ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Занятие с элементами тренинга "Эмоции и чувства. Что это такое. Как их понять" (13 - 15 лет). Тренинг эмоции и чувства


Тренинг "Эмоции и я" для педагогов

ШЛ №27

Тренинг с педагогами «Я и мои эмоции»

Разработала и провела:

Педагог-психолог: Исабаева К.Т.

2017

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. Помочь формированию положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.

  2. Научить способам релаксации и саморегуляции.

  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного опыта общения.

  4. Научить способам здоровьесберегающих технологий.(цветотерапия, лечебная мандала)

  5. Помочь увидеть свои слабые стороны и жизненный, профессиональный, эмоциональный потенциал.

Группа: учителя

Количество: 15-20чел

Тип: Групповое занятиеВид: Тренинг 

Используется презентация.

Ход тренинга.

Презентация.

Слайд1.Зачитывается стихотворение.

Должны мы бороться за детские души,

Должны, должны...

Но что если под поучительской чушью

В нас нету души?

Учитель - он доктор, а не поучитель,

И школа - роддом.

Сначала вы право учить получите -

Учите потом.

Должны мы бороться за детские души

Прививкой стыда,

Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче

Из них никогда.

И прежде чем лезть с поучительством грозным

И рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым,

Очистить свои...

Е. Евтушенко

Получать удовольствие от собственной профессии - значит быть мастером своего дела. Быть мастером - жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя-мастера?

Для начала предлагаю вам настроиться на работу.

Упражнение «Клубок»

Слайд 2. Обсуждение: что общего, что нас связывает.

Упражнение «Никто не знает что я» , «Все знают, что я». Назвать о себе то, чем можно поделиться.

Слайд 3. «Человечек»

Перед вами обычная модель учителя.

Как можно расположить все составляющие человека по частям тела?

Здоровье

Знания

Эмоции

Деятельность

Душа

Цели

Теперь уберите хотя - бы одну составляющую и человек станет неполноценным. Т.е все составляющие очень важны.

Слайд 4.Упражнение «Корзинка»

Что нужно учителю, чтобы не сгореть?

Написать на листочках и кинуть в корзинку.

Обсуждение. Читаем полученные результаты.

Слайд 5. Упражнение. «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на группы (при помощи стикеров) затем:

1.группы составляют кластер, отражающий  идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя! ».

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:  

- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».

Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ  М. БЕРКЛИ-АЛЕН»

К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Обсуждение.

Тест «Три животных»

Напишите в строчку название трех животных. Затем к ним 4-5 характеристик какие придут на ум. 1столбик - «Я идеальная», т.е «Я хочу, чтобы меня такой видели окружающие. 2 столбик- «Я реальная» , т.е «Это таким меня видит окружение».

3 столбик- «Я истинное», т.е «Я сейчас есть такая»

Тест «Жизненные процессы».

Напишите эти буква. (в столбик Л, Д, П,Р). Сделайте ранжирование букв. Запишите рядом с каждой буквой ассоциацию любого образа( живого, не живого) из сказок, мульфильмов.

Л- любовь, Д- дружба, П-постель (сексуальность), Р- работа.

Это здесь и сейчас в данный период жизни.

Релаксация. «Полет орла» музыка

Слайд 7.

Остались только эмоции. А вы скажите и здоровье. Так вот здоровье напрямую зависит от того какие эмоции вы больше проявляете негативные или позитивные.

Сегодня наше здоровье в наших руках. Мы постараемся запрограммировать себя на психологическое здоровье.

Ма́ндала ( «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях , ритуальный предмет, олицетворяющий собственное психологическое пространство, свой внутренний мир.

Упражнение «Лечебная мандала» Раскрашивание мандал.

Интерпретация. Значение цветов.

Значение фигур

(с чего начинали закрашивать)

Круг-стараются не иметь конфликтов, мягкие люди.

Квадрат-(прямоугольник)- люди, любящие порядок.

Треугольник- лидеры, часто вступающие в споры.

Лабиринт- очень творческие люди

Трапеция- сами по себе.

Цвета (преобладающий)

Койма- какого цвета (Он является ключом взаимодействия с окружающим миром. Этот круг - граница нашего Эго. Красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый - способность воспитывать других, что важно в отношениях с ними)

Красный- лидерство, сексуальность

Оранжевый- творчество, движение.

Желтый- разум, мудрость, интеллект.

Фиолетовый-духовность, вдохновение, идентификация себя со значимой фигурой.

Серый- страхи

Голубой- романтика, интуиция, эмоции.

Синий- спокойствие, разум

Зеленый- потребность в самоуважении, мягкость

Коричневый- истощение, усталость, не хватка отдыха.

Черный- депрессивные эмоции

Белый- свобода, духовность

Розовый- иллюзия

ЧАКРЫ. Чего не хватает

Красный-сексуальная энергия

Оранж.-мочеполовая система, творчество

Желтый- энергия

Зеленый- эмоции

Голубой, синий – ум, разум

Фиолетовый- духовность

Упражнение командное «Сделайте фигуру закрытыми глазами».

Спасибо за совместную работу

Рефлексия.

На тренинг я пришла с ___________________________________настроением

С тренинга я ухожу с _____________________________________настроением

Я чувствую______________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________

По 5бальной шкале оцениваю тренинг на ____________________________

Рефлексия.

На тренинг я пришла с ___________________________________настроением

С тренинга я ухожу с _____________________________________настроением

Я чувствую______________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________

По 5бальной шкале оцениваю тренинг на ____________________________

Рефлексия.

На тренинг я пришла с ___________________________________настроением

С тренинга я ухожу с _____________________________________настроением

Я чувствую______________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________

По 5бальной шкале оцениваю тренинг на ____________________________

Рефлексия.

На тренинг я пришла с ___________________________________настроением

С тренинга я ухожу с _____________________________________настроением

Я чувствую______________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________

По 5бальной шкале оцениваю тренинг на ____________________________

Рефлексия.

На тренинг я пришла с ___________________________________настроением

С тренинга я ухожу с _____________________________________настроением

Я чувствую______________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________

По 5бальной шкале оцениваю тренинг на ____________________________

(Мандалы )

Красный

Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.

Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию.

Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом.

Синий (голубой)

Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу.

Жёлтый

Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Для женщин, это Анимус. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.

Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:

Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.

Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность.

Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.

Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.

Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.

Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь, живущая для себя.

Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.

Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.

Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий.

Серый — безнадёжность, депрессия, вина.

Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры.

Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.

«ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

«ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

«ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

«ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

infourok.ru

Тренинговое занятие "Мои эмоции" (6-8 классы)

Тренинг 2. Мои эмоции.

Цель: осознать своё эмоционального состояния, научиться выражать свои эмоции и понимать

эмоции других, отреагировать скрытые эмоции.

Материалы: несколько листочков бумаги с написанными на них эмоциями; спокойная, расслабляющая музыка.

Ход тренинга

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель: создать позитивную атмосферу, развить образное мышление, активизировать представление о своих эмоциях.

Участники сидят в кругу. Первый участник называет своё имя и говорит, на какое природное явления похоже его настроение сейчас. Например, на лёгкий тёплый ветерок, шторм на море, снегопад. Продолжает участник, сидящий слева и так далее до конца круга.

Упражнение 2. «Принятие правил»

Цель: создать рабочую атмосферу, активизировать принцип активного участия.

Вступительное слово ведущего и презентация темы тренинга. Правила поведения на тренинге предлагают сами участники.

Упражнение 3. «Скульптура эмоций»

Цель: развить навыки невербального общение, развить способность выражать свои эмоции и распознавать эмоции других.

Участники делятся на группы. Сделать это можно следующим образом: первые три участника называют свои любимые фрукты (яблоко, банан, апельсин, например). Затем ведущий рассчитывает всех остальных по очереди: яблоко, банан, апельсин, яблоко, банан, апельсин и т. д.до конца круга. Все, кто оказался «яблоком», отходят в один конец комнаты, «бананы» в другой, «апельсины» в третий. Таким образом, получилось три команды. В зависимости от количества участников, группу можно поделить на 4-5 команд, главное, чтобы в одной команде было не больше 4-5 человек.

Каждая команда выбирает капитана - «скульптора», который подходит к ведущему и вытаскивает листик со своим заданием. Ведущий держит несколько листов, на каждом написана одна эмоция человека, - зависть, стыд, интерес, радость, гнев, страх и т. д. Задача «скульптора» «вылепить» из участников своей команды скульптуру, которая олицетворяет заданную эмоцию (остальным командам она неизвестна). Главное, лепить скульптуру надо молча, без слов, разговаривать участникам команды запрещено! На подготовку даётся 3-4 минуты, затем «скульпторы» по очереди представляют свои «скульптуры», а остальные команды угадывают заданную эмоцию.

Обсуждение:

  • трудно ли было «скульпторам» «вылепить» эмоцию?

  • Трудно ли было остальным участникам команды понять без слов, что хочет «скульптор»?

  • Трудно ли было подчиниться «скульптору» и позволить ему «лепить» эмоцию по своему усмотрению?

  • Трудно ли было отгадать «вылепленную» эмоцию других команд?

Упражнение 4. «Займи место»

Цель: разминка, снять мышечное напряжение, развить внимательность, скорость и ловкость.

Участники сидят в кругу, в центре стоит ведущий. Ведущий называет какой-то признак, объединяющий нескольких участников, например «у кого в одежде есть зелёный цвет», «кто любит мармелад», «у кого голубые глаза» и т. д. Те участники, у которых есть этот признак, быстро встают со стула и меняются местами. Задача ведущего успеть занять освободившийся стул. Если ведущий не успел занять место, он продолжает игру. Если же ему это удалось, то ведущим становится тот, которому не хватило места.

infourok.ru

Тренинг "Эмоции и чувства - помогают или мешают в жизни?"

Тренинг: Эмоции и чувства – помогают или мешают в жизни?

Цель: Ознакомление педагогов с классификацией эмоциональных состояний и формирование навыков узнавания и осуществления эмоционального контакта в различных ситуациях общения.

Введение.

1. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель: обеспечить психологическую разгрузку и активный настрой участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?

  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Презентация «ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА».

Психолог: Каков ваш словарный запас? Какое количество слов вы употребляете для выражения своих эмоций? Перечислите или напишите без подготовки хотя бы 10 своих чувств.

Обсуждение: Если вы остановитесь на «класс», «круто», «напряжно», «обалдеть» и «чумовой», пришло время расширить свой словарный запас. В противном случае, каким образом вы сможете отличить одно чувство от другого, когда они даже не имеют своих названий?

Игра «Чувства»

Участникам выдаются написанные на листе бумаги название чувств. Предлагается без слов продемонстрировать данное чувство мимически.

Обаяние – это поразительный способ самовыражения. Оно бывает очень разнообразным и складывается из многих вещей.

Для начала обратите внимание на свою мимику, жесты, походку, интонацию. Эксперты уверяют, что на невербальное восприятие человека приходится около 90% общего восприятия. Именно настолько значимее высказываний и слов то, что рассказывает человеческое лицо и тело. На эту сигнальную систему многие реагируют автоматически.

Так что если вы решили стать ещё притягательней, пересмотрите свои привычки: перестаньте хмурить брови, перекашивать со злостью рот и прищуривать глаза, когда говорите с собеседником.

Используйте открытые позы, смотрите на собеседника, не скрещивайте руки. Не ёрзайте на стуле, старайтесь не потирать кончик носа, также – не дёргать себя за воротничок или украшения. Говорить старайтесь спокойно. Старайтесь исключать тонкие и высокие нотки в голосе.

"Волшебное зеркальце" (игровое упражнение для индивидуальной работы)

Взрослому предоставляется зеркало.

Необходимо нахмуриться и улыбнуться своему выражению. Сказать слова восхищения своему отражению. Похвалить себя.

Вопросы для обсуждения:

infourok.ru

Тренинг для подростков «Наши эмоции»

Тренинг для подростков

«Наши эмоции»

Актуальность темы. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладания с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.

Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Задачи:

  • информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

  • создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

  • создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Содержание занятия

Время проведения

1

  1. Организационный момент

Упражнение «Интервью»

15 мин.

2

  1. Вводная часть

15мин.

3

  1. Основная часть тренингового занятия

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Упражнение «Угадай»

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

40 мин.

4

  1. Заключительная часть тренинга

Упражнение «Мне сегодня …»

15-20 мин.

Упражнение «Интервью»

Цель: знакомство участников группы.

Участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.

В течение 5-7 минут интервью берет один человек, затем участники меняются ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга.

Примерный перечень вопросов может быть таким:

1. Твое имя?

2. Любимый цвет?

3. Любимая пора года?

4. Любимое имя: мужское, женское?

5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?

6. Чего ты больше всего боишься?

7. Чем тебя легко огорчить?

8. Чем тебя легче всего обрадовать?

9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?

Вводная часть

Прежде чем предлагать участникам задания, ведущий обсуждает с ребятами тему предстоящей игры. Им предлагается ответить на вопросы:

- Какие эмоции вы знаете?

- Нужно ли человеку владеть своими эмоциями и зачем?

После обсуждения учитель напоминает школьникам, что владеть собой и своими эмоциями непросто. Есть две особенно коварные эмоции, которые постоянно вырываются из под контроля человека. Он просит подростков высказать предположения, о чем пойдет речь.

Подводя итог, ведущий сообщает, что задания будут посвящены гневу, который еще можно назвать раздражением, злостью, агрессией, и тревоге, нередко скрывающейся за волнением и страхом.

Упражнение «Ролевая гимнастика» (Автор В.Леви)

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение:

- очень быстро/очень медленно - со скоростью черепахи;

- как иностранец;

- как робот;

- шепотом;

Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

2) Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.

3) Попрыгать как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

4) Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.

Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления. Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

- ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

- вас кто-то очень обидел.

Упражнение « Мне сегодня…»

Дети по очереди высказываются о том, что им понравилось или не понравилось на тренинге.

Список использованных источников литературы

  1. Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.

  2. Бишоп, Сью. Тренинг ассертивности / Сью Бишоп; пер. с англ. А. Маслова. – СПб.: Питер, 2001. – 203 с.: илл. – (Эффективный тренинг)

  3. Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. – 464 с.

infourok.ru

Развивающее занятие с элементами тренинга (эмоциональная саморегуляция). Тема: "Учимся управлять своими эмоциями"

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель. Познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Не печалуйся в скорбях — уныние само наводит скорби.Козьма Прутков

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки   наши, не выражают так ясно и верно нас самих,  как  наши чувствования; в них слышен характер не   отдельной мысли, не отдельного  решения, а всего содержания души нашей.К. Д. Ушинский

Кто умеет управлять собою, тот может   повелевать людьми.  Вольтер

Ход занятия

            Каждый день вы ходите в школу. На уроках и внеклассных занятиях вам объясняют сущность различных явлений, вы изучаете законы природы и общества, учитесь жить в мире с самим собой и другими. Очень, очень многое вы должны выучить, запомнить, проанализировать, доказать. Жизнь предъявляет нам кучу требований, и мы должны уметь находить правильные решения, разрешать конфликты, владеть собой. Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру.  Люди, с которыми мы сталкиваемся, события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть. Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им мы понимаем, всё ли у нас хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения. Сегодня мы и будем вести речь о том, что такое саморегуляция, как научиться управлять своими эмоциями. - Как вы думаете, для чего нам это нужно? Зачем контролировать своё поведение? (Ответы учащихся). Верно, это следует делать по разным причинам. И одной из главных является сохранение своего собственного здоровья. Уже с древности врачеватели поняли, что между эмоциями человека и его здоровьем существует тесная связь. Например, зависть и злость приводят к заболеваниям органов пищеварения, а постоянный страх поражает щитовидную железу. Безутешное горе влечёт за собой сахарный диабет, а необходимость долго сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние, тоска ускоряют процессы старения. «Все болезни от нервов», - так и сегодня утверждает медицинская наука. Опыт показывает, что эффективным средством предотвращения эмоциональных расстройств, стрессов является использование способов саморегуляции и «восстановления себя». Это своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми. - Какое вы сами могли бы дать определение понятию «саморегуляция»? (Ответы учащихся). Итак, саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы в конце концов приведут к неврозам. И вместо осуществления задуманных планов нам придётся заняться лечением. - Ребята, а какие способы помогают вам справиться с неприятными эмоциональными переживаниями? (Ответы учащихся). Да. Действительно. При возникновении нежелательных эмоциональных реакций можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции:

  • смех, улыбку, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • расслабление мышц;
  • общение с природой;
  • музыку, танцы;
  • мысленное обращение к высшим силам и др.

            А вот ещё один приём. Постарайтесь отвлечься от причин, которые вызвали эмоцию и переключить внимание на удовлетворение какой-то актуальной потребности. Допустим, вы получили плохую отметку и сильно переживаете. Попробуйте вспомнить, что вы давно хотели сделать: встретиться с другом, навестить бабушку, починить велосипед. А может быть, вы возьмёте бумагу и карандаш и подсчитаете, сколько дней вы живёте на свете (число полных лет умножьте на 365 дней, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедших с последнего дня рождения). Вот вы и переключили внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, подробностях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счёту был этот день вашей жизни. Сделайте это. И боль от неприятного события как бы померкнет, потеряет краски. А вы сами успокоитесь и начнёте искать пути решения данной проблемы. Сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья. Они помогут вам снять усталость, обрести уверенность в себе, справиться с раздражением, гневом, повышенной тревожностью.

Упражнение 1.  «Измени свой пульс»  

  • Нащупайте у себя на запястье место, где биение сердца ощущается отчётливее всего. Сосчитайте количество ударов в течение 15 секунд, умножьте полученный результат на 4. Так мы вычислим количество ударов в минуту.

            Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните и во всех деталях представьте ситуацию, когда вы сильно радовались. (Даю 2 минуты). Сосчитайте пульс теперь. Запишите. Далее предлагается вспомнить ситуации, когда ребята сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс и отмечается, как он изменяется по сравнению с предыдущими измерениями.

  • Так при каких же обстоятельствах нам может пригодиться умение произвольно изменять своё состояние? От чего зависит, насколько хорошо или плохо это получается у того или иного человека?

(Ответы учащихся).

  • Итак, ребята, это упражнение очень ярко демонстрирует, как наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния. Мы можем самостоятельно контролировать психологическое и физическое состояние через направленное воображение: представление тех ситуаций, которые подразумевают желательные изменения.
  • Нередко в нашей жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на неё. Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации вы можете дать себе и другим, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

(Ответы учащихся).

  • Правильно. Создание информационной перегрузки - излюбленный приём манипуляторов, которые стремятся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.

Упражнение 2.  «Два дела»

            Выбирается водящий и 3 помощника. Водящий садится на стул в центре комнаты. Первый помощник садится на стул против водящего и начинает совершать различные движения, постоянно меняя их. Водящий копирует движения, являясь как бы «зеркалом». Два других помощника в это же время садятся по бокам от него и начинают быстро поочерёдно задавать любые вопросы водящему. Тот должен, не прекращая повторять движения, отвечать на вопросы, желательно, логично и по смыслу. Упражнение продолжается 1-2 минуты, затем приглашаются другие участники.

  • Мы тренировали умение распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуации информационной перегрузки. Это, конечно, трудно, но возможно. Нужны только тренировка и ваше желание.
  • Есть способы, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера.

Упражнение 3.  «Горная вершина»

  • Сядьте удобно. Глубоко вдохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? Удобно ли вы сидите? Опущены ли ваши плечи? Насколько удобно положение рук и ног? Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьётся чётко, ритмично...

            Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба чётко виден тёмный движущийся крестик. Это орёл, парящий над скалами... Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу — игрушечные рощицы, миниатюрные дома в долинах, крохотные человечки, спешащие по делам... Ваш зоркий глаз в состоянии различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в неё. Рассмотрите поподробнее... Вы слышите негромкий свист ветра и  крики птиц, пролетающих мимо. Вы  чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полёта, независимости и силы! Насладитесь им... Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами?! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его... Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

  • Итак, целями этого упражнения были расслабление, снятие напряжения. И ещё мы попробовали выполнить такой способ медитации, как визуализация. Ваши ощущения? Кому удался «полёт», а кому — нет?

(Ответы учащихся).

  • Таким образом, вы видите, ребята, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние, справиться со стрессами, различными неприятностями.

            Хотелось бы обратить ваше внимание вот на какой момент. У любого человека есть потребность в эмоциональных переживаниях, эмоциональном насыщении. И, конечно, мы испытываем приятные и неприятные эмоции, положительные и отрицательные. И это даже хорошо, что в нас действует как бы «эмоциональный маятник»: не испытав горечи, не ощутишь и сладости. Главное, на мой взгляд, видеть разницу между понятиями «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональная неразвитость, эмоциональна глухота». Не о такой ли эмоциональной глухоте писал Ф.И. Тютчев:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нём не встревожит И голос матери самой!

«Эмоциональный мир личности. Это не просто красивый образ. Стоит ещё и ещё раз напомнить: психика наша едина и целостна. Вся она пронизана эмоциональными переживаниями. Может быть, они-то как раз и обеспечивают гармонию и единство личности в одних случаях и её дисгармоничность, противоречивость, внутреннюю конфликтность — в других». От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости. Если вы оказались в трудной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом и не теряйтесь!

Литература

  1. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2008.
  2. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Коломенский Я.Л. Человек: Психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца — путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (Метод Сметанкина) // Биол. обратная связь. - 1999, №1.
  7. Шитова Е.В. Работа с детьми — источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. - Волгоград: «Панорама», 2006.  
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Психологический тренинг «Психология эмоций»

Психологический тренинг

«Психология эмоций»

Цель:

- отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

Задачи:

- познакомить с различными эмоциональными состояниями;

- развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;

- снять эмоциональное напряжение.

Ход мероприятия:

Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – это выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

А- апатия

Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г – гнев, горе, грусть.

Д- досада, депрессия.

Ж – жалость.

З – злость, замешательство.

И – игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – надменность, настороженность.

О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой,

Р – радость, решимость,

С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть.

У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность.

Ч – чёрствость.

Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные:

Восторг Ужас

Восхищение Злость

Радость Ярость

Удивление Гнев

Страсть. Страх

Ликование. Испуг

Управление сильными эмоциями.

Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.

Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.

  1. Прослушивание приятной музыки

  2. Прогулки по живописным местам

  3. Общение с друзьями.

  4. Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.

  5. Покупка любимых цветов.

  6. Приём ванны

  7. Сон.

  8. Размышление о смысле жизни.

Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.

(раздача бланков теста)

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» " если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»

  1. Не чувствую в себе уверенности,

  2. Часто из-за пустяков краснею. .

  3. Мой сон беспокоен.

  4. Легко впадаю в уныние.

  5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.

  6. Меня пугают трудности.

  7. Люблю копаться в своих недостатках.

  8. Меня легко убедить.

  9. Я мнительный человек. .

  10. Я с трудом переношу ожидания.

  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.

  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

  18. Чувствую растерянность перед трудностями.

  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

  21. Оставляю за собой последнее слово.

  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

  23. Меня легко рассердить.

  24. Люблю делать замечания другим.

  25. Хочу быть авторитетом для окружающих.

  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

  30. Я мстителен.

  31. Мне трудно менять привычки.

  32. Нелегко переключаю внимание.

  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

  34. Меня трудно переубедить.

  35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

  36. Нелегко сближаюсь с людьми.

  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.

  38. Нередко я проявляю упрямство.

  39. Неохотно иду на риск.

  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.

Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,

па вариант Б - I балл, за вариант В - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:

I группа - I - 10 вопросы - тревожность;

II группа - II - 20 вопросы - фрустрация;

III группа - 21-30 вопросы - агрессивность;

IV группа - 31-40 вопросы - ригидность.

I.Тревожность:

0 ... 7 баллов - не тревожные;

8 ...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;

15 ... 20 баллов - очень тревожные.

П. Фрустрация: - степень устойчивости к неудачам.

0 ... 7 баллов - высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

8 ...14 баллов - средний" уровень, фрустрация имеет место быть;

15 .,.20 баллов - низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

Ш.Агрессивность:

0 ... 7 баллов - уравновешенность, выдержанность;

8 - 14 баллов - средний уровень агрессивности;

15 ...20 баллов - агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV.Ригидность – степень переключения.

0 ... 7 баллов - ригидность отсутствует, легкость переключения;

8 14 баллов - средний уровень ригидности;

15 ...20 баллов - сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.

Игра "Чувства и животные"

.

На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

ГНЕВ МЕДВЕДЬ

ПРЕЗРЕНИЕ СЛОН

СТРАХ КОШКА

РАДОСТЬ ПЕТУХ

УДИВЛЕНИЕ ЛЯГУШКА

ВИНА СОБАКА

Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.

Игра "Зеркало" (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).

Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.

А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.

Игра «Сочини сказку»

Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.

Этюд "Охотник" (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил... Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.

Этюд "Таинственная дверца" (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там... (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.

Предлагаемые варианты:

ожидание нетерпение скука волнение суета

возбуждение переживание страх растерянность веселье

напряжение счастье испуг радость

Игра «Эстафета чувств»

Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.

Упражнение «Выражение настроения»

Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.

Подведение итогов.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Списаибо всем, пока до новых встреч.

infourok.ru

Занятие с элементами тренинга "Эмоции и чувства. Что это такое. Как их понять" (13

Занятие с элементами тренинга для 8-10 классов

«Эмоции и чувства. Что это такое. Как их понять.»

Склярова И. А., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: профилактика девиантного поведения детей через знакомство с эмоциональной сферой человека, формирование навыков анализа собственных эмоциональных реакций.

Задачи:

  • познакомить участников с понятием эмоций и чувств

  • рассмотреть различия эмоций и чувств

  • познакомить участников со спектром человеческих эмоций и чувств

  • сформировать навыки распознавания эмоциональных реакций

  • сформировать навыки конструктивного выражения эмоций

Время проведения: 45 минут.

Целевая аудитория: учащиеся 8-10 классов (15-20 человек)

Необходимые материалы: картинки с лицами, выражающими разные эмоции и обозначения к ним. Заготовки с мандалами для каждого участника, цветные карандаши, фломастеры.

ХОД РАБОТЫ

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, я психолог. Сегодня мы поговорим с вами о эмоциях и чувствах людей. Но прежде, давайте познакомимся!

Знакомство: Упражнение «Имена»:

Время проведения: 5 минут.

Участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.

Ведущий: Ребята, рада со всеми вами познакомиться!

Нам с вами предстоит провести вместе 45 минут. Чтобы они прошли интересно и полезно для всех, давайте установим несколько правил нашей работы. Первые предложу я, остальные – вы сами.

Установление правил работы группы.

Время проведения: 5 – 7 минут.

Материалы: цветные маркеры и листы.

Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные поступки.

Ведущий: Первым правилом предлагаю сделать

  • Правило уважения друг друга: каждый участник важен, каждый имеет право высказаться. Никто никого не обижает.

  • Правило поднятой руки: хочешь сказать – подними руку.

  • Правило одного места: все находятся в одном месте, не разбредаются.

  • Правило всеобщего участия: в упражнениях и играх участвуют все.

  • Правило «стоп»: если вам не нравится что-то, что вам говорят или делают – скажите «стоп» и этот человек прекратит.

Так же я хочу назначить человека, следящего за выполнением правил! Это важный человек, он будет у нас хранителем! (Ведущий выбирает активного участника из группы и поручает ему следить за выполнением правил. При нарушении правила, занятие приостанавливается, все участники вместе обсуждают какое правило было нарушено и что нужно сделать, чтобы решить ситуацию.)

Беседа по теме занятия.

Цель: информирование участников.

Время проведения: 5 минут.

Ведущий: Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же, вы ска­жете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.

infourok.ru