ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Психологический тренинг для учителей "Эмоции и чувства". Эмоции и чувства тренинг


Тренинг «Планета чувств»

Занятие «Планета чувств»

Цель: Развитие эмоциональной грамотности. Обучение способам эмоциональной разрядки.

Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков», цветные стики и маркер для ведущего, листы А4 по 3 для каждого участника, фломастеры, карандаши, цветной пластилин, краски, влажные салфетки, цветная бумага.

1. Объявление темы тренинга. Стартовый шеринг.

Время: 2-3 мин.

2. Разминка. Упражнение «Если бы ты был цветом»

Время: 5 мин.

Участникам предлагается по кругу рассказать свою фантазию относительно сидящего рядом участника на тему: «Если бы ты был цветом, то ты был бы…, потому что…». Свое мнение нужно обосновать. Например: «Если бы ты бал цветом, то ты был бы желтым, потому что ты всегда освещаешь, даришь тепло, но ты можешь обжечь, если тебе надо себя защитить.

Заметка для ведущего: Это упражнение-разминка, но для тренера оно дает хороший диагностический материал: если в группе есть скрытая агрессия, в подобных упражнениях она проявляется в виде язвительных сравнений. Если группа доброжелательная, сравнения будут нацелены на проявление ресурсных особенностей человека.

3. Упражнение «Планета чувств».

Время: 10 мин.

Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы, приложение 1). Цветные стики и маркер для ведущего. Лист ватмана заранее прикрепляется к стене или доске.

«Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.

Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Тренер прикрепляет стики одного цвета (с названиями ощущений) к материку «Ощущения» (3-4 шт.).

Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность.

Например: голод, желание двигаться, сексуальное желание. Тренер прикрепляет стики другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.).

Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев. Прикрепляет стики с надписями к соответствующему материку.

Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.

Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – когда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. Приклеиваются стики с надписями.

Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называете, а я буду писать на стиках и приклеивать к материкам.

Примеры заполнения «материков»:

Ощущения

Драйвы

Эмоции

Чувства

горячо

голод

радость

любовь

щекотно

желание спать

огорчение

ревность

холодно

сексуальное желание

удовольствие

враждебность

колется

стремление выйграть

негодование

ненависть

болит

желание двигаться

тревога

обожание

мягко

стремление избегать опасность

страх

надежда

Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.

Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов (правильных или ошибочных) ведущий сообщает правильный ответ.

- Чем отличается гнев от агрессии?

(Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо).

- Чем отличается радость от удовольствия?

(Радость – это очень активная эмоция или чувство, оно тонизирует, сердце бьется, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное).

- Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?

(Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием).

Заметка для ведущего: Это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично. Иначе участники заскучают.

4. Упражнение «Радуга чувств».

Цель: Обучение сознаванию своего эмоционального состояния.

Время: 15 мин.

Материалы: листы А4 по 2 для каждого участника. Наборы фломастеров, карандашей.

Условие: проводится сразу после упражнения «Планета чувств»

«Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком…

Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется – главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства…

А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.

Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.

Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни».

Обсуждение: «Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?

Резюме ведущего: «Иногда бывает важно разобраться в своем состоянии, понять его. Вы можете использовать для этого радугу».

5. Упражнение «Дерево чувств».

Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.

Время: 20 мин.

Материалы: наборы цветного пластилина, влажные салфетки, цветная бумага, листы А4, карандаши, фломастеры, краски.

«Вспомните какое-нибудь событие или ситуацию в вашей жизни, которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту «Картинку» и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.

Возьмите пластилин или другие изобразительные средства (краски, карандаши, фломастеры и т.д.) и начните изображать дерево. Сделайте ствол – это вы сами. Потом ветви – это различные события в вашей жизни. Их, конечно, много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.

Начните делать плоды – это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Изобразите все сочетание чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.

Внизу ствола изобразите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни – это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это – причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из-за событий, но и из-за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета – это ваши мысли про эти события.

Сформулируйте их для каждой изобразите корень. Если при этом ваши чувства как-то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.

Теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним так же, как и с неприятным. Изобразите разноцветные плоды и корни».

Обсуждение: «Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении».

Заметка для ведущего: Для достижения конкретной цели данного упражнения пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем. Но пластилин намного эффективнее, так как он позволяет мять, сжимать, ломать, переделывать плоды, можно даже смять все ветки и все начать сначала. Эта моторика важна для проработки эмоций, что можно сделать косвенной задачей упражнения.

При обсуждении данного упражнения важно отделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности полученного опыта.

6. Упражнение «Золотистый поток».

Время: 10 мин.

«Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох…

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…

Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось…

Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…

Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное… Это лишнее, что накопилось в вас… Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…

Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи…

Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… он очищает таз…

Теперь он стекает по ногам… очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…

От коленей – к стопам… По стопам он втекает наружу… вы видите вытекающий мутный поток… И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…

Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!».

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.

Резюме ведущего. «Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь, можно использовать и это упражнение, и рисунок своего тела, и другие упражнения. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать его с каждым разом все с большими приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро.

Заметка для ведущего: Голос должен звучать спокойно, приглушено и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загробным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно переходить через 10 секунд.

7. Заключительный шеринг.

Время: 5 мин.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тренинг: "Эмоции и чувства"

Тренинг «Эмоции и чувства»

профилактика суицидального поведения подростков

Цели:

- снятие эмоциональной зависимости;

- помочь наладить более дружеские отношения между сверстниками;

- формирование адекватного отношения к жизни.

Упражнение: «Знакомство – интервью».

Участники делятся по парам, и каждый рассказывает о себе другому участнику. Затем они представляют друг друга, но обязательно надо назвать девиз и цель жизни.

Ведущий:

Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:

- сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.

- флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.

- холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.

- меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

Ребята, а вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.

Тест психогеометрический.

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.

Если основной формой оказался:

Квадрат - упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.

Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является левополушарным мыслителем.

Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.

Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.

Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным мыслителям.

Предлагается учаcтникам ответить на личностный опросник ИСН

(исследование суицидной направленности поведения)

Так как мы разные, то каждый по-своему поступает и реагирует на поступки и слова.

Упражнение: «Пять хороших дел».

Участники делятся по парам и по очереди друг другу называют хорошие дела, и хвалят «Молодец», «Хорошо».

Вопрос: Что было легче называть хорошие дела или слушать похвалу?

Упражнение: «Хорошие и плохие дела».

Участники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.

Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.

Затем идет обсуждение, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Ведущий:

Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:

- стыдно казаться слабым;

- затаенные обиды;

- неудобно обременять других своими проблемами;

- боязнь быть непонятыми;

- вдруг будут смеяться.

Упражнение: «Волшебная рука».

Участникам тренинга предлагается обвести контур своей руки. На каждом контуре пальца написать свои хорошие качества, а на ладони плохие.

Ведущий:

Плохие качества могут стать проблемой. И не всегда человек может самостоятельно справиться со своей проблемой. И из-за этого человек страдает, а иногда и делает глупые, необдуманные поступки.

Ребята, назовите, какие могут быть глупые и необдуманные поступки?

( участники тренинга называют поступки)

Самый глупый и нелепый поступок это самоубийство (суицид).

Когда совершается самоубийство, что этим хотят выразить,

отомстить, заставить страдать кого-либо или привлечь внимания к себе?

А если подумать, то этим наказывают тех, кто любит, кто переживает.

Опросник «Мое мнение».

1. Знакома ли Вам проблема суицида? Да, Нет

2. Сталкивались ли Вы лично с этой проблемой? Да, Нет

3. Что, по Вашему мнению, способно толкнуть человека на самоубийство:

-личные проблемы;

- равнодушие со стороны окружающих;

- материальные проблемы;

-другое______________________________________________________

4. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?

Да, Нет, Не совсем

5. С каким чувством вы смотрите в будущее?

- с чувством надежды и оптимизма;

- спокойно;

- особых перемен для себя не жду;

- с тревогой и неуверенностью;

- скорее со страхом и отчаянием.

6. Уверены ли Вы в осуществлении своих планов?

Да, Нет, Затрудняюсь ответить

7. Что в окружающей жизни Вас больше беспокоит?

- материальные проблемы;

- проблемы экологии;

- безработица;

- равнодушие;

- жестокость;

-другое________________________________________________________

«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

И.В. Гетте.

Упражнение: «Прекрасный сад».

Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.

Затем ребятам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.

Вывод: Предлагается всем полюбоваться на «прекрасный сад». Замете, всем хватило место, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание.

Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться, получить специальность, работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.

Притча:

Потерпел корабль кораблекрушение. Человек выныривает и обращается к Господу за помощью, что бы тот его спас. Смотрит, рядом проплывает обломок доски, он ухватился за нее и держится. И снова стал просить Господа о том, чтобы показалась земля. Человек смотрит, вдали показалась земля. Тогда человек стал просить господа о том, чтобы тот помог добраться ему до земли. Вдруг небеса раздвинулись, Господь и говорит ему: «Ты хоть руками греби».

Смысл притчи, в том, чтобы добиться в жизни того чего ты хочешь, надо и самому двигаться, потрудиться, а не надеяться на кого-то.

Иногда на пути к цели встречаются и препятствия, но чтобы найти свое место в жизни, надо учиться их преодолевать.

Упражнение: «Найди свое место».

Участники тренинга получают карточки с названием животных. Не показывая карточку другим, а, только имитируя голос животного, надо встать в одну шеренгу по росту, данного животного.

Вывод: Вот так и в жизни бывает, что разговариваем на одном языке, а

иногда не понимаем друг друга, что кому-то нужна помощь.

. Упражнение: тест-опросник «Мои ценности»

(расставить по значимости «ценности»)

  1. Наличие хороших и верных друзей.

  2. Интересная работа.

  3. Уверенность в себе

  4. Творчество.

  5. Счастливая семейная жизнь.

  6. Здоровье.

  7. Материально обеспеченная жизнь.

  8. Свобода, как независимость в действиях и поступках.

  9. Любовь.

  10. Познание, стремление к «новому» – учеба.

  11. Активная деятельная жизнь.

  12. Красота природы и искусство.

Притча: «Сам слепи свое счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

-Слепи мне счастье – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вопрос: Какой смысл этой притчи?

Вывод: Все в ваших руках.

Ведущий: Ребята, обучаясь в колледже, за это время вы хорошо познакомились друг с другом, а кто-то и подружился.

Сейчас прошу подойти ко мне десять человек

Упражнение:

Участникам надо выстроиться в одну шеренгу по датам месяца своего рождения. Построиться надо молча не переговариваться.

Ведущий: Вот так и в жизни бывает трудно найти свое место. Тебя будут толкать, пихать, отталкивать. Будут жизненные испытания и неприятности.

Притча: «О колодце и осле».

Осел упал в колодец, старик не смог его вытащить. И решил, что колодец старый, и он давно хотел его засыпать, да и осел уже не работник. Решил засыпать вместе с колодцем и осла. Старик стал кидать землю в колодец, а осел стряхнет землю с себя, да и ногами утопчет. Старик кидал землю, а осел стряхивал ее с себя, да и утаптывал ее. Так и выбрался осел из колодца.

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. Каждая проблема, это камень, который жизнь кидает в вас.

Помните, что вы справитесь с любой неприятностью и выдержите любые испытания, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Запомните пять простых правил:

  1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех на кого были обижены;

  2. Освободите свое сердце от волнений, - большинство из них, они бесполезны;

  3. Цените, то, что имеете;

  4. Отдавайте больше;

  5. Ждите меньше.

  6. Сделай добро и бросай в воду, оно обязательно к тебе вернется.

Упражнение: «Аплодисменты»

Участники образуют круг, в центре круга стоит стул. Каждый участник становиться на стул и называет одно свое положительное качество, и остается стоять на стуле несколько секунд. Остальные участники тренинга хлопают в ладоши.

Вопрос: Смущали ли Вас аплодисменты, или приятно было их слушать?

Упражнение: «Вверх по радуге»

(снятие тревожных ощущений)

Звучит спокойная мелодия.

Ведущий. Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза представьте красивую, разноцветную радугу. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с воздухом вы взбираетесь вверх по радуге (задержите дыхание), а выдыхая – съезжаете по ней в низ (и все плохое, негативное выдыхаете, избавляетесь от него). И так несколько раз.

Вопрос: Что вы при этом испытывали?

Упражнение: «Прощание».

Участники тренинга делятся по парам и образуют два круга – внешний и внутренний. Внешний круг стоит на месте, внутренний круг двигается по часовой стрелке. Пары смотрят друг другу в глаза, если участники протянули руку вперед, они пожимают друг другу руки, если подняли вверх – обнимаются.

Ақмола облысы білім басқармасының

«Есіл ауданы, Есіл қаласы,

№7 агротехникалық колледжі”

коммуналдық мемлекеттік мекемесі

«Сезімдер және бейнелер»

суицидті жасөспірімдердің алдын алу

«Эмоции и чувства»

профилактика

суицидального поведения подростков

Подготовила педагог-психолог Е.Дорошенко

infourok.ru

11. Проявления эмоций и чувств. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание

11. Проявления эмоций и чувств

Задачи занятия : научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность.

Упражнение-разминка «Хлопки по коленям»

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа – «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева – «три», а «четыре» – опять тот, кто начинал счет. По такому же принципу счет продолжается, пока в нем не примет участие каждый.

После 1–2 пробных кругов вводятся дополнительные условия, например такое: запрещается называть числа, заканчивающиеся на 6 или кратные 6 (6, 12, 16, 18 и т. д.). Кому достается такое число, должен не произносить его, а дважды хлопнуть соседа по колену. Кто ошибается, тот выбывает из игры. В конце концов в круге остаются самые внимательные. Естественно, признаки «неназываемых» чисел можно менять.

Психологический смысл упражнения. Упражнение служит хорошей разминкой, а также развивает внимательность и навыки группового взаимодействия.

Обсуждение. Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Муха»

Описание упражнения: На листе бумаги рисуется поле 5x5 клеток, в центре ставится фишка – «муха», которая может перемещаться за каждый ход на одну клетку в любом направлении (вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали). Участники поля не видят. Ведущий просит их поочередно указывать направление хода и двигает фишку соответствующим образом. Задача участников – делать ходы так, чтобы «муха» не вылетела за пределы игрового поля. При этом запрещено зеркально повторять ход предыдущего участника (например, если сделан ход «вверх», то следующий участник не имеет права говорить «вниз», он должен выбрать любой другой ход).

Психологический смысл упражнения. Концентрация внимания участников, их введение в ситуацию «здесь и сейчас», активизация самоконтроля.

Обсуждение. Как, по мнению участников, такая игра связана с эмоциями и чувствами? Что еще, помимо концентрации внимания, требуется для успеха в ней?

Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»

Участникам демонстрируется разнообразный иллюстративный материал, изображающий людей, выражающих определенные эмоции. На первом этапе целесообразно использовать картинки или фотографии, содержащие четко прослеживаемую мимику, характерную для определенных эмоций. Образец такого иллюстративного материала приведен ниже на рис. 5. Рекомендуется использовать и другие источники, например «Атлас по психологии» (1999, с. 203–209), и иллюстративный материал, размещенный в «Психологии эмоций» К. Изарда (1999). Кроме того, участникам можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно подобрать и принести на занятие портреты и фотографии, которые помогают увидеть яркие выражения эмоций. Ведущий демонстрирует иллюстративные материалы всем участникам сразу и/или пускает по кругу. Участники выдвигают гипотезы о том, какие эмоции отражены на этих картинках и в каких именно деталях мимики они выражаются.

Рис. 5

Когда участники освоятся с такой работой, можно привлечь и более сложный материал, отражающий не изолированно мимику, а полный облик людей, переживающих эмоции и чувства. Очень много для такой работы дают произведения живописи. Например, можно использовать репродукции картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (все разновидности смеха) и «Иван Грозный и сын его Иван» (ужас, раскаянье), полотна А. Иванова «Явление Христа народу» (его персонажи демонстрируют широчайшую гамму переживаний, таких как страх, смущение, восторг, надежда, скепсис, спокойная уверенность) и т. д.

Далее проводится наблюдение за проявлениями эмоций участников при выполнении тренинговых упражнений. Для этого подойдут любые упражнения, вызывающие у участников сильный эмоциональный отклик.

В контексте данного занятия уместно повторить блок телесноориентированных упражнений: «Маятник», «Круг доверия» и «Падение в пропасть» (см. с. 108, 109, 110). Во-первых, упомянутые упражнения вызывают эмоциональный отклик и предоставляют хороший материал для наблюдения за проявлениями эмоций. Во-вторых, при обсуждении их можно обратить внимание на собственные переживания участников. Особенно информативно в этом плане «Падение в пропасть». Подростки, в конкретный момент непосредственно не участвующие в упражнении, выполняют роли наблюдателей, фиксируя внешние проявления эмоций у активных участников и впоследствии давая им обратную связь.

Упражнение «Замороженные»

Описание упражнения. Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» – людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед). Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них – своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех?

Психологический смысл игры. Тренируются навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия.

Обсуждение. Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других людей? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния?

Домашнее задание

Выбрать какую-нибудь из рассмотренных эмоций. По дороге домой посчитать встречных прохожих, демонстрирующих невербальные признаки этой эмоции. В начале следующего занятия обсуждается выполнение данного задания. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Тренинг по психологии "Мир эмоций"

?Утверждаю

Директор КГК «Центр поддержки семьи и детства»

акимата

города Усть – Каменогорска

____________С.Ю. Иваненко

«___»_____________2013 года

Тренинг «Мир эмоций»

Составитель:

Педагог-психолог

Комиссарова А.А.

Усть-Каменогорск, 2013 год

Цель: Знакомство с миром своих эмоций, и анализ собственного эмоционального состояния.

Задачи:

  1. тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;

  2. обучение приемам расслабления;

  3. создание позитивного эмоционального фона в группе.

Категория участников: дети в контакте с законом, в возрасте от 9 до 17 лет.

Временные рамки: встреча рассчитана на 1 занятие по 40-45 минут.

Ход проведения

Оргмомент. Здравствуйте, сегодняшняя встреча посвящена нашим эмоциям.

Кто скажет, зачем нам нужны эмоции и что это такое? (выслушиваются ответы учащихся)

 Любая эмоция — это срочный сигнал, помогающий сориентироваться в том, что сейчас нужно делать.

Природой задумано так:

Боишься — беги, злишься — наступай, чувствуешь вину — проси прощения или компенсируй ущерб, интересуешься — исследуй.

ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ВЕДЕТ ЛИШЬ К ИХ НАКОПЛЕНИЮ И ИЗВРАЩЕНИЮ.

Типичные ошибки обращения с эмоциями.

  • неадекватное выражение эмоций

  • подавление эмоций

  • неосознанность эмоций

Любые психологические трудности начинаются именно с ошибок выражения или подавления эмоций, в частности гнева и раздражения.

А когда человек находится в ладу со своими эмоциями, он уже не задает никому вопросы типа: «как быть»? Он уже сам знает правильный ответ! Отсюда берет начало такой феномен, как ХОЗЯИН СВОЕЙ ЖИЗНИ - человек, который сам задает позитивный эмоциональный фон окружающим, сам создает свою жизнь, достигая признания, доверия, близости и успеха.

Упражнение «Война и мир»

Каждый участник получает чистый белый лист бумаги.

- Представьте себе, что это - не лист бумаги, а кто-то, с кем бы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появилась возможность в течение десяти секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Я начинаю счет: один. Как правило, листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно по счету "десять!" все действия по уничтожению противника уже исчерпаны, может быть, только самые изобретательные попросят дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые "герои битвы" испытывают в данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество? Может быть, есть ощущение освобождения – камень с души упал?

Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика и на примирение. Но, так или иначе, всегда наступает этот светлый и трагический день – первый день, после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры. Вот вам новый лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей. У вас есть, ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через четверть часа каждый из вас выступит с примирительной речью к бывшему неприятелю.

Дискуссия «Эмоции правят мною или я ими?!»

а) бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться, вовсе их не испытывать?

б) бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Конкретно: о пользе и вреде эмоций. Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны. Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а для того чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сейчас сами провести исследование вреда и пользы разных эмоций, на основе собственного опыта.

Итак, все согласны с тем, что всякое чувство, которое испытывает человек, несет какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.

Упражнение «ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ»

Инструкция: Объединитесь в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЛЮБОВЬ”. Вторая группа рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”

Время работы 2- 3 мин.

Эмоция

Её польза

Её вред

ЛЮБОВЬ

 

 

ЛЕНЬ

- Испытываешь приятные чувства.

- Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.

-Любовь помогает понимать чувства другого человека

- Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…

- Влюбленный не очень много думает о неприятностях.

- Насмешливость других.

- ревность и недоверие к тому, кто любит.

- чувство неразделенной любви.

- Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.

- Любовь легко перерастает в ненависть.

Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Упражнение “ЗАТО”

Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Стандартная школьная ситуация:

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете, что вам предложили остаться после уроков незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)

- зато у меня есть время ……;

- зато я могу сходить в столовую;

- зато я могу отдохнуть;

- зато я могу выпить кофе;

- зато я могу сходить в свой класс;

- зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Упражнения на расслабление (тренер выбирает вариант упражнения на выбор)

Психолог рассказывает о том, что в случаях, когда человек испытывает напряжение или раздражение, можно помочь себе, расслабившись при помощи простых приемов, которые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.

А.

— Сядем по удобнее. Спина расслаблена, опираемся на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем.

По окончании:

— Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну? Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

Б. «Волшебное слово».

— Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

В.

— Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен», не «Я не волнуюсь» и т. д. Начнем.

По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, если не трудно, о том, какие ситуации вспомнились.

Г. «Вверх по радуге»

Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

6. «Хлопки».

Задача ребят хлопать в ладоши ориентируясь на психолога, который выступает в роли регулятора силы хлопков.

Заключительное слово ведущего:

Люди резко отличаются по устойчивости настроения, по зависимости настроения от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоционально приятной деятельностью;

– заняться аутотренингом;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

И помните, если Вы хотите быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями необходимо:

Нельзя «закрыть рот» своим чувствам.

Необходимо их выслушать.

Нельзя давать им волю, чтобы они не стали слишком большими.

Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?

а) как это делать?

б) надо ли это делать?

в) зачем и кому?

infourok.ru

Психологический тренинг для учителей (учащихся) "Эмоции и чувства"

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель занятия: знакомство с психологией, как с наукой; выражение посредством игры чувств и эмоций; сплочение педагогического (ученического) коллектива.

Задачи:

  1. Совершить краткий экскурс в историю психологии, как науки.
  2. Провести беседу о свойствах личности и эмпатии.
  3. Провести игру с передачей голосом чувств и эмоций.
  4. Провести игру с передачей эмоций посредством мимики и жестов.
  5. Провести игру “Кто я?”

Оборудование:

  • Помещение, которое можно затемнить, свечи.
  • Композиция из природных материалов.
  • Желательно, чтобы присутствовала вода (прозрачное блюдо с водой, в котором плавают свечи и т.п..)
  • Два вида конвертов с наборами карточек, в которых заданы разные чувства и эмоции.
  • Набор табличек с именами сказочных персонажей, известных личностей, овощей и т.д..
  • Красивая шкатулка с цветными бумажными сердечками, бабочками, в которых содержатся шуточные советы (в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда).
  • Кассеты, диски со специально подобранной музыкой.

1. Краткий экскурс в историю психологии.

Наша встреча проходит в рамках недели толерантности и посвящена она теме: “Эмоции и чувства”.

Слово психология появилось впервые в XVI веке в Западно-Европейских текстах. Состоит оно из двух древнегреческих слов псюхе – душа и логос – учение. Но разве раньше не существовала эта наука? Конечно же, история психологии уходит корнями в далекое прошлое.

Еще до нашей эры она существовала как наука о душе.

В XVII веке нашей эры как наука о сознании.

В XX веке нашей эры как наука о поведении.

И лишь теперь сформировалась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Недаром существует столько отраслей психологии - зоопсихология, психофизиология, социальная психология, возрастная психология, психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, этнопсихология, психофизика, психотроника и многие другие.

Чаще всего психология переплетается с философией.

Гераклит в 4-5 веках до нашей эры считал, что космос – это вечно живой огонь. А душа – его искорка.

Пифагор был убежден, что душа бессмертна и вечно странствует по телам животных и растений.

Душа – анима. Давайте послушаем музыку и подумаем о душе.

(Помещение затемняется, зажигаются свечи, звучит специально подобранная музыка, желательно – возбуждающая эмоции и чувства. После прослушивания помещение освещается. Свечи продолжают гореть.)

2. Свойства личности и эмпатия.

Цель нашего занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны.

Все люди разные. Эмоциональные и спокойные, легко ранимые и “толстокожие”. Часто это зависит от умения человека управлять своими эмоциями, но почти всегда – от врожденных особенностей нервной системы.

Еще Гиппократ разделил людей по четырем видам темперамента:

  • сангвиники
  • флегматики
  • холерики
  • меланхолики

Одна группа людей предпочитает делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчение. Другая – глубоко скрывает свои чувства и эмоции по разным причинам:

  • стыдно казаться слабым
  • некрасиво обременять других своими проблемами
  • затаенные обиды
  • боязнь быть непонятыми и т.д.

Одна категория людей находит и аккумулирует силы, благодаря этому положению. Но не все могут самостоятельно справиться с проблемой – начинаются болезни нервной системы, изменение личности, человек страдает. А все почему? Не последовало своевременной помощи со стороны окружающих людей. Надо сделать первый шаг – “вскрыть нарыв” - тем самым помочь человеку. Эффективность помощи вы увидите по последовавшей реакции (возможно, не всегда положительной...)

Сколько самоубийств было бы предотвращено, будь люди эмпатичней, наблюдательней, внимательней друг к другу.

3. Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.

Внимательно посмотрите, перед вами на столах два вида конвертов: квадратные и прямоугольные. Каждый участник группы, у кого квадратный конверт, вскроет его, найдя карточку с названием эмоционального состояния, и с соответствующей интонацией произнесет эту фразу: “Сегодня был солнечный день” (Можно выбрать любую фразу).

А участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал партнер.

(Примерный набор эмоций: восхищение, грусть, безразличие, агрессия, смущение, недовольство, радость, страх, раздражение, удивление...)

Давайте обсудим, какие приемы вам известны, чтобы справиться со своими эмоциями? Ведь некоторым это прекрасно удается. (Желающие делятся своим опытом).

4. Передача эмоций и чувств посредством жестов и мимики.

Если человек эмоционален, он легко и часто использует жестикуляцию. Кого-то это раздражает, а кто-то просто не может без этого жить. Даже целые государства и народы (Италия, Испания, народы Закавказья ).

В следующем упражнении вы передадите эмоции и чувства только при помощи мимики и жестов, но молча. Это сделают те участники, у которых прямоугольные конверты.

(Примерный набор: влюбленность, обида, радость, смущение, сильная боль, ужас, злость...)

5. Логическое мышление, находчивость и интуиция. Игра “Кто я?”

А теперь давайте с помощью логического мышления, интуиции и минимума вопросов достигать цели в незнакомой, загадочной для нас обстановке, в какую нас время от времени ставят жизненные обстоятельства и когда от нас требуется максимум сообразительности и находчивости.

(На спину игрока ведущий прикалывает табличку с персонажем сказки, неодушевленным предметом, известной личностью и т.п.. Игрок должен угадать, кто он, задавая наводящие вопросы группе, на которые можно отвечать “да” или “нет”. Побеждает тот, кто угадал, кто он, задав минимум вопросов).

Заключение

В нашем занятии было много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы рассмотрели серьезную тему. А теперь примите подарки на память в виде шуточных советов, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное-правда...

(Звучит легкая, приятная, “светлая” музыка, участники вытаскивают из сюрпризной коробочки цветные сердечки, бабочки с советами о том, каким должен быть педагог. Если занятие с учениками, то советы соответствующие).

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

УРОК-ТРЕНИНГ НА ТЕМУ: ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Тема урока: «Чувства и эмоции»

Цели урока:

Образовательные .Познакомить учащихся с понятием «чувства», показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека;

Развивающие. Развитие креативного, наглядно-образного мышления, умения работать в группе и команде. А так же развить умение владеть и управлять своими эмоциями.

Воспитательные. Воспитание мотивов труда, этических взглядов и положительного отношения к жизни во всех её проявлениях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций;

  • развить у учащихся умения слушать других людей;

  • способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;

  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;

  • способствовать развитию познавательных способностей, через решение анаграмм;

  • сформулировать у учащихся интерес к собственной личности;

  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.

Тип урока: Урок-тренинг.

Методы обучения: беседа, наблюдение, эксперимент, игротерапия, практическая часть (применение знаний на практике, обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения информации по данной теме).

Формы обучения: работа в команде, в группах.

Материалы для проведения занятия:

  • Мультимедиа-проектор

  • Раздаточные листы с изображениями

  • Зеркало

  • Маркеры или фломастеры.

  • Бланки, карточки

ХОД УРОКА

  1. Объяснение нового материала.

Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, что такое чувства и эмоции, какие виды чувств можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.

Формы переживания чувств

Чувства – переживаемое в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Чувствами называются психические состояния, выражающие отношения человека к другим людям, к самому себе, к окружающей жизни. Чувства пронизывают, окрашивают в определенн6ый тон все стороны психической деятельности человека – его ощущения, восприятия, мысли, воображения. Всякое чувство, определяется прямо или косвенно, каким- то внешним воздействием. Исключение кот возникает физиологическими процессами (болезнь, голод). Значение чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Чувства помогают преодолевать трудности в учебе, труде, творческой деятельности.

Эмоции – непосредственное, временное переживания, какого – нибудь постоянного чувства

Эмоции – душевное движение, душевное волнение.

Настроение – представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении значительного времени все поведения человека.

Настроение, как всякое другое чувство, выражается в виде положительного и отрицательного переживания, например в виде радости или печали.

Стрессовые состояния – Это переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных нагрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения.

В переводе с анг. слово стресс означает – напряжение. При стрессе возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь).

Аффекты – эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие.

Аффект (вспышка) – чрезвычайно интенсивное чувство, при котором у человека наблюдается иногда даже временная потеря сознательного, волевого контроля за свои поведения и поступки. Обычно аффектное состояние проходит быстро.

Проявления:

  • Значительное изменения сознания

  • Утрата самообладания

  • Движения безотчетные

  • Характерные жесты и мимика лица

  • Слезы и рыдания

  • Хохот и выкрики

  • Человек утрачивает контроль над собой, совершая безотчетные и безрассудные действия

Страсть – это длительное, устойчивое и интенсивное чувство.

Страсть относится к тем чувствам, кот побуждают человека к активности. Страсть может быть положительной и отрицательной по своему содержанию и направленности. Страсть положительного характера, например к учению, способствуют к росту личности. Отрицательные, которые часто разрушают личность, подавляют психику человека. Такой страстью являются пьянство, азартные игры.

Представьте себе такую ситуацию: мама, которую искренне любит ребенок (это устойчивое чувство), уставшая пришла с работы и, не выясняя причин по которым ее чадо не выполнило всех данных ему поручений, стала его ругать. Ребенок же не смог всего сделать из-за плохого самочувствия, и вспыхнувшая в нем на несправедливые замечания матери обида (кратковременное эмоциональное состояние) скоро раствориться и, конечно же, не заглушит любви к ней.

Таким образом, главное, что отличает эмоции от чувства, это длительность процесса.

Как же определить свое эмоциональное состояние? Для этого мы воспользуемся «Эмоциональным термометром». 100 – полный дискомфорт: ужасно, неприятно, отвратно.

0 – состояние наивысшего блаженства: классно, супер.

50 – нейтральное состояние.

С помощью этого прибора мы будем в дальнейшим определять эмоциональное состояние.

Сейчас я зачитаю одну историю и каждый представит себя на этом месте и на своем термометре отметит уровень.

2 Закрепление.

Способы избавления от нежелательных эмоций.

Перед вами лежат два листочка: один желтого цвета, а другой черного цвета. Напишите на черном листочке те эмоции, которые вам мешают общаться, а на желтом, те эмоции, которые вам наоборот помогают общаться (листочки идут по кругу). Мы не случайно написали отрицательные эмоции на черных листах, а положительные на желтых. Как вы можете это объяснить? Т.е. цвет может влиять на наши эмоции и на наше настроение.А теперь я предлагаю разорвать наши черные листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них.

Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (побыть одному, прогуляться, заняться спортом, почитать книгу).( Варианты учащихся, поощрить).Теперь представим, что нас чем-то очень разозлили. Представили. Но мы знаем, что любой спор и конфликт можно решить мирным путем. Но надо сначала себя успокоить. И так, сожмем кулачки со всей силы и считаем про себя до 10. Полегчало?

Итак, что могут дать эмоции и для чего они нужны?

Игра «4 угла»

Предлагаю в один угол пройти тем, кто считает, что эмоции вредны.

В другой те, кто считает, что эмоции полезны.

И в третий пойдут те, кто имеет свое другое мнение.

Теперь послушаем ваши мнения. Начнем с угла….

На каком эмоциональном уровне должны находиться люди, чтобы они могли правильно и трезво оценивать обстановку. Отмечаем на нашем термометре.

А как вы думаете, легко ли контролировать свои эмоции?

Сейчас мы это проверим? Нам нужен один доброволец.

Игра «Зеркало» ( победившего поощрить)

Игра «Замороженные»

Игра «Иностранцы»

Как вы считаете то, что написано на нашем лице, понятно другим людям, которые не знают языка. (да, эмоции это всемирный язык).Мне нужно 4 добровольца.А теперь представьте себе, что все вы говорите на разных языках.(китайский, немецкий, английский, японский и т.д.). Вытяните каждый по карточке. Какая эмоция там написана никому не говорите. Вам надо показать эту эмоцию, что бы она была понятна другим людям.

3 Подведение итогов.

Мы видим, что существует множество способов, но наиболее часто встречаются три типа решения этой проблемы, давайте все вместе их обобщим:

  1. Изменить свою эмоцию на другую.

  2. Отложить на время решения и действия до тех пор, «пока не улягутся страсти».

  3. Учитывать свое состояние и принимать решения с «напуском», то есть заранее предполагать ошибку.

Как вы себя чувствуете? По кругу опросить каждого по «термометру»

Будем надеяться, что у кого хорошее настроение, оно останется таким же, а у кого другое – станет лучше.

Всего доброго!

infourok.ru

Психологический тренинг для учителей "Эмоции и чувства"

Психологический тренинг для учителей "Эмоции и чувства"

Цель занятия: знакомство с психологией, как с наукой; выражение посредством игры чувств и эмоций; сплочение педагогического (ученического) коллектива.

Задачи:

  1. Совершить краткий экскурс в историю психологии, как науки.

  2. Провести беседу о свойствах личности и эмпатии.

  3. Провести игру с передачей голосом чувств и эмоций.

  4. Провести игру с передачей эмоций посредством мимики и жестов.

  5. Провести игру “Кто я?”

Оборудование:

  • Помещение, которое можно затемнить, свечи.

  • Композиция из природных материалов.

  • Желательно, чтобы присутствовала вода (прозрачное блюдо с водой, в котором плавают свечи и т.п..)

  • Два вида конвертов с наборами карточек, в которых заданы разные чувства и эмоции.

  • Набор табличек с именами сказочных персонажей, известных личностей, овощей и т.д..

  • Красивая шкатулка с цветными бумажными сердечками, бабочками, в которых содержатся шуточные советы (в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда).

  • Кассеты, диски со специально подобранной музыкой.

1. Краткий экскурс в историю психологии.

Наша встреча проходит в рамках недели толерантности и посвящена она теме: “Эмоции и чувства”.

Слово психология появилось впервые в XVI веке в Западно-Европейских текстах. Состоит оно из двух древнегреческих слов псюхе – душа и логос – учение. Но разве раньше не существовала эта наука? Конечно же, история психологии уходит корнями в далекое прошлое.

Еще до нашей эры она существовала как наука о душе.

В XVII веке нашей эры как наука о сознании.

В XX веке нашей эры как наука о поведении.

И лишь теперь сформировалась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Недаром существует столько отраслей психологии - зоопсихология, психофизиология, социальная психология, возрастная психология, психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, этнопсихология, психофизика, психотроника и многие другие.

Чаще всего психология переплетается с философией.

Гераклит в 4-5 веках до нашей эры считал, что космос – это вечно живой огонь. А душа – его искорка.

Пифагор был убежден, что душа бессмертна и вечно странствует по телам животных и растений.

Душа – анима. Давайте послушаем музыку и подумаем о душе.

(Помещение затемняется, зажигаются свечи, звучит специально подобранная музыка, желательно – возбуждающая эмоции и чувства. После прослушивания помещение освещается. Свечи продолжают гореть.)

2. Свойства личности и эмпатия.

Цель нашего занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны.

Все люди разные. Эмоциональные и спокойные, легко ранимые и “толстокожие”. Часто это зависит от умения человека управлять своими эмоциями, но почти всегда – от врожденных особенностей нервной системы.

Еще Гиппократ разделил людей по четырем видам темперамента:

  • сангвиники

  • флегматики

  • холерики

  • меланхолики

Одна группа людей предпочитает делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчение. Другая – глубоко скрывает свои чувства и эмоции по разным причинам:

  • стыдно казаться слабым

  • некрасиво обременять других своими проблемами

  • затаенные обиды

  • боязнь быть непонятыми и т.д.

Одна категория людей находит и аккумулирует силы, благодаря этому положению. Но не все могут самостоятельно справиться с проблемой – начинаются болезни нервной системы, изменение личности, человек страдает. А все почему? Не последовало своевременной помощи со стороны окружающих людей. Надо сделать первый шаг – “вскрыть нарыв” - тем самым помочь человеку. Эффективность помощи вы увидите по последовавшей реакции (возможно, не всегда положительной...)

Сколько самоубийств было бы предотвращено, будь люди эмпатичней, наблюдательней, внимательней друг к другу.

3. Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.

Внимательно посмотрите, перед вами на столах два вида конвертов: квадратные и прямоугольные. Каждый участник группы, у кого квадратный конверт, вскроет его, найдя карточку с названием эмоционального состояния, и с соответствующей интонацией произнесет эту фразу: “Сегодня был солнечный день” (Можно выбрать любую фразу).

А участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал партнер.

(Примерный набор эмоций: восхищение, грусть, безразличие, агрессия, смущение, недовольство, радость, страх, раздражение, удивление...)

Давайте обсудим, какие приемы вам известны, чтобы справиться со своими эмоциями? Ведь некоторым это прекрасно удается. (Желающие делятся своим опытом).

4. Передача эмоций и чувств посредством жестов и мимики.

Если человек эмоционален, он легко и часто использует жестикуляцию. Кого-то это раздражает, а кто-то просто не может без этого жить. Даже целые государства и народы (Италия, Испания, народы Закавказья ).

В следующем упражнении вы передадите эмоции и чувства только при помощи мимики и жестов, но молча. Это сделают те участники, у которых прямоугольные конверты.

(Примерный набор: влюбленность, обида, радость, смущение, сильная боль, ужас, злость...)

5. Логическое мышление, находчивость и интуиция. Игра “Кто я?”

А теперь давайте с помощью логического мышления, интуиции и минимума вопросов достигать цели в незнакомой, загадочной для нас обстановке, в какую нас время от времени ставят жизненные обстоятельства и когда от нас требуется максимум сообразительности и находчивости.

(На спину игрока ведущий прикалывает табличку с персонажем сказки, неодушевленным предметом, известной личностью и т.п.. Игрок должен угадать, кто он, задавая наводящие вопросы группе, на которые можно отвечать “да” или “нет”. Побеждает тот, кто угадал, кто он, задав минимум вопросов).

Заключение

В нашем занятии было много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы рассмотрели серьезную тему. А теперь примите подарки на память в виде шуточных советов, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное-правда...

(Звучит легкая, приятная, “светлая” музыка, участники вытаскивают из сюрпризной коробочки цветные сердечки, бабочки с советами о том, каким должен быть педагог. Если занятие с учениками, то советы соответствующие).

multiurok.ru