ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Сочинение: Профессиональная личность. Становление и развитие педагога. Эссе профессионально личностное развитие педагога как основа его успешности


ЭССЕ Составляющие профессионального успеха современного педагога

ЭССЕ

Составляющие профессионального успеха современного педагога

Вот уже двадцатый пятый раз первого сентября я начинаю новый учебный год. И снова задаю себе вопрос: « Существуют ли в природе идеальные учителя и каков он – профессиональный успех учителя?»

Ученые и практики пытались определить, каким должен быть идеальный учитель. Так, по Я.А.Коменскому, учитель является "живым образцом" подлинного человеческого и гражданского отношения к ребенку. И.Г. Песталоцци считал важнейшим условием результативной работы школы нравственную личность учителя, а основным средством воспитания—любовь к детям, утверждая, что методы, формы и пр. всегда были лишь следствиями этой любви. Учитель русских учителей, К.Д.Ушинский, полагал, что деятельность учителя своеобразна прежде всего потому, что направлена на человека, представляющего собой сложнейшее природное и социальное существо. По Л.Н..Толстому, классическая формула "совершенного учителя" складывается из двух компонентов — любви к делу и любви к детям. А.С.Макаренко утверждал в теории и на практике, что учитель может решить педагогические проблемы лишь в том случае, если он будет принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным. В.А.Сухомлинский работу учителя называл "мудрым проникновением в духовный мир воспитуемого", активным руководством сложной, многогранной жизнью питомца. Школа — самое творческое место на земле. В ней можно из любого ребёнка вырастить доброго, отзывчивого, честного человека, дать расцвести таланту. Но как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и

юности стали для каждого человека точкой опоры на всю последующую жизнь?

Основная цель школьного обучения — формирование личности. Поэтому, прежде всего, в ученике надо видеть человека, раскрыть положительные черты каждого ученика.

Учитель не может не любить детей. Великая сила любви должна двигать учителя, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Мне восполнились слова Д. И. Менделеева, который констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, писал: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». Это конечно профессиональный успех нашего гениального соотечественника.

Ещё один пример. 1969 год. Столетие со дня открытия Периодического закона Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Ленинград, Менделеевский съезд. Собрались выдающиеся химики мира. По традиции на Менделеевских съездах вручается золотая медаль и диплом им. Д. И. Менделеева за лучшую научную работу. В тот год её присудили академику Николаю Михайловичу Жаворонкову. В конце своего двадцатиминутного доклада Николай Михайлович попросил у делегатов съезда разрешения пригласить на сцену одного из гостей. Из зала поднялся старичок весьма преклонных лет. Николай Михайлович представил его: «Это мой школьный учитель, заставивший и меня полюбить химию. Я хочу в знак признательности золотую медаль свою передать

ему вместе с самыми лучшими пожеланиями здоровья и долгих лет жизни!» Зал встал и устроил настоящую овацию Школьному Учителю. Аплодировали академики и членкоры, профессора и доценты, инженеры и научные сотрудники, все зарубежные гости. Растроганный старик сказал только одну фразу: «Ради этого стоило жить!» Большего профессионального успеха трудно себе представить.

Успешность деятельности любого учителя зависит от степени его профессиональной подготовки и переподготовки, от сформированности системы собственных взглядов, смыслов, позиций, наличия профессионально-личностной « Я» -концепции.

Известный американский психолог Роберт Стернберг в своей трёхкомпонентной теории интеллекта даёт такое определение успешности: «...это способность человека достигать в жизни уровня заданных личных стандартов, обусловленного конкретным социально-культурным контекстом».

В этом определении, как мне кажется, отмечены составляющие профессионального успеха: высокое мастерство, достойные результаты, общественное признание.

Мастерство учителя, на мой взгляд, не только в совершенном владении методиками преподавания своего предмета и развитыми коммуникативными навыками. Мастерство современного учителя заключается в создании положительной учебной мотивации, развитии мыслительных способностей, создании ситуации успеха для каждого, развитии у детей потребности в учении, сохранении их здоровья, обеспечения комфортного состояния на уроке. Главным учительским принципом, я считаю, должно быть доверие к ученику, ибо глубоко убеждена в том, что оно и ученика в свою очередь располагает доверять учителю. Только в этом случае педагог может рассчитывать на то, что те мысли, идеи, которые он хочет донести до своих

питомцев, будут восприняты и усвоены ими глубоко и всерьёз, а не формально.

Если же учитель обладает таким мастерством, а оно приходит с опытом, то, несомненно, придут и результаты. Будут и победы на олимпиадах и конкурсах, будет признание и уважение коллег. Но главное, по-моему, будет виден интеллектуальный рост учеников. Мы растим человека и должны сделать его счастливым, а значит, и себя тоже. И если все ратуют за учение с увлечением, то обучение обязательно должно быть с любовью. Воспитание без любви и дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним — это блуждание в потёмках. Я глубоко уверена, что главным результатом труда учителя является формирование мыслительной способности ученика, сбалансированное формирование его сознания и самосознания.

Что же касается общественного признания, оно, конечно, очень важно.

Важно, чтобы труд учителя был оценен обществом, должны быть награды и благодарности, ведь педагог выполняет важнейший социальный заказ – обучает молодого человека нравственным нормативам и законопослушанию.

Но ни одна награда не заменит слов благодарности от своих учеников. Мне хотелось бы пожелать всем учителям испытать хотя бы толику того признания, которое получил школьный учитель академика Н.М. Жаворонкова.

doc4web.ru

Эссе "Творческое развитие педагога"

Эссе на тему:

«Творческое саморазвитие педагога»

Автор работы: Лабутин Алексей Николаевич

Должность: учитель истории

Место выполнения работы: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.

Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.

В постоянно меняющейся системе образования в настоящее время важно обеспечить условия для развития и саморазвития  основных субъектов образовательного пространства – учителей и учащихся.

Быть совершенным может каждый педагог. Сегодня любой учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг.

Учитель постоянно находится в сложной, но интересной ситуации, в процессе настоящего общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству. Всем известно, что профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.

Но, к сожалению, не каждый учитель стремиться к творческому саморазвитию и самореализации. Данная проблема является значимой для современной образовательной практики.

Я считаю, прежде всего, существенное влияние  на стимулирование мотивации творческого  саморазвития учителя оказывают  некоторые факторы. Их сдерживающая значимость различается в зависимости от условий деятельности. В условиях инновационной деятельности в стимулировании мотивации творческого саморазвития учителя они распределяются в следующем порядке:

- низкий уровень заработной платы

- формализм требований администрации

- слабая учебно-материальная база

-получение необъективной оценки со стороны администрации

-неудовлетворенность учителя методами самореализации

-отсутствие информации об интересующих

учителя инновационных технологиях

-неблагоприятный морально-

психологический  микроклимат в коллективе

- отсутствие у учащихся желания  учиться.

Реально функционирующие  факторы затрудняют создание и поддержание  комфортной образовательной среды, проявляют сдерживающее влияние  на стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя. Одной из причин низкой эффективности стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности является формализм требований администрации – что наиболее сильно сдерживает осознание учителем стремления развить способности объективно оценивать результаты своей деятельности, стремление учителя к профессионально-творческой свободе и препятствует развитию интереса к творческой деятельности, затрудняет создание комфортных условий образовательной среды.

Но, я думаю, самое главное, творческое саморазвитие зависит от качеств личности педагога.

В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Вместе с тем развивается личность самого учителя.

Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации.

Каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков необходимы творческие качества.

Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности.

В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать её творческой. Например, в психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность.

На мой взгляд, к основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, способность к оценочным суждениям и критичность мышления, умение планировать и самоконтролировать свою деятельность, умение использовать и укреплять свои слабые стороны при знании сильных сторон, планирование своей работы по повышению своего профессионального мастерства путём самообразования.

Я надеюсь, что предложенные качества пригодятся учителям в ходе самоанализа, при выборе способов оригинального представления собственного опыта.

Я считаю, что саморазвитием педагога является самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования и в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования - чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствует прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач. Для педагога это так же исследовательская, методическая, творческая работа, участие в конференциях, семинарах, конкурсах, подготовка ребят к олимпиадам.

Наряду с вышеперечисленным, существует ряд дополнительных путей к самообразованию. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направленны в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей.

Я считаю, что в наше время важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через интернет. Оно способно предоставить дополнительное образование всем желающим. Для педагогов сейчас активно практикуются дистанционные олимпиады, конкурсы и другие.

Еще одним способом творческого саморазвития педагога может является классное руководство. Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель, который получает возможность для профессионального, личностного и творческого развития посредством организации внеучебной деятельности школьников.

Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия.

Труд учителя имеет не только количественные, но и качественные показатели. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Труд учителя нелегок, ежедневно он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда и трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога.

В заключении хочется написать, что профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности.

Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Поэтому и сам учитель должен быть личностью творческой. Дети сейчас рано развиваются, сменились ценности и это надо учитывать. Но ценность жизни неизменна. Ценнее жизни ничего на свете не бывает.

Нам, учителям надо осознать мировую потребность духовности и помочь ребятам найти свою дорожку к добру.

Нашему обществу нужны современно образованные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Как педагог я понимаю, нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека.

Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Главное - творчество и постоянное совершенствование своей работы.

infourok.ru

Сочинение - Профессиональная личность. Становление и развитие педагога

КФ НГПУ

Реферат

Тема: Профессиональная личность. Становление и развитие педагога

2010

План

1. Профессиональная личность педагога

2. Становление и развитие

3. Источники

Ведение

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности.(М.М.Рубинштейн)

Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».

Учитель — профессионал — этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Личность педагога в традиционной системе обучения:

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

2. Становление и развитие педагога

Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого- педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование в широком смысле слова — это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком — совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.

Самовоспитание начинается с момента появления плана — программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы:

· Самоинформирование

· Самопобуждение

· Самоорганизация

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.

Выявляя способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе профессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале — обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее — определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.

Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, «имеются они у него на все 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой» [5, с. 214]. Но ведь всякий учитель — личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них.

Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога — достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

Итак, индивидуальность и профессионализм — две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.

Виды деятельности педагога;

— особенности педагогической профессии;

— условия труда педагога;

— основные требования к профессии учителя;

— перспективы профессионального роста.

Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель «идеального» или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

Литература

1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.

2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.

3. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.

www.ronl.ru

ЭССЕ Составляющие профессионального успеха современного педагога

ЭССЕ

Составляющие профессионального успеха современного педагога

Вот уже двадцатый пятый раз первого сентября я начинаю новый учебный год. И снова задаю себе вопрос: « Существуют ли в природе идеальные учителя и каков он – профессиональный успех учителя?»

Ученые и практики пытались определить, каким должен быть идеальный учитель. Так, по Я.А.Коменскому, учитель является "живым образцом" подлинного человеческого и гражданского отношения к ребенку. И.Г. Песталоцци считал важнейшим условием результативной работы школы нравственную личность учителя, а основным средством воспитания—любовь к детям, утверждая, что методы, формы и пр. всегда были лишь следствиями этой любви. Учитель русских учителей, К.Д.Ушинский, полагал, что деятельность учителя своеобразна прежде всего потому, что направлена на человека, представляющего собой сложнейшее природное и социальное существо. По Л.Н..Толстому, классическая формула "совершенного учителя" складывается из двух компонентов — любви к делу и любви к детям. А.С.Макаренко утверждал в теории и на практике, что учитель может решить педагогические проблемы лишь в том случае, если он будет принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным. В.А.Сухомлинский работу учителя называл "мудрым проникновением в духовный мир воспитуемого", активным руководством сложной, многогранной жизнью питомца. Школа — самое творческое место на земле. В ней можно из любого ребёнка вырастить доброго, отзывчивого, честного человека, дать расцвести таланту. Но как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и

юности стали для каждого человека точкой опоры на всю последующую жизнь?

Основная цель школьного обучения — формирование личности. Поэтому, прежде всего, в ученике надо видеть человека, раскрыть положительные черты каждого ученика.

Учитель не может не любить детей. Великая сила любви должна двигать учителя, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Мне восполнились слова Д. И. Менделеева, который констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, писал: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». Это конечно профессиональный успех нашего гениального соотечественника.

Ещё один пример. 1969 год. Столетие со дня открытия Периодического закона Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Ленинград, Менделеевский съезд. Собрались выдающиеся химики мира. По традиции на Менделеевских съездах вручается золотая медаль и диплом им. Д. И. Менделеева за лучшую научную работу. В тот год её присудили академику Николаю Михайловичу Жаворонкову. В конце своего двадцатиминутного доклада Николай Михайлович попросил у делегатов съезда разрешения пригласить на сцену одного из гостей. Из зала поднялся старичок весьма преклонных лет. Николай Михайлович представил его: «Это мой школьный учитель, заставивший и меня полюбить химию. Я хочу в знак признательности золотую медаль свою передать

ему вместе с самыми лучшими пожеланиями здоровья и долгих лет жизни!» Зал встал и устроил настоящую овацию Школьному Учителю. Аплодировали академики и членкоры, профессора и доценты, инженеры и научные сотрудники, все зарубежные гости. Растроганный старик сказал только одну фразу: «Ради этого стоило жить!» Большего профессионального успеха трудно себе представить.

Успешность деятельности любого учителя зависит от степени его профессиональной подготовки и переподготовки, от сформированности системы собственных взглядов, смыслов, позиций, наличия профессионально-личностной « Я» -концепции.

Известный американский психолог Роберт Стернберг в своей трёхкомпонентной теории интеллекта даёт такое определение успешности: «...это способность человека достигать в жизни уровня заданных личных стандартов, обусловленного конкретным социально-культурным контекстом».

В этом определении, как мне кажется, отмечены составляющие профессионального успеха: высокое мастерство, достойные результаты, общественное признание.

Мастерство учителя, на мой взгляд, не только в совершенном владении методиками преподавания своего предмета и развитыми коммуникативными навыками. Мастерство современного учителя заключается в создании положительной учебной мотивации, развитии мыслительных способностей, создании ситуации успеха для каждого, развитии у детей потребности в учении, сохранении их здоровья, обеспечения комфортного состояния на уроке. Главным учительским принципом, я считаю, должно быть доверие к ученику, ибо глубоко убеждена в том, что оно и ученика в свою очередь располагает доверять учителю. Только в этом случае педагог может рассчитывать на то, что те мысли, идеи, которые он хочет донести до своих

питомцев, будут восприняты и усвоены ими глубоко и всерьёз, а не формально.

Если же учитель обладает таким мастерством, а оно приходит с опытом, то, несомненно, придут и результаты. Будут и победы на олимпиадах и конкурсах, будет признание и уважение коллег. Но главное, по-моему, будет виден интеллектуальный рост учеников. Мы растим человека и должны сделать его счастливым, а значит, и себя тоже. И если все ратуют за учение с увлечением, то обучение обязательно должно быть с любовью. Воспитание без любви и дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним — это блуждание в потёмках. Я глубоко уверена, что главным результатом труда учителя является формирование мыслительной способности ученика, сбалансированное формирование его сознания и самосознания.

Что же касается общественного признания, оно, конечно, очень важно.

Важно, чтобы труд учителя был оценен обществом, должны быть награды и благодарности, ведь педагог выполняет важнейший социальный заказ – обучает молодого человека нравственным нормативам и законопослушанию.

Но ни одна награда не заменит слов благодарности от своих учеников. Мне хотелось бы пожелать всем учителям испытать хотя бы толику того признания, которое получил школьный учитель академика Н.М. Жаворонкова.

globuss24.ru

Эссе на тему «Профессиональные компетентности педагога: современные требования» — SurWiki

Материал из SurWiki

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.

Ученики говорят: «Учитель должен знать все и еще чуть-чуть». В этой шутке есть немалая доля истины. Отличное знание науки, основы которой преподаёт учитель, - элементарное и необходимое требование. Д.И. Менделеев писал, что только тот учитель будет действовать плодотворно на учеников, который сам силен в науке, ею обладает и любит. Опытные учителя утверждают, что любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Однако для учителя важны не только специальная подготовка и общая эрудиция, но и гибкость мышления, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Возможность следить за мыслями учителя вырабатывает у школьников культуру мышления.

Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Так, А.В. Луначарский подчеркивал, что всякое уродство характера в педагогике является прямым ядом, которым он заражает подрастающее поколение. Хороший учитель - это прежде всего хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится.

Профессию учителя по праву называют гуманной. Педагогический гуманизм выражается в бескорыстной потребности приносить пользу людям, помогать детям расти здоровыми духовно и физически. Вместе с тем нельзя представлять себе облик учителя как некую стандартную, неизменную модель, состоящую из общепринятых добродетелей. Ничто человеческое учителю не чуждо. Однако педагогу полезно иметь ориентиры в виде желательных свойств характера для профессионального-педагогического самовоспитания. Слитые воедино такие личностные качества учителя, как общительность, самообладание, настойчивость в достижении цели, оптимизм и юмор и его глубинные педагогические потребности, составляют надежный фундамент его профессионализма. Недаром говорят: учит не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить. У истинного педагога не разделяется рабочее и свободное время: он всегда думает о детях. В целенаправленности учителя - сущность его личности. К педагогу вполне применим следующий критерий: скажи к чему ты стремишься, и я скажу, кто и какой ты.

Непременным условием успешности педагогической деятельности является любовь к детям. Без любви дети не могут развиваться нравственно и не станут гуманными людьми. Нельзя воспитать у детей любовь к людям и в то же время не любить их самих. Н.К. Крупская считала, что отсутствие у учителя любви к детям свидетельствует о его профессиональной непригодности.

Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше - добрым, но лучше всего - справедливым.

Личные качества педагога – очень важный пункт в его профессиональной компетентности. Однако, развитие современного общества диктует особые условия организации школьного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет не только личностное, но и профессиональное развитие педагогов.

Во время работы над эссе, в воздухе повис один главный вопрос: какой он, современный учитель? Вопрос отчасти риторический. Сложно ответить на него однозначно. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современному учителю необходимо уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры», уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов, позволяющие наработать им требуемые компетенции, владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться, если они перестанут «бояться нового».

Современный педагог - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка.

Современный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта.

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку!

Автор: Нечаева Дарья Андреевна

surwiki.admsurgut.ru

Тема урока: "Профессионально-личностное становление учителя"

Разделы: Администрирование школы

Профессионально-личностное становление учителя – уникальное явление по духовной глубине, эмоциональной насыщенности и альтруистической готовности “отдать себя детям”; это средоточие нравственных заповедей, сокровищ мысли, поведенческих моделей.

Профессионально-личностное становление учителя – это значимый показатель состояния социального и духовного здоровья образовательной системы, своего рода личностно-образующий определитель педагогической деятельности

Без сомнения, учитель в российской школе – центральная фигура педагогического процесса. Этот тезис имеет подтверждение в многочисленных работах К.Д. Ушинского, посвященных “ратоборцу истины и добра”, “надежде и славе России” – русскому учителю.

Современная жизнь диктует свои требования: меняется жизнь, меняются ученики, должен измениться и учитель. “Если воспитатель (учитель) останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы, сам добровольно откажется от того законного влияния на жизнь, которое принадлежит ему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни, а оставит во всей ее пестроте, неурядице и часто безобразии довоспитывать воспитанников его несовременной школы”, – писал К.Д. Ушинский. Учитель должен быть не просто современным и не только уметь хранить традиции и заглядывать в будущее, он должен быть “идеалом человека”, как это не громко звучит.

Классическая формула “совершенного учителя”, а соответственно и современного – это любовь к делу и любовь к детям. “Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и узнай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их”, – писал Л.Н. Толстой.

А.С. Макаренко утверждал, что учитель должен обладать “талантом оптимизма”, тогда, несомненно, он достигнет педагогических высот.

Становление педагога, по В.А. Сухомлинскому, немыслимо без воспитания чувств учителя, полагая, что справедливость, сердечность, доброта, скромность, правдивость, душевность – не просто азбука человеческой культуры, а основа профессионализма педагога.

Учитель должен быть тонким психологом и профессионалом в полном смысле этого слова. Учитель, воспитывая, всегда воспитывается сам. Он должен вникать в проблему воспитуемого глубже, чем сам воспитанник, чтобы очень точно корректировать его поведение. Учителем не может быть человек, который не любит детей, не умеет слушать, человек не чуткий и не проницательный.

Становление учителя как профессионала – это постоянное стремление и умение удивить ученика, стимулировать его активность.

В настоящее время можно отметить наличие тенденции – развитие личностно ориентированной личности педагога, а также проблемно– ориентированной, творческой, продуктивной деятельности и учителя, и учащихся, и в этом смысле информационные технологии, помноженные на достижения психологии, могут освободить учителя от хранения в памяти огромного объема зачастую ненужной информации

Итак, рассмотрим подробнее некоторые моменты, – каким должен быть современный учитель, его профессиональное и личностное становление.

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности. (М.М.Рубинштейн.)

Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое “Я”.

Учитель – профессионал – этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда

Существуют различные варианты известных сводов профессиональных правил, со своеобразными кодексами педагогической чести как ориентирами, сознательно и интуитивно выстраиваемыми каждым педагогом. Особый интерес вызывает подобный свод правил Ш.А. Амонашвили:

Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог – мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

1. Личность педагога в традиционной системе обучения:

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен “заставить” ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

2. Становление и развитие педагога.

Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень.

Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра.

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени – подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого – педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого – педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие – педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика.

Самообразование в широком смысле слова – это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком – совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать.

Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно– практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.

Самовоспитание начинается с момента появления плана – программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы:

Самоинформирование, Самопобуждение, Самоорганизация.

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.

Выявляя способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе профессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале – обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее – определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.

Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, “имеются они у него на все 100% – отличный педагог, на 75% – хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой”. Но ведь всякий учитель – личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них.

Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога – достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

Итак, индивидуальность и профессионализм – две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.

Виды деятельности педагога; – особенности педагогической профессии; – условия труда педагога; – основные требования к профессии учителя; – перспективы профессионального роста.

Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель “идеального” или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

Литература:

  1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.
  2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.
  3. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.
  4. Лизинский В.М. Новый учитель для хорошей школы// Журнал “Воспитание школьников”, М.,2012.
  5. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей// Москва-Воронеж, 2000.
  6. Амонашвили Ш.А. Единство цели. // М., “Просвещение”, 1987 г.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Эссе педагога "Перспектива моего профессионального развития"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

дополнительно образования дом творчества «Островок»

Педагогическое эссе на тему:

«Перспектива моего профессионального развития»

педагог – организатор

Ирина Викторовна Косенко

п. Бор 2017 г.

«Человек вырастает по мере того,

как растут его цели»

Иоганн Шиллер

В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. В мире много разных профессий. О некоторых из них слышал каждый, о других люди знают лишь понаслышке. Но со словом «педагог» знаком каждый из нас, ведь все учились в школе, где педагоги незаметно делали из нас достойных, умных и воспитанных людей. У каждого из нас есть память о том любимом, добром педагоге, который изменил нас, помог нам нравственно вырасти, которому мы всегда будем благодарны.

 Могла ли я представить, что когда-нибудь стану педагогом? С детства я, как и многие девчонки, любила играть в школу: учила своих кукол, плюшевых зверушек и младшую сестру. Но тогда даже не предполагала, что педагог – моя будущая профессия!

Я начала свой профессиональный путь с поступления в педагогическое училище, моей целью было получение базовых знаний в области дошкольной педагогики. Закончив училище, работала воспитателем в детском саду, а далее инструктором по физическому воспитанию, для чего прошла курсы повышения квалификации.

Далее, я открыла для себя, совершенно не знакомое мне ранее образовательное учреждение – учреждение дополнительного образования – дом детского творчества, где стала работать педагогом – организатором, а затем и педагогом дополнительного образования.

Роль дополнительного образования в развитии личности неоспорима. Дополнительное  образование сегодня стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования.

Дом детского творчества - это кузница талантов, море эмоций, энергии и идей, в этот мир я и окунулась с головой. Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске. Это - человек, всегда готовый поделиться своим теплом, окруженный светом детских улыбок. Это — волшебник, зажигающий детские сердца! Я чувствую свою значимость, востребованность, как специалиста.

В своей работе педагога-организатора я стараюсь руководствоваться главным правилом своей жизни - любовью. Любовью к детям и любовью к избранному делу, потому что без любви к своей профессии невозможно стать цельным человеком. А не став цельной личностью - невозможно сделать детей счастливыми. Мир ребенка, который нам, взрослым, кажется порой таким непонятным, на самом деле близко, совсем рядом. Как же заглянуть в этот мир детских желаний и фантазий? Для этого нужно только по-настоящему быть вместе с детьми, говорить с ними, передавать им свое отношение к миру и учиться у них.

Раньше я не догадывалась, что профессия педагога-организатора включает в себя не только качественную организацию содержательного досуга детей, но и, в первую очередь, формирование многих значимых качеств человека: духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, формирование здорового образа жизни.

Однако я не останавливаюсь на достигнутом и считаю, что профессиональное развитие – это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков и умений в течение всей своей жизни. Другими словами, недостаточно стать профессионалом один раз. Чтобы оставаться профессионалом, необходимо постоянное профессиональное развитие личности. Именно поэтому я решила продолжить свое обучение и получить высшее образование. Поступила и закончила КГПУ им. В.П. Астафьева.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Вот уже десять лет я работаю в Доме детского творчества. Идут годы, меняется жизнь, меняется интерес детей к различным видам деятельности. И я , как педагог должна идти в ногу с детьми, с их потребностями и интересами, умело направляя их в нужное русло, расти и совершенствоваться вместе с ними!

infourok.ru