ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Основные факторы, влияющие на развитие личности. Как деятельность влияет на развитие личности


14. Влияние воспитания на развитие личности

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве, Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели.

Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

15. Влияние деятельности на развитие личности

Под деятельностью понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Самая большая сложность заключается в разумной организации и направлении деятельности.

Основные виды деятельности детей и подростков - игра, учение, труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельности.

Деятельность может быть активной и пассивной.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, не и необходимость применять полученные знания на практике.

Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник - потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие' видов деятельности для их удовлетворения.

Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

studfiles.net

Что влияет на развитие личности?

В развитии личности биологическое и социальноетесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальныефакторы.

Воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Нельзя рассматривать человека как пассивныйобъект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение имеет активность самой личности, ее

творческо-преобразующаядеятельность, самовоспитание.

Активность и внутренняя позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяетнаправления формирования личности и

служит основой для саморазвития и самовоспитания.

21

Деятельность как фактор развития личности

Две противоположные точки зрения:

1-аяточка зрения - развитие личности как самостоятельный процесс.

Развитие личности – самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от обучения и воспитания.

Развитие происходитспонтанно, личность как бысамостоятельно вызревает.

Обучение и воспитание играют пассивнуюроль в личностном формировании.

22

Деятельность как фактор развития личности

Две противоположные точки зрения:

2-аяточка зрения - личность формируется в деятельности.

Участие личности в деятельностиобеспечивает формирование«запроектированного» образа личности.

Это предполагает разработку форм и содержания деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ееинтересов, и потребностей и возможностей.

23

Ведущий вид деятельности

Деятельность, в процессе которой:

проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебы),

возникают важные психические процессы (в игре – активное воображение),

усваиваются ценности, нравственноправовые нормы.

24

Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития находится в центре исследований педагогической, психологической и других смежных наук.

От ее решения будет во многом зависеть обоснование вопросов рациональной организации обучения, отбора содержания образования, выбора адекватных методов обучения и воспитания.

26

Обучение и развитие личности

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой.

От ее решения зависит определение содержания образования (что учить?), выборформ и методов обучения (как учить?).

27

Взаимосвязь обучения и развития

В психолого-педагогическойнауке сложились по меньшей меретри точки зрения на соотношение обучения и развития.

28

Взаимосвязь обучения и развития. Точки зрения: первая

Обучение и развитие рассматриваются как дванезависимых друг от друга процесса.

Обучение как бы надстраивается над созреванием мозга.

Обучение понимается как чисто внешнее использование личностных возможностей, которые возникают в процессе развития.

Обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо ипассивно ждать, пока созреют возможности для обучения ( В. Штерн).

Взаимосвязь обучения и развития. Точки зрения: вторая

Ученые не разделяют обучение и развитие, отождествляют эти процессы(Джеймс, Торндайк).

Ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

studfiles.net

Основные факторы, влияющие на развитие личности

Таким образом, основываясь на учении диалектического материализма о развитии человека, наша отечественная педагогика рассматривает формирование человека как сложный процесс, происходящий под влиянием совокупности биологических, социальных факторов и воспитания.

Отечественная педагогика считает обязательным для каждого воспитателя выявление всех природных особенностей ребёнка, с тем чтобы, опираясь на них, используя социальные факторы развития личности, организовать специально направленный воспитательный процесс.

Богатство анатомо-физиологических задатков у ребёнка позволяет ему входить в сложные взаимоотношения с окружающей средой, принимать участие в активном её преобразовании, постоянно совершенствоваться.

Однако сами по себе задатки составляют лишь основу потенциальных возможностей развития ребёнка и выступают как основополагающий фактор.

В развитии личности ребёнка определяющее значение имеет среда, которая выступает как источник развития (люди, семья, товарищи, различные учреждения и т.д.).

Однако вне целенаправленного руководства и управления жизнедеятельностью ребёнка, даже самая благоприятная для развития ребёнка среда может не оказать на формирование личности всего того благотворного влияния, какое потенциально в себе заключает.

Решающее значение в развитии личности человека играет целенаправленное воспитание.

Специальные эксперименты, проведённые отечественными учёными А.Р. Лурия и В.Н. Колбановским с близнецами (однояйцовыми), биологически однородными организмами, которые находились в одной среде, но воспитание проводилось разными методами, и уровень их развития оказался разным.

Следовательно, развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности.

Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над её протеканием и результатами.

К видам деятельности относятся: игра, учёба, труд.

Игра — имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

Социальная природа игры и её значение для развития ребёнка разрабатывается психологами и педагогами.

По утверждению А.С. Макаренко, игра для ребёнка имеет такое же значение, какое для взрослого труд. Каков ребёнок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет.

От работы игра отличается тем, что в её процессе не создаются культурные и материальные ценности. Но она приучает детей к тем психическим и физическим условиям, которые необходимы для работы.

Игры подразделяются на предметные, сюжетные, ролевые, спортивные, дидактические.

Предметные игры — осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

Сюжетные и ролевые игры — в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) — направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

Дидактические игры — являются важным средством умственного развития детей.

Учёба как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

В школьном возрасте учёба — это ведущая деятельность.

Обучение способствует развитию личности ребёнка, но в то же время и опирается на достигнутый им уровень своего развития.

Видный отечественный психолог Л.С. Выготский обратил внимание на необходимость учитывать два уровня умственного развития ребёнка, имея в виду степень его готовности к выполнению определённого задания.

Если школьник выполняет задание самостоятельно — это свидетельство того, что он достиг определённого уровня умственного развития.

Если школьник справляется с заданием с некоторой помощью учителя, то это характеризует уровень развития очень близкий к завершённости.

Л.С. Выготский назвал его «зоной ближайшего развития» и рекомендовал ориентироваться на него в обучении.

Особенно большое значение в формировании личности человека имеет труд.

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

В итоге по сравнению с семьёй и детским садом в школе значительно расширяются возможности вовлечения детей в труд.

В воспитательном процессе школы используются следующие виды труда: общественно полезный труд, трудовое обучение, производительный труд.

Общественно-полезный труд — это труд по самообслуживанию, работа на пришкольно-опытном участке, по озеленению школы, города, села и т.д.

Трудовое обучение — направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

Производительный труд — это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Однако, трудовая деятельность выступает как эффективный фактор развития, если она определённым образом организована.

В процессе трудовой и любой другой деятельности дети вступают в различные отношения между собой, со взрослыми, учителями и воспитателями.

От характера этих отношений, активности самих детей, их мотивов зависит и ход развития личности.

Похожие записи:

neudoff.net

3.1. Развитие личности. Факторы, влияющие на развитие личности.

125. Человек с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности – это …1) индивид

126. Неповторимость и своеобразие психики и индивида называется 1) индивидуальностью

127. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способной к самопознанию и саморазвитию личность

128. Соответствие между понятием и содержанием

1. индивид 1 1) психофизиологические свойства

2. индивидуальность 2 2) неповторимость характера и темперамента

3. личность 3 3) система качеств и отношений

4) тождественность понятий

129. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека под влиянием внешних и внутренних факторов – это … личности 1) развитие

130. Процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов – это … личности 1) формирование

131. Факторами, влияющими на развитие личности, являются1) наследственность 2) среда 3) собственная активность личности

132. Движущей силой процесса развития личности является1) фактор

133. Внутренними факторами развития личности является1) физиологические свойства

134. Обусловленные различными факторами количественные и качественные изменения в организме человека называется 1) развитие

135. Природная среда, оказывает опосредованное влияние на развитие человека через1) климат2) ландшафт

136. Социальная среда оказывает влияние на развитие личности1) стихийное3) решающее

137. Передаются от родителей детям1) черты лица2) строение нервной системы3) группа крови

138. Соответствие между факторами развития личности и их содержанием

1. наследственность 1 1) формы обмена веществ

2. среда 2 2) система образования в целом

3. воспитание 3 3) стимулирование и организация активной деятельности

4) обучаемость

139. Соответствие между факторами развития личности и их содержанием

1. наследственность 1 1) задатки

2. среда 2 2) телевидение

3. собственная активность личности 4 3) обучаемость и воспитуемость

4) трудовая деятельность

140. Непременное условие развитие способностей и дарований1) активность

141. Негативные влияния наследственности и среды корректируются1) воспитанием

142. Действительность, в условиях которой происходит развитие человека1) среда

143. Определяющим фактором развития личности педагогика считаетНаследственность

144. Решающим фактором развития личности является1) воспитание

3.2. Социализация, воспитание и самовоспитание личности

145. Средствами первичной социализации, способствующим вхождению нового поколения в человеческое общество являются1) игра

146. Процесс интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление, называется…2) социализацией

147. Процесс, в ходе которого происходит превращение биологического индивида в социального субъекта социализация

148. Человек становится личностью1) в процессе социализации

149. Средством трансляции культуры, овладевая которой человек адаптируется к условиям социума1) образование

150. Этап определения цели в процессе самовоспитания включает в себя следующие элементы 1) самопознание; определение идеала; самообязательство

151. Процесс самовоспитания включает в себя определение цели, деятельность по выполнению намеченного и …1) подведение итогов работы

152. Деятельность по выполнению намеченного в процессе самовоспитания состоит из следующих элементов Самообязательство;самокритика;самоприказ.

153. Сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных и преодолению отрицательных качеств – это …4) самовоспитание

154. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, ценностей и отношений в обществе

155. Стадиями социализации личности через деятельность являются1) дотрудовая2) трудовая

156. Социализация личности через деятельность проходит стадии1) дотрудовая2) трудовая3) послетрудовая

157. Стадиями социализации личности являются1) детство2) отрочество3) юность

158. Периоды социального развития определяются стадии социализации1) детство2) отрочество3) юность

159. Многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой называется …. процессом1) воспитательный

160. Индивид с развивающимся самосознанием и активно участвующий в сознательной деятельности является … воспитательного процесса1) субъект

161. … воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей и ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности1) объект

162. Воспитательная ситуация как основное звено воспитательного процесса характеризуется1) необходимость нравственного выбора2) вовлечение в разнообразные отношения3) стимулирование активност

163. Целеустремленная деятельность человека по развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется самовоспитание.

164. Многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, способствующее развитию качеств личности называется воспитательным процессом.

studfiles.net

Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, с среду социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружения, а второе - в ближайшее. Понятиеття социальную среду имеет следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшее среда - семья, родственники, друзья

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг ин ересь и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Моральные и социальные качества личности также закладываются в семьиім'ї.

Взаимодействие человека с обществом называется" социализация"Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособление, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс,. Р. Мертон). В трад дициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия"адаптацияuot;адаптація".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям соц социальном среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогрууп.

С помощью понятия адаптация социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психолог гии, представителями которой являются. Г. Олпорт,. А. Маслоу,. К. Роджерс и др.. В ней социализация - это процесс самоактуализации"Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, перебор вания негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморозвиваюча система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг от ному, а определяют двусторонний процесс социализацицес соціалізації.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы поведения. Чтобы не е быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природ ной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции, не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? и преобразования не только самой личности, но и обществоства.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие ос собистости протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средум.

Социализация - это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых"специализируется"на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отнош ения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадиині її стадії:

- к трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления й в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- пислятрудова стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности

АВПетровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, выражающаяся в необходимости индивида в максимальной персонализации, в потребности"быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития

Какие же факторы социализации и формирования личности? . Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. АВМудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в в отдельных странах

- макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- мезофакторы (мезо -"средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или других сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.), по принадлежности к тем или иным субкульту субкультур.

- микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, гром щественные и и.

микрофакторы оказывают влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизнь. На разных возрастных этапах состав агентов р разное. Так, в отношении детей и подростков таковы родители, братья и сестры, родственники, ровесники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также супруг, коллеги по работе, уч. Анне и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и членов их семейімей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления грудью и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных ных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей вы представить социализирующую влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкил ьному возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается хозяйствово й состояние, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос время все большее значение вч карманы предоставляют макрофакторы социализации, в том числе. И природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они влияют на становление личностиобистості.

Факторы социализации - это развивающая среда, должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой п господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще. Аристотель писал, что душа"есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы. Свои письмена"ДЛокк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как что-то неизменное, роковое, определяющее судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия средвпливу середовища.

Переоценка роли среды (Гельвеций,. Дидро,. Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Щ. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себсебе.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленную активность, саморазвитие личности, т.е. вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным ду уховним развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осу снення коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развитияу.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит в основном от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные влияниеи.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако и индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) способствует выявлению творческие ого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков обще кой поведениедінки.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? ский психолог. Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния, 16% - на отлично ости в уровне семейной среды, 3% - на различия в воспитании детей в семье, 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средойм).

Развивается каждый человек индивидуально и"судьба"влияния наследственности и среды у каждого своя [29 -. Кн 1,86]

uchebnikirus.com