают новичкам:

«Мы продвинулись только потому, что мы не играем. Это наша жизнь. Нам это нравится: снимать и хвастаться.»

Или вы сидите в офисе и от нечего делать рисуете шаржи начальников. Если это вам приносит удовольствие – развивайтесь в данном направлении, находите тусовки единомышленников и получайте позитивные эмоции от общения с ними.

Пробуй – не ошибешься

генерация идей

Если же вас вообще ничего «не прет», садитесь и генерируйте идеи, чем в принципе было бы интересно вам заниматься на постоянной основе. Обязательно записывайте все на лист.

Девушкам в этом деле проще, так как практически все обожают худеть, правильно питаться, следить за фигурой или заниматься рукоделием.

Для парней также есть беспроигрышные варианты в виде занятий спортом, программированием или ремонтом.

 

Придумываете, пробуете делать и наблюдаете за своим состоянием: нравится / не нравится, что чувствуете в процессе, какие возникают мысли и т.д. Если понимаете, что это явно не ваше – переходите к следующему занятию из составленного списка.

Запомните самую важную вещь: развитие должно приносить удовольствие. Никогда не насилуйте себя занятием тем, что вам не по душе. Таким образом вы наработаете себе комплексы и болезни.

Мыслить – значит существовать

Всем известно знаменитое высказывание Рене Декарта:

«Я мыслю, следовательно я существую»

И вправду, способность мыслить по истине удивительная! А знаете ли вы, что с помощью мыслей можно построить новую реальность?

Согласно методике визуализации, которая детально разобрана в фильме «Секрет», в первую очередь нужно менять мысли в голове. Сначала мысль, затем действие. Подробнее о визуализации вы узнаете по этой ссылке.

Как связаны личностный рост и визуализация – спросите вы. Важно мыслить в том направлении, в котором вы развиваетесь. Анализируйте то, что уже сделано, думайте над планами и перспективами.

Только благодаря мыслям вы сможете оценить точку, в которой находитесь и определиться, по какому вектору двигаться дальше. Это и есть процесс личностного роста.

Делай дело

действие и результат

Нет ничего мощнее, чем действие. Это как в анекдоте:

— Боженька, ну сделай так, чтобы я выиграл лотерейный билет.

— Я не против, но ты его сначала купи!

Старая шутка, которая очень точно показывает, как устроен человек. Он хочет выиграть, не играя, худеть, не прикладывая усилий, и расти как личность, не перенапрягаясь.

Если вы выбрали путь саморазвития, взяли на себя ответственность перед Вселенной и самим собой, не сходите с дистанции. Я не перестану твердить, что:

Только действие приведет к результату!

Мысли, учебная литература и тренинги по личностному росту – это всего лишь инструменты.

Выбрасывайте из головы мысли о том, что вас кто-то осудит и не поймет. Наоборот знайте, что вас обязательно осудят и мало кто поймет. Потому как не все готовы заплатить за обучение по специально созданным программам развития личности и шагать в этом направлении до конца. Но если вы хотите быть интересным для себя и общества – работайте над собой!

Может не хватает дисциплины? Ранее опубликованная статья вам в помощь. Вот ссылка: " 5 правил формирования навыков самодисциплины и умения реализовать их"

Заключение

Рекомендую также пройти этот небольшой тренинг. После него, вы будете более уверенны в себе и сможете прокачать себя в умении оказывать влияние на людей.

Это все, что я хотел вам рассказать сегодня. Если вам есть что добавить – оставляйте свои комментарии. Мне очень интересно, какие мысли и ассоциации возникли у вас во время чтения моего поста. Что вы еще посоветуете тем, кто не верит в рост личности и считает это пустой тратой времени?

Если статья была интересной, рекомендуйте ее друзьям. Давайте делать мир чуточку добрее вместе!

До новых встреч на страницах блога. Подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе моих новых публикаций.

 

 

 

 

qvilon.ru

слагаемые успеха в развитии личности

Личностный рост для современного человека – обязательная составляющая всей жизни.  Стремление к идеальному «я», без которого невозможно позитивное принятие самого себя — вот что такое личностное самосовершенствование. Но как же добиться положительных изменений в собственной личности, обойдя все факторы, препятствующие развитию? Психология развития личности и опыт успешных людей помогут понять — с чего начать личностный рост. Давайте разберемся во всем поподробнее.

Всех успешных людей объединяет одна особенность – они всегда находятся в процессе собственного развития. Будь то карьера или хобби – глубоко увлеченные и достигающие успеха личности всегда вызывали уважение. Хотите присоединиться к клану счастливых и удачных? О том, с чего начать и как  достичь роста, читайте ниже.

О чем говорят психологи

Растиражированное в современных книгах по популярной психологии понятие «психология личностного роста» подменяет понятие «саморазвитие». Психологи считают, что непосредственно личностный рост имеет опосредованное отношение к развитию личности, хоть эти процессы и взаимосвязаны. Они утверждают, что развитие – это качественные изменения, а рост – количественные. Рост происходит внутри человека, укрепляя его внутренний стержень (синонимом будет слово «духовно»), а развитие можно получить извне с помощью обучения, тренировок, освоения новой деятельности.

 

Теория психологии личностного роста была создана американскими психологами Маслоу и Роджерасом, разработавшими гуманистическую концепцию, которая и послужила толчком к дальнейшим научным изысканиям, причем в самых разных психологических направлениях.

Однако в нашей статье мы поговорим о широком (и более расхожем) понятии роста, оно же личностное самосовершенствование, так как именно это значение стало наиболее близким широкой аудитории.

Слагаемые успеха в развитии личности

Психология развития включает в себя несколько аспектов. Вот основные слагаемые личностного роста:

 

1) Цели личностного роста:

  • развитие осознанности и отказ от механических привычек,
  • соответствие современному времени и ритму жизни,
  • развитие интеллекта и обретение всесторонних знаний.

2) План личностного роста:

  • определение отправной точки,
  • визуализация желаемого результата,
  • разработка стратегического плана решения поставленных задач.

3) Мотивация – определение движущей силы для саморазвития:

  • «движение от» — недовольство текущей жизнью,
  • «стремление к» — действие к улучшению положения вещей.

4) Тренинги по личностному росту. Темы тренингов по личностному развитию весьма разнообразны и только опытные коучи могут точно сказать, с чего начать личностный рост именно вам. Незаменимы в процессе развития человека и Физические упражнения как пособники в укреплении самоконтроля, силы воли и уверенности в себе.

5) Креативность – двигатель прогресса, развивающий:

  • творческое отношение к жизни,
  • способность быть собой,
  • спонтанность и свободу самовыражения.

6) Совершенствование – формирование трёх, связанных между собой, сторон жизни человека:

  • развитие тела,
  • развитие ума,
  • духовное развитие.

7) Дальновидность, или мудрость – способность объективно оценивать настоящее и планировать будущее, исходя из возможностей.

8) Приобретение знаний – путь к самореализации.

Составляем план и настраиваемся на успех

Программа личностного роста – незаменимое подспорье в процессе самосовершенствования. Визуализировав все этапы, намного проще приступить к выполнению поставленных перед собой задач. План личностного роста может быть составлен как на определенный срок, так и содержать в себесписок целей для бессрочного достижения. Как допустимый вариант, можем предложить вам годовую программу для личностного роста, которая затрагивает самые разные аспекты жизни, но базируется на каком-то одном, самом важном для вас, деле.

Январь:

Развитие уверенности в себе. Разберитесь со своими страхами, комплексами, чувствами вины и прочем. Вставать на путь саморазвития следует без лишнего психологического груза.

Февраль:

Обретение смысла жизни. Определите, в чем ваше предназначение, чтобы знать, куда двигаться дальше.

Март:

Постановка целей. Один из наиболее важных этапов психологии личностного роста –определение целей и задач, лежащих на пути самореализации. Глобальная цель обязательно должна быть разбита на менее крупные, а они в свою очередь – на небольшие и легко обозримые в настоящем. Все цели должны быть подробно расписаны на листе бумаги.

Апрель:

Планирование времени. Заведите ежедневник и распишите подробно свои шаги, направленные на достижение целей, хотя бы на ближайшее время. Не забывайте сверяться с дневником, чтобы не растерять запал и придерживаться оговоренного (с самим собой) расписания.

Май:

Начните активную деятельность в выбранном направлении. Пора совершать первые шаги! Они будут самыми трудными, но в то же время очень волнительными и приятными.Действуйте! Не забывайте записывать все свои достижения и успехи, они послужат вам отличной мотивацией для построения методики личностного роста: умные люди объединяют ежедневник и дневник успехов в одну тетрадь (или электронный носитель), так как это позволяет наблюдать за тенденцией развития в полной мере.

Июнь:

Посвятите этот месяц психическомуздоровью и отдыху. Первый месяц изменения жизни мог показаться вам трудным, поэтому не стоит забывать расслабляться в перерывах между самосовершенствованием. Отличным способом достижения релакса может стать медитация.

Июль:

Этот месяц пусть пройдет под эгидой семьи и дружескихотношений. Многие, становящиеся на путь саморазвития, забывают о своих родных и близких. Не допускайте подобных ошибок, проводите время со своей семьей, даже если у вас плотный график.

Август:

Творческие дни. Без креативности в вопросах психологии личностного роста никуда. Каждый день открывайте для себя что-то новое. Запишитесь на курсы акварели или живописи, посетите студию вокала, напишите захватывающий роман – выразите себя в творчестве. Это даст мощный толчок для самосовершенствования, открывая новые возможности.

Сентябрь:

Подумайте самостоятельно, в каком направлении личностного роста вы хотели бы двигаться дальше. Возможно, это будут курсы для освоения новой профессии или тренинг по саморазвитию. Начало осени – отличное время уйти вглубь себя и вытащить наружу нереализованные стремления.

Октябрь:

Личностное самосовершенствование путем обретения новых знакомств. Посидели внутри себя? Пора и честь знать: вас заждались снаружи интересные разговоры, необычные знакомые и неожиданные откровения. Как говорится, только в споре рождается истина, только в разговорах с другими мы растем сами над собой.

Ноябрь:

Как зарабатывать на своем развитии. Подумайте, можно ли превратить ваши знания, прошлые и вновь обретенные в прибыльное хобби или профессию? Если да, то чего вы еще ждете. Вы знаете, что делать. (п.с.: сделать свое дело хорошо оплачиваемым, естественно, и научиться его продавать.)

Декабрь:

Подведение итогов. У вас будет целый месяц, чтобы вспомнить все свои достижения, достигнутые за год, подробно их проанализировать и наметить план развития на следующий год.

Топ-3 секрета успешных людей

Для достижения успеха в личностном росте существуют особые методики, технологии и упражнения, позволяющие добиться значительных изменений почти моментально.

Например, в книге психологаНиколая Козлова «Книга для тех, кому нравится жить или Психология личностного роста» можно найти схему, подсказывающую, как ведут себя умные люди в трудных ситуациях:

Секрет №1

Стоит лишь перестать перекладывать на других ответственность за ситуацию – измениться и отношение к ней. Это секрет, входящий во все методики личностного роста.

Секрет №2

Всегда стремиться к новым знаниям. Ловить любую возможность. Независимо от сферы этих знаний, никогда нельзя быть уверенным в том, что не настанет один прекрасный день, когда именно случайно обретенные навыки сыграют важную роль в вашей жизни.

Секрет №3.

Делиться своими знаниями с другими. Например, при помощи тренингов личностного роста. Передача информации и её обсуждение — это лучшие способы развития. К тому же, и ученики могут поделиться чем-то новым и взглянуть на любую проблему с другой стороны.

Теперь, когда вы узнали об особых секретах личностного роста, а также получили план развития на целый год, главное, помните, что для умных людей – это не способ достижения какой-то единичной цели, а стиль жизни, позволяющей развиваться изо дня в день, достигая с каждым разом новых высот.

Полезные статьи

myself-development.ru

Личностный рост и саморазвитие - упражнения для саморазвития и роста

BambinoStory
  • Женский клуб
    • Все
    • Беременность и роды
    • Женский взгляд
    • Образ жизни
    Лазерная косметология

    Лазерная косметология

    Диспепсия

    Диспепсия

    Сахарный диабет при беременности

    Сахарный диабет при беременности

    Укороченные женские брюки

    Укороченные женские брюки

    Как научиться ходить на каблуках

    Как научиться ходить на каблуках

    Фильмы о моде

    Фильмы о моде

    С чем носить водолазку

    С чем носить водолазку

    С чем носить ботфорты

    С чем носить ботфорты

    Удаление ВМС

    Удаление ВМС

  • Дети
    • Все
    • Афиша детских мероприятий
    • Детская мода
    • Детская психология и развитие
    • Детское здоровье
    • Образование
    Детский суицид

    Детский суицид

    Почему ребенок не слушается

    Почему ребенок не слушается

    Первая обувь для малыша

    Первая обувь для малыша

    Врожденные пороки развития

    Врожденные пороки развития

    Вред гаджетов

    Вред гаджетов

    Как приучить ребенка читать

    Как приучить ребенка читать

    Чем занять детей дома

    Чем занять детей дома

    Образование в Канаде

    Образование в Канаде

    В школу с 6 лет

    В школу с 6 лет

  • Домашний очаг
    • Все
    • Домашние любимцы
    • Интерьер
    • Рецепты
    Как приучить котенка к лотку

    Как приучить котенка к лотку

    Чехлы на мебель

    Чехлы на мебель

    Рецепт мусаки

    Рецепт мусаки

    Венецианский стиль в интерьере

    Венецианский стиль в интерьере

    Типы ванн

    Типы ванн

    Зеркала в интерьере

    Зеркала в интерьере

    Питание щенков

    Питание щенков

    Дизайн маленькой гостиной

    Дизайн маленькой гостиной

    Комната для новорожденного

    Комната для новорожденного

  • Полезные советы Путешествия – лучший способ избавиться от стресса

    Путешествия – лучший способ избавиться от стресса

    Как убрать зубной камень

    Как убрать зубной камень

    Как сделать предложение девушке

    Как сделать предложение девушке

    Метеозависимость

    Метеозависимость

    Выбор входной двери

    Выбор входной двери

    Ароматизация помещения

    Ароматизация помещения

    Альтернатива кредиту

    Альтернатива кредиту

    Как скрыть коммуникации

    Как скрыть коммуникации

    Правильный отдых

    Правильный отдых

No Result

View All Result

  • Женский клуб
    • Все
    • Беременность и роды
    • Женский взгляд
    • Образ жизни
    Лазерная косметология

    Лазерная косметология

    Диспепсия

    Диспепсия

    Сахарный диабет при беременности

    Сахарный диабет при беременности

    Укороченные женские брюки

    Укороченные женские брюки

    Как научиться ходить на каблуках

    Как научиться ходить на каблуках

    Фильмы о моде

    Фильмы о моде

    С чем носить водолазку

    С чем носить водолазку

    С чем носить ботфорты

    С чем носить ботфорты

    Удаление ВМС

    Удаление ВМС

  • Дети
    • Все
    • Афиша детских мероприятий
    • Детская мода
    • Детская психология и развитие
    • Детское здоровье
    • Образование
    Детский суицид

    Детский суицид

    Почему ребенок не слушается

    Почему ребенок не слушается

    Первая обувь для малыша

    Первая обувь для малыша

    Врожденные пороки развития

    Врожденные пороки развития

    Вред гаджетов

    Вред гаджетов

    Как приучить ребенка читать

    Как приучить ребенка читать

    Чем занять детей дома

    Чем занять детей дома

    Образование в Канаде

    Образование в Канаде

    В школу с 6 лет

    В школу с 6 лет

  • Домашний очаг
    • Все
    • Домашние любимцы
    • Интерьер
    • Рецепты
    Как приучить котенка к лотку

    Как приучить котенка к лотку

    Чехлы на мебель

    Чехлы на мебель

    Рецепт мусаки

    Рецепт мусаки

    Венецианский стиль в интерьере

    Венецианский стиль в интерьере

    Типы ванн

    Типы ванн

    Зеркала в интерьере

    Зеркала в интерьере

    Питание щенков

    Питание щенков

    Дизайн маленькой гостиной

    Дизайн маленькой гостиной

    Комната для новорожденного

    Комната для новорожденного

bambinostory.com