ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Физическое развитие включает в себя физическую подготовленность, а также морфологические и функциональные параметры. Физическое развитие человека включает в себя


Физическое развитие человека - это... Что такое Физическое развитие человека?

 Физическое развитие человека мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект. Это свойство определяется особенностями строения тела (ряд антропометрических признаков, в т.ч.: длина тела, вес тела, обхват груди и др.) и функциональными показателями (тип нервной системы, особенности метаболизма, гормональный статус и др.).

Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. 2013.

  • Физический тип
  • Физическое строение

Смотреть что такое "Физическое развитие человека" в других словарях:

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАСЕЛЕНИЯ — является важным показателем сан. состояния человеческих коллективов. С характеристикой физ. развития связан ряд областей врачебной деятельности: освидетельствование призываемых на военную службу и повторное обследование воинских контингентов;… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Физическое развитие — Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание. Физическое развитие  динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и …   Википедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Физическое развитие —         процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… …   Большая советская энциклопедия

  • Физическое развитие — Комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной). Является одним из показателей уровня здоровья индивида. Ф. р. рассматривается как процесс… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Физическое воспитание — – система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека – внутренних органов, двигательной и костно… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Развитие (философ.) — Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Под развитием обычно понимают: увеличение сложности системы;… …   Википедия

  • Развитие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Развитие  процесс, направлен …   Википедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО — (от греч. physis природа) обусловленный исторически конкретным об вом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых целей; одна из важнейших характеристик гармонического… …   Эстетика: Словарь

antropology.academic.ru

Физическое развитие включает в себя физическую подготовленность, а также морфологические и функциональные параметры

Ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков называется (*ответ*) акселерацией ретардацией ростом ассимиляциейХарактеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека - _ конституция(*ответ*) гормонально-половая лимфогематологическая рефлексивная соматическаяАкселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза:(*ответ*) да нетБиологический возраст - степень развития организма, его отдельных систем, соответствующая усредненной норме признаков лиц данного паспортного возраста:(*ответ*) да нетВозрастные периоды - те или иные сроки, необходимые для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов и организма в целом:(*ответ*) да нетЖенщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч:(*ответ*) да нетНаибольшей массы сердце достигает при завершении полового созревания:(*ответ*) да нетОнтогенез - последовательные морфологические, физиологические и биохимические трансформации организма от его зарождения до конца жизни:(*ответ*) да нетОтдельные компоненты телосложения могут изменяться под влиянием спортивной тренировки:(*ответ*) да нетПереход от одного возрастного периода к другому обычно обозначают как переломный ("критический") этап индивидуального развития:(*ответ*) да нетПсихическое развитие - процесс изменения форм и функций организма:(*ответ*) нет даРазвитие - количественные изменения активной массы тела (длины тела, веса и т. д.):(*ответ*) нет даСоматотип - конституционный тип телосложения человека:(*ответ*) да нетСоматотип изменяется под влиянием средовых факторов:(*ответ*) нет даСоматотипирование позволяет прогнозировать некоторые параметры будущего физического развития человека:(*ответ*) да нетСостав тела - соотношение мышечной, жировой и костной тканей тела:(*ответ*) да нетУровень физического развития - сопоставление показателей физического развития стандартам физического развития:(*ответ*) да нетФизическое развитие - комплекс морфо-функциональных показателей в данный конкретный момент времени, на данном этапе индивидуального развития человека:(*ответ*) да нетФизическое развитие включает в себя физическую подготовленность, а также морфологические и функциональные параметры:(*ответ*) да нет

www.soloby.ru

Что такое физическое развитие. Спорт и физическое развитие

Спорт и физическое развитие – важная часть общечеловеческих ценностей, что обеспечивает в наибольшей степени высокий уровень укрепления здоровья, воздействуя на духовный мир. Упражнения – это основное средство развития физической культуры. Они могут выполняться в любом возрасте, сильными и слабыми, здоровыми и больными, инвалидами и людьми с отклонениями в развитии.

что такое физическое развитие

Основы развития закладываются с самого рождения, поэтому при оценке здоровья подрастающей нации показатели формирования являются обязательными. Изучение физического здоровья проводится у новорожденных, подростков, взрослого населения. Это важно, чтобы определить характеристику поколений разного возраста.

Основные понятия

Что такое физическое развитие? Один из важнейших показателей здоровья. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме. В каждом возрасте человек растет согласно определенным законам, и отклонения от норм указывают на имеющиеся проблемы в здоровье. На физическое развитие влияют нервно-психическое, интеллектуальное состояние, комплекс медико-социальных, природно-климатических, организационных и социально-биологических факторов.

В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме:

  • длина и масса тела;
  • емкость легких;
  • окружность грудной клетки;
  • выносливость и гибкость;
  • ловкость и сила.

Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда. На уровень развития влияют наследственность, индивидуальные особенности и возможности организма человека, условия жизни и географическая среда.

развитие физической культуры

Масса тела, рост и пропорции запрограммированы генетическими механизмами, и при правильном формировании их изменение будет идти в определенной последовательности. Но есть факторы, нарушающие ее:

1. Внешние:

  • нарушения во внутриутробном развитии;
  • неблагоприятные социальные условия;
  • плохое питание;
  • пассивный образ жизни;
  • наличие вредных привычек;
  • экологические факторы.

2. Внутренние:

  • наследственность;
  • хронические заболевания.

Влияние внешних факторов

Физические показатели развития могут изменяться под действием внешних факторов. Нарушение деятельности внутренней секреции приводит к гигантизму, карликовому росту, неравномерному росту. Рахит, гипотрофия, туберкулез, дизентерия являются причинами замедленного роста, плохой прибавки в весе, ослабления тонуса мышечной массы, нарушения осанки, плоскостопия. Это значит, что физическое развитие и здоровье тесно связаны между собой.

Для получения норм у детей выводятся определенные стандарты для каждой географической широты отдельно. Для этого обследуются большие группы малышей по одинаковым возрастным, половым и национальным признакам. Стандарты могут меняться под воздействием материального и культурного уровня жизни населения.

Эти стандартны необходимы для оценки развития ребенка как отдельной личности, а также детских и подростковых коллективов. Жизнь человека – это постоянный процесс изменений, который состоит из следующих последовательных этапов: созревание, зрелость, старость.

Что такое спорт?

Спорт является составной частью физической культуры, в которую входят упражнения для укрепления организма. Это соревновательная, игровая и организационная деятельность, направленная на проведение таких мероприятий. Спорт – это развитие, здоровье, жизнь. Каждый день сторонников его становится больше, что, безусловно, радует. Потребность в движении и состязаниях сопровождала человека на всех этапах эволюции, поэтому развитие физической культуры и спорта начинается еще с древних времен.

спорт и физическое развитие

В основе формирования физической активности лежит потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и ведение здорового образа жизни.

Спортивное воспитание

Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают:

  • набрать недостающую мышечную массу;
  • снизить вес;
  • бороться с искривлением позвоночника;
  • скорректировать осанку;
  • повысить выносливость и силу;
  • развить гибкость.

Развитие подростков

Что такое физическое развитие подростка? Невооруженным глазом можно заметить некую неловкость в их поведении и нескладность фигуры. Это особенность физического развития – трубчатые кости растут быстро, а мышцы медленно. Поэтому подростки так резки в своих движениях: они не умеют их координировать, тем самым принося массу неудобств себе. Они не замечают излишнюю жестикуляцию и размахивание руками при ходьбе.

Неловкость, неаккуратность и порывистость движений увеличиваются при перевозбуждении. Физические упражнения и регулярные тренировки борются эффективно с этим недостатком. Также подросток способен управлять своим психологическим состоянием и движениями, это значит, что важно уделять большое внимание физическому развитию.

физическое развитие здоровье

Подросток может выдерживать большие нагрузки и длительное напряжение, что кажется невозможным. Это объясняется большим энтузиазмом и интересом к работе, когда не замечаются усталость и время.

Особенности развития:

  • быстрый рост сердца не соответствует росту массы тела;
  • изменения в сосудистых системах приводят к недостатку притока крови к головному мозгу, поэтому подросток ощущает частые головокружения и быстро утомляется;
  • медленное развитие легочного аппарата;
  • развитие нервной системы является причиной раздражительности, заторможенности или сильного возбуждения.

Физическое воспитание

Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания – оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь.

Аспекты физического воспитания:

  • посильные нагрузки;
  • подвижные игры;
  • грамотный режим дня, рациональное питание;
  • личная гигиена и закаливание.

Для чего необходимо физическое воспитание ребенку?

Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки:

  • развиваются личностные качества, закаливается характер;
  • формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее;
  • формируется негативное отношение к вредным привычкам.

программа физического развития

Физическое воспитание, физическое развитие необходимы для совершенствования человека, его личностных качеств и гармоничного развития. Это важный компонент каждого этапа образования и обучения. Систему физического воспитания относят к категории социальных систем, потому как в ней достигаются социально значимые цели, необходимые для развития не только отдельного человека, но и всего общества.

Здоровье и спорт

Физическое развитие, здоровье тесно взаимосвязаны. Активный образ жизни избавит от проблем с артериальным давлением. Без физических нагрузок кости теряют эластичность и становятся хрупкими, появляется жировая прослойка, которая с возрастом набирает массу и становится причиной многих проблем, связанных со здоровьем. Пассивно живущий человек подвержен депрессиям и эмоционально неустойчив.

физическое воспитание физическое развитие

Занятия спортом должны быть умеренными, а программа физических упражнений составляться с учетом индивидуальных особенностей, возможностей организма и возраста. Умеренные упражнения приводят к развитию мышечной массы, ловкости, выносливости и гибкости, а чрезмерные нагрузки - к переутомлению и истощению. Культ здоровья вводится во многих странах, он и развитие физической культуры довольно хорошо поощряются государством материально и морально.

Группы развития

Развитие и здоровье человека – это не только наличие или отсутствие какого-либо заболевания, но еще и гармоничное физическое совершенствование, соответствующее возрасту. Для определения этих критериев есть специальные группы физического развития, в основе которых лежат состояние здоровья, функциональные отклонения, морфологические нарушения и хронические заболевания. Применяется методика антропометрических исследований:

  1. Морфологические признаки. Рост, вес, окружность грудной клетки.
  2. Функциональные признаки. Мышечная сила рук, емкость легких, экскурсия грудной клетки.
  3. Соматоскопические признаки. Форма грудной клетки, позвоночника, ног, степень жироотложения.

группы физического развития

Физическое развитие детей определяется также по биологическим признакам: моторике, формированию зубной системы, ростовым и речевым процессам, половому созреванию у подростков.

Методы обследования

Программа, разработанная Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определяет работоспособность и физическое развитие человека. Для этого проводится медицинское обследование, определяется реакция организма и разных его систем на физическую нагрузку, изучается состав тела согласно корреляции с работоспособностью.

В обследовании используется два метода – соматоскопия (внешний осмотр), антропометрия (измерения).

fb.ru

Физическое развитие - это... Что такое Физическое развитие?

 Физическое развитие I совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф. р. Изучение последнего основывается на использовании антропометрических методов (см. Антропометрия) исследования таких показателей, как Рост, Вес тела, степень полового созревания (Половое созревание) и др., оценке их соответствия Полу и Возрасту обследуемого с помощью ростовесовых таблиц. Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья. Определенное влияние на Ф. р. оказывают наследственность, социально-экономические условия, питание, занятия физической культурой. Наиболее важное значение имеет оценка Ф. р. у детей и подростков при проведении диспансеризации, позволяющая выявить наиболее ранние признаки таких заболеваний, как ожирение, нанизм, гигантизм, гипогонадизм, преждевременное половое развитие, а также нарушения питания, чрезмерную физическую нагрузку, неблагоприятные социально-бытовые условия. II

1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития;

2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Физическая культура
  • Физкульту́ра

Смотреть что такое "Физическое развитие" в других словарях:

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Физическое развитие — Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание. Физическое развитие  динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и …   Википедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… …   Профессиональное образование. Словарь

  • физическое развитие — fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; …   Sporto terminų žodynas

  • физическое развитие — fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… …   Sporto terminų žodynas

  • физическое развитие — fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) …   Sporto terminų žodynas

  • физическое развитие — fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… …   Sporto terminų žodynas

  • Физическое развитие —         процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… …   Большая советская энциклопедия

  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • физическое развитие — 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… …   Большой медицинский словарь

dic.academic.ru

Физическое развитие человека, его роль и значение вобщем развитии. Для чего необходимы знания уровня физического развития учеников?

1)Развитие бывает:

Физическое развитие-это комплекс морфологических и функциональных

показателей, развития организма человека, его двигательных качеств и способностей, обусловленных внутренними факторами(генотип) и жизненными условиями(фенотип).

«Теория о скелетных мышцах» - энергетическое правило скелетных мышц – академик И.А.Варшевский.

Показатели для определения физического развития:

1)соматометрические (Показатели телосложения)

2)функциональные показатели (показатели функционирования органов и

систем)

3)показатели развития физических качеств.

4)показатели двигательных умений.

5)показатели психологических свойств личности.

Лень – инстинкт сохранения энергии.

Определение ФР позволяет:

  1. Установить уровень ФР для отбора в группы или виды спорта.

  2. Выявить отклонения в отдельных признаках ФР для их исправления.

  3. Строить УТП с целью формирования для данного вида спорта типов телосложения.

  4. Индивидуализировать УТП с учетом особенностей ФР.

  5. Учитывать непосредственно (острое) влияние различных соревновательных и тренировочных нагрузок

  6. Контролировать по изменениям показателей ФР, правильности планирования тренировочных нагрузок в (макро-,мезо-,микро-)циклах.

2 Билет

Разанов, Груздев, Горбачев- в конце 19 века выпустили отдельные труды по

физиологии физического воспитания.

Сеченов, Павлов, Веденский, Ухтомский- Так же занимались этим вопросом,

проводили исследования, выпускали свои труды, но это были разрозненные не

связанные между собой работы.

Но позже Крестовников объединил все эти работы в одну науку и в 1938 году он

выпусти первый учебник для вузов по физиологии спорта, а в 1939 году первую

монографию по физиологии.

После войны стали организовываться институты по изучению влияния

физических упражнений на человека.

Жуков,Котс,Коробков,Зинкин,Фарфель-Занимались изучением мышечной

системы и мышечных качеств.

Сологуб,Бернштейн,Анохин-Занимались изучением нервной системы

анализаторов и управлением движениями.

Васильева,Дембо-Занимались изучением ССС в связи с занятием спортом.

Смирнова,Волковы,Михайлов-занимались изучением дыхательной системы.

Вирц,Яковлев,Русин-Занимались изучением ЖВС(эндокринная система)

Маркосян,Коробков-Изучали возрастные и половые различия в связи занятием спортом.Всё эти ученные создали и продвигали науку.

Физиология спорта(Изучает как изменяется функционирования систем при занятии спортом.) очень тесно связана с общей физиологией(Изучает организм в покое)Физиология спорта использует те же методы изучения и исследования.

Связана анатомией,психологией,биохимией,биомеханикой,гигиеной,педагогикой.

3 Билет

Гиподинамия-это ограничения интенсивности и объема двигательной деятельности в связи с паталогическими изменениями во всех системах организма.

Гипокинезия(более тяжелое состояние гиподинамии) Этот термин используется для обозначения физической деятельности, который характеризуется не только малыми усилиями но и низкими затратами энергии на мышечную работу: Например-Длительное подержание рабочей позы, однообразные движения, локального характера мышечных действий, бедностью координации.

Адинамия-Крайняя степень обездвиженности(при болезнях) например: сломана нога, лежит.

Гиподинамия бывает

Острая: Хроническая:

Возникает в связи с Низкий уровень повседневной

резким прекращением двигательной активности, при которой

Занятием спортом паталогические изменения накапливаются.

1)Паталогические изменения в мышечной системе при гиподинамии:

Мышечные волокна становятся тонкими, количество гликогена уменьшается, число митохондрий снижается Некоторые волокна атрофируются, между мышечными волокнами увеличивается жировая прослойка.

Интенсивность и объем афферентной информации связанный с мышечным сокращением уменьшается, отмирают некоторые нервные клетки двигательных центров коры, ухудшается способность управления этими двигательными центрами мышечной деятельности, страдают все двигательные качества(скорость, сила, быстрота, ловкость) Страдают самые крупные мышцы, спины и живота-атрофируются, нарушается функционирования особенно мышц живота.

2)Паталогические изменения в костной системе при гиподинамии:

Нарушается белково-кальциевый-фосфорный обмен,из костей вымывается кальций, фосфор, кости меняют свою плотность,что приводить остеопорозу.

3)Паталогические изменения в ССС:

Лопаются капиляры и образуются отеки. В сердце происходит те же изменения что и в мышцах. Нарушается автоматия сердца, страдает клапанный аппарат, что приводит к порокам сердца.

4) Паталогические изменения в суставах:

Суставы самое главное звено в ОДА,но самое уязвимое. Хрящевая ткань-Эластичная,плотная,покрыта смазкой(Нет кровеносных сосудов) Питается за счет диффузий из синовия(Синовиальной жидкости) по типу губки,работает хрящ.

Остеохондроз-Разрушение хряща и кости.При длительном сидении синовий густеет и прилипает к суставной поверхности,при подъёме происходит отрывание т.е хруст.

5)Паталогические изменения в дыхательной системе при гиподинамии:

Разрушаются капиляры-кровь наполняет легкие-застойная пневмания.

studfiles.net

Тест по теме "Физическое развитие человека"

Тест

по предмету «Физическая культура»

Тест предназначен для 5-6 классов при проверке знаний

раздела программы «Основы знаний».

Тема: «Физическое развитие человека»

hello_html_3b2b9f5d.jpg

1. Что лежит в основе оценки

физического развития человека?

а. рост, масса тела, окружность

грудной клетки, ЖЕЛ, быстрота, сила,

выносливость, гибкость, ловкость;

б. быстрота, сила, выносливость;

в. рост, ЖЕЛ, выносливость, гибкость, ловкость.

2. В чем измеряется жизненная hello_html_m48153995.jpg

емкость легких (ЖЕЛ)?

а. в кубических сантиметрах;

б. в килограммах;

в. в литрах.

3. Укажите норму ЧСС у здорового hello_html_m588ff133.jpg

нетренированного человека.

а. 70-80 уд/мин.;

б. 50-60 уд/мин.;

в. 90-100 уд/мин.

4. Что является объективным показателем состояния здоровья?

а. боль в правом боку;

б. трудное засыпание;hello_html_m57d9d180.jpg

в. масса тела.

5. Всемирный день здоровья отмечается

ежегодно…

а. 20 марта;

б. 7 апреля;

в. 1 июня.

6. Правильное дыхание характеризуется…

а. более продолжительным вдохом

б. более продолжительным выдохом;

в. ровной продолжительностью вдоха и выдоха;

7. Как правильно дышать при длительной нагрузке высокой интенсивности?

а. через рот и нос попеременно

б. только через рот

в. через рот и нос одновременно

8. Чем характеризуется утомление?

а. отказом от работы;

б. повышенной ЧСС;

в. временным снижением работоспособности организма.

9. Наиболее информативным, объективным и широко используемым показателем реакции организма на физическую нагрузку является…

а. ЧСС;

б. артериальное давление;hello_html_6b8d5b98.jpg

в. потоотделение.

10. Физическая подготовленность

характеризуется …

а. уровнем развития силы и выносливости;

б. уровнем развития физических качеств;

в. антропометрическими показателями.

11. Назовите основные физические качества:

а. равновесие, сила, быстрота, выносливость;

б. выносливость, скорость, гибкость, координация;

в. сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость (координация).

hello_html_m2d55b1ca.jpg

12. Что такое сила?

а. способность совершать

двигательное действие

в минимальный отрезок времени;

б. способность преодолевать

внешнее сопротивление;

в. способность выполнять

движение с большой амплитудой.hello_html_m223ca3b3.jpg

13. Для определения быстроты

используют тест …

а. бег на 200 м;

б. бег на 30м;

в. бег на 800 м.

14. Для развития быстроты движений необходимо:

а. двигательное действие выполнять с максимальной скоростью;

б. двигательное действие выполнять с минимальной скоростью;

в. двигательное действие выполнять с переменной скоростью.

15. При помощи какого тестового упражнения определяются скоростно-силовые качества?

а. бег на 2000 м; hello_html_1e919c26.jpg

б. прыжок в длину с места;

в. наклон вперед, сидя на полу.

16. Для определения ловкости используют тест:

а. челночный бег;

б. эстафетный бег;

в. бег на 100м.

17. Наиболее распространенным средством развития выносливости является …

а. бег на короткие дистанции, гимнастические упражнения;

б. метание мяча, прыжки в длину,

в. продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание.

hello_html_m675e1b8a.jpg

18. При каких условиях особенно

хорошо развивается тактическое мышление?

а. в спринтерском беге;

б. в спортивных и подвижных играх;

в. при показе отдельного упражнения.

19. Какие методические правила необходимо соблюдать, занимаясь самостоятельным изучением двигательных действий?

а. от простого к сложному;

б. от сложного к простому;

в. от неизвестного к известному.

20. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть …

а. физическим развитием;

б. физическими упражнениями;в. физическим трудом.

21. Смысл занятий физической культурой для школьников:

а. укрепление здоровья и совершенствование физических качеств;б. обучение двигательным действиям;в. улучшение настроения.

Напишите ответ к следующим определениям:

22. Положение занимающегося, при котором hello_html_305dc8d1.png

согнутые в коленях ноги подтянуты руками

к груди и кисти захватывают колени,

в гимнастике называется …

23. Вращательное движение hello_html_ma446e23.jpg

через голову с последовательным

касанием опорной поверхности

отдельными частями тела

в гимнастике называется …

24. Серия физических упражнений,

которые выполняются в определенном

порядке, одно за другим называется ...

25. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется …

Правильные ответы:

вопроса

1

2

3

4

5

ответ

а

в

а

в

б

№ вопроса

6

7

8

9

10

ответ

б

в

в

а

б

№ вопроса

11

12

13

14

15

ответ

в

б

б

а

б

№ вопроса

16

17

18

19

20

ответ

а

в

б

а

б

№ вопроса

21

22

23

24

25

ответ

а

группировка

кувырок

комплекс

травма

Критерии оценивания

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Кол-во правильных ответов

меньше 13

13-17

18-21

22-25

Используемая литература и интернет-источники:

1. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразоват. учреждений под ред. М.Я. Виленского – М.: Просвещение, 2012.

2. Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.П. Матвеев – М.: Просвещение, 2012.

3. Материалы сайта www.sportedu.ru

infourok.ru

Физиологические и психологические основы физического развития личности

Педагогическое содействие физическому развитию личности требует осмысления физиологических и психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких физиологических и психологических структур лежит в основе процесса физического развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе физического развития личности?

Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление и совершенствование этих черт и характеристик, а также – правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.

В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали физиологические и психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.

Физиологические основы

Физическое развитие личности происходит как процесс овладения двигательной деятельностью, а потому занятия физической культурой и спортом выступают неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы.

Движение как перемещение тела в пространстве - локомоция - важнейшая форма двигательной активности. Для человека характерно четыре вида локомоций - ходьба, бег, прыжки, лазанье.

На решающее значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека обращали внимание выдающиеся физиологи нашей страны

И.М. СЕЧЕНОВ и И.П. ПАВЛОВ, которые утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором развития личности в целом.

Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и как лечебного средства известно из древности. Особенно актуальной проблема оптимизации двигательной активности стала в последнюю четверть ХХ века. Мышечная активность способствует снижению тревожности, эмоционального напряжения, оказывает антистрессорный эффект, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе и улучшает самооценку, способствует снятию фрустраций.

И.А. АРШАВСКИЙ выделял двигательную активность как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированного в программе зиготы (6, с. 24-26). Он показал, что без достаточной двигательной активности ребенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде организм не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Чтобы приобрести дополнительные энергетические ресурсы, расширить их, необходимо затратить уже имеющиеся.

Важное значение для обоснования необходимости двигательной активности имеет положение о кинезофилии (М.Р. МОГЕНДОВИЧ), которая основана на существующей у человека врожденной потребности в движении. Уровень двигательной активности является генетически обусловленной величиной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными особенностями детского организма. Детский и подростковый возраст - это периоды интенсивного роста и физического развития, а потому так важно проявление двигательной активности - это способствует овладению двигательными координациями, расширяет резерв адаптации функциональных систем, создает волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим.

Ограничение двигательной активности детей и подростков - гиподинамия (или гипокинезия) уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, общая масса циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови.

По мере развития организма с возрастом естественная потребность в движениях снижается, чему способствует и образ жизни. Отмечается, что чем меньше двигательная активность и чем быстрее наблюдается ее снижение, тем значительнее и раньше проявляются процессы инволюции, сужения функциональных возможностей организма. Это значит, что подавление двигательной активности в детском возрасте ведет к значительной задержке или полной остановке роста и развития даже при достаточном поступлении питательных веществ. Чем активнее скелетные мышцы, тем интенсивнее функционируют другие системы организма. Это объясняется тем, что в ходе мышечной деятельности возникает напряжение всех морфофункциональных систем организма, развивается кислородное голодание, что ведет к тренировке, развитию и повышению приспособительных возможностей и резервов организма.

Таким образом, движение представляет собой наиболее эффективный способ адаптации организма к внешней среде. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме, потому она должна найти достойное место в воспитательно-образовательном процессе школы.

Физическое развитие человека проявляется в изменении функциональных состояний организма - это взаимосвязанные и взаимообусловленные в процессе индивидуального развития состояния. Совокупность морфологических и функциональных показателей следует рассматривать с позиции одного из основных принципов биологии - единства структуры и функции. Функциональные показатели рассматриваются как проявление жизнедеятельности структурных компонентов тела. Структуры и реализуемые ими функции не существуют независимо друг от друга, а находятся в диалектическом единстве. Для организации воспитательно-образовательного процесса важнейшее значение приобретает биологический закон: функция творит орган и сохраняет его работоспособность (Н.А. АМОСОВ). Это значит, что под влиянием физических упражнений происходят изменения в функциональных состояниях организма.

Функциональные состояние организма человека определяются наличием резервов его основных систем. По Н.М. Амосову, сумма "резервных мощностей" основных функциональных систем определяет количество здоровья, "суммарные резервные мощности" не только характеризуют состояние здоровья, но и определяют отношение человека к болезни.

По мнению физиологов, физическое развитие достаточно управляемый процесс. С помощью специально подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха и т.п. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении все показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Еще одна особенность, проявляющаяся в процессе физического развития, - неравномерность сформированности физического, когнитивного и психосоциального аспектов, а также физиологических систем и состояний.

Физиологи установили, что темп перестроек организма в различных физиологических системах неодинаков. Это касается и расхождений в становлении различных психических качеств, например, развитие воли может отставать от развития интеллекта (но возможно и опережающее развитие волевых процессов). Можно наблюдать противоречие в становлении физической, психической и социальной зрелости, что особенно ярко проявляется у подростков.

Наблюдается противоречивость в развитии физических качеств, например, рост и масса тела не «накапливаются» одновременно. Поэтому физическое воспитание должно помочь гармонизировать процесс физического развития, создавать благоприятные условия для развития "отстающих" функций и состояний.

Важным интегрирующим началом является положение Л.С.ВЫГОТСКОГО о том, что "обучение должно ориентироваться именно на те функции, которые созревают, и тем самым стимулировать дальнейшее развитие ребенка". Это положение реализуется в необходимости учета «стартового» состояния организма, достигнутого уровня сформированности двигательных навыков, функциональных систем и состояний и т.п., а потому возникает необходимость систематизации упражнений, выстраивании школьной программы в соответствии с характеристиками возрастного и индивидуального развития, становится важной последовательность и поэтапность в реализации образовательных программ.

Еще одно важное положение, значимое для педагогической практики, - теория И.П. ПАВЛОВА о единстве и целостности организма и регулирующей роли нервной системы. Это положение обосновывает необходимость включения в воспитательно-образовательный процесс школы программ, обеспечивающих не только физическую подготовку, но и интеллектуальную и психологическую, обеспечение их единства и взаимообусловленности (см. главу 1 нашего пособия).

Психологические основы

Личность проявляет себя на уровне сознания (ее суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (ее реакции на окружающий мир, переживания), поведения (ее поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя физическому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты физического совершенства. В решающей степени здоровье человека зависит от него самого, от его сознания и поведения. Физическое воспитание и образование направлены на развитие и совершенствование данных характеристик. Рассмотрим, как происходит их становление в процессе физического развития личности.

В теории физического воспитания существует термин "физкультурное сознание" (В.К. БАЛЬСЕВИЧ), в котором отражаются взгляды людей на понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы разностороннего развития личности. Физкультурное сознание включает в себя знания истории, теории и практики физической культуры и спорта, что способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувства радости бытия, нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий, эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа.

Частью физкультурного сознания является способность высказывать суждения о явлениях физической культуры и спорта, умение обосновывать идеальные представления о совершенстве и красоте человеческого тела.

Физкультурное сознание обусловливает формирование готовности совершенствовать техническое мастерство, способность ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации, дает возможность проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Всё это обеспечивает формирование у человека потребностей в сохранении здоровья, в организованной физкультурной деятельности, в нравственно-эстетическом переживании, прочно вводит физкультуру и спорт в повседневный, привычный образ жизни.

Таким образом, интеллектуальный компонент в системе физического воспитания и образования делает возможным развитие жизненных ценностей, понятий, потребностей, совокупность которых в теории спортивной педагогики называют физкультурным сознанием, что оказывает влияние на формирование мотивации. Исследования физиологов и психологов свидетельствуют, что доминирующим мотивом в занятиях физической культурой и спортом, создании здорового образа жизни является понимание личностью их значимости для поддержания хорошей физической формы и сохранения здоровья. Прежде всего, желание самого человека и его воля быть здоровым обусловливают его включенность в физкультурно-спортивную деятельность. Никакая внешняя сила не может обеспечить хорошего физического развития человека, если он сам не будет заботиться об этом. Следовательно, в системе физического воспитания и образования развитию мотивации, поиску личностных смыслов и ценностей физической культуры должно уделяться особое внимание.

На практике оказывается, что наиболее доминирующей у учащихся школ является мотивация на выполнение учебных нормативов. Подобного рода мотивация закладывает определенный стиль взаимоотношений учителя с учеником, в котором преобладает авторитаризм и формы долженствования. Такие мотивы, как показывает опыт, не поддерживают длительного интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Исследования физиологов и психологов показывают, что укрепления здоровья школьников не происходит, если стимулы для выполнения физических упражнений не лежат в самом упражнении, т.е. являются внешними по отношению к занятиям, что довольно часто и наблюдается на уроках физической культуры. На практике оказывается, что учащиеся стремятся к повышению физической подготовленности ради выполнения норм, ради выполнения требований к уровню их подготовленности, а не для укрепления здоровья, развития своих способностей.

Становление произвольных движений, освоение детьми двигательных действий - успешность их формирования в значительной степени зависит от степени осознания и осмысления детьми поставленной перед ними задачи. Осмысленность предполагает понимание и принятие ребенком того, чего от него хотят, а также наличия условий для самостоятельных действий. Только исполнительских качеств, которые демонстрирует ученик на традиционном уроке, недостаточно, важно развитие их инициативных действий, самостоятельности, избирательности.

На положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом оказывает влияние целенаправленное информационное воздействие со стороны учителя физической культуры - сведения о самоконтроле, об изменениях, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, о рациональном питании, режиме труда и отдыха, соблюдении гигиенических и санитарных требований и т.д. Личный пример учителя и его словесные убеждения могут решить эту задачу.

Формирование значимых мотивов для занятий физкультурно-спортивной деятельностью становится возможным в процессе овладения двигательными навыками, когда происходит развитие основных физических качеств - силы, гибкости, ловкости, быстроты и выносливости. Достижение человеком хорошей физической формы рождает ощущение бодрости, уверенности в своих силах, удовлетворенности своим внешним обликом.

Движения (специально организованные упражнения) позволяют личности испытать то, что И.М. СЕЧЕНОВ назвал "мышечным чувством", а И.П. ПАВЛОВ "мышечной радостью". С психофизиологической точки зрения, стремление человека поддерживать хорошую физическую форму есть не что иное, как желание испытывать такие состояния его организма, которые дают ему возможность ощутить радость и хорошее настроение, бодрость тела и духа, - это то, что называют в жизни: "Быть в форме".

Потребность человека ВСЕГДА быть в форме приводит к формированию привычки, в которой отражается осознанная потребность в определенных действия, но выполнение которой уже не всегда требует волевых усилий, поиска каких-либо внешних стимулов; привычка предполагает некий уровень "автоматизма" действий. Таким образом, совокупность привычек (в движении, соблюдении гигиенических норм, зарядки, режима, рационального питания и др.) определяет своеобразный для каждого человека стиль поведения - стиль жизни (здоровый образ жизни).

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Сформулируйте задачи физического развития личности, вытекающие из понимания его физиологических и психологических основ. Это те задачи, которые необходимо решать в воспитательно-образовательном процессе школы, если мы считаем необходимым специально организованной деятельности (т.е. процессам воспитания и образования) придать естественный характер.

Попытайтесь оценить, насколько в известном Вам опыте школы по физическому воспитанию и образованию реализуются эти физиологические и психологические закономерности физического развития личности.

Попытайтесь составить социально-психологический портрет физически развитой личности, в котором ее черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: сознание, самосознание, чувства, поступки, воля. Это поможет Вам подбирать формы, методы и приемы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач физического развития личности.

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Насколько Вы можете согласиться с высказываниями известных философов, врачей и педагогов.

АРИСТОТЕЛЬ: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".

В. ГЕТЕ: "Природа не знает остановки в своем движении и наказывает всякую бездеятельность".

Т.ТАССО: "Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".

Ю.РЮРИКОВ: "Не умеешь двигаться - не умеешь познавать мир".

Прокомментируйте высказывание древних греков: "Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай". __________________________________________________________________

studfiles.net