Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека. Роль коммуникации в жизни человека


Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.

Деятельность общения и речевая деятельность, речевая ситуация и ее компоненты, виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.

  1. Деятельность общения и речевая деятельность.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.

В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное.

Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека.

Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив, в общении оформляются и черты личности.

Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество».

Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение.

Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.).

Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую.

Для того, что бы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов ( мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д.

В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации.

  1. Речевая ситуация и ее компоненты

Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи.

studfiles.net

Доклад - Роль общения в жизни человека 2

Финансовый университет при Правительстве РФ

Кафедра «Прикладная психология»

Доклад

по дисциплине «Психология»

на тему: “Роль общения в жизни человека”

Выполнила:

Студентка группы СЦ1-1

Иванова А.О.

Научный руководитель:

Орлова Елена Александровна

Москва, 2011

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! — Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"… Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "… действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что «люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому». Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения — достижение взаимоотношения, причем для начала — на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест… Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками — единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами — народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей. Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это — встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996

2. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987

3. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. — М.: Знание, 1990

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.,197

www.ronl.ru

Роль коммуникации в жизни человека

Принцип 3: уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации. Этот принцип, кажется, тоже не нуждается в расширенной аргументации. Неполное, отрывочное сообщение не способствует возникновению эффекта взаимопонимания. Полнота информации в свою очередь может быть дополнена полнотой изложения материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной позиции.

Принцип 4: в основе эффекта взаимопонимания — логичность изложения и последовательность обоснования.

Вообще понимание того, что хочет доказать собеседник, прямо  вытекает из того, насколько последовательно, непротиворечиво, обоснованно и  обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно согласиться или  не согласиться, но такая позиция  понятна.

Принцип 5: сконцентрированность   внимания.

Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит  собеседник. Умению слушать будет  посвящен специальный раздел, но в. целом без активного слушания нет не только взаимопонимания, но и  общения вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3 Способы преодоления барьеров в общении

 

 

  Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров. В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию. Условно разделим эти функции и выделим говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего, понимая, что каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим. Управлять эффективностью могут оба партнера, говорящий и слушающий, и каждый из них может сыграть свою роль как в повышении, так, и в понижении эффективности общения.  Преодоление избегания. Борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.  Привлечение внимания. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние - это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние - это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

            Первым из наиболее эффективных приемов привлечения внимания является - прием "нейтральной фразы". Суть его сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл для всех присутствующих и поэтому "собирающая их внимание".              Вторым приемом привлечения внимания является - прием "завлечения". Суть его заключается в том, говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например, очень тихо, непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий "завлекает" слушающего "в свои сети". В этом приеме говорящий как бы провоцирует слушающего самого применить способы концентрации внимания и потом их использует.               Еще одним важным приемом "сбора" внимания является установление зрительного контакта между говорящим и слушающим. Установление зрительного контакта - прием, широко используемый в любом общении, - не только в массовом, но и в личном, интимном и т.д. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно "уходя" от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Поддерживание внимания. Умение поддерживать внимание связано с осознанием тех же факторов, которые используются при привлечении внимания, но на этот раз - это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то "чужими", не от нас исходящими стимулами.

            Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним по отношению к данному взаимодействию стимулом - громким стуком в дверь, собственными размышлениями не по теме и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания в сущности сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально "изолироваться" от них. Поэтому эту группу можно назвать приемами "изоляции".  Если, с точки зрения говорящего, максимум, что он может сделать - это изолировать общение от внешних факторов, то для слушающего актуально и умение изолироваться от внутренних факторов. Чаще всего помехи выражаются в том, что собеседник, вместо того, чтобы внимательно слушать говорящего, занят подготовкой собственной реплики, обдумыванием аргументов, додумыванием предыдущей мысли собеседника или же просто ожиданием конца его речи, чтобы вступить самому. В любом из этих случаев результат один - внимание слушающего отвлекается на себя, "внутрь", он что-то пропускает, и эффективность общения падает. Поэтому приемом "изоляции" для слушающего являются навыки собственного слушания, умения не отвлекаться на свои мысли и не терять информацию. Еще одна группа приемов поддержания внимания - это прием "навязывания ритма". Внимание человека постоянно колеблется, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно неотвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому отвлечению монотонное, однообразное изложение. Преодоление такого рода препятствий заключено в попытке говорящего "взять в свои руки" колебания внимания слушающего. Именно здесь и применяются приемы "навязывания ритма". Постоянное изменение характеристик голоса и речи наиболее простой способ задать нужный ритм разговора.

Следующая группа приемов - "приемы акцентировки". Они применяются  в тех случаях, когда надо особо  обратить внимание партнера на определенные, важные, с точки зрения говорящего, моменты в сообщении, ситуации и  т.п. "Приемы акцентировки" условно  можно разделить на прямые и косвенные. Прямая акцентировка достигается за счет употребления различных служебных  фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания, таких, например, как "прошу обратить внимание" и т.д. и т.п. Косвенная акцентировка достигается за счет того, что места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего "строя" общения  за счет контраста - они "организуются" таким образом, чтобы контрастировать  с окружающим фоном и поэтому "автоматически" привлекать внимание. Управление вниманием в общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего.                Использование феномена авторитета. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть - тогда коммуникация будет эффективной. Обычно принято считать, что авторитетность источника информации может устанавливаться после определения таких его параметров, как надежность, компетентность, привлекательность, искренность, полномочия, объективность. Надежность источника - это собственно и есть авторитетность. Чем больше человек доверяет собеседнику, тем больше его надежность. Этот показатель складывается из компетентности и объективности, определяемой как незаинтересованность - чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему. Интересный факт, выявленный в исследованиях влияния авторитета, состоит в следующем. Оказалось, что если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает его выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то и к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждения.         Очевидно, что при разных целях коммуникации необходимо по-разному управлять доверием слушающего. Так, при обучении лучше иметь "средний" авторитет, а при агитации - высокий. Что касается привлекательности и статуса говорящего, а также согласия, то эти характеристики позволяют определить социальное происхождение человека, определить, "свои" он или "чужой", и, конечно же, чем более "свой" говорящий, тем эффективнее его влияние.             Таким образом, не только внешние условия важно учитывать в поисках основ доверия слушающего к говорящему, но и то, насколько слушающий соотносит говорящего с собой, насколько считает его своим, представителем своей общности.

           Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Однако, кроме перечисленных общих положений, можно указать и некоторые вполне конкретные закономерности восприятия речи другого. Такого рода закономерности выявлены в многочисленных экспериментах, посвященных изучению сравнительной эффективности в общении различных физических характеристик коммуникации - темпа и скорости речи, качества дикции и произношения и т.д. В целом результаты подобных исследований свидетельствуют о том, что в отношении каждого фонетического параметра существуют верхний и нижний предел восприятия, определяющиеся психофизиологическими возможностями человека. Скажем, для скорости речи можно найти такую скорость (верхний предел), при которой восприятие невозможно при любых усилиях слушающего, т.к. речь говорящего сливается для него в один поток, и такую скорость (нижний предел), когда промежутки между словами становятся настолько большими, что невозможно установить между ними связь. Точно такие же пределы можно указать и для других параметров. Однако коммуникация редко проходит на пределе, обычно принципиальная возможность понимания существует. Скорость речи зависит от многих переменных. От степени знания языка; от степени знакомства с содержанием. На восприятие быстрой или медленной речи влияют: образование, принятые нормы (в разных странах говорят с различной скоростью), возраст, индивидуальные особенности.  Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя. Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Что же позволяет преодолеть этот барьер?              Это возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. В сущности в этом нет ничего невозможного - мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов. Мы постоянно недооцениваем разность тезаурусов, исходя из презумпции "все всё понимают как я". Между тем правильно как раз обратное "все всё понимают по-своему". Преодоление стилистического барьера. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться. Существуют два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.  Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру. Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей.

             Необходимость использования правила рамки прежде всего обосновывается простым психологическим законом работы памяти, открытым в конце 19 в. Правильно построенная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура соответствовала установкам слушающего, его представлениям. Структурирование сообщения может осуществляться за счет применения правила цепи. Правило цепи определяет "внутреннее" структурирование, задавая строение общения "изнутри". Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Причем качество цепи может быть различным: простое перечисление "во-первых, во-вторых"; цепь может быть ранговой – «сначала о главном» и, наконец, менее существенное"; логической - "если это, то тогда - то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно". Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы. Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. Преодоление логического барьера. Логика, как известно, бывает разная, значит, при построении воздействия важно учесть и любимую логику партнера.             Преодоление логического барьера связано со знанием эффективности разных аргументов и способов аргументации. Выделяется два основных способа построения аргументации: восходящая и снисходящий. Восходящая аргументация - это такое построение последовательности аргументов, при котором их сила возрастает от начала к концу сообщения. При нисходящей аргументации, наоборот, сила аргументов убывает к концу сообщения.                     Необходимо подчеркнуть, что понятие "сила аргумента" - субъективное, определяющееся субъективной значимостью аргументов для данного человека или группы людей, что еще раз подтверждает роль именно непонимания - в данном случае логического. Учет особенностей слушающего уточняет общие положения множеством поправок. В том случае, если слушающий не слишком заинтересован темой сообщения и целью говорящего является пробудить внимание слушателей, то наиболее сильный и важный аргумент следует представить в самом начале. Для людей с высокой заинтересованностью и высоким образовательным уровнем наиболее эффективна восходящая система аргументации, а для людей, не заинтересованных в том, о чем пойдет речь, и низким образовательным уровнем, - нисходящая. Таким образом, способ наилучшего построения аргументации прямо связан с восприятием логики разными людьми. Проводились также исследования, ставившие целью выяснения того, формулировать ли в сообщении главные выводы или оставлять эту работу для слушающего. К проблеме построения логической структуры сообщения относится и исследование сравнительной эффективности односторонней и двусторонней аргументации.

              Обобщая результаты исследований по аргументации, можно сказать следующее. Двусторонне аргументированное сообщение предпочтительнее и более эффективно: а) в образованных аудиториях, б) когда известно, что аудитория расходится во мнении с коммуникатором, в) когда есть вероятность контрпропаганды в будущем. Односторонняя аргументация лучше, когда позиции реципиента и коммуникатора сходны и в дальнейшем не предполагается контрпропаганды. Двусторонне аргументированное сообщение в группах с низким образовательным уровнем не только неэффективно, но даже вызывает отрицательные эффекты. В общении важно уметь управлять и "направлением" мышления партнеров. Эффективность общения существенно зависит от того, насколько партнеры глубоко вовлечены в общение. А это последнее тесно связано с тем, насколько сознательно подходит человек к решению тех или иных вопросов, просто ли он слушает и смотрит или не только слушает, но и обдумывает то, что слышит и видит. Для повышения эффективности общения важно иметь возможность или хотя бы шанс "включить" и направить мышление собеседника в "нужном" направлении.  Один из наиболее известных приемов управления мышлением другого - это риторический вопрос. Суть его сводится к тому, что говорящий и слушающий используют вопросы, на которые они не ждут ответа, а предполагают отвечать на него сами. Зачем же задается такой вопрос? Дело в том, что именно с вопроса начинается думанье, вопрос - пусковая точка мыслительного процесса, и, задавая риторический вопрос, говорящий так или иначе надеется "включить" мышление собеседника и направить его в нужное русло.             Вывод: для того, чтобы быть понятым собеседником, надо по возможности учитывать логику партнера. Для этого необходимо примерно представлять себе позиции, а также индивидуальные и социально - ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности.  Понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения, целях, индивидуальных особенностях - главное условие для преодоления всех без исключения барьеров, т.к. чем больше говорящий считается с особенностями слушающего, тем более успешной будет коммуникация. Однако и от слушающего многое зависит. Слушать, чтобы услышать. "Слушать" и "слышать" - это не одно и то же. От чего зависит качество слушания? Очевидно, от того, насколько слушающий заинтересован в успешном взаимопонимании партнеров. Очевидно, что, когда мы "хотим" достичь взаимопонимания, мы слушаем как-то по-другому, чем в случае, если мы не заинтересованы в понимании. Американский исследователь общения Келли выделяет два основных вида слушания: направленное, критическое слушание и эмпатическое. Желаемая цель в обоих видах слушания одна - понять партнера и отнестись как-то к его сообщению. Однако пути достижения этой цели разные. В первом случае слушающий сначала критически анализирует сообщение, а потом уже его "понимает". В случае эмпатического слушания все происходит наоборот. При эмпатическом слушании каналы воздействия открыты и защиты отключены, а при направленном слушании, наоборот. В основе типа слушания лежит общая позиция по отношению к партнеру, и поэтому при эмпатическом слушании ослабляются все барьеры, а при критическом - все усиливаются. Однако возможно и такое слушание, когда воспринимающий сообщение определенным образом управляет собой и партнером, регулитуя отдельные барьеры.               Вместе с тем эмпатическое слушание еще не дает полного правильного взаимопонимания. Для этого необходимо не только не спешить с критикой и оценкой, но и уметь так построить общение, чтобы партнер мог как можно более полно раскрыть смысл своего сообщения. Положительный результат во взаимодействии по организации понимания достигается активным, или рефлексивным, слушанием. Выделяют четыре вида активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение представляет собой просто обращение к собеседнику за уточнением его слов, собственного понимания и т.д. Перефразирование - это переформулировка того, что сообщают своими словами также с целью проверки понимания или же с целью направления разговора в нужную сторону (т.к. перефразироние может затрагивать не все сообщение, а только его часть).  Резюмирование - это подытоживание основных идей и чувств говорящего.  Таким образом, необходимым фундаментом для повышения эффективности общения "со стороны слушающего" является его желание слушать и слышать, которое, в свою очередь, сильно зависит от того, какой видится ему ситуация общения. Слушающий, следовательно, действительно может ощутимо повлиять на эффективность комммуникации - либо увеличить, либо уменьшить ее. Причем для него, так же как и для говорящего, важно знание о барьерах - своих и партнера.

stud24.ru

Значение общения в жизни человека. Общение, его значение в жизни человека. Функции. Виды и уровни общения

Похожие главы из других работ:

Гендерный аспект в воспитании школьников

Глава 1. Значение общения в жизни человека

Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком. (Антуан де Сент-Экзюпери)...

Значение эмоции в профессиональной и личной жизни человека

Глава 3 Значение эмоции в профессиональной и личной жизни человека.

...

Значение эмоции в профессиональной и личной жизни человека

3.1 Значение эмоций в личной жизни человека

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. То какое значение они оказывают на нашу личную жизнь я попробую раскрыть через понятия представленные в таблице номер 2...

Значение эмоции в профессиональной и личной жизни человека

3.2 Значение эмоции в профессиональной жизни человека

В формировании человека как биологического вида трудовая деятельность играла особую роль. В определенном значении можно сказать, что труд создал человека. Можно утверждать...

Значение эмоций и чувств в жизни человека

3. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы...

Основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии

1.3 Значение эмоциональных состояний в жизни человека

Эмоциональные состояния отражаются на многих аспектах деятельности человека, на его здоровье, на качестве жизни в целом. Они оказывают влияние и на процессы познания, воздействуют на тело и разум человека...

Особенности общения в молодёжной сфере

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

...

Проблема измен в супружеских отношениях

2.1 Значение интимных отношений в жизни супругов

Семья - малая социальная группа, исторически конкретная система взаимоотношений, основанная на супружеском союзе и родственных связях, ее члены связаны общностью быта...

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

§1 Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека

В данном параграфе мы рассмотрим, что понимается под эмоционально-чувственным миром человека. Так, рассмотрим понятия «эмоции» и «чувства» в психолого-педагогической литературе...

Социально-психологические барьеры построения карьеры женщины

§ 3. Значение карьеры в жизни женщины

социализация женщина карьера дискриминация Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, ее персонализации. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности...

Физиологические основы поведения человека

2.1 Значение эмоций в жизни, их роль в организации поведения человека

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека - от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности...

Что такое счастье

Глава 1. Счастье. основные пути его достижения и его значение в жизни человека

...

Эмоции в учебной деятельности школьника

1.1 Значение эмоций в жизни человека

Эмоции (лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта...

Эмоции и чувства

2. Значение эмоций в жизни человека

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний...

Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

1.1 Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

Мелкая моторика -- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног...

psy.bobrodobro.ru

Роль коммуникации в жизни человека

1) логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания;

2) стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию;

3) семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур;

4) фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

             Барьер   отрицательных   эмоций. Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т. п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательных. Существует много теорий сущности эмоций. Есть информационная теория эмоций (П. В. Симонов), представляющая собой развитие взглядов выдающегося отечественного физиолога П. К. Анохина. В числе положений этой теории следующие: а) чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, ее сопровождающая, и чувство удовлетворения после достижения цели; б) когда нет потребности, нет и эмоции; в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция.

Основной причиной отрицательных  эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.

Барьер отрицательных  эмоций, негативно сказывающихся  на результатах общения, можно подразделить на несколько барьеров. Это прежде -всего барьер общения, возникающий на почве страдания или далее горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостные физические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их.

Барьер общения, создаваемый  отрицательными эмоциями данного типа, вызывает искаженное представление  о действительности и неправильные оценки. Очень часто все это  выражается в агрессивности или  в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к отрицательным эмоциям этого  рода вызывает досаду и еще большее  переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто провоцируют  лишь раздражение. Рационального способа  поведения, подходящего для всех, здесь нет. Никакой психотерапевт  в этой ситуации не имеет права  советовать «снизить значимость», «забыть», «отвлечься».

Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются  в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия к удовлетворению той или иной потребности. Они  могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.

В общении мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность  человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который  изливается весь гнев. Деловое общение  с раздраженным или гневным человеком  невозможно, не стоит «подливать масло  в огонь», создавать условия, о  которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения  — не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с  человеком, который владеет своими эмоциями. И в какой-то мере даже безнравственно использовать ситуацию, в которой эмоции владеют соперником.

К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций — плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.

Прозой общения чаще всего  служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности  и несбывшихся надежд, заметной для  них черствости окружающих и незаметной себе   собственной черствости. К причинам плохого настроения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии — низкой двигательной активности. Плохое настроение становится «физиологическим фактором»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением — плохой работник и еще худший партнер в общении.

Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные  столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у  всех: и у тех, кто прав, и у  тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Ниже рассмотрим эти причины отрицательных эмоций и способы конструктивного разрешения конфликтов, профилактику стрессов, терапию  психической неудовлетворенности. Здесь же, скорее, идет речь не о том, -вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным психическим зарядом. А о том, что если вас ожидает деловая беседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться об беседы, предложить перенести   ее   на   другое   время.

Для этого достаточно перед  деловой беседой прикинуть варианты ее развития и возможность достижения конструктивного результата. Легко  можно представить себе, что к  объективным трудностям и барьерам общения будут добавлены еще  и субъективные, спровоцированные плохим настроением.

Имея в виду то, что  плохое настроение «эпидемически заразно», легко передается собеседнику, ожидать  прочного соглашения, взаимопонимания  и доверительности, видимо, не приходится. Рассуждения о факторах, влияющих на разговор, должны подсказать, что  круговая цепочка в каком-то месте  будет обязательно прервана. Скорее всего это произойдет между вводными коммуникатора и реципиента, скажется на процессуальной переменной, предопределит  развитие внешней переменной и в  целом деформирует переменную ситуации из доверительного разговора в острое, конфликтное обсуждение, конфронтацию. Это приведет к разрушению «защитной» оболочки делового разговора.

Барьеры   восприятия. Каждый человек стремится к тому, чтобы его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремления отчетливыми, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виновны обе стороны. Чтобы достичь максимального эффекта коммуникации, требуется отдать отчет в том, что существуют барьеры речи, установки, впечатления.

Барьеры   речи. Эмоциональное состояние "человека существенно сказывается на его речи. Волнение может вызвать спазм речевой мускулатуры. Возбуждение и радостное волнение могут побудить косноязычного человека к яркой, страстной речи, а могут и, наоборот, способствовать скомканному, отрывочному монологу. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В иных случаях отсутствие логических доводов способствует усилению эмоциональной окраски речи. В любом случае существуют известные методики, позволяющие справиться с   волнением.

Чтобы преодолеть «зажатость», рекомендуется обычный аутотренинг. Требуется расслабиться, отвлечься, глубоко подышать, сделать несколько  движений руками, плечами, помассировать  лоб, область рта, жевательных мышц, шею. Для более полного расслабления можно, закрыв глаза, вспомнить какую-либо приятную картину, внутренне прокомментировать  ее или даже просто посчитать про  себя. Речь, естественно, идет не об устранении эмоций вообще. Без нужного эмоционального подъема хорошая речь вообще невозможна. Требуется просто устранить излишнюю нервозность,

В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный  настрой. "Уверенный человек чеканит  слова, твердо говорит «да» и «нет». Существенное значение в том, как  влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая, неуравновешенная нервная система затрудняет сосредоточение, четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность  не позволяет гибко реагировать  на внезапно возникшие затруднения  и непредвиденные обстоятельства в- общении, Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль.

Когда в деловом общении  возникают ситуации непонимания, то на 90% они связаны не с тем, что  вас неправильно поняли (не способны понять или не хотят сделать этого), а с тем, что не удалось ясно, последовательно, убедительно изложить свою точку зрения. Чем меньше человек  владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, тем чаще сам попадает в нелепые ситуации.

Барьеры   установки. Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т. е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение.

Психологи утверждают, что  установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает  приспособление к различным жизненным  обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную  шкалу ценностей. Разные люди имеют  разные установки. Одни формируются  легко и существуют длительное время  или даже всю жизнь, другие характеризуются  подвижностью, нарастанием или затуханием. На эти особенности установки  оказывает влияние своеобразие  личности. 

Люди с подвижной установкой, по данным психологов, обнаруживают стремление к активности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Но они же бывают, поверхностны, легковесны, легко попадают под чужое влияние, испытывают трудности  в принятии самостоятельных решений.

Обладатели статичных, постоянных, монотонных установок с трудом переключаются  с одного вида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны  и в отстаивании своей правоты  бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычно это люди твердых убеждений  и принципов.

Можно говорить о разных аспектах воспитания эмоционально-психологической   устойчивости.   Немаловажным здесь является формирование собственных установок, адекватных реальности, а также формирование способности менять установки при изменении реальности. Это, пожалуй, главный критерий эмоционально-психологической готовности вести деловое общение. Альтернатива этому — подстраивание реальности под свою установку — не выдерживает критики.

Естественно то, что излишне  мобильные установки создают  в общении впечатление, что у  человека вообще нет собственного мнения, а излишне устойчивые установки  говорят о том, что собственные  принципы (которыми ни при каких-обстоятельствах  нельзя поступиться) данному собеседнику  дороже всякой реальности.

Барьер   первого   впечатления. Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы. не отдаем себе отчет о том, что наши с ними -взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее, оно нецеленаправленно, размыто и часто просто ошибочно. Собеседник, воспринимаемый поверхностно, оформляется в клишированный образ, который, как показывают исследования психологов, чаще всего наделяется теми отрицательными качествами, которые интуитивно не нравятся нам самим в себе.

Суждение надо делать по всему объему информации, а не только по одним лишь внешним признакам  первого впечатления.

Нет слов, впечатление, производимое человеком на своего партнера по общению, имеет большое значение. Его манеры в общении раскрывают его воспитание, социальный статус, культуру, а иногда и профессию.

Мимика, жестикуляции позволяют  сделать вывод о его эмоциях, характере, глубине чувств и переживаний. Поза говорит тоже о многом: от гордости и заносчивости до подобострастия и  угодничества. Внешние признаки эмоционального состояния раскрываются в углублении и учащении дыхания, появлении капелек  пота, красных пятен на лице и  шее, бледности и т. п. Одежда человека говорит    об опрятности и аккуратности, вкусе и культуре, вернее, о мере этих врожденных и приобретенных качеств. Следовательно, первое впечатление о человеке может довольно многое сказать. И по этому впечатлению вполне обоснованно и мотивированно формируется отношение к собеседнику. Но следует помнить, что все характерологические и физиономические качества совершенно ничего не говорят о вопросе, который вы намерены обсуждать с данным человеком. И если отрицательное первое впечатление по всем этим характеристикам переносится на предмет обсуждения, то тем самым и формируется барьер первого впечатления.

Барьеры   взаимопонимания. Главная проблема общения — отсутствие взаимопонимания. Выделим несколько принципов взаимопонимания в общении.

Принцип 1: владение профессиональным языком. Вряд ли есть необходимость подробно раскрывать данный принцип, но указать на него представляется важным. Названный принцип предполагает, что коммуникатор, реципиент владеют профессиональной лексикой, уместно используют ее в различных условиях применения"" для описания и объяснения возникающих ситуаций.

Принцип 2: уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития коммуникатора и реципиента.

Данный принцип имеет  конверсивный характер. Низкая способность  понимания одного из партнеров в  общении должна компенсироваться высокой  способностью доступно и доходчиво  объяснить обсуждаемое положение. Отсутствие взаимопонимания при  условии существенной разницы уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и  делает достижение конструктивного  результата невозможным.

stud24.ru

Роль связи в жизни человека

Технологический рывок человечества в двадцатом веке принес в нашу жизнь множество интересных открытий и возможностей, без которых сегодня сложно представить комфортную жизнь. Кроме домашней бытовой техники, автомобилей, самолетов - комфорт и новые возможности стали доступны благодаря средствам связи, которые сегодня занимают важную роль в развитии общества. Сегодня мы расскажем какую роль и как меняют нашу жизнь современные технологии и услуги связи.

Мобильная связь

Сегодня сложно представить нашу жизнь без сотовой связи. Она позволяет нам не только оставаться в контакте с родными и близкими, созваниваться по работе и решать важные задачи, но и получать ответы на массу других вопросов. Сотовый уже перестал быть просто устройством для звонков, а превратился в полноценный инструмент для поиска информации в сети, развлечений, и даже способен заменить собой кошелек.

Развитие стандартов сотовых сетей позволило получить с мобильного скоростной доступ к интернету, что открывает дополнительные возможности. Сегодня мы можем не только разговаривать по телефону, но и видеть собеседника независимо от того, какое расстояние разделяет. Важную роль в распространении информации играют современные каналы связи, по которым она настолько быстро поступает потребителю, что средствам массовой информации больше не нужно тратить часы или дни для донесения новости до читателя, слушателя, или зрителя.

Сложно переоценить роль средств связи в нашей жизни. С появление интернета и современных мобильных технологий, больше нет необходимости совершать многие действия, которые раньше требовали и времени и сил. Мы можем оплачивать любые счета - за свет, за газ, за воду с помощью мобильного телефона. Это позволяет экономить силы на поход в банк или сберкассу, а соответственно самое ценное - время. Ведь оплатить онлайн можно когда это удобно, а не в строго отведенные часы работы кассы.

Заботятся мобильные технологии связи и о безопасности нас и наших близких. Сегодня можно не просто отправить ребенка в школу с мобильным телефоном, чтобы иметь возможность в любое время связаться с ним. Активировав дополнительные опции у оператора можно отследить, где находится ребенок, увидеть его местоположение на карте.

Дальнейшее развитие сотовых сетей позволит значительно увеличить допустимые объемы передачи данных, что позволит значительно расширить сферы их применения. По прогнозам экспертов, внедрение пятого поколения сотовых сетей позволит полноценно и более эффективно использовать технологии для “умного дома” и интернет-вещей, и сделают “умным” даже транспорт. Примеры дистанционного управления автомобилями посредством сетей сотовой связи пятого поколения уже демонстрируются разработчиками.

Спутниковая связь

Дополнительные возможности для человека открыли системы спутниковой связи. Идея, побудившая к созданию первого искусственного спутника и его запуска на орбиту Земли, состояла в создании глобальной системы связи. Именно необходимость объединения телефонной связью континентов на земном шаре, привела к резкому развитию спутниковой связи, и сыграла в последующем немаловажную роль в жизни человека. Однако в Советском Союзе ведущая роль для спутниковой связи длительное время отводилась для оборонного ведомства, что значительно затормозило развитие ее гражданского сектора.

Создание спутниковой системы связи позволило вывести на новые уровень не только возможности телефонии, но других каналов коммуникации. Спутниковые интернет, сотовая связь и телевидение - это лишь малая часть новых возможностей.

Одним из распространенных у пользователей продуктов спутниковой связи является навигация. Это позволяет пользователю не просто получать точные координаты своего местоположения, что может быть незаменимым в непредвиденной ситуации, если человек потерялся. Спутниковая навигация позволяет нам сократить время при получении определенных услуг - найти ближайший магазин, или получить информацию о дорожной ситуации в определенном месте.

Также, именно благодаря искусственным спутникам, человечество смогло не просто составить точные карты, но и получать более точные данные о перемещении атмосферных фронтов, изменениях в ландшафте земного шара. А это позволяет, как пример, составлять более точные прогнозы погодных явления, а не просто регистрируя данные перемещения воздушных масс в определенном месте.

Итог

Современные  технологии развиваются семимильными шагами, когда от одного поколения связи до следующего, требуются не десятилетия, а годы. Пару десятков лет назад мобильный телефон считался предметом роскоши, а чтобы скачать песню в интернете могло потребоваться несколько часов. Сегодня сотовый превратился в средство связи, а с его помощью можно скачать за минуту целый музыкальный альбом. 

Человек все меньше зависит от проводов там, где раньше этого было не избежать. Музыка и телевидение по воздуху, и разговор с человеком за тысячи километром - все это сегодня уже не сказка, а реальность современного обывателя.

www.topnomer.ru

Тема 1. Коммуникации как элемент делового общения. Вопросы темы:

  1. . Структура общения и его роль в жизни человека.

  2. . Коммуникативная сторона общения. Средства коммуникации.

  3. . Перцептивная сторона общения.

  4. . Интерактивная сторона общения.

  5. . Виды деловых коммуникаций.

  6. . Уровни коммуникации.

Вопрос 1. Структура общения и его роль в жизни человека.

Слово «коммуникация» произошло от латинского «communicatio», что означает «сообщение».

Интересно, что в одном из африканских племен существует предание о том, что мудрый африканский Бог при сотворении людей создал сначала барабанщика, а только потом охотника и кузнеца. Нам это может показаться странным, но, оказывается, дело в том, что барабан в жизни племени играл особенно важную роль, поскольку это было единственное, выражаясь современным языком, «средство

массовой информации». (Об этом рассказано в книге А.Зверинцева

«Коммуникационный менеджмент»)

В минуту опасности или в момент радостного события барабанщик извещал об этом своих соплеменников, находящихся за несколько километров от дома. Барабанный язык понимает любой деревенский африканский житель. И это настолько важно для них, что каждому при рождении дают два имени: одно обыкновенное, речевое, а другое барабанное (специально для исполнения на барабане!). Таким образом, барабан является для африканских племен средством коммуникации.

На Руси, кстати, роль такого средства выполнял колокол, который также был

«коллективным организатором», которые позволял поддерживать коммуникации с большим количеством людей.

Современные специалисты в области управления считают, что руководители тратят на коммуникации 50­90 % своего рабочего времени.

Практически все, что окружает человека, является коммуникативной средой. При этом одну часть этой среды составляют предметы и явления, которые предоставляют нам информацию о происходящем (то, о чем сообщается), а другую средства коммуникации, с помощью которых эта информация передается (то, как

сообщается).

Все действия, которые направлены на достижение одной и той же коммуникативной цели, называются коммуникативным событием. В сфере деловых коммуникаций такими коммуникативными событиями можно считать, например, презентации и выставки. В случае незапланированного коммуникативного события приходится сталкиваться с необходимостью кризисной коммуникации.

Однако в процессе своей жизни мы не только передаём друг другу информацию, но и включаемся в другие виды деятельности. Взаимодействуя с окружающими людьми, мы часто говорим, что мы общаемся.

Что же такое общение с научной точки зрения?

В научной литературе понятие «общение» подразумевает не только передачу информации, но и некоторые другие не менее важные процессы, происходящие между партнерами. Так, в процессе общения мы используем три самых важных сферы нашей деятельности:

  1. интеллектуальную (когда мы обмениваемся информацией);

  2. эмоциональную (когда мы воспринимаем партнера и то, о чем он нам сообщает и что­либо испытываем по этому поводу);

  3. поведенческую (когда мы совершаем какие­либо действия, чтобы передать информацию или отреагировать на нее).

Коммуникации выполняют несколько очень важных функций. Обычно выделяют пять основных.

  1. Связующая заключается в том, что благодаря ей люди объединяются в процессе любой деятельности.

  2. Формирующая, в соответствии с которой общение помогает человеку сформировать определенные качества личности.

  3. Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще

У. Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Это состояние человека фиксируется в понятии "неподтверждение".

Каждый день мы в процессе общения «подтверждаем существование друг друга» с помощью привычных действий, закрепленных нормами этикета: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности".

  1. Межличностная функция заключается в организации и поддержании межличностных эмоциональных отношений.

  2. Внутриличностная функция общения предполагает общение человека с самим собой. Это универсальный способ мышления человека.

Коммуникативное событие включает в себя серию контактов между партнерами, объединенных общей целью.

Каждый контакт реализуется через ряд фаз:

  1. . Фаза подготовки.

  2. . Фаза установления контакта.

  3. . Фаза концентрации.

  4. . Фаза анализа.

  5. . Фаза аргументации и убеждения.

  6. . Фаза закрепления результата и завершения контакта.

Из всех фаз наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Контакт нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты коммуникации. Но, даже если коммуникативный контакт происходит неожиданно для партнеров, нельзя утверждать, что подготовка невозможна. К подготовительным действиям можно отнести, в этом случае, и повышение собственной психологической компетентности, расширение эрудиции в разнообразных областях знаний, накопление и анализ коммуникативного опыта.

Вторая фаза ­ установление контакта. Здесь важна самонастройка, а также умение почувствовать состояние партнера, «подстроиться» под него и включить его в процесс коммуникации. Смысл подстройки заключается в том, чтобы снять у партнера психическое напряжение и снизить возможность внутреннего сопротивления. Этот период завершается установлением психологического контакта. Далее идет фаза концентрации. В узком смысле ­ это сосредоточение внимания на содержании проблемы, целях, задачах сторон, сбор информации,

касающейся данного общения.

Однако необходимо подчеркнуть, что в общем смысле фаза концентрации предполагает и сосредоточение на особенностях поведения партнера. Поэтому можно предположить, что концентрация внимания осуществляется уже на этапе вхождения в контакт, когда у партнеров происходит экспресс­анализ первых впечатлений друг о друге, и формируются варианты возможного поведения. Цель анализа ­ понять потребности, интересы, причины поведения собеседника и спрогнозировать его дальнейшее поведение.

Фаза аргументации и убеждения предполагает обоснование партнерами собственной точки зрения, а также осмысление и обсуждение аргументов партнера. Наиважнейшим условием продуктивного общения на данном этапе является корректное отношение к партнеру и признание его права на собственную точку зрения, даже если она кажется ошибочной.

И, наконец, фаза фиксации результата и завершения контакта. Это очень ответственный момент в отношениях. На этой стадии подводится итог достигнутым договоренностям, происходит принятие партнерами на себя ответственности за принятые решения или сообщается о прекращении контакта, если коммуникация оказалась неприятна партнерам. Ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Необходимо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.

studfiles.net